Технология оздоровления и укрепления оздоровления воспитанников через активные формы работы (в частности хоккей с мячом).
проект по физкультуре (старшая группа)
Современные учёные и специалисты – практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено и проводится в ДОУ. Однако реальный уровень овладения ими не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего возраста: больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами спортивных игр.
Таким образом, появилась проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребёнка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе и, в частности, игры с элементами хоккея.
По определению отечественных психологов (Л.С.Выгодского, А.В.Запорожца и др.), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Спортивные игры высшая ступень подвижных игр. Подвижные игры с элементами хоккея как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно- силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами хоккея позволяют ребёнку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, формировать положительные взаимоотношения, служат полезным средством активного
досуга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_1.docx | 27.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология оздоровления и укрепления оздоровления воспитанников через активные формы работы (в частности хоккей с мячом).
Актуальность:
Современные учёные и специалисты – практики рассматривают систему физического воспитания дошкольников как один из потенциалов целостного гуманистического воздействия на личность, обеспечивающего реализацию права каждого ребёнка на постоянное и максимально полное физическое развитие.
Обучение элементам спортивных игр предусмотрено и проводится в ДОУ. Однако реальный уровень овладения ими не соответствует программным требованиям и возрастным возможностям детей старшего возраста: больше половины старших дошкольников не знакомы с элементами спортивных игр.
Таким образом, появилась проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребёнка, развития интереса к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Этому способствуют игровые формы организации двигательной деятельности детей на свежем воздухе и, в частности, игры с элементами хоккея.
По определению отечественных психологов (Л.С.Выгодского, А.В.Запорожца и др.), игра есть ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Подвижная игра представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Спортивные игры высшая ступень подвижных игр. Подвижные игры с элементами хоккея как вид деятельности, как правило, предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей: скоростно- силовых, координационных, требующих выносливости, силы, гибкости. В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных анализаторов. Кроме того, подвижные игры с элементами хоккея позволяют ребёнку овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий, проявлять самостоятельность, активность, формировать положительные взаимоотношения, служат полезным средством активного
досуга.
Паспорт проекта.
Продолжительность проекта: долгосрочный (10 месяцов).
Тип проекта: информационно - практико- ориентированный, групповой.
Автор проекта: Беличко Е.В.
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Возраст детей: 5-7 лет.
Цель проекта: Укрепление и оздоровление воспитанников через активизивизацию двигательной деятельности в игровой форме.
Задачи проекта: дети, родители, развивающая среда.
Для детей: Обучение детей первоначальным специальным навыкам игры хоккей с мячом
Реализация задачи: Обучение детей первоначальным специальным навыкам игры хоккей с мячом
Образовательные:
• формировать устойчивый интерес к играм с элементами хоккея, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
• обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями, обучать правильной технике выполнения элементов хоккея;
• обучать правилам безопасной игры.
Воспитательные:
• воспитывать положительные морально- волевые качества;
• формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Развивающие:
• развивать у детей навыки взаимодействия при выполнении различных упражнений;
• развивать у детей умение анализировать игровую ситуацию, навыки самоконтроля;
• развивать скоростно - силовые качества, глазомер, точность, координационные способности.
Для родителей: привлечение родителей к укреплению и сохранению здоровья детей через занятия хоккеем с мячом
• Информационная
• привлечение
Развивающая среда: создание условий для реализации тренировочного процесса по хоккею с мячом на базе МАДОУ
- Приобрести необходимый инвентарь
- создать условия
- привлечение специалистов данной области к реализации данного направления
Предполагаемый результат
Показатель | Индикатор | Предполагаемый результат | |
Обучение детей первоначальным специальным навыкам игры хоккей с мячом | 1) Бег на коньках | Время требуемое на преодоление дистанции 30 метров (20 секунд) | 80 % справились |
2) Владение клюшкой | Точность удара клюшкой по мячу | ||
3) Взрывная сила | Прыжок в длину с места на дистанцию более 80 см | ||
Привлечение родителей к укреплению и сохранению здоровья детей через занятия хоккеем с мячом | 1) Участие родителей в мероприятиях 2) Посещаемость занятий по хоккею с мячом | Количество | Участие 60% |
Создание условий для реализации тренировочного процесса по хоккею с мячом на базе МАДОУ |
План на год
Данное направление реализуется совместно с ГБУ «Спротивная школа по хоккею с мячом». Реализуют это направление 3 тренера.
Соотношение обьектов тренировочного процесса по видам спортивной подготовки на этапе спортивной СОГ (спортивно оздоровительная группа
Общая физическая подготовка – 28-30%
Специальная физическая подготовка – 16-18%
Техническая подготовка – 22-24%
Тактическо теоретическая подготовка – 22-24%
Технико тактическая подготовка – 10-12%
Участие в соревнованиях – 1-2%
План спортивной тренировки
Месяц Направленность тренирок | 9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | Кол-во часов в год | |
5-7 лет | техническая | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 50 |
тактическая | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 | 4 | 6 | 50 | |
СФП | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 40 | |
ОФП | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 70 | |
Теория | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 20 | |
Соревнование | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 10 | |
Итого | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 | 24 |
Реализация проекта.
Месяц | Дети | Родители | Развивающая среда |
Сентябрь | Мотивация заинтересованности в занятиях данным видом спортивной деятельности | Сбор данных требуемых для занятия в секции | Проверка наличия необходимого инвентаря |
Октябрь | Первоначальная диагностика физических возможностей и способностей | Ознакомление с результатами данных тестов и рекомендации для самостоятельного совершенствования отдельных способностей | Пополнение спортивного инвентаря требуемым оборудованием |
Ноябрь | Теоретическая и специальная подготовка к последующим занятиям на льду | Ознакомление с правилами безопасности при занятиях спортом | Подготовка площадки для занятий на снегу |
Декабрь | Первоначальная подготовка катания на коньках | Открытое занятие | Подготовка площадки для заливки льда |
Январь | Объединение катания с элементами владения клюшкой | Спортивное Мероприятие | Содержание льда в надлежащем состоянии |
Февраль | Совершенствование приобретённых способностей | Привлечение к посещению матча профессиональных команд | Содержание льда в надлежащем состоянии |
Март | Закрепление приобретённых способностей | Открытый кубок ДС№13 | Содержание льда в надлежащем состоянии |
Апрель | Итоговое тестирование приобретённых способностей | Рекомендации по итогам года | Подготовка площадки для занятий в летний период |
Май | Общее физическое развитие через подвижные игры | Рекомендации и успехи по итогам года |
Особенности учебно-воспитательной и учебно-спортивной работы на спортивно-оздоровительном этапе
Образовательный процесс в учреждении, в конечном счете, имеет учебно-спортивную направленность. По этой причине, основная направленность работы на спортивно-оздоровительном этапе определяется следующими основными положениями и требованиями:
1. Спортивно-оздоровительный этап является полноправным и полноценным звеном государственной системы образования в области изучения предметов спортивного профиля (многолетней спортивно специализированной подготовки). Учебный процесс, осуществляемый на данном этапе, направлен на массовое привлечение и широкий охват детей в период подготовки к школе, к регулярным занятиям в спортивных секциях, что в целом обеспечивает преемственность и непрерывность образовательного процесса. Осуществляемая учебно-воспитательная работа на этапе, создает необходимую основу и обеспечивает гармоничный переход детей в возрасте 5-6лет, от первичной предварительной подготовки детей к занятиям в спортивных секциях до регулярных занятий на этапе начальной спортивной подготовки.
2. На спортивно-оздоровительный этап принимаются дети, имеющие интерес к занятиям спортом, но не имеющие медицинских противопоказаний. Обязательным условием для приема в группу (секцию) является наличие письменного разрешения (допуск к занятиям в спортивной секции, группе) врача-педиатра.
В спортивно-оздоровительные группы зачисляются дети с пятилетнего возраста и младше, если биологические особенности их развития (биологические и двигательные особенности) опережают сверстников. Возраст занимающихся в группе от 5 до 6 лет.
Период обучения на этапе от 1 года до 2-х в зависимости от исходного уровня развития и подготовленности ребенка, биологического возраста, степени и темпов прироста основных показателей его развития.
3. Выравнивание стартовых возможностей детей осуществляется путем коррекции слабых звеньев и устранения недостатков физического развития и двигательной подготовленности, укрепления общего и физического здоровья.
В целом спортивно-оздоровительная и учебно-воспитательная работа направлена на разностороннюю физическую и двигательную подготовку, на формирование у детей интереса к регулярным занятиям, что позволяет начать обучение первичным основам владения техникой хоккея с шайбой.
В ходе занятий, по мере освоения широкого диапазона двигательных действий, осуществляется ранняя спортивная ориентация на вид спортивной деятельности хоккей, а также на другие группы или виды спорта, где результативная деятельность определяется проявлением других базовых физических качеств.
В конце спортивно оздоровительного этапа особое внимание уделяется селекции двигательно-одаренных детей для набора и организации учебных занятий в группах начальной подготовки.
Основными средствами для решения поставленных задач являются общеразвивающие упражнения, направленные на развитие координации, гибкости, ловкости, укрепление опорно-двигательного аппарата, расширение диапазона двигательного опыта ребенка, также обучающее ознакомление детей в игровой форме с базовыми элементами техники передвижения на коньках и ознакомительные общеразвивающие игры с элементами игры в хоккей.
Одним из основных средств, укрепляющих организм и способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнения утренней гимнастики с последующим обтиранием или обливанием прохладной водой. Для предупреждения нарушений осанки после дневного сна полезно выполнить комплекс упражнений, который направлен на укрепление мышц-разгибателей спины, живота и межреберных мышц.
Чтобы дошкольники научились во время ходьбы сохранять правильную позу, они должны выполнять такие упражнения: ходьба с предметом на голове: тонкая книжка в твердом переплете, фанерная дощечка или мешочек с песком весом 500 г (2—3 мин), ходьба с гимнастической палкой за спиной (2—4 мин). Во время ходьбы туловище следует держать ровно, голову не опускать.
Обучая детей метанию предметов на дальность и в цель, добиваются, чтобы они выполняли эти упражнения правой и левой рукой. Большинство детей выполняют броски более сильной рукой (в основном правой), вследствие чего мышцы туловища развиваются асимметрично.
Для укрепления и развития мышц и связок стопы рекомендуют массировать ее, обливать ноги прохладной водой, ходить на носках и 43 внешней стороне стопы, ходить босиком по траве или песку, по бревну боком и в продольном направлении. Систематическое выполнение дошкольниками разнообразных физических упражнений, оптимальные гигиенические условия их быта, закаливание организма способствуют формированию правильной осанки и профилактике плоскостопия.
Занятия по физической культуре в старшей группе детского сада (5 - 6 лет) проводятся 3 раза в неделю в утренние часы продолжительностью 30 - 40 минут (не считая ежедневной утренней гимнастики).
Физические занятия с детьми в дошкольных учреждениях имеют свою структуру, делятся по содержанию и методам проведения.
Дети во время занятий должны быть в физкультурной форме: в майке и трусах, босиком (где имеется утепленный пол) или в матерчатых тапочках. Взрослый в спортивной одежде. К проведению занятия следует тщательно готовиться, намечать конкретные задачи, составлять план-конспект, заранее подбирать пособия и крупный инвентарь и т. д.
Воспитатель подготавливает крупный и мелкий физкультурный инвентарь перед началом занятия и располагает его в определенном месте. По указанию педагога дети самостоятельно берут флажки, палки, кубики, а по окончании упражнений кладут их на место.
Структура физкультурных занятий общепринятая и содержит три части:
• вводную (18 % общего времени занятия);
• основную (67 % общего времени занятия);
• заключительная (15 % общего времени занятия).
Такое распределение материала соответствует возможностям детей и обеспечивает нарастание физической нагрузки в течение занятия и с последующим снижением ее к концу.
Цель первой части занятий - ввести организм в состояние подготовленности к основной части. В первой части занятия предлагаются упражнения в ходьбе, беге, построении, перестроении, несложные игровые задания. Воспитателю следует обращать особое внимание на чередование упражнений в ходьбе и беге: их однообразие утомляет детей, снижает качество упражнений, а также может привести к нежелательным последствиям (нарушению осанки, уплощению стопы и т. д.).
Вторая часть (основная) занятия наиболее продолжительна и содержит упражнения общеразвивающего характера, основные виды движений, в ней проводится подвижные игры. При этом развивающемуся организму ребенка важно получать все виды упражнений. Это часть отличается наибольшей физической нагрузкой.
Общеразвивающие упражнения направленно воздействуют на организм в целом, на отдельные мышечные группы и суставы, а также способствуют улучшению координации движений, ориентировке в пространстве, положительно влияют на сердечно-сосудистую и дыхательную функции организма. Важное значение для правильного выполнения общеразвивающих упражнений имеет исходное положение. Используют 44 различные исходные положения: стоя, сидя, стоя на коленях, лежа на спине и животе. Изменяя исходное положение, воспитатель может усложнить или облегчить двигательную задачу.
Общеразвивающие упражнения с предметами напоминают детям игры. Они с удовольствием играют с погремушкой, мячом, флажком, куклой. В упражнениях с предметами используются также имитационные упражнения («цыплята», «воробышки» и др.).
В зависимости от того, какой инвентарь будет использован на занятии, тренер-преподаватель продумывает и планирует построение; например, в упражнениях с палками, флажками целесообразно построение в колоннах и на достаточном расстоянии друг от друга, так как построение в шеренгах не позволит достигнуть необходимой амплитуды движений и, кроме того, может привести к травмам.
В основной части занятия используются игры большой подвижности, включающие движения, которые по возможности выполняются всеми детьми одновременно (бег, прыжки, метание, ползание и др.), например: «Самолеты», «Наседка и цыплята», «Солнышко и дождик», «Лошадки».
Третья, заключительная часть занятия небольшая по объему; в ней проводятся игры и игровые упражнения малой интенсивности, способствующие постепенному снижению двигательной активности. В ней используют упражнения в ходьбе, несложные игровые задания. Она обеспечивает ребенку постепенный переход от возбужденного состояния к относительно спокойному, дает возможность переключиться на другую деятельность.
Систематическое, постепенное и доступное повышение нагрузки благоприятно влияет на общее развитие ребенка и способствует улучшению его двигательной подготовленности. Вначале, как правило, новые движения дети выполняют неточно, с излишним напряжением. Поэтому нужно предъявлять к ним минимальные требования.
Прочность усвоения упражнений и основных движений зависит от обязательного повторения, пройденного (достаточное число раз).
Повторение не должно быть механическим и однообразным, теряется интерес к двигательной деятельности. Поэтому на первом этапе обучения детей, повторяя материал, следует использовать различные пособия, менять ситуацию, не изменяя характера движений.
Планируя занятия по физической культуре с детьми дошкольного возраста, педагогу следует учитывать такие факторы:
• помнить, что упражнения должны соответствовать возрастным и функциональным возможностям ребенка;
• предусматривать упражнения для всех крупных групп мышц плечевого пояса, спины, живота, ног, которые необходимо чередовать;
• не заменять полностью все упражнения предыдущего занятия, а оставить 2—3 знакомых, которые дети слабо усвоили, требующих повторения (желательно повторить те упражнения, которые доставляют детям удовольствие); 45
• предусматривать постепенное нарастание нагрузки на организм ребенка и снижение ее в конце занятия;
• избегать длительного статического положения, ожидания;
• методы и способы организации детей согласовывать с их возрастными возможностями;
• давать подвижную игру после всех упражнений, которая должна быть закончена спокойной ходьбой;
• умело вызывать у ребенка положительные эмоции;
• учитывать время, отведенное на непосредственное выполнение движения.
Речь тренера-преподавателя во время занятий должна быть спокойной и выразительной, чтобы привлечь внимание и заинтересовать детей. Игровые приемы, обращение к ребенку с называнием его имени, своевременная помощь и подбадривание активизируют, увлекают малыша, усиливают его стремление к самостоятельному выполнению движения.
По содержанию и методам проведения занятия они могут быть игровыми, сюжетными и смешанными.
Игровые занятия отличаются тем, что для решения задач подбираются подвижные игры с соответствующими движениями. Занятия этого типа включают знакомые движения, в них ставится задача закрепить двигательные навыки, развивать физические качества в меняющихся ситуациях.
Сюжетные занятия (двигательный рассказ) повышают интерес детей к движениям. Сюжетные занятия по физической культуре также состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Подготовительная часть повышает эмоциональное состояние детей, активизирует их внимание, готовит организм к предстоящей нагрузке. В этой части занятия создается игровая мотивация и ставится игровая задача. Но на некоторых занятиях мотивировка двигательной деятельности, основанная на игре, переносится и на начало основной части, а привлечение детей к выполнению упражнений носит опосредованный характер: музыкальное сопровождение, звучание бубна, напоминающее знакомые упражнения, и др.
В основной части занятия у детей формируют навыки выполнения движений, разучивают и закрепляют их, развивают физические качества, координационные способности. Для этой части занятия характерна кульминационная насыщенность сюжета.
В заключительной части занятия происходит постепенный переход от усиленной мышечной деятельности к спокойному состоянию, продолжается общение детей с игровыми персонажами, малыши настраиваются на самостоятельную игру.
Смешанные занятия состоят из гимнастических упражнений (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения) и подвижных игр. Гимнастические упражнения с детьми дошкольного возраста проводятся в форме игровых упражнений.
Периодически преподавателям полезно проводить контрольные занятия. На них проверяется уровень двигательных навыков и физических качеств детей, выявляются их склонности и интересы. В разных типах занятий количество частей и их последовательность остаются неизменными и не зависят от содержания занятия, т. е. использованных гимнастических и спортивных упражнений, подвижных игр.
Особенность этого этапа - работа с неподготовленными детьми, с разным уровнем физического развития, поэтому распределение учебного материала в годичном цикле целесообразно проводить по месячным и недельным циклам, не придерживаясь концепции периодизации. Учебно-тренировочный процесс целесообразно начинать с августа и заканчивать в мае.
В сентябре преобладает общая физическая подготовка с акцентом на развитие гибкости, ловкости, быстроты, а также гармоническое развитие всех мышечных групп. Дальше включается специально-физическая и техническая подготовка на льду с акцентом на обучение техники катания и развитие основных двигательных качеств. Небольшое внимание уделяется тактической подготовке и теоретическим занятиям.
В течение всего года проводится широкий круг средств и методов игровой подготовки, направленных на развитие игрового и оперативного мышления юных хоккеистов. Задачей этого этапа будет являться набор в первый год максимально большего количества юных хоккеистов и формирование у них стойкого интереса к занятиям хоккеем, а также всестороннее и гармоничное развитие физических способностей и овладение основами техники и тактики хоккея, подготовка наиболее одаренных из них к переходу на этап начальной подготовки.
Динамика распределения нагрузок по годам этапа предварительной подготовки говорит об увеличении объемов всех видов подготовки от первого к третьему году обучения. Различие этих годов заключается в использовании различных методов и средств подготовки от более простых на первом году обучения к более сложным на втором году обучения.
Перспективы будущей деятельности.
Получив промежуточные результаты планируем продолжение детей занятием данным видом деятельности в рамках дополнительного образования в последующие годы обучения.
Формирование привычки систематичным занятие физической культурой не только в специализированных секция, но и в домашних условиях.
Интерес родителей к семейным выходам на спортивно массовые мероприятия и участию в спортивных праздниках.
Развитие материально технической базы для последующего занятия спортивной деятельностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет Тема: «Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями».
Задачи:1) Направить усилия педагогогического коллектива на повышение уровня работы с родителями.2) Способствовать поиску и освоению новых подходов в работе с родителями с целью эффективного решения з...
Оздоровление детей через нетрадиционные формы работы
Это опыт работы, с которым я хочу поделиться...
Реализация проекта "Карусель здоровья" через активные формы работы с педагогами.
Проект "Карусель здоровья" реализовался в МБДОУ "Детский сад №39" с 2012 по 2015 год. Цель проекта: сформировать потребность в сохранении и укреплении здоровья педагогов и детей, как физического...
Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...
Презентация проекта по сохранению и укреплению здоровья воспитанников через инновационные формы сотрудничества с родителями в соответствии с ФГОС.
В презентации представлен проект по сохранению и укреплению здоровья детей через инновационные формы сотрудничества с родителями, на основе формирования интереса к истокам русской народной культуры....
Доклад Совершенствование взаимодействия коллектива дошкольного учреждения и семьи с целью эффективного решения задач физического воспитания и оздоровления воспитанников, поиска оптимальных форм работы с родителями».
Цель: совершенствование взаимодействия коллектива ДОУ и семьи для эффективного решения задач физического воспитания дошкольников: создание системы взаимодействия ДОУ и семьи по физическому развитию и ...
«Развитие и формирование словаря дошкольников через активные формы работы с детской художественной литературой», выполнила Батина И.А, воспитатель группы №4.
Практические рекомендации по сочинению сказок....