Статья" Какую роль играет коллективная игровая деятельность в нравственном воспитании дошкольников"
статья (средняя группа) по теме
Тема:"Какую роль играет коллективная деятельнность в нравственном развитии дошкольного возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kakuyu_rol_igraet_kol.d._v_nravmtvennom_razvitii.docx | 16.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Тема:
«Какую роль играет коллективная игровая деятельность в нравственном воспитании дошкольников».
Подготовила
Воспитатель:
Акопян А.С.
18.04.2016г
«Какую роль играет коллективная игровая деятельность в нравственном воспитании дошкольников».
Нравственное воспитание - это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение детей в процессе организации их разнообразной деятельности с целью формирования у них нравственных понятий и убеждений, выработки навыков и привычек морального поведения, воспитание нравственных чувств, формирование волевых черт характера, преодоления отрицательных черт в поведении.
Нравственность человека с детского возраста складывается из добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.
Особое место в периоде детства занимает дошкольный возраст. В этом возрасте дети охотно открывают для себя мир человеческих отношений, могут понять и переживать то, что происходит с другим человеком. У дошкольников интенсивно развиваются моральные чувства. Они стремятся поступать в соответствии с теми требованиями, которые предъявляют им взрослые.
Представления дошкольников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Личный опыт нравственного поведения детей ограничен, не очень богат ситуациями, где они сами должны решать вопросы своих взаимоотношений в коллективе. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что дошкольник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со всеми знаниями. Ребенок еще только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. В этом возрасте уместно говорить о формировании у детей, прежде всего нравственных представлений, которые в дальнейшем составят основу для формирования нравственных понятий, норм, правил.
Нравственное воспитание начинается с первых шагов сознательной жизни, когда дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Одновременно с этими азбучными истинами необходимо раскрывать перед дошкольниками сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, независимость. Мастерство и искусство воспитания заключаются в том, чтобы мир нравственных богатств увлекал детей.
Детские игры начинаются с распределения ролей, игрушек, материалов, установления очередности и т. д. Здесь-то и проявляются нравственные качества детей. Ведь распределение может быть справедливым и несправедливым, основанным на принципе силы, хитрости. В играх формируются нормы поведения, понимание, что хорошо и что плохо, какой товарищ хороший, какой плохой.
Все игры связаны с выполнением определенных правил, которые устанавливаются самими детьми или определены заранее. Играющие либо придерживаются их, либо нет, из-за чего и возникают разногласия. Тот, кто не выполняет правила, нарушает общий замысел и ход игры, проявляет свое пренебрежение к играющим и этим самым вызывает к себе соответствующее отношение.
Содержание некоторых игр требует, чтобы играющие выручали товарищей по команде. При этом они сами рискуют попасть в трудное положение. Таким образом, здесь решается нравственная задача - забывая о своих личных интересах, участник игры оказывает помощь товарищу. Являясь членом команды, играющий должен помнить о коллективных интересах, о солидарности членов команды. В процессе игры создаются ситуации, в которых можно и нужно формировать правильное отношение детей к выигрышу и проигрышу, умение честно играть, с уважением, доброжелательно относиться к своим противникам в игре.
Воспитатель в детской игре является нередко организатором игры, советчиком по содержанию игры, справедливым судьей, который разрешает конфликтные отношения детей, и, наконец, может быть и товарищем по игре.
Коллективная игровая деятельность – это форма организации игровой деятельности, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей в парах, группах, коллективе, с целью накопления жизненного опыта.
Участие ребенка в коллективной деятельности является условием накопления у него личного опыта. Одним из основных факторов, определяющих характер и степень накопления у детей морального опыта, являются коллективные отношения. Но нужные нам взаимоотношения между детьми складываются не сами собой, а лишь в результате целеустремленной организации, планомерного включения всех детей и каждого в отдельности в различные виды коллективной деятельности. Коллективные отношения складываются на основе осознания детьми общности их целей и интересов, на основе многообразных форм практической деятельности и взаимодействия друг с другом и с другими людьми в повседневной жизни.
Коллективная игровая деятельность сплачивает детей, способствует формированию товарищеских отношений между ними. В таких играх детям необходимо согласовывать свои действия с действиями других участников игры, выполнять общеустановленные правила, быть справедливыми к своим товарищам. Многие детские игры включают в себя элементы состязаний: кто самый меткий, самый ловкий, самый быстрый. В игре кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает. Такие ситуации позволяют воспитателю формировать у дошкольников справедливое отношение и к проигравшим, и к собственным успехам, основанное на доброжелательности, желании помочь товарищу, научить его тому, что он еще не умеет делать.
Так же коллективная игровая деятельность развивает необходимые предпосылки для выработки поведения, регулируемого нравственными нормами. В игре ребенок имеет возможность проявлять активность, обдумывать и совершать поступки, видеть их последствия. В ходе реализации игрового сюжета дети усваивают нормы нравственного поведения, проявляются и формируются их нравственные качества. Дети не только воспроизводят реальные ситуации взаимоотношений, но и учатся понимать, чувствовать своих игровых партнеров, что является важным условием нравственного воспитания дошкольников через коллективную игровую деятельность.
Итак, деятельность необходима для нравственного развития ребенка, формирования его нравственных чувств. Игровая деятельность является для детей хорошо освоенным и известным видом деятельности, а участие ребенка в коллективной деятельности является эффективным условием накопления у него личного опыта. Поэтому, именно, коллективная игровая деятельность, в которой осуществляется коллективное взаимодействие детей, способствует нравственному воспитанию дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль коллективной игровой деятельности в нравственном воспитании дошкольников
Подрастающее поколение сегодня формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью и...
Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников
Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, она ведёт ребёнка по жизни....
Роль коллективной игровой деятельности в нравственном воспитании дошкольников.
Нравственность человека с детского возраста складывается из добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности. Особое место в пе...
Статья "Роль народной тряпичной куклы в духовно-нравственном воспитании дошкольников"
Гордиться своей землей, ее культурным наследием, родным языком, хранить историю и обычаи, я считаю, должен каждый гражданин своей страны. Наша главная задача, используя различные средства и методы при...
Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников
Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, она ведёт ребёнка по жизни....
Роль игровой деятельности в музыкальном воспитании дошкольников.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, это искорка, зажигающая огонек пытливости и любознательности....
«Коллективно-игровая деятельность в социальном воспитании дошкольников»
В последнее время проблема социального воспитания ребенка особенно актуальна, так как одной из целевых установок ФГОС дошкольного образования является создание условий социальной с...