проект "Развитие двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр"
проект (младшая группа)

Минакова Татьяна Николаевна

Педагогический проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx35.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 МКДОУ детский сад «Буратино»

Хвастовичского района Калужской области

Педагогический проект:

«РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ПОДВИЖНЫХ ИГР»

Подготовила:

воспитатель

Минакова Татьяна Николаевна

Хвастовичи 2023

                                       

Оглавление

1.Пояснительная записка                                      стр. 3

1.1.  Условия формирования проекта        стр. 4

1.2. Актуальность проекта        стр. 5

1.3. Новизна проекта.         стр. 5

1.4. Тип проекта.        стр. 6

1.5. Сроки реализации проекта.        стр. 6

1.6. Адресность проекта.        стр. 6

2 Цель и задачи проекта

2.1. Цель проекта.                                                                                          стр. 6

2.2. Задачи проекта.                                                                                       стр. 6

3.Ожидаемые результаты проекта.                                                         стр. 7

4.Стратегия реализации проектной идеи

4.1. Технологии.                                                                                             стр. 7

4.2. Условия, необходимые для реализации проекта.                                стр. 8

4.3. Модель деятельности                                                                             стр. 8

4.4. Основные принципы развития двигательной деятельности.              стр.9

4.5. Дополнительные стимулы.                                                                    стр.9

5.Этапы реализации.                                                                                   стр.9

План реализации проекта                                                                          стр. 10        

Дальнейшее развитие проекта                                                                  стр. 13
Заключение                                                                                                   стр. 13

Литература                                                                                                    стр.15

        1.Пояснительная записка.
     «Двигаться значит жить» это знает каждый из нас.

Движение просто необходимо для организма любого человека – будь то стар или млад. Только не каждый осознает, как двигательная деятельность необходимо для формирования физического и психического здоровья человека и как важно приучать детей с раннего возраста вести активный образ жизни.
К большому сожалению, в наше время встречается все больше детей с проблемами со здоровьем – это и частые простудные заболевания, лишний вес, нарушение осанки и т. д. Причин всего этого может быть много, а одна из них то, что дети ведут малоподвижный образ жизни.
        Специалисты полагают, что движение просто необходимо для человека. В дошкольном возрасте формируются все основные системы и функции организма, поэтому врачи утверждают, что, если ребенок ведет малоподвижный образ жизни он не может расти здоровым. С точки зрения специалистов двигательная деятельность может являться средством профилактики, а также полезным лечебным средством.
Малыш – это творец, создатель, так считают психологи. Вся деятельность ребенка заключается в его движениях. От того насколько многообразнее движения, зависит интеллектуальное развитие ребенка.
       Согласно Приказа Министерства образования и науки РФ  от 17 октября 2013 г. № 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" физическое развитие подразумевает накопление опыта в разных видах деятельности, прежде всего в двигательной, это связано с упражнениями от которых зависит развитие таких качеств, как гибкость и координация, формируется опорно-двигательная система организма; развивается равновесие; способствует развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильное выполнение основных видов движений (ходьба, бег, прыжки, повороты); формируются первоначальные представления о некоторых видах спорта; происходит овладения подвижными играми с правилами; закладываются ценности о правильном образе жизни; соблюдение простейших норм и правил, это касается питания, двигательной деятельности, закаливания организма и т. д.
        Формирование правильного образа жизни для детей в дошкольных учреждениях считается первой причиной его хорошего развития. Правильный образ жизни предусматривает привлечение детей к двигательной деятельности с помощью физического развития.
        Дети большую часть времени в детском саду находятся в группе, поэтому очень важно как правильно организовать распорядок дня, что влияет на улучшение здоровья и профилактику различных заболеваний. Способами организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях считается:
- утренняя гимнастика,
- Гимнастика после сна,
-закаливающие процедуры,
-физкультурные прогулки,
- спортивные праздники,
- Недели здоровья,
- самостоятельная деятельность детей.
1.1 Условия формирования проекта.
Потребность работы в заданной области зависит от того, что в последние годы увеличивается численность детей с ослабленным иммунитетом. К тому же двигательная деятельность у детей снижается из-за некоторых факторов:
- не в каждой семье уделяется необходимое количество времени для двигательной активности ребенка;
-многие предпочитают, чтобы их ребенок развивался интеллектуально.
 Вот из-за этого увеличивается функция дошкольных учреждений в разностороннем физическом процессе детей.
       Нынешняя общественность требует ответственности от работы дошкольных учреждений, где обязаны закладывать основы правильного образа жизни, а также разностороннего развития малышей. От формирования важнейших видов движений, прежде всего зависит развитие таких психических процессов, как внимание, восприятие, воображение, мышление и, конечно же благоприятствует повышению жизненного тонуса.
        Слишком подвижные дети, легче адаптируются в новых условиях. Внимание детей привлекают новые игрушки, они сразу включаются в процесс. Поэтому очень важно в работе с детьми младшего возраста обращать внимание на развитие двигательных процессов.
Выделены следующие проблемы в данном направлении:
- сформировать условия, которые будут побуждать детей к двигательной активности;
- обучить малышей верно передвигаться;
- сформировать принципы физического воспитания.
Составляя план данной работы, я действую согласно программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой.
      Двигательные способности реализую в соответствии с распорядком, что содержит: утреннюю гимнастику, подвижные и малоподвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия.
Главное в способах обучения детей двигательным способностям ссылаться на следующие правила:
- постоянность;
- произвольность (стимулировать готовность и не принуждать);
- легкость в занятиях;
- смена установленных конструкций с индивидуальной активностью.
1.2. Актуальность проекта.
        В современном обществе все понимают, что физическая нагрузка и правильный образ жизни просто необходимы для здоровья каждого из нас. Функция движений очень важна для физического и психического развития детей. Очень часто, среди детей, посещающих дошкольные учреждения встречаются дети, которые ведут малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка в период, когда у детей происходит активный рост, оказывается одним из факторов нарушения здоровья детей. Поэтому самым важным считается исследование методов физического и духовного оздоровления детей дошкольного возраста.
        Выход из данной ситуации заключается в организации системы социально-педагогической среды, что гарантирует единый образовательный процесс и гармоничное индивидуальное развитие ребенка. Особенно важным для достижения этой цели является игровая деятельность, в частности подвижные игры. Таким образом темой этого проекта выбрана «Развитие двигательной деятельности детей младшего возраста, посредством подвижных игр».
1.3. Новизна проекта
       Чаще всего у детей дошкольного возраста наблюдается недостаток в двигательной деятельности, мотивом данного считается малоподвижный образ жизни. В нашем регионе также замечается у детей скудное развитие в двигательной деятельности. Достаточно много времени из-за плохой погоды дети сидят у телевизора, за компьютером. Все это приводит к нарушению здоровья: переутомление некоторых мышц и недостаток в обмене веществ. По этой причине самым важным в этом проекте считаю необходимым увеличение двигательной деятельности малышей. Работа выстраивается с учетом накопленного опыта и конечно же актуальных методов для улучшения здоровья детей. Зная, насколько это просто необходимо для формирования детей дошкольного возраста. Важная идея проекта заключается в организации и введение в педагогический процесс более совершенных изменений в двигательной деятельности у дошкольников.

1.4. Тип проекта
практико-ориентированный, долгосрочный.

1.5. Сроки реализации проекта: 2022- 2023 г.

1.6. Адресность проекта
      Проект направлен на сотрудничество педагогов МКДОУ д/с «Буратино» с детьми, родителями(законными представителями) . Этот педагогический проект вероятно будет полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, выражающим интерес родителям.

2.Цели и задачи проекта.
2.1 Цель проекта - разработка систематического подхода к укреплению здоровья детей дошкольного возраста при помощи развития двигательных функций, посредством подвижных игр.
2.2 Задачи проекта
Для детей:
- Модернизировать здоровье-сберегающее пространство;
- формировать для детей условия благоприятной психологической обстановки;
- улучшать состояние здоровья, а также способствовать повышению защитных функций организма;
- формировать психические процессы: память, внимание, решительность, смелость;
- способствовать формированию физиологических особенностей (подвижность, стремительность, равновесие, устойчивость);
- вырабатывать чувство товарищества, а также увлечение занятиями физкультурой.
Для родителей:
- расширять и пополнять знания родителей по теме физического воспитания детей младшего дошкольного возраста и организации правильного образа жизни в семье;
- подключать родителей к коллективной работе по оздоровлению;
- дополнять уголок физического развития.
Для воспитателей:

- повысить профессиональный уровень педагогической компетентности;

- обмен практического опыта и внедрение его в деятельность;

- создать условия для распространения опыта работы по данному проекту.


3. Ожидаемые результаты.
1. Способствовать взаимодействию между родителями и детьми.
2. Обогатится двигательная деятельность и соответственно будут развиваться такие качества, как подвижность, стремительность, гибкость, сила.
3. Сформируется полезный опыт у родителей по части физического воспитания и состояния здоровья детей.
4. Улучшать показатель педагогического взаимодействия с родителями.
5. Стимулировать желание у малышей и родителей к двигательным действиям.
6. Развивать согласованные отношения с семьей.

4.Стратегия реализации проектной идеи.
4.1. Технологии.
      Сущность проекта является в том, что одним из важных условий физического развития ребенка является создание предметно-развивающей среды в группе. В нашем детском саду есть игры и оборудование для развития ходьбы и других видов движений детей (игрушки, которые можно катать, бросать; дорожки для ходьбы, сухой бассейн, скамейки, дуги разной высоты, разнообразные мячи, коврики, канат; погремушки, султанчики, ленточки, платочки, флажки, гимнастические палки, кольцебросы, различные маски для проведения подвижных игр. Важно помнить, что игры с движениями и в движении это самые радостные минуты в жизни ребёнка. Формы организации и проведения занятий - это ежедневная утренняя гимнастика, занятия по физической культуре (3 раза в неделю), дыхательная гимнастика, ежедневные прогулки, физкультминутки, подвижные игры, хороводные игры, ходьба по "тропе здоровья" (массажные коврики), пробуждающая гимнастика после сна.
       Методы: словесный, игровой, практический – развиваются познавательные и сенсорные способности, морально-волевые качества, формируется поведение ребенка, активизируется мышление ребенка.
      Забота о здоровье детей в МКДОУ д/с «Буратино» определяется из создания условий, которые способствуют благоприятному развитию детского организма. Самым управляемым фактором внешней среды считается двигательная нагрузка, действие которой, выражает целенаправленное действие на оздоровление.
    Улучшая двигательные способности воспитанников, обучая их двигательным навыкам и умениям мы способствуем:
- улучшение устойчивости детского организма к воздействию патогенных микроорганизмов и различных неблагоприятных факторов окружающей среды;
- развитие реакций регулирование организма, что обеспечивает устойчивость к простудным заболеваниям;
- рост физической работоспособности;
- нормализации деятельности отдельных органов и функциональных систем, также вероятной коррекции врождённых или приобретённых дефектов физического развития;
повышению тонуса коры головного мозга и получению положительных эмоций, которые способствуют охране и укреплению психического здоровья.
4.2. Условия, необходимые для реализации проекта (ФГОС ДО п. 3)
    Проект подготовлен на основе образовательной программы дошкольного образования МКДОУ детского сада «Буратино», учитывая положения федерального государственного образовательного стандарта ДО.
Ресурсное обеспечение проекта
1. программно-методическое обеспечение;
2.развивающая среда группы, которая оборудованная необходимым учебно-методическим комплексом;
3.сотрудничество всех участников педагогического процесса;
4.эффективное взаимодействия с родителями;
5.система мониторинга.
4.3. Модель деятельности
       В развитии двигательной деятельности ребенка выделятся три основных этапа, каждый из которых, в свою очередь, может быть уточнен и требует специфических методов и приемов руководства со стороны взрослого.
        Принцип работы первого этапа, направлен на определение содержание работы, опыт педагогов ДОУ и родителей по вопросам обеспечения двигательного режима детей, материалов, оборудования, которые будут использоваться в ходе проекта.
        Принцип работы второго этапа направлен на обеспечение детям младшего дошкольного возраста широкую возможность передвигаться в пространстве.
В групповых помещениях дополнились центры двигательной активности традиционным и нетрадиционным оборудованием и инвентарем, который необходимым для активизации всех видов самостоятельной двигательной деятельности детей. На территории ДОУ имеется спортивная площадка, на которой имеется крупное гимнастическое оборудование для физических упражнений и игр. В определенное временя года проводились игры и упражнения на свежем воздухе, это является наиболее эффективными формами повышения двигательной активности детей.
         Принцип работы третьего этапа направлен на анализ результатов двигательной деятельности детей младшего дошкольного возраста. Данный этап имеет достаточно тесную и непосредственную связь с этапами, которые перечислены нами ранее. Этот этап является рефлексией, на котором обсуждается оценка приобретенного опыта, обобщение, обмен опытом.
4.4. Основные принципы развития двигательной деятельности:
1. Принцип активности (предполагает самостоятельность)
2. Принцип систематичности и последовательности (формирование двигательных навыков, закаливание, режим)
3. Принцип наглядности
4.5. Дополнительные стимулы:
      Дополнительные стимулы в рамках выполнения проекта, позволяют создать положительную мотивацию и высокий уровень развития детей дошкольного возраста на занятии. В реализации проекта применяются следующие виды дополнительных стимулов:
1. Игровые персонажи;
2. Сюрпризные моменты;
3.Положительный эмоциональный фон;
4. Музыкальное сопровождение;
5. Целесообразный двигательный режим, который подразумевает активный отдых- физкультурные досуги, праздники, Дни здоровья.
5.Этапы реализации:
      Нами были определены три этапа для комплексного осуществления проекта по развитию двигательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
1 этап – подготовительный
Цель: Изучение теоретических вопросов по физическому развитию, обозначение темы и проблемы проекта, подбор и изучение литературы по данной теме. Подбор и изготовление дидактического материала, картотеки игр и упражнений, разработка мероприятий. Подготовительная работа с родителями и сотрудниками ДОУ.
2 этап – основной
Цель: Реализация разработанных программ, проведение с детьми бесед, спортивных мероприятий, игровых занятий, праздников, развлечений и досугов.
Цель: 3 этап- заключительный
Цель: Выводы эффективности по реализации проекта, анкетирование родителей. Подведение итогов работы по данному проекту.

                                     

                                        6. План реализации проекта

Этапы

Наименование мероприятия

  сроки

Подготовительный

  1. Изучить педагогический опыт.
  2. Подобрать и провести диагностику, анкетирование родителей.

       

  1. Разработать перспективный план работы с детьми, родителями и педагогами.

         

сентябрь

Основной

  1. Использование подвижных игр в образовательной деятельности

  1. Ежедневное проведение утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательная и пальчиковая гимнастика.

  1. Разучивание подвижных игр: «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках», «Зайка беленький сидит», «По ровненькой дорожке», «Огуречик, огуречик», «Наседка и цыплята», «Пузырь»

  1. Спортивное развлечение: «Путешествие с колобком».

 С родителями

       1.Консультация «Развитие двигательной деятельности детей младшего возраста».

  1. Изготовление атрибутов для физкультурного уголка.

  1. Мастер-класс по изготовлению «дорожки здоровья», султанчиков для дыхательной гимнастики.

  1. Рубрика «Это интересно».

  1. Консультация «Игры и забавы зимой»

  1. Информация для папки-передвижки «В здоровом теле – здоровый дух»

С педагогами

  1. Консультация «Подвижные игры для малышей».

     

  1. Открытое занятие «В гости к мишке»

  1. Консультация «Использование нестандартного оборудования для повышения интереса детей к двигательной деятельности»

  1. Сообщение «Советы воспитателям: исправление ошибок»

Октябрь-апрель

Заключительный

С детьми

  1. Спортивное развлечение: «Папа, мама, я – спортивная семья».

  1. Организация и проведение диагностики. Наблюдение.

С родителями

  1. Спортивное развлечение: «Папа, мама, я – спортивная семья»

  1. Рекомендации «Подвижные игры и упражнения для всей семьи».

  1. Родительское собрание «Роль игры в жизни детей»

  С педагогами

 Презентация на педсовете

май

7. Дальнейшее развитие проекта

           После выполнения проекта появится перспектива его дальнейшего развития. Проект укажет те области деятельности, в которых необходимы изменения в соответствии с современными требованиями.

         Дальнейшая реализация проекта способствует работе по физическому развитию детей дошкольного возраста:

 -  организовать коррекционно-развивающую среду в группе в соответствии с осуществлением поставленных задач;

 - создавать одинаковые необходимые условия для организации коррекционно-педагогического процесса в семье и ДОУ;

-  оздоровление детей через систему лечебно-профилактических мероприятий;

-  повышать работу воспитательно-образовательного процесса по физической культуре через интеграции разных направлений;

-  воспитывать потребность в повседневной двигательной деятельности, навыки развития;

мотивировать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укреплении.

 8.Заключение.

      Проект «Развитие двигательной деятельности у детей младшего дошкольного возраста посредством подвижных игр» нацелен на развитие двигательной активности посредством использования подвижных игр.

      Подвижные игры – это не просто забава, а еще и тренировка. В данных играх дети учатся общению, умению организовывать команды и взаимодействовать в них, учатся быстро реагировать, состязаться, а также и радоваться.

         Подвижные игры, как правило – это коллективные игры. У детей формируются первоначальные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других участников, находить место в колонне, в кругу, не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место на игровой площадке или в зале и т. п. Коллективные действия маленьких детей создают условия для общей активной деятельности. Они развивают ловкость, быстроту, сноровку, внимание, смелость, чувство коллективизма, дисциплинированность. А самое важное укрепляют физическое здоровье детей.

       Таким образом, можно утверждать, что приобщение к подвижным играм, начатое в дошкольном возрасте, создаст необходимость в здоровом активном образе жизни на все следующие годы. И закончить свое исследование нам бы хотелось словами С.Я. Маршака: «Мы знаем: время растяжимо, оно зависит от того, какого рода содержимым вы наполняете его!»

 

                                       

                                               Литература

  1. Бауэр, О.П. Подвижные игры (Текст // Теория и методика физической культуры дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред. С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. - СПб:ВВМ, 2004.
  2. Доронина, М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста (Текст // Дошкольная педагогика. – 2007. - №4.
  3. Жуков, М.Н. Подвижные игры (Текст / Н.М. Жуков. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
  4.  Двигательно — игровое пространство в группе детского сада. М.Н. Попова.   Санкт — Петербург, 2002 г.
  5. Навстречу друг другу.  М.Н. Попова.  Санкт — Петербург, 2004 г. Ползаем, ходим, бегаем, прыгаем (развитие общей моторики) от 0 — до 3 лет.  Санкт — Петербург «Паритет», 2002 г.
  6. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. 

Под   редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. «Мозаика — Синтез», 2019 г.

  1. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ.  Учебно — методическое

Пособие.   Москва «Творческий центр», 2006 г.    

      8.   Федорова С. Ю.  Планы физкультурных занятий 3-4 лет. - М.: Мозаика Синтез,

            2020.

      9.   Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. –

            М.: Мозаика- Синтез, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО РАЗВЛЕЧЕНИЯ ПО ТЕМЕ «ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ В ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»: «ВОРОБУШКИ – ПТАШКИ»

ПРИМЕРНЫЙ КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО  РАЗВЛЕЧЕНИЯ«ВОРОБУШКИ - ПТАШКИ»(первая младшая группа) Задачи: доставить детям радость, закрепить ОВД (бег на носочка, бег в рассыпную, перепрыгивание, ме...

Совершенствование условий для развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством игры .

Младший дошкольный возраст — важный период в развитии движения ребенка. В это время закладываются основы его физической подготовленности. Овладение движениями обеспечивает ребенку самостоятельность, в...

«Использование подвижных игр для повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста» 2016 уч. год.

Целью проводимой работы было создание условий для активизации  двигательной активности детей младшего дошкольного возраста....

«Использование подвижных игр для повышения двигательной активности детей младшего дошкольного возраста»

Отчет о проведенной работе в рамках годовой задачи  «Совершенствовать работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста используя различные виды двигательной деятельности»Тема: «И...

Презентация опыта «Повышение двигательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством художественной литературы»

Двигательная активность – это биологическая потребность организма в движении, от степени, удовлетворения которой зависит уровень здоровья детей, их физическое и общее развитиеВведение в действие...