Занятия в бассейне, как средство развития координационных способностей, у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Фирсов Сергей Владиславович

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста………………………….2
  2. Сенситивные периоды развития координационных способностей (ловкости)……..5
  3. Методы развития координационных способностей (ловкости)…………………………….6
  4. Примеры упражнений для развития координационных способностей на занятиях в бассейне…………………………………………………………………………………………………………………7
  5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….23
  6. Список литературы…………………………………………………………………………………………………23

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 52 Приморского района Санкт-Петербурга

197345, Санкт-Петербург, ул. Туристская, д.18, корп.2, литера А

Методическая разработка:                                                                                                                            Занятия в бассейне, как средство развития координационных способностей, у детей дошкольного возраста

Авторская разработка

Образовательная область: Физическое развитие

Разработал

Инструктор ФК (бассейн) ГБДОУ № 52

Приморского района

Фирсов Сергей Владиславович

18.11.2019г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста………………………….2
  2. Сенситивные периоды развития координационных способностей (ловкости)……..5
  3. Методы развития координационных способностей (ловкости)…………………………….6
  4. Примеры упражнений для развития координационных способностей на занятиях в бассейне…………………………………………………………………………………………………………………7
  5. Заключение…………………………………………………………………………………………………………….23
  6. Список литературы…………………………………………………………………………………………………23

Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма. Знание возрастных особенностей развития ребенка поможет родителям и воспитателям правильно осуществлять художественно творческое воспитание дошкольников: следить за их физическим психическим и творческим развитием, подбирать доступные для ребенка методы воспитания, подготавливать необходимый материал для занятий. Дошкольный возраст имеет огромное значение как для физического, психического, эмоционального, так и для творческого развития ребенка. В нем выделяют три периода: младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет), средний (от 4 до 5 лет), старший дошкольный возраст (от 5 до 6-7 лет). Начало дошкольного возраста принято соотносить с кризисом 3 лет. Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Существенную роль в формировании личности ребенка играет потребность в общении со сверстниками, в кругу которых он находится с первых лет жизни. Между детьми могут возникать самые разные формы взаимоотношений. Поэтому очень важно, чтобы малыш с самого начала пребывания в дошкольном учреждении приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит. Ребята в дошкольном возрасте мыслят сугубо конкретно, мыслят живыми образами. Окраске придают особое значение. Если рассказать дошкольнику сказку про девочку в розовом платье, и если вы скажете в следующий раз что девочка в голубом, то вызовете негодование юного слушателя. Дошкольное детство - это период высокой чувствительности ребёнка к воспитательным воздействиям и влияниям среды. Именно в этом возрасте создаётся основа, на которой базируется всё последующее обучение и воспитание.

Возраст 3-4 года

Главные возрастные особенности детей 3-4 лет, на которые нужно обращать внимание, касаются изменений в личностном развитии ребенка. Прежде всего, они заключаются в осознании им себя как отдельного индивида общества. Малыш начинает стремиться к самостоятельности. Однако эта потребность никак не соотносится с его возможностями.

Именно в этом и состоит суть внутреннего конфликта младшего дошкольника: он хочет все делать сам, но не может справиться без помощи взрослых. Ребенок перестает слушаться родителей и начинает выдвигать им свои собственные требования. Он проявляет негативное отношение к опеке взрослых и старается выйти из-под их влияния.

У детей 3-4 лет происходит совершенствование психологических процессов.

  • Память непроизвольная. Преобладает процесс узнавания. Запоминается только информация, имеющая яркую эмоциональную окраску. Объем памяти позволяет запоминать 5 названий предметов и 3-4 слова. Ребенок может выучить небольшой стишок.
  • Доминирует наглядно-действенное мышление, появляются зачатки наглядно-образного. Ребенок может устанавливать некоторые взаимосвязи между предметами на основе практических действий, делать несложные выводы.
  • Преобладающий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте — игра. Она дает возможность скопировать поступки взрослых, опробовать разные модели поведения. В основном малышам предлагают сюжетные кратковременные игры, в ходе которых они выполняют несложные действия с игрушками или предметами — заменителями.
  • Воображение слабо развито. Дети еще не умеют детализировать предметы, изображают их в примитивном виде. Способны создавать несложные конструкции и простые аппликации по заданному образцу.
  • Формируются пространственные представления. Ребенок способен ориентироваться в знакомых помещениях или на часто посещаемых территориях.
  • Развивается речь, пополняется словарный запас. Малыш может воспринимать небольшой рассказ. Сам составляет предложения, способен поддерживать несложную беседу, пересказывает короткие тексты.
  • Появляется интерес к познанию окружающего мира. Это подталкивает ребенка к поиску различных способов действий для получения информации. Данный этап можно назвать периодом первых открытий. Малыш радуется каждому новому умению или полученным знаниям

Возраст 4-5 лет

Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят изменения во всех сферах его жизни.

Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма:

  • процесс окостенения позвоночника еще продолжается, позвоночник довольно гибкий и может деформироваться при длительных статических позах;
  • происходит развитие крупных мышечных групп, поэтому необходимы регулярные посильные нагрузки.
  • Также в данный период совершенствуются следующие физические возможности малышей:
  • повышается выносливость;
  • улучшается координация;
  • движения становятся более точными и уверенными;
  • улучшаются показатели скорости и ловкости.
  • Вместе с тем, нужно знать, что развитие мускулатуры происходит неравномерно.
  • Ритм сердечных сокращений легко нарушается. Поэтому дети быстро устают и периодически нуждаются в отдыхе.

Возраст 5-6 лет

У старших дошкольников отмечается всесторонне активное развитие способностей, на новый уровень выходят социальные отношения, совершенствуется речь.

Освоение окружающего мира продолжает осуществляться посредством игры, меняются лишь ее форма и смысловая нагрузка. Роли в игре распределяются до ее начала, не редко это сопровождается конфликтами, так как появляется осознание иерархии ролей. На этом же этапе выстраивается соответствующее поведение игроков.

Важную ступень занимает речь детей в процессе игры, она отличается от реального общения — становится более эмоциональной, интонационно нагруженной в зависимости от взятой роли. Часто в основе игры лежат «взрослые дела» — дети желают походить на взрослых, занимающих в их жизни значимое положение.

Возраст 6-7 лет

Шесть лет — это период кардинальных перемен в жизни ребенка, поступающего в первый класс. Изменения затрагивают практически все сферы его существования. Чтобы приспособиться к новым условиям, первоклассник проходит сложный процесс адаптации.

  • продолжается формирование опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы;
  • совершенствуется центральная нервная система, идет дифференциация ее различных отделов;
  • улучшается моторика и координация движений.  
  • повышается двигательная активность;
  • увеличивается сила и скорость движений;
  • развивается способность выполнять несколько движений за одно упражнение;
  • совершенствуются имеющиеся двигательные навыки.
  • Дети становятся более выносливыми, справляются с возросшими физическими нагрузками. Их организм готов к постепенной смене режима дня.

Сенситивные периоды развития координационных способностей (ловкости)

Двигательное умение - это такая степень владения техникой действия, при которой повышена концентрация внимания на составные операции (части), наблюдается нестабильное решение двигательной задачи.

Двигательный навык - такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически и действия отличаются надежностью. Двигательным действием является формирование систем двигательных навыков. Связь с развитием комплекса двигательных качеств. С одной стороны, следует учесть, что в процессе формирования двигательного навыка развиваются двигательные качества. С другой, специфичные двигательные качества для определённого двигательного навыка развиваются быстрее при одновременном развитии других качеств.

Физические качества в разные годы жизни ребёнка развиваются неравномерно. В один период некоторые качества развиваются одинаково быстро-синхронно, в другие периоды жизни физические качества нарастают с разной интенсивностью, т.е. гетерохронно. Периоды, в которые какое-либо качество развивается наиболее интенсивно, называются сенситивными периодами.

Координационные способности (ловкость) — это   сложный психофизический комплекс, включающий в себя: умение распределять и концентрировать внимание, способность быстро ориентироваться, оперативно мыслить, направлять волевые усилия на управление эмоциями и выполнять сложно координированные действия.

Ловкость, как двигательное качество, включает в себя:

  • координационные способности (согласование и перестроение движений, дифференцирование усилий, мышечная координация, произвольное расслабление)
  • разнообразные реакции (зрительно-моторная, переключения внимания)
  • чувства (равновесия, времени и пространства, ориентации, ритма)

Периодизация развития ловкости

Ловкость развивается довольно медленно и надо настраиваться на то, что в течение нескольких лет потребуется планомерная, целенаправленная и систематическая работа.

Наибольшие сдвиги в координации движений наблюдаются у детей в возрасте от 7 до 12 – 13 лет. В этот период создается основа для овладения сложными навыками в последующие годы. Структура мозга 2 – 8 летнего ребенка уже почти идентична структуре мозга взрослого человека. С 7 до 12 лет происходит быстрое развитие двигательного анализатора, улучшается дифференцировочная способность зрительного анализатора. В 8 – 12 лет лабильность нервно–мышечной системы достигает уровня, близкого к уровню взрослого организма.

Таким образом, мы должны целенаправленно развивать ловкость с 6-7 лет и работать над этим качеством постоянно, вводя в тренировочный процесс все новые, более сложные упражнения, выполнять как можно больше упражнений для воспитания координации движений.

В разные возрастные периоды наблюдается неравномерность в развитии отдельных видов координационных способностей, (которые к 15-16 годам практически достигает уровня показателей взрослого человека) что необходимо учитывать при составлении стратегического плана развития ловкости.

Нельзя пускать вопросы развития ловкости и координационных качеств на "самотёк". Педагоги, которые заинтересованы в успешном и гармоничном развитии своих воспитанников должны целенаправленно помогать им, достигнуть максимального уровня развития этих физических качеств начиная с самого младшего возраста. И начинать можно с 2-3 лет, но ориентируясь на возможности, умения и возрастные особенности каждого ребенка.

Методы развития координационных способностей (ловкости)

В основе ловкости, по мнению физиологов, в большей степени, чем в основе других качеств, лежит соответствующее развитие двигательного анализатора, т. е. высокоразвитое мышечное чувство и богатство временных связей в двигательной зоне коры головного мозга. Другими словами, от объема моторных навыков (двигательного опыта) зависит уровень, или степень, ловкости человека. Чем больше этот объем, тем выше уровень ловкости.

Обычно для развития координационных способностей применяют повторный и игровой методы. Интервалы отдыха должны обеспечивать достаточно полное восстановление организма.

В процессе развития ловкости используются разнообразные методические приемы:

  • выполнение привычных упражнений из непривычных исходных положений (бросок баскетбольного мяча из положения сидя);
  • зеркальное выполнение упражнений;
  • усложнение условий выполнения обычных упражнений;
  • изменение скорости и темпа движений;
  • изменение пространственных границ выполнения упражнений

Примеры занятий для развития координационных способностей в бассейне

Возраст 3-4 года

Занятия в бассейне ДОУ для детей младшего дошкольного возраста, согласно нормам, проходят один раз в неделю, длительность занятия – 15 минут.

Наибольшие сдвиги в развитии координационных способностей у детей проявляются в возрасте 7-12 лет, однако в дошкольном возрасте есть возможность заложить хороший фундамент, для более успешного развития этих качеств в дальнейшем.

Само по себе нахождение в бассейне детей 3-4 лет может являться началом развития координационных способностей так как неустойчивая окружающая среда, в виде воды, заставляет детей удерживать равновесие, а подвижные игры и упражнения позволяют наиболее быстро раскрепоститься и научиться владеть своим телом в такой непривычной, по началу, обстановке.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей выделены жирным текстом.

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Методические приемы и указания

Построение у бортика

Дети спускаются в воду и строятся у бортика

1 мин

Дети, держась руками за неподвижную опору спускаются в воду и строятся в одну шеренгу, лицом к инструктору

Прыжки на месте у неподвижной опоры

По команде инструктора дети выполняют прыжки на месте, держась руками за неподвижную опору

30 сек

Дети должны присесть, опустив плечи в воду, и, разогнув ноги, выпрыгнуть из воды, при этом держась за неподвижную опору.

Ходьба по дну бассейна

По команде инструктора дети поворачиваются друг за другом (в одну колонну) и шагом идут вдоль бортика

1 мин 30 сек

Дети идут шагом, не обгоняя друг друга, стараются за бортик руками не держаться. В целях профилактики инструктор может надеть детям нарукавники

«Дождик»

Дети набирают в ладошки воду и бросают ее наверх

30 сек

Стоя у бортика, лицом к инструктору.

«Ветерок»

Положить перед собой на воду плавающий, легкий, предмет, и дуя на него, без помощи рук передвигать его по водной глади

2 мин

Инструктор раздает детям теннисные шарики, затем следит и подсказывает, чтобы дети не трогали их руками, а только дули воздухом

Ходьба спиной вперед

Дети, стоя у бортика, поворачиваются лицом к инструктору и по команде начинают передвигаться по дну бассейна спиной вперед пока спина не коснется противоположного бортика

2 мин

Инструктор подсказывает ,чтобы дети не поворачивались, и следит за правильностью выполнения задания.

«Моторчик» руками на месте

Дети, стоя лицом к инструктору, спина прижата к бортику, опускают руки в воду и выполняют круговые вращения кистями рук, создавая брызги водой.

1 мин

Инструктор показывает упражнение, и помогает детям выполнять его правильно.

«Моторчик» руками в движении

Дети поворачиваются в одну сторону, друг за другом, бегут или идут по кругу выполняя круговые вращения кистями рук, создавая брызги водой.

1 мин

Инструктор показывает упражнение, и помогает детям выполнять его правильно.

Игра «Рыбак и рыбки»

Дети стоят у бортика бассейна, лицом к инструктору, у инструктора в руках «нудлс», инструктор проводит нудлсом над головами детей, а дети должны присесть в воду так, чтобы нудлс их не задел по голове, после того как нудлс пролетел встают в полный рост.

1 мин

Инструктор меняет скорость проноса нудлса и высоту.

Игра «Охотники за сокровищами»

Инструктор на поверхности воды разбрасывает небольшие плавающие предметы (мячики для настольного тенниса), по команде инструктора дети, передвигаясь по воде, собирают мячики и приносят в корзинку.

2 мин

Инструктор может менять расположение корзинки, в которую нужно приносить мячики, или мальчики приносят мячики в одну, а девочки в другую корзинку.

Игра «Крокодил»

Инструктор выбирает несколько ребят (в зависимости от количества человек в группе), которые будут крокодилами, крокодилы делают руками пасть и стараются поймать других ребят, чтобы крокодил не поймал нужно присесть и спрятаться под воду.

2 мин

Инструктор периодически меняет крокодилов (водящих), следит за тем, чтобы ребята ныряли под воду.

«Паравозик»

Дети строятся друг за другом, вдоль бортика бассейна, кладут руки на плечи друг другу, и по команде инструктора начинают движение по кругу до лестницы (выхода), расцепляются и выходят из воды.

30 сек

Инструктор помогает детям подниматься по лестнице, следит за правильным выполнением задания.

Возраст 4-5 лет

Занятия в бассейне ДОУ для детей среднего дошкольного возраста, согласно нормам, проходят также один раз в неделю, длительность занятия – 20 минут. Для детей этого возраста бассейн и вода в целом, уже не в новинку, и многие из них уже способны нырять под воду, проплывать небольшие расстояния, держаться на воде, самостоятельно играть, взаимодействуя друг с другом, поэтому упражнения, игры и задания на координацию движений для них можно и нужно значительно усложнять, по сравнению с младшим дошкольным возрастом, тем не менее, многим из них будут трудно даваться круговые движения руками вперед, назад, попеременно и т.д., а вот освоить попеременные движения ногами лежа на груди и спине вполне реально.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей выделены жирным текстом.

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Методические приемы и указания

Построение у бортика

Дети спускаются в воду и строятся у бортика

1 мин

Дети, держась руками за неподвижную опору спускаются в воду и строятся в одну шеренгу, лицом к инструктору

«Стрелочки» стоя ногами на дне

Дети стоят лицом к инструктору у бортика бассейна, выполняют поочередно движения, повторяя за инструктором:

1 – руки прямые вперед;

2 – ладошка на ладошку сверху;

3 – руки наверх за голову;

4 – подбородок прижать к груди, пальцами потянуться в потолок, встать на носочки и замереть

30 сек

Инструктор помогает детям правильно выполнить упражнение, после счета «4» инструктор считает до 5, а дети должны стоять в этом положении и не двигаться. Упражнение повторяется несколько раз для лучшего усвоения.

«Стрелочки» в движении + «моторчик» руками

Дети стоят лицом к инструктору, прижав спину к бортику бассейна, по команде инструктора поднимают руки стрелочкой наверх, встают на носочки, и на носочках передвигаются по дну к противоположному бортику, разворачиваются, опускают руки в воду, делают руками «моторчик» и бегут обратно.

2 мин

Инструктор следит за тем, чтобы руки и пальцы были вытянуты вверх, подбородок прижат к груди, ноги при движении не сгибаются.

Ходьба по дну с поднятой рукой наверх + прыжки на двух ногах

Дети стоят лицом к инструктору, прижав спину к бортику бассейна, по команде инструктора поднимают одну руку наверх, встают на носочки и передвигаются к противоположному бортику, разворачиваются и прыжками возвращаются обратно

2 мин

Инструктор следит за тем, чтобы рука тянулась в потолок прямая, и была плечом прижата к затылку, голова, при этом не наклоняется в сторону поднятой руки, ладошка развернута наружу, ноги не сгибаются при движении.

Игра «Подводная рыбалка»

Дети стоят вдоль бортика бассейна, лицом к инструктору, инструктор перед каждым ребенком кладет 1 тонущую игрушку, ребенок ее должен за помнить по цвету, или любому другому признаку, затем инструктор собирает у детей все игрушки и разбрасывает их по дну бассейна, дети, по команде инструктора должны нырнуть и достать именно свою игрушку, принести и положить ее перед собой на бортик.

2 мин

Инструктор следит за тем, чтобы дети не начинали собирать игрушки без команды, чтобы приносили только свою игрушку, а не чужую, после того как все игрушки вернулись на бортик инструктор меняет их между детьми и игра повторяется.

«Тяни носочки»

Дети садятся на бортик бассейна, по команде инструктора выполняют задание:

1 – вытянуть носочки

2 – на себя

30 сек

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Основная цель – разучить и запомнить значение команд «вытянутые носочки» и «носочки на себя»

«Моторчик» ногами сидя на бортике

Дети сидят на бортике бассейна, стопы ног опущены в воду, носочки вытянуты, по команде инструктора выполняют попеременную работу ногами.

1 мин

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Дети сначала делают медленно, затем, по команде инструктора постепенно ускоряют темп. Следить за тем, чтобы пятки не вылезали из воды, носки были вытянуты, ноги прямые.

Скольжение на спине с подвижной опорой

Дети стоят лицом к инструктору, вдоль бортика бассейна, у каждого ребенка «машинка» (нудлс связанный жгутом у основания), по команде инструктора дети берутся руками за поручень, ноги ставят на стенку бассейна, кладут голову на машинку, затем по команде инструктора отталкиваются от стенки и лежат неподвижно.

2 мин

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем, чтобы подбородок и живот были подняты в потолок, ноги прямые, носочки вытянуты, руки держатся за «машинку» у основания. Основная цель – научиться удерживать равновесии в таком положение, разучить положение тела при плавании на спине.

«Моторчик» ногами, в движении на спине, с подвижной опорой

Дети стоят лицом к инструктору, вдоль бортика бассейна, у каждого ребенка «машинка» (нудлс связанный жгутом у основания), по команде инструктора дети берутся руками за поручень, ноги ставят на стенку бассейна, кладут голову на машинку, затем по команде инструктора отталкиваются от стенки и выполняют попеременные движения ногами снизу-вверх, доплывая таким образом до противоположного бортика.

3 мин

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем, чтобы подбородок и живот были подняты в потолок, ноги прямые, носочки вытянуты, руки держатся за «машинку» у основания. Основная цель – соединить ранее разученные элементы в одно целое, а именно – положение тела в воде, при плавании на спине и попеременную работу ног.

Игра «Водяной насос»

Инструктор делит детей на пары, пары распределяются по бассейну, чтобы не мешать друг другу, по команде инструктора выполняют упражнение в парах – по очереди приседают под воду и дуют пузыри, как только один вынырнул, второй должен сразу нырнуть.

2 мин

Инструктор показывает и объясняет упражнение, обращает внимание детей на то, чтобы они ныряли под воду сразу же, как только вынырнул их напарник.

Эстафета «водонос»

Инструктор делит детей на 2 команды, перед первыми на воде лежит доска, на доске стоит стаканчик с водой, ребенок должен перевести стаканчик на противоположную сторону бассейна, не разлив воду, вылить воду в ведерко, затем вернуться обратно и передать стаканчик с доской следующему.

3 мин 30 сек

Инструктор помогает и подсказывает действия детям. Если ребенок уронил стаканчик, не дойдя до противоположного бортика, то возвращается назад, передает следующему. Стаканчик, при движении, руками трогать нельзя.

Построение

Дети по команде инструктора строятся вдоль бортика, затем выходят из воды

30 сек

Инструктор прощается с детьми, следит за выходом детей из воды.

Возраст 5-6 лет

Занятия в бассейне ДОУ для детей старшего дошкольного возраста, согласно нормам, проходят также один раз в неделю, длительность занятия – 25 минут. Дети этого возраста уже способны самостоятельно лежать на воде без помощи предметов, передвигаться в различных положениях при помощи ног, разучивать круговые и попеременные движения руками для плавания кролем на груди и спине, плыть на спине в координации рук и ног.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей выделены жирным текстом.

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Методические приемы и указания

Построение у бортика

Дети спускаются в воду и строятся у бортика

1 мин

Дети, держась руками за неподвижную опору спускаются в воду и строятся в одну шеренгу, лицом к инструктору

«Пузыри» у бортика

Вдох – выдох в воду, опуская лицо

1 мин

Дети держатся за поручень у бортика, по команде инструктора начинают выполнять упражнение, инструктор следит за тем, чтобы дети не зажимали нос и выдыхали весь воздух под воду.

«Стрелочки» у неподвижной опоры

Дети по команде инструктора делают вдох, опускают лицо в воду, выпрямляют руки, ложатся на живот и выпрямляют ноги, лежат неподвижно, как можно дольше.

1 мин

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем чтобы спина была у поверхности воды, голова наклонена вниз, ноги и руки прямые.

«Моторчик» ногами у неподвижной опоры

Дети по команде инструктора делают вдох, опускают лицо в воду, выпрямляют руки, ложатся на живот, выпрямляют ноги, выполняют попеременную работу ногами

1 мин

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем чтобы спина была у поверхности воды, голова наклонена вниз, ноги и руки прямые, ноги не поднимаются высоко над поверхностью воды.

Перестроение на 2 дорожки

Дети по команде инструктора перестраиваются на 2 дорожки

30 сек

Инструктор делит детей на, примерно, равное количество человек на каждой дорожке, каждому ребенку присваивает номер – 1,2,3…

Ходьба по дну бассейна в положении «Стрелочка», ходьба по дну спиной вперед

Дети, по команде инструктора, делают руками стрелочку, встают на носочки и передвигаются к противоположному бортику, назад возвращаются спиной вперед, убрав руки за голову.

3 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора, в одну сторону двигаются вдоль дорожки, назад возвращаются вдоль бортика. Следить за тем, чтобы руки и ноги при движении были прямыми. Основная цель – повторить положение «стрелочка», повторить передвижение по бассейну.

Скольжение на груди в положении «Стрелочка» с подвижной опорой

Дети, по команде инструктора, поднимают досочку на прямых руках наверх, делают вдох, опускают руки вместе с лицом в воду, отталкиваются ногами ото дна вперед и скользят.

3 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора. Следить за тем, чтобы руки и ноги были прямыми, толчок ногами не вверх, а вперед, голова опускается в воду одновременно с руками, затем толчок ногами, голова при движении не поднимается

«Моторчик» ногами в движении с подвижной опорой

Дети, по команде инструктора, поднимают досочку на прямых руках наверх, делают вдох, опускают руки вместе с лицом в воду, отталкиваются ногами ото дна вперед, скользят, затем выполняют попеременную работу ногами продвигаясь вперед

3 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора. Следить за тем, чтобы руки и ноги были прямыми, толчок ногами не вверх, а вперед, голова опускается в воду одновременно с руками, затем толчок ногами, голова при движении не поднимается, движение ног выполняется от бедра, завершается носком, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания.

Круговые движения руками на месте вперед

Дети стоя на месте повторяют движения за инструктором:

1 – прямые руки наверх, ладони вперед;

2 – Опустить руки к ногам;

3 – Повернуть ладони вперед, большие пальцы врозь;

4 – поднять руки наверх через стороны.

1 мин

Инструктор выполняет движения медленно, с паузами, следит за тем, чтобы все дети успевали, затем, постепенно наращивает темп. Следить, чтобы руки были прямые во всех положениях.

Круговые движения руками вперед в движении

Дети, по команде инструктора выполняют круговые движения руками, передвигаясь по дну бассейна к противоположному бортику

2 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания – прямые руки, развороты ладоней.

Круговые движения руками на месте назад

Дети стоя на месте повторяют движения за инструктором:

1 – прямые руки прижаты к бедрам, большие пальцы направлены вперед;

2 – Руки поднимаются наверх, до уровня ушей, за большим пальцем, ладони повернуты к друг другу;

3 – Повернуть ладони врозь;

4 – опустить руки вниз через стороны к бедрам.

1 мин

Инструктор выполняет движения медленно, с паузами, следит за тем, чтобы все дети успевали, затем, постепенно наращивает темп. Следить, чтобы руки были прямые во всех положениях.

Круговые движения руками назад в движении

Дети, по команде инструктора выполняют круговые движения руками, передвигаясь по дну бассейна к противоположному бортику спиной вперед

2 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания – прямые руки, развороты ладоней.

Свободное плавание

Дети купаются, играют с игрушками и оборудованием в воде

5 мин

Инструктор следит за безопасностью купания

Построение

Дети по команде инструктора строятся вдоль бортика, затем выходят из воды

30 сек

Инструктор прощается с детьми, следит за выходом детей из воды.

Возраст 6-7 лет

Занятия в бассейне ДОУ для детей подготовительного к школе возраста, согласно нормам, проходят также один раз в неделю, длительность занятия – 30 минут. Дети этого возраста уже гораздо быстрее соображают, и способны выполнять более сложные задания на развитие координационных способностей, что дается им гораздо легче, чем, например, тем же детям, старшего возраста, связанно это с тем, что как раз в этом возрасте у детей начинается сенситивный период развития ловкости. При правильном подходе, дети этого возраста способны плыть кроль на спине в координации, кроль на груди в координации и на задержку дыхания, а некоторые способны разучивать дельфин и брасс.

Упражнения, направленные на развитие координационных способностей выделены жирным текстом.

Частные задачи

Содержание

Дозировка

Методические приемы и указания

Построение у бортика

Дети спускаются в воду и строятся у бортика

30 сек

Дети, держась руками за неподвижную опору спускаются в воду и строятся в одну шеренгу, лицом к инструктору

«Пузыри» у бортика

Вдох – выдох в воду, опуская лицо

10 раз

Дети держатся за поручень у бортика, по команде инструктора начинают выполнять упражнение, инструктор следит за тем, чтобы дети не зажимали нос и выдыхали весь воздух под воду.

«Стрелочки» у неподвижной опоры

Дети по команде инструктора делают вдох, опускают лицо в воду, выпрямляют руки, ложатся на живот и выпрямляют ноги, лежат неподвижно, как можно дольше.

30 сек

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем чтобы спина была у поверхности воды, голова наклонена вниз, ноги и руки прямые.

«Моторчик» ногами у неподвижной опоры

Дети по команде инструктора делают вдох, опускают лицо в воду, выпрямляют руки, ложатся на живот, выпрямляют ноги, выполняют попеременную работу ногами

30 сек

Инструктор показывает и объясняет упражнение. Следит за тем чтобы спина была у поверхности воды, голова наклонена вниз, ноги и руки прямые, ноги не поднимаются высоко над поверхностью воды.

Перестроение на 2 дорожки

Дети по команде инструктора перестраиваются на 2 дорожки

30 сек

Инструктор делит детей на, примерно, равное количество человек на каждой дорожке, каждому ребенку присваивает номер – 1,2,3…

Ходьба по дну бассейна в положении «Стрелочка», ходьба по дну спиной вперед

Дети, по команде инструктора, делают руками стрелочку, встают на носочки и передвигаются к противоположному бортику, назад возвращаются спиной вперед, убрав руки за голову.

2 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора, в одну сторону двигаются вдоль дорожки, назад возвращаются вдоль бортика. Следить за тем, чтобы руки и ноги при движении были прямыми. Основная цель – повторить положение «стрелочка», повторить передвижение по бассейну.

Скольжение на груди в положении «Стрелочка»

Дети, по команде инструктора, поднимают руки наверх, в положение «стрелочка», делают вдох, опускают руки вместе с лицом в воду, отталкиваются ногами ото дна вперед и скользят.

2 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора. Следить за тем, чтобы руки и ноги были прямыми, толчок ногами не вверх, а вперед, голова опускается в воду одновременно с руками, затем толчок ногами, голова при движении не поднимается

Плавание на груди в положении «Стрелочка»

Дети, по команде инструктора, поднимают руки наверх, в положение «стрелочка», делают вдох, опускают руки вместе с лицом в воду, отталкиваются ногами ото дна вперед, скользят и выполняют попеременную работу ногами, продвигаясь вперед

3 мин

Дети выполняют упражнение поочередно, по команде инструктора. Следить за тем, чтобы руки и ноги были прямыми, толчок ногами не вверх, а вперед, голова опускается в воду одновременно с руками, затем толчок ногами, голова при движении не поднимается, движение ног выполняется от бедра, завершается носком, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания.

Плавание на груди в положении одна рука впереди

Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, попеременно работая ногами плывут к противоположному бортику, назад возвращаются вытянув вперед другую руку

3 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: ноги работают от бедра, рука лежит ладонью на поверхности воды, прямая, вытянута вперед, голова опущена в воду, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания.

«Мельница» руками вперед передвигаясь шагом по дну

Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, и выполняют попеременные, круговые движения руками вперед, передвигаясь шагом к противоположному бортику

2 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: руки прямые, ладонь, при движении руки направлена вниз.

Плавание на груди - «Мельница» одной рукой

Дети по команде инструктора поднимают одну руку наверх, делают вдох, опускают лицо в воду, отталкиваются и работая ногами попеременно выполняют круговые движения одной рукой вперед

3 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: руки прямые, ладонь, при движении руки направлена вниз, дети стараются проплыть целый бассейн (7м) на задержке дыхания, в одну сторону упражнение выполняется одной рукой, в другую – другой.

Плавание на груди – «Вдох через сторону, выдох в воду» с подвижной опорой

Дети по команде инструктора поднимают одну руку с маленькой доской наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, выполняют попеременные движения ногами:

1 – поворачиваются на бок делают вдох;

2 – поворачиваются на живот, делают выдох.

3 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: Поворот выполняется не головой, а туловищем от плеча, ноги работают безостановочно, рука с доской вытянута вперед, затылок прижат к плечу вытянутой руки, вторая рука прижата к бедру. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок, в одну сторону доска в одной руке, в другую – в другой.

Плавание на груди – «Гребок, вдох через сторону, выдох в воду» с подвижной опорой

Дети по команде инструктора поднимают руки с маленькой доской наверх, делают вдох, наклоняются, отталкиваются, выполняют попеременные движения ногами:

1 – гребок рукой;

2 – поворот на бок, вдох;

3 – рука от бедра, через верх возвращается на доску, лицо опускается в воду

4 – выдох.

3 мин

Инструктор следит за правильным выполнением задания: Поворот выполняется не головой, а туловищем от плеча, ноги работают безостановочно, рука проносится сверху и возвращается на доску с одновременным поворотом лица в воду. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок, в одну сторону гребок выполняется одной рукой, в другую – другой.

Упражнение «шашлычок»

Дети по команде инструктора, из положения стоя, руки вдоль туловища, делают вдох, ложатся на воду, лицо опущено вниз, выполняют попеременные движения ногами, затем начинают выполнять повороты корпуса на 180 градусов – с груди на спину, со спины на грудь, при этом продвигаясь вперед

2 мин

Следить за положением тела при плавании на груди и спине, за работой ног от бедра. Вдох выполняется при повороте на спину, выдох при повороте на грудь. Стараться выполнять упражнение от бортика до бортика без остановок

Свободное плавание

Дети купаются, играют с игрушками и оборудованием в воде

4 мин 30 сек

Инструктор следит за безопасностью купания

Построение

Дети по команде инструктора строятся вдоль бортика, затем выходят из воды

30 сек

Инструктор прощается с детьми, следит за выходом детей из воды.

Заключение

Развитием координационных способностей у детей дошкольного возраста можно и нужно заниматься. Если у ребенка не получается то, или иное упражнение, в силу возраста, это не значит, что его не нужно делать, на сегодняшний день, конкретный ребенок может быть не готов к его выполнению, но занятия на освоение этого упражнения, дают хорошие предпосылки для более легкого разучивания и понимания упражнения в будущем, особенно, когда ребенок достигнет сенситивного возраста, для развития координационных способностей.

Список литературы

  1. Учебник: «Физиология человека», А.С. Солодков; Е.Б. Сологуб.
  2. Интернет-ресурсы: https://nsportal.ru/detskiy-sad/upravlenie-dou/2017/09/14/vozrastnye-osobennosti-detey-doshkolnogo-vozrasta-po-fgos

https://studfile.net/preview/3192032/page:3/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Технология БОС- ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата»

Краткая аннотация проекта   В педагогическом проекте представлены коррекционно – развивающие компьютерные программы  на основе технологии «БОС - ортопедический» для работы с детьм...

Использование технологии БОС – ортопедический в развитии координационных способностей у детей дошкольного возраста с нарушением опорно – двигательного аппарата (педагогический проект)

Использование компьютерных программ на основе технологии БОС - ортопедический в развитии координационных способностей дошкольников и в целом в коррекционно – развивающем процессе с детьми  с нару...

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Консультация для воспитателей. Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Консультация для воспитателей.Основные методы и приемы развития координационных способностей у детей дошкольного возраста.В современных условиях значительно увеличился объем деятельности осуществляемо...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам одноименной настольной игры

Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию (развитие координационных способностей) для детей дошкольного возраста 6-7 лет «Лестницы и змеи» по мотивам о...

Развитие координационных способностей у детей дошкольного возраста.

Наблюдая за своим ребенком, вы время от времени замечаете, что иногда он неуклюжий, словно маленький медвежонок. Так и хочется сказать ему: «Ты, как слон в посудной лавке». Некоторая ...

Конспект мастер-класса для педагогов «Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста» Неделя неформального образования

Конспект мастер-классадля педагогов«Координационная лестница как эффективное средство развития координационных способностей у детей дошкольного возраста»...