Использование «ТРИЗ» технологии в формировании предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.
презентация к уроку (старшая группа)

Окунева Ольга Алексеевна

Формирование элементарных естественно-научных представлений является одним из составляющих компонентов функциональной грамотности ребенка. Сюда относится экологическое  и валеологическое воспитание, формирование представлений об окружающей среде и целостной картине мира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_triz_na_zanyatiyah_po_fizre.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Использование «ТРИЗ» технологии в формировании предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.

Инструктор по физической культуре: Уважаемые, участники, я хочу вас познакомить  с одним из интереснейших методов ТРИЗ - технологии  - «Моделирование маленькими человечками».

 Суть ММЧ заключается в представлении о том, что все предметы и вещества состоят из множества Маленьких Человечков. В зависимости от состояния вещества МЧ ведут себя по-разному. Человечки твердого вещества крепко держатся за руки и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидком веществе человечки стоят рядом, слегка касаясь друг друга. Эта связь непрочная: их можно легко отделить друг от друга (отлить воду из стакана и т.д.). Человечки газообразных веществ постоянно в движении. Помимо основного названия – «бегущие», дети характеризуют их как «летящие» или «летающие».

Игра «Маленькие человечки»

Цель: моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное) с помощью движений. Игра в маленьких человечков позволяет представить фазовые переходы веществ, моделировать строение веществ и процессы, происходящие в них, способствует развитию логического мышления, внимания, наблюдательности, сообразительности, позволяет делать умозаключения.

Маленькие человечки «твёрдые тела» – крепко держатся за руки вверх,

Маленькие человечки «жидкие тела» – руки опущены, стоят рядом,

Маленькие человечки «газообразные тела» – бегать врассыпную

Инструктор озвучивает название предмета, дети изображают агрегатное состояние в необходимом положении тела.

Метод «мозгового штурма» и синектики (эмпатия).

Цель мозгового штурма:

Научить детей генерировать идеи, фантазировать; смело высказывать свои идеи "на людях"; говорить по одному, слушать других детей не перебивая, уважать чужое мнение; поддержать робкого ребенка, похвалив его идею, даже если она и слабая.

В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слышать друг друга, высказывать свою точку зрения, не боясь, критики, тактично оценивать мнения других и т.п. Данный метод позволяет развивать у детей способность к анализу, стимулирует творческую активность в поиске решения проблемы, дает осознание того, что безвыходных ситуаций в жизни не бывает.

Педагог должен предложить детям свои оригинальные варианты решения задачи, что позволяет стимулировать их воображение и вызывать интерес и желание к творческой деятельности.

Синектика.

Это так называемый метод аналогий:

- личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации.

Например, как в следующей игре, дети представляют себя «погрузчиком», «конвейером».

Синектика всегда проводится в паре с мозговым штурмом.

 Коллеги, «Мозговой штурм» - это коллективное генерирование идей.  Для эффективного мозгового штурма детям необходимо погрузиться в выдуманную ситуацию, которая будет им предложена и носит соревновательный характер. Команда, которая быстрее справится с заданием, получает одно очко.

Игровые задания «Погрузчик и конвейерная лента »

Инструктор по физической культуре:

1- игровое задание

Я предлагаю закрыть глаза и представить, что ваша команда «длинная конвейерная лента», и давайте себе представим, что обруч - погрузчик. Подумайте, как перевезти овощи и фрукты  в погрузчик чтобы они не испортились ? Приступайте к решению проблемы.

Молодцы, вы нашли решение! А теперь, давайте на скорость, какая команда быстрее справится с заданием. Внимание-Марш!

2- игровое задание

Необходимо отделить овощи от фруктов ,осенние листья от весенних, ядовитые грибы от сЪедобных. Приступайте к решению проблемы.

Молодцы, и с этим заданием вы справились! А сейчас, посмотрим, какая из команд ………Дается 3 задание

3- игровое задание

Проводится на состав  или строение  в общем на усложнение

 Метод "Наоборот".

Чтобы у ребёнка развить фантазию вводят в помощь шесть волшебников. Цель волшебников – изменить свойства объекта. Приёмы волшебства: увеличение-уменьшение, деление-объединение, преобразование признаков времени, оживление-окаменение, специализация-универсализация, наоборот.

Игра "Наоборотки" - Волшебник Наоборот.

(Для детей подготовительной к школе группы).

Цель: развивать мышление, умение выполнять не прямое указание, а анти - действия, разнообразить приемы закрепления отдельных действий.

Дается задание выполнить следующие действия, движения - дети должны выполнить анти - действие, анти – движение.

 Например:

Ускорить ходьбу - замедлить ход;

Наклон вправо - наклониться влево;

Ходьба вперед - ходьба спиной вперед.

Игра–упражнение «Аукцион»

Волшебник предлагает придумать упражнение с какой–либо частью тела.

Например: с пальцами

 "Пальчики".
Цель:  закреплять знания о строении тела человека,способствовать развитию саморегуляции, концентрации внимания, созданию положительного настроя.
Описание упражнения:
Упражнение выполняется до тех пор пока не будет достигнута синхронность и одновременность в движениях. 
- Девочки и мальчики, кто меня слышит, повторяет за мной (
инструктор или воспитатель выполняет действия и комментирует их, дети повторяют):
Пальчики – ушки ( 
указательные пальцы обеих рук вначале протягиваем вперёд, как бы показывая, а затем касаемся ими ушей ).
Пальчики – носики ( 
указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, как бы показывая, а затем дотрагиваемся до носа).
Пальчики – плечики (
указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, касаемся плеч).
Пальчики – животики (
указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до животика).
Пальчики – колени (
указательные  пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до колен).
Пальчики – щёчки (
 указательные пальцы обеих рук протягиваем вперёд, показываем, дотрагиваемся до щёк).
С детьми 6-7 лет можно поиграть в игру "Пальчики наоборот": педагог называет часть тела, до которой нужно дотронуться, но показывает совсем наоборот. Дети должны делать то, что слышат, а не то, что видят. Упражнение способствует развитию внимания.

 Метод ассоциаций

ЗАГАДКИ сначала придумываю я ,потом это делают дети

Придумать загадки про спортивный инвентарь:

Круглый, но не арбуз,

Мягкий, как кровать,

Сделан из сетки, но не ракетка,

Большой, как обруч,

Можно прыгать, но не скакалка. (батут) 

Это спортивный снаряд, предназначен для ловли мяча, отбитого ногой. Похож на квадратный сачок, но больше в размерах. (футбольные ворота) 

Вчера был тканью резиновой, сегодня арбуз с рожками малиновый. (фитбол) 

Загадки про виды спорта

Демонстрация упражнения с этим предметом, вид движения, элемент вида спорта.

Приём «Объединение»

 Метод «Снежного кома»

Педагог предлагает детям по очереди называть разных животных (виды спорта), при этом стоя в двух шеренгах перебрасывать мяч по цепочке. Кто не знает или повторяет уже сказанное, теряет мяч – выбывает из игры. В конце игры остаются трое «ловких знатоков».

Игра–упражнение «Да–нетка» («Прыжок–хлопок»)

Перед началом игры дети делятся на несколько подгрупп, одна подгруппа из которых загадывает животное и предлагает остальным по очереди при помощи движений отгадать его. Показывать движения, указывающие на различные признаки: например, Летает? Ходит на четырёх лапах? Выпрыгивает вверх на двух? Домашнее? Хищник? И т.д. Движения и признаки заранее разучиваются и совершенствуются.

Метод фокальных объектов

Фокальный объект — это то, что находится в фокусе внимания решаемой задачи. 

Например, если нужно найти новый способ применения клюшки, фокальным объектом будет сама клюшка или новый способ её использования.  

Метод фокальных объектов (МФО) — это метод поиска новых идей и характеристик объекта. 

Суть метода в том, что нужно выбрать любой объект, поразмышлять, какими свойствами он обладает, и эти свойства присоединить к исходному объекту, над улучшением которого работают. 

Цель: обучать умению выражать эмоции с помощью движений: преодолеть барьеры в общении, развивать умение лучше понимать себя и других, снимать психическое напряжение, создавать возможности для самовыражения.

 Правила следующих  игр  просты и понятны всем, и как бы просто эти игры не выглядели, они развивают воображение, умение лучше понимать себя и других, создают возможность для самовыражения, обучают преодолевать барьеры в общении.

Игра–упражнение «Где можно использовать?»

Педагог предлагает детям, используя знакомые спортивные снаряды использовать в необычных ситуациях. Приём фантазирования.

Например: обруч: кочки (прыгать из обруча в обруч), лужи (перепрыгивать), колесо (перекатывать), ворота (выполнять лазание правым, левым боком),

Гигиенические принадлежности.( мылом  и щеткой рисовать итд)

Игра на внимание «Вредное или полезное»

Педагог называет положительное или полезное Витамины или продукт – дети подбрасывают мяч вверх с хлопком, а отрицательного (микроб ,грязь ,разные болезни) – отбивают один раз о пол.

Примеры для игр подбираются в зависимости от возраста и словарного запаса.

Вы видите -ТРИЗ прекрасно справляется с любой задачей!!! Именно методы ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного мышления, памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы. А я постаралась на примере моей практики убедить Вас,  что использование «ТРИЗ» технологии  одно из доступных средств в формировании предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...

Выступление для педагогов ДОО Республики Адыгея: "Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста"

Использование игровой технологии для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста...

«Использование инновационных форм и методов в работе учителя – логопеда как инструмент формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста»

Повышение требований, предъявляемых к уровню образованности человека, является объективной закономерностью современности. Сейчас особое внимание уделяется функциональной грамотности подрастающего поко...

«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности»

«Комплект дидактических игр по формированию предпосылок естественнонаучной грамотности у детей дошкольного возраста как элемента функциональной грамотности» ...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...

"Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"

quot;Формирование предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста посредством кейс - технологии"...

«Эффективные технологии в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»

laquo;Эффективные технологии в образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию дошкольников для формирования предпосылок функциональной грамотности у детей дошкольного возраста с...