ЗАПРЕЩЕННЫЕ И ОГРАНИЧЕННЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ДОУ
статья по физкультуре
Инструктор по физической культуре Чичирко Светлана Александровна
ЗАПРЕЩЕННЫЕ И ОГРАНИЧЕННЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
В ДОУ
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване.
Согласно п.13.1 СанПин 2.4.1.3049-13 (с изм. от 04.04.2014) «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденного постановлением Главного государственного врача РФ от 22.07.2010 № 91, физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между тем с учетом физиологических особенностей, возрастных возможностей детей дошкольного возраста не все упражнения допустимы к использованию в ДОУ. Запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ являются следующие упражнения
Таблица – Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ
Упражнение | Причины ограничения | Рекомендованная замена |
Круговые вращения головой. | Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков. | Наклоны вперед, в стороны. Повороты. |
Наклоны головы назад. | Нет замены. | |
Стойка на голове. | Выполнять упражнения с опусканием плеч вниз. | |
Чрезмерное вытягивание шеи. | ||
Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения лежа на спине, руки согнуты под голову. | Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника. | Изменить положение рук. |
Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине. | Фаза напряжения оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза. | Поднимать и опускать ноги попеременно. |
Кувырок вперед. | Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи. | Нет замены. |
Перекат на спине, удерживая руками колени. | Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника. | Выполнять упражнение только со страховкой педагога. |
Прогиб в поясничном отделе из положения лежа на животе с упором на выпрямленные руки. | Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков. | Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти. |
Сидение на пятках. | Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава. | Сидение в стойке «по- турецки». |
Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием | Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса. | Изменить положение рук: в стороны или на поясе. |
рук вверх. |
|
|
Висы более 5 сек. | Слабость и перерастяжение связочно-мышечного аппарата. | Нет замены. |
Прыжки босиком по жесткому покрытию. | Слабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны. | Прыжки только на гимнастических матах. |
Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы. | Несформированность костей плюсны. | Бег в спортивной обуви. |
Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками. | Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча. | Уменьшить вес мяча (с 5 лет по 0,5 кг). |
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит как ничто другое.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, важно стараться активнее их привлекать к участию в совместно организованных мероприятиях ДОУ. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в мире. Работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально- психологического благополучия, т.к. оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой,
побуждает интерес самовыражения, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Важно стремиться к тому, чтобы дети как можно больше получали возможность проявлять свою активность, самостоятельность, инициативу не только на специально- организованной непосредственно-образовательной деятельности (НОД), но и в процессе всей своей деятельности в течение дня. А самое главное, чтобы эта активность была безопасной как для него, так и для окружающих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zapreshchennye_fizicheskie_uprazhneniya_v_dou.docx | 25.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструктор по физической культуре Чичирко Светлана Александровна
ЗАПРЕЩЕННЫЕ И ОГРАНИЧЕННЫЕ К ПРИМЕНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЕ
В ДОУ
Физическая культура в детском саду – это важная составляющая общего развития ребенка в детском учреждении. Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, активным и жизнерадостным. Чтобы ребенок всегда был таким, основы нужно заложить с самого раннего детства. Именно поэтому в детском саду большое внимание уделяется развитию мышц детей, их ловкости, силы и выносливости.
Среди основных средств правильного физического воспитания маленьких ребят можно выделить: правильное (здоровое) питание, выработку привычек к личной гигиене, прогулки на свежем воздухе, правильно организованный режим дня, хороший сон, создание условий для творчества ребенка, ну и, конечно же, физическую культуру.
Здорового и счастливого ребенка невозможно представить неподвижным. В нашем сознании непоседа, бегающий по улице, здоровее, чем ребенок, лежащий среди дня на диване.
Согласно п. СанПин (с изм. от ) «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденного постановлением Главного государственного врача РФ от № 91, физическое воспитание детей должно быть направлено на улучшение состояния здоровья и физического развития, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.
Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между тем с учетом физиологических особенностей, возрастных возможностей детей дошкольного возраста не все упражнения допустимы к использованию в ДОУ. Запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ являются следующие упражнения
Таблица – Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ
Упражнение | Причины ограничения | Рекомендованная замена |
Круговые вращения головой. | Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи, возможно смещение шейных позвонков. | Наклоны вперед, в стороны. Повороты. |
Наклоны головы назад. | Нет замены. | |
Стойка на голове. | Выполнять упражнения с опусканием плеч вниз. | |
Чрезмерное вытягивание шеи. | ||
Тренировка верхнего отдела брюшного пресса: поднимать туловище из положения лежа на спине, руки согнуты под голову. | Чрезмерное напряжение мышц шеи, возможно чересчур сильное надавливание руками на шейный отдел позвоночника. | Изменить положение рук. |
Тренировка нижнего отдела брюшного пресса: поднимать ноги вместе из положения лежа на спине. | Фаза напряжения оказывает влияние на сосуды шеи и головы, возможно увеличение поясничного лордоза. | Поднимать и опускать ноги попеременно. |
Кувырок вперед. | Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи. | Нет замены. |
Перекат на спине, удерживая руками колени. | Отсутствует фиксация шейного отдела позвоночника. | Выполнять упражнение только со страховкой педагога. |
Прогиб в поясничном отделе из положения лежа на животе с упором на выпрямленные руки. | Возможно увеличение поясничного лордоза, защемление поясничных дисков. | Выполнять упражнение на согнутых руках, опираясь на локти. |
Сидение на пятках. | Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава. | Сидение в стойке «по- турецки». |
Выполнение дыхательных упражнений с одновременным поднятием | Уменьшение поступления кислорода за счет сокращения мышц верхнего плечевого пояса. | Изменить положение рук: в стороны или на поясе. |
рук вверх. | ||
Висы более 5 сек. | Слабость и перерастяжение связочно-мышечного аппарата. | Нет замены. |
Прыжки босиком по жесткому покрытию. | Слабый связочно-мышечный аппарат стопы, несформированность костей плюсны. | Прыжки только на гимнастических матах. |
Бег босиком с опорой на переднюю часть стопы. | Несформированность костей плюсны. | Бег в спортивной обуви. |
Метание тяжелого набивного мяча из-за головы двумя руками. | Несоответствие массы тела ребенка и веса мяча. | Уменьшить вес мяча (с 5 лет по 0,5 кг). |
Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит как ничто другое.
В современных условиях особенно актуальной задачей является привитие детям потребности в физической культуре и спорте. Таким образом, методически правильно организованная работа по физическому воспитанию призвана удовлетворить естественную потребность детей в движении и способствовать своевременному владению ими двигательными навыками и умениями, формировать положительную самооценку, аналитическое отношение к себе и деятельности товарищей. В настоящее время растить детей здоровыми, сильными, жизнерадостными – задачи каждого дошкольного учреждения. Быть в движении – значит укреплять здоровье. Мы не можем представить себе жизнь ребенка в детском саду без веселых развлечений, шумных праздников и соревнований, интересных игр, увлекательных аттракционов. Одни развивают сообразительность, другие – смекалку, третьи – воображение и творчество, но объединяет их общая задача – воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни. Зная о том, что дети особенно восприимчивы к положительному примеру родителей, важно стараться активнее их привлекать к участию в совместно организованных мероприятиях ДОУ. Двигаясь, ребенок познает мир и себя, учится ориентироваться и целенаправленно действовать в мире. Работа с детьми дошкольного возраста ценна и тем, что создает условия для эмоционально- психологического благополучия, т.к. оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает определенный духовный настрой,
побуждает интерес самовыражения, способствует не только лучшему усвоению знаний и закреплению навыков, но и благотворно влияет на детскую психику.
Важно стремиться к тому, чтобы дети как можно больше получали возможность проявлять свою активность, самостоятельность, инициативу не только на специально- организованной непосредственно-образовательной деятельности (НОД), но и в процессе всей своей деятельности в течение дня. А самое главное, чтобы эта активность была безопасной как для него, так и для окружающих.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении...
Упражнения запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ
Упражнения ограниченные и запрещенные для детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ"
Программное содержание:1. Познакомить педагогов с запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ упражнениями.2. Повысить общий уровень пед...
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении
Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между...
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении
Об упражнениях, полностью запрещенных и ограниченных к прменению в дошкольных образовательных учреждениях...
"Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению на занятиях по физической культуре в ДОУ"
Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Необходимость учета воздействия физических упра...
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию
Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ). Согласно п.13.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 "...