Планирование по формированию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста в психотехнических играх
картотека (средняя группа)

Татарова Маргарита Игоревна

В таблице представлено планирование по формированию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста, поэтапно расписана система работы по освоению и закреплению психотехнических игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Планирование по формированию двигательной активности детей среднего дошкольного возраста помощью психотехнических игр

Этапы работы

Психотехнические игры

Задачи

Ожидаемый планируемый результат

Этап ознакомления и обучение детей элементам психотехники (упражнениям на релаксацию и саморегуляцию) психотехническим упражнениям

«Хлоп-топ»

«Изобрази явление»

«Слон»

1.Формировать умение управлять своим вниманием.

2.Формировать умение управлять движениями тела.

Понимают, какие процессы можно регулировать

Концентрируют

внимание

Управляют движениями по инструкции

«Съедобное-несъедобное»

«Дует ветер»

«Кукушка»

1.Развивать концентрацию и переключаемость внимания.

2.Совершенствовать регуляцию дыхания

3.Учить расслаблять тело

Умеют концентрировать внимание

Умеют регулировать дыхание

Умеют расслабляться, снимать напряжение в теле

«Такой листок -  лети ко мне»

«Самолеты»

«Дружные дети»

1.Развивать распределение внимания.

2.Учить переключаться с одного действия на другое.

3.Учить согласовывать действия

Умеют распределять внимание.

Умеют переключаться с одного движения на другое.

Умеют согласовывать действия

Этап ознакомления и обучения детей  психотехническим игровым заданиям

«Кто скорее соберет?»

«Зоопарк»

«Желание»

1.Учить управлять вниманием в ситуации увеличения скорости действий

2.Развивать умение переключаться с одного действия на другое.

3.Учить регулировать напряжение -

расслабление

Умеют управлять вниманием

Умеют переключаться с одного движения на другое

Умеют регулировать напряжение-расслабление

«Мышеловка»

«Светофор»

«Рыбки»

1.Формировать осознанное отношение к регуляции своей двигательной активности.

2.Формировать умение управлять своим вниманием.

3.Формировать умение управлять движениями тела.

Понимают, какие процессы можно регулировать

Концентрируют внимание

Управляют движениями по словесной инструкции

«Лохматый пес»

«Летает – не летает»

«Цветы на поляне»

1.Развивать концентрацию и переключаемость внимания.

2.Совершенствовать регуляцию дыхания

3.Учить расслаблять тело

Умеют концентрировать внимание

Умеют регулировать дыхание

Умеют расслабляться, снимать напряжение в теле

«Огуречик-огуречик»

«Море волнуется»

«Желание»

1.Развивать распределение внимания.

2.Учить переключаться с одного действия на другое.

3.Учить согласовывать действия

Умеют распределять внимание.

Умеют переключаться с одного движения на другое.

Умеют согласовывать действия

«Охотники и зайцы»

«Да и нет – не говори»

«Игрушки»

1.Учить управлять вниманием в ситуации увеличения скорости действий

2.Развивать умение переключаться с одного действия на другое.

3.Учить регулировать напряжение-расслабление

Умеют управлять вниманием

Умеют переключаться с одного движения на другое

Умеют регулировать напряжение-расслабление

«Охота на зайцев»

«Слушай команду»

«Рот на замочке»

1.Формировать осознанное отношение к регуляции своей двигательной активности.

2.Формировать умение управлять своим вниманием.

3.Формировать умение управлять движениями тела.

Понимают, какие процессы можно регулировать

Концентрируют внимание

Управляют движениями по словесной инструкции

Этап проведения психотехнических игр

«Ветерок»

«Сова»

«Лимон»

1.Развивать концентрацию и переключаемость внимания.

2.Совершенствовать регуляцию дыхания

3.Учить расслаблять тело

Умеют концентрировать внимание

Умеют регулировать дыхание

Умеют расслабляться, снимать напряжение в теле

«Гори, гори ясно!»

«Руки – ноги»

«Пара»

1.Развивать распределение внимания.

2.Учить переключаться с одного действия на другое.

3.Учить согласовывать действия

Умеют распределять внимание.

Умеют переключаться с одного движения на другое.

Умеют согласовывать действия

«Найди свой цвет»

«Карлики и великаны»

«Палуба»

1.Учить управлять вниманием в ситуации увеличения скорости действий

2.Развивать умение переключаться с одного действия на другое.

3.Учить  регулировать напряжение-расслабление

Умеют управлять вниманием

Умеют переключаться с одного движения на другое

Умеют регулировать напряжение-расслабление

Этап закрепления психотехнических игр

«Ветерок»

«Найди свой цвет»

«Палуба»

1.Выбирают самостоятельно игры

2.Применяют усложнения

Знают правила и ход всех представленных игр

Умеют взаимодействовать друг с другом

Карточки психотехнических игр

Игры на внимание

Название игры «Топ-хлоп»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие внимания

Материал и оборудование: не требуется

Ход: Ведущий произносит фразы – понятия – правильные и неправильные.

Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное – топают.

Варианты и усложнения: добавить третье движение

Название игры «Съедобное-несъедобное»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие внимания

Материал и оборудование: мяч

Ход: ребенок ловит мяч, если педагог, кидая его, называет съедобный предмет. Если же назван предмет, который съесть нельзя, мяч не ловится. Так же можно играть, используя тематические группы: птица – животное, живое – неживое, тихое - громкое и т. п.

Варианты и усложнения: увеличить количество  слов

Название игры «Успей дотронуться»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие внимания

Материал и оборудование: любые предметы вокруг

Ход: предложить ребенку, пока идет счет до пяти, дотронуться до «чего-нибудь красного, мягкого, холодного и т. д.». Можно усложнить игру, увеличив количество объектов: «Дотронься до двух круглых предметов».

Варианты и усложнения: увеличить количество  слов

Название игры «Кто скорее соберет»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие внимания

Материал и оборудование: овощи и фрукты

Ход: дети делятся на две бригады: «Садоводы» и «Огородники». На земле лежат муляжи овощей и фруктов и две корзины. По команде воспитателя бригады начинают собирать овощи и фрукты каждый в свою корзину. Кто собрал первым, поднимает корзину вверх и считается победителем.

Варианты и усложнения: увеличить количество слов

Название игры «Бездомный заяц»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие внимания

Материал и оборудование: обручи

Ход: из числа играющих выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки (дома), и каждый встает в него.

«Бездомный заяц» убегает, а «охотники» его догоняют. «Заяц» может спастись от «охотника», забежав в любой кружок; тогда «заяц», стаявший в кружке, должен сейчас же убегает, потому что теперь он становится бездомным, и «охотник» будет ловить его. Как только «охотник» поймал (осалил) зайца, он сам становится «зайцем», а бывший «заяц» - «охотником»

Варианты и усложнения: увеличить количество слов

Игры на саморегуляцию

Название игры «Самолеты»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие саморегуляции

Материал и оборудование: не требуется

Ход: Дети сидят на корточках далеко друг от друга – «самолеты на аэродроме».

Педагог говорит:

- Самолеты загудели, загудели, загудели, поднялись и полетели.

Дети гудят вначале тихо, потом все громче, поднимаются и начинают бегать по залу, разведя руки в стороны.

- Полетели, полетели и сели.

Дети садятся на корточки, ждут команды воспитателя. Так делается несколько раз.

Варианты и усложнения: придумать новые движения

Название игры «Раз, два, три - говори»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие саморегуляции

Материал и оборудование: мольберт, бумага

Ход: Дети сидят на стульчиках. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги). Педагог рисует морской берег, волны, чаек, пароходик. Затем он вызывает одного из детей и шепотом предлагает ему внести в рисунок дополнение (изобразить облако, лодочку, камешек на берегу, еще одну птицу и т. п.). Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкцию, и рисунок вновь демонстрируется детям. Педагог просит детей определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после того, как прозвучит команда: «Раз, два, три - говори!».

Картина дополняется поочередно всеми детьми.

Варианты и усложнения: придумать новые задания

Название игры «Зоопарк»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие саморегуляции

Материал и оборудование: не требуется

Ход: Педагог говорит:

А теперь попробуйте изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгайте, как зайчики, хлопну два раза – ходите вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – «превращайтесь» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру

Варианты и усложнения: придумать новых животных

Название игры «Светофор»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие саморегуляции

Материал и оборудование: цветные круги

Ход:

Дети кладут руки на плечи друг другу, ходят по залу и гудят, изображая автобус. педагог, изображая светофор, показывает «автобусу» круги разного цвета. При показе красного круга дети должны остановиться, желтого - «гудеть» и маршировать на месте, зеленого - продолжать движение.

По окончании упражнения педагог говорит:

- А теперь каждый из вас будет водителем собственного автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения.

Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами «светофора».

За нарушение правил дорожного движения можно «ставить автомобиль на стоянку» - сажать ребенка на стульчик

Варианты и усложнения: придумать новые правила

Название игры «Летает – не летает»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие саморегуляции

Материал и оборудование: не требуется

Ход: Все встают в круг. Педагог называет разные слова. Если названное что-нибудь или кто-нибудь способно летать, то дети поднимают руки вверх, если не летает, то не совершают никаких движений. Список: орел, змея, диван, бабочка, стул, баран, ласточка, самолет, дерево, чайка, дом, воробей, муравей, комар, лодка, утюг, муха, стул, собака, вертолет, ковер, поросенок, стрекоза.

Педагог может провоцировать детей, поднимая руки вверх при произнесении каждого слова.

Варианты и усложнения: придумать новые слова

Игры на релаксацию

Название игры «Слон»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие навыков релаксации

Материал и оборудование: не требуется

Ход:

Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе "Ух!"

Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с "грохотом" опустить на пол. 

Варианты и усложнения: выполнять медленнее

Название игры «Кукушка»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие навыков релаксации

Материал и оборудование: не требуется

Ход:

Дети лежат на ковре, с закрытыми глазами. «Тихо, тихо стало вдруг. Солнышко уснуло. Одуванчик спит давно, и кузнечик тоже. А кукушке все равно, спать она не может. Все ку-ку-ку-ку, за окошком вторит. Отдохну и я немножко, а теперь взгляну в окошко.

Варианты и усложнения:

Название игры «Дружные дети»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие навыков релаксации

Материал и оборудование: не требуется

Ход: Дети лежат на ковре. «Дружные дети в нашем саду, очень я их успокоить хочу. Глазки закройте друзья и представьте. Озеро, лебеди, небо прекрасное. Ну а теперь вы представьте волну. Вот окатить ею вас я хочу. Страшно? Нисколько. Еще полежите. Ну, а теперь все дружно глаза отворите»

Варианты и усложнения:

Название игры «Рыбки»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие навыков релаксации

Материал и оборудование: не требуется

Ход: Дети сидят и смотрят на панно «Рыбы в море». «Море волнуется, море волниться. Очень уж хочется с небом сразиться. Рыбки плывут все и без остановки. Глазки закрой и следом плыви. Глазки открой и эту же рыбку найди».

Варианты и усложнения:

Название игры «Цветы на поляне»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие навыков релаксации

Материал и оборудование: не требуется

Ход:

Дети лежат на животе и смотрят на панно «Цветы на поляне» «Цветы на поляне дружно стоят. Цветы здесь опять ожидают ребят. Я сделаю шаг и остановку. Подумаю, так ли ступаю я ловко. А вес мне цветы кивают. Давай ложись на полянку и отдыхай. Я глазки закрою и снова в пути. Цветы и цветы - я иду по росе.

Варианты и усложнения: выполнять медленнее

Название игры «Дождик»

Вид игры: психотехническая

Возраст игроков: 4-5 лет

Место проведения: группа

Кол-во игроков: 5-6

Продолжительность игры: 20 минут

Цель игры: развитие навыков релаксации

Материал и оборудование: не требуется

Ход:

Дети лежат на ковре, на животе с начала с открытыми глазами. «Дождик – кап-кап по крыше. Вот уже его не слышно. Глазки закрываются, с солнышком встречаются. Вижу солнце вдалеке и кораблик на реке. Дождик вдруг полил рекой, зонтик я открыл большой. Дождик убегает, глазки открываю».

Варианты и усложнения: выполнять медленнее

Список литературы:

  1. Агеева, Г. Ф. Стимулирование двигательной активности детей дошкольного возраста средствами физического воспитания [Текст] / Г.Ф. Агеева // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. – С. 80-83.
  2. Гасанова, Д. И. Психотехнические игры как средство физического воспитания детей старшего дошкольного возраста [Текст]:  дисс. … канд. пед. наук / Д. И. Гасанова. – Махачкала, 2000. – 234 с.
  3. Горшкова, Е. В. Психолого-педагогическая помощь дошкольникам с использованием методов психотехник, основанных на движении [Электронный ресурс] / Е. В. Горшкова // Вестник практической психологии образования – 2020. – Т. 17. – № 1. – Режим доступа: https://psyjournals.ru/vestnik_psyobr/2020/n1/Gorshkova.shtml. 
  4. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст]:  Учебное пособие для студентов педагогических институтов /  А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева. – М.: Просвещение, 2014. – 241 с.
  5. Маллаев, Д. М. Теория и практика психотехнических игр [Текст]: учебно-методическое пособие / М. М. Маллаев, Д. И. Гасанова. – М.: Вузовское образование, 2014. – 159 с.
  6. Мюнстерберг, Г. Основы психотехники. Ч. 1-2. [Текст] / Г. Мюнстерберг. – СПб.: П.Э.Т., Алетейя, 1996. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обтимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством игр и игровых упражнений

Обтимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста...

Организация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста на прогулке в летний период времени

на сегодняшний день в системе дошкольного образования особое внимание уделяется здоровью детей. Здоровье детей зависит от ряда факторов: биологических, экологических, социально гигиенических, а также ...

Презентация проекта "Использование нестандартного спортивно- игрового оборудования в формировании двигательной активности детей младшего дошкольного возраста"

Цель проекта:• укрепление и сохранение здоровья детей;• создание оптимальной двигательной среды с использованием нестандартного оборудования, способствующей воспитанию культуры здоровь...

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей. «Физкультминутка – как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста».

Конспект тематических физкультминуток с учётом возрастных особенностей детей.«Физкультминутка – как форма двигательной активности детей среднего дошкольного возраста»....

Презентация "Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке"

Формирование двигательной активности детей старшего дошкольного возраста на прогулке...

Оптимизация двигательной активности детей среднего дошкольного возраста через реализацию проекта «Мой веселый звонкий мяч».

В настоящее время все чаще дети стали проводить свободное время около телевизора или компьютера. необходимо мотивировать детей заниматься физическими упражнениями, спортом. Самым доступным спортивным ...