Траектории здоровьесберегающего физического развития в ДОУ.
статья по физкультуре
Здоровьесбережение очень актуально в современных реалиях. Оно позволяет скорректировать отклонения в развитии ребёнка, его здоровье и умении общаться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_postroeniya_traektorii_zdorovesberegayushchego_fizicheskogo_razvitiya_moyo.docx | 27.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Траектории здоровьесберегающего физического развития в ДОУ.
Современные реалии ставят перед нами много проблем, среди которых актуальнейшей на сегодняшний день является укрепление и сохранение здоровья подрастающего поколения. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что формирование ЗОЖ это в первую очередь психолого-педагогическая проблема. Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в условиях современной природно-социальной и экологической ситуации в России становится первостепенной. За последние годы сохраняется тенденция к ухудшению состояния здоровья детей. Одним из главных условий успешности работы над повышением уровня здоровья дошкольников, является грамотная организация здоровьсберегающего процесса в ДОО в целом, и педагогической деятельности специалиста, в частности. Педагогическая деятельность инструктора по физической культуре в детском саду должна быть направлена в первую очередь на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, на формирование у ребенка-дошкольника основ здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в госпрограмме развития образования на ближайшее будущее. Одним из путей решения обозначенных задач стал поиск новых средств, методик и технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Проявляя заботу о здоровье детей средствами физической культуры, создаётся необходимая законодательная база, регламентирующая всю систему физического развития ребёнка, как в дошкольных организациях, так и в семье она обеспечивается нормативно-правовыми документами. Здоровьесберегающая деятельность детского сада осуществляется в конкретных условиях, которые определяются множеством факторов: социокультурной средой, уровнем культуры здоровья данного педагогического коллектива и семей воспитанников, характером взаимоотношений «дети-взрослые», «дети-дети», «педагоги-родители», медицинским обслуживанием, предметно-развивающей средой. Анализ научной литературы показал, что вопросы здоровьесбережения глубоко изучены в сфере образования, активизирован поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей. Большую работу в этом направлении провели такие известные в сфере дошкольного образования ученые, как Л.Н. Волошина, В.А. Деркунская, М.А. Рунова, В.Г. Алямовская, и многие другие. Благодаря их исследованиям, создано программно-методическое обеспечение для дошкольных организаций, реализующих оздоровительные программы.
Компоненты готовности дошкольников к здоровьесбережению, к сохранению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих можно рассматривать как сложное образование. Они включают в себя следующие моменты:
- мотивация: положительное отношение к занятиям спортом, сохранению здоровья, полезным навыкам самообслуживания
- ориентированность: знания и представления о занятиях спортом, интенсивной физической нагрузке, самообслуживании, об условиях и требованиях безопасности при их проведении
- деятельность: владение способами и приёмами физической активности, необходимыми знаниями, умениями, навыками, процессами анализа, сравнения, обобщения и др
- контроль: самоконтроль, умение управлять собой, своими действиями, не нанося вреда себе и окружающим
- оценка: умение определять положительные и отрицательные моменты своей физической активности, с выделением явной здоровьесберегающей составляющей.
Первоначальная диагностика физического развития детей проводится в ходе медицинских осмотров по следующим критериям:
1) наличие или отсутствие функциональных нарушений и (или) хронических заболеваний (состояний) с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса;
2) уровень функционального состояния основных систем организма;
3) степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
4) уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
В результате детей относят к четырем медицинским группам для занятий физической культурой.
Распределение детей по медицинским группам позволяет выстраивать образовательную деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Данный подход является основным в соответствии с ФГОС. Стандарт разрешает проводить педагогическую диагностику — оценку индивидуального развития детей дошкольного возраста.
Методы диагностики: тестирование детей в одинаковых условиях и доступными для всех методами, педагогическое наблюдение, устный опрос, экспертное оценивание.
Результаты этой диагностики могут использоваться исключительно для решения:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Объекты педагогической диагностики физического развития ребенка:
- выполнение упражнений, направленных на развитие физических качеств,
- выполнение основных движений,
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
- овладение подвижными играми,
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере,
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
Контрольные испытания (тестирование) проводятся с помощью специальных упражнений или тестов — стандартизированных измерений или испытаний, проводимых с целью определения уровня развития физических качеств (двигательных способностей) детей. Кроме этого тестирование позволяет выявить преимущества или недостатки применяемых средств и методов, сравнить индивидуальные показатели. При выборе контрольных тестов необходимо учитывать следующее:
- тестирование должно проводиться в стандартных для всех детей условиях (время дня, приема пищи; объем нагрузок и т.д.);
- контрольные упражнения должны быть доступными для всех детей, независимо от уровня их физической подготовленности;
- каждый тест должен измеряться количественными показателями (секунды, метры и т.д.);
- контрольные упражнения должны быть простыми для измерения и оценки.
Примеры контрольных упражнений (тестов)
Двигательные способности
На основе физического качества — выносливость. Общая выносливость смешанное передвижение на 1000 м (с)
На основе физического качества — сила. Динамическая сила поднимание туловища из положения лежа на спине (количество раз за 1 мин)
Скоростно-силовые способности - прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см), - метание мяча весом 150 г (м), - метание набивного мяча (0,5 кг) двумя руками из-за головы из положения стоя (м)
На основе физического качества — быстрота. Скоростные способности бег на 30 м (с)
На основе физического качества — гибкость. Активная гибкость наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамьи — см)
На основе физического качества — ловкость. Координационные способности челночный бег 3×10 м (с)
Распространенной измерительной техникой инструктора по физической культуре являются рулетка и секундомер. Ими можно измерить длину и высоту прыжков, дальность метания снарядов, время бега.
Кроме того, с помощью секундомера можно определять:
- время выполнения отдельных двигательных действий или физического упражнения в целом,
- время преодоления некоего пространства (пути),
- динамику изменения частоты сердечных сокращений в ходе занятий физическими упражнениями,
- общую и моторную (двигательную) плотность занятия или его части.
Отметим, что современный Стандарт не дает педагогам эталонные нормативы выполнения контрольных испытаний. Даже нормативы ВФСК «ГТО» (I ступень для школьников 6–8 лет) не могут быть таковыми! Во-первых, это нормы для школьников. Во-вторых, нельзя сравнивать уровень физического развития ребенка 6 лет и ребенка 8 лет. Для решения индивидуализации образования целесообразно сравнивать изменение результатов детей за год с помощью оценки достоверности различий средних связных выборок.
О способностях ребенка судят не только по его достижениям в процессе выполнения контрольных упражнений, но и по тому, как быстро и легко он приобретает умения и навыки основных видов движений. Для качественной оценки наиболее подходит педагогическое наблюдение.
Сильные стороны:
*наблюдение реального педагогического процесса, происходящего в динамике,
*регистрация событий в момент их протекания,
*независимость наблюдателя от мнений испытуемых.
Слабые стороны:
*недоступность некоторых сторон наблюдаемого объекта (мотивы, состояние, мыслительная деятельность),
*ограниченность объема наблюдений для одного исследователя,
*пассивный характер исследования и элементы субъективизма у наблюдателя,
*большие временные затраты.
Алгоритм организации наблюдения:
1. Определить цели наблюдения. Чем они точнее, тем легче их регистрировать и делать достоверные выводы.
2. Наметить объекты наблюдения.
3. Разработать схему (план) наблюдения. Подготовить документы, в том числе — бланки протоколов наблюдения, инструкций наблюдателю. На бланке протокола должны быть указаны: дата наблюдения, название дошкольной образовательной организации, возрастная группа, перечень воспитанников, ФИО педагога, тема занятия и задания, цель наблюдения, содержание и характер наблюдаемых действий.
4. Подобрать способы фиксации результатов:
- протоколирование (словесное описание, графическая запись, стенографирование),
- запись на диктофон (комментирование),
- фотографирование или видеосъемка.
5. Проанализировать полученные результаты для оптимизации работы с группой детей.
В педагогической диагностике широко применяются методы опроса, благодаря тому, что можно опросить большое количество детей и получить сравнимые и легко анализируемые данные об их мнениях, мотивах поведения. Устными формами опроса являются беседа, интервью и анкетирование.
Некоторые объекты педагогической диагностики не имеют количественного выражения:
- уровень овладения подвижными играми,
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере,
- овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.
В этом случае может проводиться качественная оценка с привлечением экспертов, мнения которых дополняют друг друга для повышения объективности.
При использовании этого метода следует:
1. Тщательно отбирать экспертов, хорошо знающих детей и объективно оценивающих изучаемое явление (воспитателей, родителей, специалистов).
2. Выбирать удобную систему оценок (шкалы измерения), что позволяет описать явление в определенных величинах.
3. Обучить экспертов использованию предложенных шкал, чтобы избежать ошибок. Если эксперты независимо друг от друга выставляют близкие оценки (баллы), есть основания полагать, что они приближаются к объективным.
Анализ состояния здоровья детей дошкольного возраста показывает, что за последнее десятилетие количество абсолютно здоровых детей снизилось и увеличилось количество детей, имеющих хронические заболевания. В среднем по России на каждого дошкольника приходится не менее двух заболеваний в год. Приблизительно треть детей относится к категории часто и длительно болеющих. Очень много детей дошкольного возраста имеют стандартные отклонения в строении опорно-двигательного аппарата – нарушение осанки, плоскостопие, неравновесный мышечный тонус, слабость мышц брюшного пресса, не оптимальность соотношения статических и динамических движений. У трети детей старшего дошкольного возраста наблюдаются невротические проявления. По данным прогнозов, 85% этих детей – потенциальные больные сердечно-сосудистыми заболеваниями. Около половины детей нуждаются в психологической коррекции и характеризуются психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом движений и сниженным иммунитетом. Их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей практически нет возможности играть в подвижные игры во время прогулки, да и некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (компьютерные игры, посещение разнообразных кружков).
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Задачи здоровьесбережения:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала для обеспечения каждому ребенку возможности радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- медико-профилактические;
- физкультурно-оздоровительные;
- технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
- валеологического просвещения родителей;
возьмём пример из практики:
Василиса, 3 года.
Знает о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня, о полезной и вредной пище – 0
Умеет различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), знает об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними – 1
Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого, строиться в колонну по одному, шеренгу, круг, находить свое место при построениях – 1
Может ползать на четвереньках, лазать по гимнастической стенке произвольным способом -1
Развита самостоятельность, активность и творчество при выполнении физических упражнений, в подвижных играх. Умеет соблюдать элементарные правила в подвижных играх, согласовывать движения, ориентироваться в пространстве – 1
Умеет прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперёд, в длину с места – 1
Катает мяч в заданном направлении с расстояния, бросает и ловит мяч двумя руками одновременно – 1
Итоговый показатель 6.
Инструментарий:
0 – нет критерия
1 – с помощью взрослого, наводящих вопросов
2 согласно возрастной норме.
Рост 98 см.
Вес 15,6кг
Окружность головы 48,5см
Окружность груди 53см
Девочка слабо выносливая, средней активности, предпочитает игры малой подвижности, с игрушками: куклы, посуда, мебель, кубики, крупные пазлы, просмотр мультфильмов. Навыки самообслуживания согласно возраста. Болеет примерно 1 раз в 4 недели, до 10 дней за раз.
Мотивация: чтобы не болеть, надо заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Ориентированность: надо кушать полезную пищу, чаще мыть руки, больше двигаться, играть в подвижные игры, гулять, правильно одеваться по погоде.
Деятельность: учимся играть в новые подвижные игры, правильно одеваться, просить помощи взрослого при затруднениях, кушать все предложенные в детском саду и дома блюда, делаем зарядку и все виды гимнастик.
Контроль: меньше смотрим мультфильмы, следим за внешним видом при одевании на улицу.
Оценка: учимся замечать ошибки и обосновывать их (не ела тушеную капусту, потому что не люблю, но попробовала её)
Девочку надо чаще подбадривать, хвалить, подбирать в играх соперников соответствующего уровня развития, вовлекать в динамические паузы, ритмические минутки.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые игры с песком и водой, гимнастика для пальцев, глаз, дыхательная гимнастика, вовлечение в подвижные игры, бег и прыжки, зарядку, переключение деятельности в случае затруднений и утомления. Возможно включение в кружок по ритмической гимнастике.
Дома: больше гулять, одеваться по погоде, активизировать подвижность прогулок за счёт включения инвентаря: санки, мячи, скакалка, кольцебросс. Возможно использование классиков, рисованных лабиринтов и путанных дорожек. Необходимы совместные игры с более старшими и младшими родственниками, родителями.
Ожидаемый результат: девочка выровняется со сверстниками в плане физического развития, будет меньше болеть, активизируется физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация здоровьесберегающих игровых двигательных технологии, направленных на физическое развитие детей, в процессе проведения непосредственно образовательной деятельности»
Как сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил здоровьесбережения. ...
Особенности организации работы по физическому развитию детей дошкольного возраста с учетом возрастных возможностей и индивидуальных траекторий развития в соответствии с ФГОС ДО.
Познокомить родителей с физкультурно-оздоровительной работой с детьми в соответствии ФГОС....
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» ТЕМА «ТРАНСПОРТ» КОНСТРУИРОВАНИЕ
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ», «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» И...
Конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в областях «Физическое развитие» и «Речевое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «В гости к осени пойдём!» (старшая логопедическая группа).
Разработанный мною конспект интегрированной непрерывно образовательной деятельности в областях «Физическое развитие» и «Речевое развитие» предназначен для работы с детьми старшего до...
Методическая разработка "НОД «Я здоровье берегу - сам себе я помогу» с детьми младшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». (с использованием здоровьесберегающих технологий)"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-П...
Методическая разработка "НОД с детьми группы раннего возраста «В гости к котику» (с использованием здоровьесберегающих технологий) Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 16 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детейКалининского района Санкт-...