"Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению на занятиях по физической культуре в ДОУ"
презентация по физкультуре по теме
Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Необходимость учета воздействия физических упражнений связана с особой пластичностью детского организма, и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях может привести к нежелательным последствиям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ОБЯЗАТЕЛЬНО учитывать анатомо-физиологические особенности детей дошкольного возраста
исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне -заднем направлении ; выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможны задержка дыхания и натуживание ;
упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей ;
1-я группа: предложения по изменению методики применения самих упражнений . 2-я группа: изменения исходных положений.
толкание и перенос тяжелых предметов, упоры, лазание с помощью одних рук; резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания ; лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др .; прыжки с большой высоты или на твердую опору; ассиметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой . ЗАПРЕЩЕНО
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Предварительный просмотр:
Доклад "Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению на занятиях по физической культуре в ДОУ".
Слайд 2.
Упражнения на физкультурном занятии в дошкольном учреждении подбираются с обязательным учетом анатомо-физиологических особенностей детей этого возраста. Необходимость учета воздействия физических упражнений связана с особой пластичностью детского организма, и неоправданное манипулирование компонентами нагрузки на занятиях может привести к нежелательным последствиям.
Слайд 3.
Подбор и выполнение комплекса общеразвивающих упражнений, обучение основным движениям должны реализовываться в щадящем режиме для шейного и поясничного отделов позвоночника. Этот режим предусматривает:
- исключение упражнений, связанных с переразгибанием в шейном отделе позвоночника в передне-заднем направлении;
- выполнение упражнений на развитие гибкости должно совершаться за счет медленных и плавных потягиваний; необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений (скручиваний) в суставах верхних и нижних конечностей и туловища;
- для исключения проявления гипоксии мозга следует избегать исходных положений, в которых возможны задержка дыхания и натуживание; это в первую очередь касается упражнений, направленных на развитие силы.
Слайд 4.
- упражнения для туловища, связанные с наклонами, должны выполняться с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей (Перемещая себя или часть своего тела вперед-назад, мы движемся в сагиттальной плоскости. Эта же плоскость разделяет наше тело на две половины – правую и левую. Фронтальная плоскость разделяет наше тело на переднюю и заднюю часть. В этой плоскости мы перемещаемся вправо и влево. Горизонтальная плоскость разделяет наше тело на верхнюю и нижнюю части. Самым ярким примером движения в горизонтальной плоскости будет поворот головы вправо или влево.);
Слайд 5.
Ошибки в выборе упражнений, исходных положений и способов выполнения могут привести к стрессовому воздействию на суставы, связки и мышцы. Альтернативные, «правильные» упражнения предполагают более эффективную работу для развития силы и эластичности мышц и более удобны для выполнения.
Предлагаемые рекомендации можно условно разделить на две группы. К одной группе относятся предложения по изменению методики применения самих упражнений, к другой – изменения исходных положений. Смотреть таблицу.
Слайд 6.
Детям дошкольного возраста противопоказаны упражнения, требующие значительного силового напряжения (толкание и перенос тяжелых предметов, упоры, лазание с помощью одних рук), так как они дают большую физическую нагрузку, вызывая растяжение эластичных связок, а также затрудняют дыхание. Недопустимы также резкие, сильные махи, раскачивания, отталкивания.
Дошкольникам не рекомендуются движения, которые затрудняют дыхание, сужают грудную клетку (лазание по вертикальному шесту, перетягивание каната и др.).
Отрицательно влияют на развитие опорно-двигательного аппарата прыжки с большой высоты или на твердую опору. Все это может привести к травмам связок или мышц голеностопного сустава (их растягиванию) и уплощению свода стопы ребенка.
Нежелательны также ассиметричные упражнения, которые выполняются одной рукой или ногой: метание на дальность и в цель только правой рукой, прыжки на скакалке только на одной ноге, так как они предрасполагают к развитию сколиотической осанки у школьников.
Владея данными знаниями, мы сможем сделать занятия физкультурой не только полезными, но и безопасными.
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации к выполнению физических упражнений для реализации оздоровительной направленности
Традиционное выполнение физических упражнений | Возможные последствия применения упражнений | Альтернативное выполнение упражнений. Методика проведения упражнений |
1. Упражнения, связанные с переразгибанием шейного отдела позвоночника в передне-заднем направлении. | Отрицательное воздействие на шейный отдел в связи с наличием, так называемой, нестабильности шейного отдела. | Такие упражнения, как наклоны головы вперед, в стороны, повороты, выполняются в медленном темпе при небольшом количестве повторений (6— 8 раз), задерживаясь в этом положении на 15—20 сек (от 3—5 глубоких дыхательных движений). |
2. Упражнения для туловища, связанные с наклонами в стороны. | Нарушение плоскости, увеличение рычагов создают возможное возникновение ротационных движений в суставах верхних конечностей туловища. | Выполнение с соблюдением фронтальной, сагиттальной и горизонтальной плоскостей. Изменение исходного положения рук (например: руки на пояс, к плечам). При начальном обучении использовать облегченные исходные положения, например, лежа на спине, стоя у стены. |
3. Упражнения, направленные на развитие силы мышц брюшного пресса. Например, в исходном положении лежа на спине, ноги прямые, руки за голову. | Создается давление на шейный отдел позвоночника. | Изменить положение рук (например: руки на груди), поднимание туловища до уровня 30° к поверхности пола. |
4. Одновременное поднимание прямых ног в исходном положении сидя или лежа на спине. | Вес двух ног оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел. | Предлагается: 1. Выполнение упражнения через фазу сгибания и выпрямления ног. 2. Поднимание ног поочередно. |
5. Упражнение «велосипед» в исходном положении на спине. | Оказывает травмирующее воздействие на поясничный отдел при опускании ног меньше 35˚ по отношению к горизонтали. | Предлагается: 1. Не опускать ноги ниже 35°. 2. Изменить исходное положение (ввести опору на локти). |
6. Упражнение «перекат» в группировке на спине. | Нестабильность шейного отдела. | 1.Выполнять упражнение со страховкой. 2.Дать указание тянуть голову к коленям. |
7. Лежа на животе прогибанием туловища назад, с упором на руки («змея»). | Возможно увеличение поясничного лордоза. | 1. Разноименное поднимание рук и ног в том же исходном положении. 2. Поднимание туловища не более 20 см от пола, голова должна быть на одной линии с туловищем. |
8. Сед на пятках. | Возможно перерастяжение сухожилий и связок коленного сустава. | 1. Как можно меньше времени находиться в таком положении. 2. Изменить исходное положение, на пример сед «по-турецки». |
9. Наклоны вперед с прямыми ногами до касания пола руками. | Примерно 40% детей дошкольного возраста имеют такую патологию, как рекурвация коленного сустава. Подобное упражнение способно привести к ухудшению состояния связок коленного сустава. | Наклон с опорой на пятку выставленной вперед ноги |
Традиционное выполнение физических упражнений | Возможные последствия применения упражнений | Альтернативное выполнение упражнений. Методика проведения упражнений |
10. В исходном положении стоя на коленях с опорой на руки махи прямой ногой назад. | Оказывается травмирующее воздействие на поясничный отдел позвоночника. | Необходимо изменить исходное положение на коленно-локтевое, голова должна быть на одной прямой со спиной, и не допускать прогибания в пояснице. |
11. Различные виды приседаний. | В зависимости от угла сгибания в коленных суставах варьируется величина нагрузки на связки этого сустава. | Желательно ограничить сгибание коленей до прямого утла и не давать выступать им за площадь опоры. |
12. Выполнение в основной стойке махов ногами. | Высокий мах вызывает оседание в пояснице, и таким образом оказывается давление на поясничный отдел позвоночника. | Ограничить высоту маха до 90°, сосредоточив внимание на скорости и контроле техники. |
13. Разгибание рук в локтевых суставах. | У детей часто отмечается рекурвация локтевых суставов. | Необходимо исключить переразгибание и сохранять локти «мягкими». |
14. Упражнение «плуг»: в исходном положении лежа на спине касаться ногами пола за головой. | Помимо растяжения мышц спины, осуществляется давление на мышцы и связки шейного отдела позвоночника. | Лучше всего заменить на, так называемый, «кошачий стретч»: стоя на коленях с упором на руки, медленно округлять спину и втянуть мышцы живота. |
15. Упражнения, направленные на развитие гибкости. | Необходимо учитывать возможность травматизации в шейном и поясничном отделах позвоночника. | При выполнении упражнений, направленных на развитие гибкости, необходимо избегать резких сгибаний, разгибаний, ротационных движений. |
16. Выполнение чистых висов на руках. | Вызывает статическое напряжение мышц, преждевременное растяжение суставов и связок лучезапястного сустава. | 1. Лучше использовать полувисы.. 2. Дозировка выполнения упражнения диктуется желанием и возможностями ребенка. |
17. Прыжки босиком по жестокому покрытию. | При слабом своде стопы возможно растяжение подошвенных связок и развитие плоскостопия. | 1. Прыжки по амортизирующей поверхности. 2. Выполнение с высокой интенсивностью и малой дозировкой, в чередовании с ходьбой, время выполнения 5-7 сек. 3. Выполнять прыжки в обуви. |
18. Бег босиком. | Костный аппарат стопы имеет во многом хрящевую структуру, мышцы недостаточно сильны и выносливы, связки эластичны и растяжимы. | Выполнять на короткие дистанции, время выполнения не более 10 сек. |
19. Бег с высоким подниманием бедра, с захлестом голени. | Причина ограничения в применении такая же. | Рекомендуется выполнять в быстром темпе в течение 5-7 сек, чередовать с расслаблением мышц, активно участвующих в работе (потряхивание, поглаживание). |
20. Метание набивного мяча. | Несоответствие массы тела ребенка и использовать веса мяча. | Использовать различные исходные положения (например: и. п. сед ноги врозь), вес мяча не больше 200 г. |
21. Кувырок вперед | Нестабильность шейного отдела позвоночника, плохо сформированные мышцы шеи. | Замена отсутствует. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении...
Упражнения запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ
Упражнения ограниченные и запрещенные для детей дошкольного возраста....
Консультация для воспитателей "Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ"
Программное содержание:1. Познакомить педагогов с запрещенными и ограниченными к применению в ДОУ упражнениями.2. Повысить общий уровень пед...
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении
Эффективность процесса физического воспитания в значительной мере зависит от правильно составленного рационального двигательного режима, подбора физических упражнений и закаливающих мероприятий. Между...
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении
Об упражнениях, полностью запрещенных и ограниченных к прменению в дошкольных образовательных учреждениях...
Консультация для воспитателей на тему: «Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ»
laquo;Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в ДОУ»...
Упражнения, запрещенные и ограниченные к применению в дошкольном образовательном учреждении по физическому развитию
Физическое воспитание является одним из приоритетных направлений деятельности дошкольных образовательных учреждений (далее – ДОУ). Согласно п.13.1 СанПиН 2.4.1.2660-10 "...
- Мне нравится (1)