Конспект физкультурного досуга "Поиграй-ка" для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Ирина Владимировна Щетинина

Конспект физкультурного досуга "Поиграй-ка" для детей старшего дошкольного возраста включает знакомство детей с мордовскими подвижными играми; воспитывает уважение, интерес и любовь к мордовской культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mordovskie_igry.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №18»

Конспект

физкультурного досуга

«ПОИГРАЙ - КА»

(старший дошкольный возраст)

Подготовила:

инструктор

по физической культуре

Щетинина И.В.

Программное содержание:

  • Продолжать знакомство детей с мордовскими подвижными играми;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость и эстетический вкус детей;
  • Развивать физические качества, двигательные навыки и умения детей, способствующие укреплению мышц, формирование скелета, выработке правильной осанки;
  • Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре.

Оборудование: гимнастическая палка, две ленты.

Репертуар: «Мордовский марш», муз. Л. Воинова; муз. «Луганяса келуня»,

 «Земля мордовская», сл. П. Черняева, муз. А. Аверкина.

Действующие лица: Ведущий, Ваня (ребенок в мордовском национальном костюме).

Ход занятия:

Дети входят в зал под «Марш на мордовские темы» Л. Воинова.

Ведущий: Шумбратада, стирнят! Шумбратада, цёранят! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!

Дети: Шумбратада! (Здравствуйте!)

Ведущий: Сегодня мы собрались в спортивном зале, чтобы поиграть в наши любимые мордовские игры. Это часть нашей национальной культуры. В мордовских играх много шуток, веселья, соревновательного задора. В эти игры очень любим играть не только мы, но любили наши родители и даже бабушки и дедушки.

Развлечение, ребятки,

Мы начнем сейчас с зарядки!

Для чего нужна зарядка?

Это вовсе не загадка –

Чтобы силу развивать

И весь день не уставать!

Зарядку проведем мы под задорную мордовскую музыку (муз. «Луганяса келуня»).

Построение в шеренгу, перестроение в колонну по одному. Ходьба за направляющим на носках, на пятках в чередовании с обычной ходьбой; ходьба с заданием:

«Офта» («Медведь») – ходьба с опорой на руки и ноги;

«Врьгаз» («Волк») – бег широким шагом;

«Келась» («Лиса») – бег семенящим шагом;

 «Нумол» («Заяц») – прыжки на двух ногах с продвижением вперед.

Ведущий: После такой задорной разминки мы все готовы к веселым играм. Предлагаю нам отправиться на мордовскую ярмарку подвижных игр. А поможет нам поиграть в эти игры мальчик Ваня, который приехал к нам в садик в гости из мордовской деревни. Он со своим друзьями, такими же, как и вы, мальчиками и девочками, каждый день играют в мордовские игры и лучше всех знают, как правильно в них играть. А как мы скажем слово «мальчик» на мордовском языке?

Дети: Цёра.

В зал входит мальчик в национальном мордовском костюме и здоровается с детьми.

Ваня: Шумбратада, шабат! (Здравствуйте, дети!)

Дети: Шумбрат, Ваня.

Ваня: Я знаю много мордовских народных подвижных игр, в которые я со своими друзьями играю каждый день. Мы очень любим наши национальные игры. Предлагаю и вам поиграть. Они очень интересные и веселые. Вот одна из игр «В платки». На мордовском языке мы ее называем «Руцяняса» (мокш.). Хотите поиграть?

Дети: Да!

Ведущий: тогда всех детей приглашаю поиграть в эту интересную игру. С помощью мордовской считалки Ваня нам выберет «Старика» и «Старуху».

Дети строятся в круг и Ваня считалкой выбирает двух главных игроков.

Считалка:

Нармонць ярхцай сурода,            Птичка клюет зерно,

Мон кундайне пулода,                 Я поймал ее за хвост.

Нармонць ярхцай чакшста,          Птичка клюет из горшка,

Мон кундайне пакшта.                 Я поймал ее за горло.

Содержание и правила игры. Выбираются «старик» и «старуха». Остальные игроки – «платки». «Старуха» окрашивает платки в разные цвета. «Платки» садятся на коврик. Приходит «старик» садится и говорит:

Текст:                                        Перевод:

- Здравствуй, бабушка.               – Шумбрат, бабай!

- Садись, батюшка!                     - Озак, батькай!

- Слышал, платки есть у тебя?              - Маринь пацинеть улить?

- Есть, да ты в состоянии купит?         - Улить, но а рамавить.

- У меня два сундука денег.                 – Монь кавто сундокт.

Смогу купить твои платки.                  Пацинеть рамасынь.

- Покупай!                                          - Рамить!

После этого «старик» отгадывает, какого цвета платки у «старухи». Если «старик» угадывает цвет платка, то этот «платок» бежит в сторону, а «старик» догоняет его. Догнав «платок», он забирает его себе. Если же «старик» не догоняет платок, то возвращается на свое место, а «старуха» окрашивает этот «платок» в другой цвет. Игра продолжается до тех пор, пока «старик» не купит все платки.

Ловить «платки» можно только до противоположной линии площадки. «Старику» запрещается ловить, пока он не встал. Не добежав до определенного места, «платок» не имеет право вернуться назад.

Ведущий: Молодцы! Весело поиграли.

Обращается к Ване. А в какую игру ты еще любишь играть со своими друзьями?

Ваня: «Перетяжки на палках». Для этой игры нам нужно два самых сильных мальчика, два богатыря, которых мы называем Пургаз и Тюштя.

Проводится игра «Перетяжки на палках»

Содержание и правила игры. Выбирают двух наиболее физически сильных мальчиков, их усаживают друг против друга. Остальные дети распределяются на две команды. Каждая команда усаживается за своим богатырем. При этом дети крепко держат друг друга за пояс. Богатыри держат одну палку на двоих. По команде богатыри и  играющие начинают тянуть друг друга за пояс, помогая своему богатырю перетянуть палку на свою сторону.

Ведущий: Ваня, а какую игру ты знаешь, где нужно проявить ловкость и быстроту?

Ваня: А сейчас я прочитаю считалку, а вы отгадайте, к какой игре она относится.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять,

Выплывает белый месяц,

Кто до месяца дойдет,

Ключом домик отомкнет.

Дети: «В ключи» («Панжемаса» - мокш.)

Содержание и правила игры. Играющих пять человек. Чертится (обозначается)  квадрат, по углам дома садятся четверо играющих, а пятый стоит на середине. Он подходит к одному из сидящих игроков и спрашивает:

- Леляй, панжоматне тонь кедьсэ? (Дядя, у тебя ключи?)

Тот отвечает, указывая на соседа:

- Оно лелянь кедьстэ кевксть. (Вон у дяди спроси.)

Так водящий обходит всех четверых. Последний ему советует:

- Куншкасо вешнек! (Посередине поищи!)

Водящий отходит в середину, а в это время остальные вскакивают и меняются местами. Водящий старается быстро занять чье-либо место, пятый играющий опять остается без места. И игра повторяется сначала.

Ведущий: Замечательно, что есть очень много интересных мордовских подвижных игр. Ребята, а вы заметили, что ни одна игра не обходится без считалок? Сейчас я хочу провести небольшой конкурс. Кто из вас вспомнит считалки на мордовском языке?

Дети произносят считалки, а Ваня им помогает.

Нумолня

  1. Хоть мон ёмла нумолнян,

Сякокс ёжуня улян.

Мон врьгазонь пейда кяшан

Тяни эсон варжак вешентть.

  1. Машати – пяштеня,

Дашати – пяштеня,

Катонясь – ёмла,

Теенза – колма.

  1. Алыинда, тупыинда,

Миколок, коколок,

Куды пря подков

Подырман.

  1. Уро пуло чеерне,

Листь мартонок эльнеме,

Докат – весе содасызь, -

Ансяк пулот пурдасызь.

  1. Вирьга, вирьга – укшторга,

Пакся кива-яннэва,

Моли ёвкске, канст канды,

Дивань налкшке вельмевти.

Велень келес шалт моли

Налксемс весень мель ули

Тесэ весень ёжост псить,

Весе нардевть ды мазыйть

  1. Петя, Петя, Петушок,

Листя бойкане, дружок,

Пацяса тюрхтяма,

Пильгса топоттяма.

Ведущий: Молодцы, много знаете считалок. А последняя считалка про Петушка поможет нам выбрать игроков для следующей игры. Кто догадался, какая эта игра?

Дети: «Бой Петухов!»

Ведущий: Обращается к Ване. Ваня, помоги нам выбрать для игры двух соперников – «Петухов».

Ваня считалкой из числа играющих выбирает двух игроков.

Содержание и правила игры. Два участника с завязанными глазами, стоя на одной ноге, стараются вытолкать друг друга из круга. Победит тот, кто первым это сделает.

Ведущий: Замечательная у нас ярмарка мордовских подвижных игр получилась. Спасибо, тебе Ваня, что приходил к нам в гости и рассказал нам о любимых играх, в которые ты со своими друзьями играешь в вашей мордовской деревне.

Ваня: мне очень понравилось у вас в детском саду. И все ребята у вас ловкие, быстрые и смелые. Совсем как дети в нашей деревне, как мои друзья.

Ведущий: Ваня, мы тебя попросим нам рассказать твою любимую мордовскую прибаутку, которую тебе рассказывала твоя бабушка.

Ваня: хорошо, расскажу прибаутку, которая называется «тон, Нумолнэ, косолить?» (заинька, где ты был?)

- Тон, нумолнэ, косолить?

Тон, ашине, косолить?

- Городсолинь, ойминем,

Городсолинь, седейнем.

- Тосо, нумолнэ, мезде ярснить?

Тосо, ашине, мезде ярснить?

- Капстынеде, ойминем,

Лопинеде, седейнем.

- Чей, нумолнэ, неидезь?

Чей, ашине, редизь?

- Неимизь монь, ойминем,

Редимизь монь, седейнем.

Перевод:

 - Заинька, где ты был?

Беленький, где ты был?

- В городе, душа моя,

В городе, сердце мое.

- Что ты там, беленький ел?

Что ты там, беленький, ел?

- Капустку, душа моя,

Листочки, сердце мое.

- Чай, заинька, видели тебя?

Чай, беленький, заметили тебя?

- Видели меня, душенька,

Заметили меня, сердечко мое.

Ведущий: Какая хорошая прибаутка. Мы ее с ребятами тоже обязательно разучим.

Ваня:  Мне пора возвращаться домой. До свидания, ребята! Няемозонк, шабат!

Дети: Наемозонк, Ваня!

Ваня покидает спортивный зал.

Ведущий: Вот и закончилась наша эстафета мордовских подвижных игр. Ребята, вам понравились игры, которые нам показал Ваня?

Дети: Да, понравились!

Ведущий: Мы обязательно будем с вами играть в эти игры и на наших занятиях и во время прогулки.

Звучит песня «Земля мордовская» (сл. П. Черняева, муз. А. Аверкина). Дети покидают зал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект физкультурного праздника для детей старшего дошкольного возраста "Зимние забавы"

"ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ". КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Цель: совершенствовать навыки ходьбы на лыжах, метания в горизонтальную цель, развивать ловк...

Методическая разработка: "ПЛАН-КОНСПЕКТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на лесную поляну»"

Целью занятия "Путешествие на лесную поляну" является профилактика и коррекция плоскостопия. Упражнения для укрепления мышц способствуют профилактике плоскостопия. Предупреждением плоскостопия за...

Конспект физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День прыгуна"

Конспект физкультурного развлечения для детей старшего дошкольного возраста "День прыгуна"...

Конспект физкультурного занятия для детей старшего дошкольного возраста «Северное многоборье». Этническая социализация детей Крайнего Севера по освоению национальных видов спорта

Занятие  "Северное многоборье" способствует повышению общей культуры, расширению кругозора, углублению знаний о национальных видах спорта воспитанников. ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...

Конспект физкультурного досуга для детей старшего дошкольного возраста «Азбука дорожного движения» план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа) по теме

ЗАДАЧИ:  продолжать учить детей  правильно вести себя на улицах города,  закрепить у ребят знания правил дорожного движения; углублять знания дошкольников о правилах дорожного движ...