Подвижная игра как средство физического развития младших дошкольников.
статья по физкультуре (младшая, средняя группа) на тему
Материал по самообразованию в межаттестационный пеоиод.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podvizhnaya_igra.doc | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
Подвижная игра как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста
Содержание
Глава1. Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста 4
Глава 2. Отечественные и зарубежные исследователи о роли подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста 7
Глава 3. Руководство подвижными играми в младшем дошкольном возрасте как один из методов физического развития детей 14
Заключение 18
Введение
К сожалению, современные дети часто страдают целым «букетом» различных физических заболеваний. Этому способствует ряд факторов, в том числе и сложности экологической ситуации, и социальные проблемы. Поэтому оздоровление, закаливание и общее физическое воспитание ребенка имеет огромное значение. В этом и заключается актуальность данной темы.
Учитывая особенности каждого возрастного периода, теория и методика физического воспитания дошкольников определяет цель, задачи, средства, методы и формы организации педагогического процесса, особенности руководства им в дошкольных образовательных учреждениях.
Цель работы заключается в том, чтобы показать роль подвижных игр в физическом воспитании детей младшего школьного возраста.
Задачи работы:
- показать особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста;
- рассмотреть историю изучения роли подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста;
- изучить специфику подвижных игр с детьми данного возраста.
Проблему роли физических игра в развитии детей изучали многие авторы. Подробный анализ истории вопроса дан во второй главе работы. Среди них были такие классики педагогики как Т. Дезами [4], А.Я. Коменский [8], П.Ф. Лесгафт [10]. Значительный вклад в создание теории подвижных игр внесли ведущие также Д. Б. Эльконин, А. А. Леонтьев, А. В. Запорожец [4].
При работе над темой использовались учебники отечественных авторов, посвященные вопросам физического развития дошкольников. Это труды А.В. Кенеман [7;11], Э.Я. Степаненковой [12], В.Н. Щебеко и др. [14].
Глава 1. Особенности физического развития детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – это возраст от 3 до 7 лет. Характерен тем, что ведущей деятельностью ребенка является игра. В рамках дошкольного возраста выделяют три периода:
- младший дошкольный возраст: от 3 до 4 лет;
- средний дошкольный возраст: от 4 до 5 лет;
- старший дошкольный возраст: от 5 до 7 лет [7, с. 14].
Физическое развитие – это процесс формирования и последующего изменения на протяжении индивидуальной жизни естественных морфофункциональных свойств организма ребенка и основанных на них психофизических качеств [3, с. 37].
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического развития. В этот период повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность, более разнообразными и координированными становятся движения. У них быстро развивается нервная система, растет скелет, укрепляется мышечная система, и совершенствуются движения. Костная система ребенка богата хрящевой тканью. Кости его мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. Окостенение опорно-двигательного аппарата начинается с 2 - 3 лет. Оно происходит постепенно в течение всего дошкольного детства. В дошкольном детстве происходит формирование свода стопы. Оно начинается на первом году жизни и интенсивно продолжается с освоением ребенком ходьбы весь дошкольный период. У детей в этом возрасте активно развивается и мускулатуры плечевого пояса и мышц-сгибателей. Но для детей дошкольного возраста характерны еще недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. Детям 3-4 лет свойственны общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. В младшем дошкольном возрасте у ребенка мышцы-сгибатели развиты больше, чем разгибатели, поэтому часто его движения и осанка бывают неправильными. Сила мышц в младшем дошкольном возрасте составляет 3,5 – 4 кг
Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной согласованности движений, в которых участвуют крупные группы мышц. В этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.
Структура легочной ткани в возрасте 3-4 лет еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление воздуха в легкие; ребра незначительно наклонены, диафрагма расположена высоко, в связи с чем, амплитуда дыхательных движений невелика. Ребенок дышит поверхностно и значительно чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет частота дыхания - 30 в минуту (у взрослых этот показатель составляет - 16-18 вдохов в минуту) [12, с. 67]. Неглубокое дыхание у детей ведет к сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость легких у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см3.
Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется легко. Масса сердца у 3 - 4-летнего ребенка составляет с 70,8 г. Артериальное давление в возрасте 3 лет колеблется в пределах 80/50 -110/70 мм рт.ст. [14, с. 124].
Сосуды у детей относительно шире, чем у взрослых, и кровь по ним течет свободнее. Количество крови у ребенка также относительно больше, чем у взрослого, но путь, который она должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция сердца несовершенна, поэтому оно быстро возбуждается, ритмичность его сокращений легко нарушается, и сердечная мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает свои силы. Вот почему во время занятий с детьми физические упражнения нужно разнообразить: чередовать подвижные игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку кратковременный отдых.
У детей в этом возрасте процесс образования костей не завершен. В скелете много хрящевой ткани, благодаря чему возможен дальнейший его рост; в то же время этим обусловливается мягкость и податливость костей.
Рост мышечной ткани детей 3-4 лет происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. Однако из-за относительной слабости костно-мышечного аппарата и быстрой утомляемости дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.
Дети младшего дошкольного возраста еще не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают, опираясь на всю стопу. Они не могут поднять свое тело даже на небольшую высоту, поэтому им еще недоступны прыжки в высоту, через препятствия и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их еще недостаточно согласованны, глазомер не развит: им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.
Глава 2. Отечественные и зарубежные исследователи о роли подвижных игр в физическом развитии детей дошкольного возраста
Разумеется, узкие исследования по данной теме были созданы только в самом конце девятнадцатого века. Но о роли подвижных игр и вообще физических нагрузок на развитие детей заговорили гораздо раньше. В частности в первой половине XV в. итальянец Витторино да Фельтре создал школу, «Дом радости», в которой ученики получали не только умственное, но и физическое воспитание. В конце XVI века в этой же стране И. Меркуриалис написал первое руководство по гимнастике. Гимнастику он рассматривал как важное средство для укреплении здоровья человека. Кампанелла в своей книге «Город Солнца» писал: «По второму и до третьего года дети обучаются говорить и учат азбуку…они разделяются на четыре отряда, за которыми наблюдают поставленные во главе их четыре ученых старца. Эти же старцы спустя некоторое время занимаются с ними гимнастикой, бегом, метанием диска и прочими упражнениями и играми, в которых равномерно развиваются их члены» [13, с. 151].То есть Кампанелла писал уже не просто о физическом развитии детей, а именно о физическом развитии детей младшего дошкольного возраста. При этом для физического воспитания Кампанелла рекомендовал народные игры.
Уже в XVII веке Ян Амос Коменский в книге «Мир чувственных вещей в картинках» писал о физическом воспитании детей, при этом подчеркивал, что формирование человека должно начинаться в раннем детстве. Вопросам физического воспитания детей также уделял английский философ Джон Локк. Локк считал, что физическое воспитание должно начинаться с первых дней жизни ребенка.
Ж.-Ж. Руссо также призывал к тому, чтобы физическое воспитание начиналось с первых дней рождения человека. Основой физического воспитания, по его мнению, должны быть детские подвижные игры и физические упражнения. Руссо рекомендовал такие упражнения не только для мальчиков, но и девочек. «Они должны, - писал он, - орать, прыгать, бегать, кричать, как это свойственно их резвому возрасту» [Цит. по 12, с. 67]. При физических упражнениях он предлагал постепенный переход от более простых форм движения к более сложным. К простым, или элементарным, движениям Песталоцци относил движения в суставах. Отсюда основой физического воспитания он считал гимнастические упражнения, связанные с нагрузкой на суставы. Предложенные им гимнастические упражнения получили широкое распространение в ряде стран Западной Европы.
В IX веке француз Теодор Дезами выступал как сторонник раннего физического воспитания, причем он полагал, что физическое воспитание необходимо проводить с учетом возраста и пола и обязательно в процессе труда, исходя из разных физиологических особенностей организма мальчиков и девочек [4, с. 97]. Другой французский публицист Этьенн Каабе обязательным условием физического развития детей считал занятие дома и в школе гимнастикой тела. Особое значение он придавал различным детским играм, которые, по его мнению, ставят себе целью развить грациозность, силу и здоровье. Он писал: «Хорошо ходить, бегать, прыгать во всех направлениях, карабкаться, взбираться, спускаться, плавать, ездить верхом, танцевать, кататься на коньках, фехтовать, проделывать, наконец, военные упражнения, - все эти упражнения и игры укрепляют тело и совершенствуют его» [6, с. 222].
Роберт Оуэн также полагал, что «…физические упражнения, введенные для усовершенствования природных склонностей, укрепления здоровья и силы отдельных людей, составят часть системы образования и воспитания детей» [13, с. 263-264].
В Германии в XIX веке И. Х.р. Гутс-Мутс изучал гимнастику и дал научное обоснование и методику ее проведения. Он написал самоучитель по плаванию, учебно-методические рекомендации по играм. По его книгам преподавали гимнастику не только в Германии, но и в Дании, Швейцарии, Англии и Голландии
В конце XIX - начале XX в. появилась система гимнастики для детей раннего и дошкольного возраста, создателем которой был И. Мюллер. Мюллер в работе с детьми широко использовал статические позы, вращения туловища со сгибанием в стороны; кружение рук и ног, «ходьбу на руках», «тачку» и др. В своих работах он дал целую программу физических упражнений, доступную каждому ребенку. Это была одна из первых зарубежных систем физических упражнений для детей от рождения до 4 - 5 лет.
В России физическое воспитание как педагогическая дисциплина развилось значительно позднее, чем в странах Европы. Тем не менее, уже в XVII веке государственный деятель Ф.М.Ртищев организовал училище при Андреевском монастыре на Воробьевых горах. Им был приглашен в школу монах Епифаний Славинецкий, который один из первых в России стал теоретиком физического воспитания. Его мысли о воспитании отражены в седьмой главе его книги «Гражданство обычаев детских», специально посвященной вопросам физического воспитания детей. Он пропагандировал подвижные игры, которые одновременно развивали бы ум и тело ребенка. Епифаний Славинецкий считал, что основное назначение игры - создание хорошего настроения, «ограда» от умственного утомления, использование ее для разумного отдыха. Одновременно игра должна была развивать в детях сообразительность, ловкость и силу. Он ценил игры за то, что в них ребенок приобретает необходимые навыки, и одновременно ценные личностные качества.
В 1717 г. в России вышло «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению, собранное от разных авторов повелением царского величества», в котором был обобщен опыт физического воспитания детей.
Позднее о необходимости физического воспитания писали просветители Д.С.Аничков, С.Е.Десницкий, А. Ф. Бестужев. В.Ломоносов также в своих трудах рекомендовал двигаться, заниматься физическим трудом. И. И. Бецкой также считал движения главным в физическом развитии, и рекомендовал приучать детей чаще бывать на воздухе. Для разностороннего физического развития им рекомендовались подвижные игры (от простой игры в мяч до игры в кегли), а также бег, прыжки, танцы. В последней четверти XVIII века русский просветитель И.Новиков в педагогических сочинениях рассматривал три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Процесс физического воспитания, по его мнению, должен продолжаться на протяжении многих лет до полного сформирования организма. В этом же столетии медик Н. М. Максимович-Амбодик писал, что уже с первых дней после рождения ребенку вместо тугого пеленания должна быть предоставлена максимальная возможность к всевозможным движениям. Особое значение он придавал играм детей. «Никогда не должно мешать детям, - писал он, - в их забавах и упражнениях… Они могут играть, резвиться, прыгать, веселиться… Сама природа вселяет в неповинных детей сию склонность к игре и забавам» [Цит. по 12, с. 53 -54]. Н.М. Максимович-Амбодик напоминал и о том, что каждый возраст имеет свои особенности и поэтому к физическому воспитанию нужно подходить индивидуально.
В XIX веке выдающийся русский педагог К.Д.Ушинский писал, что при физическом воспитании необходимо использовать народные игры как наиболее доступные детям. Большая роль в пропаганде подвижных игр принадлежит также педагогам Е.А. Покровскому (1838 - 1895) и П.Ф. Каптереву (1849 - 1922).
Огромный вклад в развитие теории физического воспитания внес русский педагог, анатом и врач П.Ф.Лесгафт. Именно он является основоположником научной системы физического воспитания в России. П. Ф. Лесгафт большое внимание уделял подвижным играм. Он рекомендовал применять ходьбу, бег, прыжки, метание, путешествия, гимнастические упражнения [10, с. 45]. Разученные движения должны закрепляться в подвижной игре. Идеи П.Ф.Лесгафта продолжил его ученик, В. В. Гориневский. В 1910 г. на базе Тенишевского училища им была создана специальная лаборатория по изучению проблем, связанных с физическим воспитанием. Описанные В.В. Гориневским особенности физического развития в разные периоды жизни человека внесли значительный вклад в педагогическую науку. В.В. Гориневский считается основателем постреволюционной системы физического воспитания.
В советское время Л.И. Чулицкая, профессор, доктор медицины, углубила педагогические взгляды П. Ф. Лесгафта и В. В. Гориневского. Она, опираясь на анатомо-физиологические и психологические особенности ребенка, определила гигиенические нормы его воспитания и обучения. Е. Г. Леви-Гориневская опубликовала ряд работ по развитию навыков основных движений у детей дошкольного возраста. Совместно с А. И. Быковой она создала книгу «Закаливание организма ребенка». А. И. Быкова разработала методику развития движений ребенка, определила ее значение, содержание, организацию. А.И.Быкова рассматривала развитие движений в тесной связи с игрой, применением игровых методов. Совместно с Н.А. Метловым, М.М. Канторович, Л.И. Михайловой она разработала программы по физическому воспитанию детей, выпустила сборники подвижных игр для дошкольных учреждений. В свою очередь Н.А. Метлов написал книгу «Утренняя гимнастика в детском саду». Совместно с профессором В. Ф. Невским он исследовал психофизиологические основы и содержание утренней гимнастики. В 1960-е годы им был написан учебник «Методика физического воспитания».
Далее следует назвать работы В. Кенеман. Благодаря им в 1968 г. значительно расширяется объем курса «Гимнастика и подвижные игры» и его переименовывают в «Теорию и методику физического воспитания детей дошкольного возраста». Большое место в трудах А. В. Кенеман отводилось обучению двигательным действиям. Ее работы в этой области опирались на разработанный П.Ф.Лесгафтом принцип осознанности. Раскрывая закономерности, методы и приемы успешного обучения, А.В. Кенеман обосновала поэтапность разучивания движений детьми младшего дошкольного возраста. Она в соавторстве с Д.В. Хухлаевой написала учебник «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста». С 1968 по 1985 г. А.В. Кенеман возглавляла научно-методическую комиссию по теории и методике физического воспитания при Министерстве просвещения СССР. Под редакцией А. В. Кенеман и Т. И. Осокиной в серии «Наука - практике» выходили многочисленные публикации по теории и методике физического воспитания дошкольников.
То касается конкретно подвижных игр, то еще П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. П.Ф.Лесгафт указывал на наличие в подвижной игре определенной цели и рекомендовал постепенно усложнять содержание и правила игры. П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить таким образом подчинять свои действия сознанию» [10, с. 270].
Идеи П.Ф.Лесгафта успешно претворялись в жизнь его последователями и учениками - В.В. Гориневским, Е.А.Аркиным.
В.В. Гориневский рассматривал подвижную игру как средство формирования личности ребенка. Он придавал огромное значение оздоровительной направленности положительных эмоций, которые ребенок испытывает в игре. Серьезные требования В.В. Гориневский предъявлял воспитательной ценности сюжета игры, методике ее проведения.
Е. А. Аркин считал подвижную игру незаменимым средством развития ребенка, основным рычагом дошкольного воспитания. Он видел преимущества игры в ее эмоциональной насыщенности, привлекательности, мобилизующей силы ребенка, доставляющей ему радость и удовлетворение. Значительную роль в результативности игры Е. А. Аркин отводил педагогу, его искусству заинтересовать ребенка, правильно объяснить игру, распределить роли, подвести итог; при необходимости педагог успешно может подключиться к игре.
Значительный вклад в создание теории подвижных игр внесли ведущие также Д. Б. Эльконин [15], А. А. Леонтьев [8], А. В. Запорожец [5], Н.Н. Поддъяков, А И. Быкова, М.М, Конторович, Л.И.Михайлова, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Л.В.Артамонова и др.
Глава 3. Руководство подвижными играми в младшем дошкольном возрасте как один из методов физического развития детей
Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий. Использование физической культуры в детском саду с учетом специфических возрастных особенностей детей, уровнем состояния здоровья каждого воспитанника позволяет создать благоприятные условия для полноценного физического развития. Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и пр. способствует физическому развитию детей.
Маленькому ребенку полезны и необходимы не только ходьба и бег, но и игры с лазаньем, прыжками, т.е. выполнение движений, связанных с напряжением сил. Организуя двигательную активность детей, воспитатель должен уделять внимание смене разных видов деятельности, активности и отдыха. Движения детей во время игры должны быть энергичными и продолжительными. Педагог должен приучать детей ходить и бегать свободно, естественно координируя движения рук и ног, не шаркая ногами, не опуская головы; добиваться овладения разными видами ходьбы и бега. Учить прыгать, энергично отталкиваясь двумя ногами и мягко приземляясь. Упражнять в ползании и лазанье, бросании и отталкивании предметов при катании, ловле (не прижимая к груди). Приучать действовать совместно, в общем для всех темпе, находить свое место в групповых построениях. Упражнять в сохранении равновесия. Учить поддерживать правильную осанку. Учить кататься на санках, садиться на трехколесный велосипед, кататься на нем и сходить. Учить надевать и снимать лыжи, ставить их на место, ходить на лыжах. Учить детей выполнять правила в подвижных играх, развивать интерес к ним, воспитывать желание заниматься физическими упражнениями.
Для занятий рекомендуются подвижные игры. Подвижная игра с правилами - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни [10]. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!».
При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирование новых качеств личности.
В игре он упражняется в самых разнообразных движениях: беге, Прыжках, лазании, перелезании, бросании, ловле, увертывании и т.д. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе.
Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры щ бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм - баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Это игры с бегом, игры с прыжками, игры с подлезанием и лазаньем, игры с бросанием и ловлей, игры на ориентировку в пространстве [1. с. 64].
Приведем примеры различных игр.
Игры с бегом : «Бегите ко мне», «Птичка и птенчик», «Мыши и кот», «Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках» и др.
Игры с прыжками: «По ровненькой дорожке», «Поймай комара», «Воробушки и кот», «С кочки на кочку».
Игры с подлезанием и лазаньем: «Наседка и цыплята», «Мыши в кладовой», «Кролики», «Обезьянки».
Игры с бросанием и ловлей: «Кто бросит дальше мешочек», «Попади в круг», «Сбей кеглю», «Береги предмет».
Игры на ориентировку в пространстве: «Найди свое место», «Угадай, кто и где кричит», «Найди, что спрятано».
Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза
рогатая» и др.).
Методика проведения подвижной игры включает предполагает комплексное использование разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое педагогическое руководство ею. Особое значение имеет профессиональная подготовка воспитателя. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в развитии и поведении детей.
Подбор и планирование подвижных игр зависят от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического и умственного развития детей, их двигательных умений, состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, особенностей режима, места проведения, интересов детей. Важно правильно организовать игру в зависимости от содержания, очередности выполнения заданий.
К окончанию периода младшего дошкольного возраста, то есть концу 4-го года жизни дети могут:
– ходить прямо, сохраняя заданное направление, не шаркая ногами;
– бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указанием воспитателя;
– сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, перешагивая предметы;
– ползать на четвереньках, лазать по лесенке-стремянке, гимнастической стенке произвольным способом;
– энергично отталкиваться в прыжках на двух ногах, прыгать в длину с места не менее чем на 40 см;
– катать мяч в заданном направлении с расстояния 1,5 м, бросать мяч двумя руками от груди, из-за головы;
- бросать мяч вниз о пол и вверх 2–3 раза подряд и ловить его; метать предметы правой и левой рукой на дальность расстояния не менее 5 м;
– строиться в колонну, шеренгу, круг;
– выполнять общеразвивающие упражнения по сигналу педагога, согласовывать темп и ритм упражнений по показу воспитателя;
– самостоятельно скатываться на санках с горки, катать на санках друг друга;
– скользить по ледяной дорожке с помощью взрослых;
– передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом, выполнять повороты на месте на лыжах;
– кататься на трехколесном велосипеде;
– погружаться в воду [3, с.67].
Заключение
На основе анализа научно-методической литературы, посвященной игре, можно сделать следующие выводы:
1. Истоками подвижной игры является моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого.
2. Игры создавались с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду.
3. Игры создавались с целью развития и совершенствования основных видов движения.
Многочисленными исследованиями доказано, что подвижные игры способствуют как физическому, так и умственному и нравственному развитию детей. В педагогической науке подвижные игры рассматриваются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глубокий смысл подвижных игр заключен в их полноценной роли в физической и духовной жизни, существующей в истории и культуре каждого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм.
Подвижные игры являются одним из условий развития физической культуры ребенка. Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. При проведении подвижной игры имеются неограниченные возможности комплексного использования разнообразных методов, направленных на формирование личности ребенка. В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их закрепление и совершенствование, но и формирование новых физических навыков.
Список литературы
- Богуславская З.М. Подвижные игры для детей дошкольного возраста – М.: Учпедгиз, 1940. -1998 с.
- Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003. - 128 с.
- Дегтярев И.П. Физическое развитие. – К.: Рад. шк., 2005 – 56 с.
- Дезами Т. Кодекс общности. - М.: Изд-во Мгу, 1956. -395 с.
- Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. - М.: Наука, 1960. – 231 с.
- Кабе Э. Путешествие в Икарию. - М.; Л.: Слово, 1948. -328 с.
- Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Педагогика, 1985. - 401 с.
- Коменский Я.А.// Антология гуманной педагогики. - М.: Художественная литература, 1971. – С. 78 - 102.
- Лаптев А. Управление физическим развитием. – М.: АСТ, 2003.- 180 с.
- Лесгафт П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста: В 2 т. – М: Педагогика, 1952. – 567 с.
- Педагогическая практика студентов по курсу «Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста»/ Под ред. А.В. Кенеман. - М.: Высшая школа, 1984. – 432 с.
- Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.
- Утопический роман XVI -XVII веков. - М.: Художественная литература, 1971. – 452 с.
- Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия.- 1999.- 160 с.
- Элькорнин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста.- М.: Учпедгиз, 1948. –С. 89 - 134.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
народная подвижная игра - как средство физического развития старших дошкольников
презентация для педагогов, народный календарь праздников...
Русские народные подвижные игры как средство физического развития и оздоровления дошкольников
Меня заинтересовали русские народные подвижные игры, потому что они имеют многотысячелетнюю историю, представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, с...
Подвижные игры как средство физического развития детей младшего дошкольного возраста
В формировании разносторонне развитой личности ребенка подвижным играм отводится важнейшее место. Они рассматриваются как основное средство и метод физического воспитания. Являясь важным средством физ...
Фрагмент НОД в средней группе. «Подвижная игра как средство физического развития дошкольников».
Конспект занятия...
"Подвижная игра-как средство физического развития дошкольника"
Педагогический опыт...
«Подвижные игры как средство физического развития дошкольников»
План самообразования...