Средства развития координационных способностей у детей 6-7 летнего возраста.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Занятия в бассейне ДОУ для детей подготовительного к школе возраста, согласно нормам, проходят также один раз в неделю, длительность занятия – 30 минут. Дети этого возраста уже гораздо быстрее соображают, и способны выполнять более сложные задания на развитие координационных способностей, что дается им гораздо легче, чем, например, тем же детям, старшего возраста, связанно это с тем, что как раз в этом возрасте у детей начинается сенситивный период развития ловкости. При правильном подходе, дети этого возраста способны плыть кроль на спине в координации, кроль на груди в координации и на задержку дыхания, а некоторые способны разучивать дельфин и брасс.Далее приведены примерные упражнения, направленные на развитие координационных способностей,они выделены жирным текстом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Средства развития координационных способностей у детей 6-7 летнего возраста на занятиях в бассейне.
Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет родителям и воспитателям правильно осуществлять художественно творческое воспитание дошкольников: следить за их физическим психическим и творческим развитием, подбирать доступные для ребенка методы воспитания, подготавливать необходимый материал для занятий. Дошкольный возраст имеет огромное значение как для физического, психического, эмоционального, так и для творческого развития ребенка. В нем выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. Ребята в дошкольном возрасте мыслят сугубо конкретно, мыслят живыми образами. Окраске придают особое значение. Если рассказать дошкольнику сказку про девочку в розовом платье, и если вы скажете в следующий раз что девочка в голубом, то вызовете негодование юного слушателя. Дошкольное детство - это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание.
Возраст 6-7 лет
Шесть лет — это период все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям, первоклассник проходит кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически сложный процесс адаптации.
• продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;
• совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;
• улучшается моторика и координация движений.
• повышается двигательная активность;
• увеличивается сила и скорость движений;
• развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;
• совершенствуются имеющиеся двигательные навыки;
• дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками, их организм готов к постепенной смене режима дня.
Занятия в бассейне ДОУ для детей подготовительного к школе возраста, согласно нормам, проходят также один раз в неделю, длительность занятия – 30 минут. Дети этого возраста уже гораздо быстрее соображают, и способны выполнять более сложные задания на развитие координационных способностей, что дается им гораздо легче, чем, например, тем же детям, старшего возраста, связанно это с тем, что как раз в этом возрасте у детей начинается сенситивный период развития ловкости. При правильном подходе, дети этого возраста способны плыть кроль на спине в координации, кроль на груди в координации и на задержку дыхания, а некоторые способны разучивать дельфин и брасс.
Упражнения, направленные на развитие координационных способностей выделены жирным текстом.
Частные задачи | Содержание | Дозировка | Методические приемы и указания |
Построение у бортика | Дети спускаются в воду и строятся у бортика | 30 сек | Дети, держась руками за неподвижную опору спускаются в воду и строятся в одну шеренгу, лицом к инструктору |
«Пузыри» у бортика | Вдох – выдох в воду, опуская лицо | 10 раз | Дети держатся за поручень у бортика, по команде инструктора начинают выполнять упражнение, инструктор следит за тем, чтобы дети не зажимали нос и выдыхали весь воздух под воду. |
«Стрелочки» у неподвижной опоры | Дети по команде инструктора делают вдох, опускают лицо в воду, выпрямляют руки, ложатся на живот и выпрямляют ноги, лежат неподвижно, как можно дольше. | 30 сек | Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем чтобы спина была у поверхности воды, голова наклонена вниз, ноги и руки прямые. |
«Моторчик» ногами у неподвижной опоры | Дети по команде инструктора делают вдох, опускают лицо в воду, выпрямляют руки, ложатся на живот, выпрямляют ноги, выполняют попеременную работу ногами | 30 сек | Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем чтобы спина была у поверхности воды, голова наклонена вниз, ноги и руки прямые, ноги не поднимаются высоко над поверхностью воды. |
Перестроение на 2 дорожки | Дети по команде инструктора перестраиваются на 2 дорожки | 30 сек | Инструктор делит детей на, примерно, равное количество человек на каждой дорожке, каждому ребенку присваивает номер – 1,2,3… |
Ходьба по дну бассейна в положении «Стрелочка», ходьба по дну спиной вперед | Дети, по команде инструктора, делают руками стрелочку, встают на носочки и передвигаются к противоположному бортику, назад возвращаются спиной вперед, убрав руки за голову. | 2 мин | Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора, в одну сторону двигаются вдоль дорожки, назад возвращаются вдоль бортика. Следить за тем, чтобы руки и ноги при движении были прямыми. Основная цель – повторить положение «стрелочка», повторить передвижение по бассейну. |
Скольжение на груди в положении «Стрелочка» | Дети, по команде инструктора, поднимают руки наверх, в положение «стрелочка», делают вдох, опускают руки вместе с лицом в воду, отталкиваются ногами ото дна вперед и скользят. | 2 мин | Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора. Следить за тем, чтобы руки и ноги были прямыми, толчок ногами не вверх, а вперед, голова опускается в воду одновременно с руками, затем толчок ногами, голова при движении не поднимается |
Плавание на груди в положении «Стрелочка» | Дети, по команде инструктора, поднимают руки наверх, в положение «стрелочка», делают вдох, опускают руки вместе с лицом в воду, отталкиваются ногами ото дна вперед, скользят и выполняют попеременную работу ногами, продвигаясь вперед | 3 мин | Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора. Следить за тем, чтобы руки и ноги были прямыми, толчок ногами не вверх, а вперед, голова опускается в воду одновременно с руками, затем толчок ногами, голова при движении не поднимается, движение ног выполняется от бедра, завершается носком, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания. |
Плавание на груди в положении одна рука впереди | Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, попеременно работая ногами плывут к противоположному бортику, назад возвращаются вытянув вперед другую руку | 3 мин | Инструктор следит за правильным выполнением задания: ноги работают от бедра, рука лежит ладонью на поверхности воды, прямая, вытянута вперед, голова опущена в воду, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания. |
«Мельница» руками вперед передвигаясь шагом по дну | Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, и выполняют попеременные, круговые движения руками вперед, передвигаясь шагом к противоположному бортику | 2 мин | Инструктор следит за правильным выполнением задания: руки прямые, ладонь, при движении руки направлена вниз. |
Плавание на груди - «Мельница» одной рукой | Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, делают вдох, опускают лицо в воду, отталкиваются и работая ногами попеременно выполняют круговые движения одной рукой вперед | 3 мин | Инструктор следит за правильным выполнением задания: руки прямые, ладонь, при движении руки направлена вниз, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания, в одну сторону упражнение выполняется одной рукой, в другую – другой. |
Плавание на груди – «Вдох через сторону, выдох в воду» с подвижной опорой | Дети по команде инструктора поднимают одну руку с маленькой доской наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, выполняют попеременные движения ногами: | 3 мин | Инструктор следит за правильным выполнением задания: Поворот выполняется не головой, а туловищем от плеча, ноги работают безостановочно, рука с доской вытянута вперед, затылок прижат к плечу вытянутой руки, вторая рука прижата к бедру. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок, в одну сторону доска в одной руке, в другую – в другой. |
Плавание на груди – «Гребок, вдох через сторону, выдох в воду» с подвижной опорой | Дети по команде инструктора поднимают руки с маленькой доской наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, выполняют попеременные движения ногами: | 3 мин | Инструктор следит за правильным выполнением задания: Поворот выполняется не головой, а туловищем от плеча, ноги работают безостановочно, рука проносится сверху и возвращается на доску с одновременным поворотом лица в воду. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок, в одну сторону гребок выполняется одной рукой, в другую – другой. |
Упражнение «шашлычок» | Дети по команде инструктора, из положения стоя, руки вдоль туловища, делают вдох, ложатся на воду, лицо опущено вниз, выполняют попеременные движения ногами, затем начинают выполнять повороты корпуса на 180 градусов – с груди на спину, со спины на грудь, при этом продвигаясь вперед | 2 мин | Следить за положением тела при плавании на груди и спине, за работой ног от бедра. Вдох выполняется при повороте на спину, выдох при повороте на грудь. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок |
Свободное плавание | Дети купаются, играют с игрушками и оборудованием в воде | 4 мин 30 сек | Инструктор следит за безопасностью купания |
Построение | Дети по команде инструктора строятся вдоль бортика, затем выходят из воды | 30 сек | Инструктор прощается с детьми, следит за выходом детей из воды. |
Список литературы
1. Учебник: «Физиология человека», А.С. Солодков; Е.Б. Сологуб.
2. Интернет-ресурсы:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/09/14/vozrastnye-osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-po-fgos
https://studfile.net/preview/3192032/page:3/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Упражнения и игры с парашютом как средство развития координационных способностей у детей с депривацией зрения».
В статье написано про мало кому известное физкультурно- игровое оборудование "Парашют с ручками". Краткое описание его применения на занятиях и праздниках с детьми разного дошкольного возраста....
«Степ-аэробика как средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
План по самообразованию...
«Скоростная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста».
Использование "скоростной лестницы" для развития координации движения детей старшего дошкольного возраста....
Занятия в бассейне, как средство развития координационных способностей, у детей дошкольного возраста
СОДЕРЖАНИЕВозрастные особенности развития детей дошкольного возраста………………………….2Сенситивные периоды развития координационных спосо...
СТЕП – АЭРОБИКА , КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Дошкольное детство – это период интенсивного роста и развития организма, повышенной чувствительности к влияниям социальной среды, в том числе к профилактическим и оздоровительным мероприят...
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Конспект мастер-класса для педагогов по проблеме«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования
Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...