Утренняя гимнастика (старший дошкольный возраст).
консультация по физкультуре (старшая группа)

Авдеева Галия Мухамедгалиевна

Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utrennyaya_zaryadka.docx149.05 КБ

Предварительный просмотр:

Как провести утреннюю гимнастику в детском саду ( старший https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-02/1676877316_gas-kvas-com-p-risunok-na-temu-na-zaryadku-stanovis-42.jpgдошкольный возраст).

Удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) в двигательной активности является одной из приоритетных задач программы работы детского сада. Среди форм проведения физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает утренняя гимнастика. Кроме своего основного предназначения: сохранения и укрепления здоровья, зарядка с утра помогает воспитывать волевые качества ребёнка. Учитывая столь широкий спектр целей и задач организации утренней гимнастики в учебно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), психолого-педагогическим и методическим аспектам её проведения в старшей группе стоит уделить особое внимание.

Роль зарядки в образовательном процессе:

Утренняя гимнастика (зарядка, гигиеническая гимнастика) представляет собой комплекс физических нагрузок в игровой форме, составляющий часть двигательного режима воспитанников детского сада, который помогает укреплять, сохранять и совершенствовать физическую форму, а также способствует успешному началу рабочего дня и организации последующих видов деятельности.

Цели и задачи организации зарядки.

В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является:

  • совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний);
  • проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений осанки;
  • выработка красиво ходить;
  • закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают товарищи;
  • воспитание основ культуры здоровья, связанных с осознанием его ценности;
  • приобщение к занятиям спортом (многие ребята старшего дошкольного возраста пробуют свои силы в занятиях любительским или профессиональным спортом);
  • воспитание трудолюбия, целеустремлённости, дисциплинированности, а также поощрение самостоятельности.

Утренняя зарядка направлена на общее физическое развитие детей

Чтобы реализовать поставленные цели, при проведении зарядки педагог решает следующие образовательные задачи:

  • способствовать пробуждению организма ребёнка (к примеру, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей уже вполне сформирован биологический ритм подъёма и отхода ко сну, поэтому «совам» начинать новый рабочий день приходится нелегко, а значит, они нуждаются в помощи);
  • стимулировать работу сердца, сосудов и органов дыхания (например, с помощью беговых упражнений и прыжков), активизирует зрительные и слуховые каналы восприятия;
  • тренировать и укреплять мышцы;
  • повышать выносливость (это достигается за счёт обогащения тканей и органов кислородом в процессе выполнения зарядки);
  • задавать организованный характер занятиям другими видами деятельности;
  • объединять ребят общим видом активности (утренняя гимнастика переключает внимание детей с игр, общения на выполнение единого для всех комплекса физических упражнений);
  • знакомиться с разными видами спорта, в том числе и сезонными (дети также узнают факты из истории того или иного вида спорта, имена известных спортсменов и пр.);
  • выделять виды спорта для занятий вне стен детского сада (одним из способов это сделать является близкое знакомство с разными видами спортивных занятий — посещение местного катка, бассейна).

Условия для организации зарядки в старшей группе.

Требования к проведению комплекса физических упражнений с утра регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

  1. Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.
  2. Длительность комплекса физических упражнений в старшей группе составляет от 8 до 10 минут.
  3. В зимний период и в плохую погоду зарядка проводится в спортивном или музыкальном зале, в летние дни гимнастика организуется на улице.
  4. При проведении гимнастики в помещении, его необходимо предварительно проветрить и позаботиться о том, чтобы температура воздуха не превышала отметку в 16 градусов.
  5. За подготовку и проведение утренней гимнастики отвечает либо воспитатель, либо инструктор по физическому воспитанию. Последний назначается ответственным в случае, если зарядка проводится на улице. Такое распределение ролей связано ещё и с тем, что на площадке утренняя зарядка обычно организуется сразу для нескольких групп.
  6. Дети и педагог обязательно должны быть одеты в спортивную одежду. Малыши надевают шорты и футболки или спортивные костюмы в зависимости от погоды. Волосы у девочек и педагога обязательно должны быть подвязаны.
  7. В утренний блок включается 5–6 упражнений общеразвивающего характера, которые проводятся из разных исходных положений с привлечением спортивного инвентаря (мячей, скакалок, обручей и пр.), а также без предметов.
  8. На отработку одного комплекса отводится около недели. Каждое упражнение выполняется в 3–4 подхода.

Старшие дошкольники довольно быстро усваивают порядок выполнения упражнений.

  1. Для поддержания положительного настроя нужно чередовать разные виды физических упражнений. На них остановимся позже.
  2. Дети принимают активное участие в процессе подготовки инвентаря для зарядки (мячей, обручей и пр.).
  3. Роль педагога при проведении зарядки меняется в сравнении с младшими и средней группами. Теперь взрослый остаётся на позиции наблюдателя, который показывает упражнения только в первый-второй день освоения комплекса. Затем к демонстрации необходимо подключать ребят, хорошо усвоивших движения. Время, которое таким образом освободилось, педагог тратит на осуществление индивидуального подхода, в частности, напоминания отдельным малышам о правильном дыхании, последовательности движений и т.д.
  4. Зарядка — дело добровольное. Так что если ребёнок отказывается работать вместе с товарищами, не нужно настаивать. Но необходимо после утренней гимнастики и завтрака в личной беседе выяснить причины такого поведения малыша.
  5. Задания в зарядке должны быть представлены по мере возможности в игровой форме и в сопровождении рифмовок, песенок.
  6. Для поддержания интереса у детей в один комплекс нужно включать упражнения разных видов.

Виды упражнений для утренней гимнастики в старшей группе.

Скука — главный враг любого вида деятельности, в том числе и зарядки. Однако у этого вида активности есть ещё и задача воздействовать на все группы мышц. То есть помочь всестороннему физическому становлению малыша и при этом не наскучить можно созданием комплексов упражнений игрового характера, направленных на решение конкретной задачи развития. Поэтому существует несколько видов заданий для зарядки:

  • направленные на общее развитие (комбинации из прыжков, ходьба, бег), но при этом задания не объединены общей сюжетной линией;
  • комплексы с сюжетом (это такие же общеразвивающие блоки, но с общими героями, сюжетными поворотами, например, «Птицы и насекомые», «Новый год» и др.);
  • блоки упражнений с предметами — мячами, обручами (могут быть сюжетными и бессюжетными);
  • блок из 3–4 подвижных игр (к примеру, «Xитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Карусель», «Кружева»);
  • гимнастика с элементами аэробики (такие комплексы разрабатываются инструктором по физическому воспитанию и проводятся обычно только в помещении);
  • соревнования в беге (это летний вид зарядки);
  • преодоление полосы препятствий, составленной из мягких модулей (в старшем дошкольном возрасте такой вид утренней гимнастики уже не пользуется былой популярностью у детей);
  • зарядка на тренажёрах (беговых дорожках, батутах).

Из чего состоит утренняя гимнастика.

Вне зависимости от того, сюжетный или бессюжетный комплекс отрабатывается, каждая зарядка включает задания на:

  • укрепление мышечного скелета;
  • бег (с препятствиями и без, медленный и быстрый и т.д.);
  • ходьбу в спокойном темпе и/или игру подвижного характера.

Приёмы для проведения зарядки:

Поскольку зарядка является полноценной частью образовательного процесса, то при её подготовке и проведении педагог пользуется стандартным набором из четырёх групп приёмов.

Словесные приёмы

В старшем дошкольном возрасте слово становится основным средством воздействия на ребёнка, оставив позади даже зрительный канал восприятия. Ребята 5–6 лет учатся составлять цельные, логичные монологические высказывания, активно включаются в диалог, поэтому речь взрослого для них представляет своего рода образец, модель для подражания.

Объяснение

Как уже было сказано, педагог вдаётся в детальное описание порядка выполнения упражнения только в первый-второй день знакомства с комплексом. Затем взрослый призывает самих детей вспоминать, что за чем выполняется. При этом даже в те первые 1–2 дня объяснения нужно строить логично, используя конкретные понятия, простые синтаксические конструкции и доступную для понимания малышами лексику.

Загадки и стихотворения

Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с организацией любого вида деятельности в детском саду, является поиск подходящих способов мотивировать малышей. К беспроигрышным вариантам включить детей в работу относятся загадки: кроме актуализации опорных знаний, этот словесный приём ещё и пробуждает в ребятах азарт разгадать вопрос и дать ответ быстрее товарищей.

Стихотворения также представляют собой отличную мотивационную основу. При проведении зарядки, состоящей из упражнений общеразвивающего характера без сюжета, с воспитанниками старшей группы мы повторяем стихотворение о пользе физкультуры:

Рифмовки могут использоваться не только в качестве способа начать утреннюю гимнастику, но и как основа проведения зарядки, в которой слова иллюстрируются движениями.

Это интересно. Некоторые рифмованные комплексы могут носить соревновательный характер.

Таблица: примеры гимнастики в стихах для старшей группы

Название

Слова движения

«Лесные животные»

Мишка ходит косолапый,
Сильно расставляя лапы (изображаем, как, переваливаясь, ходит мишка),
Белка прыгает по лесу –
Рыжехвостая принцесса (подпрыгиваем).
Очень плавно и без страха
Ходит в поле черепаха (становимся на четвереньки и медленно передвигаемся).
Лошадь бегает рысцою
И прокатит нас с тобою (бегаем, перебирая ногами, как лошадь).
Ну, а цапля, чудо-птица,
Длинноногая девица,
Простояла, словно свечка,
На одной ноге весь вечер!
(Все поджимают одну ногу и стоят так, кто сколько выдержит. Ведущий считает: один, два, три и т.д., дожидаясь проигравших. Кто дольше всех продержался, стоя на одной ножке, тот и выиграл).

«Грибы»

Боровик ведёт зарядку:
-Рассчитаться, по порядку!
В шляпках круглых и на ножке,
На полянах, у дорожки,
На траве, во мху, в песочке,
Появляются грибочки.
Вот маслята-крепыши,
Вот опята-малыши.
Дождевой попив водички,
Смотрят весело лисички,
В шляпках красных сыроежки
Приготовились к пробежке,
Бодрый груздь бежит по склону,
Рыжик делает наклоны,
Загорелый моховик
Среди листьев —
Прыг,
Прыг,
Прыг!
Только бледные поганки,
Нахлобучили панамки
И стоят под косогором
С вредным дядькой мухомором.
Без лентяев начинаем,
Упражнения повторяем!
Раз — повыше потянулись,
Два — под листики пригнулись,
Три — ползком в пушистый мох,
Поворот на солнце, вдоооох.
Приседаем — раз, два, три!
Пять отжимов от земли!
Молодцы! Скорее в душ
И бегом в лесную глушь!

Сказочные сюжеты

В 5–6 лет дети по-прежнему любят сказки. Поэтому в работе с детьми старшей группы я периодически использую этот словесный приём не только для мотивации малышей, но и как основу для обсуждения важности здорового образа жизни.

При разработке сюжета следует учитывать, что:

  • в сказку не стоит включать больше 1–2 поворота сюжета;
  • персонажи должны быть запоминающимися (например, своими привычками или именами);
  • к сюжету стоит подобрать игрушки или картинки, иллюстрирующие персонажей.

Группа наглядных приёмов

Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте при проведении зарядки наглядность не играет столь важной роли, как, например, в средней группе, иллюстрации к комплексам в работу включать всё равно стоит: детям так будет проще воспринимать порядок выполнения действий. То же самое можно сказать и о демонстрации: личный пример педагога — это лучший способ добиться от малышей правильности выполнения упражнения. Постепенно демонстрацию стоит оставлять за ребятами, которые успешно освоили выполнение того или иного движения. В качестве демонстрационного образца можно использовать видео ролики, в которых упражнения выполняются сверстниками.

Группа игровых приёмов

Зарядка проводится в игровой форме, что помогает детям легче и быстрее осваивать комплексы упражнений. Кроме того, подвижные игры с элементами театрализации могут составлять отдельные блоки зарядки.

Таблица: примеры подвижных игр для утренней гимнастики в старшей группе

Какое умение (навык) отрабатывается

Название игры

Цели игры

Содержание

Бег, ориентирование в пространстве

«Гуси-Лебеди»

  • отрабатывать навык бега с увёртыванием;
  • развивать умение выполнять движения по сигналу.

Участок зала отделяется под дом для гусей, в центре площадки — логово волка, а остальная площадь — луг. Пастух выгоняет гусей на прогулку, проговаривая рифмовку «Гуси, гуси, га-га-га…». На последние слова из логова выходит волк и старается поймать гусей, которые бегут к своему дому. По сигналу водящего-взрослого подсчитываются «потери».

Развитие равновесия

«Танцующие платочки»

  • отрабатывать умение держать равновесие;
  • развивать чувство ритма.

Дети кладут яркий платочек на какую-то часть тела и стараются выполнять движения под ритм звучащей музыки.

Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы

«Скок-поскок»

Учиться прыгать под ритм рифмовки, оттолкнувшись двумя ногами.

Малыши строятся в две шеренги напротив друг друга. По очереди прыжками добираются навстречу друг другу, параллельно выполняя дополнительные задания: присесть, поднять руки и т.д.

Навык подражания

«Наш цирк»

  • тренировать навык копирования движений друг друга;
  • отрабатывать умение двигаться слаженно.

Дети становятся друг за другом, положив руки на плечи партнёра. Воспитатель называет животное, а малыши все вместе, не расцепляясь, показывают манеру движения этого персонажа.

Развитие ловкости

«Ловишка, бери ленту»

  • развивать сообразительность, ловкость;
  • упражняться в построении в круг.

Дети становятся в круг, в центре — ловишка. Участники закладывают за пояс ленточку, по сигналу «бегите» разбегаются, а ловишка старается выхватить ленточки. По сигналу «собирайтесь в круг» дети возвращаются по местам и подсчитывают, сколько ленточек у ловишки. Повторяют игровые действия, выбрав другого ловишку.

Навык лазания

«Котята и ребята»

  • закреплять умение лазить по гимнастической стенке, стараясь не пропускать рейки;
  • учиться выполнять действия по сигналу.

Дети делятся на тройки, в каждой есть хозяин и котята, которые забрались на 3 рейки гимнастической стенки. Хозяин зовёт котят выпить молочка, те спускаются. Но по сигналу «Усатенькие, песенки поют» возвращаются, а хозяин старается поймать «котёнка». Если удалось, игроки меняются местами.

Развитие внимания

«Шишки, жёлуди, орехи»

Учиться концентрировать внимание на выполняемых действиях.

Дети становятся в круг, разбиваясь на тройки, в которых есть «жёлудь», «орех» и «шишка». По сигналу водящего, те, кого он назвал, должны поменяться местами. А сам водящий старается как можно быстрее занять пустующее место. Если ему это удалось, он становится персонажем, а тот, кто замешкался, водящим.

https://proprikol.ru/wp-content/uploads/2019/09/kartinki-zaryadka-dlya-detej-20.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы утренних гимнастик.(старший дошкольный возраст)

Комплексы утренних гимнастик. По тематическим неделям ДОУ. Четыре комплекса по временнам года....

Комплексы утренней гимнастики среднего дошкольного возраста 4-5 лет.

Комплексы утренней гимнастики  среднего дошкольного возраста 4-5 лет....

Комплексы утренней гимнастики младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Комплексы утренней гимнастики  младшего дошкольного возраста 3-4 лет....

Утренняя гимнастика младший дошкольный возраст

Утренняя гимнастика в общеобразовательной группе от 3 до 4 лет...

Игровые комплексы упражнений для утренней гимнастики (старший дошкольный возраст)

Утренняя гимнастика - важный режимный момент в жизни дошкольников. Представленные игровые комплексы упражнений помогут воспитателям внести разнообразие в ежедневный ритуал проведения утренней гимнасти...

Тематический комплекс утренней гимнастики для дошкольного возраста

Известно, что утренняя гимнастика для малышей - это заряд хорошего, весёлого настроения, бодрости; возможность отвлечься от проблемы расставания с мамой и просто войти в режим детского сада. И с этой ...

Значение утренней гимнастики в дошкольном возрасте

Цель физического воспитания в детском саду – вырастить здоровых, физически развитых детей. Одной из основных форм организации физического воспитания является утренняя гимнастика, которая проводи...