Быстрота, ловкость, выносливость у дошкольников
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebno_metod._materialbystrota_lovkost_vynoslivost_u_doshkolnikov.docx | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Быстрота, ловкость, выносливость у дошкольников
Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер.
Физические качества - это сложный комплекс морфофункциональных, биологических и психических свойств организма, которые определяют силовые, скоростно - силовые и временные характеристики движения ребёнка.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания, различные перебрасывания мяча друг другу. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера. Также у ребенка должно быть хорошо развито равновесие. Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него не были развиты в той или иной степени основные двигательные качества.
В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.
Ловкость – это способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки. К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений, объединять эти движения с различными элементами. Обучение повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми элементами и более сложными упражнениями. Развитию ловкости способствует выполнение упражнений в изменяющихся условиях. Так, в подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным; быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников.
При подборе упражнений на развитие ловкости необходимо помнить, что их хорошее выполнение сравнительно быстро вызывает утомление, снижает точность, координацию. Поэтому их проводят не продолжительное время и в начале двигательной деятельности.
Е.Н. Вавилова считает, что ловкость необходима при выполнении всех основных движений, в подвижных играх, спортивных упражнениях. Она соединяет в себе многие двигательные качества. В одном случае сочетается с быстротой, например при о бегании кегель, в другом - с хорошим чувством равновесия при ходьбе с кирпичиками на кирпичик. В ловкости проявляется способность точно оценить и выполнить движение с учетом его пространственных, временных и силовых характеристик.
Развитие быстроты у дошкольников.
Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время. Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования и перестройки условно-рефлекторных связей у детей создают благоприятные условия для развития у них быстроты. Данное определение дают многие исследователи: Е.Н. Вавилова, Э.Я. Степаненкова, Л.В. Волков, В.М. Зациорский, Э.С. Вильчковский.
Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый и очень быстрый), а также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения с наивысшей скоростью (убегать от водящего). Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании совершается с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.
Для дошкольников характерно стремление к быстрым движениям, что связано с особенностями их организма; их нервной системой, которая характеризуется повышенной чувствительностью, быстрой сменой процессов возбуждения и торможения. Естественное стремление детей к непродолжительным скоростным движениям следует поддерживать и предлагать им разные упражнения для проявления быстроты.
О возможностях подвижных игр известно давно. В подвижной игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности ребенка. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных, физических и умственных сил. Для детей подвижная игра прежде всего – увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает педагогов, в том числе и инструкторов по физической культуре. Она посильна даже слабым детям. В игре развиваются физические качества, укрепляется здоровье, это немало важный фактор развития и воспитания дошкольников.
Проведя анализ психолого-педагогической литературы, мы пришли к следующим выводам:
- подвижные игры технологии значительно повышают физическое развитие и воспитание дошкольников;
- игра является средством активизации познавательной деятельности учащихся, способствующим, ее актуализации.
В результате исследования нами определено несколько видов подвижных игр, в частности, малоподвижные, сюжетно - ролевые, познавательно-дидактические, на развитие физических качеств.
Подготовительная часть занятия включает в себя психологический настрой детей, а также подготовку организма к предстоящей нагрузке.
Основная часть урока посвящена подвижным играм которые развивают быстроту, ловкость и другие физические качества «Бери скорее», «Бабочки и стрекозы», «Догони», «Конь- огонь», «Передай мяч», «Канатоходец», «Коршун и наседка», «Перемени предмет», «Кто скорей».
Заключительная часть включает игры на внимание, на релаксацию, расслабление организма от физических нагрузок и возбуждения.
Цель: ознакомление детей дошкольного возраста с различными подвижными играми.
Задачи:
1. образовательные: закреплять навыки бега, прыжков, технику ловли и передачи мяча;
2. развивающие: развивать ловкость, внимание, быстроту, прыгучесть;
3. воспитательные: воспитывать умение коллективно выполнять упражнения, а также воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
4. оздоровительные: формировать правильную осанку у детей во время ходьбы, бега, упражнений и игр; укреплять мышцы ног и свода стопы в ходе выполнения упражнений; развивать умение правильно выполнять упражнения на дыхание (вдох – носом, выдох – через рот).
Оборудование: гимнастические скамейки, мячи, кегли, канат или веревка, колпаки, флажки, камешки, гимнастические ленты.
Место проведения: спортивный зал.
Продолжительность: 30 минут из них 20 минут – подвижные игры.
Созданная методика работы, а именно включение в занятия подвижные игры обеспечивает повышение двигательной активности, способствует росту показателей физического развития дошкольников.
В дошкольных учреждениях проводится физическая культура три раза в неделю. Одно занятие я посвящаю подвижным играм. Такие занятия я провожу в своем дошкольном учреждении уже на протяжении длительного времени.
В своем конспекте я представила только несколько подвижных игр, которые способствуют физическому развитию дошкольников.
В ходе проведения занятия по физической культуре с применением подвижных игр, направленных на развитие физических качеств, моё внимание было направленно на то, как дети ведут себя в играх, как они выполняют данное им задание. Благодаря подвижным играм можно понять насколько хорошо или плохо у детей развиты физические качества (быстрота, ловкость, сила), воспитание и внимание.
Благодаря физкультурным занятиям, где применяются различные подвижные игры, у детей воспитывается патриотизм, понимание, дружба, чувство сплоченности.
Можно сделать вывод, что в ходе занятия с применением подвижных игр дети были активны, возрос интерес к занятиям физической культуры, повысились физические качества, усвоение материала, внимание. Дети активно воспитывают умение коллективно выполнять упражнения, а также воспитывают чувство товарищества и взаимовыручки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и коодинационных способностей детей старшего дошкольного возраста.
Использование игр-эстафет в работе с детьми помогает педагогам решать образовательные и воспитательные задачи. В работе раскрываются: роль и значение игры-эстафеты; методика х проведения; какие игры с...
Календарно-тематический план работы по самообразованию «Игры эстафеты, как средство развития быстроты, ловкости и координационных способностей детей старшего дошкольного возраста».
Цель: Разработать и использовать такие методы и средства, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы стойким и выносливы...
Методика использования подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования
Данный методический материал по использованию подвижных игр для развития быстроты , ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования, может быть полезен для инструк...
Картотека на тему "Подвижные игры летом" Подвижные игры на прогулке в теплое время года ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ
Картотека на тему"Подвижные игры летом"Подвижные игры на прогулке в теплое время годаИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ, БЫСТРОТЫ, ЛОВКОСТИ И КООРДИНАЦИИ...
Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости.
Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости....
Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста: быстрота, ловкость, выносливость
Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер....