"Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению на занятиях по физической культуре в ДОУ"
презентация по физкультуре по теме

Соколова Анастасия Эдуардовна

Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Необходимость учета воздействия физических упражнений связана с особой пластичностью детского организма, и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях может привести к нежелательным последствиям.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Упражнения , запрещенные и ограниченные к применению на занятиях по физической культуре в ДОУ

Слайд 2

ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста

Слайд 3

исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне -заднем направлении ; выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможны задержка дыхания и натуживание ;

Слайд 4

упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей ;

Слайд 5

1-я группа: предложения по изменению методики применения самих упражнений . 2-я группа: изменения исходных положений.

Слайд 6

толкание и перенос тяжелых предметов, упоры, лазание с помощью одних рук; резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания ; лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др .; прыжки с большой высоты или на твердую опору; ассиметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой . ЗАПРЕЩЕНО

Слайд 7

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !



Предварительный просмотр:

Доклад "Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению на занятиях по физической культуре в ДОУ".

Слайд 2.

Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Необходимость учета воздействия физических упражнений связана с особой пластичностью детского организма, и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях может привести к нежелательным последствиям.

Слайд 3.

Подбор и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, обучение основным движениям должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:

  • исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;
  • выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений (скручиваний) в суставах верхних и нижних конечностей и туловища;
  • для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможны задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений, направленных на развитие силы.

Слайд 4.

  • упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей (Перемещая себя или часть своего тела вперед-назад, мы движемся в сагиттальной плоскости. Эта же плоскость разделяет наше тело на две половины – правую и левую. Фронтальная плоскость разделяет наше тело на переднюю и заднюю часть. В этой плоскости мы перемещаемся вправо и влево. Горизонтальная плоскость разделяет наше тело на верхнюю и нижнюю части. Самым ярким примером движения в горизонтальной плоскости будет поворот головы вправо или влево.);

Слайд 5.

Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения могут привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Альтернативные, «правильные» упражнения предполагают более эффективную работу для развития силы и эластичности мышц и более удобны для выполнения.

Предлагаемые рекомендации можно условно разделить на две группы. К одной группе относятся предложения по изменению методики применения самих упражнений, к другой – изменения исходных положений. Смотреть таблицу.

Слайд 6.

Детям дошкольного возраста противопоказаны упражнения, требующие значительного силового напряжения (толкание и перенос тяжелых предметов, упоры, лазание с помощью одних рук), так как они дают большую физическую нагрузку, вызывая растяжение эластичных связок, а также затрудняют дыхание. Недопустимы также резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания.

Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.).

Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Все это может привести к травмам связок или мышц голеностопного сустава (их растягиванию) и уплощению свода стопы ребенка.

Нежелательны также ассиметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание на дальность и в цель только правой рукой, прыжки на скакалке только на одной ноге, так как они предрасполагают к развитию сколиотической осанки у школьников.

Владея данными знаниями, мы сможем сделать занятия физкультурой не только полезными, но и безопасными.



Предварительный просмотр:

Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации оздоровительной направленности

Традиционное выполнение физических упражнений

Возможные последствия применения упражнений

Альтернативное выполнение упражнений.

Методика проведения упражнений

1. Упражнения, связанные с переразгибанием шейного отдела позвоночника в передне-заднем направлении.

Отрицательное воздействие на шейный отдел в связи с наличием, так называемой, нестабильности шейного отдела.

Такие упражнения, как наклоны головы вперед, в стороны, повороты, выполняются в медленном темпе при небольшом количестве повторений (6— 8 раз), задерживаясь в этом положении на 15—20 сек (от 3—5 глубоких дыхательных движений).

2. Упражнения для туловища, связанные с наклонами в стороны.

Нарушение плоскости, увеличение рычагов создают возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечностей туловища.

Выполнение с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей. Изменение исходного положения рук (например: руки на пояс, к плечам). При начальном обучении использовать облегченные исходные положения, например, лежа на спине, стоя у стены.

3. Упражнения, направленные на развитие силы мышц брюшного пресса. Например, в исходном положении лежа на спине, ноги прямые, руки за голову.

Создается давление на шейный отдел позвоночника.

Изменить положение рук (например: руки на груди), поднимание туловища до уровня 30° к поверхности пола.

4. Одновременное поднимание прямых ног в исходном положении сидя или лежа на спине.

Вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел.

Предлагается:

1. Выполнение упражнения через фазу сгибания и выпрямления ног.

2. Поднимание ног поочередно.

5. Упражнение «велосипед» в исходном положении на спине.

Оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35˚ по отношению к горизонтали.

Предлагается:

1. Не опускать ноги ниже 35°.

2. Изменить    исходное    положение (ввести опору на локти).

6. Упражнение «перекат» в группировке на спине.

Нестабильность шейного отдела.

1.Выполнять упражнение со страховкой.

2.Дать указание тянуть голову к коленям.

7. Лежа на животе прогибанием туловища назад, с упором на руки («змея»).

Возможно увеличение поясничного лордоза.

1. Разноименное поднимание рук и ног в том же исходном положении.

2.  Поднимание   туловища   не   более 20 см от пола, голова должна быть на одной линии с туловищем.

8. Сед на пятках.

Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава.

1. Как можно меньше времени находиться в таком положении.

2. Изменить исходное положение, на пример сед «по-турецки».

9. Наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками.

Примерно 40% детей дошкольного возраста имеют такую патологию, как рекурвация коленного сустава. Подобное упражнение способно привести к ухудшению состояния связок коленного сустава.

Наклон с опорой на пятку выставленной вперед ноги

Традиционное выполнение физических упражнений

Возможные последствия применения упражнений

Альтернативное выполнение упражнений.

Методика проведения упражнений

10. В исходном положении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад.

Оказывается травмирующее воздействие   на   поясничный   отдел   позвоночника.

Необходимо изменить исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной, и не допускать прогибания в пояснице.

11. Различные виды приседаний.

В зависимости от угла сгибания в коленных суставах варьируется величина нагрузки на связки этого сустава.

Желательно ограничить сгибание коленей до прямого утла и не давать выступать им за площадь опоры.

12. Выполнение   в  основной  стойке махов ногами.

Высокий мах вызывает оседание в пояснице, и таким образом оказывается давление на поясничный отдел позвоночника.

Ограничить высоту маха до 90°, сосредоточив внимание на скорости и контроле техники.

13. Разгибание рук в локтевых суставах.

У детей часто отмечается рекурвация локтевых суставов.

Необходимо исключить переразгибание и сохранять локти «мягкими».

14. Упражнение «плуг»: в исходном положении лежа на спине касаться ногами пола за головой.

Помимо растяжения мышц спины, осуществляется давление на мышцы и связки шейного отдела позвоночника.

Лучше всего заменить на, так называемый, «кошачий стретч»: стоя на коленях с упором на руки, медленно округлять спину и втянуть мышцы живота.

15. Упражнения, направленные на развитие гибкости.

Необходимо учитывать возможность травматизации в шейном и поясничном отделах позвоночника.

При выполнении упражнений, направленных на развитие гибкости, необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений.

16. Выполнение чистых висов на руках.

Вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок лучезапястного сустава.

1. Лучше использовать полувисы..

2. Дозировка выполнения упражнения диктуется желанием и возможностями ребенка.

17. Прыжки босиком по жестокому покрытию.

При слабом своде стопы возможно растяжение подошвенных связок и развитие плоскостопия.        

1. Прыжки по амортизирующей поверхности.

2. Выполнение с высокой интенсивностью и малой дозировкой, в чередовании с ходьбой, время выполнения 5-7 сек.

3. Выполнять прыжки в обуви.

18. Бег босиком.

Костный аппарат стопы имеет во многом хрящевую структуру, мышцы недостаточно сильны и выносливы, связки эластичны и растяжимы.

Выполнять   на   короткие   дистанции, время выполнения не более 10 сек.

19. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени.

Причина ограничения  в применении такая же.

Рекомендуется выполнять в быстром темпе в течение 5-7 сек, чередовать с расслаблением мышц, активно участвующих в работе (потряхивание, поглаживание).

20. Метание набивного мяча.

Несоответствие массы тела ребенка и использовать веса мяча.

Использовать различные исходные положения (например: и. п. сед ноги врозь), вес мяча не больше 200 г.

21. Кувырок вперед

Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи.

Замена отсутствует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении...

Упражнения запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ

Упражнения ограниченные и запрещенные для детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ"

Программное содержание:1.      Познакомить педагогов с запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ упражнениями.2.      Повысить общий уровень пед...

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении

Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между...

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении

Об упражнениях, полностью запрещенных и ограниченных к прменению в дошкольных образовательных учреждениях...

Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию

Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ). Согласно  п.13.1     СанПиН 2.4.1.2660-10 "...