программа кружка "Йога для малышей"
рабочая программа по физкультуре (средняя группа)

Нурмагамбетова Айгуль Лаиковна

настоящая программа адресованна всем неравнодушным родителям и педагогам, которые заинтерисованны в развитии здорового ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yoga_dlya_malyshey.docx57 КБ

Предварительный просмотр:

Йога – это свет, который если загорится, то уже не померкнет.

И чем лучше вы стараетесь, тем ярче пламя

Б. К. С. Айенгар

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Наши дети — это наше будущее, будущее нашей семьи, нашего общества, страны, всего мира. Нашим детям необходимо грамотное руководство, которое подготовит их к будущему, к профессии, к жизни в целом. В противном случае они и общество потерпят неудачу.

Данные по детской заболеваемости в Российской Федерации поражают воображение. По неумолимой статистике, более 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет практически здоровы, но имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья, 30— 40% детей — отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата и т. д. Только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми, а ведь учебный труд потребует от них выносливости, упорства, способности к умственной и физической нагрузке и, конечно же, здоровья.

Современные жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили нас к созданию программы для оздоровления детей, которая включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики хатха-йоги. Современные жизненные условия, нарушения экологической обстановки побудили нас к созданию программы для оздоровления детей, которая включает все виды здоровьесберегающих технологий (дыхательной, корригирующей гимнастик, психогимнастики, точечного массажа, элементов релаксации) с включением гимнастики хатха-йоги.

Еще в глубокой древности врачи и философы отмечали необходимость физической нагрузки для здоровья человека. Подчеркивалось, что двигательная активность способна сохранить здоровье без лекарств.

Йога — прекрасный вид двигательной активности, который удовлетворит потребность детей в движении. Благодаря упражнениям йоги дети станут бодрыми, гибкими, координированными, улучшат способность к концентрации и эмоциональному равновесию. Это особенно важно в наши дни, так как дети много времени проводят в сидячем положении, просматривая телепередачи, играя за компьютером. Йога заключает в себе целостный подход к поддержанию здоровья и внутреннего благополучия, который обеспечит детям хорошее самочувствие и поможет их растущим телам, укрепит внутренние органы.

Йога — это полноценная гимнастика, гармонично развивающая все мышцы тела, и прекрасное средство борьбы с искривлением позвоночника. Начиная заниматься йогой, дети соприкасаются с природой и естественным ритмом жизни, учатся уважению к себе и другим детям. Практика йоги укрепляет кости детей, делает их мышцы упругими, пластичными. Балансирующие позы способствуют развитию координации движений и концентрации внимания детей. Постоянная практика поз поможет контролировать и смягчать эмоции детей, обеспечивая полноценный отдых и сон. Большинство поз изображают животных и природу, а кроме того, это веселая игра без элементов соревнования. Йога способствует тому, чтобы дети выросли мягкими, добрыми и, возможно, создали в будущем более спокойный мир.

Таким образом, практическая ценность детской йоги заключается в том, что она:

- развивает гибкость и силу (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);

— улучшает осанку (укрепляются мышцы, поддерживающие позвоночник, выпрямляется и укрепляется позвоночный столб);

— дает осознание своего тела (гармонично развиваются правое и левое полушария мозга);

— формирует правильное дыхание (здоровый сон, спокойствие ума, освобождение эмоциональных блоков и творческой энергии);

— способствует концентрации ума (бдительность, восприимчивость, внимательность, активизация интеллектуальных способностей);

— развивает гибкость и силу (повышаются подвижность суставов, эластичность связок и мышц, расширяется спектр движений);

- развивает коммуникативные навыки (расширение словарного запаса); — повышает самооценку (растет уверенность в себе).

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цели программы:

 - сохранение и укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- повышение защитных функций организма и общей работоспособности детей в рамках дошкольного образовательного учреждения посредством занятий хатха-йоги.

Задачи программы

Образовательные:

- изучить технику выполнения асан, суставной гимнастики, гимнастики для глаз;

- формировать правильную осанку и равномерное дыхание;

- совершенствовать двигательные умения и навыки детей;

- учить детей чувствовать свое тело (во время выполнения упражнений хатха-йоги);

- вырабатывать равновесие, координацию движений.

Развивающие:

- развивать морально-волевые качества, выдержку, настойчивость в достижении результатов, потребность в ежедневной двигательной активности;

- укреплять мышцы тела;

- сохранять и развивать гибкость и подвижность позвоночника и суставов;

- способствовать повышению иммунитета организма.

Воспитательные:

 воспитывать морально-волевые качества (честность, решительность, смелость);

 - воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками;

- воспитывать культуру здоровья, прививать принципы здорово образа жизни.

Программа «Йога для детей» построена на общедидактических принципах педагогики: систематичности (занятия проводятся регулярно), доступности (с учетом особенностей возраста), прогрессирования (возрастания физической нагрузки), а также принципах гуманистической педагогики:

безоценочной деятельности (освобождение детей от страха делать ошибки);

сознательности и активности (предусматривает воспитание у детей инициативы, активности, самостоятельности в решении поставленных перед ними задач, умения регулировать свое психофизическое состояние);

 — творческой деятельности (предусматривает возможность применения ребенком знаний и умений в нестандартной, новой для себя обстановке);

- сотрудничества и кооперации (дается возможность выполнять движения как самостоятельно, так и в паре с кем-то или группой);

взаимодействия с родителями (семья во многом определяет отношение детей к физической культуре, их интерес к спорту, активность и инициативу). Родители - частые гости на занятиях, они участвуют в различных совместных физических досугах и праздниках. Их постоянно информируют о состоянии физического развития детей.

Структура программы

Программа предназначена для занятий с детьми 4—7-летнего возраста. Срок реализации программы — 3 года: 4—5 лет — 1-й год обучения; 5—6 лет — 2-й год обучения; 6—7 лет — 3-й год обучения.

Занятия учитывают физиологические параметры детей этого возраста, работоспособность и порог утомляемости организма ребенка при физических нагрузках.

Продолжительность занятия по йоге для детей 4—7 лет составляет 20-35 минут — в зависимости от возраста и физической подготовленности детей. Проводится 1 раз в неделю. Занятие состоит их 3-х частей: подготовительной, основной и заключительной.

Подготовительная часть занятия (5—7 минут) 

Вариации ходьбы и легкого бега по кругу либо подвижная игра, ритмичная гимнастика, самомассаж.

 Задача — подготовить организм ребенка к предстоящей физической нагрузке.

Разминка выполняется с умеренной нагрузкой. После разминки — отдых: необходимо снять напряжение с мышц, успокоить дыхание.

Основная часть занятия (15—20 минут)

1.Выполнение комплекса поз, обучение новым упражнениям, закрепление изученных. 

В этой части в форме сюжетно-ролевой игры и сказочных путешествий используются 5—6 основных асан, оказывающих общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.

В нечетные занятия проводятся статические асаны, а в четные — динамические (указаны в скобках в комплексах асан).

2. Дыхательные упражнения направлены на развитие дыхательной системы и повышение иммунитета.

3. Гимнастика для глаз (нечетные занятия) и пальчиковая гимнастика (четные занятия).

Выполняется в конце основной части или в паузах для отдыха после физических упражнений с большой нагрузкой.

Заключительная часть (3—5 минут)

1. Релаксационная гимнастика. Научить детей расслабляться и приводить свой организм в первоначальное состояние с использованием мелодичной музыки со звуками природы, шумом моря, пением птиц, журчанием ручья либо спокойных сказок и рассказов.

2. Игра. На занятиях решаются задачи постепенного перевода организма ребенка в состояние готовности к другим видам деятельности.

Ключевым моментом в программе является сюжетно-игровая деятельность детей, которая строится на основе сюжетно-игровой ситуации. Работа ведется в группе от 8 до 10 детей — в зависимости от возраста и года обучения.

Ожидаемый результат и способы определения результативности 

Ребенок будет знать

1 Способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений (асаны, дыхательные упражнения, упражнении для глаз), самомассажа

2. Комплексы упражнений, направленные на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата (осанки и стоп), зрительного анализатора, сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма.

3.Правила ЗОЖ

Ребенок будет уметь использовать 

1. Средства, способствующие повышению уровня физического развития и степени его гармоничности, и приемы формирования морально-волевых качеств.

2. Приемы, снижающие утомляемость, гипервозбудимость, повышающие психические функции (память, внимание, мышление, наблюдательность, воображение).

3. Методики оздоровительного характера для укрепления своего здоровья.

Результативность освоения детьми программы осуществляется с помощью различных способов проверки:

— текущий контроль знаний в процессе устного опроса;

- текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;

- взаимоконтроль;

— самоконтроль.

— итоговый контроль умений и навыков;

 — анализ медицинских карт детей (количество острых заболеваний в год, показатели физической подготовленности и физического развития, группа здоровья);

- контрольные упражнения и тесты.

Формы подведения итогов реализации программы 

Итоги реализации программы подводятся по окончании каждой пройденной темы в виде бесед, выполнения контрольных упражнений, тестов, антропометрических измерений, осмотра осанки и стоп, сравнительного анализа данных контрольного осмотра и тестов, совместных занятий с родителями, показательных выступлений.

  1. ВВОДНОЕ ЗАНИТИЕ

Знакомство с группой и программой.

Техника безопасности и правила поведения в зале.

Рассказ о йоге.

Диагностика (тестирование).

  1. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ГИМНАСТИКА

Основа занятий с детьми — это игра. Особенность физического и психического развития детей не позволяет выполнять сложнокоординационные упражнения, длительно повторяя одно и то же движение. Поэтому движения выполняются не более 4-6 раз, они разнообразны, максимально просты. В движение включаться могут одновременно не больше двух частей тела: нога и корпус, рука и нога, рука и голова. Движения головой лучше выполнять в неподвижной позе (стоя, сидя.). Любое  гимнастическое занятие с детьми можно строить на каком-либо игровом сюжете, например путешествие пешком, на поезде или на самолете.

Основные задачи, которые можно поставить перед гимнастиками, — это не только укрепление опорно-двигательной системы, но и развитие чувства ритма, координации, умение включаться в игру, умение выполнять игровые коллективные правила. Игра доставляет радость малышам от совместной игры с другими детьми.

Игровая гимнастика (см. приложение 1).

1. «Репка».

2. «В темном лесу есть избушка».

 3. «Колобок».

4. «Прогулка.

5. «Козлята».

6. «По-лисьи».

7. «На водопой».

8. «За грибами».

9. «Светофор».

10. Гимнастика для ног.

11. «Я позвоночник берегу».

12. «Мойдодыр».

13. «Шли мы после школы».

14. «Медведь».

15. «По полям бегут ручьи».

16. «Утята».

17. «Жучки».

18. «Поезд».

19. «Птицы».

20. «Марш на параде».

21. Ходьба.

22. «Птички».

23. «Ходим по снегу».

24. «Зимние забавы».

25. «Для чего нужны уши».

26. «Прогулка в лес».

27. «Мы готовы для похода».

28. «Енотик весело шагает».

29. «Ты шагай».

30. «Упражнения для ног».

31. «Будем ноги поднимать».

32. «Мы идем дорожками».

Ритмичная гимнастика под музыку (см. приложение 2).

1. «Лезгинка».

2. «По ниточке».

3. «Чудак».

4. «Рок-н-ролл лежа».

5. «Солдатики».

6. «На море».

7. «Песня волшебника Сулеймана».

8. «Дельфин».

Гимнастика под приговорки (см. приложение 3).

1. «Желтая песенка».

2. «Кошкина зарядка».

3. «Белый снег».

4. «Муравьи».

5. «Кто живет у нас в квартире?»

6. «Весело в лесу».

7. «Три медведя».

8. «Мишка».

9. «Мартышки».

10. «Зайчик».

11. «Аэробика».

12. Гимнастика для мышц шей.

13. «Буквы».

14. «В лесу».

15. «Я иду!»

16. «В речке».

17. «Ветер».

18. «Сидит белка».

19. «Бревнышко».

20. «Мы разминку начинаем».

21. «Качаем Лялю».

22. «Котята».

23. «Веселая прогулка».

24. «Веселые гуси».

25. «Слон».

26. «Бабочка».

27. «Рыбалка».

28. «Сурья — чандра».

29. «Ножки».

30. «Велосипед».

31. «Косцы»

3.САМОМАССАЖ

Самомассаж у детей применяется для укрепления и поддержания мышц в тонусе, нормализации работы системы кровообращения, а также общего расслабления тела. Его лучше выполнять вместе с ребенком, находясь при этом напротив, чтобы ребенок просто повторял движения. Такой способ занятия принесет не только теплое общение, но и массу веселых моментов и положительных эмоций. Работа с детьми предполагает игру, приключение или веселую ситуацию (см. приложение 4).

1. «Дождик».

2. «Лисонька».

3. «Снеговик».

4. «Блины».

5. «Строим дом».

6. «Рукавицы».

7. «Труба».

8. «Ежик».

9. «Умывание».

10. «Вышел зайчик погулять».

11. «Умывалочка».

12. «В январе».

13. «Красим».

14. «Неболейка».

15. «Тили-бом».

16. «Солнышко».

17. «Что делать после дождика?»

18. «Точечный массаж».

19. «Солнечный зайчик».

20. «Барабан».

21. «Улитка».

22. «Как у Буратино».

23. «Веселый мяч».

24. Массаж головы.

25. Массаж ушей.

26. «Лепим ушки».

27. «Бурундук».

28. «Раздеваем лук».

29. «Ой, лады».

30. Массаж тела и лица.

31. «Веселый дождик».

32. «Голубая чаша».

  1. СУСТАВНАЯ ГИМНАСТИКА

При выполнении упражнений держаться прямо, шея, спина и голова составляют одну линию. Лицо спокойное, удовлетворенное, глаза закрыты, дыхание через нос, внимание направлено на выполнение упражнения. Темп выполнения упражнений - переменный. Осваивать данную гимнастику желательно постепенно, учитывая физическую подготовку ребенка (см. приложение 10).

1-й комплекс

1. «Флажки», или «Сделай „до свиданья" ручками и ножками», ил «Скажи „да" ручками и ножками».

2. «Скажи „да"» или «Тик-так».

3. «Коса» или «Скажи „нет" ручками и ножками».

4. «Колокольчик» или «Маятник часов».

5. «Вертолетик» или «Вентилятор».

6. «Скажи „нет"».

7. «Ладушки».

8. «Миксер», или «Юла», или «Колобок, бегущий по плечам, спине, груди».

 9. Царапанье.

10. «Петушок и курочка».

11. «Бутерброд».

12. «Мюнхгаузен».

13. «Дерево на ветру».

14. «Улитка».

15. «Футбол».

16. «Каратэ».

17. «Наказание самого себя».

18. «Полюби себя».

19. «Бокс».

20. «Балетный шаг».

21. «Танец живота».

22. «Велосипед».

23. «Качалка» («Ролик»).

24. Расслабление.

2-й комплекс

1. «Флажки», или «Сделай „до свиданья"» ручками и ножками», или «Скажи „да" ручками и ножками».

2. «Скажи „да"» или «Тик-так».

3. «Коса» или «Скажи „нет" ручками и ножками».

4. «Колокольчик» или «Маятник часов».

5. «Вертолетик» или «Вентилятор».

6. «Скажи „нет"».

7. «Ладушки».

8. «Миксер», или «Юла», или «Колобок, бегущий по плечам, спине, груди».

9. Царапанье.

10. «Петушок и курочка».

11. «Сжатие пружины» или «Кто кого».

12. «Плавание».

13. «Колеса паровоза»

14. «Бутерброд».

15. «Открывание пневматических дверей».

16. «Отодвигание стен и потолка».

17. «Мюнхгаузен».

18. «Дерево на ветру».

19. «Улитка».

20. «Посмотри, что за спиной».

21. «Футбол».

22. «Каратэ».

23. «Наказание самого себя».

24. «Полюби себя».

25. «Бокс».

26. «Бег по-собачьи».

27. «Балетный шаг».

28. «Танец живота».

29. «Пружинка».

30. «Мячик».

31. «Липучки».

32. «Ползунок».

33. «Качалка» («Ролик»).

34. Расслабление.

5. АСАНЫ  (позы)

Асаны выполняются в виде пластической игры в образы, выдох в основном выполняется со звуковым сопровождением (звуковая гимнастика). Это позволяет укрепить и развить дыхательную систему и научить на выдохе подтягивать живот.

Задачи, которые можно поставить перед асанами, — это укрепление опорно-двигательной, сердечнососудистой и дыхательной систем, профилактика нарушения осанки, повышение силы и упругости мышц и связок, повышение выносливости и иммунитета (см. приложение 11). Статический вариант асан - удержание позы в течение 5—10 секунд на свободном дыхании. Для каждой асаны сначала выполняют подготовительные динамические упражнения (для соответствующих мышц и связок), а затем приступают к очередному этапу освоения самой асаны. Заканчивается изучение асаны на данном уроке выполнением восставливающих поз, снимающих остаточное напряжение с мышц и связок

Позы стоя и балансы. Позы стоя укрепляют и вытягивают все мышцы тела и улучшают осанку, а балансы дают силу и чувство равновесия.

1. «Гора».

2. «Аист».

3. «Солнечная поза».

4. «Лучник».

5. «Треугольник».

6. «Треугольник» (вытянутый).

7. «Воин 1».

8. «Воин 2».

9. «Стул».

10. «Дерево 1».

11. «Дерево 2».

12. «Ласточка».

13. «Бегун».

14. «Орел» (летит).

15. «Орел».

Позы стоя на четвереньках вытягивают позвоночник и укрепляют мышцы тела.

1. «Собака».

2. «Кошка».

Позы сидя и восстанавливающие позы восстанавливают силы и вытягивают позвоночник.

1. «Посох».

2. «Сон героя».

3. «Корова».

4. «Пальма».

5. «Лев».

6. «Бабочка».

7. «Ворона».

8. «Черепаха».

9. «Лягушка».

 Позы лежа на животе и прогибы назад укрепляют иммунитет, улучшают осанку и заряжают энергией.

1. «Лодка».

2. «Рыба».

3. «Кобра».

4. «Саранча».

5. «Лук».

6. «Полумост».

7. «Мостик».

8. «Верблюд».

9. «Палка».

10. «Гусеница».

Динамический вариант асан - небольшая динамическая связка из асан, освоенных в режиме статики.

Позы лежа на животе

1. «Змея смотрит вперед».

2. «Змея осматривается».

3. «Змея готовится к прыжку».

4. «Крокодил».

5. «Лодка качается на волнах».

6. «Кролик спрятался».

7. «Кузнечик играет песенку жука (змеи, эха) на одной скрипочке».

Позы сидя 

1. «Лев».

2. «Жук на цветке».

3. «Гора и орел».

4. «Морда коровы».

5. «Рог коровы».

Позы стоя на четвереньках 

1. «Собака потягивается на солнышке».

2. «Пес Бобик».

Позы стоя 

1. «Дерево».

2. «Дерево» под приговорку «Рано утром солнце встало».

3. «Цветок тянется к солнышку».

4. «Вулкан».

Позы на равновесие 

1. «Полет журавлика».

2. «Полет синей птицы».

«Приветствие солнцу 1»

«Приветствие солнцу 2»

. Комплексы асан

 Комплекс 1

1. Суставная гимнастика Nº 1.

2. Суставная гимнастика Nº 2.

 Комплекс 2

1. «Гора».

2. «Аист» («Дерево»).

3. «Собака» («Собака потягивается на солнышке»).

4. «Кошка» («Пес Бобик»).

5. «Корова» («Рог коровы»).

6. «Лодка» («Змея смотрит вперед»).

7. «Рыба».

8. «Посох».

Комплекс 3

1. «Солнечная поза».

2. «Аист» («Дерево»).

3. «Собака» («Собака потягивается на солнышке»).

4. «Кошка» («Пес Бобик»).

5. «Кобра» («Змея осматривается»).

6. «Корова» («Рог коровы»).

7. «Посох» («Жук на цветке»).

8. «Пальма».

9. «Лев» («Лев»).

10. «Бабочка».

11. «Рыба».

Комплекс 4

1. «Дерево 1» («Дерево» под приговорку «Рано утром солнце встало»).

2. «Аист».

3. «Ласточка».

4. «Кошка» («Пес Бобик»).

5. «Собака» («Собака потягивается на солнышке»).

6. «Саранча».

7. «Кобра» («Змея готовится к прыжку»).

8. «Корова» («Морда коровы»).

9. «Сон героя».

10. «Лук» («Лодка качается на волнах»).

11. «Пальма».

12. «Лев» («Лев»).

13. «Ворона».

14. «Рыба».

Комплекс 5

1. «Дерево 2».

2. «Аист» («Цветок тянется к солнышку»).

3. «Лучник».

4. «Собака» («Собака потягивается на солнышке»).

5. «Кошка» («Пес Бобик»).

6. «Саранча» («Кузнечик играет песенку жука (змеи, эха) на одно скрипочке»).

7. «Кобра».

 8. «Лук» («Лодка качается на волнах»).

9. «Пальма».

10. «Лев» («Лев»).

11. «Корова» («Рог коровы»).

12. «Сон героя».

13. «Верблюд».

14. «Рыба».

Комплекс 6

1. «Дерево 2» («Вулкан»).

2. «Лучник».

3. «Бегун» («Полет синей птицы»)

4. «Ласточка» («Полет журавлика»).

5. «Треугольник».

6. «Собака» («Собака потягивается на солнышке»).

7. «Корова» («Морда коровы»).

8. «Сон героя».

9. «Верблюд» («Кролик спрятался»).

10. «Палка».

11. «Гусеница».

12. «Черепаха» («Гора и орел»).

13. «Полумост».

 Комплекс 7

1. «Орел» (летит).

2. «Бегун» («Полет синей птицы»).

3. «Треугольник».

4. «Треугольник» (вытянутый).

5. «Воин 1».

6. «Воин 2».

7. «Гусеница».

8. «Приветствие солнцу 1».

9. «Лучник».

10. «Черепаха» («Гора и орел»).

7. «Гусеница».

8. «Приветствие солнцу 1».

9. «Лучник».

10. «Черепаха» («Гора и орел»).

11. «Кобра» («Крокодил»).

12. «Мостик».

Комплекс 8

1. «Орел».

2. «Бегун» («Полет синей птицы»).

3. «Треугольник».

4. «Треугольник» (вытянутый).

5. «Воин 1».

6. «Воин 2».

7. «Стул».

8. «Приветствие солнцу 2».

9. «Лягушка».

10. «Ворона».

11. «Бабочка».

12. «Мостик» («Крокодил»).

При разучивании комплексов асан исключить:

 — 1-й год обучения — «Приветствие солнцу 1», «Приветствие солнцу 2» (комплексы 7 и 8);

— 2-й год обучения — «Приветствие солнцу 2» (комплекс 8).

Правила, которых необходимо придерживаться при разучивании асан с детьми

1. Асанами не следует заниматься после еды, наиболее правильным и полезным будет их выполнение через 2 часа после приема пищи

2. Асаны следует включать в утреннюю зарядку и зарядку после дневного сна, а так же в физминутки

 3. Одежда детей должна быть облегченной (майка и трусики), ноги босые.

 4. Асаны всегда следует выполнять после дыхательных упражнений.

5. Перед началом выполнения упражнения следует провести динамическую разминку. Это разогреет мышцы и подготовит организм к статической нагрузке.

6. При овладении асанами необходимо соблюдать принцип постепенности: избегать перенапряжения у детей; начинать с простых упражнений и переходить к более сложным.

7. При разучивании комплекса хатха-йоги необходим четкий показ упражнений педагогом.

 8. Позы, в которых используются повороты туловища, выполняются з обе стороны.

9. После выполнения поз с наклоном вперед необходимо выполнит лозы с прогибом назад или принять горизонтальное положение на спине

10. Позы, требующие наклона, выполняются на выдохе. Упражнения будут более эффективными и их выполнение потребует меньше усилий. 11. Особое внимание уделяется упражнениям, которые снимают напряжение спины, укрепляют ее мышцы, способствуют приобретению правильной осанки: это такие позы, как «Гора», «Солнечная поза», «Дерево».

12. Одним из самых основных требований при выполнении поз является то, что их всегда следует выполнять очень медленно. Каждая поза выполняется до того предела, когда начинается легкая и приятная мышечная боль.

13. Дети дошкольного возраста выполняют упражнения с произвольным дыханием. Оно должно быть спокойным, без задержки.

14. Весь процесс занятий требует умения расслабиться. Позы расслабления считаются в йоге одними из самых полезных.

15. После выполнения комплекса упражнений хатха-йоги необходимо в течение 2—3-х минут проделать с детьми упражнения на расслабление.

Противопоказания: нельзя выполнять асаны при повышенной температуре тела, ОРЗ, заболеваниях сердца, в случае возникновения острых болезненных ощущений во время занятий (незначительная боль при выполнении упражнений на растягивание в начальном периоде естественна). Дети с хроническими заболеваниями допускаются к занятиям с разрешения врача.

6. Дыхательная гимнастика

Дыхательная гимнастика — это гимнастические упражнения с произвольным изменением характера или продолжительности дыхательного цикла, сочетание статических и динамических упражнений (упражнения, обучающие удлиненному выдоху, раздельному дыханию, и упражнения активизирующие мышцы диафрагмы), а также упражнения для обучения детей дышать носом в целях профилактики ОРЗ и дыхательных заболеваний (см. приложение 5).

1. «Удивимся».

2. «Петушок».

3. «Сдуем с ладошки снежинку».

4. «Маятник».

5. «Погладь бочок».

6. «Ежик».

7. «Насос».

8. «Радуга, обними меня!»

9. «Регулировщик».

10. «Воздушный шар».

11. «По ступенькам».

12. «Самовар».

13. «Гармошка».

14. «Дует ветерок».

15. «Песок».

16. «Вдохни аромат цветка».

17. «Ветер».

18. «Плечи».

19. «Вырасти большой».

20. «Полет на луну».

21. «Поднимемся на носочки». Полет на солнце

23. «Дыхание 1».

24. «Носик».

25. «Дыхание 2».

26. «Чистим носы».

27. «Ушки».

28. «Легкий ветерок».

29. «Лодочка на волнах».

30. «Задувание свечи».

31. «Дышим на вертушку».

32. «Сбрось усталость».

33. «Жужжащая пчела».

34. Шипящее стимулирующее дыхание.

7. Гимнастика для глаз

 Гимнастика улучшает кровообращение глаз, что способствует уменьшению их утомляемости. Также она укрепляет глазодвигательные мышцы. Упражнения глазной гимнастики выполняют медленно, спокойно, с размеренным спокойным дыханием, преимущественно стоя, но можно и сидя. При выполнении упражнений глазной гимнастики стараться не моргать (см. приложение б).

1. «Дождик 1».

2. «Теремок».

3. «Тише, тише».

4. «Белка».

5. «Ветер».

6. «Лиса».

7. «Медведь».

8. «Оса».

9. «Комарик».

10. «Зайка».

11. «Угощение для больного».

12. «Смотрит носик».

13. «Буквы».

14. «Самолет».

15. «Дождик 2»

16. «Треугольник, круг, квадрат».

17. «Солнечный зайчик»

18.Пальминг

Эти игровые упражнения с приговорками отлично развивают внимание, память, концентрацию и речь. Их можно использовать на занятиях перед дыхательными упражнениями или перед релаксацией и в любое другое время (см. приложение 7).

1. «Гости».

2. «Пироги».

3. «Мастера».

4. «Сидит белка».

5. «Капуста».

6. «Разминаем пальчики».

7. «Замок».

8. «Ладушки».

9. «Наши пальцы».

10. «Считалка».

11. «Мяч».

12. «Крокодил».

13. «Слова».

14. «Пироги».

15. «Весна».

16. «Кто приехал?»

17. «Добрый день!»

18. «Солнце».

19. «Мальчик-пальчик».

20. «Маляры».

21. «Бабочка».

22. «Пальчики».

9. Релаксация

Релаксация — это гимнастические, активно выполняемые упражнения с максимально возможным снижением тонического напряжения мускулатуры. Упражнения на расслабление мышц играют чрезвычайно важную роль в воспитании правильной осанки. Они способствуют уменьшению чрезмерного напряжения мышц, снимают утомление, способствуют улучшению крово- и лимфооттока в перенапряженных мышцах. Упражнения по релаксации являются методом предотвращения стрессов у детей и оказывают положительное влияние на их здоровье. Они учат детей снимать напряжение, не замыкаться на своих проблемах и через сюжетно-ролевые игры уметь находить причины этого состояния (см. приложение 8).

1. «Замедленное движение».

2. «Зернышко».

3. «Снежная баба».

4. «Птички».

5. «Шалтай-Болтай».

6. «Просыпайся, глазок».

7. «Тишина».

8. «Летний денек».

 9. «Расслабление приятно».

10. «Пушистые облачка».

11. «Лентяи».

12. «Лимон».

13. «Вибрация».

14. «Ленивая кошечка».

15. «Ленивый барсук».

16. «Палуба».

17. «Медведь после зимней спячки».

18. «Буратино».

19. «Дерево».

20. «Сказка».

21. «Космос».

22. «Кулачки».

23. «Веселые гномы».

24. «Молчок».

25. «Рыбки».

26 «Бриллиантики».

10. Подвижные игры

В подвижные игры включены игры и игровые упражнения на развитие внимания, пространственного ориентирования, ловкости, смелости, координации, точности, спонтанности и ритмичности. Через эти игры дети охотнее осваивают необходимые навыки — правильной осанки, управления своим вниманием (см. приложение 9).

1. «Репка».

2. «Хитрая лиса».

3. «Догони Колобка».

4. «Поиграем с мишкой».

5. «Идет коза по лесу».

6. «Бездомный зайка».

7. «Лягушата и Мишка».

8. «У медведя во бору».

9. «Ловкий пешеход».

10. «Прятки».

11. «Догони мяч».

12. «Бегай и замри».

13. «Петух, цапля и коршун».

14. «Охотники и куропатки».

15. «Домовитый хомячок».

16. «Лягушки и цапля».

17. «Мы — веселые ребята!»

18. «Поймай белочку».

19. «Найди свое дерево».

20. «Совушка-сова».

21. «Хвост дракона».

22. «Домовитый хомячок».

23. «Заяц, елочки и мороз».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Рекомендации и методические указания по проведению бесед, игр, теоретических и практических занятий, разработанные в соответствии с основными принципами педагогики, с учетом физиологических особенностей, физического развития и состояния здоровья детей 4—7-летнего возраста.

2. Литература и наглядные пособия (плакаты, схемы, карточки с комплексами упражнений, альбомы, фотографии).

Техническое оснащение занятий

1. Оборудованный спортивный зал, который соответствует нормам и гигиеническим требованиям.

2. Аудиоматериалы с записями музыки и звуков природы.

3. Спортивное оборудование: роликовые тренажеры для стоп ног, массажные дорожки с резиновыми шипами, ребристые доски.

4. Гигиенические коврики длиной 1—1,5 м, шириной 60 см с отметкой у головы.

5. Нестандартное оборудование: дорожки из пробок, мешочки с песком.

6. Спортивная хлопчатобумажная одежда.

Диагностика физического развития

Оценка физической подготовленности детей (4—7 лет) 

Диагностика проводится для контроля за уровнем развития физических качеств ребенка и его физической подготовки. Тестами выявляется общий уровень физического развития, уровень специальной подготовки двигательного аппарата. Показатели физической подготовленности детей 4—7 лет представлены в таблице.

Методика проведения тестирования

1. Быстрота.  

Бег — 10 метров (средний возраст).

На дистанции 10 м отмечают линии старта и финиша. До линии стар та и после финиша на расстоянии 5—10 м ставят флажки. По команд «Марш!» ребенок пробегает всю дистанцию от флажка до флажка. Секундомером фиксируется время пробегания от линии старта до финиша. Даются 2 попытки с интервалом для отдыха. В протокол заносятся лучший результат.          Бег — 30 метров (старший возраст). 

Размечают беговую дорожку не менее 40 м. До линии старта и после ниша должно быть 5—6 м (для предупреждения снижения скорости). конце дорожки ставят яркий ориентир. Даются 2 попытки с интервалом я отдыха 2—3 минуты. Бег с высокого старта. Фиксируется лучший результат прохождения дистанции от старта до финиша.

2. Ловкость — обегание предметов.

 На дистанции 10 м расставляют 10 предметов (кубики, кегли, набивные мячи и т. п.). Расстояние между ними составляет 1 м, до первого и после последнего — 1,5 м. По команде «Марш!» ребенок бежит «змейкой» между предметами от линии старта до линии финиша. Даются 2 попытки интервалом для отдыха 2—3 минуты. Фиксируется лучший результат.

3. Выносливость - приседание.

Из исходного положения (и. п.) — основная стойка (о. с.) — руки за голову, ребенок приседает максимальное количество раз в течение 30 секунд. Педагог следит за полным выпрямлением ног и глубоким приседанием. Дается 1 попытка.

4. Равновесие — поза Ромберга.

Сняв обувь, ребенок принимает положение стоя с опорой на одной ноге. Другая нога согнута в колене и подошвой приставлена к колену опорной ноги, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты. Опора выполняется с открытыми глазами. После того как ребенок принял устойчивое положение, включают секундомер. При сильном покачивании, сдвиге опорной ноги или опускании согнутой ноги секундомер выключают. Даются 2 попытки с интервалом для отдыха 3—4 минуты. Фиксируется лучший результат.

5. Гибкость - наклон вперед.

Ребенок принимает основную стойку на гимнастической скамейке и медленно наклоняется вниз вперед, не сгибая коленей, стараясь как можно ниже коснуться установленной перпендикулярно полу линейки (отчет от плоскости скамейки). Если ребенок достает только до уровня скамейки, то его показатель «0», если ниже уровня скамейки - показатель со знаком «+ », если ребенок не достает до уровня скамейки- показатель со знаком «-» (отчет от уровня скамейки вверх). Даются 2 попытки с интервалом для отдыха 5-6 минут. Фиксируется лучший результат.

6. Статическая выносливость.

Мышцы спины.

 Ребенок ложится на медицинскую кушетку на живот, ноги выпрямлены и зафиксированы. Для измерения ребенок должен положить обе руки на затылок и максимально разогнуть туловище. Время удержания туловища в этом положении характеризует статическую работоспособность мышц спины. Измерение следует проводить до появления утомления мышц спины, при проявлении качательных движений туловища измерение нужно прекратить.

Мышцы живота.

И. п. — лежа на спине, на медицинской кушетке, руки на затылке, ноги выпрямлены и зафиксированы. Для измерения ребенок должен приподнять прямое туловище до угла 30° к плоскости кушетки. Время удержания туловища в этом положении характеризует статическую работоспособность мышц живота.

7. Дыхательные пробы.

Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). 

Ребенок делает два спокойных вдоха. На третий раз после глубокого вдоха поднимает руку вверх, другой рукой одновременно закрывает рот и нос. Терпит до желания сделать очередной вдох. Педагог по секундомеру вслух ведет счет.

Проба Генчи (задержка дыхания на выдохе).

Ребенок делает 2 спокойных вдоха и выдоха, на третий раз — глубокий вдох, затем полный выдох. Рукой одновременно закрывает рот и нос. Не дышит столько, сколько сможет. Педагог по секундомеру вслух ведет счет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература, использованная при составлении программы и адресованная педагогам

1. Айенгар Б. К. С. Йога (Путь к здоровью). — Сыкт.: Флинта, 2012.

2. Бокатов А. И., Сергеев С. А. Детская йога. — М.: Ника-центр, 2006.

3. Вавилова Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1981.

4. Вареник Е. Н., Кудрявцева С. Г., Сергиенко Н. Н. Занятия по физкультуре с детьми 3—7 лет: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ «Сфера», 2009. (Здоровый малыш.)

5. Вареник Е. Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5—7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2009.

6. Галанов А. С. Игры, которые лечат (для детей от 5 до 7 лет). — М.: Педа-гогическое общество России, 2005.

7. Долгих Е. Хатха-йога в детском саду. Опыт работы по использованию современных здоровьесберегающих технологий. — Елабуга, 2008. 8. Дубровский В. И., Дубровская А. В. Антропометрия: Оценка физического развития // Валеология - здоровый образ жизни [Электронный ресурс].— Электрон. ст. — [M.]. URL: http://www. fiziolive.ru/html/ fiz/statii/physical_growth.htm, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

9. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5—6 лет. — М.: ТЦ Сфера, 2008. (Логопед в ДОУ.)

10. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

11. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6—7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008. (Здоровый малыш.)

12. Картушина М. Ю. Праздники для детей 6—7 лет. Сценарии для ДОУ. - М.: ТЦ «Сфера», 2009.

13. Картушина М. Ю. Праздники здоровья для детей 4-5 лет. Сценарии для ДОУ. — М.: ТЦ «Сфера», 2009. (Вместе с детьми.)

14. Кеннет К., Хайм Д., Хайм К. Руководство по йоге для детей // Электро ная библиотека Йоги Александра Очаповского [Электронный ресур URL: http://wilhelm-was.narod.ru/biblio/ochapowskij/bebiyog0.htm, cвободный. — Загл. с экрана.

15. Ковалько В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практич ские разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительной группы). — М.: ВАКО, 2005. (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем.)

Литература, рекомендованная детям и родителям в помощь освоения программы

1. Бокатов А. И., Сергеев С. А. Детская йога.— М.: Ника-центр, 2006.

2. Вареник Е. Н., Кудрявцева С. Г., Сергиенко Н. Н. Занятия по физкультуре с детьми 3—7 лет: Планирование и конспекты. — М.: ТЦ «Сфера», 2009.

3. Картушина М. Ю. Оздоровительные занятия с детьми 6—7 лет. — М.: ТЦ «Сфера», 2008.

4. Липень А. А. Детская оздоровительная йога. — СПб.: Питер, 2009.

5. Останко Л. В. Оздоровительная гимнастика для дошкольников. — СПб.: Литера, 2006.

6. Останко Л. В. Развивающая гимнастика для дошкольников. — СПб.: Литера, 2006.

7. Останко Л. В. Сто веселых упражнений для детей. — СПб.: Корона-принт, 2005.

8. Палатник М. Простая йога для детей. — М.: Вадим Левин, 2006.

9. Подольская Е. И. Формы оздоровления детей 4—7 лет: кинезилоги-ческая и дыхательная гимнастика, комплексы утренних зарядок. — Волгоград: Учитель, 2009.

10. Сулим Е. В. Занятия по физкультуре в детском саду: Игровой стретСинг.-М.:ТЦ «Сфера»,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация дополнительной образовательной программы "Фитнес для малышей"

Фитнес (англ.fitness,от глагола «tofit» - соответствовать, быть в хорошей форме)  в более широком смысле - это общая физическая подготовленность организма человека.Данная программа реализуется в ...

Составительская программа "Будь здоровым, малыш!"

  Система дошкольного образования – это тот чернозём, на котором мы можем вырастить цветы нашего здоровья и здоровья наших детей. Самая сложная и самая важная творческая задача воспитателя...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Баскетбол для малышей»

Программа разработана на основе разделов образовательной области «Физическая культура». Физкультурно- спортивной деятельности отводится особая роль в решении проблемы социальной адаптации дошкольников...

Программа "Будь здоров малыш"

ПРОГРАММАДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Будь здоров Малыш»...

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей»

Программа на овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....

Дополнительная общеобразовательная программа – Дополнительная общеразвивающая программа. «Логика для малышей» (средний возраст)

Программа на овладение детьми среднего возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика для малышей»....