Утренняя гимнастика (старший дошкольный возраст).
консультация по физкультуре (старшая группа)
Утренняя гимнастика - комплекс специально подобранных упражнений, нацеленных, настроить, "зарядить", человека на весь предстоящий день. Ее оздоровительная польза заключается в воздействии на организм с учетом анатомо - физиологических и психических особенностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
utrennyaya_zaryadka.docx | 149.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Как провести утреннюю гимнастику в детском саду ( старший дошкольный возраст).
Удовлетворение потребности детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) в двигательной активности является одной из приоритетных задач программы работы детского сада. Среди форм проведения физкультурно-оздоровительной работы особое место занимает утренняя гимнастика. Кроме своего основного предназначения: сохранения и укрепления здоровья, зарядка с утра помогает воспитывать волевые качества ребёнка. Учитывая столь широкий спектр целей и задач организации утренней гимнастики в учебно-воспитательной деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), психолого-педагогическим и методическим аспектам её проведения в старшей группе стоит уделить особое внимание.
Роль зарядки в образовательном процессе:
Утренняя гимнастика (зарядка, гигиеническая гимнастика) представляет собой комплекс физических нагрузок в игровой форме, составляющий часть двигательного режима воспитанников детского сада, который помогает укреплять, сохранять и совершенствовать физическую форму, а также способствует успешному началу рабочего дня и организации последующих видов деятельности.
Цели и задачи организации зарядки.
В работе с детьми старшей группы целями подготовки и проведения утренней гимнастки является:
- совершенствование двигательных навыков (бега, прыжков, приседаний);
- проведение профилактических мер, направленных на предотвращение развития плоскостопия, нарушений осанки;
- выработка красиво ходить;
- закрепление умения соотносить свои движения с темпом и ритмом, в которых работают товарищи;
- воспитание основ культуры здоровья, связанных с осознанием его ценности;
- приобщение к занятиям спортом (многие ребята старшего дошкольного возраста пробуют свои силы в занятиях любительским или профессиональным спортом);
- воспитание трудолюбия, целеустремлённости, дисциплинированности, а также поощрение самостоятельности.
Утренняя зарядка направлена на общее физическое развитие детей
Чтобы реализовать поставленные цели, при проведении зарядки педагог решает следующие образовательные задачи:
- способствовать пробуждению организма ребёнка (к примеру, в старшем дошкольном возрасте у большинства детей уже вполне сформирован биологический ритм подъёма и отхода ко сну, поэтому «совам» начинать новый рабочий день приходится нелегко, а значит, они нуждаются в помощи);
- стимулировать работу сердца, сосудов и органов дыхания (например, с помощью беговых упражнений и прыжков), активизирует зрительные и слуховые каналы восприятия;
- тренировать и укреплять мышцы;
- повышать выносливость (это достигается за счёт обогащения тканей и органов кислородом в процессе выполнения зарядки);
- задавать организованный характер занятиям другими видами деятельности;
- объединять ребят общим видом активности (утренняя гимнастика переключает внимание детей с игр, общения на выполнение единого для всех комплекса физических упражнений);
- знакомиться с разными видами спорта, в том числе и сезонными (дети также узнают факты из истории того или иного вида спорта, имена известных спортсменов и пр.);
- выделять виды спорта для занятий вне стен детского сада (одним из способов это сделать является близкое знакомство с разными видами спортивных занятий — посещение местного катка, бассейна).
Условия для организации зарядки в старшей группе.
Требования к проведению комплекса физических упражнений с утра регламентированы Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).
- Утренняя гимнастика проводится ежедневно перед завтраком.
- Длительность комплекса физических упражнений в старшей группе составляет от 8 до 10 минут.
- В зимний период и в плохую погоду зарядка проводится в спортивном или музыкальном зале, в летние дни гимнастика организуется на улице.
- При проведении гимнастики в помещении, его необходимо предварительно проветрить и позаботиться о том, чтобы температура воздуха не превышала отметку в 16 градусов.
- За подготовку и проведение утренней гимнастики отвечает либо воспитатель, либо инструктор по физическому воспитанию. Последний назначается ответственным в случае, если зарядка проводится на улице. Такое распределение ролей связано ещё и с тем, что на площадке утренняя зарядка обычно организуется сразу для нескольких групп.
- Дети и педагог обязательно должны быть одеты в спортивную одежду. Малыши надевают шорты и футболки или спортивные костюмы в зависимости от погоды. Волосы у девочек и педагога обязательно должны быть подвязаны.
- В утренний блок включается 5–6 упражнений общеразвивающего характера, которые проводятся из разных исходных положений с привлечением спортивного инвентаря (мячей, скакалок, обручей и пр.), а также без предметов.
- На отработку одного комплекса отводится около недели. Каждое упражнение выполняется в 3–4 подхода.
Старшие дошкольники довольно быстро усваивают порядок выполнения упражнений.
- Для поддержания положительного настроя нужно чередовать разные виды физических упражнений. На них остановимся позже.
- Дети принимают активное участие в процессе подготовки инвентаря для зарядки (мячей, обручей и пр.).
- Роль педагога при проведении зарядки меняется в сравнении с младшими и средней группами. Теперь взрослый остаётся на позиции наблюдателя, который показывает упражнения только в первый-второй день освоения комплекса. Затем к демонстрации необходимо подключать ребят, хорошо усвоивших движения. Время, которое таким образом освободилось, педагог тратит на осуществление индивидуального подхода, в частности, напоминания отдельным малышам о правильном дыхании, последовательности движений и т.д.
- Зарядка — дело добровольное. Так что если ребёнок отказывается работать вместе с товарищами, не нужно настаивать. Но необходимо после утренней гимнастики и завтрака в личной беседе выяснить причины такого поведения малыша.
- Задания в зарядке должны быть представлены по мере возможности в игровой форме и в сопровождении рифмовок, песенок.
- Для поддержания интереса у детей в один комплекс нужно включать упражнения разных видов.
Виды упражнений для утренней гимнастики в старшей группе.
Скука — главный враг любого вида деятельности, в том числе и зарядки. Однако у этого вида активности есть ещё и задача воздействовать на все группы мышц. То есть помочь всестороннему физическому становлению малыша и при этом не наскучить можно созданием комплексов упражнений игрового характера, направленных на решение конкретной задачи развития. Поэтому существует несколько видов заданий для зарядки:
- направленные на общее развитие (комбинации из прыжков, ходьба, бег), но при этом задания не объединены общей сюжетной линией;
- комплексы с сюжетом (это такие же общеразвивающие блоки, но с общими героями, сюжетными поворотами, например, «Птицы и насекомые», «Новый год» и др.);
- блоки упражнений с предметами — мячами, обручами (могут быть сюжетными и бессюжетными);
- блок из 3–4 подвижных игр (к примеру, «Xитрая лиса», «Гуси-лебеди», «Карусель», «Кружева»);
- гимнастика с элементами аэробики (такие комплексы разрабатываются инструктором по физическому воспитанию и проводятся обычно только в помещении);
- соревнования в беге (это летний вид зарядки);
- преодоление полосы препятствий, составленной из мягких модулей (в старшем дошкольном возрасте такой вид утренней гимнастики уже не пользуется былой популярностью у детей);
- зарядка на тренажёрах (беговых дорожках, батутах).
Из чего состоит утренняя гимнастика.
Вне зависимости от того, сюжетный или бессюжетный комплекс отрабатывается, каждая зарядка включает задания на:
- укрепление мышечного скелета;
- бег (с препятствиями и без, медленный и быстрый и т.д.);
- ходьбу в спокойном темпе и/или игру подвижного характера.
Приёмы для проведения зарядки:
Поскольку зарядка является полноценной частью образовательного процесса, то при её подготовке и проведении педагог пользуется стандартным набором из четырёх групп приёмов.
Словесные приёмы
В старшем дошкольном возрасте слово становится основным средством воздействия на ребёнка, оставив позади даже зрительный канал восприятия. Ребята 5–6 лет учатся составлять цельные, логичные монологические высказывания, активно включаются в диалог, поэтому речь взрослого для них представляет своего рода образец, модель для подражания.
Объяснение
Как уже было сказано, педагог вдаётся в детальное описание порядка выполнения упражнения только в первый-второй день знакомства с комплексом. Затем взрослый призывает самих детей вспоминать, что за чем выполняется. При этом даже в те первые 1–2 дня объяснения нужно строить логично, используя конкретные понятия, простые синтаксические конструкции и доступную для понимания малышами лексику.
Загадки и стихотворения
Одним из наиболее актуальных вопросов, связанных с организацией любого вида деятельности в детском саду, является поиск подходящих способов мотивировать малышей. К беспроигрышным вариантам включить детей в работу относятся загадки: кроме актуализации опорных знаний, этот словесный приём ещё и пробуждает в ребятах азарт разгадать вопрос и дать ответ быстрее товарищей.
Стихотворения также представляют собой отличную мотивационную основу. При проведении зарядки, состоящей из упражнений общеразвивающего характера без сюжета, с воспитанниками старшей группы мы повторяем стихотворение о пользе физкультуры:
Рифмовки могут использоваться не только в качестве способа начать утреннюю гимнастику, но и как основа проведения зарядки, в которой слова иллюстрируются движениями.
Это интересно. Некоторые рифмованные комплексы могут носить соревновательный характер.
Таблица: примеры гимнастики в стихах для старшей группы
Название | Слова движения |
«Лесные животные» | Мишка ходит косолапый, |
«Грибы» | Боровик ведёт зарядку: |
Сказочные сюжеты
В 5–6 лет дети по-прежнему любят сказки. Поэтому в работе с детьми старшей группы я периодически использую этот словесный приём не только для мотивации малышей, но и как основу для обсуждения важности здорового образа жизни.
При разработке сюжета следует учитывать, что:
- в сказку не стоит включать больше 1–2 поворота сюжета;
- персонажи должны быть запоминающимися (например, своими привычками или именами);
- к сюжету стоит подобрать игрушки или картинки, иллюстрирующие персонажей.
Группа наглядных приёмов
Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте при проведении зарядки наглядность не играет столь важной роли, как, например, в средней группе, иллюстрации к комплексам в работу включать всё равно стоит: детям так будет проще воспринимать порядок выполнения действий. То же самое можно сказать и о демонстрации: личный пример педагога — это лучший способ добиться от малышей правильности выполнения упражнения. Постепенно демонстрацию стоит оставлять за ребятами, которые успешно освоили выполнение того или иного движения. В качестве демонстрационного образца можно использовать видео ролики, в которых упражнения выполняются сверстниками.
Группа игровых приёмов
Зарядка проводится в игровой форме, что помогает детям легче и быстрее осваивать комплексы упражнений. Кроме того, подвижные игры с элементами театрализации могут составлять отдельные блоки зарядки.
Таблица: примеры подвижных игр для утренней гимнастики в старшей группе
Какое умение (навык) отрабатывается | Название игры | Цели игры | Содержание |
Бег, ориентирование в пространстве | «Гуси-Лебеди» |
| Участок зала отделяется под дом для гусей, в центре площадки — логово волка, а остальная площадь — луг. Пастух выгоняет гусей на прогулку, проговаривая рифмовку «Гуси, гуси, га-га-га…». На последние слова из логова выходит волк и старается поймать гусей, которые бегут к своему дому. По сигналу водящего-взрослого подсчитываются «потери». |
Развитие равновесия | «Танцующие платочки» |
| Дети кладут яркий платочек на какую-то часть тела и стараются выполнять движения под ритм звучащей музыки. |
Укрепление мышц туловища, позвоночника, свода стопы | «Скок-поскок» | Учиться прыгать под ритм рифмовки, оттолкнувшись двумя ногами. | Малыши строятся в две шеренги напротив друг друга. По очереди прыжками добираются навстречу друг другу, параллельно выполняя дополнительные задания: присесть, поднять руки и т.д. |
Навык подражания | «Наш цирк» |
| Дети становятся друг за другом, положив руки на плечи партнёра. Воспитатель называет животное, а малыши все вместе, не расцепляясь, показывают манеру движения этого персонажа. |
Развитие ловкости | «Ловишка, бери ленту» |
| Дети становятся в круг, в центре — ловишка. Участники закладывают за пояс ленточку, по сигналу «бегите» разбегаются, а ловишка старается выхватить ленточки. По сигналу «собирайтесь в круг» дети возвращаются по местам и подсчитывают, сколько ленточек у ловишки. Повторяют игровые действия, выбрав другого ловишку. |
Навык лазания | «Котята и ребята» |
| Дети делятся на тройки, в каждой есть хозяин и котята, которые забрались на 3 рейки гимнастической стенки. Хозяин зовёт котят выпить молочка, те спускаются. Но по сигналу «Усатенькие, песенки поют» возвращаются, а хозяин старается поймать «котёнка». Если удалось, игроки меняются местами. |
Развитие внимания | «Шишки, жёлуди, орехи» | Учиться концентрировать внимание на выполняемых действиях. | Дети становятся в круг, разбиваясь на тройки, в которых есть «жёлудь», «орех» и «шишка». По сигналу водящего, те, кого он назвал, должны поменяться местами. А сам водящий старается как можно быстрее занять пустующее место. Если ему это удалось, он становится персонажем, а тот, кто замешкался, водящим. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы утренних гимнастик.(старший дошкольный возраст)
Комплексы утренних гимнастик. По тематическим неделям ДОУ. Четыре комплекса по временнам года....
Комплексы утренней гимнастики среднего дошкольного возраста 4-5 лет.
Комплексы утренней гимнастики среднего дошкольного возраста 4-5 лет....
Комплексы утренней гимнастики младшего дошкольного возраста 3-4 лет.
Комплексы утренней гимнастики младшего дошкольного возраста 3-4 лет....
Утренняя гимнастика младший дошкольный возраст
Утренняя гимнастика в общеобразовательной группе от 3 до 4 лет...
Игровые комплексы упражнений для утренней гимнастики (старший дошкольный возраст)
Утренняя гимнастика - важный режимный момент в жизни дошкольников. Представленные игровые комплексы упражнений помогут воспитателям внести разнообразие в ежедневный ритуал проведения утренней гимнасти...
Тематический комплекс утренней гимнастики для дошкольного возраста
Известно, что утренняя гимнастика для малышей - это заряд хорошего, весёлого настроения, бодрости; возможность отвлечься от проблемы расставания с мамой и просто войти в режим детского сада. И с этой ...
Значение утренней гимнастики в дошкольном возрасте
Цель физического воспитания в детском саду – вырастить здоровых, физически развитых детей. Одной из основных форм организации физического воспитания является утренняя гимнастика, которая проводи...