Средства развития координационных способностей у детей 6-7 летнего возраста.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Окунева Ольга Константиновна

Занятия в бассейне ДОУ для детей подготовительного к школе возраста, согласно нормам, проходят также один раз в неделю, длительность занятия – 30 минут. Дети этого возраста уже гораздо быстрее соображают, и способны выполнять более сложные задания на развитие координационных способностей, что дается им гораздо легче, чем, например, тем же детям, старшего возраста, связанно это с тем, что как раз в этом возрасте у детей начинается сенситивный период развития ловкости. При правильном подходе, дети этого возраста способны плыть кроль на спине в координации, кроль на груди в координации и на задержку дыхания, а некоторые способны разучивать дельфин и брасс.Далее приведены примерные упражнения, направленные на развитие координационных способностей,они выделены жирным текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx23.31 КБ

Предварительный просмотр:

Средства развития координационных способностей у детей 6-7 летнего возраста на занятиях в бассейне.

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет родителям и воспитателям правильно осуществлять художественно творческое воспитание дошкольников: следить за их физическим психическим и творческим развитием, подбирать доступные для ребенка методы воспитания, подготавливать необходимый материал для занятий. Дошкольный возраст имеет огромное значение как для физического, психического, эмоционального, так и для творческого развития ребенка. В нем выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. Ребята в дошкольном возрасте мыслят сугубо конкретно, мыслят живыми образами. Окраске придают особое значение. Если рассказать дошкольнику сказку про девочку в розовом платье, и если вы скажете в следующий раз что девочка в голубом, то вызовете негодование юного слушателя. Дошкольное детство - это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание.

Возраст 6-7 лет

Шесть лет — это период все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям, первоклассник проходит кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически сложный процесс адаптации.

•        продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;

•        совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;

•        улучшается моторика и координация движений.

•        повышается двигательная активность;

•        увеличивается сила и скорость движений;

•        развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;

•        совершенствуются имеющиеся двигательные навыки;

•        дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками, их организм готов к постепенной смене режима дня.

Занятия в бассейне ДОУ для детей подготовительного к школе возраста, согласно нормам, проходят также один раз в неделю, длительность занятия – 30 минут. Дети этого возраста уже гораздо быстрее соображают, и способны выполнять более сложные задания на развитие координационных способностей, что дается им гораздо легче, чем, например, тем же детям, старшего возраста, связанно это с тем, что как раз в этом возрасте у детей начинается сенситивный период развития ловкости. При правильном подходе, дети этого возраста способны плыть кроль на спине в координации, кроль на груди в координации и на задержку дыхания, а некоторые способны разучивать дельфин и брасс.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей выделены жирным текстом.

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Методические приемы и указания

Построение у бортика

Дети спускаются в воду и строятся у бортика

30 сек

Дети, держась руками за неподвижную опору спускаются в воду и строятся в одну шеренгу, лицом к инструктору

«Пузыри» у бортика

Вдох – выдох в воду, опуская лицо

10 раз

Дети держатся за поручень у бортика, по команде инструктора начинают выполнять упражнение, инструктор следит за тем, чтобы дети не зажимали нос и выдыхали весь воздух под воду.

«Стрелочки» у неподвижной опоры

Дети по команде инструктора делают вдох, опускают лицо в воду, выпрямляют руки, ложатся на живот и выпрямляют ноги, лежат неподвижно, как можно дольше.

30 сек

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем чтобы спина была у поверхности воды, голова наклонена вниз, ноги и руки прямые.

«Моторчик» ногами у неподвижной опоры

Дети по команде инструктора делают вдох, опускают лицо в воду, выпрямляют руки, ложатся на живот, выпрямляют ноги, выполняют попеременную работу ногами

30 сек

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем чтобы спина была у поверхности воды, голова наклонена вниз, ноги и руки прямые, ноги не поднимаются высоко над поверхностью воды.

Перестроение на 2 дорожки

Дети по команде инструктора перестраиваются на 2 дорожки

30 сек

Инструктор делит детей на, примерно, равное количество человек на каждой дорожке, каждому ребенку присваивает номер – 1,2,3…

Ходьба по дну бассейна в положении «Стрелочка», ходьба по дну спиной вперед

Дети, по команде инструктора, делают руками стрелочку, встают на носочки и передвигаются к противоположному бортику, назад возвращаются спиной вперед, убрав руки за голову.

2 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора, в одну сторону двигаются вдоль дорожки, назад возвращаются вдоль бортика. Следить за тем, чтобы руки и ноги при движении были прямыми. Основная цель – повторить положение «стрелочка», повторить передвижение по бассейну.

Скольжение на груди в положении «Стрелочка»

Дети, по команде инструктора, поднимают руки наверх, в положение «стрелочка», делают вдох, опускают руки вместе с лицом в воду, отталкиваются ногами ото дна вперед и скользят.

2 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора. Следить за тем, чтобы руки и ноги были прямыми, толчок ногами не вверх, а вперед, голова опускается в воду одновременно с руками, затем толчок ногами, голова при движении не поднимается

Плавание на груди в положении «Стрелочка»

Дети, по команде инструктора, поднимают руки наверх, в положение «стрелочка», делают вдох, опускают руки вместе с лицом в воду, отталкиваются ногами ото дна вперед, скользят и выполняют попеременную работу ногами, продвигаясь вперед

3 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора. Следить за тем, чтобы руки и ноги были прямыми, толчок ногами не вверх, а вперед, голова опускается в воду одновременно с руками, затем толчок ногами, голова при движении не поднимается, движение ног выполняется от бедра, завершается носком, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания.

Плавание на груди в положении одна рука впереди

Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, попеременно работая ногами плывут к противоположному бортику, назад возвращаются вытянув вперед другую руку

3 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: ноги работают от бедра, рука лежит ладонью на поверхности воды, прямая, вытянута вперед, голова опущена в воду, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания.

«Мельница» руками вперед передвигаясь шагом по дну

Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, и выполняют попеременные, круговые движения руками вперед, передвигаясь шагом к противоположному бортику

2 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: руки прямые, ладонь, при движении руки направлена вниз.

Плавание на груди - «Мельница» одной рукой

Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, делают вдох, опускают лицо в воду, отталкиваются и работая ногами попеременно выполняют круговые движения одной рукой вперед

3 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: руки прямые, ладонь, при движении руки направлена вниз, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания, в одну сторону упражнение выполняется одной рукой, в другую – другой.

Плавание на груди – «Вдох через сторону, выдох в воду» с подвижной опорой

Дети по команде инструктора поднимают одну руку с маленькой доской наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, выполняют попеременные движения ногами:
1 – поворачиваются на бок делают вдох;
2 – поворачиваются на живот, делают выдох.

3 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: Поворот выполняется не головой, а туловищем от плеча, ноги работают безостановочно, рука с доской вытянута вперед, затылок прижат к плечу вытянутой руки, вторая рука прижата к бедру. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок, в одну сторону доска в одной руке, в другую – в другой.

Плавание на груди – «Гребок, вдох через сторону, выдох в воду» с подвижной опорой

Дети по команде инструктора поднимают руки с маленькой доской наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, выполняют попеременные движения ногами:
1 – гребок рукой;
2 – поворот на бок, вдох;
3 – рука от бедра, через верх возвращается на доску, лицо опускается в воду
4 – выдох.

3 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: Поворот выполняется не головой, а туловищем от плеча, ноги работают безостановочно, рука проносится сверху и возвращается на доску с одновременным поворотом лица в воду. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок, в одну сторону гребок выполняется одной рукой, в другую – другой.

Упражнение «шашлычок»

Дети по команде инструктора, из положения стоя, руки вдоль туловища, делают вдох, ложатся на воду, лицо опущено вниз, выполняют попеременные движения ногами, затем начинают выполнять повороты корпуса на 180 градусов – с груди на спину, со спины на грудь, при этом продвигаясь вперед

2 мин

Следить за положением тела при плавании на груди и спине, за работой ног от бедра. Вдох выполняется при повороте на спину, выдох при повороте на грудь. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок

Свободное плавание

Дети купаются, играют с игрушками и оборудованием в воде

4 мин 30 сек

Инструктор следит за безопасностью купания

Построение

Дети по команде инструктора строятся вдоль бортика, затем выходят из воды

30 сек

Инструктор прощается с детьми, следит за выходом детей из воды.

Список литературы

1.        Учебник: «Физиология человека», А.С. Солодков; Е.Б. Сологуб.

2.        Интернет-ресурсы:

https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/09/14/vozrastnye-osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-po-fgos

https://studfile.net/preview/3192032/page:3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».

В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....

«Скоростная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста».

Использование "скоростной лестницы" для развития координации движения детей старшего дошкольного возраста....

Занятия в бассейне, как средство развития координационных способностей, у детей дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕВозрастные особенности развития детей дошкольного возраста………………………….2Сенситивные периоды развития координационных спосо...

СТЕП – АЭРОБИКА , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Дошкольное детство –  это период интенсивного роста и развития организма, повышенной чувствительности к влияниям социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприят...

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования

Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...