Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости.
методическая разработка по физкультуре (старшая группа)

Мамедова Ольга Анатольевна

Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Использование подвижных игр для воспитания быстроты, ловкости, выносливости.

О.А. Мамедова

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №99 «Капелька»г. Тольятти

Н.Ф Вавилова

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №99 «Капелька»г. Тольятти

Т.И. Бабий

АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС №99 «Капелька»г. Тольятти

Значительное место в физическом развитии дошкольников  уделяется формированию культуры движений, обучение технике выполнения различных физических упражнений, создание условий для расширения круга доступных и включения более сложных по структуре двигательных действий. Но одновременно с этим снизилось внимание к развитию функциональных возможностей детского организма, воспитанию физических качеств (быстроты, ловкости, выносливости, силы, гибкости). Уровень же их развития во многом предопределяет состояние здоровья ребёнка, его телосложение, а так же хорошие результаты  в обучении движениям.

Бабенкова Е.А. и Федоровская О.М.  отмечают в своей книге «Игры, которые лечат», что «формирование двигательных навыков, умений и воспитание физических качеств тесно связаны. В одном случае обучение движениям предполагает наличие определённого уровня развития быстроты, ловкости, выносливости (овладеть бегом, прыжками и другими движениями ребёнок не может без достаточной подъёмной силы ног и туловища). В другом случае многократное повторение физических упражнений способствует постепенному увеличению силы мышц, работоспособности детского организма, наращиванию скорости и темпа выполнения».

Однако, уровень овладения движениями дошкольниками автоматически не приводит к увеличению степени развития его физических качеств. Исследования Бабенкова Е.А., Федоровской О.М.[1], Вавиловой Е.Н.[3], Вареник Е.Н. [4] убедительно доказали, что успешное решение оздоровительных и образовательных задач тесно связано с воспитанием физических качеств. Эти авторы разработали специальные упражнения, создали ряд игр, направленные на развитие у дошкольников быстроты, ловкости, выносливости.

Подвижная игра является наиболее удачным способом развития у детей этих качеств. В нашем детском саду выпущено пособие «В подвижные игры играем сами», которое стало итогом работы в рамках исследовательской лаборатории АНО ДО «Планета детства «Лада» «Здоровый образ жизни дошкольника»

Работая в данном направлении, мы увидели перспективу развития вышеперечисленных физических качеств в подвижных играх, используя её варианты. Так как подвижные игры, как никакое другое физическое упражнение, способствует комплексному развитию различных физических качеств и совершенствованию двигательных навыков. В ходе практической работы с детьми выявлены, возможности подвижной игры в воспитании у детей  быстроты. Это физическое качество проявляется в быстроте реакции на сигнал, в скорости выполнения двигательного действия и его отдельных элементов, в способности увеличивать за короткий промежуток времени темп движений.

Благоприятные условия для воспитания быстрой реакции на сигнал мы  создаём именно в подвижной игре, т.к. в ней начало и окончание двигательных действий определяются установленными сигналами. От скорости реакции ребёнка на подаваемы сигналы зависит результат в игре. С помощью подвижной игры мы развиваем развить быстроту реакции организма на зрительные, слуховые и тактильные раздражители.

Во время проведения подвижных игр для действий детей мы подаём звуковые сигналы. В жизни же не менее важно иметь быструю реакцию на зрительные раздражители. Дети дошкольного возраста реагируют на эти сигналы гораздо сложнее, т.к. необходимо одновременно обращать внимание на окружающие условия и воспринимать сигнал к началу действий. При действии же слухового раздражителя работа зрительного анализатора направлена только на восприятие условий выполнения двигательных действий. Не многие  подвижные игры со зрительными сигналами  позволяют успешно развивать реакцию ребёнка на их действие.

Развивая у детей умение, придумывать варианты подвижных игр (в старшем дошкольном возрасте) мы рассмотрели возможность их использования для развития быстроты реакции на зрительные раздражители. К формированию умения действовать по разным сигналам, мы приступали после того, как дети хорошо освоили в игру и овладели способами действий в различных ситуациях. Предлагали детям заменять действия по звуковому сигналу на действия по зрительному. Такими сигналами стали: поднятый флажок, платочек, ленты разного цвета и взмах ими. Чередование звуковых и зрительных сигналов значительно улучшили быстроту реакции организма на действующий раздражитель уже в младшей группе. Так в игре «Солнышко и дождик» первоначально сигналами к действиям являются слова – «солнышко» (дети выходят на прогулку) и «дождик»  (дети убегают «домой»). В другом варианте игры, которой предложил педагог, дети выбегают на «прогулку», когда поднимается красный флажок («на улице солнышко») и быстро убегают «домой», когда флажок опускается («солнышко спряталось»). В подготовительной к школе группе нам удалось добиться хорошей реакции и смены движений при использовании двух сигналов. В игре «Чьё звено скорее соберётся?», которая проводилась в помещении, дети при поднятом флажке возвращались прыжками на двух ногах с продвижением вперёд, а при поднятом платочке бежали на полусогнутых ногах. Чередовали звуковые сигналы – запрограммированные и неожиданно подаваемые.

Например, в играх «Мы весёлые ребята», «Хитрая лиса» сигнал к началу действий звучал сразу после произнесения текста, он ожидаем. А в других играх («Наседка и цыплята», «Самолёты», «Перелёт птиц») он возникал неожиданно, как для водящего, так и для остальных играющих, его подавал педагог. Реакция на неожиданно звучащий сигнал является более сложной. Постепенно вводились и такие правила, когда сигнал подавался ребёнком. Это поручалось водящему. Например, водящий подавал сигнал после того, как сам выполнял определённые движения в необходимом количестве и темпе. Так «медведь» в игре «У медведя во бору» лежал в «берлоге»,  «пробудившись», он  потягивался, вылезал из «берлоги», а потом уже поднимал сигнал к действию. Играющие, выполняя движения, внимательно следили за «медведем», настороженно ждали сигнала. В начале  работы, водящие часто стремились быстрее выполнить движения и подать сигнал. Но постепенно они перестали торопиться с его подачей, а выжидающе наблюдали за играющими. Причины такого поведения – желание получить похвалу воспитателя за хорошо выполненную роль, а затем и удовольствие от хорошо выполняемой роли. Таким образом, создавались условия для более продолжительного осуществления движений остальными играющими, развитие у них не только быстроты, но и выносливости.

Вид движений и их количество могут легко изменяться в соответствии с возможностями того или иного ребёнка. Обычно в игре дети ставятся в условия, когда они должны быстро перейти от выполнения одних движений к другим. Водящий же чаще действует в облегченных условиях, двигается после тщательной подготовки к выполнению. В варианте игры, когда водящий подаёт сигнал по своему усмотрению, сложность заключается в том, что он не остаётся пассивным наблюдателем в момент действий играющих. Ему так же приходится переходить от одних двигательных действий к другим. Подобное проведение подвижных игр позволяет  подвести дошкольников к более самостоятельному их использованию в повседневной жизни. В данном варианте организация игры значительно облегчается, т.к. не нужен воспитатель в качестве ведущего  игры. Дети сами подают сигнал к действиям всех играющих. Так же мы предусматривали выполнение водящим движений, отвернувшись от остальных играющих. Это позволяло ему сосредоточиться на их выполнении, и только после сигнала он поворачивался к детям. В старших группах использовали подвижные игры, в которых дети были вынуждены одновременно реагировать на два сигнала (звуковой и зрительный). Например,  воспитатель в игре «Наседка и цыплята» (в этом варианте игра «Наседка и цыплята» с интересом воспринимается и старшими дошкольниками) приучал быстро выбирать наиболее подходящий способ подлезания под препятствие в эмоционально насыщенной игровой обстановке с учётом его высоты, используя несколько «курятников»:  один из которых расположен за синим шнуром, поднятым над полом на высоту 60 см., а другой за жёлтым, на высоте 50 см. от пола, третий - за белым, на высоте 40 см.  По сигналу «коршун» дети возвращаются в «курятник» именно такого цвета, какого будет поднят флажок. В данной игр дети  быстро реагировали на звуковой раздражитель (он определяет начало действия), на зрительный (цвет флажка и шнура, определяющие  направление движения), на выбор эффективного способа подлезания в зависимости от высоты препятствия, реакция на движущийся объект (перемещение играющих). Данный вариант проведения подвижной игры, развивает способность увеличивать в короткое время темп движения.

Подобную ситуацию  создавали в игре «Перелёт птиц»: «буря» застала  «птиц» в пути, «вожак» взмахом платочка определённого цвета направлял «стаю» в указанное место, обозначенное тем цветом. Таким образом, организованны варианты проводимой подвижной игры оказывают влияние на  комплексное развитие физического качества - быстрота.

Рассмотрим варианты подвижных игр для воспитания ловкости. Ловкость как физическое качество, характеризуется способностью быстро овладевать новыми движениями, их сочетаниями и умением быстро приспосабливать двигательные   действия к сложившимся обстоятельствам. Для развития ловкости мы создавали условия, при которых ребёнк быстро переключался с выполнения одних движений на другие, и ситуации, побуждающие его начать движение из непривычного положения в неожиданных игровых обстоятельствах. Следует отметить, что эффективность воздействия подвижных игр на физическое развитие значительно снижается при проведении их в помещении (групповой комнате) из-за ограниченного пространства. Движения выполняются менее энергично. Проведение игры в спортивном зале позволяет шире использовать её для развития ловкости, т.к. есть возможность включать выполнение движений из разных исходных положений.

Рассмотрим варианты игры с бегом «Мы весёлые ребята», направленные на развитие ловкости. В классическом варианте игры дети стоят за чертой. На противоположной стороне проводится вторая  черта. В центре находится ловишка. После произнесения слов, дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка их ловит. Тот, кого ловишка успеет осалить, прежде чем играющий пересечёт черту, считается пойманным и должен отойти в сторону.  После 2-3 перебежек производится пересчет пойманных и выбирается новый ловишка. Игра повторяется 3-4 раза.

 После усвоения детьми подвижной игры, мы предлагали следующий вариант. Играющие стоят вдоль линии с одной стороны зала, ловишка располагается  на противоположной стороне, «сидя на корточках». Дети идут к нему, произнося текст. Дойдя до установленной черты (1м от ловишки), играющие останавливаются и произносят слова «Раз- два – три- лови!» стоя лицом к ловишке, а спиной к своему «дому». Затем быстро разворачиваются  на 180* и бегут «домой». Ловишка начинает быстрый бег из исходного положения «сидя на корточках». В дальнейшем детей можно разделить на две равные группы: одна – убегающие, другая – ловишки. «Убегающие» начинают бег из исходного положения, стоя спиной к направлению движения, а «ловишки» из положения, «сидя на корточках». Данный вариант даёт больше простора для действий, увеличивается число детей, упражняющихся в быстром начале бега из исходного положения, сидя на корточках, усиливается физиологическая нагрузка на организм, формируется умение начинать быстрый бег из непривычного исходного положения. В следующем варианте игры можно разделить детей на две команды - мальчиков и девочек. В беге на небольшое расстояние девочки не уступают в быстроте и ловкости мальчикам. После 3-4 повторений игры дети меняются ролями.

Мы использовали ещё один вариант данной подвижной игры, в котором все играющие стоят по кругу, взявшись за руки, а ловишка располагается в центре круга. После произнесённого слова «лови», играющие перемещаются по кругу бегом (подскоками с ноги на ногу, ходьбой в полуприседе и приседе). Ловишка принимает исходное положение по договорённости («сидя на корточках», сидя «по-турецки», лёжа на животе или на боку). Если обычно при движении по кругу дети склонны сужать круг, то в этом случае они отдалялись от водящего, двигались по широкому кругу. Мы следили, чтобы дети не разрывали круг.

Подвижные игры позволяют развивать ловкость и выносливость одновременно. Для этого мы увеличивали физическую нагрузку за счёт использования  различных способов выполнения движений (прыжки на двух ногах, галоп, прыжки с ноги на ногу, ходьба в полуприсяде, в присяде, бег с высоким подниманием голени).

Выносливость – это способность активно двигаться продолжительное время без снижения темпа и качества. Для развития выносливости игра должна быть более продолжительной по времени. Развивая у детей выносливость мы многократно повторяем игру, увеличивая продолжительность непрерывной двигательной деятельности.

Т.И. Осокина отмечает, что организованные на прогулке подвижные игры во 2 мл группе должны продолжаться 15-20 мин., в средней – 20-25, в старшей 25-30, а в подготовительной к школе группе 30-40.

В практике работы воспитатели ограничиваются 4-5 повторениями подвижной игры. При такой дозировке развивать у детей выносливость, используя это средство невозможно. На практике работы убедились, что при увеличении количества повторений игры снизился у детей интерес к ней, а так же уровень эмоциональности, при её проведении. Мы нашли целесообразный выход из этого положения, это использование постепенно усложняющихся вариантов одной и той же игры. Это: увеличение количества водящих,  разное размещение игроков и оборудования на игровом поле, выполнение движений из разных исходных положений, изменение игровых условий и сигналов к действию.

В конце хотим отметить, что работа в данном направлении привела к увеличению интереса к подвижной игре. Дети стали более ловкими, выносливыми, научились самостоятельно и творчески организовывать подвижные игры.

Список литературы

  1. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. – Игры, которые лечат. Для детей от 5 до 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  2. Борисова М.М. – Организация занятий фитнесом в системе дошкольного образования: учеб. – метод. пособие / Марина Борисова. – Москва: Обруч, 2014. – 256 с.
  3. Вавилова Е.Н. – Развитие основных движений у детей 3-7 лет. Система работы. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 160 с.
  4. Вареник Е.Н. – Физкультурное-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика использования подвижных игр на развитие быстроты, ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования

Данный методический материал по использованию подвижных игр для  развития быстроты , ловкости и координации движений в современной практике дошкольного образования, может быть полезен для инструк...

Использование подвижных игр в воспитание детей этнокультурного потенциала

Использование подвижных игр в воспитание детей  этнокультурного потенциала             В настоящее время актуальным направлением воспит...

Перспективный план использования подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей подготовительной группы

Перспективный план использования подвижных игр для развития быстроты и ловкости  у детей подготовительной группы...

Использование подвижных игр в воспитании детей от 2-х до 3,5 лет

Подвижные игры и их значение для развития детей....

Использование подвижных игр с бегом в процессе развития быстроты и ловкости старших дошкольников

Развитие человека всегда представляет собой процесс физического, психического и социального созревания, оно охватывает изменения врожденных и приобретенных средств человека, которые происходят под воз...

Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста: быстрота, ловкость, выносливость

Физические качества ребёнка включают в себя такие понятия, как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость, равновесие и глазомер....

Быстрота, ловкость, выносливость у дошкольников

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости....