Картотека подвижных игр также помогает детям развивать координацию движений и баланс
картотека по физкультуре (подготовительная группа)

Набор игр и  их описание

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1391»

Картотека подвижных игр в подготовительной группе.

Автор-составитель:

Инструктор по физической культуре

Пирогова Анжелика Игоревна

Дошкольная образовательная площадка 2

Картотека подвижных игр в подготовительной группе.

Подвижные игры являются неотъемлемой частью образовательного процесса в подготовительной группе детского сада. Они способствуют развитию физических качеств, формированию координации, быстроты реакции и ловкости. Картотека подвижных игр для подготовительной группы включает в себя разнообразные игры, которые увлекают детей и развивают их физические и психические способности.

Благодаря картотеке подвижных игр педагогам легче планировать занятия, делая их более структурированными и целенаправленными. Разнообразие игр позволяет подбирать активности под настроение и интересы детей, что способствует улучшению психологического климата в группе и укреплению взаимоотношений между детьми. Таким образом, картотека подвижных игр является неотъемлемым инструментом для педагогов, помогающим создать комфортное и развивающее пространство для детей в подготовительной группе.


«Бездомный заяц»

Ход игры: Из числа играющих выбираются охотник и бездомный заяц. Остальные играющие – зайцы чертят себе кружочки, и каждый встает в свой.

Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой кружок; тогда заяц, стоявший в кружке, должен сейчас же убегать, потому что теперь он становиться бездомным зайцем и охотник будет ловить его. Как только охотник поймал (осалил) зайца, он сам становиться зайцем, а бывший заяц – охотником.

Эту игру можно проводить и со всей группой детей. В этом случае круг образуют взявшиеся за руки 4-5 детей. В каждом таком кружке становиться по зайцу. Игра проводиться по тем же правилам.

Через 2-3 минуты по сигналу воспитателя игра прерывается. Один из детей, образующих круг, меняется местами с зайцем, стоящим внутри круга. Игра возобновляется и повторяется 4-5 раз, с тем чтобы все дети побывали в роли зайца.

«Шлепанки»

Ход игры: Дети встают в круг лицом к центру на расстоянии шага друг от друга. Выбирают водящего, считают до пяти: пятый водящий. Он выходит в центр круга, называет по имени одного из играющих и бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. То, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью), стоя на одном месте. Число отбиваний мяча по договоренности, но не более 5, чтобы детям не приходилось долго стоять в ожидании. После отбивания мяча игрок перебрасывает его водящему.


«Ловля парами»

Ход игры: Дети встают парами, взявшись за руки и образуя круг. Играет музыка, дети двигаются по кругу друг за другом. По сигналу ведущего пары должны быстро найти себе новую пару, не разрывая рук. Дети, оставшиеся без пары, выбывают из игры.

«Ключи»


Ход игры: Играющие дети встают в кружки, начерченные на площадке. Выбирается один водящий. Он подходит к любому из играющих и спрашивает: «Где ключи?» тот отвечает: «Пойди к Сереже (называет имя одного и детей), постучи». Во время этого разговора играющие стараются поменяться местами. Водящий должен быстро занять освободившийся кружок.
Если водящий долго не сумеет занять кружка, он может крикнуть: «Нашел ключи!»; тогда все играющие должны меняться местами. В это время водящий легко займет чей-нибудь кружок. Ребенок, оставшийся без места, становиться водящим.
Если игра проводится в помещении, вместо начерченных кружков можно использовать пластмассовые обручи.

«Земля, вода, огонь, воздух»

Ход игры: Играющие становятся в круг, в середине его стоит ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом из 4-х слов: земля, вода, воздух, огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы; на слово «Воздух!» - название птицы. При слове «Огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

«Вышибалы»

На площадке рисуются две линии на расстоянии 10-15 метров друг от друга. Дети делятся на две команды и встают по обе стороны линий. Один из игроков одной команды бросает мяч в игроков другой команды, пытаясь их выбить. Выбитые игроки выходят из игры. Команда, у которой останется больше игроков, побеждает.

«Не намочи ноги»

Ход игры: На участке проводятся две линии на расстоянии 3-4 м – это болото. Играющие делятся на 2-3 отряда (по 4-5 человек) и выстраиваются против черты. Задача - переправиться через болото с помощью дощечек. Каждый играющий получает по две дощечки (фанерки или картонки). По сигналу воспитателя первые и каждого отряда начинают передвигаться: сначала они встают на одну дощечку, кладут впереди себя вторую встают на нее, берут первую, опять кладут ее вперед и т.д. Когда первый перейдет болото, начинает переправу следующий, и так в каждом отряде. Выигрывает тот, отряд, который раньше переправился через болото.

Примечание. Если играющих только два отряда (по 3-4 человека), болото можно разделить пополам и тогда все участники выстраиваются вдоль черты и начинают переправляться одновременно.

«Передай мяч в кругу»

Дети встают в круг, передавая друг другу мяч. Ведущий стоит в центре круга и называет имя одного из игроков. Этот игрок должен быстро передать мяч своему соседу, а сосед — следующему. Так мяч передается по кругу, пока ведущий снова не назовет имя игрока. Если игрок, чье имя было названо, не успел передать мяч, он выбывает из игры.

«Запрещенное движение»

Ход игры: Дети выполняют различные движения под музыку, например, прыжки, бег, приседания. Ведущий показывает одно запрещенное движение, которое нельзя выполнять. Дети должны внимательно следить за ведущим и не повторять запрещенное движение. Если ребенок повторяет запрещенное движение, он выбывает из игры.

«Кошки-мышки»

Ход игры: Один ребенок выбирается на роль кошки, остальные — на роль мышек. Мышки бегают по площадке, а кошка старается их поймать. Пойманные мышки выбывают из игры. Игра продолжается, пока не останется одна мышка.

«Зайцы и волк»

Ход игры: Дети изображают зайцев, которые скачут по полянке. Волк (ребенок или взрослый) выбегает из леса и ловит зайцев. Зайцы могут прятаться за деревьями или кустами.


«Вороны и воробьи»

Ход игры: На одной стороне поляны сидят вороны (дети на корточках), на другой - воробьи (дети стоят). По сигналу воспитателя вороны вылетают из гнезд и ловят воробьев. Воробьи убегают за черту, а вороны возвращаются в гнезда.

«Найди пару»

Ход игры: Детям раздаются карточки с изображениями предметов или животных. Задача детей - найти пару одинаковых карточек. Игра развивает память, внимание и мышление.


«Угадай, что в мешочке»

Ход игры: в мешочек складываются различные предметы: игрушки, фрукты, овощи. Дети по очереди опускают руку в мешочек и пытаются на ощупь угадать, что там находится.

«Найди мяч»

Ход игры: Игроки встают в круг, вплотную друг к другу, лицом в центр круга. В центре круга — водящий. Все дети держат руки за спиной. Одному из них дают мяч среднего размера. Дети начинают передавать мяч друг другу за спиной. Водящему нужно угадать, у кого находится мяч. Обращаясь то к одному, то к другому ребенку, он говорит: «Руки!» по этому требованию играющий должен сразу протянуть обе руки вперед. Тот, у кого оказался мяч или кто уронил мяч, становится водящим.

«Успей занять»

Ход игры: Каждый из игроков чертит вокруг себя круг – это его домик, и становится в центре. Один из игроков (без круга) становится в середину площадки и говорит: «Раз, два, три – беги!» Когда сказано последнее слово, все игроки меняются местами, а ведущий пытается занять чье-либо место. Кто не успел занять круг, становится ведущим, и игра продолжается.

«День и ночь»

Ход игры: у каждого из детей в руках по мячу. По команде «День!» дети выполняют знакомые движения с мячом (броски вверх, вниз, в стену, в кольцо, набивание мяча на месте, в движении и др.). По команде «Ночь!» - замереть в той позе, в которой застала ночь.

«Третий лишней»

Ход игры:В «Третьем лишнем» принимает участие только четное количество игроков, лучше всего от 8 и более человек. Перед началом забега друзья выбирают «догонялу» или водящего и того, кто станет убегать. Оставшиеся участники разбиваются на пары и встают друг за другом по периметру площадки, располагаясь лицом к ее центру. Расстояние от одной пары до другой должно составлять 2-3 м.

«Догоняла» занимает стартовую позицию в центре площадки, а убегающий встает за двойным кольцом игроков. По команде водящий начинает преследование. «Третьему лишнему» разрешено перемещаться только за кругом, нельзя отдаляться или пробегать сквозь него. Оба активных участника не должны касаться стоящих. Если «догоняла» осалил «третьего лишнего», они меняются ролями.

Убегающий может прекратить движение и встать перед любой парой. Тогда он кричит: «Лишний!» или «Беги!». Услышав это, игрок, который оказался последним в колонне, принимает эстафету.

Во время развлечения ситуация быстро меняется, поэтому каждый из присутствующих должен быть готов убегать от водящего. Исполнять действующие роли могут только два игрока. После того как все попробуют себя в беге и потренируются, смена функций начинает происходить очень быстро. Темп событий возрастает, и догонялки вызывают больший интерес у непосед.

«Догоняле» запрещено забегать внутрь площадки, но он может осалить «третьего лишнего» прямо на месте, когда тот еще не успел начать движение. Если это произошло, дети меняются ролями, и игра возобновляется.

Веселье продолжается, пока все участвующие не устанут бегать. В одном из вариантов игры пары не стоят на месте, а, взявшись за руки, ходят по кругу.

«Кто раньше дойдет до середины»


Ход игры: Вариант 1. Берутся две короткие круглые палки. К ним привязывается шнур длинной 8-10 м, середину его отмечают ленточкой. Играющие берут палки и отходят друг от друга на столько, на сколько позволяет длинна шнура.
По сигналу дети начинают быстро вращать палки обеими руками и, наматывая шнур на палку, продвигаться вперед.
Выигрывает тот, кто раньше намотает шнур до ленты.
В игре может принимать участие любое количество детей. Каждый раз играет другая пара детей.

Вариант 2. Выигравший получает право играть еще раз с другим партнером

«Ловишки с мячом»

Ход игры: Площадка ограничивается линиями или флажками. В центре площадки играющие образуют круг, стоя друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук. Выбирается водящий. Он становиться в центр круга. У его ног лежат 2-3 небольших мяча (диаметром 6-8 см).
Водящий называет или проделывает ряд движений (приседание, хлопок над головой и т.п.) Играющие выполняют эти движения по слову или по показу. Внезапно воспитатель говорит: «Беги из круга», – и играющие разбегаются в разные стороны (в пределах установленных границ площадки). Водящий старается, не сходя с места, попасть в убегающих мячами, бросая их поочередно. Дети, в которых водящий попал мячом, отходят в сторону. Остальные снова встают в круг. Выбирается новый водящий, игра повторяется. Те дети, кого водящий осалил мячом, одно повторение игры пропускают.

«Горелки»

Ход игры: Играющие становятся в колонну парами. Впереди колонны на расстоянии 2 -3 шагов проводится линия. С помощью считалки выбирают ловишку:

«Косой, косой не ходи босой.

А ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут, волки зайца не найдут.

Не найдет тебя медведь. Выходи тебе гореть»

Ловишка становится на линию спиной к остальным играющим. Все, стоящие парами, говорят: «Гори- гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят.

Раз, два, три – беги!»

С окончанием слов дети, стоящие в последней паре, бегут вдоль колонны (один – справа, другой слева),стремясь схватиться за руки. Ловишка старается поймать одного из пары и соединить с ним руки. Если ловящий успел это сделать, он образует с пойманным новую пару и становится впереди колонны, а оставшийся без пары становится ловишкой. Если ловишка не поймал, он остается в той же роли. Правила: во время произнесения слов ловишка не должен оглядываться; ловить можно до того, как играющие возьмутся за руки.

«Будь внимателен!»

Ход игры: На одной стороне площадки 5- 6 играющих, на противоположной (дистанция 8-10 м) напротив каждого лежат по 3 предмета (например, кубик, погремушка, флажок). По сигналу «беги» играющие устремляются к предметам. Примерно на середине пути следует сигнал, какой из 3 предметов нужно взять. Дети берут названный предмет и бегут с ним на исходную линию. Выигрывает прибежавший с предметом первым; если взят не тот предмет, нужно вернуться и заменить его.

«Пингвины с мячом»

Ход игры: Дети стоят в 4-5 звеньях. Напротив каждого звена на расстоянии 5м ориентир- пенёк фишка. Первые в звеньях получают по мячу. Зажав их между коленями, прыгают к предмету, берут мяч и, обежав ориентир, возвращаются каждый в своё звено и передают мяч следующему.

Правила: Прыгать, не теряя мяча, потерявший должен снова зажать мяч ногами и начать прыгать с того места, где был потерян мяч.

Усложнение: Прыгать с мячом до ориентира и обратно, играть командой.

«Не оступись»

Ход игры: Соревнуются две команды – по 5-6детей. Первые в каждой команде продвигаются вперёд прыжками на одной ноге, остальные идут рядом. Как только прыгающий оступится, начинает прыгать второй ребёнок из этой же команды. Выигрывает команда, сумевшая одолеть прыжками более длинную дистанцию. Прыгать на одной ноге, вставшего на обе ноги, тут же сменяют. Сменивший начинает прыгать с того места, где ошибся предыдущий играющий. Прыгать то на правой, то на левой ноге, главное не вставать на две ноги.

«Вершки и корешки»

Ход игры: 1. Взрослый показывает овощ (муляжи или натуральные) или называет, дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на земле — тянут руки вверх, если под землёй — приседают. В качестве взрослого может выступать и ребёнок, который сам показывает овощи.

2. Дети стоят по кругу. В центре водящий с мячом. Он бросает мяч первому игроку и называет любой овощ. Игрок возвращает мяч ведущему и отвечает вершки это или корешки. Выигрывает тот кто ни разу не ошибется.

«Догони свою пару»

Ход игры: Дети встают в две шеренги; расстояние между шеренгами 3-4 шага. По сигналу воспитателя выполняется бег на противоположную сторону площадки (дистанция 15 – 20). Игрок второй шеренги старается дотронуться (запятнать) до игрока первой, прежде чем тот пересечет условную линию. Воспитатель подсчитывает количество проигравших. При повторении игрового задания дети меняются ролями.

«Жмурки»

Ход игры: Воспитатель назначает считалкой водящего – жмурку. Он встаёт на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а водящего старается кого-нибудь поймать. Не выходить за обозначенную границу; убегая от жмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом «огонь». Когда дети раскручивают на месте ведущего - жмурку, то вместе говорят приговорку:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На крыльце (на квашне).

-Что пьешь?

- Квас!

- Лови мышей, а не нас.

Вот еще один вариант приговорки:

- Где стоишь?

- На мосту.

- Что пьешь?

- Квас.

- Ищи три года нас!

«Зайцы в огороде»

Ход игры: Поперек площадки ставят 2-3 гимнастические скамейки. Это забор. С одной стороны забора поляна, на которой резвятся зайцы (дети), с другой стороны – огород, где растет капуста. Порезвившись на поляне, зайцы перелезают через забор (или подлезают) и лакомятся капустой. Когда все зайцы попали в огород, воспитатель говорит: «Сторож идет!» Зайцы убегают на поляну, перепрыгивая через забор. Проигравшим считается тот, кто неправильно выполнил прыжок или последним покинул огород. Игра повторяется 4-5 раз.

«Запрещенное движение»

Ход игры: Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры «пять». Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).

«Затейники»

Ход игры: С помощью считалки выбирается затейник, который встает в центре круга, образованного детьми. Взявшись за руки, дети идут по кругу вправо, потом влево и произносят:

Ровным кругом друг за другом

Мы идем за шагом шаг.

Стой на месте! Дружно вместе

Сделаем вот так!

Дети останавливаются, опускают руки, а затейник показывает какое-нибудь движение. Все должны его повторить. Тот, кто лучше всех повторит движение, становится новым затейником.

«Золотые ворота»

Ход игры: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят:

Ай, люди, ай, люди,

Наши руки мы сплели.

Мы их подняли повыше,

Получилась красота!

Получились не простые,

Золотые ворота!

Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят:

Золотые ворота

Пропускают не всегда.

Первый раз прощается,

Второй - запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

«Капуста»

Ход игры: Круг – это огород. В середине складывают платки, обозначающие капусту. «Хозяин» садится рядом с «капустой» и говорит:

Я на камешке сижу,

Мелки колышки тешу.

Мелки колышки тешу,

Огород свой горожу.

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Волки и синицы, бобры и куницы,

Заяц усатый, медведь косолапый.

Дети стараются забежать в «огород», схватить «капусту» и убежать. Кого «хозяин» поймает – из игры выбывает. Участник, который больше всего унес «капусты», – победитель.

«Карусель»

Ход игры: Играющие образуют круг. Воспитатель дает детям шнур, концы которого связаны. Дети, взявшись правой рукой за шнур, поворачиваются налево и говорят стихотворение: «Еле, еле, еле, еле, завертелись карусели. А потом кругом, кругом, все бегом, бегом, бегом». В соответствии с текстом стихотворения дети идут по кругу, сначала медленно, потом быстрее, затем бегут. Во время бега воспитатель приговаривает: «По-бе-жа-ли». Дети бегут 2 раза по кругу, воспитатель меняет направление движения, говоря: «Поворот». Играющие поворачиваются кругом, быстро перехватывая шнур левой рукой и бегут в другую сторону. Затем воспитатель продолжает вместе с детьми: «Тише, тише, не спишите, карусель остановите. Раз, два, раз, два, вот и кончилась игра!». Движения карусели становятся все медленней. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся. Занимать места на карусели можно только по звонку. Не успевший занять место до третьего звонка, не принимает участия в катании. Делать движения надо согласно тексту, соблюдая ритм.

Варианты: Каждый должен занять свое место. Шнур положить на пол, бегая по кругу за ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-физминутки (развиваем координацию движений, согласовываем движения с речью)

Приобщение детей к словесному искусству. Игры со словами весело и непринужденно развивают разные речевые навыки,зкр....

Развиваем координацию движений

В консультации рассматривается значимость развития координционных способностей у детей дошкольного возраста....

«Картотека дидактических игр, способствующих развитию моторики и координации движения рук у детей раннего возраста (1,5-3 лет)».

«Картотека дидактических игр, способствующих развитию моторики и координации движения рук у детей раннего возраста (1,5-3 лет)». ...

Памятка «Развиваем координацию движений!»

Развитие координации движений ребенка раннего возраста чрезвычайно важный фактор его развития. Физической тренировке, совершенствованию ловкости, подвижности, ритмичности движений, будет способствоват...

Консультация для родителей «Как развивать координацию движений у детей?»

В консультации описаны примеры упражнений для развития координации движений у детей 2-8 лет....