Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки дорожного движения»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)
Квест – игра по ПДД как способ активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
В данной методической разработке рассматривается ценность квест-игры как развивающего мероприятия по закреплению правил дорожного движения, так как нацелена она на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности. Ребенок в процессе взаимодействия со взрослым накапливает практический опыт. В результате подобной деятельности происходит сплочение как детского коллектива, также и родителей. Использование квестов развивает у детей такие качества личности, которые отвечают требованию общества информационных технологий, раскрытию детских способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest_igra_po_pdd.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Республиканский конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»
Методическая разработка
Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки дорожного движения»
Номинация: «Классный наставник безопасности дорожного движения»
Целевая аудитория:
Дети старшего дошкольного возраста
Автор-составитель:
Маликова Светлана Григорьевна, воспитатель,
МБДОУ «Детский сад «Тополёк» г, Абакан
2024 год
Квест – игра по ПДД как способ активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
В данной методической разработке рассматривается ценность квест-игры как развивающего мероприятия по закреплению правил дорожного движения, так как нацелена она на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности. Ребенок в процессе взаимодействия со взрослым накапливает практический опыт. В результате подобной деятельности происходит сплочение как детского коллектива, также и родителей. Использование квестов развивает у детей такие качества личности, которые отвечают требованию общества информационных технологий, раскрытию детских способностей.
Процент детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране не снижается. Что является причинами? Неосведомлённость детей в вопросах дорожной безопасности и отстраненность взрослых. А ведь что будет заложено в сознании с детства, останется на всю жизнь, и нам, педагогам, уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого человека. Дошкольные образовательные учреждения являются начальными ступенями в системе обучения и воспитания детей знаниям, умениям, навыкам и привычкам безопасного поведения на улицах и дорогах. От того, как ребёнок проникнется в важность дорожных правили станет следовать им, зависит его дальнейшее безопасное существование.
Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе действенных и результативных инновационных технологий.
Стремительно набирает популярность квест – технология – это вид исследовательской деятельности, проблема, где воспитанники осуществляют поиск информации. Квест ненавязчиво, в игровом и занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов, развивает фантазию, творчество и самостоятельность участников. Квестам присуща соревновательность, неожиданность.
Чтобы увлечь ребят, обучить чему-то новому, охватить всех участников и дать возможность проявить себя каждому, требуется большая подготовка, задействование творческих ресурсов воспитателя.
Повышает активность и стимулирует желание к познанию у ребят и тот момент, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.
В квест-играх целью является реализация проектной и игровой деятельности, ребята получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся.
Сценарий таков: постановка задачи и распределение ролей; список заданий; выполнение поставленной задачи; конечная цель (приз).
Красной нитью игры в жанре квеста проходит собственно обследование мира, решение головоломок и задач требует от игрока умственных усилий.
Цель квест-игры: развитие любознательности, самостоятельности, творческой активности дошкольника.
Теперь хотелось бы коснуться отличительных характеристик и преимуществ квест – игры на примере представленного мероприятия:
- квест-игра даёт возможность увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду;
- квест – игра предполагает наличие сюжета и мотивации.
Для достижения поставленной цели и задач педагог мотивирует детей к предстоящей деятельности. В квест – игре существуют определённые правила.
Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является также эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию, исследованию и двигательной активности.
Квест – игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДОк структуре образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.). В данном квесте использовались такие виды деятельности, как игровая (игра «Кто быстрее соберет дорожный знак»), продуктивная (рисование «Отметь и зарисуй места наилучшего размещения светоотражателей»), познавательная «Подбери знак к представленной ситуации», «Укажи направление движения транспорта», «Угадай машину по описанию», блиц-викторина «Так и не так»), двигательная (игровое упражнение «Поиск по подсказкам», «Скоростное движение»).
Также квест-игра способствовала включению родителей воспитанников в образовательный процесс, где родители становились активными партнёрами, которые с интересом изготовили атрибуты.
В завершении игры были подведены итоги и дети получили призы и грамоты.
Подводя итог, необходимо отметить, что успех проведения квест – игры во многом зависит от хорошо продуманного сценария, подготовленных технических средств, материала, оборудования, возрастных и психологических особенностей детей, от умения импровизировать.
Вывод.
Работа, нацеленная на введение в образовательный процесс квест–технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей. Квест – игра способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО.
Итак, в квест-технологии педагоги могут реализовать свои творческие возможности, проявить профессиональную увлеченность, развить у детей поисковый интерес, способность мыслить нестандартно, накапливать практический опыт.
Литература:
1. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2014
2. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, Список интернет источников: 1. 2.
3.
Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки дорожного движения»
Цель: Закрепление знаний правил дорожного движения и пропаганда основ безопасного поведения на дороге.
Задачи:
• Углубить знания детей о правилах поведения на дороге, довести до их сознания, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
• Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах.
• Развивать умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.
• Формировать у детей умение самостоятельно принимать решение.
• Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания;
• Развивать коммуникативные навыки и связную речь, активизировать словарь по теме.
• Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
• Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения;
• Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
• Создавать благоприятную эмоциональную среду для детей.
Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инспектор ГИБДД
Активизация словаря: светофор, сигналы светофора, пешеходный переход, дорожные знаки, «островок безопасности», проезжая часть, обочина, тротуар.
Материалы и оборудования: Карта с маршрутом; дорожные знаки; черные и белые полоски для пешеходного перехода, светоотражающие значки, «удостоверения», конверты с частями транспорта, круги красного, желтого и зеленого цвета, мольберт.
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихотворений, отгадывание загадок о дорожных знаках; игры по ПДД, рассматривание знаков дорожного движения по дороге из детского сада домой, знакомство детей со светофором, его работой, с «зеброй».
Словарная работа:
Активизация речи на дорожную тематику: светофор, сигналы светофора, пешеходный переход, пассажир, дорожные знаки, «островок безопасности», проезжая часть, обочина, тротуар.
Ход квест-игры.
Дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться с ними.
Воспитатель: - Дети, вчера к нам в детский сад пришло письмо от инспектора Академии дорожных наук:
«Здравствуйте, дорогие ребята, знатоки дорожных правил! Приглашаю вас в Академию дорожных наук для вручения удостоверений и подарков. Добраться вам поможет карта, где на каждой станции необходимо выполнять задание. До встречи. Желаю удачи».
- Перед тем, как отправиться в путь, проверим вашу готовность. Ведь нам нужно будет действовать слаженно и дружно. Слушать друг друга и помогать. Согласны?
«Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки.
Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ:
«Это я, это я, это все мои друзья».
И похлопайте в ладоши дружно - для веселья это нужно!
Если нет, тогда молчите и ногами топочите!»
- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход? (Это я, это я, это все мои друзья).
- Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья).
- Чтоб проветриться в автобусе немножко, кто и голову, и туловище высунул в окошко? (Дети молчат).
- Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора? (Дети молчат).
- Знает кто, что свет зелёный означает: по дороге каждый смело пусть шагает? (Это я, это я, это все мои друзья).
- Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик? (Дети молчат).
Воспитатель: - Молодцы! Вы готовы в путь!
Предлагаю взглянуть на карту. На ней разноцветные стрелки определяют маршрут движения.
Прямо перед нами станция «Отправная».
Игра «Четвёртый – лишний».
- Из первых букв лишних слов составьте слово-подсказку.
1. Автобус, грузовик, велосипед, свёкла.
2. Ведро, мальчик, девочка, бабушка.
3. Полицейский, пожарный, продавец, енот.
4. Трактор, волк, лиса, заяц.
5. Облако, стакан, тарелка, ложка.
6. Ромашка, одуванчик, флаг, роза.
7. Собака, кошка, очки, корова.
8. Вода, рука, лёд, пар.
Дети: - Это слово «светофор».
Воспитатель: - А это значит, что нам нужно добраться до светофора.
А вот и станция «Мигалочка».
- Проверим, ваше внимание в игре «Три сигнала светофора».
Условия игры: показываю зелёный кружок – шагаете на месте; красный – замерли; жёлтый – хлопаете в ладоши.
- Чтобы двигаться вперед, срочно нужен переход.
Следующая станция «Черно-белая».
Нужно выложить пешеходный переход из чёрных и белых полосок.
Воспитатель: - Дети, почему опасно разговаривать при переходе улицы?
Ребенок: - Если ты, переходя, будешь разговаривать,
Можешь быстро угодить в дорожную аварию.
Станция «Театральная».
Инсценировка стихотворения В. Запольского «Переход».
(На переднем плане – «зебра». На одной стороне перехода стоят дети и Лягушка, на другой – макет светофора, которым управляет ребенок. Горит красный свет.)
Ребенок-автор: На углу стоит народ, возле стрелки «Переход».
Лягушка:
Если этот переход, так чего же ждет народ?
И зачем, зачем в упор смотрит он на светофор?
Надоело мне стоять, ни за что не буду ждать. (Делает шаг вперед).
Дети: Ты куда?
Ребенок-автор: Кричит народ!
Дети:
Стой у стрелки «Переход»
И запомни: красный свет –
Пешеходам хода нет!
Лягушка (повторяет):
Пешеходам хода нет!
(Красный свет погас, горит желтый.)
Красный свет погас, ура!
Значит, нам идти пора!
Дети: Ты куда?
Ребенок-автор: Кричит народ!
Дети:
Стой у стрелки «переход»,
Если даже желтый свет,
Пешеходам хода нет!
Лягушка (зубрит):
Пешеходам хода нет.
Ребенок-автор:
Все стоит, стоит народ.
Возле стрелки «переход».
Перейдем мы или нет?
Вспыхнул вдруг зеленый свет!
(На светофоре загорается зеленый свет).
Дети: Что стоишь?
Ребенок-автор: Кричит народ!
Дети: Начинаем переход.
Лягушка: Начинаем переход.
Станция «Путаница»
Воспитатель: - Дети, вам нужно среди всех знаков найти «неправильные» дорожные знаки. (Дети находят знаки: «переходи улицу на красный сигнал светофора», «светофоры не нужны», «перебегайте улицу, где хотите», «звуковые сигналы разрешены»).
Воспитатель: (Читает загадку о дорожных знаках, дети поднимают нужный знак и ставят его на макет улицы).
По полоскам чёрно-белым
Пешеход шагает смело.
Кто из вас ребята знает –
Знак что этот означает?
Дай машине тихий ход…. (пешеходный переход)
- Я не мыл в дороге рук,
Поел фрукты, овощи
Заболел и вижу пункт
Медицинской …. (помощи)
- Путь не близок на беду
Ты не взял с собой еду
Вас спасёт от голоданья
Знак дорожный …. (пункт питания)
- Отчего бы это вдруг
Стрелки дружно встали вкруг?
И машины друг за другом
Мчатся весело по кругу.
Что такое,
В самом деле,
Словно мы на карусели!
Мы на площади с тобой,
Здесь дороги нет прямой… (круговое движение)
- Коль водитель вышел весь,
Ставит он машину здесь,
Чтоб, не нужная ему,
Не мешала никому. (Знак «Место стоянки» Р)
- Вот он знак, каких немного:
Это главная дорога!
Если едешь ты по ней,
Всех становишься главней,
И тебе, как будто Богу,
Уступают все дорогу! (Знак «Главная дорога»)
- Не доедешь без бензина
До кафе и магазина.
Этот знак вам скажет звонко:
"Рядышком бензоколонка!" (Знак «Автозаправочная станция»)
- В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)
- Знак водителей стращает,
Въезд машинам запрещает!
Не пытайтесь сгоряча
Ехать мимо кирпича! (Знак «Въезд запрещен»)
- Коль в грязи капот и шины,
Надо срочно мыть машину.
Ну, раз надо, значит, надо.
Вот вам знак, что мойка рядом! (Знак «Мойка»)
Воспитатель: - Дорожные знаки – это буквы дорожной азбуки. Хорошо зная дорожные знаки можно прочитать, о чем нам говорит дорога: куда можно идти, где переходить дорогу, где автобусная остановка, заправка, больница. А еще, где надо быть особенно внимательными как водителям, так и пешеходам.
Станция «Песенная»
- Предлагаю вам исполнить нашу любимую песню «Примерный пешеход», муз. В. Запольского, сл. Я. Пишумова.
Станция «Головоломкина»
Каждый ребенок получает конверт, в котором находятся части транспортного средства. Дети должны собрать изображение и рассказать о назначении транспортного средства, которое у них получилось.
Станция «Автошкола»
Воспитатель: - В автошколе будем учиться аккуратно водить машину. «Водитель» кладёт мешочек с песком на голову, держа руль в руке, проходит препятствия, так, чтобы не уронить мешочек и передаёт эстафету другому.
Станция «Поэтическая»
Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворения о правилах дорожного движения. (Дети читают стихи).
Ребенок: Везде и всюду правила
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила.
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход. (Я. Пишумов)
Ребенок: Город, в котором с тобой мы живем
Можно по праву сравнить с букварем
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город все время дает нам урок.
Вот она - азбука над головой:
Знаки мы видим повсюду с тобой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.
Станция «Академии дорожных наук»
Детей встречает инспектор, вручает «удостоверения» и светоотражающие значки. Благодарит за внештатную службу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с правилами дорожного движения для детей среднего дошкольного возраста «Играем, правила дорожного движения изучаем».
Конспект занятия по ОБЖ, который позволяет закрепить у детей знания о правилах дорожного движения....
Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Развлечение для детей по ПДД...
Квест – игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.
Цель: закрепление знаний ПДД и пропоганда основ безопасного поведения на дороге....
КВЕСТ-ИГРА по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Закрепление знаний правил дорожного движения и пропаганда основ безопасного поведения на дороге....
КВЕСТ – ИГРА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В СТРАНЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Квест – игра по правилам дорожного движениядля детей среднего дошкольного возраста«В стране дорожного движения» ...
Квест – игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Дорогой безопасности»
Сценарий квест - игры, содержащий игры и упражнения, направленные на обучение детей правилам дорожного движения...