консультация для педагогов "Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ посредством арттерапии"
консультация по теме

Белянина Ольга Александровна

Арттерапия помогает в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Арттерапия- это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл art_terapiya.docx18.77 КБ
Office presentation icon artterapiya.ppt1.59 МБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в ДОО.

Без преувеличения можно сказать, что именно в дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими 

людьми, пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и окружающими и получает первые 

элементарные знания. Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.

Увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в дошкольных образовательных организациях, диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционо-развивающей работы в  группах.

Использование  арт-терапии в практике педагога дошкольной образовательной организации обосновано присущими ей функциями: воспитательной, развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической.

Арт-терапия имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми-дошкольниками, в том числе с ОВЗ. Кроме того, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно выразить свои эмоции и чувства.

Творчество тесно связано с жизнью ребенка, наполненной богатой игрой фантазии и символической деятельностью. Дети еще не умеют ясно выражать свои мысли, зато умеют рисовать, лепить, фантазировать. Именно, методы арт-терапии позволяют ребенку выразить свое состояние через рисунок, танец, сказку, игру. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми 

символов. Происходит смешение внутренней и внешней реальности. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают, воспроизводят то, что чувствуют.

Именно «арт-терапия» позволяет  добиться положительного развивающего эффекта в работе с детьми с ОВ

Цель занятий: не научить ребенка рисовать или лепить, а помочь средствами искусства справиться с проблемами, вызывающими у него негативные эмоции, которые зачастую он не может вербализовать, и дать выход творческой энергии.  Одна из задач арт-терапии – помочь ребенку узнать и научиться выражать собственные чувства, а продукты творчества, возникающие в ходе этого процесса, имеют лишь прикладное значение: служат материалом для анализа породивших их переживаний.

 Ожидаемый результат:

  • Стабилизация эмоционального состояния детей, проявляющаяся в успешной адаптации к изменяющимся условиям.
  • Социальная адаптация, проявляющаяся в благоприятном климате в группе детей, уверенности в собственных силах и стремлении к самовыражению, позитивное отношение к себе.

 

Для проведения занятий необходим просторный кабинет с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника. Для проведения занятий понадобится следующий материал: плакаты, таблицы, карточки, карандаши, краски, восковые мелки, бумага, аудиотехника, музыкальные инструменты.

Арттерапия помогает в развитии мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

 

Арттерапия - это метод коррекции и развития посредством художественного творчества.

Современная специальная психология и педагогика в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируется на использование искусства в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями в развитии.

Таким образом, основываясь на гуманистическом подходе, арттерапия преследует единую цель - гармоническое развитие ребенка с проблемами, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства.

Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии (проблемы речи, задержка психического развития, нарушение опорно-двигательного аппарата, проблемы в эмоционально – личностном развитии) сложен. Нам, педагогам, необходимо помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.

Кроме того, одна из задач ФГОС ДО нацеливает на «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром».

Была выявлена проблема: Использование традиционных методов, приемов и средств в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями не всегда приносит ожидаемый результат. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов работы с детьми с особыми образовательными потребностями, поэтому, наряду с использованием традиционных методов важную роль в преодолении недостатков развития могут сыграть и арттерапия.

Для разрешения проблемы у нас возникла идея: Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством современных методов и подходов арттерапии (изотерапии).

Мы ставим перед собой цель: Создание условий для развития мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством арттерапии (изотерапии).

Работа по развитию мелкой моторики рук проходила через:

образовательную деятельность, совместную деятельность взрослых и детей, самостоятельную деятельность детей, взаимодействие с семьями воспитанников через разные формы работы.

Существует большое количество различных форм изотерапии, используя которые в работе с детьми с тяжелыми нарушениями в развитии можно преследовать разные цели. Любые традиционные формы работы подходят для развития мелкой моторики: гимнастика и специальные игры для пальчиков; лепка, рисование, вырезание из бумаги и аппликация; нанизывание бус и вышивание по проколам, предварительно сделанным по контуру рисунка, нанесенного на картон; конструирование и др.

Артпедагогика предполагает следующие принципы:

  • Принцип самовыражения и спонтанности.
  • Принцип уникальности.
  • Принцип сотворчества.

Для достижения положительных результатов в работе с детьми огромное значение имеет развивающая предметно – пространственная среда.

Особый акцент мы делаем на изотерапию: рисование, лепку, аппликацию, оригами, с использованием художественной литературы, музыки, пения и танца. Таким образом, комплексная методика арт-терапии направлена на всестороннее развитие ребенка. Занятия проходят в увлекательной игровой форме, в непринужденной и уютной атмосфере.

ЭТАП ПЕРВЫЙ – Знакомство с материалами используемыми при рисовании (бумага, ее свойства, картон, краски и т.д.).

Все даем в руки для любых видов манипуляций. Ребенок работает один (в группе только, если он предварительно подготовлен).

ВТОРОЙ ЭТАП - Чирканье и мазанье карандашами и красками (кистями и пальцами). Работа в основном на бумаге (просто мажем все подряд во время знакомства с материалом).

ТРЕТИЙ ЭТАП - Работа с трафаретами.

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - Раскрашивание готовых картинок. Раскрашивание простых и составных геометрических фигур с обязательным их называнием, проговариванием их расположения на листе и заданиями типа:

ПЯТЫЙ ЭТАП - Работа с копиркой. Работаем от простого к сложному. Обсуждаем сюжеты копируемых рисунков (подобранные психологом с учетом проблем детей).

ШЕСТОЙ ЭТАП - Рисование по клеткам.

СЕДЬМОЙ ЭТАП - Самостоятельный рисунок на свободную тему.

ВОСЬМОЙ ЭТАП - Рисунок на заданную тему (я в школе, дома, моя семья, я гуляю во дворе и т.п.).

ДЕВЯТЫЙ ЭТАП - Все дети рисуют один рисунок на большом листе.

Этот этап необходим для закрепления навыков коммуникации. Также используем его для логического завершения работы (память для руководителя о группе), подведения итогов (вот к чему мы пришли; какие мы стали: умелые, дружные, веселые и т.п.).

Мы используем на занятиях разные упражнения:

* «Нарисуй, что ты делаешь, когда ты, сердишься; что заставляет тебя быть сердитым».

* «Изобрази место, которое делает тебя счастливыми; как ты себя чувствуешь в данный момент; как бы ты хотел себя чувствовать».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов: «Развитие мелкой моторики рук у детей с ограниченными возможностями здоровья через техники арт-терапии»

Слайд 2

Актуальность темы Работа педагогов с детьми ведется по всем образовательным областям с учетом индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Особое внимание следует уделить развитию мелкой моторики руки ребенка. Ведь зачастую дети не могут выделить один из пальчиков, захватить мелкие предметы и сыпучие материалы и др. Опробуя на практике разные методики и техники, я пришла к выводу, что использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности позволяет достигнуть наилучших результатов в развитии мелкой моторики. Обучение детей изобразительной деятельностью с применением нетрадиционных техник я рассматриваю как актуальное и перспективное направление коррекционно-педагогической работы. Термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов изображения объекта, которые не являются общепринятыми в педагогической практике образовательных учреждений. Также работа с нетрадиционными техниками стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской или пластилином, боязнь не справиться с процессом. Учитывая выше сказанное, я ставлю следующие цели и задачи..

Слайд 3

Цель работы: Способствовать коррекции и развитию мелкой моторики пальцев рук у детей с особыми образовательными потребностями через нетрадиционные техники изобразительной деятельности Задачи: 1.Научить детей захватывать предметы с учетом их свойств и величины разными типами хватания 2.Формировать умение оперировать каждой рукой, кистью руки, выделять каждый палец в отдельности 3.Обучать нетрадиционным техникам изобразительной деятельности 4.Воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение, умение доводить начатое дело до конца

Слайд 4

Техники, используемые в работе: Нетрадиционные техники Рисование пальчиками, ладошкой, ватными палочками Аппликация сыпучими материалами (солью, манкой, песком) Выкладывание крупами и семечками на пластилине

Слайд 5

Рисование пальчиками Ребенок опускает пальчик в гуашь или набирает пальчиковую краску и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Слайд 6

Рисуем пальчиками:

Слайд 7

Рисуем пальчиками:

Слайд 8

Рисование ладошками Ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой, и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы, руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Слайд 9

Аппликация солью, манкой и др. Заранее подготовить рисунок на картоне. Ребенок обводит контур рисунка, его часть клеем ПВА или клестером. Пока клей не высох засыпаем его сыпучим материалом. Затем рисунок переворачиваем, ссыпая лишнюю соль, манку и тд.

Слайд 10

Выкладывание крупами, семечками на пластилине Заранее размазать пластилин по картону. Ребенок выкладывает крупу, семечки по контуру простого предмета или по замыслу.

Слайд 11

Рисуем на сыпучем материале (манка, песок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности"

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством продуктивно-творческой деятельности...

Собственная методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»

Собственна методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей младшего возраста посредством игр с водой»...

Презентация самообразования "Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста посредством тестопластики"

Данная презентация содержит в себе следующие данные:-актуальность темы;-основные цели и задачи;-предполагаемые результаты...

Методическая разработка «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр».

Методическая разработка "Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр"....

«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста посредством пальчиковых игр»

Взросление и рост детей – весьма своеобразный процесс, который отличается множеством тонкостей и нюансов. И каждый человек, являющийся родителем, непременно, должен принимать в процессе развития...

Консультация для педагоговРазвитие речи у детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Игра- ведущая деятельность ребёнка- дошкольника, определяющая егодальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присущавоображаемая ситуация. Благодаря ей ребёнок учиться мыслить о реа...