ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
учебно-методический материал по физкультуре (подготовительная группа)
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Скачать:
Предварительный просмотр:
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ
Проблема оздоровления и физического развития дошкольников в настоящее время приобрела особую значимость, так как физическая культура и спорт являются самым действенным средством профилактики множества заболеваний.
Однако, современный мир полон гаджетов, смартфонов и других технических
средств, погружающих людей в виртуальные придуманные миры. Следствие
такого явления – болезнь XI века под названием гиподинамия. Наблюдая за воспитанниками, заметила, что малыши чаще болеют, имеют трудности физического развития, некоторые из них имеют даже лишний вес. А ведь именно благодаря движениям развиваются физические качества ребенка, важные физиологические функции организма, закладываются основы здорового образа жизни.
Что же мы – взрослые, упустили? Возможно себя, потерянного где-то в социальных сетях, виртуальных играх. Ведь именно мы показываем нашим детям как нужно жить. От нас они перенимают манеры поведения, привычки.
Одной из приоритетных задач является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, я как инструктор по физической культуре совместно с воспитателями знакомлю малышей с бесконечным миром спорта, приобщаю их к разным движениям, элементам гимнастики и спортивных игр. Так как именно в дошкольном возрасте необходимо постепенно формировать навыки двигательного действия, способствуя полноценному физическому развитию детей, чтобы в последствие их жизнь была наполнена динамикой. Ведь если в три года ребенок обладает природной гибкостью, но её не развивают, то к 5-7 годам от таких возможностей не останется и следа.
Физическое развитие и оздоровление детей должны происходить не только в условиях дошкольного учреждения, но и в семье. В статье 44 закона РФ « Об образовании в Российской Федерации» говорится: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Поэтому в процессе своей педагогической деятельности стараюсь привлекать семьи воспитанников к участию в физическом развитии детей. Но в силу большой занятости, нехватки времени родители неохотно идут на контакт, редко приходят на мероприятия.
На основании выше изложенного, считаю, что одним из основных условий физического развития детей дошкольного возраста является создание системы взаимодействия родителей (законных представителей), педагогов и детей путем организации единого образовательного пространства. Очень важно, чтобы родители (законные представители) одобряли детский интерес к физической культуре и всячески его поддерживали, так как именно они составляют первую общественную среду ребенка, являются основными воспитателями, от позиции которых во многом зависит развитие ребёнка.
О. Л. Зверева трактует взаимодействие как обмен мыслями, чувствами, переживаниями в процессе общения. Взаимодействие педагогов с родителями предполагает «обратную связь», учёт их потребностей в знаниях, опору на имеющийся положительный опыт семейного воспитания, личную заинтересованность. Это возможно в том случае, если фундаментом станет совместная физкультурно - оздоровительная деятельность детей и родителей, если взрослые личным примером будут подкреплять осознанное желание ребёнка быть здоровым.
Цель моей профессиональной деятельности в этом направлении: организация тесного взаимодействия с родителями (законными представителями) по проблеме оздоровления и физического развития детей дошкольного возраста.
Задачи, которые обеспечивают достижение цели:
- создать условия в дошкольной образовательной организации для взаимодействия с родителями (законными представителями);
- модернизировать развивающую предметно – пространственную среду;
- повышать компетентность родителей (законных представителей) по вопросам физического развития детей;
- внедрять в образовательную деятельность ДОО разнообразные формы физкультурно-оздоровительной работы с участием детей и их родителей (законных представителей);
- формировать у детей и родителей (законных представителей) потребность в здоровом образе жизни.
Для реализации поставленных задач и достижения цели в своей деятельности соблюдаю следующие принципы:
принцип партнерства - заключается в том, что взаимоотношения между мной, как инструктором по физкультуре, и родителями выстраиваются на основе взаимного доверия, взаимопонимания, активности и позитивного сотрудничества.
принцип целостности - подразумевает понимание родителей и инструктора по физкультуре, что семейное воспитание и воспитание в ДОУ неразделимы. Данный принцип определяет необходимость согласования стратегии работы с ребенком в ДОУ и его физического развития в семье.
принцип вариативности - предполагает предоставление родителям выбора содержания общения, форм участия и степени включенности в образовательный процесс.
принцип непрерывности - предполагает системное и долгосрочное взаимодействие, обеспечение преемственности в содержании и тактических действиях родителей и инструктора по физкультуре.
принцип творчества - означает возможность для всех участников образовательного процесса в проявлении творческой инициативы, ориентацию педагога на творческий подход к процессу взаимодействия с семьей, поддержку социальной активности родителей.
Учёт данных принципов позволяет мне:
- изучить семью и установить контакты с ее членами для согласования воспитательных воздействий на физическое развитие ребенка;
- создать условия для приобщения родителей (законных представителей) к участию в оздоровлении детей;
- установить доверительные, партнерские отношения с каждой семьей;
- оказать психолого-педагогическую поддержку родителям в различных вопросах, касающихся здоровья и физического развития ребенка.
Одним из условий успешного взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам физического развития детей, является материально-техническая база образовательной организации и правильно организованная развивающая предметная пространственная среда. Для выполнения этого условия ДОО оборудована спортивным залом и спортивной площадкой, развивающая предметно-пространственной средой, которые отвечают требованиям ФГОС ДО и которая является доступной, безопасной, содержательной, многофункциональной, трансформируемой, вариативной.
В процессе взаимодействия с родителями мною с привлечением родителей изготовлено нестандартное оборудование для развития двигательной активности детей в образовательной деятельности и в различных режимных моментах:
- пособия для проведения общеразвивающих упражнений (султанчики, гантели, косички);
- пособия для развития основных видов движения (мешочки с песком);
- пособия для проведения коррекционной работы (корригирующие дорожки, пособия для тренировки дыхательной системы);
- пособия для проведения подвижных игр;
- полоса препятствий на спортивной площадке ДОО.
В рамках повышения компетентности родителей по вопросам физического развития знакомлю их с информацией по тому или иному вопросу посредством консультаций, папок-передвижек, буклетов, информацией, которая размещается на официальном сайте МАДОУ ДСКВ «Родничок», на странице «ВКонтакте». Когда родители посещают детский сад за ребенком, и по какой-то причине ждут (когда закончится образовательная деятельность или ужин), то очень кстати оказывается наглядная информация. В первую очередь, это информационный стенд инструктора по физической культуре, на котором размещена информация о домашнем физическом воспитании. Яркие плакаты с картинками и полезными сведениями всегда привлекают внимание мам и пап. Фотовыставки с участием детей во время образовательной деятельности по физической кудльтуре, развлечений не оставляют равнодушным ни одного родителя. Для размещения на стенде мною разработаны:
- консультации «Коррекция плоскостопия и осанки», «Современные технологии по оздоровлению дошкольников», «Методы физического развития детей дошкольного возраста», «Здоровые дети в здоровой семье», «Игровой самомассаж для детей», «Секреты бодрости для детей и родителей»;
- буклеты «Подвижные игры для здоровья детей», «Здоровое питание для дошкольника», «Гимнастика для глаз», «Игры с мячом».
Активное участие принимаю в проведении родительских собраний во всех возрастных группах, по темам «Как вырастить ребёнка здоровым и успешным», «Закаливание детей в семье», « Какую спортивную секцию выбрать для ребёнка», «Упражнения с мячом для развития ловкости детей» и многие другие.
В современном детском саду планирование образовательного процесса невозможно без осуществления системно - деятельностного подхода в работе с воспитанниками. Только учитывая особенности каждого ребенка и его образовательные потребности возможно достижение качественной подготовки дошкольников к дальнейшему обучению. Поэтому в основу организации работы по взаимодействию с родителями мною был положен системно - деятельностный подход. Это позволило родителям, с одной стороны - на себе «прочувствовать» эффективность данного подхода к физическому развитию своих детей, а с другой - открыть для себя новые возможности совместной деятельности с ними.
Во взаимодействии с родителями по вопросам физического развития детей, осуществляя системно – деятельностный подход, с привлечением их к составлению сценариев спортивных и оздоровительных мероприятий, совместных проектов, викторин, конкурсов. Мы вместе подготавливаем, а затем реализуем эти мероприятия.
В своей деятельности использую такие формы работы как:
- мастер-класс «Подвижные игры с детьми», «Изготовление нестандартного оборудования для физических упражнений с детьми»;
- открытые образовательные мероприятия «Спортивная карусель», «Уроки здоровья»;
- выступления на родительских собраниях «Как правильно организовать занятия физическими упражнениями дома», «Здоровое питание ребенка - что это такое?», «Развиваем физические качества у своего ребенка»;
- индивидуальные беседы
- праздники, досуги и развлечения с использование ТСО в мероприятиях с родителями: военно-патриотическая игра «Зарничка», «Солдаты на привале»; досуги «Весёлые старты», «Зимние приключения», «Вместе с мамой, вместе с папой»; квест-игра «Поиски секретного донесения»; эстафеты «Спортивная карусель», «Веселый стадион»; оздоровительные развлечения «Мы здоровью скажем - Да!», «Азбука здоровья», «Моя спортивная семья», участи во Всероссийском дне бега «Кросс нации», мероприятия к 23 февраля, ко Дню Матери, ко дню «Зимних видов спорта», к 9 мая.
Но наиболее эффективным средством взаимодействия считаю проектные технологии. Так как проектная деятельность выделяет ребенка и родителей как деятелей в образовательном процессе, а педагогу отводится роль организатора и координатора этого процесса. Это обусловлено тем, что проектирование во всех сферах человеческой деятельности становится универсальным инструментарием, позволяющим обеспечить ее системность, целенаправленность и результативность.
Проекты, вне зависимости от вида нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОО проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители являются не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и - непосредственными участниками образовательного процесса, обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Мною совместно с воспитанниками и родителями разработаны и реализованы проекты: «К вершинам спорта», «Путешествие в страну здоровых людей», «Олимпийская семья». В процессе совместной работы над проектами удалось активизировать оздоровительную деятельность всех участников образовательного процесса, развить умение дошкольников взаимодействовать совместно со взрослыми. Продуктами проектов стали:
- презентации «Нормы ГТО», «Зимние виды спорта», «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни»;
- фотовыставки «Веселые старты», «Папа, мама, я - спортивная семья!»;
- стендовая информация «Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста»;
- спортивные и оздоровительные развлечения: «Праздник спорта и здоровья», «Малые Олимпийские игры».
В перспективе взаимодействия с родителями планирую создать детско-родительский клуб с семьями воспитанников. Занятия в клубе планирую проводить не менее 1 раза в месяц, в вечернее время.
Для отслеживания результатов деятельности в данном направлении провожу педагогические наблюдения и анкетирование родителей по вопросам физического развития и оздоровления детей. По результатам анкетирования и педагогических наблюдений прослеживается положительная динамика в заинтересованности и участии родителей во взаимодействии. Так процент заинтересованных родителей повысился с 68% до 88%.
В ходе планомерной работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) достигнуты следующие результаты:
- созданы условия в дошкольной образовательной организации для взаимодействия с родителями (законными представителями);
- модернизирована развивающая предметно – пространственная среда;
- повысилась компетентность родителей (законных представителей) по вопросам физического развития детей.
Наиболее значимыми результатами работы по взаимодействию с родителями (законными представителями) считаю их систематическое участие в спортивных мероприятиях ДОО и района («Губернаторские состязания», «Весёлые старты», «Кросс нации», «Лыжня России»), что свидетельствует о потребности детей и родителей (законных представителей) в здоровом образе жизни.
На основании представленных результатов можно сделать вывод, что взаимодействие с родителями по вопросам физического развития и оздоровления детей, единый подход к воспитанию ребенка, проведение совместных различных образовательных и досуговых мероприятий, совместная разработка методического и практического материала, спортивного оборудования, изучения удовлетворенности родителей, имеет эффективность совместной работы и положительную динамику.
Своим опытом работы по взаимодействию с родителями регулярно делюсь с коллегами на методических объединениях районного уровня, семинарах, педагогических советах, распространяю в сети интернет. Также мною проведены консультации для педагогов по темам «Роль семьи в физическом развитии детей», «Как организовать спортивный досуг с привлечением родителей» и многие другие.
Тесное взаимодействие с родителями и коллегами привело к значительному улучшению отношений в коллективах родителей и детей. Большинство родителей отметили изменения в детях, которые стали более общительными, уверенными в себе, заботливыми, что отразилось на сплоченности всех членов семьи. Стало реальностью готовность родителей к конструктивным партнерским взаимоотношениям с сотрудниками ДОО, осознанное отношение к многообразию своих воспитательных функций в семье. У детей появился устойчивый интерес к постоянным физическим упражнениям, семейным традициям физического воспитания.
ЦИКЛ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ С УЧАСТИЕМ РОДИТЕЛЕЙ НА УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
месяц | Название мероприятия | Форма работы | Задачи |
Сентябрь | «Первые шаги к ГТО” | Физкультурный праздник с привлечением социальных партнеров Междуреченская школа (учитель физической культуры) | Привлечение родителей к активному участию в спортивном мероприятии знакомство с нормами ГТО |
«Прогулка для здоровья» | Беседа | Помочь родителям приобщать детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
«Нетрадиционные оборудования для занятия физической культуры» | Мастер-класс для родителей | Вызвать интерес у родителей при создание атрибутов своими руками. Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной деятельности | |
«Одежда для физической культуры» | Консультация для родителей (Папка-ширма) | Познакомить родителей с основными правилами правильного подбора одежды для детей; Привлечь родителей к сотрудничеству по сохранению здоровья детей | |
Октябрь | День открытых дверей «Веселая Ярмарка» | Музыкально-физкультурный праздник | Побуждать родителей к активному участию в праздниках и развлечениях; Создать положительную эмоциональную обстановку |
«Двигательный режим детей 6-7 лет» | Консультация для родителей (на сайте детского сада) | Познакомить родителей с особенностями физического развития детей в возрасте 6-7 лет | |
«Мы семьей за ЗОЖ» | Конкурс рисунков | Пропаганда здорового образа жизни | |
«Как формировать у ребенка интерес к физической культуре» | Индивидуальная беседа | Расширять представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы дома | |
Ноябрь | «Утренняя гимнастика» | Утренняя гимнастика совместно с родителями | Познакомить родителей со структурой утренней гимнастики, последовательностью выполнения упражнений, дозировкой и длительностью |
«Дорожки здоровья» | Изготовлении массажных дорожек | Предложить родителям новую полезную для детей и родителей деятельность – изготовление нестандартного физкультурного оборудования | |
«Физкультурные упражнения для оздоровления часто болеющих детей» | Консультация | Познакомить родителей с простыми в выполнении упражнениями для оздоровления часто болеющих детей | |
«Профилактика нарушения осанки и плоскостопия» | Буклет | Познакомить родителей с комплексом физических упражнений для профилактики нарушений осанки и плоскостопия. | |
Декабрь | «Лыжи для здоровья» | Поход с родителями и детьми на Лыжную базу с социальным партнером (тренер биатлонного центра) | Познакомить родителей с комплексом физических упражнений для формирования ловкости, быстроты при обучении детей ходьбе на лыжах |
«Закаляем детей» | Консультация | Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
«О детской одежде для зимних прогулок» | Памятки для родителей | Формирование представлений о здоровом образе жизни | |
«Просыпалочка» | Мастер-класс по выполнению гимнастики после сна | Ознакомление родителей с гимнастикой после сна, активизация воспитательских умений родителей по выполнению зарядки с детьми в домашних условиях | |
Январь | «Лучший спортсмен детского сада» | Спортивный конкурс с привлечение социальных партнеров «Спортивная школа» (судейство - родители) | Привлечь родителей к участию в мероприятий, демонстрация родителям социальных партнеров ДОУ |
«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» | Консультация на сайте детского сада | Познакомить родителей с методами и приемами работы с детьми по сдоровьюсбережению | |
«Профилактика плоскостопия» | Памятка | Повышение компетенции родителей в вопросе физического развития как средства профилактики плоскостопия у детей. | |
Февраль | «Ану-ка папы!» | Спортивный досуг | Содействовать возникновению у родителей и детей чувства радости, удовольствия от совместной двигательно-игровой деятельности |
«Наши достижения» | Фотовыставка спортивных достижений. | Расширять представления родителей о формах физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ | |
«Профилактика гриппа, ОРВИ». | Консультация и памятка | Помогать родителям сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка. | |
«Играем вместе с ребенком» | Беседа, рекомендации | Познакомить родителей с видами подвижных игр и формами их организации и проведения дома | |
Март | «Сдача норм ГТО» | Районный спортивный праздник | Приобщение родителей и детей к здоровому активному образу жизни, развитие физической культуры и формирование интереса к спорту через физкультурно-оздоровительную организованную |
«Мой первый значок» | Консультация | Проинформировать родителей о сдачи комплекса «ГТО» в ДОУ | |
«Моя семя за ГТО» | Конкурс поделок | Содействовать укреплению партнерских отношений детского сада и семьи | |
«Влияние спортивных привычек на здоровье ребенка» | Памятка для родителей | Пропаганда здорового образа жизни Привлекать родителей к формированию интереса детей к физической культуре | |
Апрель | «Папа, мама, я - спортивная семья» | Спортивное мероприятие | Укрепление связей «семья – детский сад», направленных на физическое воспитание, содействие укреплению взаимоотношений в семье |
«Пальчиковые игры дома» | Консультация для родителей на сайте детского сада | Научить родителей создавать условия для проведения пальчиковой гимнастики в домашней обстановке; показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики | |
«Моя спортивная семья» | Выставка рисунков | Установление эмоционально-положительного контакта родителей и детей в процессе совместной художественной деятельности | |
«Развитие у детей физических качеств в подвижных играх» | Беседа | Познакомить родителей с подвижными играми и формами их организации в выходные дни | |
Май | «Туристический рюкзачек» | Туристический поход в лесную местность(где произведена акарицидная обработка) | Заинтересовать родителей детским туризмом, как средством активного совместного отдыха |
«Красные маки» | Флешмоб приуроченный ко Дню Победы совместно с детьми и родителями | Совершенствовать работу детского сада с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников. | |
«Помним и гордимся» | Изготовление ЛЭП-бука | Повышение уровня педагогической культуры родителей. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ посредством изготовления пособия | |
«Развиваем ловкость у детей» | Беседа, рекомендации | Продемонстрировать массаж ступней ног, упражнения для профилактики нарушения осанки и плоскостопия | |
Июнь | «День защиты детей» | «Спортивный праздник» | Доставить детям и родителям удовольствие от совместного мероприятия, способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи |
«Летний оздоровительный период» | Консультация | Познакомить родителей с организацией здоровьесберегающей и физкультурно-оздоровительной работы | |
«Головной убор во время прогулок» | Беседа | С целью бережного отношения к здоровью своих детей, индивидуальные беседы о необходимой защите от воздействия солнечных лучей | |
«Как организовать активный летний отдых ребенка» | Анкеты | В целях организации качественного отдыха детей | |
Июль | «В чем сила богатырская» | Спортивный квест-игра | С целью развития двигательной активности, воспитания патриотических чувств у старших дошкольников |
“Лето - пора закаляться” | Консультация | Ознакомление родителей с особенностями закаливания дошкольников летом вне ДОУ; предложить родителям различные способы организации закаливающих процедур летом с дошкольниками вне ДОУ - приобщать родителей и детей к здоровому образу жизни | |
«Безопасность на воде» | Памятки для родителей | Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей | |
«Подвижные игры на свежем воздухе» | Индивидуальные беседы | Познакомить родителей с формами работы с детьми по приобщению детей к здоровому образу жизни, к заботе о собственном здоровье | |
Август | «Грамотный пешеход» | Физкультурный досуг | Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогами ДОУ по проблемам развития у детей навыков безопасного поведения на дорогах |
«День Флага РФ» | Мастер-класс | Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми; развивать внутрисемейные связи, эмоциональное позитивное семейное общение, умение находить общие интересы и занятия | |
«Правильный режим дня – это здоровье» | Консультация | Систематизирование знаний родителей о значении режима дня в воспитании дошкольников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание педагогического опыта инструктора по физической культуре Глазыриной Ирины Владимировны Тема: «Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого реб
«Организация взаимодействия в системе «инструктор по физической культуре – ребёнок - родитель», ориентированного на физические возможности каждого ребёнка через нетрадиционные формы физультурно- оздор...
Путешествие по стране «Физическая культура» конспект занятия по физической культуре в старшей группе с элементами круговой тренировки.
Цель: Развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости. Задачи:Образовательная: закреплять технику ходьбы и бега; формировать правильну...
Мастер – класс для инструкторов по физической культуре Исследовательский проект по физической культуре «Движение – это жизнь!»
Освоение и последующее активное применение инструкторами по физической культуре методов и приемов организации самостоятельного исследовательского поиска воспитанников в процессе познавательно - и...
Физическая культура: Открытое занятие по физической культуре на тему: "Введение мяча с правой и левой рукой"
Тема: «Введение мяча с правой и левой рукой»Цель: Приобщение детей к занятию спортом и спортивными играми. Привитие потребности в здоровом образе жизни.Задачи:Развивать и совер...
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуре Конспект развлечения по физической культуре в старшей группе Тема «Страна Здоровичков»
Взаимодействие воспитателя и инструктора по физической культуреКонспект развлечения по физической культуре в старшей группеТема «Страна Здоровичков»...
Методическая разработка для инструкторов по физической культуре и воспитателей "Брошюры для взаимодействия инструктора по физической культуре с родителями (законными представителями) дошкольников
Совет 8. Приучайте ребенка соблюдать режим дня, чередуя труд и отдых. Ничто так не вредит нервной системе ребенка, как отсутствие режима дня. Ритм жизни, предусматривающий занятия физическими...