Статья "Работа по физическому развитию на занятиях по физкультуре с детьми дошкольного возраста с РАС".
статья по физкультуре
Работа по физическому развитию на занятиях по физкультуре с детьми дошкольного возраста с РАС.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа по физическому развитию на занятиях по физкультуре с детьми дошкольного возраста с РАС.
Дети с расстройствами аутического спектра нуждаются не только в накоплении знаний и получении навыков, их развитие нарушено, система смыслов нарушена, а потому они испытывают сложности с применением полученных умений и знаний на практике. В этом случае адаптивная физкультура (далее АФК) должна быть направлена на осмысленное взаимодействие детей-аутистов с окружающим миром. Важно приобрести бытовые навыки, сформировать крупную и мелкую моторику, базовые предметные действия.
Дети-аутисты двигаются иначе: их походка порывистая и тяжелая, движения нелепы и неуклюжи, могут быть напряженно механичными и скованными, либо же вялыми, пластичность практически полностью отсутствует.
На занятиях адаптивной физкультуры специалисты сталкиваются с:
— раскачиванием всем телом;
— машущие движения пальцами, кистями и руками;
— однообразные движения головой, повороты;
— кружения, ходьба на цыпочках;
— нарушена мышечная работа и пространственная ориентация.
Адаптивная физкультура является инструментом социализации личности, а также средством координации нарушенных движений. Успех работы зависит от осознанности моторного обучения. Ребятам с аутизмом сложно выполнять движения согласно речевым инструкциям, потому что не может подчинить свои движения каким-либо своим командам. Именно поэтому занятия АФК для аутичных детей предполагают:
— развитие умения подражать и повторять, следуя примеру;
— получение навыков организации движений во внешнем и пространстве собственного тела;
— приобретение коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с детьми и взрослыми.
Цель работы по физической культуре в ДОУ — это гармоничное физическое развитие и формирование основ здорового образа жизни. Она позволяет решить следующие педагогические задачи: приобретение опыта двигательной активности, связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие координации и гибкости приобретение опыта двигательной деятельности, связанной с правильным выполнением упражнения, развитие мелкой моторики.
Дети с аутизмом имеют ряд характерных особенностей физического развития: нарушена координация походки, общая моторная неловкость, дети не могут построиться без посторонней помощи, не умеют ходить по кругу, бегать, прыгать, лазить, бросать мяч в цель. Чувство ритма у таких детей нарушено, под музыку они ходят с трудом, выполняют движения только с помощью взрослых. У детей отмечается снижение психического тонуса: ребенок не выдерживает напряжения, быстро истощается.
Инструктор по физической культуре при организации занятий должен учитывать то, что двигательная деятельность детей с РАС характеризуется наличием стереотипных движений, трудностями формирования предметных действий и бытовых навыков, нарушениями мелкой и крупной моторики.
Чтобы достичь результатов в физическом развитии детей, мы большое внимание уделяем индивидуальным занятия и интересам ребенка, на основе, которых строится наша работа. В работе используем различный спортивный инвентарь, который соответствует развитию двигательной активности у детей с РАС. Применяем фоновые методы: музыка, прикосновения, показ движения. Вся коррекционно – развивающая работа носит игровой характер, насыщена разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Работа с аутичными детьми по формированию моторных функций требует большого терпения, многократного показа и объяснений, на изучение каждого движения уходит длительное время, поэтому мы разработали блок подвижных игр и упражнений для детей с РАС, которые применяются на протяжении всего учебного года. Согласно расписанию занятий по физической культуре, кроме того, предусмотрена ежедневная зарядка. Работа с детьми РАС проходит в спортивном зале. Занятие проводит воспитатель группы и инструктор по физической культуре. Все упражнения и движения выполняем совместно с ребенком. Очень важно правильно подкрепить действия словами, четко и кратко формулировать суть упражнения. Приступая к выполнению упражнения, необходимо привлечь внимание ребенка, нужно дать возможность ребенку адаптироваться в спортивном зале. Только после этого приступать к разучиванию упражнения. При выполнении упражнения с предметом сначала необходимо дать ребенку время для знакомства с ним, чтобы он получил тактильные ощущения и запомнил их.
Для ребенка с РАС важно не только показать упражнение, нужно его многократно выполнить вместе, чтобы ребенок мог осознать его и запомнить, не бояться делать. Для этого в помощь детям помимо спортивного инвентаря, мы используем нетрадиционное оборудование. Придумываем различные упражнения и игры с ним.
Чтобы ребенок точно выполнял движения, внимательно наблюдал за инструктором, следует:
— четко и медленно комментировать движения, выполняя их;
— частично или полностью выполнять действия вместе с ребенком;
— просить ребенка называть выполняемые движения;
— начинать с простых упражнений на перемещение и постепенно переходить к более сложным на преодоление и обход препятствий (хлопки в ладоши, махи руками, растирания рук или ног, наклоны туловища);
— развитие движений идет от туловища к рукам и ногам, от рук к ногам, от кистей к пальцам, а также по положению лежа на животе и спине, после — сидя и стоя;
— легкие движения выполнять в виде перемещений по прямой, а после переходить к направлениям по дуге или кругу;
— выполнять только одно или несколько упражнений в один момент, повторяя их;
— во время выполнения упражнений ритмично вести счет;
— чередовать упражнения, чтобы не утомить ребенка, дозировать нагрузку, побуждать к действию, создавая интересные и увлекательные для него ситуации.
Что бы сохранить интерес к физической культуре на протяжении всего занятия. Выбираем инвентарь доступный и интересный, легко используемый для детей. Которые, направлены на развитие физического и психического здоровья детей. Упражнения и игры, которые выполняются на занятии, воспитатель закрепляет в группе.
Таким образом, при грамотном построении занятий и соблюдении простых правил у детей с РАС улучшается физическое и психическое развитие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование авторской системы Н.Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста» и эстетического направления «Горизонтальный пластический балет» на занятиях по физической культуре в ДОУ.
Автор программы Ефименко Н.Н говорит о необходимости превратить скучные, однообразные занятия по физической культуре в увлекательные спектакли, дарящие детям радость движения и приносящие ...
Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...
Консультация : « Физические игры и упражнения для развития физических качеств у детей младшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
Одной из основных задач физического воспитания является развитие физических качеств. Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности: быстроту, гибкость, силу, ...
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возрастас ОВЗ средствами образовательных ситуаций
Социально-коммуникативное развитие детей является приоритетным направлением в развитии образовательно системы....
Презентация по физической культуре : Социализация детей старшего дошкольного возраста на занятиях по физической культуре и спорту на тему "Россия и Крым - одна семья!"
Данный материал представлен в форме презентации: на слайдах отражены: цель, задачи, этапы проекта, прогнозируемый результат. Также показана актуальность воссоединения Крыма с Россией.Представлен ...
Конспект интегрированного занятия по познавательному и физическому развитию для детей старшего дошкольного возраста («ФЭМП и Физическая культура")
Цель: развитие физических качеств и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством использования подвижных игр математического содержания.Задачи.Оздоровительные:Формирован...
ММО инструкторов по физической культуре "Совершенствование процесса физического образования и воспитания детей дошкольного возрастас помощью применения инновационного оборудования"
Мастер- класс на тему: "Физическое развитие дошкольников посредством использования координационной лесенки. Развитие многонейронного аппарата у детей"...