Проект «Логоритмика, как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья»
проект по физкультуре (старшая группа)
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движения. Задачи: - повышать интерес детей к физическим упражнениям через игровую деятельность; - развивать слуховое, зрительное, пространственное восприятие; - развивать координацию движений; - развивать общую и мелкую моторику; - развивать речевое и физиологическое дыхание; - работать над мимикой лица; - развивать чувство ритма детей; - формировать темп, ритм, интонационную выразительность речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_yuli_1.docx | 36.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально-личностного направления развития воспитанников
№ 10 «Родничок»
Проект
«Логоритмика, как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста по сохранению и укреплению здоровья»
Составила: инструктор по физической культуре
Первой квалификационной категории
Пьянкова Юлия Васильевна
Город Озерск
2025 год
Введение
С ХХI веком в нашу жизнь стремительно вошли новые методы и технологии, которые далеко не всегда положительно сказываются на здоровье людей. В настоящее время наблюдается усиленный рост числа речевых расстройств у детей. Причинами речевой патологии являются: увеличение числа детей с врожденной патологией центральной нервной системы (ЦНС), психические нагрузки, плохое питание и, конечно, педагогическая запущенность родителей. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т.д.
Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую, моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи (В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
Специалисты, изучающие детей с общим недоразвитием речи (Р.Е. Левина, Г.В.Чиркина, Т.Б. Филичева и другие), отмечают необходимость комплексного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией. Согласно рекомендациям авторов для стимуляции деятельности речевых центров в физкультурные занятия следует включать упражнения на развитие дыхания, на расслабление, использовать больше подвижных игр с рифмованным текстом и ритмичными движениями.
В ФЗ «Об образовании» первоочередной задачей является «здоровье человека и свободное развитие личности». Одна из главных задач нашего дошкольного учреждения – создание условий, гарантирующих формирование и укрепления здоровья воспитанников. Так же здоровье детей Российской Федерации отнесено к приоритетным направлениям социальной политики в области образования. В рамках реализации программы «Образование и здоровье» особую значимость и актуальность приобретает внедрение эффективных инновационных форм оздоровления детей в системе дошкольного образования.
Современная педагогика ставит новые цели, задачи и перед художественно– эстетическим воспитанием в детском саду. Как при помощи музыки можно развить художественно – эстетический вкус, привить любовь к прекрасному, а так же сохранить и укрепить здоровье детей? Я открыла для себя способы и возможности решения этой проблемы, изучила и наметила для себя пути гармоничного взаимодействия музыкального и физического развития средствами музыкально – двигательной активность детей в детском саду. Ведь единство движений и музыки позволяет достичь колоссальных результатов в укреплении и сохранении здоровья детей, а так же развить творческие способности, чувство ритма, сформировать правильную осанку, научить детей красиво двигаться под музыку.
Актуальность.
Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи, так как ребенок с хорошо развитой связной речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами об игре, обсуждать действия, происходящие в совместной деятельности, быту. Работая в детском саду и проводя каждый год мониторинг физического развития, я обратила внимание, что показатели очень слабые. Особенно это заметно у детей 2 младшей группы. Общаясь с воспитателями групп, выяснила, что и речевое развитие у многих детей отстает от нормы. Дети, имеющие отклонения в речевом развитии, чаще всего попадают в логопедическую группу перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. В результате упускается самый значимый, сензитивный период речевого развития, т.е. возраст, который длится до 3-4 лет. Если своевременно не скорректировать имеющиеся нарушения, то проблемы значительно увеличиваются. Из этого следует, что необходимо развивать речь детей, обогащать словарный запас. Я обратилась к логопеду, которая посоветовала включать в физкультурные занятия логоритмику.
Что такое логоритмика?
Логоритмика (логопедическая ритмика) — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово, музыку и движения.
Логоритмика направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логоритмика благоприятно влияет на сохранение и укрепления здоровья детей, так как в ее основе лежит – движение.
Структура логоритмики так же включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения.
Благодаря логоритмике у детей формируется и обогащается база жестов и различных движений под музыку. Музыка, с её огромным эмоциональным влиянием, позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.
Огромное благотворное влияние имеет логоритмика на качество речи детей. Так как в ее основе лежит – слово. Введение слова позволяет создавать целый ряд упражнений, построенных не на музыкальном ритме, а на стихотворном, который способствует ритмичности движений.
Постановка проблемы.
Актуальность темы позволяет сформулировать постановку проблемы: необходимо использовать логоритмику на физкультурных занятиях для малышей, которая содействует активизации речевого развития.
Вид проекта: краткосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.
Цели и задачи.
Цель:
Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребенка посредством сочетания слова и движения. Задачи: - повышать интерес детей к физическим упражнениям через игровую деятельность; - развивать слуховое, зрительное, пространственное восприятие; - развивать координацию движений; - развивать общую и мелкую моторику; - развивать речевое и физиологическое дыхание; - работать над мимикой лица; - развивать чувство ритма детей; - формировать темп, ритм, интонационную выразительность речи.
Методы и приемы
- звукоподражание;
- словесный метод;
- метод показа;
- игровой метод;
- художественное слово.
1. наглядно- зрительные приёмы, такие, как показ педагогом движения; подражание образам; использование зрительных ориентиров и наглядных пособий.
2.приемы для обеспечения тактильно-мышечной наглядности с применением различного инвентаря : кубиков, массажных мячей и т.д.
3.Наглядно-слуховые приёмы для звуковой регуляции движения: инструментальная музыка и песни, бубен, колокольчики и др.; короткие стихотворения. Словесные методы применяются для осмысления детьми поставленной задачи и осознанного выполнения двигательных упражнений.
Они включают следующие приёмы:
объяснение новых движений с опорой на жизненный опыт детей;
пояснение движения;
указания при самостоятельном воспроизведении детьми показанного педагогом движения;
разъяснения смысла двигательных действий, уточнение сюжета игры;
команды для акцентирования внимания и одновременности действий; для этого используются считалки, игровые попевки из народного творчества;
образный сюжетный рассказ для развития выразительных движений у детей и лучшего перевоплощения в игровой образ (1-2 мин.);
словесную инструкцию.
Игровая форма занятия активизирует элементы наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, помогает совершенствовать разнообразные двигательные навыки, развивает самостоятельность движений, быстроту ответной реакции. Соревновательная форма применяется как средство совершенствования уже отработанных навыков, воспитания чувства коллективизма, воспитания морально-волевых качеств.
Основные средства двигательного воздействия.
• Упражнения различных видов гимнастики (основной, ритмической)
• Упражнения с предметами (мячи, платочки, султанчики, ленточки, погремушки, флажки)
• Упражнения на дыхание
• Подвижные игры с речевым сопровождением
• Нетрадиционные виды упражнений (пальчиковые игры, элементы самомассажа. игропластика, игровой стретчинг)
Ожидаемые результаты:
1. Нормализациия темпа и ритма речи;
2. Развитие речевой моторики для правильного произношения звуков, слухового внимания развитие фонематического слуха, общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики, пространственной организации движений, физиологического дыхания и фонационного дыхания
3.Увеличение словарного запаса;
4. Устранение речевых аграмматизмов;
5. Воспитание выразительности и грации движений, умения перевоплощаться.
6.Дети становятся более коммуникабельными, улучшается их эмоциональное состояние.
Структура занятий включает:
1.Логопедическую гимнастику– комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
2.Пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
упражнения на развитие общей моторики.
3.Песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
4.Музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
5.Упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления;
6.Упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
Использование логоритмики на физкультурных занятиях для малышей.
Мною были разработаны сюжетные и игровые занятия для детей 2 младшей и средней групп. Во вводной части занятий я включаю элементы логоритмики, которые формируют эмоционально-положительное отношение и интерес детей к двигательной деятельности, а также учат детей согласовывать движения и речь.
На первом этапе я не требую от детей повторение и запоминание текста. Главное научить их слушать стихотворный текст, различать темп стиха и стараться выполнять упражнения в ритме стихотворения. В процессе привыкания дети сами начинают повторять вместе со мной текст, сочетая его с движениями. Упражнения на дыхание я использую во время занятия несколько раз. Подбираю разные упражнения на развитие речевого и физиологического дыхания. Упражнения на дыхание укрепляют мышцы дыхательной системы. Темп дыхательных движений должен быть спокойным, не частым, а выдох – несколько длительнее вдоха. Дети делают вдох носом, на выдохе произносят звуки, сочетания звуков, односложные или многосложные слова, например: «Фыр!» - лошадка фырчит, «Му!» - коровка мычит, «У-у-у!» - гудит самолет, «Ку-ка-ре-ку!» - поет петушок, а также использую упражнения «Надуть воздушный шарик» или «Хлопушка», одновременно выполняя двигательные упражнения. В основной части занятия элементы логоритмики я использую в общеразвивающих упражнениях. При разучивании упражнений соблюдаются основные педагогические принципы – последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков. В начале большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных с педагогом действий, затем задания постепенно усложняются. На этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий применяется метод «проговаривания в громкой речи». Стихотворения подбираю так, чтобы соотнести ритм стихотворной строки с движениями рук, ног, и туловища, произношу в умеренном темпе с речевыми паузами и логическими ударениями. На некоторых занятиях общеразвивающие упражнения заменяю ритмической гимнастикой. Цель ритмической гимнастики – умение слушать музыку, различать ритм и согласовывать движения с ритмом музыкального произведения. На первом этапе ритмическую гимнастику провожу без предметов, чтобы дети научились различать ритм и темп музыкального произведения. А также стараюсь научить согласовывать движения с музыкой. На втором этапе усложняю задачу – даю различные предметы (платочки, султанчики, погремушки, ленточки, флажки, мячи разного диаметра). Все это необходимо для развития ручной умелости, для подготовки кисти руки к письму. При проведении физкультурных занятий с элементами логоритмики подбираю подвижные и малоподвижные игры с речевым сопровождением или музыкально-подвижные игры. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и запоминание стихотворного текста. Игры с речевым сопровождением воспитывают такие качества, как внимание, инициатива, смелость, дисциплина, умение действовать в коллективе и способствуют развитию речи, памяти детей, обогащают словарный запас. В заключительной части занятия я использую игры и игровые упражнения малой подвижности со словесным сопровождением, а также элементы самомассажа и пальчиковые игры с использованием стихотворного текста.
Результаты диагностики.
В процессе реализации форм работы, указанных в проекте можно добиться следующих результатов:
Сохранить и укрепить здоровье детей;
Развить умение гармонично сочетать музыку, слово и движение;
Преодолеть речевые нарушения;
Развить дыхание, голос, артикуляцию;
Развить основные психомоторные качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной);
Сформировать у детей разнообразную базу жестов, движений и красивых поз;
Сформировать правильную осанку, грацию, походку;
Развить чувство ритма у детей;
Развить творческие способности детей;
Развить умение получать удовольствие от процесса творчества;
Развить оценочное отношение к своей деятельности и деятельности других детей;
Научить радоваться общим положительным результатам своего труда.
После проведения диагностики физического и речевого развития в конце года мною была отмечена положительная динамика в развитии детей. Дети стали более активными, движения более точными и координированными, увеличился объем слухоречевой памяти.
В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую следующие формы работы в системе логоритмики:
Логоритмическая ритмопластика;
Логоритмическая пальчиковая гимнастика;
Логоритмическая окогимнастика;
Логоритмический самомассаж;
Логоритмическая игрорелаксация;
Логоритмическая дыхательная гимнастика;
Логоритмические игры – превращения.
РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Положительная динамика процесса усвоения ребенком правильного звукопроизношения.
Выработка правильного темпа речи, ритма дыхания;
Развитие речевого выдоха;
Улучшение речевой памяти;
Способность выполнять дыхательные и пальчиковые упражнения, быстро реагировать на смену движений.
Развитиекоординации в соответствии с музыкальным сопровождением, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
КОНЕЧНЫЙ ПРОДУКТ
Банк мероприятий:
Конспекты занятий по логопедической ритмике.
Консультации для воспитателей по использованию элементов логоритмики в образовательной деятельности.
Консультации для родителей о значимости логопедической ритмики для общего и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста.
Логоритмика с элементами ритмопластики
Логоритмика, построенная на ритмопластике, дает ребенку возможность психологического раскрепощения, через освоение своего собственного тела, как выразительного «музыкального» инструмента..
Ритмопластические упражнения и этюды, сочетаясь с текстом, позволяют развивать выразительность телодвижений, двигательные способности, формируют осанку, грацию, красоту движений и поз, а так же позволяют снять эмоциональное напряжение, корректировать настроение и отдельные черты характера гиперактивных детей. Логоритмика с элементами ритмопластики улучшает дыхание, активно влияет на кровообращение, способствует выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
Логоритмический этюд с элементами ритмопластики
«Наши нежные цветки»
Наши нежные цветки распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит – лепестки колышет.
Наши нежные цветки закрывают лепестки.
Тихо засыпают, головой качают.
Логоритмика с элементами пальчиковой гимнастики
По своей сути логоритмика с элементами пальчиковой гимнастики – это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног, с произнесением или пением, интересного для детей, речевого материала.
Пальчиковые гимнастики интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы с детьми. Логоритмика с элементами пальчиковой гимнастики развивают не только мелкую моторику рук, но и мозг ребенка, стимулируют развитие речи и способностей детей.
Пальчиковые гимнастики влияют на пластику пальцев, руки становятся более послушными, что помогает ребенку в выполнении мелких движений, необходимых при рисовании, а затем и при письме.
По мнению ученых, пальчиковые гимнастики соединяют пальцевую пластику с выразительным речевым интонированием. А это значит, что пальчиковая гимнастика влияет не просто на развитие речи, но и на ее выразительность, а, следовательно, на развитие творческих способностей ребенка.
Логоритмческая пальчиковая гимнастика «Здравствуйте»
Ручки, ручки, просыпайтесь! Здравствуйте!
Ласковые ручки наши! Здравствуйте!
Пальчики сердитые! Здравствуйте!
И ладошки, наши крошки! Здравствуйте!
Наши ушки, наши щечки! Здравствуйте!
Наши локоны и кудри! Здравствуйте!
Вы друг другу улыбнитесь! Здравствуйте!
И головкой поклонитесь! Здравствуйте!
Логоритмическая око-гимнастика
Логоримческая око гимнастика – это комплекс гимнастики для глаз с произнесением специального, интересного для детей, речевого материала. Интересный и понятный для детей текст превращает гимнастику в игру. Основная цель, которую преследует око гимнастика для детей дошкольного возраста, — тренировка мышц органов зрения. Именно от них зависит, насколько хорошо будет видеть ребёнок в дальнейшем.
Специально разработанные комплексы упражнений призваны:
Успокоить нервную систему ребёнка;
Помочь мозгу переработать информацию, полученную через органы зрения;
Облегчить глазам нагрузку, снять усталость, дать им отдохнуть;
Замедлить и даже вовсе остановить падение зрения или развитие астигматизма.
Логоритмическая око гимнастика
«Божья коровка»
Провожали мы глазами
Божию коровку,
Насекомое случайно
Село мне на бровку.
Я ее, как на качелях медленно качаю.
Бровки выше поднимаю, ниже опускаю.
Выше поднимаю, ниже опускаю.
Улетела….. Провожу….
Ей рукою помашу.
Прилетай ко мне опять,
Вместе будем отдыхать!
Логоритмический самомассаж
Игровой логоритмический самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, морфологически и функционально совершенствоваться его отдельным органам и системам.
Логоритмический самомассаж является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Логоритмический игровой самомассаж «Дождик»
Капал дождик тихо, тихо,
По ладошкам, по плечам.
Капал, стукал, капал, стукал,
Тут и там, тут и там.
А потом закапал сильно,
Сильно, сильно стал стучать -
И по ручкам и по ножкам,
По коленкам ударять.
Вот какой весёлый дождик,
Нам не страшен он совсем.
Вот какой весёлый дождик,
Очень нравится нам всем!
Логоритмическая игрорелаксация
Логоритмическая игрорелаксация – это способ снятия психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста, расслабление всех групп мышц.
Маленькие дети нередко находятся в состоянии высокого психоэмоционального возбуждения. Виной тому может быть адаптационный стресс, кризисный возраст , усталость.
Под влиянием регулярного логоритмического самомассажа, у детей происходит положительная перестройка сердечносудистой, двигательной, сенсорной, речедвигательной систем. Формирование, развитие и коррекция слухо - зрительно - двигательной координации.
Логоритмическая игрорелаксация «Я на солнышке лежу»
Я на солнышке лежу,
На цветочки я гляжу.
Вот на спину повернусь,
Облакам я улыбнусь!
Вдох и выдох – чудеса,
Я смотрю на небеса.
Проплывают облака,
Отдыхаю я пока.
Руки, ноги солнце греет –
Будут дети здоровее!
Логоритмическая дыхательная гимнастика
Дыхание является важнейшей функцией организма. Еще древние восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме кислородного питания с помощью дыхания происходит и энергетическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
Дыхательная гимнастика – это комплекс упражнений, при выполнении которых работают все органы дыхательной системы. Дыхательная гимнастика обеспечивает полноценный дренаж бронхов, очищает слизистую дыхательных путей, укрепляет дыхательную мускулатуру. А если дыхательные упражнения сочетать со стихами, интересными для детей, то получается логоритмическая дыхательная игра, которая служит для лечения и профилактики различных заболеваний.
Логоритмическая дыхательная гимнастика «Цветочный аромат»
Раз, два, три, четыре, пять
Будем аромат цветов вдыхать…
Вот, ромашечка – цветок,
Белый нежный лепесток.
Носом аромат вдыхаем,
Через рот мы выдыхаем.
Носом аромат вдыхаем,
Через рот мы выдыхаем.
Нежен сладкий аромат,
Радует он всех ребят!
Незабудка – вот цветок,
Голубой наш лепесток.
Носом аромат вдыхаем,
Через рот мы выдыхаем.
Носом аромат вдыхаем,
Через рот мы выдыхаем.
Нежен сладкий аромат,
Радует он всех ребят!
Логоритмические игры - превращения
Логоритмические игры – превращения являются важной и очень полезной деятельностью для здоровья и полноценного физического развития детей дошкольного возраста.
Бесценно их значение для развития творческого начала ребенка, а так же для развития памяти, мышления, воображения, фантазии. В этих играх задействованы все группы мыщц, что позволяет полноценно укрепить их.
Каждая игра – превращение имеет сюжетный характер. Ярко, эмоционально, в атмосфере сказки дети учатся многим интересным вещам, подражают повадкам животных людей, птиц, растений. Учатся находить правильные движения и жесты, для более точной передачи игрового образа.
Заключение:
Каждая логоритмическая образовательная деятельность имеет сюжетный характер и построена на игре. Поэтому она дарит детям радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса каждого ребенка. Неоценимо её значение для сохранения и укрепления здоровья детей, а так же для развития речи. Логоритмические упражнения помогают укреплению костно-мышечнного аппарата, развивают дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия. Так же развиваются: правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его физическое здоровье.
Под влиянием регулярных логоритмических упражнений, игр, пальчиковых и дыхательных гимнастик у детей происходит положительная перестройка сердечно - сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также развиваются эмоционально - художественные стороны личности ребенка. Многократное повторение изучаемого материала способствует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков.
Вывод.
Использование логоритмики на физкультурных занятиях для малышей является очень важным компонентом на пути развития речи и двигательных навыков детей. А также логоритмика обогащает словарный запас, способствуют оздоровлению организма и в конечном итоге социальной реабилитации детей (дети становятся более раскрепощенными и активными).
Список литературы.
1. Анищенкова Е.С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников.: пособие для родителей и педагогов. - М.:АСТ: Астрель;Владимир:ВКТ,2010-58с 2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду. М.: Учебная литература, 2002 3. Гринер В. А., Самойленко Н. С. Логопедическая ритмика. СПб.: Детство - Пресс, 2007. 471 с. 4. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет. - М.:ТЦ Сфера,2005.-144с 5. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. - М.: ТЦ Сфера,2005.-144с 6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002 7. Флоренская Ю. А. Избранные работы по логопедии. М.: АСТ: Астрель, 2006. – ... с., – (Библиотека логопеда)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность: "Ритмопластика на занятиях как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий"
Ритмопластика является дополнительным резервом двигательной активности детей....
Работа воспитателя с детьми дошкольного возраста:вопросы сохранения и укрепления здоровья детей.
Укрепление здоровья детей важная задача в ДОУ....
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов на тему «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»
laquo;Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровье сберегающих технологий»...
Доклад для педагогов на тему: Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.
Доклад для педагоговна тему:Песочная терапия как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.«В песочной терапии мир детствавновь распахивает перед человеком свои двери,и эти же две...
Методическое пособие: Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий.
Методическое пособие по физической культуре в ДОУ: Ритмопластика - оздоровительная гимнастика, основанная на комплексах разнообразных гимнастических упражнений, которые выполняются под определенн...
"Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста"
Мастер - класс для воспитателей "Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста"...
Мастер класс «Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»
laquo;Ритмоплатика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста в рамках здоровьесберегающих технологий»...