«Подвижная игра как средство физического развития дошкольников»
проект по физкультуре (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 4 города Ржева Тверской области
Проект
«Подвижная игра как средство физического развития дошкольников»
Разработала:
Кудряева М.Н.,
воспитатель
Тема: «Подвижная игра как средство физического развития дошкольников» Практический информационный.
Тип проекта: краткосрочный февраль 2020г.
Участники проекта: дети старшей группы №1, воспитатель группы, физкультурный работник, родители воспитанников.
Место провидение: МДОУ детский сад №4.
Разработчик: Кудряева Мария Николаевна, воспитатель старшей группы №1.
Актуальность.
Именно в детском саду нужно не упустить здоровье подрастающего поколения, именно в этом возрасте закладывается основной иммунитет, именно мы решаем, будет ли новое поколение людей здоровым. Ставя перед собой большое количество воспитательных целей и задач необходимо включать и здоровье сберегающие технологии.
В наше время наиболее остро стоит проблема правильного физического развития ребенка и его здоровья. Сохранять и развивать здоровье подрастающего поколения помогает подвижная игра, в различных интерпретациях. Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. Подвижные игры воспитывают не только все физические качества ребенка (быстрота, ловкость, подвижность, активность, бег, прыжки, и многое другое), но и закладывают фундамент для всесторонне развитой личности.
Цель: Заложить фундамент правильного физического развития личности с помощью: формирования двигательных навыков и линий поведения ребенка дошкольного возраста в обществе через подвижные игры.
Задачи:
- Формировать осознанную двигательную мотивацию.
- Развивать двигательную активность, способности ребенка в беге, прыжках (в подвижных играх).
- Совершенствовать физические качества ребенка с помощью подвижных игр.
- Воспитывать нравственные качества личности (взаимопомощь, сознательная дисциплина и др.), чувство коллективизма, товарищества; ответственности и т.п.
- Активизировать мыслительную деятельность, фантазию, воображения.
Предполагаемый результат:
Ожидаемый результат | Полученный результат |
|
|
Этапы проекта.
- Подготовительный: подбор литературы , материала , плана.
- Основной этап: мероприятия по данной теме , изготовление нестандартного физического оборудования с детьми , создание альбома «Ловкие и смелые»,пополнение физкультурного уголка.
- Заключительный: подведение итогов , фотовыставка проект
Формы организации работы.
В своей работе использовала как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Традиционные формы работы:
- Занятия с группой детей.
- Фронтальная работа по закреплению движений используемых в играх.
- Занятия с подгруппой детей.
- Совместная деятельность.
- Самостоятельная деятельность.
- Функциональная гимнастика.
- Индивидуальная работа.
- Физические упражнения.
Нетрадиционные формы работы:
- Интегрированные занятия.
- развлечения.
Занятия - основная форма организации обучения дошкольников. На занятиях решаются познавательные задачи. Занятия проводятся в игровой форме, проводятся занятия - развлечения, путешествия.
Самостоятельная деятельность детей осуществляется в свободное от занятий время и возникает по инициативе ребёнка.
Предлагаемые формы работы обеспечивают личностно - ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком, создавая особую атмосферу, которая помогает ребёнку реализовать свою двигательную и познавательную активность.
Совместная деятельность взрослого и ребенка осуществляется через организацию подвижной игры.
Методы работы:
- Игровой метод
- Соревновательный метод
- Метод круговой тренировки
- Словесные
- Практические
Условия реализации.
- Создание условий для организации подвижных игр.
- Создание предметно - развивающей среды.
Трудоёмкость.
- Создание картотеки подвижных игр, упражнений, пособий направленных на психофизическое развитие детей дошкольного возраста.
- Разработка проектов по физическому развитию детей дошкольного возраста.
Результативность.
Пополнить знания детей о физическом развитии.
- умение выполнять правила в игре;
- брать и выполнять роли водящего
- сформированность двигательных направлений.
Литература
- Алексеенко, В. В. Играем в сказку: воспитание и развитие личности ребенка от 2-7 лет . / В.В. Алексеенко, Я.И. Лощин.
- Гриш, В. И. Детские подвижные игры [Текст] / В. И. Гриш.
- Подласый, И. Н. Педагогика: Новый курс: учебник для студентов высших учебных заведений.
4.Интернет ресурс.
Тема: Какие подвижные игры мы знаем?
Этапы Методы и приемы | Деятельность инструктора по физической культуре и педагога | Деятельность детей |
введение игрового момента II. Основная часть Сообщение темы занятия беседа развитие связной речи Рассказ Подвижная игра развитие связной речи Упражнение в беге и ориентировки в пространстве. развитие связной речи обобщающая беседа | «Собрались все дети в круг Я – твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся» - Вот смотрю, на ваши лица как бы нам всем подружится? - Поиграть мы поиграем обязательно друзья, - Но сначала мы узнаем, из чего взялась игра. - Вы хотите это знать? - Сегодня мы с вами узнаем, что такое подвижная игра. - А как вы думаете, что обозначает слово игра? - А что такое подвижная игра? - Отчасти вы правы. И сегодня я вам расскажу удивительную историю, откуда появилась игра. Подвижные игры ведут свое начало с далеких времен. Еще ваши дедушки и бабушки придумывали разные игры для своих детей, что бы им было весело и чтобы они учились играть с другими детьми. Начиная с ранних лет, ребенок воспитывался на ярких, красочных народных игрушках, прибаутках, потешках, играх забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. У взрослых старших были народные игры с разными движениями, включающие заманчивые для детей игровые зачины, песенки, считалки. Все это до сих пор сохраняет в наших играх. - Ребята а давайте поиграем в хорошую и замечательную игру «У медведя во бору». - Кто из вас помнит правила игры? - Рома расскажи нам. «У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь не спит И на нас рычит». А теперь начинаем играть. - А для чего нам нужна подвижная игра? - Какие вы у меня молодцы вы опять правы. Бег, прыжки и хорошее настроение это залог - нашего здоровья. - Сегодня мы узнаем еще одну замечательную подвижную игру «Найди свой цвет» - Сейчас я вам раздам флажки разных цветов. Каждый будет иметь свой цвет. Пока звучит музыка мы бегаем, как только музыка затихает каждый ищет свою кеглю того цвета, которой флажок. Кто быстрее соберется возле своей кегли те и победили. - Пожалуй начнем игру. (Вместо флажков каждому ребенку можно дать квадратики, кружочки разного цвета, по которым они будут находить свою кеглю. Воспитатель следить за тем, чтобы дети отходили подальше от своих кеглей, расходились бы по всей площадке , залу. Можно менять местами кегли для усложнения игры). - Теперь немного отдохнем. - А давайте вспомним. Какие слова говорят в разных подвижных играх. - Ребята, а кто из вас дома играет в подвижные игры? - Какие? - Какие вы все счастливые, что у вас есть родители, бабушки и дедушки, которые с вами играют в эти игры. Значит, мы будем быстрыми и здоровыми. - Ребята мне очень понравилось с вами играть что нового вы узнали о подвижных играх? Спасибо вам за минуты, проведенные с пользой для нашего организма. До свидания. После занятия рисуем героев подвижных игр и спортивного инвентаря, который используются в подвижных играх | - Поиграть! - Да! Дети высказывают свое предположение. Выполнение соответствующих движений во время игры. Для веселья, побегать, попрыгать, убежать. Выполняют команду воспитателя. Садятся в круг |
Выступление на родительском собрании на тему:
«Игра - наше все».
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.
Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, их поступками, трудовым действиям. И всё это они переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения.
Однако без руководства со стороны взрослых дети даже старшего дошкольного возраста не всегда умеют играть, не говоря уже о младших дошкольников.
Им трудно сговариваться с партнёрами, действовать сообща. Кто-то из старших членов семьи, включаясь в игру, может стать связующим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащает детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы. Авторитет отца и матери, всё знающих и умеющих. Растёт в глазах детей, а с ним растёт любовь и преданность к близким.
Приобретая игрушку, важно обращать внимание не только на новизну, привлекательность, стоимость, но и на педагогическую целесообразность. Прежде чем сделать очередную покупку, неплохо поговорить с сыном или дочерью о том, какая игрушка ему нужна и для какой игры.
Например любая подвижная игра позволяет упражнять детей в беге, ходьбе различных видов, развивает выносливость повышает активность всех групп мышц и др., что очень важно для растущего организма.
Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре. Играя вместе с ребёнком, родителям важно следить за своим планом. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.
Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
- А теперь предлагаем продолжить просмотр нашей презентации и посмотреть, какие наши дети проявляют себя в разных играх.
Дошкольник 3 лет не только не умеют играть вместе, они не умеют играть самостоятельно. Малыш обычно бесцельно возит взад-вперёд машину, не находя ей большего применения, он её быстро бросает, требует новую игрушку. Самостоятельность в игре формируется постепенно, в процессе игрового общения со взрослыми., с ровесниками. Развитие самостоятельности во многом зависит от того, как организована жизнь ребёнка в игре. Ждать, пока он сам начнёт играть самостоятельно – значит заведомо тормозить развитие детской личности.
- В заключение хочется подвести небольшой итог по нашей теме:
Мы должны понимать, что в игре ребенок обучается:
- Вживаться в роль взрослых людей;
- Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, чтобы понимать смысл те или иные поступки взрослого;
- Осознать свое реальное место среди других людей;
- Уважать себя и верить в себя. Решая разные игровые задачи;
- Надеется на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет возможность ставить и решать свои собственные задачи.
В приемной для вас расположена газета на тему «Подвижная игра и ее польза» для растущего организма. Помимо теоретической информации для вас предложены вкладыши с правилами подвижных игр, которые вы можете использовать в свободные минуты со своими детьми и сверстниками. Вам будет легко, организовать детский праздник и день зная эти игры.
Методика проведения подвижных игр в газете для родителей.
Воспитательное значение подвижных игр обеспечивается целенаправленным руководством педагога или родителей, которое в свою очередь определяется пониманием их значения, свободным владением игровым репертуаром, использованием разнообразной методики, вызывающей у детей эмоциональный подъем.
Подбор и планирование подвижных игр предлагается для вас в данной газете. При этом необходим многосторонний учет условий использования детьми данной возрастной группы: общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима дня, место проведения игры, а также пожелания детей. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой.
В репертуаре игр имеются такие, в которых одновременно активно участвуют все дети пришедшие в гости.(«Воробушки и автомобиль», «Чье звено скорей построится», и т. п.). Но вместе с тем есть полезные и интересные игры, построенные на очередности действий («Горелки», «Найди себе домик», «Кто скорей вытянет ленту», «Перемени мешочек» и т. п.). Эти игры способствуют воспитанию воли, приучают сдерживать себя. Ожидание, однообразие статического положения может вызвать снижение интереса, утомление нервной системы, особенно у детей младшего возраста. В таких случаях маленькие дети отходят, выбывают из игры, а более старшие начинают отвлекаться по самому незначительному поводу, вызывая недовольство воспитателя, не учитывающего причины этого явления.
Данные исследований показывают, что, когда игра с поочередным выполнением игровых заданий проводится со всей группой детей, активность их быстро убывает, дети перестают выполнять необходимые по ходу игры движения.
Когда участвует небольшая группа и игра продолжится недолго, дети бывают активны и внимательны до конца.
Такое различие в поведении детей становится понятным, если учесть особенности корковых процессов, лежащих в основе статической и динамической деятельности.
Известно, что при статических напряжениях и коре головного мозга в области двигательного анализатора возникает очаг возбуждения, поддерживаемый, с одной стороны, волевыми импульсами и, с другой стороны, возбуждениями, поступающими от работающих мышц. От динамической работы статические усилия отличаются тем, что очаг возбуждения, вызываемый последним, является стойким и ведет к быстрому функциональному истощению соответствующих клеток с последующим развитием в них охранительного торможения. Если нагрузка велика, возбуждение иррадиирует по коре головного мозга. Кроме того, через некоторое время после начала статических усилий в коре головного мозга возникают явления отрицательной индукции, проявляющиеся торможением целого ряда функций.
Таким образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы она дала наибольший эффект.
Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игр. В зависимости от их структуры и характера движений воспитатель должен заранее предусмотреть наиболее целесообразную организацию игр и всей деятельности детей в целом.
Ознакомление детей с новой игрой, объяснение ее содержания и правил требуют от воспитателя тщательной подготовка. Содержание некоторых игр необходимо бывает раскрыть в предварительной беседе (не обязательно в день проведения; игры), например, «Обезьянки и охотники», «Волк во рву», «Космонавты», «Путешественники» и т. д. В результате бесед, рассматривания картин выясняются знания детей, уточняются их представления, создается отношение к игровым образам. Если содержание игры близко детям (прогулка, действия с игрушками и т. д.), то беседа не нужна.
Объяснение игры может проходить по-разному также в зависимости от ее вида.
Так, объяснение несюжетной игры должно быть кратким, точным и интонационно-выразительным. Воспитатель рассказывает последовательность игровых действий, расположение детей по ходу игры и выделяет правила. Затем он может задать несколько вопросов, чтобы проверить, как дети поняли то, что он им рассказывал: игра только тогда проходит весело и слаженно, когда детям понятны их действия и правила, которые они должны выполнить.
Сюжетная игра требует других приемов. Задача воспитатели заключается в том, чтобы создать у детей наглядную картину игровой ситуации, ярче выделить игровые образы, воздействовать на воображение и эмоции детей, активизировать творческую инициативу. Для этого он может использовать игрушку, рассказ, которые особенно оправданны в младшей группе.
При повторении знакомых детям игр можно ограничиться напоминанием правил (например: «Когда водящий скажет: «Стоп», двигаться нельзя). Со старшими детьми целесообразно предложить детям самим вспомнить содержание игры и ее правила: один ребенок кратко рассказывает содержание и ход игровых действий, другой перечисляет правила. Такой прием содействует развитию сознательности и самостоятельности выполняемых действий и постепенно подводит к умению играть без непосредственного руководства педагога.
Распределение ролей в играх происходит по-разному. Иногда воспитатель сам назначает водящего, руководствуясь определенными воспитательными задачами (поощрять новенького ребенка или, наоборот, показать на примере активного, как важно быть смелым, или отклонить просьбу самоуверенного ребенка и поручить эту роль робкому, застенчивому).
В другом случае воспитатель пользуется считалками или предлагает самим детям выбрать водящего и объяснить, почему они именно данному ребенку поручают эту роль.
В младших группах роль водящего выполняет вначале сам воспитатель и делает это эмоционально, живо, образно. Постепенно индивидуальная роль может поручаться ребенку, при условии ограниченного пространства и направления его движения (например, в игре «Птички и автомобиль», «автомобиль» двигается по определенной стороне комнаты, не приближаясь к месту, где находятся «воробушки»).
В процессе подвижной игры воспитатель регулирует ее ход. Он следит за движениями и действиями детей, выполнением ими правил, за дозировкой нагрузки.
О нарушении правил отдельными детьми (если они не нарушают весь ход игры) он говорит перед повторным проведением игры.
Однако не следует подводить итоги игрового процесса сразу после его окончания: непосредственная близость динамического состояния организма в ходе игры, сопровождающегося усилением сердечно-сосудистой деятельности, и статического состояния его во время оценки, даваемой воспитателем (в положении стоя или сидя), неблагоприятна для работы сердца я всего организма ребенка.
В старшем возрасте постепенно вы можете подвести детей к самостоятельной организации подвижных игр, следя за ее ходом, и особенно за выполнением правил.
В целях развития самостоятельности, организаторских умений и воспитания нравственных чувств бывает полезно.
Таким образом, воспитательные возможности подвижных игр многогранны, но для их реализации необходимы заинтересованность воспитателя, его творческое отношение и педагогическое мастерство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
народная подвижная игра - как средство физического развития старших дошкольников
презентация для педагогов, народный календарь праздников...
Подвижная игра как средство физического развития младших дошкольников.
Материал по самообразованию в межаттестационный пеоиод....
Русские народные подвижные игры как средство физического развития и оздоровления дошкольников
Меня заинтересовали русские народные подвижные игры, потому что они имеют многотысячелетнюю историю, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, с...
Фрагмент НОД в средней группе. «Подвижная игра как средство физического развития дошкольников».
Конспект занятия...
"Подвижная игра-как средство физического развития дошкольника"
Педагогический опыт...
«Подвижные игры как средство физического развития дошкольников»
План самообразования...
Познавательно – игровой проект « Подвижные игры – как средство физического развития и оздоровления младших дошкольников».
Создание условий для развития двигательной активности и физической подготовленности детей посредством подвижных игр....