УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФИТБОЛ Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности Возраст учащихся: 5-7 лет
рабочая программа по физкультуре (средняя группа)

Семенко Екатерина Андреевна

Программа "Увлекательный фитбол" является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействуют на организм занимающихся, орентированы на физическое развитие детей, где одновременновключаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппарат, что в дальнейшем усиливает положительный эффект от занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_uvlekatelnyy_fitbol.docx48.09 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Кавалеровского муниципального округа Приморского края

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 22» пгт Кавалерово                                                               Кавалеровского муниципального района Приморского края

РАССМОТРЕНА

педагогическим советом

МБДОУ д/с 22

« 28 »  августа 2023 г.

Протокол № 1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МБДОУ д/с№22

 __________Акулич О.Ю

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ ФИТБОЛ

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

физкультурно-спортивной направленности

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации программы: 1 год

Семенко Екатерина Андреевна

педагог дополнительного образования

Кавалерово

2023

Содержание

Раздел 1. Основные характеристики программы        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цель и задачи программы        4

1.3 Содержание программы        5

1.4 Планируемые результаты освоения программы        7

Раздел № 2. Организационно-педагогические условия        9

2.1 Условия реализации программы        9

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации                                                9

2.3Методические материалы                                                                               11

2.4 Календарный учебный график                                                                      14

2.5. Календарный план воспитательной работы                                               14

Список литературы                                                                                              16

Раздел 1. Основные характеристики программы

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы. В настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений, так как многие дети уже в дошкольном возрасте имеют проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Большинство этих детей малоподвижны или, наоборот, сверхактивные. Часто болеют, имеют низкий уровень физического развития и, как следствие, слабый мышечно-связочный аппарат. Для решения проблем оздоровления детей и профилактики различных заболеваний недостаточно традиционных форм и методов работы по физическому развитию дошкольников. Необходимо искать эффективные технологии, способствующие профилактике и коррекции психофизического развития детей. Одной из таких технологий является использование фитбол гимнастики. Фитбол (Fitball) - в переводе с английского означает мяч, служащий для оздоровительных целей (fit - оздоровление, ball – мяч). Это новое современное направление физкультурно-оздоровительной работы с использованием мячей большого размера, обеспечивающее решение общеразвивающих и профилактических задач.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Увлекательный фитбол» является важным направлением в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Занятия на таких мячах уникальны по своему воздействию на организм занимающихся, ориентированы на физическое развитие детей, где одновременно включаются двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный аппарат, что в дальнейшем усиливает положительный эффект от занятий.

Направленность программы – физкультурно-спортивная.

Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский.

Уровень освоения – стартовый.

Отличительная особенность программы дополнительного образования.

По своим свойствам мяч многофункционален и в комплексах упражнений, может использоваться как предмет, тренажер, опора и т.д. Благодаря этому на занятиях фитбол-гимнастикой можно комплексно решать несколько задач. Одновременно содействовать развитию двигательных способностей, способствовать профилактике нарушений осанки, развивать функцию равновесия, а также музыкальность и танцевальность.  

Адресат программы - дети Кавалеровского муниципального округа старшего дошкольного возраста 5-7 лет.

Особенности организации образовательного процесса – количество детей в группе 12-20 человек. Длительность занятия 1 час (академический час по 25 мин.) 1раз в неделю, программа рассчитана на 1 год обучения в объёме – 36 часа.

  1. Цель и задачи программы

 Цель программы: Развитие физических качеств детей 5-7 лет через использование фитбол – гимнастики.

Задачи:

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и потребность в физических упражнениях и играх;
  • воспитывать умение эмоционального самовыражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
  • способствовать развитию интереса и потребности к занятиям физическими упражнениями;
  • воспитывать у ребят интерес к различным видам спорта (фитбол, футбол, катание на санках).

Развивающие:

  • создавать и улучшать условия для развития у детей умения действовать в определённых ситуациях (по правилам);
  • придерживаться элементарным правилам безопасного поведения при выполнении физических упражнений, на мяче пилатес;
  • развивать потребность в двигательной активности.

Обучающие:

  • формировать у обучающихся знания и общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ, современных направлениях занятий с фитболом, о правилах техники безопасности на занятиях;
  • формировать знания, умения и навыки, необходимые для обеспечения жизнедеятельности в разнообразных условиях жизни, обогащать двигательный опыт;
  • содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.

1.3 Содержание программы

Учебный план 1 года обучения

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Путешествие в удивительный мир фитбола

7

1

6

наблюдение, игра, контрольное задание

2

  Упражнения для укрепления мышц спины 

6

2

4

текущий контроль  

3

  Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук

4

1

3

текущий контроль  

4

Разучивание упражнений, способствующих расслаблению позвоночника.

5

1

4

текущий контроль

контрольное задание

5

Обучение упражнениям на растягивание с использованием фитболов

5

2

3

текущий контроль

6

Разучивание танцевальных комплексов на мячах

9

2

7

текущий контроль

Итого:

36

9

27

Содержание учебного плана

1. Тема: Путешествие в удивительный мир фитбола

Теория: Введение в программу. Правильная посадка на мяче.  Упражнения на развитие ловкости, гибкости, координации движений. Базовое положение при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в приседе). Приёмы само страховки.  Сохранение правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Практика: Знакомство детей с фитболом. Выполнение комплекса упражнений: «Догони мяч», «Антошка». Разминка.  ОРУ сидя на фитболах.

2. Тема: Упражнения для укрепления мышц спины

Теория:  Достижении конечного результата,  качественное выполнение движений. Покачивание на фитболе в среднем темпе выполняя движения руками: в стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми руками круговое вращение, фиксирование заданной позы и прочность её фиксации.

 Практика:  Выполнение комплекса упражнений:  сидя на фитболах, «Ножницы», «Муравьишки», «Мы акробаты»

3. Тема: Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук

Теория:  Координировать работу рук и ног во время ходьбы, выполняя движения в соответствии с текстом.

 Практика: Выполнение комплекса упражнений («кошечка злая») — прогнутся в спине («кошечка добрая»). «Котята», «Пингвинчики».

4. Тема: Разучивание упражнений, способствующих расслаблению позвоночника

Теория:  Правильная посадка, профилактика плоскостопия.  Ходьба и бег, не обгоняя друг друга не наталкиваясь друг на друга. Выполнение упражнений согласно тексту, соблюдая ритм.

Практика: Выполнение комплекса упражнений «Лягушка-попрыгушка», «Весёлые зайчата», «Аэробика для малышей».

5. Тема: Обучение упражнениям на растяжку с использованием фитбола

Теория: Правильная посадка, чувство равновесия и координация движений.

Практика: Комплекс упражнений на растяжку «Ванька-Встанька», «Звёздочки»

6. Тема: Разучивание танцевальных комплексов на мячах

 Теория: Подвижность и музыкальность, совершенствование чувства ритма.

Практика: Комплекс упражнений  согласованные с движением и музыкой, «Весёлые фитболы»,   «Мы маленькие звёзды».

1.4 Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

 У обучающегося будет сформировано:

  • понимание необходимости личного участия в формировании собственного здоровья;
  • знания о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний и перенапряжения;
  • положительные качества личности и умение управлять своими эмоциями;
  • дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметные результаты:

Обучающийся приобретёт:

  • умение организовывать рабочее место;
  • умение соблюдать правила техники безопасности при разучивании физических упражнений;
  • умение анализировать и оценивать созданные образы;
  • умение работать по плану, сверять свои действия с целью, самостоятельно вносить коррективы и исправлять ошибки.

Предметные результаты:

Обучающиеся будут знать:

  •  общие представления о физической культуре, понятии ЗОЖ,
  •  правила техники безопасности на занятиях;

Обучающиеся будут уметь: 

  •  действовать в определённых ситуациях (по правилам);
  • придерживаться элементарным правилам безопасного поведения при выполнении физических упражнений, на фитболе;
  • принимать правильную осанку при выполнении упражнений.

Обучающиеся будут владеть:

  • чувством ритма и согласованностью движения с музыкой.

РАЗДЕЛ № 2 Организационно-педагогические условия

2.1 Условия реализации программы

1. Материально-техническое обеспечение:

Оборудованный спортзал: ноутбук – 1, телевизор.

  1.  Оборудование: фитбол большой - 1; фитболы (диаметр 45 см.)-14, спортивная форма, гимнастические коврики или ковровое покрытие;
  2.  Гимнастические скамейки; мячи малого и среднего размера; султанчики; барабанные палочки; гимнастические палки; обручи по числу детей в группе и т.д.; разноцветные ленты; флажки;  массажные дорожки;

2. Учебно-методическое и информационное обеспечение: 

- конспекты ОД по программе;

  • флешнакопители с видео- и фотоматериалами по темам кружка;
  • картотека пальчиковой гимнастики;
  • картотека дыхательной гимнастики;
  • методические рекомендации по проведению ОД по фитбол-гимнастике;
  • методические рекомендации по обучению упражнениям по фитболгимнастике;
  • подборка игр с фитболами;                                    
  • тематические папки-раскладушки;
  • методика проведения диагностики.

2.2 Оценочные материалы и формы аттестации

Для отслеживания результативности образовательной деятельности по программе проводятся:

Входной контроль – оценка исходного уровня знаний на начало обучения, проводится в форме педагогического наблюдения.

Текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия для выявления уровня освоения материала в форме игры, наблюдений, выполнения контрольного задания.

Промежуточная аттестация – осуществляется по итогам полугодия, задачами является определение изменения в уровне развития физических способностей за данный период обучения. В ходе контроля оценивается: правильность исполнения; активность; знание теоретической и практической части; творческий подход. Формой контроля является диагностика выполнения упражнений (контрольного задания).

Итоговый контроль – оценка уровня достижений по завершению программы с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей, проводится в форме итоговых соревнований.

Формы аттестации и контроля: наблюдение, опрос, практическое задание, занятия,  развлечения.

Педагогическое наблюдение – это вид контроля осуществляется педагогом в процессе самостоятельной деятельности учащегося и позволяет получить данные об уровне знаний и умений, развитии обучающегося, что позволяет в планировании занятий и общей оценке достижений ребенка.

Практическое (контрольное) задание — это способ применения теоретических знаний на практике, который отражает реальные ситуации и требует практического решения конкретной задачи или проблемы.

           Соревнования  это метод воспитания, который предполагает возбуждение духа соперничества и стремления к первенству у дошкольников, дабы воспитать в них личностные качества, необходимые им для жизни в социуме.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

журнал посещаемости творческого объединения «Фитбол-гимнастика»;

участие обучающихся в мероприятиях учреждения;

отзывы родителей о работе творческого объединения.

 Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы являются:

игра;

         эстафета;

творческие задания;

выступления детей с комплексом упражнений фитбол;

гимнастики на праздниках, в концертных программах;

 открытое занятие.

Форма подведения итогов реализации программы: 

соревнования;

 праздники;

–открытые занятия.

Формы проверки результатов освоения программы по фитболу

Педагогический мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми во время образовательной деятельности: вводный – первые две недели обучения, где определяются стартовые возможности детей, итоговый – в последние две недели, где выявляется уровень сформированности умений и навыков.                                                        

Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

–проведение открытых компонентов непосредственно образовательной деятельности для родителей;

 –проведение развлечений.

2.3 Методические материалы

Формы и методы, используемые в работе с фитболом

Формы:

  • Применение необычных исходных положений, быстрая смена различных положений (сесть, лечь, встать).
  •  Изменение скорости или темпа движений, введение разных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов.
  • Смена способов выполнения упражнений.
  • Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Формы и методы, используемые в работе с фитболом:

        Формы:

  • индивидуальная, парная, подгрупповая;
  • словесная – объяснения упражнений, указания, похвала, команда, рассказ, беседа, литературные: разучивание, проговаривание стихов при выполнении движений;
  •  наглядная – показ, имитация, участие инструктора по физической культуре в играх и упражнениях, звуковые и зрительные ориентиры;
  • практическая – многократное выполнение упражнения, конкретные задания, игровые приемы, поддержка и помощь;
  • игровые (образно-ролевые, музыкально-дидактические, творческие).

Педагогическая диагностика (мониторинг): отслеживание качества педагогического процесса, реализуемого программой.

Принципы проведения:

1. Педагогическая диагностика нацелена на помощь ребенку в педагогическом процессе. Результаты нужны педагогу, чтобы правильно построить образовательную работу.

2. Педагогическая диагностика осуществляется в привычной для ребенка обстановке.

3. При проведении наблюдения происходит сравнение проявлений конкретного ребенка с идеальной нормой развития. Это сравнение помогает педагогу понять, в чем могут проявляться проблемы ребенка, какие достижения для него конкретны.

4. Представление педагога складывается из множества частных оценок, поэтому наблюдение проводится не менее двух недель.

Методы:

Эмоциональный настрой -использование музыкальных произведений;

Словесные методы и приемы -  художественное слово, объяснение, пояснение;

Наглядные методы и приемы - наблюдения, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

–Практические методы - упражнения, игры;

–Репродуктивные методы обучения: в этом случае воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

–Исследовательские методы обучения: овладение детьми методами научного познания, самостоятельной творческой работы;

–Метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире;

   –Метод  анализа и оценки своих действий.

Методические материалы и средства обучения и воспитания.

Строевые упражнения;

Общеразвивающие упражнения (сидя на мяче без предметов и с предметами);

Общеразвивающие упражнения с фитболом;

Основы хореографии (позиции рук и ног);.

Танцевальные шаги;

Ритмические танцы.

Базовые шаги фитбол -аэробики и их связки

Музыкально-подвижные игры на внимание, малой и средней интенсивности, эстафеты.

Подборка папок:

картотека подвижных игр;

 видеоролики по темам программы;

Наглядные пособия (плакаты, иллюстрации): 

 «Пальчиковая гимнастика» (картотека);

 схемы, фотографии.

        

2.4 Календарный учебный график

Этапы образовательного процесса

1 год

Продолжительность учебного года, неделя

36

Количество учебных дней

36

Продолжительность учебных периодов

1 полугодие

03.10.2023- 30.12.2023

2 полугодие

09.01.2024- 26.05.2024

Возраст детей, лет

5-6

Продолжительность занятия, час

1 час

Режим занятия

1 раза/нед.

Годовая учебная нагрузка, час

36

2.5. Календарный план воспитательной работы

№ п/п

Раздел

Мероприятие, форма проведения

Сроки проведения

Объём, час/мин

1.

2.

День здоровья

Зимняя олимпиада

 Веселые старты

спортивное 

развлечение

01-12 ноябрь

 15  января  

1час

1 час

3.

Наша армия сильна!

спортивное 

развлечение

22 февраля

1 час

4.

А ну ка, девочки

спортивный   праздник 

7 марта

1 час

5.

 Веселые старты

спортивное

 развлечение 

8 мая

1 час

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мустафина Т. В, Бычинина Т. В. Будьте здоровы. Формирование представлений о здоровом образе жизни у старших дошкольников: Ч.1. М.: Издательство Творческий Центр СФЕРА, 2023

2. Волошина Л., Серых Л., Курилова Т. Парциальная программа. Мой веселый, звонкий мяч. Физическое развитие детей раннего возраста. М.: Издательство «Цветной мир», 2020

3. Власенко Н.Э. Фитбол - гимнастика в физическом воспитании детей дошкольного возраста (теория, методика, практика). СПб.: Детство-Пресс, 2020

4. Журналы Воспитатель. Инструктор по физкультуре. №9,8,7,6,5, 2023

5. Карепова Т.Г. Формирование здорового образа жизни у дошкольников. Планирование, система работы. Волгоград: Издательство Учитель, 2020

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по направлению речевого развития «Речевичок» Возраст детей от 1, 5 до 3 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программапо направлению речевого развития«Речевичок»Возраст детей от 1, 5 до 3 лет...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Сказка» для детей старшего дошкольного возраста

Программа адресована детям  6 - 7 лет, реализуется как дополнительное направление   речевого, интеллектуального, художественно-эстетического и социально-эмоционального развития ребёнка,...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Увлекательная ритмика"

Дополнительная программа "Увлекательная ритмика" разработана в соответствии с учетом дидактических принципов развивающего обучения, психологических особенностей дошкольников и имеет художест...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «УМКа» (Увлекательная Математика Каждому)

Создание условий для познавательного развития детей  дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания...