СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОУ
учебно-методическое пособие по физкультуре (подготовительная группа)

Синько Галия Тажибаевна

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОУ

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В ДОУ

Пояснительная записка

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетания «здоровьесберегающие технологии» и формирование здорового образа жизни заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах воспитательной работы педагогов всех элементов образовательной структуры, начиная от дошкольных учреждений. Но проблема по-прежнему остается актуальной. Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

        Давным-давно, еще на заре педагогики, Януш Корчак поделился своими наблюдениями: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье…Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясни им, и они будут беречься».

       В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие ценностных ориентаций, положительных личностных качеств и активной жизненной позиции по отношению к собственному здоровью. В работе с детьми широко используются новые виды физкультурных занятий, которые дополняют и обогащают традиционные формы двигательной деятельности, ведется разработка и внедрение в практику дошкольных учреждений инновационных технологий образования и оздоровления детей.

        В настоящее время проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья  дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.

         Много лет назад немецкий ученый М. Петенкофер писал: «… не зная настоящей цены здоровью, полученному по наследству, мы издерживаем его без расчета, не заботясь о будущем. Только тогда мы узнаем цену этого богатства, тогда является у нас желание его сохранить, когда мы из здоровых превращаемся в больных».

       Поэтому, начиная с младшего возраста необходимо приобщать детей к здоровому образу жизни, формировать культуру здоровья, воспитывать осознанное отношение к ценности своего здоровья.  

        В современном обществе предъявляются высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку. Нашей стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные, инициативные и, конечно же, здоровые. В национальной доктрине образования воспитание здорового образа жизни рассматривается как одна из основных задач образования. Здоровье детей зависит не только от особенностей их физического состояния, но и от условий жизни в семье, санитарной и гигиенической культуры людей, социально-экологической ситуации в стране. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к качеству отношений дошкольного учреждения и семьи. Главным приоритетом Концепции дошкольного учреждения является оптимизация психологической и физической нагрузки воспитанников, создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.

       Роль дошкольного учреждения на сегодняшний день состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью.

Для родителей нет большей радости, чем здоровый, нормально развивающийся ребенок. Поэтому вся работа в нашем учреждении в плане здоровьесбережения, должна сегодня полностью нацелена на оздоровление ребенка-дошкольника. Именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования, которые мы можем реализовать через образовательную область «Физическое развитие».

Здоровьесберегающие технологии бывают несколько видов:

  • Медико-профилактические;
  • Физкультурно-оздоровительные
  • Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
  • Здоровьесбережения;
  • Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Так как дошкольное воспитание играет значительную роль в создании условий  для дальнейшего развития человека, а гармоническое развитие невозможно без физического воспитания, основной целью работы нашего дошкольного образовательного учреждения является Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья воспитанников.

Ведущими задачами при этом являются:

-Создание комфортного микроклимата, в детском коллективе, в ДОУ в целом;

-Внедрение современных здоровьесберегающих технологий в структуру профилактической оздоровительной и образовательно-воспитательной модели ДОУ.

-Повышение физкультурно-оздоровительной грамотности педагогов и родителей;

-Обучение навыкам здоровьесберегающих технологий: формирование у детей знаний, умений и навыков сохранения здоровья и ответственности за него;

-Формирование профессиональной позиции педагога, характеризующейся мотивацией к здоровому образу жизни, ответственности за здоровье детей.

-Повышение валеологической, медико-психолго-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Ожидаемый результат:

Достижение стабильных качественных показателей оздоровительной работы; Создание системы мер, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья воспитанников; Психологическая комфортность и безопасность условий пребывания детей дошкольного возраста в детском саду. Создание современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического и психического здоровья детей: оборудование центров двигательной активности детей в группах; соответствие физкультурного оборудования и инвентаря программным требованиям; гарантия безопасности занятий; Осознание взрослыми и детьми понятия "здоровье" и влияние образа жизни на состояние здоровья; Снижение уровня заболеваемости детей; Увеличение количества дней, проведенных ребенком в детском саду; Сформированность у детей культурно-гигиенических навыков, знаний о правильном питании, умений в организации самостоятельной двигательной деятельности (подвижные игры, упражнения, гимнастики и пр.) Повышение профессиональной компетентности педагогов, которая предполагает: знание программ, методик и технологий по здоровьесбережению детей; использование в работе диагностических данных о ребенке; создание условий для полноценного физического, психического и социально-личностного развития ребенка; систематическое планирование физкультурно-оздоровительной работы.

Основные принципы системы работы по здоровьесбережению воспитанников:

 Принцип активности и сознательности — определяется через участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.

Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;

 «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.

Доступности и индивидуализации – Оздоровительная работа в детском саду должна строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Системного подхода – оздоровительная направленность образовательного процесса достигается через комплекс избирательно вовлеченных компонентов взаимодействия и взаимоотношений, которые направлены на полезный результат – оздоровление субъектов образовательного процесса (из теории функциональных систем П.К. Анохина).

Оздоровительной направленности — нацелен на укрепление здоровья в процессе воспитания и обучения. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.

Комплексного междисциплинарного подхода. Работа учитывает тесную связь между медицинским персоналом ДОУ и педагогическим коллективом, а также отсутствие строгой предметности.

Здоровьесберегающие технологии

Виды технологий

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

  1. Технология сохранения и стимулирования здоровья

Утренняя гимнастика

Ежедневно во всех группах

Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программок для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям. Комплекс повторяется 2 недели. Длительность 6 - 12 минут, в зависимости от возраста детей. Облегченная одежда, чешки.

Двигательная разминка

В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада. Позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей.

Игровые упражнения, используемые в разминке, хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10-12 минут), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.

Динамические паузы, физ. минутки

Ежедневно, во время занятий, 2-5 мин., в середине занятия или по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. Не менее 2-4 раза в день.

Длительность в течении дня:

 6-10 минут для младшего дошкольного возраста

10-15 минут средний дошкольный возраст

15-20 минут старший дошкольный возраст

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей. Для всех возрастных групп.

 

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Пальчиковая гимнастика

С младшего возраста индивидуально , с подгруппой, фронтально, ежедневно.

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз

Ежедневно по 3-5 минут, в любое свободное время с младшего возраста.

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкцию об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Бодрящая гимнастика

Ежедневно после дневного сна, 5-10 минут, помогает улучшить настроение детей, поднять мышечный тонус, а также способствует профилактике нарушений осанки и стопы.

В течении года используются различные варианты гимнастики

Корригирующая гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей

Спортивные досуги

1 раз в месяц в каждой группе

Длительность 20-50 минут

2 Технологии обучения здоровому образу жизни

ООД по физической культуре

2-3 раза в неделю в спортивном или в музыкальных залах

Младший дошкольный возраст – 15 минут, средний дошкольный возраст – 20 минут, старший дошкольный возраст 25-30 минут

ООД проводятся  в соответствии с программой. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение, облегченная одежда, спортивная обувь.

Самомассаж

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Используются основные массажные приемы: поглаживание, растирание, разминание, вибрация

Точечный самомассаж

Проводится в течение всего года, особое внимание в преддверии эпидемии, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время (после дневного сна)

Проводится строго по специальной методике. Приемы массажа легко освоить взрослым, а потом научить детей. Показан детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР- органов. Используется наглядный материал

3 Коррекционные технологии

Технологии коррекции поведения

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 минут со старшего дошкольного возраста

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку – дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме , имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего дошкольного возраста по 25-30 минут

Занятия проводятся по специальным методикам

Медико-профилактические технологии

Организация рационального режима дня

Ежедневный утренний прием детей проводится воспитателями и медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья детей. Детям проводится термометрия.

Обеспечение благоприятной гигиенической обстановки

Ежедневный режим прогулок 3-4 часа

Создание условий для выполнения двигательного режима

Обеспечение суточной продолжительности сна. Общая продолжительность суточного сна для детей дошкольного возраста 12-12,5 часа, из которых 2-2,5 часа отводится на дневной сон. Перед сном не рекомендуется проведение подвижных эмоциональных игр, закаливающих процедур. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

Полноценное питание

Питание детей организуется в помещении групповой.

Доставка пищи от пищеблока до групповой осуществляется в специально выделенных промаркированных закрытых емкостях. Маркировка должна предусматривать групповую принадлежность и вид блюда (первое, второе, третье) Сервировка стола

Оздоровительные и закаливающие мероприятия

Щадящий режим в период адаптации.

Умывание прохладной водой (маркировка полотенец, при отсутствии ребенка один день-полотенце сварачивается).

Полоскание рта водой комнатной температуры .

Воздушных ванн является поддержание оптимальной температуры воздуха в помещениях: 20-22 С (облегченная одежда; короткий рукав, носки)

Прогулка - один из важнейших режимных моментов, во время которого дети могут в достаточной степени реализовать свои двигательные потребности. Рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3 – 4 часа. При температуре воздуха ниже минус 15 С и скорости ветра более 7 м в секунду продолжительность прогулок рекомендовано сократить.

Организация лечебно-профилактическая работа (мероприятий)

Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха , направление ветра, эффективности отопительной системы. Контроль за температурой воздуха во всех основных помещениях пребывания детей осуществляется с помощью бытовых термометров;

Постоянный контроль за осанкой;

Подбор мебели в соответствии росту;

Вакцинация против гриппа;

Употребление соков, фруктов;

Кварцевание групп.

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ

Стулья и столы должны быть одной группы мебели, соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами  и промаркированы;

В ДОУ используются игрушки, безвредные для здоровья детейотвечающие СанПиН требованиям и имеющие документы, подтверждающие безопасность;

Не загромождать групповые и спальные помещения мебелью.

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов

Дети обеспечиваются индивидуальными полотенцами, постельными принадлежностями, маркируется индивидуально для каждого ребенка у ножного края,  смена не реже одного раза в неделю; предметами личной гигиены (расческами)

Влажная уборка в спальнях проводится после дневного сна, в групповых - после каждого приема пищи

Кровати должны соответствовать росту детей;

Должен быть организован правильный питьевой режим. Допускается использование кипяченной питьевой воды, при условии ее хранения не более 3- х часов;

Игрушки моются ежедневно в конце дня;

Соблюдать правила применения и хранения моющих средств.

Модель физкультурно-оздоровительной работы

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50%, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% - хронически больны.  В связи с этим возникают вопросы:  Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья? Как развивать интерес воспитанников к занятиям физкультурой, потребность в здоровом образе жизни? Для ответа на вопросы мы решили в детском саду создать модель оздоровительной работы, которая бы позволила решить  большую часть проблем физического развития ребёнка в условиях ДОУ.

Цель создания нашей модели: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности и потребности в здоровом образе жизни .

Задачи:

- Совершенствование условий для обеспечения физического и психического здоровья детей.

- Повышение педагогического мастерства.

- Комплексный подход и реализация физкультурно-оздоровительных мероприятий в контакте со всеми участниками педагогического процесса (педагоги, медицинские работники, родители, дети).

- Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

- Воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Физкультурно – оздоровительная работа

Диагностика уровня физического развития и состояния здоровья

Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ строится на основании результатов медико-педагогической диагностики, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Система комплексной диагностики включает в себя:

-регулярный осмотр детей медицинским персоналом ДОУ;

-периодический осмотр специалистами детской поликлиники;

-педагогическая диагностика общей физической подготовленности детей;

-определение соответствия образовательной среды возрастным, индивидуальным особенностям детей, состоянию их здоровья;

-своевременное выявление факторов риска для здоровья воспитанников и их развития;

-психологическое обследование детей с целью сохранения психического здоровья детей.

Оптимизация режима дня

Оптимальная организация режима дня в ДОУ обеспечивает необходимый уровень физического, психологического и гармоничного развития воспитанников. Режим дня выстроен с учетом специфики сезона, суточного ритма физиологических функций, что способствует возникновению у детей прочных условных связей, облегчающих переход от одного вида деятельности к другому. Каждая возрастная группа имеет свой распорядок дня, учитывающий особенности дошкольников данного возраста, и включает в себя систему оздоровительных мероприятий. Объём образовательной нагрузки не превышает максимально допустимую норму в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13.

Организация двигательной активности

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Двигательная активность - биологическая потребность организма, от удовлетворения которой зависит здоровье детей, их физическое и общее развитие.

Учитывая наличие в нашем саду современной оснащенной материально-технической базы, созданы необходимые условия для повышения двигательной активности детей. Для проведения организованной образовательной деятельности по физическому развитию, спортивный зал оснащен необходимым современным инвентарем  и оборудованием. Это дает возможность выполнять с детьми элементы футбола, баскетбола, заниматься гимнастикой не только на спортивных матах, но и на фитболах, потренироваться на детских тренажерах, а так же освоить азы прыжков на батуте. В групповых комнатах создана развивающая среда, «Центры двигательной активности», наполнены разнообразными пособиями, спортивным оборудованием, тренажёрами, в том числе и изготовленные своими руками, картотекой с изображением разных видов спорта; картотекой подвижных игр и графическими изображениями выполнения упражнений. Дети обеспечены атрибутами, побуждающими к двигательной игровой деятельности (мячи, обручи, скакалки и т.д.). На территории детского сада оборудованы две физкультурные площадки для подвижных и спортивных игр.

Наряду с традиционными формами организации двигательной активности (подвижные игры во время утреннего приёма; утренняя гимнастика; динамические паузы во время организованной образовательной деятельности (физкультминутки, релаксация); физкультурные занятия в спортивном зале и на открытом воздухе в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13; занятия в бассейне; музыкально-ритмичные движения на музыкальных занятиях; двигательная деятельность на прогулке; корригирующая гимнастика после дневного сна; физкультурные досуги, дни здоровья и развлечения) мы широко применяем инновационные формы (фитбол-гимнастика; игровой стретчинг; занятия на тренажёрах).

Организация рационального питания

Рациональный режим питания в ДОУ соответствует физиологическим особенностям ребенка. В учреждении организуется 5-и разовое питание (завтрак, 2-завтрак, обед, полдник, ужин), в соответствии с примерным меню на основе картотеки блюд с учетом сезонного наличия овощей, фруктов, зелени.  Объем пищи рассчитывается с учетом возраста, а также при составлении меню учитывается распределение  каллорийности 12 часового пребывания детей в детском саду. Организован питьевой режим, обеспечивающий безопасность качества питьевой воды. Особое внимание уделяется детям с пищевой аллергией и атопическими дерматитами. Для них готовятся блюда отдельно согласно рекомендациям врача-аллерголога. Контроль за соблюдением натуральных норм питания осуществляется путем соответствия их утвержденным нормам питания детей СанПин 2.4.1.3049-13.

Система закаливания

Система закаливания предполагает облегченную одежду для детей в детском саду, сон с доступом свежего воздуха в теплое время года, гимнастику после сна, мытье прохладной водой рук, полоскание рта водой комнатной температуры, ходьба по корригирующим дорожкам, контрастное обливание ног (летом), хождение босиком (летом), игровой массаж. Комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов: солнца, воздуха, воды, проводится под руководством медицинской сестры, с учетом состояния здоровья детей и местных условий.

Охрана психического здоровья

В детском саду реализуется комплексная система психолого-педагогических мероприятий, которые включают в себя создание условий для психопрофилактической поддержки детей, направленных на обучение основам коммуникации, обогащение эмоционального опыта ребенка, смягчение и устранение эмоциональной неустойчивости, агрессивности, тревожности. Что определяет необходимость и включенность разнопрофильных специалистов в физкультурно-оздоровительной работе (педагог психолог, педагог дефектолог).

Воспитанники посещают сенсорную комнату оснащенную различного рода стимуляторами воздействующими на органы чувств ребенка. В ней присутствуют элементы, которые воздействуют на вестибулярные рецепторы, органы осязания, слуха и зрения.

В каждой группе оборудован «Центр уединения» создающий атмосферу комфорта, помогающую ребенку расслабиться.

В ДОУ широко используются психотренинги, психогимнастика, песочная терапия, музыкотерапия и сказкотерапия, с учетом индивидуальных предпочтений ребенка.

Интерьер детского сада воссоздает домашнюю атмосферу, при этом ярок, разнообразен. Он обеспечивает детям богатство сенсорных впечатлений.

Профилактические мероприятия

Профилактическая работа строится на основе анализа заболеваемости воспитанников за предыдущие годы, результатов диагностических данных состояния здоровья детей, уровня их физического развития и двигательной подготовленности.

В ДОУ соблюдается противоэпидемический режим. Ежедневно проводится ионизация помещений. Для предупреждения ОРВИ и гриппа, применяются профилактические прививки, натуропатия (чесночные бусы).

В целях профилактики гиповитаминозов проводят искусственную витаминизацию холодных напитков (компот и др.). Для профилактики йод-дефицитных состояний у детей при приготовлении пищи используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов. 

Коррекционная работа

В ДОУ созданы необходимые условия для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья. В учреждении всем детям обеспечен равный доступ к образованию с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Для реализации коррекционной помощи в учреждении организована работа психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк). На основании заключения ТПМПК определяются методы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Вопрос о выборе системы методов и методических приемов решается на заседании ПМПк учреждения, инструктором по физической культуре совместно с педагогом-психологом, учителем-дефектологом, учителем-логопедом. В процессе образовательной деятельности гибко сочетаются индивидуальный и дифференцированный подходы, которые предоставляют детям равные возможности принимать участие во всех видах занятий.

Культура здоровья

Параллельно с физическим развитием идет обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал ограничено включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленные на профилактику плоскостопия, сколиоза,  дыхательной системы, утомляемости глаз, формируются навыки самомассажа. Работа предусматривает подбор и использование комплекса методического обеспечения физкультурно - образовательной деятельности.

Взаимодействие с семьёй

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей,  повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления и физического воспитания детей. Родители (законные представители)  выступают в роли полноправных партнеров и участников образовательного процесса. Организуя взаимодействие с семьей по вопросам оздоровления детей, используются следующие формы работы: информационные стенды для родителей, папки передвижки, консультации специалистов. Опросники, тесты и анкетирование – эти методы позволяют нам получить информацию от родителей по вопросам физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, получить информацию о ребенке, о его жизни в семье, анализировать качество проводимой работы с родителями. Использование нетрадиционных форм позволяет в оживленной, интересной беседе с родителями, обмениваться опытом оздоровления детей, общаться и получать исчерпывающие ответы от специалистов, высказывать свое мнение. Конкурсы, выставки совместных работ детей и родителей.

Спортивные мероприятия в детском саду проводятся в течение года по разным видам спорта. Основная их цель – помочь каждому ребенку проявить себя в любимом виде спорта, ощутить себя членом команды, разделить с товарищем ответственность за ее победу, показать свои лучшие качества. А участие в соревнованиях детей и родителей благотворно влияет на взаимоотношения в семье, вызывает чувство гордости за общие и индивидуальные победы, позволяет лучше узнать друг друга и побуждает родителя поощрять спортивные интересы ребенка.

В ДОУ реализуется проект  «К вершинам спорта». Планируемым результатом является достижение ребенком уровня, соответствующего требованиям Комплекса ГТО I ступени:

Используемые методы и приемы во взаимодействии ДОУ с родителями (законными представителями) формируют в семейной среде систему мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом.

Взаимодействие с социальными институтами

Благодаря сотрудничеству ДОУ с социальными партнерами создается благоприятная эмоциональная атмосфера для формирования единого образовательного пространства, повышения эффективности воспитательной деятельности в области физической культуры и спорта. Выпускники детского сада легко адаптируются в новых социальных условиях (при поступлении в школу), активно участвуют в различных спортивных мероприятиях, посещают кружки и  спортивные секций.

Взаимодействие с педагогами

Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ напрямую зависит от взаимодействия и взаимопонимания всего педагогического коллектива. Только совместными усилиями можно решить поставленные задачи, а значит, рассчитывать на положительные результаты своего труда.

В своей работе я  оказываю методическую помощь по вопросам физического воспитания всем педагогам ДОУ (провожу различные консультации, выступаю на педагогических советах, семинарах-практикумах, медико-педагогических советах и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

опыт работы на тему: « Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста».

Исходная ситуацияКонцепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает ...

Опыт работы «Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ»

Сущность опыта состоит в обеспечении физического здоровья, здорового образа  жизни воспитанников путем  оптимального сочетания теории и практики, выбора современных  здоровьесберегающих...

Описание опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе»

В соответствии с ФГОС ДО, требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определяют, как одну из важнейших задач, охрану и укрепление здоровья воспитанников чере...

«Использование современных здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности ДОУ»

Психика ребенка устроена так, что малыша практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие либо, даже самые полезные упражнения. Ребёнку должно быть интересно это делать не потому, что ...

Применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Физкультурное занятие в средней группе «Поход в осенний сказочный

Формирование двигательной и познавательной активности детей, расширение представления детей о здоровом образе жизни....

Применение здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Физкультурное занятие в средней группе "Поход в осенний сказочный лес"

Формирование двигательной и познавательной активности детей, расширение представления детей о здоровом образе жизни....

Физкультурно - оздоровительный проект : «Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы»

Физкультурно - оздоровительный проект " Использование здоровьесберегающих технологий в физкультурно-оздоровительном воспитании детей младшей группы"...