Доклад на тему : «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через народные подвижные игры»
материал по физкультуре
Историческое значение
каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине,
а человеческое
достоинство – силой его
патриотизма.
(Н.Г.Чернышевский)
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Опыт нашей педагогической работы показывает, что существует проблема: недостаточное формирование у детей дошкольного возраста, духовно- нравственного и патриотического воспитания. Эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Для решения этой проблемы в своей работе на занятиях по физической культуре я использую народные подвижные игры.
Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
Народные игры можно классифицировать следующим образом:
• по видовому отражению национальной культуры ;
• по интенсивности использования движений (Малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка», «У дедушки Трифона», «У медведя во бору»);
• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие):
• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные);
• с учетом возрастных особенностей;
• по способу проведения (с водящим, без водящего);
• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия).
Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
Знакомство детей с народной подвижной игрой начинается уже с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого я использую простые игры типа: «Догоните меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Огуречик, огуречик…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающем мире, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.
В средней группе я распределяю роли уже среди детей. Роль ведущего поначалу поручаю ребенку, который может сам справиться. В течение года приучаю разных детей быть ведущими. Правила игры рассказываю детям кратко и эмоционально. Поскольку правила в подвижных играх для средней группы несколько усложняются, поэтому необходимо их уточнить и убедиться, что дети всё правильно поняли. Дошкольников пяти лет уже интересует результат игры. Они стремятся обязательно убежать от того, кто ловит. В этой группе постепенно вводятся ограничения движений: ловить, только прикоснувшись, пойманные отходят в сторону и т. д.
В старшей группе дети по-прежнему любят сюжетные народные подвижные игры, с удовольствием выполняют те или иные роли. Разнообразие сюжетов народных подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей с историческим наследием русского народа. В этой группе, так же, как и в средней, при распределении ролей использую считалку. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств. Дети очень любят шутливые, весёлые считалки, быстро их запоминают.
Дошкольники проявляют активный интерес к народным играм, с удовольствием в них играют.
В нашем спортивном зале имеются необходимые для народных игр атрибуты: мячи, бубны, ленточки, колокольчики, лошадки и др.
В ходе народных подвижных игр я привлекаю внимание ребят к ее содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих. В конце игры обращаю внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Подвижные народные игры можно использовать и на физминутках, и на прогулках, и на вечерах досуга и т. д. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт, что очень заинтересовывает детей. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка — в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. В процессе ознакомления с народными подвижными играми воспитанники достигли следующих результатов: Умеют самостоятельно играть в подвижные игры. Используют в активной речи жеребьевки, считалки, загадки. Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках. Самостоятельно выбирают игру, в которую играют все вместе. Дети очень любят играть. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе — воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, она сближает, сплачивает, тем самым устанавливаются доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание. Таким образом, все вышесказанное еще раз доказывает, что народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_mo.docx | 21.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 «ОЦ» п.г.т. Смышляевка муниципального района Волжский Самарской области структурное подразделение «Детский сад «Самоцветы»
Доклад на тему : «Формирование нравственно-патриотических качеств у дошкольников через народные подвижные игры»
Выполнила:
инструктор по физической культуре
Булатова Н.И.
Историческое значение
каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине,
а человеческое
достоинство – силой его
патриотизма.
(Н.Г.Чернышевский)
Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина. Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Опыт нашей педагогической работы показывает, что существует проблема: недостаточное формирование у детей дошкольного возраста, духовно- нравственного и патриотического воспитания. Эта проблема должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Для решения этой проблемы в своей работе на занятиях по физической культуре я использую народные подвижные игры.
Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат детей обретать гармонию с окружающим миром. У воспитанников формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку.
Народные игры можно классифицировать следующим образом:
• по видовому отражению национальной культуры ;
• по интенсивности использования движений (Малой, средней, высокой интенсивности. Например, «Совушка», «У дедушки Трифона», «У медведя во бору»);
• по типу двигательного действия (Бег, прыжки, броски и ловля мяча и другие):
• по содержанию сложности и построению игры (простые, переходящие, командные);
• с учетом возрастных особенностей;
• по способу проведения (с водящим, без водящего);
• по отношению к структуре образовательной деятельности (для подготовительной, основной, заключительной части занятия).
Народные игры укрепляют связь между поколениями, воспитывают любовь к родному краю, формируют интерес к изучению игр других национальностей.
Знакомство детей с народной подвижной игрой начинается уже с младшего дошкольного возраста. Важно заострить внимание детей к игре, привить желание играть. Для этого я использую простые игры типа: «Догоните меня», «Зайка серенький», «У медведя во бору», «Огуречик, огуречик…». Эти игры строятся на основе опыта детей, представлений, знаний об окружающем мире, явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Главное, чтобы игровые образы были понятны и интересны детям.
В средней группе я распределяю роли уже среди детей. Роль ведущего поначалу поручаю ребенку, который может сам справиться. В течение года приучаю разных детей быть ведущими. Правила игры рассказываю детям кратко и эмоционально. Поскольку правила в подвижных играх для средней группы несколько усложняются, поэтому необходимо их уточнить и убедиться, что дети всё правильно поняли. Дошкольников пяти лет уже интересует результат игры. Они стремятся обязательно убежать от того, кто ловит. В этой группе постепенно вводятся ограничения движений: ловить, только прикоснувшись, пойманные отходят в сторону и т. д.
В старшей группе дети по-прежнему любят сюжетные народные подвижные игры, с удовольствием выполняют те или иные роли. Разнообразие сюжетов народных подвижных игр связано с растущими представлениями и знаниями детей с историческим наследием русского народа. В этой группе, так же, как и в средней, при распределении ролей использую считалку. Считалка дает возможность всем детям побывать в разных ролях, исключает проявления несправедливости и других отрицательных качеств. Дети очень любят шутливые, весёлые считалки, быстро их запоминают.
Дошкольники проявляют активный интерес к народным играм, с удовольствием в них играют.
В нашем спортивном зале имеются необходимые для народных игр атрибуты: мячи, бубны, ленточки, колокольчики, лошадки и др.
В ходе народных подвижных игр я привлекаю внимание ребят к ее содержанию, слежу за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делаю краткие указания, поддерживаю и регулирую эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих. В конце игры обращаю внимание на тех детей, кто проявил смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Во время игры произносятся рифмовки вместе с детьми, задавая необходимый ритм тех движений, которые включены в игру.
Таким образом, народные подвижные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей.
Подвижные народные игры можно использовать и на физминутках, и на прогулках, и на вечерах досуга и т. д. Такие игры вобрали в себя лучшие национальные традиции. В них ярко отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. В народных играх много юмора, шуток, задора, что делает их особенно привлекательными для детей. Доступность и выразительность народных игр активизирует мыслительную работу ребенка, способствует расширению представлений об окружающем мире, развитию психических процессов. В народных играх есть все: и фольклорный текст, и музыка, и динамичность действий, и азарт, что очень заинтересовывает детей. В то же время они имеют строго определенные правила, и каждый играющий приучается к совместным и согласованным действиям, к уважению всеми принятых условий игры. В таких играх можно отличиться, если это не нарушает установленного порядка — в этом и заключается педагогическая ценность народных игр. В процессе ознакомления с народными подвижными играми воспитанники достигли следующих результатов: Умеют самостоятельно играть в подвижные игры. Используют в активной речи жеребьевки, считалки, загадки. Осмысленно и активно участвуют в русских народных праздниках. Самостоятельно выбирают игру, в которую играют все вместе. Дети очень любят играть. Но, чтобы игра помогла заложить основы нравственного воспитания, мы должны играть вместе — воспитатели, родители, дети. Игра изменяет реальные отношения детей и взрослых, она сближает, сплачивает, тем самым устанавливаются доброжелательные взаимоотношения и взаимопонимание. Таким образом, все вышесказанное еще раз доказывает, что народная игра — отражение образа жизни, национальных традиций, обычаев. Это часть народной педагогики, которая опираясь на активность ребенка, всеми доступными средствами обеспечивает всестороннее развитие и приобщение его к культуре своего народа. Ведь заложив фундамент нравственности с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину. Ведь народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»
«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...
Доклад на тему: «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры».
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ...
Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПОЗНАНИЕ СВОЕГО КРАЯ
Приобщение ребенка к отеческому наследию, к культуре своего народа, воспитывающих уважение, гордость за землю, на которой живешь – важная часть патриотического воспитания. Воспитание любви к сво...
Формирование нравственно-патриотических чувств детей среднего возраста через народные подвижные игры
Конспект...
«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...