Быстрота, ловкость, выносливость у дошкольников
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)

Юрченко Антон Сергеевич

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Быстрота, ловкость, выносливость у дошкольников

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.

Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно - силовые и временные характеристики движения ребёнка.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания, различные перебрасывания мяча друг другу. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Также у ребенка должно быть хорошо развито равновесие. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений, объединять эти движения с различными элементами. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми элементами и более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.

     При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.

     Е.Н. Вавилова  считает, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при о бегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик. 

Развитие быстроты у дошкольников.

Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения для проявления быстроты.

О возможностях подвижных игр известно давно. В подвижной игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных, физических и умственных сил. Для детей подвижная игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает педагогов, в том числе и инструкторов по физической культуре. Она посильна даже слабым детям. В игре развиваются физические качества, укрепляется здоровье, это немало важный фактор развития и воспитания дошкольников.

Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:

- подвижные игры технологии значительно повышают физическое развитие и воспитание дошкольников;

- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим, ее актуализации.

В результате исследования нами определено несколько видов подвижных игр, в частности, малоподвижные, сюжетно - ролевые, познавательно-дидактические, на развитие физических качеств.

        Подготовительная часть занятия включает в себя психологический настрой детей, а также подготовку организма к предстоящей нагрузке.

        Основная часть урока посвящена подвижным играм которые развивают быстроту, ловкость и другие физические качества «Бери скорее», «Бабочки и стрекозы», «Догони», «Конь- огонь», «Передай мяч», «Канатоходец», «Коршун и наседка», «Перемени предмет», «Кто скорей».

        Заключительная часть включает игры на внимание, на релаксацию, расслабление организма от физических нагрузок и возбуждения.

Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с различными подвижными играми.

Задачи:

1. образовательные: закреплять навыки бега, прыжков, технику ловли и передачи мяча;

2.  развивающие: развивать ловкость, внимание, быстроту, прыгучесть;

3.  воспитательные: воспитывать  умение коллективно выполнять упражнения, а также воспитывать чувство  товарищества и взаимовыручки.

4. оздоровительные: формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игр; укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнения упражнений; развивать умение правильно выполнять упражнения на дыхание (вдох – носом, выдох – через рот).

Оборудование: гимнастические скамейки, мячи, кегли, канат или веревка, колпаки, флажки, камешки, гимнастические ленты.

Место проведения: спортивный зал.

Продолжительность: 30 минут из них 20 минут – подвижные игры.

Созданная методика работы, а именно включение в занятия подвижные игры обеспечивает повышение двигательной активности, способствует росту показателей физического развития дошкольников.

В дошкольных учреждениях проводится физическая культура три раза в неделю. Одно занятие я посвящаю подвижным играм. Такие занятия я провожу в своем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени.

В своем конспекте я представила только несколько подвижных игр, которые способствуют физическому развитию дошкольников.

В ходе проведения занятия по физической культуре с применением  подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, моё внимание было направленно на то, как дети ведут себя в играх, как они выполняют данное им задание. Благодаря подвижным играм можно понять насколько хорошо или плохо у детей развиты физические качества (быстрота, ловкость, сила), воспитание и внимание.

        Благодаря физкультурным занятиям, где применяются различные подвижные игры,  у детей воспитывается патриотизм, понимание,  дружба, чувство сплоченности.

Можно сделать вывод, что в ходе занятия с применением подвижных игр дети были активны, возрос интерес к занятиям физической культуры, повысились физические качества, усвоение материала, внимание. Дети активно воспитывают умение коллективно выполнять упражнения, а также воспитывают чувство  товарищества и взаимовыручки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и коодинационных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи. В работе раскрываются: роль и значение игры-эстафеты; методика х проведения; какие игры с...

Календарно-тематический план работы по самообразованию «Игры эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста».

Цель: Разработать и использовать такие методы и средства, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы стойким и выносливы...

Методика использования подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования

Данный методический материал по использованию подвижных игр для  развития быстроты , ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования, может быть полезен для инструк...

Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ

Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...

Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости.

Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости....

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста: быстрота, ловкость, выносливость

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер....