Статья "Влияние сюжетно-ролевой игры на взаимоотношения дошкольников"
статья по физкультуре (подготовительная группа)

Лапшина Татьяна Юрьевна

В статье исследуется роль влияния сюжетно-ролевых игр на взаимоотношения детей дошкольного возраста. Исследование ведется через рассмотрение возрастных и психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста. В работе дается характеристика понятий:  подвижная игра, сюжетно-ролевые игры, взаимоотношения дошкольников. В статье подробно освещаются особенности формирования взаимоотношений у детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЛИЯНИЕ СЮЖЕТНО–РОЛЕВОЙ ИГРЫ

НА ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Лапшина Т.Ю. инструктор по физической культуре

Дошкольный период — это самое важное время для развития личности. Именно в эти годы ребенок получает первые знания о жизни, которая его окружает, у него начинает вырабатываться собственное мнение на происходящее, определённое отношение к людям и событиям, формируются привычки и навыки поведения, что составляет основу его характера. Многое из перечисленного чаще всего формируется с помощью игры. Именно в игре ребёнок отрабатывает навыки общения и получает знания, формирует мировоззрение, расширяет познавательную сферу деятельности, развивает ловкость и дисциплинированность. Таким образом, игра становится для дошкольника лучшим способом усвоения информации и общественного опыта.

В дошкольном возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения и общение с другими людьми. Первый опыт отношений со сверстниками и взрослыми в старшем дошкольном возрасте является неотъемлемым элементом дальнейшего развития личности ребенка. Именно он большей частью определяет характер отношения человека к самому себе, к другим людям и к миру в целом.

Дети начинают входить в этот период во взаимоотношения с окружающими их людьми, как в игровых, так и учебных ситуациях. Изучение особенностей взаимоотношений детей является необходимым компонентом при исследовании их адаптации к социуму. В основе развития личности лежат две основных потребности: в общении и в познании. Причем потребность в общении возрастает на всем протяжении дошкольного возраста. Потребность в общении со сверстниками развивается, прежде всего, на основе совместной деятельности детей в игре, а также по поводу игры.

В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте ребенка является сюжетно-ролевая игра. Сюжетно-ролевые игры — это игры коллективного характера, формирующие у детей способность общаться со сверстниками. В ней развиваются духовные и нравственные качества ребенка.

Приблизительно с трёх лет сюжетно-ролевая игра занимает в жизни младшего дошкольника основное место. Именно в этой сфере развивается личность ребёнка, активизируется развитие его познавательных процессов, закладываются основы для овладения новыми, более сложными видами деятельности. Играя, дошкольники отражают в ролях, которые они на себя примеряют, всё, что видят вокруг: события, модели поведения взрослых и пр. Участие в сюжетно-ролевой игре позволяет почувствовать ребенку себя частью детского коллектива, критически относиться к себе и людям.

Сюжетно-ролевые игры — это те игры, в которых дети «примеряют» на себя разные роли, передавая их особенности, характеры, действуя по заданному сюжету или придумывая его на ходу. Это своеобразное театральное представление, в котором дети вживаются в определённые роли и ведут себя подобно заданному персонажу в соответствии со своим, детским видением каждой роли. Сюжетно-ролевые игры появляются в жизни ребёнка лишь   тогда,   когда   он   уже   сможет   пользоваться   предметами   не   только по их непосредственному назначению, но и по игровому сюжету.

Сюжет является основным элементом сюжетно-ролевой игры. Без него игры не будет. Сюжет — это та область деятельности, которую воспроизводят дети. Играя, дошкольник воспроизводит действия, события, взаимоотношения из жизни, при этом его игровые действия (осматривать пациента, перевезти на машине груз, строить дом, вылечить куклу т. д.) — главные средства, с помощью которых он реализует сюжет. Сюжеты игр бывают разными, причем они меняются со временем. Их содержание зависит от исторического периода, состояния экономики страны, природных и географических особенностей местности, культурных традиций. Есть и сюжеты игр без времени, например, в «Больницу», «Семью», «Школу».

По мнению А.Н. Леонтьева, исключительным в ролевой игре является то, что мотив игры лежит в содержании игрового действия (дети играют для того, чтобы играть) [1]. Содержание игры ребёнок воплощает при помощи определённой роли. Роль — это главный компонент игры и средство реализации сюжета. Роль для ребёнка — это его позиция. То есть, он, принимая роль, отождествляет себя с каким-то героем и живёт в игре по принципу соответствия этой роли, основанной на собственных представлениях. В основе роли — правила поведения, которые дошкольник заимствует из взрослого мира, перенимая манеру поведения взрослых. Уже в три года малышу хочется действовать не только самостоятельно, но и как взрослому.

Сюжетно-ролевая игра оказывает влияние на взаимоотношения дошкольников посредством следующих особенностей: определенные правила и их соблюдение детьми; социальная направленность игр; богатая эмоциональная палитра; развитие интеллекта; активное развитие творчества; речевое развитие.

Д.И. Фельдштейн считает, что сюжетно-ролевая игра играет главенствующую роль в психическом развитии дошкольника. В игре развиваются чувства любви к близким, сопереживания родным, сочувствия, дружбы. Эти чувства становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств [5].

Игры старших дошкольников отличаются сложным содержанием, использованием средств отображения реальной жизни, а также их организацией. Часто это длительные творческие игры, т.е. игры в которых дети играют долгое время, постоянно развивая сюжет, усложняя содержание игры; игры, глубоко затрагивающие чувства и интересы детей, отображающие их психическое развитие. Длительная творческая игра - высшая ступень развития игры. В такой игре, как правило, дети проявляют больше самостоятельности, вымысла, творчества в выборе действий, при распределении ролей, при использовании подсобных материалов. Основной признак длительной игры - это устойчивый интерес ребенка к роли, им выполняемой, и к определенной теме игры. Самые известные и распространенные сюжетно-ролевые игры для детей: бытовые («Дом», «Семья», «Дочки- матери», «Праздник», «День рожденья»); производственные и общественные ( «Школа»,

«Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Библиотека», «Больница», «Автобус», «Поезд»,

«Милиция», «Пожарная бригада», «Стройка», «Армия» и другие); героико-патриотические ( «Герои войны», «Полёт в космос» и т. д.); литературные ( по сюжетам известных детям литературных произведений, мультфильмов, телепрограмм); режиссёрские (игры, в которых ребёнок сам озвучивает кукол и выполняет за них действия).

В работах Н.Я. Михайленко была предложена особая педагогическая форма игры взрослого с детьми, поднимающего дошкольников до уровня сюжетостроения: игра- фантазирование, придумывание [3]. Освоенные в совместной с взрослым игре умения комбинировать сюжетные события, обогащают игру детей. Полученный в игре с взрослым опыт придумывания сюжетов, событий, объединяющих разно текстовые роли, помогает детям более успешно развертывать самостоятельную игру.

У ребенка в практике взаимодействия вырабатываются привычки поведения. Умение общаться формируется прижизненно и является результатом социального опыта человека. Навыки взаимоотношений у детей дошкольного возраста формируются и развиваются в игровой деятельности.

Игра является самостоятельной деятельностью дошкольника. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно с товарищами, на практике усваивают нормы поведения.

Многими исследователями было показано, что группа детского сада

- это своеобразное детское общество со своей системой отношений и ценностей, ориентацией, возникающих на основе ведущей деятельности – сюжетно-ролевой игры. От особенностей этой деятельности, уровня владения ею многое зависит в характере отношений между детьми в процессе формирования личности [2, 5].

Богатые по содержанию, увлекательные игры влияют не только на игровые, но и на реальные взаимоотношения детей. Содержание игр требует проявления дружеских чувств, внимания к окружающим. Игру недаром называют школой реальных отношений.

Но в современном мире возникла новая проблема для детской сюжетно-ролевой игры. С развитием современных технологий и глубоким проникновением в нашу повседневную жизнь всевозможных цифровых и компьютерных технологий, у детей меняется отношение к ролевой игре. Если ранее сюжетно-ролевая игра была одним из основных способов времяпрепровождения у старших дошкольников, то сейчас ее все больше вытесняют разнообразные доступные гаджеты. У детей появился доступ к смартфонам, планшетам, компьютерам. Виртуальная реальность в силу своей необычности, сказочности и неограниченных возможностей становится для детей более интересной, чем реальный окружающий мир. И часто современный ребенок предпочитает игре со сверстниками уединение с планшетом.

Ослабленное внимания к сюжетно-ролевой игре происходит также и в связи с непониманием воспитателей в психологическом развитии ребенка самой роли игры, со слабыми профессиональными знаниями и умениями в области игровой деятельности дошкольников .

Естественно такая тенденция не может не сказываться негативно на становлении детских взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Ребенок, сводя сюжетно-ролевую игру к минимуму, не включается в игровые взаимоотношения и не вырабатывает у себя коммуникативные навыки. Он не попадает в ситуации, когда надо отстоять свое мнение, поддержать, выслушать или найти компромисс. Таким образом, при возникновении реальных жизненных ситуаций, требующих данных умений, ребенок оказывается к ним не готов. Между тем, дети, успешные в сюжетно-ролевых играх оказываются гораздо более подготовленными к реальным взаимоотношениям с окружающими.

Итак, можно сформулировать следующие выводы:

Дошкольный период — это самое важное время для развития личности. В этом возрасте зарождаются и наиболее интенсивно развиваются отношения и общение с другими людьми. В процессе общения с взрослыми и сверстниками ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений. Ведущим видом деятельности в старшем дошкольном возрасте ребенка является сюжетно-ролевая игра.

Роль игры в жизни каждого ребёнка огромна. Игры были и будут всегда, и они принципиально не меняются — меняются только игрушки. В процессе любой, даже самой незамысловатой игры, ребёнок учится анализировать, размышлять; развивает своё воображение, внимание, память и ещё получает много пользы для своего развития.

Сюжетно-ролевые игры особенно важны для детского развития. Они прививают творческие, коммуникативные навыки, дают возможность примерять на себя разные роли, помогают вырасти детям самостоятельными личностями, готовыми к преодолению любых жизненных ситуаций.

В сюжетно-ролевой игре у детей дошкольного возраста формируются и развиваются навыки взаимоотношений. Игра является самостоятельной деятельностью дошкольника. Именно в игре дети начинают чувствовать себя членами своего маленького общества, учатся действовать согласованно с товарищами, на практике усваивают нормы поведения.

Однако, в настоящее время существует угроза того, что у детей меняется отношение к ролевой игре. Если ранее сюжетно-ролевая игра была одним из основных способов времяпрепровождения у старших дошкольников, то сейчас у детей появился доступ к смартфонам, планшетам, компьютерам. И часто современный ребенок предпочитает игре со сверстниками уединение с планшетом. Естественно такая тенденция не может не сказываться негативно на становлении межличностных взаимоотношений.

\

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Леонтьев А.Н. К теории развития психики ребенка / Хрестоматия по детской психологии. Сост. и ред. Г.В.Бурменская. – М.: Институт практической психологии, 1996.
  2. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка /Под ред. А.Г. Рузской; Вступительная статья А.Г. Рузской. – 2-е изд. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001.
  3. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно – ролевой игры в детском саду. – М.: Психологический Институт РАО, 1997.
  4. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. – 2004. - №1. - С. 51-55
  5. Фельдштейн Д.И. Закономерности развития деятельности как основа развития личности / Хрестоматия по возрастной психологии - : М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО « МОДЭК», 2003.
  6. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. – сост. Б.Д.Эльконина. - М.:Академия, 2004

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План сюжетно-ролевых игр по гендерному воспитанию дошкольников

Представленный материал содержит планирование сюжетно-ролевых игр, которое поможет воспитателям осуществлять гендерное воспитание детй дошкольного возраста....

Презентация "Организация сюжетно-ролевых игр как средство ознакомления дошкольников с профессиями взрослых"

Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением....

«Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

План самообразования  на тему:Использование игровых приемов (сюжетно-ролевая, дидактическая игра) при формировании  элементарных математических представлений у дошкольников ",рассч...

Опыт работы «Организация сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников, реализующей программу Н.М. Крыловой «Детский сад-дом радости».

Данный материал содержит описание методики организации и развития сюжетно-ролевой творческой игры дошкольников....

Сюжетно-ролевой ролевая игра " Пожарные"

Дети закрепили в этой игре как себя надо вести при пожаре. И по какому номеру звонить. ...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений дошкольников

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношенийдошкольников....