Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей дошкольников
электронный образовательный ресурс на тему
Презентация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_kak_sredstvo_razvitiya_poznavatelnyh_sposobnostey_doshkolnikov.pptx | 1.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Развитие-это процесс, результат количественных и качественных изменений в организме человека. Это процесс достижения ранее не достигаемого результата. Что такое развитие?
«Это игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат , где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта , познавательных процессов» Б.Никитин Использование игр ведет к ускорению познания окружающего мира . Задания в занимательной форме усваиваются быстрее , прочнее и легче. Что такое развивающие игры?
Это свойства личности являющиеся условиями успешного осуществления определенного рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности. Что такое способности?
Это врожденные устойчивые психофизические особенности человека Что такое задатки?
Это активность , проявляемая в процессе познания, заинтересованное принятие информации , желание уточнять , углублять свои знания , поиск самостоятельных путей решения вопросов , проявлении творчества , умении усвоить способ познания и применять его на другом материале. Что такое познавательные способности?
Познавательная активность связана с исследовательским поведением , исследовательской активностью и инициативностью.
1. Объекты должны быть новыми и неопределенными 2. Объекты должны быть достаточно сложными 3. Объекты должны быть противоречивыми и конфликтными Требования к объектам ,стимулирующим познавательную активность
Особенности формирования познавательных способностей
Дети активно познают мир вокруг себя, главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Ребенку можно дать свободу в действии с предметом. Мышление наглядно-действенное. С 1 года до 3 лет
Накапливается достаточное количество знаний об окружающем мире , но пока дети не могут устанавливать связи между представлениями об окружающей действительности . На смену интересу к действиям с предметами приходит интерес к свойствам и признакам предметов , начинается сравнение предметов. 3-4 года
Устанавливается связь между предметами и явлениями-мир не фрагменты , а целостная цепь событий. Происходит знакомство с предметами и явлениями , которые ребенок видит перед собой и не осязает. Начало восприятия человеческой речи. Мышление наглядно-образное. 4-5 лет
Установление связей , систематизация полученных знаний, запоминание их и использование по назначению. Ребенок не только сравнивает , но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и далее может прогнозировать результаты. Он не только воспроизводит готовое решение , а ищет новое. Мышление логическое. 5-7 лет
Примеры развивающих игр
Кубики , пазлы , мозаика , игры на развитие мелкой моторики , пирамидки , игры с песком и водой , и другие 1-3 года
Математические наборы на сравнение форм , размеров. Пазлы , игры на развитие мелкой моторики , палочки Х.Кюизенера , блоки Дьеныша , игры Б.Никитина , игры по эксперементированию и другие. 3-4 года
Игры на выявление отношений предметов друг с другом , игры на сравнение форм предметов , игры на пространственное мышление , игры на соединение точек в картинку , лабиринты , игры на изучение цветов,игры по экспериментированию и другие. 4-5 лет
Игры на эксперименты и опыты(это основные игры),игры на принятие нестандартных решений(ТРИЗ), проявление творческих способностей 5-7 лет
Пособия Воскобовича , пособия Б.Никитина , методика М.Монтесори , палочки Х.Кюизенера , блоки Дьеныша , кубики Зайцева , круги Леллуя Авторские методики
-игры-путешествия -математические конкурсы -развлечения -вечера досуга -задачи-смекалки -логические игры З.А.Михайлова «Математика от 3 до 7», «Математика-это интересно»
Это сначала игровой материал для изучения формы , цвета , размера. Затем используются как математическое пособие для изучения числа и математических понятий. Цветные палочки Х . Кюизенера
Для изучения цвета , формы , величины используются логические блоки З.Дьеныша Блоки З.Дьеныша
Дидактический материал для развития логического мышления , восприятия , внимания. Это система игр состоящая из задач решаемых с помощью кубиков , деталей конструктора , кирпичиков. Задачи даются в различной форме(чертеж , изометрия , модель , плоский рисунок) Кубики Б.Никитина
Игры Б.Никитина
Генрих Саулович Альтшуллер
-Метод мозгового штурма(из множества идей выбирается лучшая) -Метод каталога(творческое рассказывание) -Метод фокальных объектов(перенесение свойств одного объекта на другой) -Метод системного анализа(рассматривается мир как единая система) -Метод морфологического анализа(комбинирование разных вариантов характеристик объекта при создании нового образа этого объекта) -Метод «Золотая рыбка»(разделение реальной и фантастической составляющих ситуации с целью нахождении реальных проявлений фактической составляющей) -Метод ММЧ-моделирования маленькими человечками(моделирование процессов в природном и рукотворном мире между веществами) -Метод мышления по аналогии -Метод типовых приемов фантазирования(ТПФ)(изменение свойств объекта) Методы , применяемые в ТРИЗ технологиях
-Волшебный мешочек(на ощупь) - Похвалушки (двое хвалят свой предмет) -Вдвоем(размышления о предмете по схеме) -Загадки(составление рассказа, не называя предмета) -Хорошо-плохо -Придумай сказочку(наделяем предметы необычными свойствами)
Развитие логики, мышления, счета Домино
- Танграм - Колумбово яйцо -Вьетнамская игра -Монгольская игра -Головоломка Пифагора - Пентамимо Составление целого из частей
Эти игры учат планировать действия , искать ответ , активно мыслить -арифметические(угадывание чисел) -геометрические(разрез бумаги , сгибание проволоки , со счетными палочками) -буквенные(иероглифы , ребусы , кроссворды) Головоломки
Полезно разгадывать загадки , они развивают кругозор и мышление. Игры с использованием пословиц тренируют сообразительность, логику , интуицию (повтори, послушай и закончи пословицу, скажи по-другому)
Расскажи и я забуду , покажи и я запомню , дай попробовать и я пойму. Игры-эксперименты
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных метод...
Презентация "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"
презентация раскрывает роль развивающих игр в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста...
Деловая игра «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.»
Деловая игра для педагогов ДОУ на тему: "Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста"...
Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте познавательное развитие достигается с помощью игры. Развивающие игры активизируют познавательные процессы, развивают познавательный ин...
План профессионального саморазвития "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей детей младшего дошкольного возраста"
План саморазвития воспитателя...
«Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеюще...
Самообразование на тему "Развивающие игры, как средство формирования познавательных способностей старших дошкольников»
В модернизации образования одним из ведущих направлений является достижение нового современного качества дошкольного образования. Возникает необходимость в разработке и поиске инновационных методов, к...