«Развитие пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»
консультация по физкультуре

Консультация для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_na_mo_.docx26.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 48 «Незабудка»

города Невинномысска

Консультация для педагогов на городском методическом объединение «Физическое развитие дошкольников» по теме: «Развитие пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре»

        

Автор: воспитатель по физической культуре

МБДОУ №48  Середа И.Г.

24.10.2023

Цель: совершенствовать знания педагогов по вопросу развития пространственного ориентирования у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

Задачи:

  1. Совершенствовать знания педагогов о важности формирования пространственного ориентирования у дошкольников.
  2. Познакомить педагогов с методами и приемами для развития пространственного ориентирования у дошкольников.

Уважаемые коллеги!

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве.

Познание ребенком пространства и ориентировка в нем – процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства. Пространственная ориентировка формируется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий: местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами. С развитием пространственной ориентировки непрерывно связаны: развитие мышления, воображения, развитие речи и т.д. С появлением у ребенка в словаре пространственных слов: вперед, назад, вправо, близко, влево, далеко, наблюдаются существенные изменения в восприятии пространства у дошкольников, обозначающих место, расположение.

При формировании у детей дошкольного возраста ориентировки в пространстве немаловажную роль играет двигательная деятельность, физические упражнения. Выполнение физических упражнений включает такие пространственные характеристики, как исходное положение, положение частей тела и его частей во время выполнения упражнения, траекторию движения.

Большое значение при формировании направлений в разнообразных движениях имеют общеразвивающие упражнения, в том числе перекрестные движения рук и ног; основные виды движений; строевые упражнения; подвижные игры и игровые упражнения; являющиеся основным средством физического воспитания детей. В общеразвивающих упражнениях пространственные ориентировки развиваются достаточно быстро, т. к. здесь одновременно участвуют зрительные и кожно-мышечные ощущения, в то же время упражнения сопровождаются пояснениями, указаниями, командами педагога. При выполнении упражнений происходит знакомство детей с многообразием движений (наклоны, повороты, вращения, махи, сгибание, разгибание, поднимание, опускание) и основными направлениями движений человеческого тела и его частей: вверх-вниз; вперед-назад; вправо-влево, а так же направлением сгибательных движений по плоскостям тела: терминами «вперед», «назад» - для движений в переднезадней плоскости; «вправо», «влево» - для движений в лицевой плоскости; «направо», «налево» - для вращательных движений в горизонтальной плоскости. При выполнении физических упражнений необходимо указывать направление движения (действия), постоянно употребляя в речи соответствующие предлоги и наречия: «Повернитесь налево (направо), поднимите руки вверх, встаньте напротив и т. п.» Пояснения педагога должны способствовать не только различению пространственных отношений, но и раскрытию их смыслового содержания (друг за другом - значит так, как строимся на гимнастику, напротив - значит, лицом друг к другу и т.д.). Важно помнить, что не следует подменять слова, обозначающие пространственные направления, называнием предметных ориентиров («Повернитесь к окну»). При выполнении упражнений с детьми в возрасте 3-5 лет используется зеркальный показ образца действий, который отменяется уже в средней группе после освоения ими умения ориентироваться «от другого объекта». Эффективность выполнения любого движения увеличивается в несколько раз, если оно проводиться в игровой форме. С этой целью на физкультуре применяются игровые приемы, упражнения имитационного характера.

Использование разнообразных предметов и пособий (гимнастические палки, обручи, мячи, кубики, кольца и т.д.) при выполнении упражнений создает зрительные ориентиры в развитии пространственных ориентировок, способствует лучшей координации движений отдельных частей тела, помогает упражнять детей в различении и назывании рук (например, педагог предлагает детям взять в правую руку синий флажок, а в левую – зеленый, или в правую руку взять длинную ленточку, а в левую - короткую, просит малышей сказать, в какой руке у них тот или иной предмет).

Немаловажную роль в формировании у ребенка пространственных ориентировок выполняют и основные движения: в пространстве – ориентировка в направлении движений, удаленности от местоположения предметов, пространственных отношений между предметами, развитие глазомерных ориентировок; ориентировка при движении в коллективе – нахождение своего места при перестроении и построении всей группы, при движении врассыпную; ориентировка в различных изменяющихся условиях совместной деятельности. Все это способствует воспитанию умения учитывать окружающие условия и в соответствии с этим целенаправленно действовать.

Большое значение при формировании пространственных ориентировок имеют строевые упражнения: различные построения и способы перестроений. В дошкольном возрасте используют следующие построения: врассыпную, в круг, колонну, шеренгу и т.п.; перестроения (из колонны по одному в колонну по два, три, четыре, шеренгу и т.п.), повороты в разные стороны (направо, налево, кругом), размыкания и смыкания, все передвижения в пространстве (в различных построениях и врассыпную) - используются при выполнении различных физических упражнений (во время образовательной деятельности, утренней гимнастики, в подвижных и хороводных играх, на праздничных шествиях, на прогулках и экскурсиях).

Подвижные игры (и игровые упражнения). Игра позволяет не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно их расширять. В подвижной игре происходит взаимодействие двух компонентов: правила игры, сформированные педагогом, создают необходимую предварительную пространственную ориентацию для действий ребенка и в то же время неожиданные изменения в игровой ситуации (в связи с действиями водящего или сигналами) нарушают план действий и требуют более сложной – мгновенной реакции детей и их пространственной ориентировки. Такая двигательная деятельность содействует способности ориентироваться в изменяющейся окружающей обстановке, находить выход из создавшегося положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять смелость, ловкость, инициативу, выбирать самостоятельно способ достижения цели.

Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Кроме того, ориентирование в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализации. Вследствие этого гармоничное, всестороннее формирование личности ребенка не может произойти без развития его способности ориентироваться в пространстве.

С точки зрения КПН Тамары Алексеевны Мусейибовой, ориентирование человека в пространстве включает в себя различные пространственные категории: форму, объём, протяженность объектов в длину, ширину и высоту, их местоположение в пространстве, пространственные отношения и расстояния между ними, направления пространства.  Представления о пространстве складываются у ребенка постепенно. Первым и важным этапом в структуре формирования пространственных представлений является восприятие ребенком собственного тела, которое начинается с ощущения мышц, ощущения от взаимодействия тела с внешним пространством, а также от взаимодействия ребенка со взрослыми.

В работе психолога Льва Семеновича Выготского «Мышление и речь» сказано, что «понятие образуется, когда сформируются ощущения». Это подтверждают и данные психологических и нейропсихологических исследований. Они указывают на то, что восприятие и запоминание пространственных характеристик внешнего и внутреннего мира опираются на моторную сферу. Поэтому важнейшим принципом развивающей работы является принцип двигательного освоения пространства.

Этапы формирования пространственного ориентирования у детей :

- Ориентировка «на себе»,

- Ориентировка в пространстве «от себя»

- Ориентировка в пространстве «от объектов»

Эти этапы не сменяют друг друга, а сосуществуют, дополняя друг друга. Ориентировка «на себе» не только определенная ступень, но и непременное условие при ориентировке в расположении предметов как «от себя», так и «от объектов». Определяя расположение предметов, человек постоянно соотносит окружающие предметы с собственными координатами. Следовательно, ориентировка «на себе» является исходной. Между тремя и четырьмя годами у ребенка начинает складываться представление о правом и левом, т. е. формируется и созревает телесная схема. Завершается процесс формирования различения ребенком правой и левой сторон собственного тела примерно к шести годам. Нечетко сформированные представления о правых и левых частях тела зачастую становятся причиной расстройств письменной речи (чтения, письма).

По мнению КПН Людмилы Анатольевны Хижняк, использование конкретных, четких пространственных терминов является необходимым условием усвоения, правильного восприятия ребенком пространства и выполнения им заданий (например, «встаньте друг за другом, вдоль стены, повернитесь налево и пройдите между стульями, стоящими посреди зала»). Важную роль в развитии представления о пространстве должно сыграть привлечение детей к словесному отчету о своих действиях, содержании игр и правил, расположении играющих детей в пространстве. В подвижной игре можно не только развивать и закреплять приобретаемые навыки ориентировки в пространстве, но и значительно расширять их. В процессе игры, выполняя те или иные движения, ребенок упражняется в умении самостоятельно и правильно выбирать направление движения, определяет пространственные отношения между предметами. Таким образом, слово сливается с содержанием деятельности ребенка. Особое место в процессе физического развития дошкольников занимают игры и игровые упражнения с мячом, как один из наиболее эффективных методов обучения пространственному ориентированию.

Таким образом, развитие ориентировки в пространстве на занятиях по физической культуре является перспективным направлением работы, способствующим более эффективному формированию пространственных представлений.

Методы и приемы развития пространственного ориентирования у дошкольников.

Зеркальное отражение. Эксперимент.                                                       

С этой проблемой сталкиваются многие педагоги. Даже если ребенок прекрасно знает, где у него право, а где лево, он часто путается с зеркальным отражением. Посадите куклу или мишку спиной к ребенку и спросите, где у игрушки правая лапа. После ответа малыша, завяжите на эту лапу и на правую руку ребенка ленточки. Теперь разверните игрушку лицом к ребенку. Что же выходит? Ленточки оказались с разных сторон! Опять поверните игрушку спиной. Ленточки совпали. Пусть ребенок сам покрутит игрушку несколько раз, чтобы разобраться в происходящем. Можно завязать ленточки на лапки нескольким игрушкам и поэкспериментировать с ними. Можно надеть браслет на ручку ребенка и поиграть с отражением в зеркале. Важно, чтобы ребенок опытным путем понял, что правая рука так и осталась правой. А волшебство происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга.

 

1. Игра «Корабль плывет»

В игру можно играть как с одним ребенком, так и с группой. Сначала разучиваются движения игры.

• «Правая повертушка» – это вращение кистью правой как будто «заводим мотор».

• «Левая повертушка» – это вращение кистью левой руки как будто заводим мотор левой рукой.

• «Правая потоптушка» – топаем правой ногой.

• «Левая потоптушка» – топаем левой ногой.

Можно придумать и свои движения, в которых нужно отличать право и лево (вверх и вниз, вперед – назад или другие направления).

Ведущий всматривается вдаль: «Корабль плывет!»

Дети спрашивают: «Какой корабль?»

Ведущий отвечает: «С правой повертушкой!»

Дети выполняют движение – делают правую повертушку (вращают правой рукой).

Снова водящий всматривается вдаль: «Корабль плывет!»

Игроки спрашивают: «Какой корабль?»

Водящий придумывает название корабля. Например, «С левой потоптушкой и с левой повертушкой». Дети выполняют движения: топают левой ногой и крутят левой рукой. В первых играх даются простые задания, включающие одно действие, например, «с левой потоптушкой». В дальнейшем можно давать задания с 2-3 действиями: «с правой потоптушкой и двумя вертушками» или «с правой потоптушкой и с левой повертушкой» или «с двумя потоптушками и левой повертушкой».

2. Игра «Путешествие по группе».

Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении.

Оборудование: игрушка, чистый лист бумаги, цветные карандаши.

Ход игры: детям предлагается карта передвижения (маршрут), путь движения обозначен стрелочками. На каждой остановке дети выполняют различные задания. Во время движения дети называют, в какую сторону показывает стрелочка. На пути движения дети отгадывают загадки, рисуют рисунок. В конце путешествия дети находят спрятанную игрушку.

В старшем возрасте можно использовать Геокешинг (международная игра по поиску тайников c элементами спортивного ориентирования. Суть игры заключается в поиске по заданным координатам – картам чужих тайников и создании своих).

3. Игра «Роботы»

Цель: закреплять умение передвигаться в заданном направлении по устному указанию.

Ход игры: детям предлагают на прогулке пройти от начала игровой площадки до веранды, но не как все люди, а как Роботы: два шага вперёд, один шаг вправо, два шага назад, один шаг влево. По правилам, кто путается в шагах, тот выбывает из игры. Кто верно выполняет все правила, дойдя до веранды, становится ведущим, и придумывает новый способ передвижения. 

4. Игра «Займи место» или «Бездомный заяц».

Цель: развить умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Играющие становятся в круг, отмечая свое место кубиком или кружком, положенным на пол. По команде взрослого они разбегаются в разные стороны или бегут по кругу.

В это время взрослый незаметно убирает один из кубиков (кружков), этим оставляя одного играющего без места. По новому сигналу взрослого дети возвращаются в круг и занимают любое свободное место. Тому, кто остался без места, дети хором говорят:

Катя, Катя, не зевай (Саша, Таня и т. д.),

Быстро место занимай!

Или ребенок делает несколько штрафных приседаний.

Игра повторяется несколько раз. При последней игре взрослый возвращает назад убранный им кубик или кружок, чтобы все дети заняли свое место.

 

5. Игра. «Найди себе друга».

Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве.

Ход игры: Играющие становятся в круг. Держась за руки, идут по кругу и говорят:

Мы идем по кругу.

         Найдем себе друга. 

Найдем себе друга. 

Найдем себе дружка.

По окончании слов, дети отпускают руки, находят себе пару и строятся в заданном месте. Игра повторяется 3-4 раза.

Усложнение. 1. Находить себе пару по цвету (одежды, флажка, помпона)

                         2. Встать в пару мальчик с девочкой.

                         3. Менять место построения.

6. Игра «Жмурки».

7. Игра «Чьё звено скорее соберётся».

Цель: Развивать у детей внимание, ловкость, выдержку; упражнять в беге на скорость, ориентировке в пространстве.

Ход игры: Дети делятся на 3-4 группы с одинаковым числом играющих: каждой группе даются флажки какого – либо одного цвета.

В разных концах площадки или по одной стороне становятся на подставках 3 – 4 флажка тех же цветов. Каждая группа строится колонной (правым, левым боком) к флажку своего цвета. Когда воспитатель ударяет в бубен, дети начинают ходить, бегать, прыгать по площадке в разных направлениях. Движения меняются в зависимости от того ритма и темпа, который дается воспитателем. По сигналу: «На места!» - дети бегут к своему флажку и строятся. Воспитатель отмечает, какая группа построилась первой.

    Усложнение. После двух – трех повторений игры, в тот момент, когда дети бегают, прыгают, воспитатель говорит: «Стоп!» По сигналу все играющие останавливаются и закрывают глаза. Тем временем воспитатель меняет места флажков и говорит: «На места!» Дети открывают глаза и спешат построиться к своему флажку. Отмечается, какая колонна построилась первой.

 

8. Игра «Сосед, подними руку».

Цель: Развивать зрительно-слуховое сосредоточение, все формы внимания, зрительно-пространственную ориентировку, координация движений.

Играющие образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: «Руки». Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять, а оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа – левую, сосед слева – правую, т. е. ту руку, которая находится ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только попытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

9. Игра «Синхронное плавание».

Цель: развитие пространственных представлений и умения ориентирования в движении у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры: дети стоят на одинаковом расстоянии друг от друга. Воспитатель даёт инструкции по передвижению в пространстве одновременно всем детям, Например, все сделали шаг вперёд, шаг вправо, два шага влево, повернулись вправо, сделали шаг назад и наклон вправо и т.д.

Усложнение. Выполнять задание с завязанными глазами.

10. Игра-эстафета «Вслепую».

Цель: Развитие умения ориентироваться вслепую у детей старшего дошкольного возраста.

Между стартовой линией и поворотным конусом разложены обручи и игрушки. Участники делятся на 2-3 команды и строятся к стартовой линии в колонны. Первым участникам завязывают глаза шарфом. По сигналу они двигаются к конусу, стараясь не наступить на обручи и игрушки. Обратно они снимают повязку и возвращаются бегом. Так делают все участники команды. Дети могут подсказывать  направление движения тем, кто выполняет задание.

 

11. Игра. «Найди игрушку».

Цель: формирование умения занимать определенное пространственное положение по заданному условию.

Один ребенок прячет в комнате игрушку, а другой должен ее найти, пользуясь примерно такими инструкциями: «Повернись спиной к двери, пройди 4 шага вперед, потом 2 шага вправо…», «обойди стул слева, а табурет справа», «достань игрушку над, под, на, за столом…». Задачу можно усложнять введением дополнительных препятствий и увеличением количества шагов.

 

Итак, современные психолого-педагогические исследования ученых и опыт дошкольных образовательных учреждений убеждают в том, что в дошкольном возрасте дети могут усвоить информацию о предметно-пространственном окружении, получить обобщенные знания о некоторых системах отсчета и способах пространственной ориентации, научиться пользоваться ими в различных жизненных ситуациях. Ориентируясь в пространстве, дети должны уметь: освоить собственное тело как точку отсчета пространственных направлений (на себе); ориентироваться в окружающем от себя, от другого человека, от других предметов, использовать это как систему отсчета (от себя, от другого лица, от любых предметов); ориентироваться на плоскости (лист, страница, бумага в клетку, в линейку); ориентироваться по основным пространственным направлениям, используя это как систему отсчета; пользоваться пространственным словарем (предлогами, наречиями и другими частями речи, обобщенно отражающими знания о предметно-пространственном окружении).

Источник

https://www.maam.ru/detskijsad/podborka-igr-i-uprazhnenii-dlja-formirovanija-navykov-prostranstvenoi-orientirovki-u-doshkolnikov.html

https://www.art-talant.org/publikacii/23433-sbornik-igr-dlya-razvitiya-prostranstvennyh-predstavleniy-i-orientaciy-u-detey-starshego-doshkolynogo-vozrasta

https://mirdoshkolyat.ru/mir_doshkolyat/formirovanie-prostranstvennoj-orientirovki-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-dvigatelnoj-dejatelnosti

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/494805-statja-iz-opyta-raboty-formirovanie-prostrans


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

quot;Развитие творческого воображения у детей  дошкольного возраста на занятиях по физической культуре"...

Методическая разработка на тему " Развитие креативности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре в детском саду"

Методическая разработка конспекта физкультурного досуга  для детей подготовительной группы детского сада по развитию креативности....

Мастер класс с педагогами ДОУ № 30 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре по методике К. Орфа»

Подготовила: инструктор по физической культуреМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна...

«РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»

laquo;РАЗВИТИЕ ОРИЕНТИРОВКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ»...

"Развитие пространственной ориентации у детей младшего дошкольного возраста на занятии по физической культуре"

Данный конспект открытого занятия предназначен для детей 3-4 лет. Несколько детей имеют языковой барьер ,обращённую речь понимают ограниченно. Занятие проводилась в условиях больницы....