Методическая разработка «Оздоровительные игры в воде»
методическая разработка по физкультуре
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому является прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления, оздоровления их организма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 30.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Оздоровительные игры в воде
Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому является прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления, оздоровления их организма.
Изучив контингент воспитанников, имеющиеся возможности и условия в детском саду, ввели новую форму физкультурно-оздоровительной работы в бассейне с элементами лечебной физкультуры.
Физкультурно-оздоровительная работа проводится совместно инструктором по физической культуре и старшей медсестрой.
- я часть образовательной деятельности проводится в специальном помещении, где дошкольники в купальных костюмах и босиком выполняют упражнения общеразвивающего характера, направленные на укрепление крупных групп мышц, и упражнения, способствующие укреплению мышц голени и формированию правильного свода стопы. Для этого используются массажные коврики, дорожки и мячи, обручи, гимнастические палки, веревочки, мячи разных размеров, палочки, камушки, бусинки, карандаши, бумагу, наглядные пособия.
- я часть проводится в бассейне и не предполагает обучение плаванию, уровень воды с растворенной морской солью – 20 см, t – 26–28 градусов. С детьми проводятся оздоровительные и подвижные игры разной двигательной активности, игровой массаж, эстафеты. Вода служит источником дополнительного сопротивления при движении, способствует укреплению иммунитета и стимулирует активные точки и зоны, расположенные на стопе.
Игры, способствующие укреплению мышечного аппарата при преодолении сопротивления воде
«Раз, два, три – собери»
Оборудование: обручи – 2 шт., мячи (диаметр – 7 см), корзина.
Игроки делятся на две команды, которые встают вокруг своего обруча. На поверхности воды врассыпную разбросаны мячи. По команде: «Раз, два три – собери» дети, перемещаясь по бассейну, переносят по одному мячу в свой обруч. Выигрывает команда, которая быстрее справится с заданием.
«Весёлый бой»
Оборудование: веревка (длина – 3 м), корзина, мячи (диаметр – 7 см).
Игроки делятся на две команды, которые встают в шеренгу друг напротив друга. Между командами натягивается веревка на уровне груди детей. На каждой стороне играющих находится равное количество мячиков.
По команде: Раз, два, три, четыре, пять: Будем мячики бросать.
Дети начинают перемещаться и перебрасывать мячи на противоположную сторону. По сигналу «Стоп» игра прекращается. Выигрывает команда, у которой будет меньшее количество мячей.
Правила: во время игры мячики необходимо бросать на воду, а не в участника.
Эстафета «Кто быстрее перенесет»
Оборудование: обручи – 2–3 шт., корзина, мячи (диаметр – 7 см).
Дети строятся колоннами. На расстоянии 5–7 м от них расположены обручи, в которые кладется одинаковое количество предметов (мячи, кубики) по числу играющих. По сигналу ведущего дети по очереди должны добежать до своего обруча, взять один предмет, вернуться обратно, положить в обруч, передать эстафету и встать в конце колонны. Выигрывает та колонна, которая быстрее справится с заданием.
«Пятнашки в воде»
Оборудование: обруч (диаметр – 80 см).
Дети друг за другом идут по воде, педагог в это время произносит слова: Любим мы играть в пятнашки, убегать и догонять.
Запятнаем много деток – раз, два, три, четыре, пять. Ну-ка Маша (Оля…), выбегай, ты ребяток догоняй.
Названный по имени ребенок останавливается, поднимает руку вверх и громко говорит: «Я – ловишка»!», все участники игры разбегаются по воде, а «ловишка», передвигаясь любым способом, пятнает кого-либо из игроков. Игра продолжается до тех пор, пока «ловишка» не поймает кого-либо из убегающих, тогда пойманный меняется ролью с ним.
Вариант: на воде находится обруч – нельзя пятнать участника, который будет держаться за него.
«Стоп с мячом»
Оборудование: мяч (диаметр – 10 см).
Дети друг за другом идут по воде, педагог в это время произносит слова: Мы – девчонки, мы – мальчишки, дружные ребята.
Очень любим мы играть, мы же – дошколята.
Ну-ка Саша (Оля…), мяч лови, громко «стоп» кричи.
Педагог бросает мяч вверх, пока ребенок, которого назвали по имени, ловит его, остальные игроки разбегаются по бассейну. Как только водящий возьмет мяч в руки, он кричит: «Стоп», и все остальные дети должны мгновенно остановиться. Водящий старается попасть мячом в ближайшего игрока, если промахнется, то должен бежать за мячом, а в это время остальные могут отбежать дальше. Схватив мяч, водящий снова кричит: «Стоп», если же он запятнает мячом ребенка, то этот ребенок становится новым водящим и игра продолжается.
Игры, способствующие укреплению мышц, связок и суставов, стимулирующие активные точки и зоны, расположенные на стопе
«Бусинки»
Оборудование: бусинки (диаметр 2 см) – 15 шт.
Перед началом игры разбрасываются бусинки (диаметр 2 см) по дну бассейна. Все дети встают в колонну. По сигналу взрослого дети выполняют ходьбу за ведущим по кругу, «змейкой», одновременно произносят слова:
Раскатились бусинки по морскому дну, я сегодня бусинки соберу. Насажу на ниточку по одной, бусы получатся для мамочки родной.
С окончанием слов все дети расходятся и начинают собирать бусинки – поднимают со дна бассейна ногой (захватывают бусинку пальцами ног, поднимают, берут рукой, оставляют в ладошке). По сигналу «Стоп» дети подходят к бортику бассейна и выкладывают из бусинок бусы.
Вариант: на первом этапе игры дать каждому ребенку по одной, затем по две- три бусинки, чтобы он опустил ее в воду и поднял пальцами ног.
«Кто быстрее»
Дети строятся в одну линию и соревнуются между собой, кто быстрее достигнет финиша. По сигналу ведущего нужно выполнить до финиша (5–6 м) задания:
- ходьба на носочках – упражнение «великаны»
- ходьба в приседе – упражнение «уточка»
- упражнение «крокодил»
- передвижение прыжками – упражнение «лягушки»
- прыжки с зажатым между коленей мячом – упражнение «кузнечики». Тот, кто пришел первым, – победитель.
«Салют»
Оборудование: обруч (диаметр – 80 см), мячи (диаметр – 7–10 см) – 25 шт.
В центре бассейна большая корзина (или обруч) с мячами. Вокруг корзины стоят дети и педагог. По сигналу педагог выбрасывает мячи из корзины, а дети перемещаются по воде и собирают их обратно. Игра продолжается 1 мин. По сигналу
«Стоп!» игра прекращается. Если в корзине 7–8 мячей, то выиграли дети.
«Передай бусинку»
Оборудование: бусинки (d – 1,5 см) по количеству детей.
Дети строятся в шеренгу, перед ними педагог. По сигналу он бросает первому ребенку в воду бусинки, а тот захватывает пальцами ног по одной и передает в воде следующему и так по порядку до конца. Последний ребенок поднимает ногой бусинки и перекладывает их в руку.
Вариант: дети построятся в 2–3 шеренги и соревнуются между собой
Игры, на развитие выносливости, ориентировки в воде
«Цапли»
Задача — освоение ходьбы на носках, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Две команды располагаются у противоположных (коротких) бортиков бассейна. По сигналу все дети быстро продвигаются к середине на носках, высоко поднимая колени. Чей участник первым достигнет установленной отметки, та команда и объявляется победительницей.
Методические указания. Предварительно игра проводится на суше; во время игры нельзя переходить на бег, продвигаться прыжками. Положение рук произвольное или регламентированное — в стороны, вперед, к плечам, на пояс и т. д.
«Оттолкнись пятками»
Задача — освоение толчка, обеими ногами одновременно, выявление склонностей к симметричным движениям ногами.
Описание игры. Играющие произвольно располагаются в бассейне и по сигналу начинают прыжки вверх, отталкиваясь пятками, — «Кто выше?».
Методические указания. До проведения игры (на суше) дети должны научиться приседать и удерживать стопу «клюшкой», а пальцы ног—«растопыркой». В воде во время приседаний колени разводить, стопы при прыжке держать «клюшкой», отталкиваться только пятками.
«Кузнечики»
Задача — развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.
Описание игры. Может быть командной (если позволяют размеры бассейна) и некомандной. Побеждает участник (команда), который прыжками на обеих ногах (положение рук произвольное или регламентированное) быстрее достигнет установленного ориентира.
Методические указания. Во время игры нельзя бежать, толкать друг друга. Положение рук меняется только с целью усложнения передвижения. Если в игре участвуют две команды, то начинают ее от противоположных коротких бортов бассейна к середине. Численность играющих регламентируется размерами бассейна.
«Мяч в воздухе»
Задача — развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Играющие делятся на две команды и располагаются напротив друг друга в две шеренги на небольшом расстоянии. Педагог подбрасывает большой легкий мяч между шеренгами; играющие стараются овладеть им, не отдавать соперникам, для чего передают участникам своей команды. Мяч не должен касаться воды — проигрывает та команда, по вине игроков которой он упадет на воду.
«Плыви, игрушка!»
Задача — обучение активному выдоху, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Дети активно дуют на плавающие игрушки, продвигая их согласно заданию: игрушка должна плыть только прямо, по кругу, зигзагом и т. д.; чья игрушка быстрее достигнет установленной отметки. Определение победителя будет зависеть от предложенного детям варианта продвижения игрушки.
Методические указания. Игрушка может быть любой: бумажный кораблик, пластмассовая утка, мяч и т. д. Если же игра проводится как соревнование, то игрушки должны быть у всех одинаковыми. Игрушка будет продвигаться быстрее, если дуть на нее сильно и правильно — в зависимости от ее формы.
«Гудок»
Задача — обучение погружениям и выдоху в воду.
Описание игры. Играющие образуют круг, в середине которого находится педагог. По сигналу дети погружаются в воду с головой и выполняют сильный выдох, сопровождая его звуком «у-у-у-у-у», — «гудок паровоза». По окончании выдоха можно сесть на дно (это может быть условием определения победителя).
Методические указания. Педагог контролирует правильность выполнения погружений и выдохов в воду. Играющие не должны мешать друг другу, уходить из круга, наклоняться. Во время погружений нужно обязательно открывать глаза, смотреть на пузырьки воздуха.
«Акробаты»
Задача — освоение и совершенствование безопорного положения, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Дети выполняют кувырки — сальто вперед или назад в группировке — «комок». Побеждает тот, кто выполнит большее число кувырков согласно заданию в установленное время.
Методические указания. Глубина воды должна быть выше уровня пояса. Положение группировки предварительно изучается на суше и на мелководье. Выполнять кувырки можно только от стенки бассейна.
«Буксир»
Задача — освоение безопорного горизонтального положения.
Описание игры. Играющие распределяются по парам. Первые в парах (по расчету) принимают безопорное положение на груди, а вторые удерживают их за руки и продвигаются спиной вперед — «буксируют». Выигрывает тот, кто первым достигнет установленного ориентира. Затем играющие меняются ролями. По команде или после достижения условной отметки вторые отпускают руки, чтобы первые скользили в безопорном положении. Как вариант игры можно применять «буксировку» одним играющим двоих, двумя играющими одного, а также использовать пластмассовую палочку, за которую держится «буксируемый».
Методические указания. «Буксируемые» могут принимать положение на груди и на спине, различные варианты поддержки; в этих случаях «буксиры» могут продвигаться грудью вперед. Можно также во время «буксировки» или последующего безопорного скольжения выполнять различные движения ногами.
«Винт»
Задача — освоение и совершенствование безопорного положения, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Во время скольжения выполнять повороты на бок, переворот на спину, перевороты на 360°, многократные безостановочные перевороты. Побеждает тот, кто выполнит больше переворотов и при этом проскользит дальше всех.
Методические указания. Победителя определяет педагог. Во время переворотов руки и ноги не разводить.
«Стрелы»
Задача — освоение исходного положения пловца.
Описание игры. Дети принимают положение «Звездочка» на груди и на спине и произвольно выполняют сведения и разведения рук и ног—как одновременно, так и попеременно, фиксируя прямое положение.
Методические указания. При фиксированном положении руки вытянуты и соединены, ноги выпрямлены, носки оттянуты {«Плавник»), лицо опущено в воду. Время выполнения произвольное. В положении на спине смотреть вверх, не запрокидывая и не наклоняя голову.
«Азбука», «Счет»
Играющие стоят лицом к бортику, а на поверхности воды разбрасываются плавающие буквы или цифры, из которых нужно сложить определенное слово или число. По команде дети стремятся как можно быстрее выполнить задание. Побеждает тот, кто сделает это первым.
Методические указания. Количество букв или цифр должно соответствовать количеству играющих, если бы все они выполнили задание одновременно. Слова и числа вначале должны быть несложными — «мама», «папа», «100», «200» и т.д. Игра усложняется, когда разбрасываются тонущие буквы или цифры; чтобы достать их со дна, нужно обязательно уметь нырять, — это непременное условие игры. По мере освоения этого материала время составления слова или числа ограничивается, что приучает ребят быстро читать и считать.
«Ходьба на пятках»
Задача — изучение положения стопы в брассе, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Игру можно проводить в самых различных построениях и в соревновательной форме: ходьба -в шеренгах навстречу друг другу — «Кто быстрее?», по диагонали, по кругу и т. д. с различными положениями рук (но только на пятках), стопы в стороны «кочергой», «клюшкой», пальцы ног — «растопыркой».
Методические указания. Предварительно игру следует провести на суше, чтобы детям были ясны ее условия: для этого вначале ходьбу можно выполнять в положении полуприседа (колени в стороны), положение рук произвольное или регламентированное. При проведении игры в форме соревнования необходимо учитывать направление движения (нарушителю — штрафное очко), скорость движения, сохранение заданного положения рук и т. д.
«Крокодилы на охоте»
Задача — освоение горизонтального положения, движений ногами, развитие ориентировки в воде.
Описание игры. Может быть командной и некомандной. Из положения упора лежа играющие передвигаются на руках по дну, выполняя при этом заданные {или по желанию) движения ногами. Побеждает тот, кто раньше других доберется до «добычи».
Методические указания. Глубина воды — не более 40—50 см. Разрешается (и даже поощряется) передвижение с помощью ног (руки прижаты к туловищу или вытянуты вперед).
«Лягушки-квакушки»
Задача — совершенствование безопорного положения, проверка склонностей к симметричной работе ногами.
Описание игры. Дети принимают положение пловца на старте и по команде выполняют скольжение на груди с последующими движениями ногами (можно выполнять и движения руками) — «как лягушки», «как брассисты».
Методические указания. Предварительно нужно показать детям фотографии пловца-брассиста — в этом случае игру целесообразнее назвать «Мы — брассисты»; если же иллюстративный материал отсутствует, следует объяснить, как плавает лягушка, и предложить ребятам воспроизвести ее движения. Игра может иметь несколько вариантов.
«Дельфины»
Задача — освоение безопорного положения и движений ногами дельфином.
Описание игры. По команде «На старт!» дети принимают положение пловца на старте, по команде «Марш!» выпрыгивают вперед и затем выполняют движения ногами и туловищем как «дельфины», стараясь доплыть до установленной отметки. Игра может иметь несколько вариантов.
Методические указания. Если играющий останавливается, не доплыв до установленной отметки, он вновь принимает положение пловца на старте, выпрыгивает и продолжает движение. По мере освоения движений победителем целесообразно объявлять того, кто не сделает ни одной остановки и первым доплывет до финиша.
«Удержись!»
Задачи — сохранение равновесия, развитие ориентировки в воде, эмоциональное воздействие.
Описание игры. В качестве подвижной ускользающей опоры могут использоваться мячи больших размеров или надувные круги.Играющие одной рукой удерживают около себя «свой» мяч или круг и по сигналу стараются лечь на него и удержаться в течение установленного времени. Побеждает тот, кто раньше всех ляжет на плавающий предмет и продержится на нем установленное время.
Игра имеет несколько вариантов.
- Вариант 1. Вначале опорой могут служить только большие круги (камеры) или мячи одинакового размера.
- Вариант 2. Размеры мячей или кругов периодически уменьшаются или увеличиваются в зависимости от уровня подготовленности детей.
- Вариант 3. Игра выполняется в виде эстафеты, например, пробежать до установленного ориентира, пронырнуть далее определенное расстояние, лечь на плавающий предмет и удерживаться на нем установленное время.
- Вари ант 4. Лечь на круг и добраться до установленного ориентира, выполняя движения ногами.
- Вариант 5. То же, что вариант 3, но после того, как дети смогут лечь на плавающий предмет, продвигаться до установленной отметки за счет движений ногами.
Методические указания. Плавающие предметы (если это не оговорено условиями проведения) должны быть одинаковыми для всех. В зависимости от подготовленности детей условия игры могут изменяться и усложняться. Например, вариант 3 может включать ныряния в круг, кувырки, прыжки и т.д., что определяется также размерами бассейна (или иного водоема).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта "Вода-водичка"
Методическая разработка исследовательско-игрового проекта в первой младшей группе "Вода-водичка"(Знакомство с агрегатными состояниями воды, её пользой)....
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
Методическая разработка "Оздоровительные игры для дошкольников"
"Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым" Ж.Ж. Руссо...
Методическая разработка оздоровительно-познавательного досуга для детей 4-5 лет с использованием интерактивной технологии Mimio "Путешествие в страну Здоровья"
Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни через интерактивную игру. Применение средств ИКТ позволяет сделать мероприятие современным и интересным для дошкольников. Разнообразные интеракти...
Методическая разработка «Оздоровительная направленность физкультурной работы с детьми»
laquo;Оздоровительная направленность физкультурной работы с детьми»...
Методическая разработка" "Оздоровительная летняя компания - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - ТЕРРЕНКУР"
Реализация проекта "Экологическая тропа" возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного ...
Методическая разработка «Сенсорные игры с водой для коррекции речи детей с ОВЗ»
Игры с водой направлены на общую релаксацию, снятие двигательных стериотипов и судорожных движений, повышение концентрации внимания, развитие логического мышления и речи....