Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений дошкольников
консультация
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений
дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_syuzhetno-rolevyh_igr_na_razvitie_vzaimootnosheniy_mezhdu_doshkolnikami.docx | 27.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие взаимоотношений
дошкольников.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании
положительных взаимоотношений детей и формировании положительных
морально-нравственных качеств личности старшего дошкольного возраста. В
процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего
упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые
формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует
развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно
выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. В
игре закрепляется умение вести себя так, как это принято: подать стул
вошедшему, поблагодарить за услугу.
Уже трех- четырехлетние дети начинают понимать и усваивать такие
правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у
товарища, а попросить. В старшей группе при систематической работе с
детьми эти навыки устойчивы. Более того, в этом возрасте дети способны
контролировать свои действия, повышая тем самым требования к самому
себе. С этой целью полезно проводить кратковременные коллективные
беседы с детьми: «Все ли в нашем игровом уголке в порядке»; «Как мы
играем».
В игре проявляются такие волевые качества, как ответственность,
целеустремленность, настойчивость и упорство в преодолении трудностей.
Ребенок шести лет умеет поставить перед собой цель – самостоятельно
подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша
тогда, когда дети сами ее организуют, умеют руководить, подчиняться,
оказывать помощь. По-прежнему любимыми остаются у детей старшей
группы игры в семью, в детский сад, в больницу. В них ребята отражают
различные отношения, характеризующиеся любовью, гуманизмом, здесь
формируются такие качества, как доброта, заботливость.
В играх с куклами типа «День рождения куклы», «Приход гостей»
эффективно воспитание гостеприимства, чуткости, доброжелательности.
Педагог, включаясь в игру, показывает пример приветливой встречи гостей,
умения их угостить. Полезно в игру включать куклу-младенца, сопровождая
его появление беседой о том, как за ним ухаживать. Это способствует
воспитанию нежности, заботливого отношения к маленьким и слабым.
В сюжетно-ролевых играх возможно сближение больших групп детей, что
создает условия для развития коллективных взаимоотношений.
Руководя сюжетно-ролевой игрой детей, педагог решает следующие задачи:
- воспитание желания и умения совместно играть;
-воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться,
распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
- воспитание доброжелательного отношения к людям, желания и готовности
сделать им полезное и приятное. При этом учит детей намечать тему игры
(во что будем играть), совместно производить определенные действия, не
мешать, а помогать друг другу, самостоятельно и справедливо разрешать
возникающие конфликты.
Дети имеют обобщенные и дифференцированные представления только в
том случае, если они прежде осмыслят конкретные поступки. Поэтому
педагог должен привлекать ребенка к самостоятельному анализу отношений
со сверстниками, различных конфликтных ситуаций, которые возникают в
жизни самих детей.
Беседы воспитателя с детьми, в которых используются создавшиеся в игре
ситуации, формируют у детей представления о честном, справедливом
отношении друг к другу. Коллективные, слаженные отношения между
большими группами играющих образуются тогда, когда появляется реальная
потребность оказать помощь другому, возможность действовать в общих
интересах. Таким образом, игра создает ситуации, в которых имеется
реальная потребность взаимовыручки, зависимости друг от друга.
Систематическое предложение ребенку таких поручений в игре, которые
могут принести пользу другим детям, повышает ответственность ребенка,
создает дружескую атмосферу в группе, предпосылки к преодолению
отрицательных черт поведения.
Формирование правильных взаимоотношений включает развитие
организаторских умений детей, инициативы, элементарного умения
руководить и подчиняться.
Дети старшей группы имеют очень смутное представление о правах и
обязанностях организатора. Воспитатель учит детей приемам организации в
игре, помогает каждому решать определенные организаторские задачи:
сообща договариваться об игре, справедливо решать споры, в трудных
случаях обращаться к педагогу. «Нужно уважать друг друга, выслушивать
мнение товарища», - говорит воспитатель детям.
В процессе развития организаторских умений дети проявляют себя поразному: одни не уверенны в себе, предпочитают индивидуальные игры,
малоактивны; другие активные, увлекающиеся, довольно ответственные, но
не умеют и не любят подчиняться, с трудом уступают главные роли в игре;
третьи – признанные организаторы, вожаки, играют интересно; они
настойчивы, хотя нетерпеливы, упрямы, чаще других вступают в конфликты.
Эти особенности требуют индивидуальных приемов воспитания, чтобы все
дети могли организовать игру, были сговорчивыми, уступчивыми,
терпеливыми, уважающими чужую инициативу.
В сюжетно-ролевой игре ярче видны реальные взаимоотношения детей,
поэтому здесь формирование организаторских умений наиболее эффективно,
кроме того, создаются возможности для постепенного их усложнения.
Прежде всего, в умении создавать условия для игры (место, материал),
распределять роли, подчиняться тому, кто выполняет главную роль,
принимать желающих, считаться с возможностями детей, в умении строить и
вести игру. Но следует помнить, что старшие дошкольники еще не всегда
сами могут придумать сюжет игры, длительное время развивать его. Поэтому
воспитатель помогает разнообразить игру, включать в нее новые сюжетные
линии и новых действующих лиц. Таким образом, создается большой
коллектив, объединяющий ребят, занятых разными делами. И в каждой
группе детей свой организатор.
Чем сложнее игра, тем сложнее в ней складываются взаимоотношения детей
и ярче выступают умения договариваться, самостоятельно и справедливо
разрешать конфликты, быть целеустремленными и дружными, те качества,
без которых невозможно развитие организаторских способностей.
Успех воспитания различных нравственных качеств – в систематичности,
возможном использовании любой педагогической ситуации.
Однако следует постоянно иметь в виду, что руководство ролевыми играми
детей не должно превращаться в «натаскивание», когда воспитатель не
только навязывает тему, сюжет игры, но и дает готовые рецепты поведения.
Руководя игрой, нужно решать и развивающие, и воспитывающие задачи.
Практические аспекты организации сюжетно-ролевых игр,
направленных на формирование межличностных отношений детей
дошкольного возраста.
В ребенок в сюжетно-ролевой игре продолжает осваивать ролевое поведение
как способ построения игры. Ролевое поведение ребенка усложняется:
появляется способность строить сюжеты с большим количеством
персонажей, самостоятельно вести ролевые диалоги, выполнять по ходу
развития сюжета не одну, а несколько ролей.
Задача воспитателя в работе с детьми - переводить их к более сложному
ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое поведение в
соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и
обозначать свою роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Игра должна развертываться особым образом, так чтобы для ребенка
«открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а
также возможность смены роли в процессе игры, для развертывания
интересного сюжета, развивать межличностные отношения.
Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1. Использование многоперсональных сюжетов с определенной ролевой
структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми
остальными;
2. Отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете
количеству участников игры: персонажей должно быть больше, чем
участников.
Задачи развития сюжетно-ролевых игр:
1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе впечатлений о
жизни, труде людей, их отношений («Семья», «Магазин», «Больница»,
«Парикмахерская», «Детский сад», «Моряки» и другие игры).
2. Способствовать отражению в играх сюжетов знакомых сказок и
мультипликационных фильмов.
3. Развивать умение обмениваться ролями в совместной игре с воспитателем,
включать детей в разные ролевые диалоги и изменять содержание диалога в
зависимости от смены ролей.
4. Способствовать переносу освоенного в совместной игре с воспитателем
опыта в самостоятельные игры.
5. Подготавливать условия для создания игровой обстановки с
использованием реальных предметов и их заместителей.
6. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, интерес к
общему замыслу и согласованию действий.
Этапы организации сюжетно-ролевой игры
1. Подготовительный этап. Обогащение представлений о той сфере
деятельности, которую ребёнок будет отображать в игре, - экскурсии,
наблюдения, рассказы, беседы о впечатлениях. Важно знакомить ребёнка с
людьми, их деятельностью, отношениями (кто, чем и почему занимается).
2. Основной этап. Организация сюжетно-ролевой игры («игра в подготовку к
игре»):
• определение ситуаций взаимодействия людей, продумывание и сочетание
событий, хода их развития в соответствии с темой игры;
• создание предметно-игровой среды на основе организации продуктивной и
художественной деятельности детей, сотворчества с воспитателем, детского
коллекционирования;
• совместная игровая деятельность воспитателя и детей.
3. Заключительный этап. Самостоятельная игровая деятельность детей.
Организация сюжетно-ролевой игры с воображаемым партнёром, за которого
ребёнок разговаривает. Подведение итогов.
Для организации сюжетно-ролевой игры оформляются игровые зоны группы
(«Семья», «Магазин», «Больница», «Транспорт», «Театр), в которых дети
самостоятельно по желанию выбирают игрушки. Все игрушки располагаются
так, чтобы создать условия для совместной деятельности и общения по
интересам небольшими подгруппами.
Нужно предоставить в пользование детям предметы для ряженья; элементы
костюмов сказочных героев, маски животных, эмблемы с изображениями
любимых литературных персонажей. Это позволяет самостоятельно
воспроизводить в сюжетно-ролевых играх полюбившиеся эпизоды сказок,
мультипликационных фильмов.
Взаимодействуя с дошкольниками, воспитатель использует несколько
педагогических позиций:
• партнерства и сотрудничества («Мы сделаем это вместе», «Давайте найдем
общее решение», «Мне тоже интересно узнать об этом»);
• передачи опыта («Люди обычно это делают так»);
• обращения за помощью к детям («У меня это почему-то не получается», «Я
забыла, как это можно сделать», «Кто может мне помочь в этом?»).
Такое взаимодействие с педагогом помогает детям быстрее становиться
самостоятельными и чувствовать себя компетентными.
Таким образом, успех проведения сюжетно-ролевой игры возможен при
учете всех требований к организации.
Игра - это ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. В процессе игры
он живет. Действует как его окружающие. И это доставляет ему огромную
радость. Ребенок получает возможность самостоятельно действовать в
определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая
действенный и чувственный опыт, благодаря сюжетно-ролевой игре.
В сюжетно - ролевой игре складываются благоприятные условия для
всестороннего развития дошкольника, в этом возрасте складываются
отношения к окружающим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Влияние сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения
В статье рассматривается проблема влияния сюжетно - ролевой игры на воспитание у старших дошкольников этики межнационального общения, а также такие педагогические термины как: сюжетно - ролевая и...
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей...
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей
Влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей...
Влияние сюжетно-ролевой игры на психическое развитие ребенка
laquo;Игра – путь к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» А. М. Горький...
Консультация для родителей «Влияние сюжетно-ролевой игры на социальное развитие дошкольников»
личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного ...
«Влияние сюжетно - ролевых игр на процесс социализации старших дошкольников»
Сюжетно-ролевая игра – один из видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях социализации дошкольников.Социализация –это приобщение детей к социокультурным норма...