Какую роль играет физическое воспитание дошкольников?
учебно-методический материал по физкультуре

Кравцова Ирина Александровна

В современном обществе остро стоит вопрос об организации физического воспитания дошкольников. Многих родителей волнуют тревожные статистические данные, которые утверждают, что из всех детей на момент поступления в школу только 4% абсолютно здоровы.

Без достаточной физической активности в первые годы жизни ребенок не будет правильно развиваться, хорошо учиться, активно общаться. Правильно организованные занятия по физкультуре:

  • повысят двигательные навыки;
  • укрепят работу сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем;
  • улучшат обменные процессы;
  • сформируют иммунную защиту организма.

Малышам с самого раннего возраста необходимо уметь определять свое состояние, иметь общее представление о своем организме, укреплять свое здоровье, знакомиться с понятиями «полезно» и «вредно», правильно питаться, соблюдать режим дня. Всем этим навыкам учат ребят педагоги детского сада.

Физическое воспитание – это непременное условие гармоничного развития дошкольника, поэтому правильная организация оздоровительной и познавательной деятельности в детском образовательном учреждении является залогом физических сил и здоровья, способствует выработке необходимых гигиенических навыков и стремления к занятиям спортом. Если данный период упустить, то возникнут серьезные проблемы со здоровьем и развитием, исправить которые в дальнейшем будет весьма непросто.

В современном обществе остро стоит вопрос об организации физического воспитания дошкольников. Многих родителей волнуют тревожные статистические данные, которые утверждают, что из всех детей на момент поступления в школу только 4% абсолютно здоровы.

Без достаточной физической активности в первые годы жизни ребенок не будет правильно развиваться, хорошо учиться, активно общаться. Правильно организованные занятия по физкультуре:

  • повысят двигательные навыки;
  • укрепят работу сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем;
  • улучшат обменные процессы;
  • сформируют иммунную защиту организма.

Малышам с самого раннего возраста необходимо уметь определять свое состояние, иметь общее представление о своем организме, укреплять свое здоровье, знакомиться с понятиями «полезно» и «вредно», правильно питаться, соблюдать режим дня. Всем этим навыкам учат ребят педагоги детского сада.

Физическое воспитание – это непременное условие гармоничного развития дошкольника, поэтому правильная организация оздоровительной и познавательной деятельности в детском образовательном учреждении является залогом физических сил и здоровья, способствует выработке необходимых гигиенических навыков и стремления к занятиям спортом. Если данный период упустить, то возникнут серьезные проблемы со здоровьем и развитием, исправить которые в дальнейшем будет весьма непросто.

В современном обществе остро стоит вопрос об организации физического воспитания дошкольников. Многих родителей волнуют тревожные статистические данные, которые утверждают, что из всех детей на момент поступления в школу только 4% абсолютно здоровы.

Без достаточной физической активности в первые годы жизни ребенок не будет правильно развиваться, хорошо учиться, активно общаться. Правильно организованные занятия по физкультуре:

  • повысят двигательные навыки;
  • укрепят работу сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем;
  • улучшат обменные процессы;
  • сформируют иммунную защиту организма.

Малышам с самого раннего возраста необходимо уметь определять свое состояние, иметь общее представление о своем организме, укреплять свое здоровье, знакомиться с понятиями «полезно» и «вредно», правильно питаться, соблюдать режим дня. Всем этим навыкам учат ребят педагоги детского сада.

Физическое воспитание – это непременное условие гармоничного развития дошкольника, поэтому правильная организация оздоровительной и познавательной деятельности в детском образовательном учреждении является залогом физических сил и здоровья, способствует выработке необходимых гигиенических навыков и стремления к занятиям спортом. Если данный период упустить, то возникнут серьезные проблемы со здоровьем и развитием, исправить которые в дальнейшем будет весьма непросто.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_2.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Какую роль играет физическое воспитание дошкольников?

В современном обществе остро стоит вопрос об организации физического воспитания дошкольников. Многих родителей волнуют тревожные статистические данные, которые утверждают, что из всех детей на момент поступления в школу только 4% абсолютно здоровы.

Без достаточной физической активности в первые годы жизни ребенок не будет правильно развиваться, хорошо учиться, активно общаться. Правильно организованные занятия по физкультуре:

  • повысят двигательные навыки;
  • укрепят работу сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной систем;
  • улучшат обменные процессы;
  • сформируют иммунную защиту организма.

Малышам с самого раннего возраста необходимо уметь определять свое состояние, иметь общее представление о своем организме, укреплять свое здоровье, знакомиться с понятиями «полезно» и «вредно», правильно питаться, соблюдать режим дня. Всем этим навыкам учат ребят педагоги детского сада.

Физическое воспитание – это непременное условие гармоничного развития дошкольника, поэтому правильная организация оздоровительной и познавательной деятельности в детском образовательном учреждении является залогом физических сил и здоровья, способствует выработке необходимых гигиенических навыков и стремления к занятиям спортом. Если данный период упустить, то возникнут серьезные проблемы со здоровьем и развитием, исправить которые в дальнейшем будет весьма непросто.

В чем состоят цели и задачи физического воспитания малышей?

Главная цель образовательной деятельности в области физической культуры в детском саду – сформировать энергичную, дружелюбную, здоровую, физически активную личность, дать ребенку знания о физкультуре, привить любовь к занятиям спортом.

Задачи, с помощью которых достигается эта цель, определяются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и делятся на три основные группы:

  1. Задачи по оздоровлению:
  • обеспечить сохранность жизни и здоровья;
  • закалить организм, развить и укрепить его защитные свойства;
  • сформировать правильную осанку;
  • внедрить меры профилактики плоскостопия;
  • обеспечить полноценное развитие двигательных способностей (сила, скорость, координация, выносливость, гибкость);
  • привить навыки гигиены.
  1. Задачи образовательного характера:
  • познакомить ребят со сведениями об особенностях человеческого организма и значением физкультуры для его укрепления;
  • сформировать двигательные навыки (малыш должен освоить бег, ходьбу, лазанье, ползанье, прыжки и др.);
  • рассказать, как называются части тела и движения (вперед/назад, направо/налево, вниз/вверх);
  • научить доступным правилам ухода и хранения физкультурного инвентаря, спортивной формы и обуви;
  • обучить подвижным играм;
  • сформировать навык самостоятельного контроля за нагрузками на организм.
  1. Воспитательные задачи:
  • привить любовь к спорту и ЗОЖ;
  • воспитать культурные навыки;
  • научить принимать творческие решения в процессе двигательной активности (у ребенка развиваются самостоятельность, находчивость, фантазия);
  • воспитать целеустремленность, честность и бесстрашие.

Воспитательный процесс в области физкультуры строится таким образом, чтобы решались в комплексе все эти группы задач. Для этого активно используют специальные средства.

Какие средства применяют для физического воспитания дошкольников?

  • Условия для гигиены и социальные факторы. Под ними подразумевается соблюдение режима дня, приобретение навыков гигиенического ухода, освоение ванной комнаты, кухонного помещения, спортивных снарядов и игрушек.
  • Правильный режим питания.
  • Природные явления. Солнце, воздух и вода дарят ребенку хорошее настроение и закаливают организм, поэтому так важно регулярно проводить подвижные игры и занятия физкультурой на свежем воздухе.
  • Двигательная активность. Движения, упражнения, прогулка, занятия спортом, утренняя гимнастика и другие оздоровительные мероприятия способствуют не только излечению от множества заболеваний, но и воспитанию нравственности, любви к умственному и физическому труду.

Основные принципы организации физического воспитания дошкольников


Необходимо помнить, что именно в дошкольный период организм интенсивно растет и стремительно развиваются его важные системы, закладывается характер, активизируются способности, проявляются таланты и склонности, поэтому так важно, чтобы в процессе физического воспитания малышей участвовали квалифицированные педагоги, владеющие глубокими знаниями и способные творчески подойти к своей работе.

Физическое воспитание в детском саду основано на следующих важных принципах:

  1. Демократизация. Педагог выбирает наиболее подходящие форму, средства и методы работы с детьми, обязательно учитывая при этом психологические, анатомические и физиологические особенности дошкольников;
  2. Гуманитаризация. Двигательная деятельность должна разъяснить детям роль человека в мире, а также приобщить их к физкультурным ценностям.
  3. Вариативность. Процесс занятий строится с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей, желания самих детей и их родителей.
  4. Специфика региона. Воспитательные мероприятия должны быть организованы в соответствии с климатом, географией и традиционными культурными ценностями конкретного региона.
  5. Всестороннее развитие. Ребенок вовлекается в разнообразные виды деятельности для полноценного развития психических процессов (речевых навыков, мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения).
  6. Непрерывность физкультурного образования. Физическое воспитание должно быть выстроено на многие годы вперед.
  7. Оздоровление. Режим в условиях детского сада обязательно должен отвечать сохранению и улучшению здоровья детей.
  8. Социализация. Малыши должны чувствовать себя частью общества, поэтому нужно постоянно привлекать их к групповой деятельности и совместным задачам.
  9. Семейное единство. Необходимо консультировать родителей, поскольку и в семье, и детском саду целесообразно соблюдать идентичные правила по вопросам воспитания, оздоровления, гигиены, соблюдения распорядка дня и т.д.

Приемы и методики физического воспитания в ДОУ

Воспитатели детского сада воздействуют на детей с помощью слов, объектов окружающей действительности и практических занятий. Все техники подразделяются на специфические (используются только для физического развития) и общие (применяются во всех обучающих и воспитательных мероприятиях).

К специфическим методам относятся:

  1. Упражнения, которые выполняются с соблюдением строгих правил. Движения должны быть точными, нагрузка и время отдыха дозированы. Этот метод обеспечит наилучшие условия для освоения движений и развития психофизических функций ребенка.
  2. Игра. Занятия обязательно должны проводиться в игровой форме, это заинтересует малыша, вызовет искреннее желание быстро освоить новые движения, разовьет самостоятельность и инициативность.
  3. Соревнования. Соперничество и конкуренция применяются для совершенствования уже имеющихся физкультурных навыков, способствуют повышению интереса к физическим упражнениям и стремлению наилучшего их выполнения. В соревновательных методах обязательным является участие воспитателя, чтобы не допустить у ребенка сильного огорчения от проигрыша.
  4. Круговая тренировка, при которой малыш передвигается по заданному кругу, выполняя разные задания. Такая нагрузка положительно действует на все группы мышц и системы организма.

Общие методы включают в себя:

  1. Слово. Метод содержит беседу, описание, упражнения, вопросы, разъяснения и команды, которые обращены к сознанию дошкольников, активизируют их мышление и помогают полноценно осмыслить задачу, лучше понять ее содержание, усвоить технику выполнения.
  2. Практика. Методика связана с практической двигательной деятельностью малышей, формирует у них представление о движении, развивает сенсорные навыки. Детям предлагается играть и соревноваться, подражать действиям зверей и птиц, изображать природные явления и жизненные ситуации.
  3. Наглядность (показ воспитателем движений на личном примере или с помощью наглядных пособий – фильмов, рисунков, фотографий). Способ обеспечивает яркое чувственное восприятие и дает дошкольникам полноценное представление о движениях.

Всестороннее физическое воспитание малышей поможет им самостоятельно применять усвоенные навыки в разных жизненных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная роль в физическом воспитании детей

Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненн...

Исследовательский проект педагога-психолога Гайнутдиновой Лейсан Рафиковны и воспитателя Бакиевой Ольги Владимировны на тему: "Какую роль играет собака в жизни человека"

Авторы педагог-психолог Гайнутдинова Лейсан Рафиковна, воспитатель Бакиева Ольга ВладимировнаИсследовательский проект «Какую роль играет собака в жизни человека?»Тема нашего проекта «О роли собаки в ж...

Какую роль играет сказка в жизни детей

консультация для  родителей...

Статья: " Какую роль играют пальцы рук в развитии речи детей"

«Не интеллектуальные преимуществасделали человека властелином над всем живущим,но то, что одни мы владеем руками – этим органом всех органов».Джордано Бруно       В народ...

Сюжетно - ролевая игра для детей 4-5 лет и какую роль играет педагог.

Сюжетно- ролевая игра в жизни детей 4-5 лет,рольпедагога- воспитателя....

Статья" Какую роль играет коллективная игровая деятельность в нравственном воспитании дошкольников"

Тема:"Какую роль играет коллективная деятельнность в нравственном развитии дошкольного возраста"....

Памятка "Какую роль играют родители в воспитании ребенка"

Памятка "Какую роль играют родители в воспитании ребенка"...