Татарские народные подвижные игры
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tatarskie_narodnye_podvizhnye_igry.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида №86»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

«Татарские народные

подвижные игры на занятиях по плаванию»

(подготовительная к школе группа)

                                                         Составила и провела инструктор по        

                                                                  плаванию: Хасанова Г.Д.

    Тема:        «Татарские народные подвижные игры на занятиях по плаванию».

Возраст: подготовительная к школе группа

Цель:        укрепление здоровья и физического развития  детей.

    Задачи:  - воспитывать умения в любых ситуациях и в том числе игровых,   проявлять свои качества в упражнениях в воде;

                    - закреплять умение двигаться в  воде в разных направлениях не     мешая друг другу;

                    - продолжать учить детей организованно действовать по сигналу, развивать быстроту, ловкость, умение держаться в воде.

                    - формировать через татарские народные подвижные игры  устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны.

        

Методические приемы:

1.Наглядный

-        рассматривание демонстрационного материала, показ

-          зрительные и звуковые ориентиры

-          имитация

-          образные названия и сравнения

-          помощь педагога

 

2.        Словесный:

-          беседа, рассказ

-          объяснения, указания, команды

-          названия упражнений

-          художественное слово

 

3.  Практический:

-          выполнение заданий детьми,

-   повторение  упражнений

 

Предварительная работа:

  -        Рассматривание   иллюстраций  с  показом татарских народных игр;

-  учить и запоминать водные упражнения.

Индивидуальная работа:

- Разучивание слов игр с детьми.  

Предшествующая работа инструктора  по физической культуре по подготовке к занятию:

- Сделать из картона два домика, из больших ковриков вырезать круглые коврики.

Структура занятия:

1 часть:                Вводная

        -  Упражнения на суше;

      -  Водные процедуры.

2 часть:                Основная  (бассейн)

Татарские подвижные игры:

-  «Ловишки» (Тотыш уены);

-  «Продаем горшки» (Чүлмәк уены);

-  «Жмурки» (Күзбәйләү уены);

-  «Тимербай»;

-  «Перехватчики» (Куышу уены);

-  «Мяч по кругу» (Төенчек уены).

   3 часть:                Заключительная

       -  Ныряние под водой;

       -  Выход из воды.

     

    Ход занятия:

  1. Обычная ходьба (1 круг);
  2. Ходьба на носках, руки за голову;
  3. Обычная ходьба;
  4. Ходьба на пятках, руки на поясе;
  5. Обычная ходьба;
  6. Бег на носках;
  7. Гусиный шаг;
  8. Обычная ходьба;
  9. Построение в две колонны: - упражнение «Стрела»;

И.п.: ноги вместе, руки над головой.

На счёт 1 – подняться на носочки;

На счёт 2 – и.п. (5-6 раз)

-упражнение «Поплавок» и «Звезда»

И.п.: ноги раздвинуть, руки над головой прямые («Звезда»)

На счёт 1 – прыгая, садится, обнимая колени руками, голову положить на колени («Поплавок»);

На счёт 2 – и.п. (5-6 раз);

- упражнение «Плаваем»

И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе

    По сигналу – плавать, делая размахи руками вперед, руки не  

    сгибать, и голова смотрит вниз (1 минуту);

    Упражнение, сидя на полу: ноги скрестить, руки прямые                        

    вперед, садится на пол;

    - упражнение «Работают ноги»

И.п.: руки сзади на полу, ноги вытянуть

На счет 1-поднимать правую ногу как можно выше (колени не сгибать)

На счет 2- и.п.

На счет 3- поднимать левую ногу как можно выше (колени не сгибать)

  На счет 4- и.п. (по 10-12 раз)

  -упражнение «Велосипед»

  И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги прямые на полу

  На счет 1,2,3,4,5,6,7,8 –делать круговые движения ногами

  На счет 9 – и.п. (1 минуту)

  Сидя скрестить ноги, руки вперед, встать на ноги.

По сигналу строиться в один ряд, шагать, делая упражнения на                        дыхание: руки вверх–вдох через нос, руки вниз–выдох через рот.

Дети проходят в душевую, надевают резиновые шапочки, принимают душ, надевают купальник проходят в бассейн.

Ведущий:  Дети, мы сегодня собрались, чтобы  играть в воде татарские подвижные игры. Давайте вспомним, какие татарские подвижные игры, вы знаете.

Дети: «Ловишки» (Тотыш уены), «Жмурки» (Күзбәйләү уены), «Перехватчики» (Куышу уены), «Тимербай», «Мяч по кругу» (Төенчек уены), «Продаем горшки» (Чүлмәк уены).

        

Ведущий: Молодцы, дети. Вы очень много татарских игр знаете. А давайте сейчас поиграем эти игры не на суше, а в воде.

                  Вначале немножко согреемся, поиграем татарскую подвижную игру «Ловишки» (Тотыш уены). Слушайте внимательно, как надо играть,  как вести себя и правила игры.

                  По сигналу все играющие разбегаются по бассейну. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем, вчетвером и т.д. они ловят бегающих, пока не поймают всех.

                  Правила игры: пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманные ловят всех остальных, только взявшись за руки.

Ведущий: Молодцы, ребята! Следующая игра называется «Продаем горшки» (Чүлмәк уены). Играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись в бассейн, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок – хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

                   Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор: - Эй, дружок, продай горшок!

                 - Покупай.

                 - Сколько дать тебе рублей?

                 - Три отдай.

                    Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

                    Правила игры: Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Ведущий: Молодцы! Следующая татарская игра называется «Жмурки» (Күз бәйләү уены). Определяют водящего, завязывают ему глаза и ставят в центр. Остальные игроки встают на коврики в круг вокруг него. Водящий приближается к игроку, чтобы поймать его. Тот, не выходя из своего коврика, старается увернуться от него, то наклоняясь, то приседая. Водящий должен не только поймать, но и назвать игрока по имени. Если он правильно назовет имя, участники игры говорят: «Открой глаза!» - и водящим становится пойманный. Если же имя будет названо неправильно, игроки, не произнося ни слова, делают несколько хлопков, давая этим понять, что водящий ошибся, и игра продолжается дальше. Игроки меняются ковриками, прыгая на одной ноге.

               Правила игры: Водящий не имеет права подсматривать. Во время игры никому нельзя выходить за пределы круга. Обмениваться ковриками разрешается только тогда, когда водящий находится на противоположной стороне круга.

Ведущий: Мы сейчас покажем татарскую народную игру  «Тимербай». Играющие, взявшись за руки,  делают  круг. Выбирается водящий – Тимербай. Он становится в центре круга.

Водящий: Пять детей у Тимербая,

                Дружно, весело играют.

                В речке быстро искупались,

                Нашалились, наплескались,

                Хорошенечко отмылись

                И красиво нарядились.

                И ни есть, ни пить не стали,

                В лес под вечер прибежали,

                Друг на друга поглядели,

                Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь водное упражнение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместе себя.

                 Правила игры: Водные упражнения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные водные упражнения надо выполнять точно. Можно показать разные водные упражнения: «Лодочка», «Стрела», «Поплавок»…

Ведущий: Хорошо, ребята. Вы и с этой игрой справились. Слушайте следующую игру, называется «Перехватчики» (Куышу уены).

                   На противоположных концах бассейна  два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

                   Мы умеем быстро бегать,

                   Любим прыгать и скакать.

                   Раз, два, три, четыре, пять,

                   Ни за что нас не поймать!

                   После окончания этих слов все бегут врассыпную через бассейн в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

                     Правила игры: Водящий ловит игроков, прикасаясь к их плечу рукой. Запятнанные отходят в условленное место.

                   

Ведущий: Молодцы, ребята! Следующая игра называется «Мяч по кругу» (Төенчек уены).

                   Играющие стоят, образуя круг. Водящий стоит за кругом с мячом. По сигналу водящий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и старается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от кого был пойман мяч.

                   Правила игры: Передача мяча выполняется путем броска с поворотом. Ловящий должен быть готов к приему мяча. При повторении игры мяч передается тому, кто остался вне игры.

         

Ведущий: Ребята, молодцы! Очень много татарских подвижных игр вы знаете. А теперь после слов: «Ахыргысы, майлыккысы, бер чумып чыгарлыккысы» ныряем и выходим из бассейна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через народные подвижные игры"

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что трево...

НАРОДНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА. НАРОДНАЯ ПОДВИЖНАЯ ИГРА.

Народная педагогика – составная и неотъемлемая часть общей духовной культуры народа. Необходимость использования народных подвижных игр для подрастающего поколения....

Статья инструктора по физической культуре на тему: «Народные подвижные игры, как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре»

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития.                      ...

КАРТОТЕКА татарских народных подвижных игр

КАРТОТЕКА  татарских подвижных игр...

Методические рекомендации для педагогов по организации и проведению народных подвижных игр «Народные подвижные игры как средство повышения двигательной активности детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет молодым  педагогам детского сада познавательно   и интересно организовать и провести  народные подвижные игры с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект подвижной игры Тема: «Русские народные подвижные игры- забавы»

Продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Приобщать детей к русской культуре....