Консультация для педагогов«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»
консультация по физкультуре

ПСовременные изменения общества требуют особого внимания к подрастающему поколению, воспитанию таких качеств личности, которые обеспечивают дальнейшее развитие личности. Воспитание нравственно-волевых качеств личности подрастающего поколения является актуальным во все времена. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие нравственно-волевых качеств дошкольников посредством игр»

Современные изменения общества требуют особого внимания к подрастающему поколению, воспитанию таких качеств личности, которые обеспечивают дальнейшее развитие личности. Воспитание нравственно-волевых качеств личности подрастающего поколения является актуальным во все времена. Нравственность передается из поколения в поколение в силу массовой привычки и поддерживается общественным мнением. Каждый человек, усваивая нравственность общества, начинает сам регулировать свое поведение и оценивать поведение других. Развитие воли и ее воспитание является оной из неотъемлемых задач единого, всестороннего процесса воспитания.

Путь к построению нравственного общества может проложить только нравственный человек. Нравственный человек — это человек, преодолевший свой эгоизм, личные интересы которого не противоречат интересам сохранения жизни целого, который действует в интересах выживания этого целого. Этим целым является семья и коллективы разных уровней от круга друзей до нации.

Физическая культура и спорт являются эффективными средствами воспитания физически и духовно здорового молодого поколения. Многолетние научные исследования доказывают, что занятия физической культурой и спортом оказывают положительное влияние практически на все функции и системы организма, являются мощным средством профилактики заболеваний, способствуют формированию морально-волевых и качеств личности.

Специфика физкультурных занятий заключается в точной регламентации выполняемых детьми упражнений, что воспитывает согласованность действий, в общем, для всех тем, сознательность, сосредоточенность, дисциплинированность, волевые усилия.

Упражнения в основных движениях, которым обучаются дети, требуют проявления смелости, решительности, самообладания и ловкости во время лазанья по веревочной лесенке, хождение по бревну и узкой рейке. Выполнение этих упражнений связано с преодолением чувства страха и неуверенности, волевым напряжением и настойчивостью при достижении цели.

В подвижной игре с правилами на физкультурном занятии дети упражняются в проявлении выдержки, воли, быстрой реакции на неожиданные изменения игровой ситуации, а также чувств товарищества, взаимопомощи, честности, справедливости, смелости и решительности. Активное проявление детьми на занятии всех указанных качеств в силу их повторяемости и руководства воспитателя постепенно переносится в повседневную жизнь. В процессе занятия воспитатель следит за формированием у детей всех доступных им норм нравственного поведения и пользуется теми методами воздействия, которые требуются в каждом конкретном случае:

- личным наглядно убеждающим ребенка примером, применяемым в целях возникновения у него чувства смелости, решительности, особенно в младших группах;

- практическим приучением ребенка путем его собственных действий при помощи воспитателя, в связи с достижением успеха – поощрением;

- сопоставлением различных поступков, своим отношением к ним и отношением всех детей;

- убеждением, в котором большую роль играет логика понятных ребенку доводов.

На физкультурных занятиях, двигательная деятельность детей содействует воспитанию у них умения вести себя в коллективе, подчинять свои чувства и желания определенным правилам, которые общие для всех детей. Все это постепенно воспитывает у ребенка необходимое, сознательное, активное торможение отрицательных чувств и поступков.

В процессе обучения детей на физкультурных занятиях и особенно и подвижной игре с правилами воспитатель практически приучает детей к соблюдению доступных им этических норм. Ребенок эмоционально и сознательно подчиняется под влиянием воспитателя общим требованиям: внимательно слушает объяснения, своевременно выполняет задания, включается в различные действия при установленной на данном занятии последовательности. Постепенно формируются общественные чувства и сознание ребенка, тесно связанные с развитием сложных тормозных реакций.

Практически это приучает к выдержке, дисциплине, признанию определенных, понятных детям норм поведения, воспитанию необходимого критерия собственных поступков и поступков других детей, выработке нравственного сознания.

Подвижная игра создает условия, в которых ребенок не может не проявить определенных нравственных качеств. Например, в подвижных играх на физкультурных занятиях, таких как «Смелые ребята», «Два мороза», «Хитрая лиса» ребенок, подчиняясь правилам, бежит между двух ловишек, не убегает до сигнала из круга, зная, что рядом с ним может быть «лиса», которая должна его ловить; выручает товарищей, хотя может быть при этом пойман водящим. Все это систематически воспитывает у него смелость, решительность, выдержку, дружеские чувства. Определенные условия игры, ее правила вызывают у детей необходимость добровольно подчиняться им. Неоднократное повторение в игре положительных действий, поступков, постепенно вырабатывает у ребенка навыки нравственного поведения. В дальнейшем дети самостоятельно, уже без влияния в данный момент воспитателя, начинают сознательно и эмоционально проявлять их.

Таким образом, постепенное практическое приучение детей на физкультурных занятиях к выполнению этических норм поведения в конкретных условиях их деятельности содействует воспитанию нравственных чувств и сознания.

Формирование у детей нравственных чувств – таких как патриотизм, возможно и через организацию специально разработанных физкультурных сюжетных занятий и подвижных игр, тем самым очевидна тесная связь физического воспитания с нравственным воспитанием в духе патриотизма.

Для развития патриотических чувств у детей дошкольного возраста можно использовать игры в «военных», сюжетные занятия из серии «Разведчики», «День защитников Отечества». Данные мероприятия углубляют симпатию к солдатам и вызывают желание подражать им, быть твердыми духом, выносливыми, смелыми, упорными, готовыми всегда прийти на помощь товарищу. Такая форма проведения занятий способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только быстро, но и правильно, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, те качества, которые необходимы будущим защитникам нашей Родины.

Подобные занятия, досуги должны проходить с обязательным участием родителей. Когда взрослые на глазах у детей демонстрируют свое умение бегать, прыгать, соревноваться, это поучительно всем, и особенно детям, так как это создает определенный эмоциональный настрой, дарит огромную радость от взаимного общения, развивает чувство гордости за успехи своих родителей, что является важным фактором в формировании патриотических чувств.

А такая форма работы как детские досуги, соревнования, развлечение способствует воспитанию ответственности, стремлению выполнить задание не только правильно, но и быстро, чтобы не подвести товарищей. Формируются волевые качества: выносливость, смелость, ловкость, которые необходимы будущим защитникам Родины.

Современная система работы по патриотическому воспитанию представляет собой модель, которая включает три основных направления:

  1. Экологическое: Природа является важным фактором в воспитании патриотизма. Она окружает ребенка с рождения. С умения видеть красоту родной природы начинается формирование чувства Родины.
  2. Историко-краеведческое: Каждый город неповторим и различается своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов знакомить детей с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты.
  3. Культурное: Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков.

Благодаря целенаправленной и систематичной работе по формированию у дошкольников нравственно-волевых качеств, средствами физической культуры, воспитателями формируется модель выпускника детского сада – здоровая, физически развитая личность с активной гражданской позицией, обладающая социально ценностными качествами и потребностями, творческим потенциалом и способностью к саморазвитию.

Результативность воспитательного воздействия всегда определяется конечным его результатом, который отражается в поведении ребенка. Необходимо всегда помнить, что воспитатель – «проводник» воспитательных идей: «Что посеешь, то и пожнешь».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ посредством арттерапии"

Арттерапия помогает в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)Арттерапия- это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.Современная специал...

Консультация для педагогов "Развитие логического мышления детей дошкольного возраста посредством логико- математических игр"

Логическое мышление - это мышление при помощи рассуждений. Взрослый должен помогать ребенку осмысливать события  и явления , искать их причины и следствия....

Консультация для педагогов:" Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности"!.

Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАТеатр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется играм, а...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей на музыкальных занятиях посредством театрализованной деятельности"

Главная роль в развитии у детей правильной речи ложится на родителей и педагогов образовательных учреждений. Музыкальное воспитание является частью всего педагогического процесса и не проходит в отрыв...

Консультация для педагогов "Развитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры".

Консультация адресована педагогам, работающим с детьми раннего возраста. В ней освещены вопросы формирования предпосылок развития речи детей в раннем детстве через дидактическую игру; рассматриваются ...

Консультация для педагогов Развитие речи детей среднего дошкольного возраста посредством художественной литературы

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе является одной из актуальных, так как, войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой получения информации и...