УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФИТБОЛ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Возраст учащихся: 5-7 лет
рабочая программа по физкультуре (средняя группа)
Программа "Увлекательный фитбол" является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействуют на организм занимающихся, орентированы на физическое развитие детей, где одновременновключаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппарат, что в дальнейшем усиливает положительный эффект от занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_uvlekatelnyy_fitbol.docx | 48.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
Кавалеровского муниципального округа Приморского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 22» пгт Кавалерово Кавалеровского муниципального района Приморского края
РАССМОТРЕНА педагогическим советом МБДОУ д/с 22 « 28 » августа 2023 г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ д/с№22 __________Акулич О.Ю |
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФИТБОЛ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
физкультурно-спортивной направленности
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации программы: 1 год
Семенко Екатерина Андреевна
педагог дополнительного образования
Кавалерово
2023
Содержание
Раздел 1. Основные характеристики программы 3
1.1 Пояснительная записка 3
1.2 Цель и задачи программы 4
1.3 Содержание программы 5
1.4 Планируемые результаты освоения программы 7
Раздел № 2. Организационно-педагогические условия 9
2.1 Условия реализации программы 9
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации 9
2.3Методические материалы 11
2.4 Календарный учебный график 14
2.5. Календарный план воспитательной работы 14
Список литературы 16
Раздел 1. Основные характеристики программы
- Пояснительная записка
Актуальность программы. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений, так как многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижны или, наоборот, сверхактивные. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат. Для решения проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол гимнастики. Фитбол (Fitball) - в переводе с английского означает мяч, служащий для оздоровительных целей (fit - оздоровление, ball – мяч). Это новое современное направление физкультурно-оздоровительной работы с использованием мячей большого размера, обеспечивающее решение общеразвивающих и профилактических задач.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательный фитбол» является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся, ориентированы на физическое развитие детей, где одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппарат, что в дальнейшем усиливает положительный эффект от занятий.
Направленность программы – физкультурно-спортивная.
Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.
Уровень освоения – стартовый.
Отличительная особенность программы дополнительного образования.
По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений, может использоваться как предмет, тренажер, опора и т.д. Благодаря этому на занятиях фитбол-гимнастикой можно комплексно решать несколько задач. Одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а также музыкальность и танцевальность.
Адресат программы - дети Кавалеровского муниципального округа старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Особенности организации образовательного процесса – количество детей в группе 12-20 человек. Длительность занятия 1 час (академический час по 25 мин.) 1раз в неделю, программа рассчитана на 1 год обучения в объёме – 36 часа.
- Цель и задачи программы
Цель программы: Развитие физических качеств детей 5-7 лет через использование фитбол – гимнастики.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх;
- воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
- способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
- воспитывать у ребят интерес к различным видам спорта (фитбол, футбол, катание на санках).
Развивающие:
- создавать и улучшать условия для развития у детей умения действовать в определённых ситуациях (по правилам);
- придерживаться элементарным правилам безопасного поведения при выполнении физических упражнений, на мяче пилатес;
- развивать потребность в двигательной активности.
Обучающие:
- формировать у обучающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях занятий с фитболом, о правилах техники безопасности на занятиях;
- формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт;
- содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
1.3 Содержание программы
Учебный план 1 года обучения
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Путешествие в удивительный мир фитбола | 7 | 1 | 6 | наблюдение, игра, контрольное задание |
2 | Упражнения для укрепления мышц спины | 6 | 2 | 4 | текущий контроль |
3 | Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук | 4 | 1 | 3 | текущий контроль |
4 | Разучивание упражнений, способствующих расслаблению позвоночника. | 5 | 1 | 4 | текущий контроль контрольное задание |
5 | Обучение упражнениям на растягивание с использованием фитболов | 5 | 2 | 3 | текущий контроль |
6 | Разучивание танцевальных комплексов на мячах | 9 | 2 | 7 | текущий контроль |
Итого: | 36 | 9 | 27 |
Содержание учебного плана
1. Тема: Путешествие в удивительный мир фитбола
Теория: Введение в программу. Правильная посадка на мяче. Упражнения на развитие ловкости, гибкости, координации движений. Базовое положение при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Приёмы само страховки. Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.
Практика: Знакомство детей с фитболом. Выполнение комплекса упражнений: «Догони мяч», «Антошка». Разминка. ОРУ сидя на фитболах.
2. Тема: Упражнения для укрепления мышц спины
Теория: Достижении конечного результата, качественное выполнение движений. Покачивание на фитболе в среднем темпе выполняя движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение, фиксирование заданной позы и прочность её фиксации.
Практика: Выполнение комплекса упражнений: сидя на фитболах, «Ножницы», «Муравьишки», «Мы акробаты»
3. Тема: Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук
Теория: Координировать работу рук и ног во время ходьбы, выполняя движения в соответствии с текстом.
Практика: Выполнение комплекса упражнений («кошечка злая») — прогнутся в спине («кошечка добрая»). «Котята», «Пингвинчики».
4. Тема: Разучивание упражнений, способствующих расслаблению позвоночника
Теория: Правильная посадка, профилактика плоскостопия. Ходьба и бег, не обгоняя друг друга не наталкиваясь друг на друга. Выполнение упражнений согласно тексту, соблюдая ритм.
Практика: Выполнение комплекса упражнений «Лягушка-попрыгушка», «Весёлые зайчата», «Аэробика для малышей».
5. Тема: Обучение упражнениям на растяжку с использованием фитбола
Теория: Правильная посадка, чувство равновесия и координация движений.
Практика: Комплекс упражнений на растяжку «Ванька-Встанька», «Звёздочки»
6. Тема: Разучивание танцевальных комплексов на мячах
Теория: Подвижность и музыкальность, совершенствование чувства ритма.
Практика: Комплекс упражнений согласованные с движением и музыкой, «Весёлые фитболы», «Мы маленькие звёзды».
1.4 Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
У обучающегося будет сформировано:
- понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
- знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
- положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
- дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные результаты:
Обучающийся приобретёт:
- умение организовывать рабочее место;
- умение соблюдать правила техники безопасности при разучивании физических упражнений;
- умение анализировать и оценивать созданные образы;
- умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.
Предметные результаты:
Обучающиеся будут знать:
- общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ,
- правила техники безопасности на занятиях;
Обучающиеся будут уметь:
- действовать в определённых ситуациях (по правилам);
- придерживаться элементарным правилам безопасного поведения при выполнении физических упражнений, на фитболе;
- принимать правильную осанку при выполнении упражнений.
Обучающиеся будут владеть:
- чувством ритма и согласованностью движения с музыкой.
РАЗДЕЛ № 2 Организационно-педагогические условия
2.1 Условия реализации программы
1. Материально-техническое обеспечение:
Оборудованный спортзал: ноутбук – 1, телевизор.
- Оборудование: фитбол большой - 1; фитболы (диаметр 45 см.)-14, спортивная форма, гимнастические коврики или ковровое покрытие;
- Гимнастические скамейки; мячи малого и среднего размера; султанчики; барабанные палочки; гимнастические палки; обручи по числу детей в группе и т.д.; разноцветные ленты; флажки; массажные дорожки;
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- конспекты ОД по программе;
- флешнакопители с видео- и фотоматериалами по темам кружка;
- картотека пальчиковой гимнастики;
- картотека дыхательной гимнастики;
- методические рекомендации по проведению ОД по фитбол-гимнастике;
- методические рекомендации по обучению упражнениям по фитболгимнастике;
- подборка игр с фитболами;
- тематические папки-раскладушки;
- методика проведения диагностики.
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:
Входной контроль – оценка исходного уровня знаний на начало обучения, проводится в форме педагогического наблюдения.
Текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, выполнения контрольного задания.
Промежуточная аттестация – осуществляется по итогам полугодия, задачами является определение изменения в уровне развития физических способностей за данный период обучения. В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход. Формой контроля является диагностика выполнения упражнений (контрольного задания).
Итоговый контроль – оценка уровня достижений по завершению программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей, проводится в форме итоговых соревнований.
Формы аттестации и контроля: наблюдение, опрос, практическое задание, занятия, развлечения.
Педагогическое наблюдение – это вид контроля осуществляется педагогом в процессе самостоятельной деятельности учащегося и позволяет получить данные об уровне знаний и умений, развитии обучающегося, что позволяет в планировании занятий и общей оценке достижений ребенка.
Практическое (контрольное) задание — это способ применения теоретических знаний на практике, который отражает реальные ситуации и требует практического решения конкретной задачи или проблемы.
Соревнования – это метод воспитания, который предполагает возбуждение духа соперничества и стремления к первенству у дошкольников, дабы воспитать в них личностные качества, необходимые им для жизни в социуме.
Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:
–журнал посещаемости творческого объединения «Фитбол-гимнастика»;
–участие обучающихся в мероприятиях учреждения;
–отзывы родителей о работе творческого объединения.
Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:
–игра;
–эстафета;
–творческие задания;
–выступления детей с комплексом упражнений фитбол;
–гимнастики на праздниках, в концертных программах;
–открытое занятие.
Форма подведения итогов реализации программы:
–соревнования;
– праздники;
–открытые занятия.
Формы проверки результатов освоения программы по фитболу
Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков.
Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
–проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей;
–проведение развлечений.
2.3 Методические материалы
Формы и методы, используемые в работе с фитболом
Формы:
- Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
- Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
- Смена способов выполнения упражнений.
- Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.
Формы и методы, используемые в работе с фитболом:
Формы:
- индивидуальная, парная, подгрупповая;
- словесная – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные: разучивание, проговаривание стихов при выполнении движений;
- наглядная – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры;
- практическая – многократное выполнение упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь;
- игровые (образно-ролевые, музыкально-дидактические, творческие).
Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.
Принципы проведения:
1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу.
2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.
3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка с идеальной нормой развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.
4. Представление педагога складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение проводится не менее двух недель.
Методы:
–Эмоциональный настрой -использование музыкальных произведений;
–Словесные методы и приемы - художественное слово, объяснение, пояснение;
–Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.
–Практические методы - упражнения, игры;
–Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
–Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы;
–Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;
–Метод анализа и оценки своих действий.
Методические материалы и средства обучения и воспитания.
–Строевые упражнения;
–Общеразвивающие упражнения (сидя на мяче без предметов и с предметами);
–Общеразвивающие упражнения с фитболом;
–Основы хореографии (позиции рук и ног);.
–Танцевальные шаги;
–Ритмические танцы.
–Базовые шаги фитбол -аэробики и их связки
–Музыкально-подвижные игры на внимание, малой и средней интенсивности, эстафеты.
Подборка папок:
–картотека подвижных игр;
–видеоролики по темам программы;
Наглядные пособия (плакаты, иллюстрации):
– «Пальчиковая гимнастика» (картотека);
–схемы, фотографии.
2.4 Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса | 1 год | |
Продолжительность учебного года, неделя | 36 | |
Количество учебных дней | 36 | |
Продолжительность учебных периодов | 1 полугодие | 03.10.2023- 30.12.2023 |
2 полугодие | 09.01.2024- 26.05.2024 | |
Возраст детей, лет | 5-6 | |
Продолжительность занятия, час | 1 час | |
Режим занятия | 1 раза/нед. | |
Годовая учебная нагрузка, час | 36 |
2.5. Календарный план воспитательной работы
№ п/п | Раздел | Мероприятие, форма проведения | Сроки проведения | Объём, час/мин |
1. 2. | День здоровья Зимняя олимпиада | Веселые старты спортивное развлечение | 01-12 ноябрь 15 января | 1час 1 час |
3. | Наша армия сильна! | спортивное развлечение | 22 февраля | 1 час |
4. | А ну ка, девочки | спортивный праздник | 7 марта | 1 час |
5. | Веселые старты | спортивное развлечение | 8 мая | 1 час |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мустафина Т. В, Бычинина Т. В. Будьте здоровы. Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников: Ч.1. М.: Издательство Творческий Центр СФЕРА, 2023
2. Волошина Л., Серых Л., Курилова Т. Парциальная программа. Мой веселый, звонкий мяч. Физическое развитие детей раннего возраста. М.: Издательство «Цветной мир», 2020
3. Власенко Н.Э. Фитбол - гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). СПб.: Детство-Пресс, 2020
4. Журналы Воспитатель. Инструктор по физкультуре. №9,8,7,6,5, 2023
5. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. Волгоград: Издательство Учитель, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению речевого развития «Речевичок» Возраст детей от 1, 5 до 3 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапо направлению речевого развития«Речевичок»Возраст детей от 1, 5 до 3 лет...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста
Программа адресована детям 6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Акварелька" - возраст 4-5 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Магия творчества" - возраст 6-7 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Волшебная кисточка" - возраст 5-6 лет
Программа по изо- деятельности...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Увлекательная ритмика"
Дополнительная программа "Увлекательная ритмика" разработана в соответствии с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и имеет художест...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)
Создание условий для познавательного развития детей дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...