УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФИТБОЛ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Возраст учащихся: 5-7 лет
рабочая программа по физкультуре (средняя группа)

Семенко Екатерина Андреевна

Программа "Увлекательный фитбол" является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействуют на организм занимающихся, орентированы на физическое развитие детей, где одновременновключаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппарат, что в дальнейшем усиливает положительный эффект от занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uvlekatelnyy_fitbol.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Кавалеровского муниципального округа Приморского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22» пгт Кавалерово                                                               Кавалеровского муниципального района Приморского края

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

МБДОУ д/с 22

« 28 »  августа 2023 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ д/с№22

 __________Акулич О.Ю

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФИТБОЛ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Семенко Екатерина Андреевна

педагог дополнительного образования

Кавалерово

2023

Содержание

Раздел 1. Основные характеристики программы        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цель и задачи программы        4

1.3 Содержание программы        5

1.4 Планируемые результаты освоения программы        7

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия        9

2.1 Условия реализации программы        9

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации                                                9

2.3Методические материалы                                                                               11

2.4 Календарный учебный график                                                                      14

2.5. Календарный план воспитательной работы                                               14

Список литературы                                                                                              16

Раздел 1. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений, так как многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижны или, наоборот, сверхактивные. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат. Для решения проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол гимнастики. Фитбол (Fitball) - в переводе с английского означает мяч, служащий для оздоровительных целей (fit - оздоровление, ball – мяч). Это новое современное направление физкультурно-оздоровительной работы с использованием мячей большого размера, обеспечивающее решение общеразвивающих и профилактических задач.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательный фитбол» является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся, ориентированы на физическое развитие детей, где одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппарат, что в дальнейшем усиливает положительный эффект от занятий.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.

Уровень освоения – стартовый.

Отличительная особенность программы дополнительного образования.

По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений, может использоваться как предмет, тренажер, опора и т.д. Благодаря этому на занятиях фитбол-гимнастикой можно комплексно решать несколько задач. Одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а также музыкальность и танцевальность.  

Адресат программы - дети Кавалеровского муниципального округа старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Особенности организации образовательного процесса – количество детей в группе 12-20 человек. Длительность занятия 1 час (академический час по 25 мин.) 1раз в неделю, программа рассчитана на 1 год обучения в объёме – 36 часа.

  1. Цель и задачи программы

 Цель программы: Развитие физических качеств детей 5-7 лет через использование фитбол – гимнастики.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх;
  • воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
  • способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
  • воспитывать у ребят интерес к различным видам спорта (фитбол, футбол, катание на санках).

Развивающие:

  • создавать и улучшать условия для развития у детей умения действовать в определённых ситуациях (по правилам);
  • придерживаться элементарным правилам безопасного поведения при выполнении физических упражнений, на мяче пилатес;
  • развивать потребность в двигательной активности.

Обучающие:

  • формировать у обучающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях занятий с фитболом, о правилах техники безопасности на занятиях;
  • формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Путешествие в удивительный мир фитбола

7

1

6

наблюдение, игра, контрольное задание

2

  Упражнения для укрепления мышц спины 

6

2

4

текущий контроль  

3

  Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук

4

1

3

текущий контроль  

4

Разучивание упражнений, способствующих расслаблению позвоночника.

5

1

4

текущий контроль

контрольное задание

5

Обучение упражнениям на растягивание с использованием фитболов

5

2

3

текущий контроль

6

Разучивание танцевальных комплексов на мячах

9

2

7

текущий контроль

Итого:

36

9

27

Содержание учебного плана

1. Тема: Путешествие в удивительный мир фитбола

Теория: Введение в программу. Правильная посадка на мяче.  Упражнения на развитие ловкости, гибкости, координации движений. Базовое положение при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Приёмы само страховки.  Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Практика: Знакомство детей с фитболом. Выполнение комплекса упражнений: «Догони мяч», «Антошка». Разминка.  ОРУ сидя на фитболах.

2. Тема: Упражнения для укрепления мышц спины

Теория:  Достижении конечного результата,  качественное выполнение движений. Покачивание на фитболе в среднем темпе выполняя движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение, фиксирование заданной позы и прочность её фиксации.

 Практика:  Выполнение комплекса упражнений:  сидя на фитболах, «Ножницы», «Муравьишки», «Мы акробаты»

3. Тема: Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук

Теория:  Координировать работу рук и ног во время ходьбы, выполняя движения в соответствии с текстом.

 Практика: Выполнение комплекса упражнений («кошечка злая») — прогнутся в спине («кошечка добрая»). «Котята», «Пингвинчики».

4. Тема: Разучивание упражнений, способствующих расслаблению позвоночника

Теория:  Правильная посадка, профилактика плоскостопия.  Ходьба и бег, не обгоняя друг друга не наталкиваясь друг на друга. Выполнение упражнений согласно тексту, соблюдая ритм.

Практика: Выполнение комплекса упражнений «Лягушка-попрыгушка», «Весёлые зайчата», «Аэробика для малышей».

5. Тема: Обучение упражнениям на растяжку с использованием фитбола

Теория: Правильная посадка, чувство равновесия и координация движений.

Практика: Комплекс упражнений на растяжку «Ванька-Встанька», «Звёздочки»

6. Тема: Разучивание танцевальных комплексов на мячах

 Теория: Подвижность и музыкальность, совершенствование чувства ритма.

Практика: Комплекс упражнений  согласованные с движением и музыкой, «Весёлые фитболы»,   «Мы маленькие звёзды».

1.4 Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

 У обучающегося будет сформировано:

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
  • положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные результаты:

Обучающийся приобретёт:

  • умение организовывать рабочее место;
  • умение соблюдать правила техники безопасности при разучивании физических упражнений;
  • умение анализировать и оценивать созданные образы;
  • умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

  •  общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ,
  •  правила техники безопасности на занятиях;

Обучающиеся будут уметь: 

  •  действовать в определённых ситуациях (по правилам);
  • придерживаться элементарным правилам безопасного поведения при выполнении физических упражнений, на фитболе;
  • принимать правильную осанку при выполнении упражнений.

Обучающиеся будут владеть:

  • чувством ритма и согласованностью движения с музыкой.

РАЗДЕЛ № 2 Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Оборудованный спортзал: ноутбук – 1, телевизор.

  1.  Оборудование: фитбол большой - 1; фитболы (диаметр 45 см.)-14, спортивная форма, гимнастические коврики или ковровое покрытие;
  2.  Гимнастические скамейки; мячи малого и среднего размера; султанчики; барабанные палочки; гимнастические палки; обручи по числу детей в группе и т.д.; разноцветные ленты; флажки;  массажные дорожки;

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: 

- конспекты ОД по программе;

  • флешнакопители с видео- и фотоматериалами по темам кружка;
  • картотека пальчиковой гимнастики;
  • картотека дыхательной гимнастики;
  • методические рекомендации по проведению ОД по фитбол-гимнастике;
  • методические рекомендации по обучению упражнениям по фитболгимнастике;
  • подборка игр с фитболами;                                    
  • тематические папки-раскладушки;
  • методика проведения диагностики.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

Входной контроль – оценка исходного уровня знаний на начало обучения, проводится в форме педагогического наблюдения.

Текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, выполнения контрольного задания.

Промежуточная аттестация – осуществляется по итогам полугодия, задачами является определение изменения в уровне развития физических способностей за данный период обучения. В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход. Формой контроля является диагностика выполнения упражнений (контрольного задания).

Итоговый контроль – оценка уровня достижений по завершению программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей, проводится в форме итоговых соревнований.

Формы аттестации и контроля: наблюдение, опрос, практическое задание, занятия,  развлечения.

Педагогическое наблюдение – это вид контроля осуществляется педагогом в процессе самостоятельной деятельности учащегося и позволяет получить данные об уровне знаний и умений, развитии обучающегося, что позволяет в планировании занятий и общей оценке достижений ребенка.

Практическое (контрольное) задание — это способ применения теоретических знаний на практике, который отражает реальные ситуации и требует практического решения конкретной задачи или проблемы.

           Соревнования  это метод воспитания, который предполагает возбуждение духа соперничества и стремления к первенству у дошкольников, дабы воспитать в них личностные качества, необходимые им для жизни в социуме.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

журнал посещаемости творческого объединения «Фитбол-гимнастика»;

участие обучающихся в мероприятиях учреждения;

отзывы родителей о работе творческого объединения.

 Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

игра;

         эстафета;

творческие задания;

выступления детей с комплексом упражнений фитбол;

гимнастики на праздниках, в концертных программах;

 открытое занятие.

Форма подведения итогов реализации программы: 

соревнования;

 праздники;

–открытые занятия.

Формы проверки результатов освоения программы по фитболу

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков.                                                        

Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

–проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей;

 –проведение развлечений.

2.3 Методические материалы

Формы и методы, используемые в работе с фитболом

Формы:

  • Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
  •  Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
  • Смена способов выполнения упражнений.
  • Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Формы и методы, используемые в работе с фитболом:

        Формы:

  • индивидуальная, парная, подгрупповая;
  • словесная – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные: разучивание, проговаривание стихов при выполнении движений;
  •  наглядная – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры;
  • практическая – многократное выполнение упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь;
  • игровые (образно-ролевые, музыкально-дидактические, творческие).

Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Принципы проведения:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка с идеальной нормой развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.

4. Представление педагога складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение проводится не менее двух недель.

Методы:

Эмоциональный настрой -использование музыкальных произведений;

Словесные методы и приемы -  художественное слово, объяснение, пояснение;

Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

–Практические методы - упражнения, игры;

–Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

–Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы;

–Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

   –Метод  анализа и оценки своих действий.

Методические материалы и средства обучения и воспитания.

Строевые упражнения;

Общеразвивающие упражнения (сидя на мяче без предметов и с предметами);

Общеразвивающие упражнения с фитболом;

Основы хореографии (позиции рук и ног);.

Танцевальные шаги;

Ритмические танцы.

Базовые шаги фитбол -аэробики и их связки

Музыкально-подвижные игры на внимание, малой и средней интенсивности, эстафеты.

Подборка папок:

картотека подвижных игр;

 видеоролики по темам программы;

Наглядные пособия (плакаты, иллюстрации): 

 «Пальчиковая гимнастика» (картотека);

 схемы, фотографии.

        

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

03.10.2023- 30.12.2023

2 полугодие

09.01.2024- 26.05.2024

Возраст детей, лет

5-6

Продолжительность занятия, час

1 час

Режим занятия

1 раза/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

36

2.5. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Раздел

Мероприятие, форма проведения

Сроки проведения

Объём, час/мин

1.

2.

День здоровья

Зимняя олимпиада

 Веселые старты

спортивное 

развлечение

01-12 ноябрь

 15  января  

1час

1 час

3.

Наша армия сильна!

спортивное 

развлечение

22 февраля

1 час

4.

А ну ка, девочки

спортивный   праздник 

7 марта

1 час

5.

 Веселые старты

спортивное

 развлечение 

8 мая

1 час

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мустафина Т. В, Бычинина Т. В. Будьте здоровы. Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников: Ч.1. М.: Издательство Творческий Центр СФЕРА, 2023

2. Волошина Л., Серых Л., Курилова Т. Парциальная программа. Мой веселый, звонкий мяч. Физическое развитие детей раннего возраста. М.: Издательство «Цветной мир», 2020

3. Власенко Н.Э. Фитбол - гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). СПб.: Детство-Пресс, 2020

4. Журналы Воспитатель. Инструктор по физкультуре. №9,8,7,6,5, 2023

5. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. Волгоград: Издательство Учитель, 2020

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению речевого развития «Речевичок» Возраст детей от 1, 5 до 3 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапо направлению речевого развития«Речевичок»Возраст детей от 1, 5 до 3 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Увлекательная ритмика"

Дополнительная программа "Увлекательная ритмика" разработана в соответствии с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и имеет художест...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)

Создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Театральная игра» на 2024-2025 учебный год (ознакомительный уровень) Возраст учащихся: 5-6 лет Срок реализации: 1 год

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая  программахудожественной направленности «Сказка»на 2024 – 2025 учебный годВозраст учащихся: 5-6 летСрок реализации:...