Консультация для педагогов «Организация работы с одаренными детьми по физической культуре в ДОУ»
консультация по физкультуре

Устимова Диана Миратовна

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Самым синзитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedaogov.docx29.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 37» городского округа

город Салават Республики Башкортостан

Консультация для педагогов

«Организация работы с одаренными детьми

по физической культуре в ДОУ»

   

  Подготовила и провела: Устимова Диана Миратовна

        Инструктор по физической культуре

2023г.

         "В каждом человеке заключается целый ряд способностей и наклонностей, которые стоит лишь пробудить и развить, чтобы они, при приложении к делу, произвели самые превосходные результаты. Лишь тогда человек становится настоящим человеком". Август Бебель

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Самым синзитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Доказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей основывается на максимальном раскрытии природного потенциала каждого воспитанника.

Прежде всего, это создание условий:

  1. Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.
  2. Наличие богатой предметно – пространственной среды.
  3. Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.
  4. Наличие системы.

Дошкольное учреждение должно уделять огромное внимание физическому развитию детей.

Принципы:

  1. Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества педагогов и родителей;
  2. Учет синзитивности дошкольного детства;
  3. Ундивидуальный подход;
  4. Своевременное начало;
  5. Возможность выбора;
  6. Комплексный подход;
  7. Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий;
  8. Взаимодействие и сотрудничество детского сада со спортивными учреждениями.

В трудах и в области психологии понятия “способностей”, “одаренности” и “таланта” классифицированы по единому основанию – успешности деятельности. Способности не являются врождёнными, а формируются в процессе развития. Врождёнными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, то есть задатки, которые лежат в основе развития способностей. К таким задаткам относятся особенности высшей нервной деятельности, строение тела, свойства нервно-мышечного аппарата и т.д.

Проблема способностей - это проблема индивидуальных различий между людьми. Физиологической основой индивидуальных различий является учение о свойствах и типах нервной системы.

Способности формируются неравномерно. Наблюдаются периоды ускоренного и замедленного развития способностей. Нередко отмечается раннее проявление спортивных способностей, но встречаются и дети с замедленными темпами формирования способностей.

Таким образом, наследственный фактор в значительной степени определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей под влиянием спортивной тренировки.

Но, признавая значимость генетического фактора, не следует умалять роли внешней среды.

Известно, что в многодетных семьях дети рано становятся самостоятельными. Для них характерна большая настойчивость и целеустремлённость, им в большей мере приходиться помогать по хозяйству, что вырабатывает умение организовывать свободное время. Очевидно, средовые факторы, в частности особенности воспитания детей, играют важную роль во всех видах спорта, где важны настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности.

В исследованиях показано, что психомоторная одаренность дошкольников включает целый комплекс органически связанных психомоторных способностей:

  • Способность тонко различать движения по временным, силовым и пространственным параметрам;
  • Способность быстро выполнять одиночные движения, реагировать на раздражитель (слуховой, тактильный, зрительный), держать темп движения;
  • Способность координировать движения многих звеньев тела;
  • Умение воспроизводить новые движения на основе двигательного воображения, воспринимать и создавать собственные движения;
  • Соревновательность, целеустремленность, воля к победе, высокая мотивация к двигательной активности, увлеченность двигательной задачей.

Методика и диагностика выявления психомоторной одаренности детей.

Особенностью психомоторной одарённости в дошкольном возрасте требует специального подхода к её диагностики. Важно выявить не только физическую подготовленность детей, а действительные психомоторные способности (совокупность свойств и качеств) как важную составляющую в структуре психомоторной одарённости. На первое место здесь выступают способности в психокоординации, позволяющие ребёнку экономно и полноценно использовать резервные силы и скорость в управлении движениями.

Этапы сопровождения развития психомоторной одаренности ребенка.

1-й этап сопровождающей работы – диагностический - предполагает открытие, констатацию в развитии ребенка его интересов, одаренности. Информация может поступить от родителей, воспитателей или от других людей, имеющих контакт с ребенком. На этом этапе воспитатели знакомят родителей с возрастными особенностями детей. При этом педагоги с родителями определяют индивидуальные особенности каждого ребенка. Несоответствие индивидуального статуса возрастным закономерностям и образовательным возможностям рассматривается как усиление внимания к ребенку с целью определения его индивидуального пути развития, построения развивающей работы.

Воспитатели, используя пакет диагностических методик, определяют уровень психомоторной одарённости детей

Методика определения статической координации.

Тест №1

Стойка на гимнастической скамейке с закрытыми глазами

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: выполнение упражнения в течении 10 с., без колебания стоп и балансирования

Средний уровень – 2 балла: выполнение упражнения в течении 10 с., с колебания стоп и балансирования

Низкий уровень – 1 балл: сохранение позы менее контрольного времени (10с.)

Методика определения динамической координации.

Тест №2

Ходьба по узкой рейкигим. Скамейки (длина 250 см)

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: выполнение упражнения не прерывая, 10 с. Без остановок и удержания равновесия с помощью движений рук и тела

Средний уровень – 2 балла: выполнение упражнения не превышая 10 с. С остановкой и удержанием

Низкий уровень – 1 балл: превышение контрольного времени (10 с.), с балансированием.

Выполняется 3 раза, засчитывается лучший результат.

Методика определения быстрого реагирования

Тест №3 «Нажми кнопку»

Ребёнку даётся секундомер и предлагается 2 раза очень быстро нажать на кнопку. Фиксируется время остановки секундомера.

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: время остановки от 1-2 с

Средний уровень – 2 балла: время остановки от 2-5с.

Низкий уровень – 1 балл: время остановки более 5 с.

Методика определения ориентировки тела в пространстве

Тест №4

Определяется выполнением 3 заданий:

Повторить за педагогом, изменяющим направление движения, траекторию его пути;

Пройти спорт зал по диагонали и остановиться в центре;  

Расставить по кругу на одинаковом расстоянии друг от друга 8 предметов

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: выполнение 3 заданий без ошибок.

Средний уровень – 2 балла: выполнение 2 заданий без ошибок

Низкий уровень – 1 балл: не выполнение ни одного задания

Методика определения способности восприятия и запоминания собственных движений.

Тест №5 «Пройди и запомни»

Для теста отмеряется 5-метровый отрезок, начало и конец которого выделяются яркими линиями.

Первое задание: Ребёнок проходит отрезок с закрытыми глазами 1 раз, запоминая ощущение каждого шага. В сумме они должны сложиться в чувство расстояния. Идти нужно обыкновенным шагом, свободно и непринужденно. Если последний шаг будет неполным - его нужно запомнить (оба носка должны быть на линии финиша).

Второе задание: пройти расстояние с закрытыми глазами, используя образ - эталон движения, сохранившийся в памяти. Расстояние, которое ребёнок не дошёл до линии (или перешёл), измеряется линейкой. Можно сделать 3 попытки.

Критерии

Высокий уровень – 3 балла: ошибки, не выходящие за пределы зоны ± 15

Средний уровень – 2 балла: ошибки, не выходящие за предел зоны ± 30

Низкий уровень – 1 балл: ошибки, выходящие за пределы зоны ± 30

Методика определения физической подготовленности

Тест №6

Практика работы в ДОУ показывает, что, к сожалению, часто используются различные методики, не прошедшие гигиеническую экспертизу, не имеющие рекомендации органов здравоохранения. Анализ состояния детей в ДОУ подтверждает, что абсолютное большинство детей имеют противопоказания к тестам на скоростно-силовую, силовую выносливость (висы, подтягивания, подъём туловища в седее за 30 с, бег на 90 м с 5 лет и 120 - 150 м - с 6 лет на время и др.) в связи с нарушениями со стороны органов кровообращения, костно-мышечной системы и др.

Тесты имеют минимум медицинских противопоказаний, не требуют больших временных затрат и специальных условий для их проведения. Они просты, понятны детям, нормативны, т. е. в комплексе дают представление об уровне развития психофизических качеств и психомоторного развития:

Прыжки в длину с места (скоростно-силовые качества, координация).

Бросание мяча весом 1 кг вдаль (скоростно -силовые качества).

Бег на 30м со старта (скоростная выносливость, скорость).

Бег на 10 м с хода (скоростные качества).

Метание в даль мешочка (150-200г) правой и левой рукой

После обследования показатели каждого ребёнка результаты заносятся в таблицу.

      Анализируются и сопоставляются с нормативными данными.

Результаты полученные в процессе педагогического контроля, несут в себе объективную и специфическую информацию. В каждом отдельно взятом тесте результат будет значительным, если он систематизирован наравне с другими.

После систематизации результатов приступают к их анализу, на основании которого делаются выводы. Основная задача его - поиск закономерностей, поэтому все случайные факторы должны рассматриваться как неспецифические проявления единичного характера, не влияющие на объективный ход событий.

Изучить объект - получить объективное состояние и характер его изменений - можно с помощью количественного анализа явлений. Для этой цели применяется метод математической статистики.

2-й этап - создание условий для развития одаренных детей: проведение развивающей работы с ребенком в кружке, консультативной и другой работы с родителями, воспитателями. Мало просто выявить таланты, надо сохранить каждого, помочь выстроить путь дальнейшего развития выявление талантливых детей осуществляется в процессе реализации системы конкурсов для детей разного возраста.

Получив результаты диагностических исследований, мы каждый год комплектуем спортивные команды, которые участвуют в спортивных конкурсах, олимпиадах.

Формы работы с одаренными детьми.

Работа с детьми начинается непосредственно после выделения групп детей с предпосылками одаренности. Дети, получившие оценку общей одаренности на основе анкетирования родителей и воспитателей, дополнительно оцениваются специалистами. Выявление детской одаренности является первым звеном в любой работе с одаренными детьми. Кроме того, ведется индивидуальная работа с детьми – через творческие домашние задания, привлечение родителей к участию в конкурсах, соревнованиях и т.д.

  • кружки по интересам (сотрудничество с спортивным комплексом)
  • конкурсы, викторины
  • спортивные состязания
  • фотовыставки «моё спортивное лето», «спортивные традиции моей семьи»
  • индивидуальные выставки
  • исследования динамики развития

Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки.

Целесообразно использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям и первенству. Интенсивная работа большого количества мышц при выполнении физических упражнений помогает успешно функционировать всем системам организма и оказывать на них тренирующее, развивающее действие.

Гибкий вариативный характер соревновательно - игрового метода позволяет рационально использовать различные средства в физическом воспитании. Значительно повышается заинтересованность дошкольников, увеличивается моторная плотность занятий, их эффективность. Эмоциональный характер воздействия соревновательных упражнений и подвижных игр позволяет комплексно воспитывать широкий диапазон физических качеств. Воспитание морально-волевых качеств осуществляется в условиях борьбы с соперником, при коллективном характере действий, значительных физических и эмоциональных напряжениях. Личные интересы в играх или соревнованиях подчиняются коллективным целям, вырабатывается уважение к товарищам по команде, сопернику.

Одаренный ребенок очень чувствителен к мнению и оценке окружающих. Он предъявляет высокие требования и к себе, и к другим. такая излишняя требовательность может быть разрушительна. Необходима целенаправленная поддержка одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.

Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей – залог их дальнейшего благополучного развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Организация работы с одаренными детьми в ДОУ"

Советы о том, как правильно организовать работы с одаренными детьми в доу...

Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ» Консультация для педагогов

Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»Консультация для педагогов...

Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ» Консультация для педагогов

Тема: «Организация работы с одаренными детьми в ДОУ»Консультация для педагогов...

Использование настольного игрового конструирования и моделирования в организации работы с одаренными детьми- консультация для педагогов

Американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии Карл Роджерс утверждал: «Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно лишь создать атмосферу, спосо...

Консультация для педагогов ДОУ «СИСТЕМА ВЫЯВЛЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ»

Взаимодействие с одаренными детьми — это постоянный процесс, требующий от педагогов личностного роста, постоянного обновления знаний в области психологии одаренных детей, тесного сотрудничества ...