Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки дорожного движения»
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Маликова Светлана Григорьевна

Квест – игра по ПДД как способ активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

В данной методической разработке  рассматривается ценность квест-игры как развивающего мероприятия по закреплению правил дорожного движения, так как нацелена она на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности. Ребенок в процессе взаимодействия со взрослым накапливает практический опыт. В результате подобной деятельности происходит сплочение как детского коллектива, также и родителей. Использование квестов развивает у детей такие качества личности, которые отвечают требованию общества информационных технологий, раскрытию детских способностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kvest_igra_po_pdd.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка

Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки дорожного движения»

Номинация: «Классный наставник безопасности дорожного движения»

Целевая аудитория:

Дети старшего дошкольного возраста

Автор-составитель:

Маликова Светлана Григорьевна, воспитатель,

МБДОУ «Детский сад «Тополёк» г, Абакан

2024 год

Квест – игра по ПДД как способ активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

В данной методической разработке рассматривается ценность квест-игры как развивающего мероприятия по закреплению правил дорожного движения, так как нацелена она на развитие самостоятельности ребенка, поисковой активности, инициативности. Ребенок в процессе взаимодействия со взрослым накапливает практический опыт. В результате подобной деятельности происходит сплочение как детского коллектива, также и родителей. Использование квестов развивает у детей такие качества личности, которые отвечают требованию общества информационных технологий, раскрытию детских способностей.

Процент детского дорожно-транспортного травматизма в нашей стране не снижается. Что является причинами? Неосведомлённость детей в вопросах дорожной безопасности и отстраненность взрослых. А ведь что будет заложено в сознании с детства, останется на всю жизнь, и нам, педагогам, уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения, которые должны стать нормой поведения каждого человека. Дошкольные образовательные учреждения являются начальными ступенями в системе обучения и воспитания детей знаниям, умениям, навыкам и привычкам безопасного поведения на улицах и дорогах. От того, как ребёнок проникнется в важность дорожных правили станет следовать им, зависит его дальнейшее безопасное существование.

Значительное место в обучении дошкольников уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе действенных и результативных инновационных технологий.

Стремительно набирает популярность квест – технология – это вид исследовательской деятельности, проблема, где воспитанники осуществляют поиск информации. Квест ненавязчиво, в игровом и занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов, развивает фантазию, творчество и самостоятельность участников. Квестам присуща соревновательность, неожиданность.

Чтобы увлечь ребят, обучить чему-то новому, охватить всех участников и дать возможность проявить себя каждому, требуется большая подготовка, задействование творческих ресурсов воспитателя.

Повышает активность и стимулирует желание к познанию у ребят и тот момент, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего.

В квест-играх целью является реализация проектной и игровой деятельности, ребята получают новые знания и закрепляют уже имеющиеся.

Сценарий таков: постановка задачи и распределение ролей; список заданий; выполнение поставленной задачи; конечная цель (приз).

Красной нитью игры в жанре квеста проходит собственно обследование мира, решение головоломок и задач требует от игрока умственных усилий.

Цель квест-игры: развитие любознательности, самостоятельности, творческой активности дошкольника.

Теперь хотелось бы коснуться отличительных характеристик и преимуществ квест – игры на примере представленного мероприятия:

- квест-игра даёт возможность увлекательно и оригинально организовать жизнь детей в детском саду;

- квест – игра предполагает наличие сюжета и мотивации.

Для достижения поставленной цели и задач педагог мотивирует детей к предстоящей деятельности. В квест – игре существуют определённые правила.

Выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является также эффективным средством повышения мотивационной готовности к познанию, исследованию и двигательной активности.

Квест – игра предполагает интеграцию различных видов детской деятельности, что является одним из требований ФГОС ДОк структуре образовательной программы ДО и её объёму (гл.2, п.). В данном квесте использовались такие виды деятельности, как игровая (игра «Кто быстрее соберет дорожный знак»), продуктивная (рисование «Отметь и зарисуй места наилучшего размещения светоотражателей»), познавательная «Подбери знак к представленной ситуации», «Укажи направление движения транспорта», «Угадай машину по описанию», блиц-викторина «Так и не так»), двигательная (игровое упражнение «Поиск по подсказкам», «Скоростное движение»).

Также квест-игра способствовала включению родителей воспитанников в образовательный процесс, где родители становились активными партнёрами, которые с интересом изготовили атрибуты.

В завершении игры были подведены итоги и дети получили призы и грамоты.

Подводя итог, необходимо отметить, что успех проведения квест – игры во многом зависит от хорошо продуманного сценария, подготовленных технических средств, материала, оборудования, возрастных и психологических особенностей детей, от умения импровизировать.

Вывод.

Работа, нацеленная на введение в образовательный процесс квест–технологии позволяет создать условия для саморазвития, самообучения, самовоспитания детей, раскрытия индивидуальных возможностей. Квест – игра способствует формированию людей нового поколения: неординарно мыслящих, творчески активных, способных принимать нестандартные решения. Что и является основным требованием ФГОС ДО к результатам освоения основной образовательной программы ДО.

Итак, в квест-технологии педагоги могут реализовать свои творческие возможности, проявить профессиональную увлеченность, развить у детей поисковый интерес, способность мыслить нестандартно, накапливать практический опыт.

Литература:

1. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. «Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада», Мозаика-Синтез Москва, 2014

2. Колесникова И.В. «Проведение игры-квеста «В поисках сокровищ» «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №2 2015, Список интернет источников: 1. 2.

3.

Квест-игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Юные знатоки дорожного движения»

Цель: Закрепление знаний правил дорожного движения и пропаганда основ безопасного поведения на дороге.
Задачи:
• Углубить знания детей о правилах поведения на дороге, довести до их сознания, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.
• Способствовать развитию осторожности, осмотрительности на дорогах.
• Развивать умение применять полученные знания в играх и повседневной жизни.

• Формировать у детей умение самостоятельно принимать решение.
• Развивать внимание, наблюдательность при выполнении задания;

• Развивать коммуникативные навыки и связную речь, активизировать словарь по теме.

• Воспитывать культуру поведения с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;

• Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения;

• Воспитывать уважительное отношение к окружающим.
• Создавать благоприятную эмоциональную среду для детей.

Участники: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инспектор ГИБДД

Активизация словаря: светофор, сигналы светофора, пешеходный переход, дорожные знаки, «островок безопасности», проезжая часть, обочина, тротуар.


Материалы и оборудования: Карта с маршрутом; дорожные знаки; черные и белые полоски для пешеходного перехода, светоотражающие значки, «удостоверения», конверты с частями транспорта, круги красного, желтого и зеленого цвета, мольберт.


Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихотворений, отгадывание загадок о дорожных знаках; игры по ПДД, рассматривание знаков дорожного движения по дороге из детского сада домой, знакомство детей со светофором, его работой, с «зеброй».

Словарная работа:
Активизация речи на дорожную тематику: светофор, сигналы светофора, пешеходный переход, пассажир, дорожные знаки, «островок безопасности», проезжая часть, обочина, тротуар.

Ход квест-игры.

Дети входят в зал. Воспитатель обращает внимание на гостей, предлагает поздороваться с ними.

Воспитатель: - Дети, вчера к нам в детский сад пришло письмо от инспектора Академии дорожных наук:

«Здравствуйте, дорогие ребята, знатоки дорожных правил! Приглашаю вас в Академию дорожных наук для вручения удостоверений и подарков. Добраться вам поможет карта, где на каждой станции необходимо выполнять задание. До встречи. Желаю удачи».

- Перед тем, как отправиться в путь, проверим вашу готовность. Ведь нам нужно будет действовать слаженно и дружно. Слушать друг друга и помогать. Согласны?
«Что бы было всё в порядке, поиграем мы в загадки.
Если с нами вы согласны, громко крикнете в ответ:
«Это я, это я, это все мои друзья».
И похлопайте в ладоши дружно - для веселья это нужно!
Если нет, тогда молчите и ногами топочите!»
- Кто из вас идёт вперёд только там, где переход?
(Это я, это я, это все мои друзья).
- Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место? (Это я, это я, это все мои друзья).
- Чтоб проветриться в автобусе немножко, кто и голову, и туловище высунул в окошко?
(Дети молчат).
- Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
(Дети молчат).
- Знает кто, что свет зелёный означает: по дороге каждый смело пусть шагает?
(Это я, это я, это все мои друзья).
- Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
(Дети молчат).


Воспитатель: - Молодцы! Вы готовы в путь!

Предлагаю взглянуть на карту. На ней разноцветные стрелки определяют маршрут движения.

Прямо перед нами станция «Отправная».

Игра «Четвёртый – лишний».

- Из первых букв лишних слов составьте слово-подсказку.

1. Автобус, грузовик, велосипед, свёкла.

2. Ведро, мальчик, девочка, бабушка.

3. Полицейский, пожарный, продавец, енот.

4. Трактор, волк, лиса, заяц.

5. Облако, стакан, тарелка, ложка.

6. Ромашка, одуванчик, флаг, роза.

7. Собака, кошка, очки, корова.

8. Вода, рука, лёд, пар.

Дети: - Это слово «светофор».

Воспитатель: - А это значит, что нам нужно добраться до светофора.

А вот и станция «Мигалочка».
- Проверим, ваше внимание в игре «Три сигнала светофора».
Условия игры: показываю зелёный кружок – шагаете на месте; красный – замерли; жёлтый – хлопаете в ладоши.

- Чтобы двигаться вперед, срочно нужен переход.

Следующая станция «Черно-белая».

Нужно выложить пешеходный переход из чёрных и белых полосок.
Воспитатель: - Дети, почему опасно разговаривать при переходе улицы?

Ребенок: - Если ты, переходя, будешь разговаривать,

Можешь быстро угодить в дорожную аварию.

Станция «Театральная».

Инсценировка стихотворения В. Запольского «Переход».

(На переднем плане – «зебра». На одной стороне перехода стоят дети и Лягушка, на другой – макет светофора, которым управляет ребенок. Горит красный свет.)

Ребенок-автор: На углу стоит народ, возле стрелки «Переход».

Лягушка:

Если этот переход, так чего же ждет народ?

И зачем, зачем в упор смотрит он на светофор?

Надоело мне стоять, ни за что не буду ждать. (Делает шаг вперед).

Дети: Ты куда?

Ребенок-автор: Кричит народ!

Дети:

Стой у стрелки «Переход»

И запомни: красный свет –

Пешеходам хода нет!

Лягушка (повторяет):

Пешеходам хода нет!

(Красный свет погас, горит желтый.)

Красный свет погас, ура!

Значит, нам идти пора!

Дети: Ты куда?

Ребенок-автор: Кричит народ!

Дети:

Стой у стрелки «переход»,

Если даже желтый свет,

Пешеходам хода нет!

Лягушка (зубрит):

Пешеходам хода нет.

Ребенок-автор:

Все стоит, стоит народ.

Возле стрелки «переход».

Перейдем мы или нет?

Вспыхнул вдруг зеленый свет!

(На светофоре загорается зеленый свет).

Дети: Что стоишь?

Ребенок-автор: Кричит народ!

Дети: Начинаем переход.

Лягушка: Начинаем переход.

Станция «Путаница»
Воспитатель:
- Дети, вам нужно среди всех знаков найти «неправильные» дорожные знаки. (Дети находят знаки: «переходи улицу на красный сигнал светофора», «светофоры не нужны», «перебегайте улицу, где хотите», «звуковые сигналы разрешены»).

Воспитатель: (Читает загадку о дорожных знаках, дети поднимают нужный знак и ставят его на макет улицы).

По полоскам чёрно-белым

Пешеход шагает смело.

Кто из вас ребята знает –

Знак что этот означает?

Дай машине тихий ход…. (пешеходный переход)

- Я не мыл в дороге рук,

Поел фрукты, овощи

Заболел и вижу пункт

Медицинской …. (помощи)

- Путь не близок на беду

Ты не взял с собой еду

Вас спасёт от голоданья

Знак дорожный …. (пункт питания)

- Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали вкруг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу.

Что такое,

В самом деле,

Словно мы на карусели!

Мы на площади с тобой,

Здесь дороги нет прямой… (круговое движение)

- Коль водитель вышел весь,

Ставит он машину здесь,

Чтоб, не нужная ему,

Не мешала никому. (Знак «Место стоянки» Р)

- Вот он знак, каких немного:

Это главная дорога!

Если едешь ты по ней,

Всех становишься главней,

И тебе, как будто Богу,

Уступают все дорогу! (Знак «Главная дорога»)

- Не доедешь без бензина

До кафе и магазина.

Этот знак вам скажет звонко:

"Рядышком бензоколонка!" (Знак «Автозаправочная станция»)

- В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет.

Он пешком устал шагать,

Хочет пассажиром стать. (Знак «Место остановки автобуса»)

- Знак водителей стращает,

Въезд машинам запрещает!

Не пытайтесь сгоряча

Ехать мимо кирпича! (Знак «Въезд запрещен»)

- Коль в грязи капот и шины,

Надо срочно мыть машину.

Ну, раз надо, значит, надо.

Вот вам знак, что мойка рядом! (Знак «Мойка»)

Воспитатель: - Дорожные знаки – это буквы дорожной азбуки. Хорошо зная дорожные знаки можно прочитать, о чем нам говорит дорога: куда можно идти, где переходить дорогу, где автобусная остановка, заправка, больница. А еще, где надо быть особенно внимательными как водителям, так и пешеходам.

Станция «Песенная»

- Предлагаю вам исполнить нашу любимую песню «Примерный пешеход», муз. В. Запольского, сл. Я. Пишумова.

Станция «Головоломкина»

Каждый ребенок получает конверт, в котором находятся части транспортного средства. Дети должны собрать изображение и рассказать о назначении транспортного средства, которое у них получилось.

Станция «Автошкола»

Воспитатель: - В автошколе будем учиться аккуратно водить машину. «Водитель» кладёт мешочек с песком на голову, держа руль в руке, проходит препятствия, так, чтобы не уронить мешочек и передаёт эстафету другому.

Станция «Поэтическая»

Воспитатель предлагает детям вспомнить стихотворения о правилах дорожного движения. (Дети читают стихи).

Ребенок: Везде и всюду правила

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофер и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила.

Легко попасть впросак.

Все время будь внимательным

И помни наперед:

Свои имеют правила

Шофер и пешеход. (Я. Пишумов)

Ребенок: Город, в котором с тобой мы живем

Можно по праву сравнить с букварем

Азбукой улиц, проспектов, дорог

Город все время дает нам урок.

Вот она - азбука над головой:

Знаки мы видим повсюду с тобой.

Азбуку города помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда.

Станция «Академии дорожных наук»

Детей встречает инспектор, вручает «удостоверения» и светоотражающие значки. Благодарит за внештатную службу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Квест – игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: закрепление знаний ПДД и пропоганда основ безопасного поведения на дороге....

КВЕСТ-ИГРА по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «ЮНЫЕ ЗНАТОКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Закрепление знаний правил дорожного движения и пропаганда основ безопасного поведения на дороге....

КВЕСТ – ИГРА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «В СТРАНЕ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»

Квест – игра по правилам дорожного движениядля детей среднего дошкольного возраста«В стране дорожного движения»                    ...

Квест – игра по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Дорогой безопасности»

Сценарий квест - игры, содержащий игры и упражнения, направленные на обучение детей правилам дорожного движения...