Методические рекомендации к карточкам «Упражнения в парах» для детей старшего дошкольного возраста, способствующие физическому развитию детей.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Савченко Ирина Сергеевна

Движение для ребёнка – это радость, здоровье, развитие, способ его существования. Не случайно в последних нормативных документах Российской Федерации подчёркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждений, необходимость создания условий для увеличения объёма двигательной активности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx80.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №36 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН

        

ПРИНЯТО                                                          УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом                                   Заведующий МБДОУ № 36

Протокол № __                                                        ___________  О.А. Крапивина

от «__» _________ 2019                                                  Приказ № ____ от   «__» ___ 2019г.

Методические рекомендации

к карточкам «Упражнения в парах» для детей старшего дошкольного возраста,  способствующие физическому развитию детей.

Савченко Ирина Сергеевна

Инструктор по физической культуре

ст. Новопокровская 2020

  1. Предисловие.

            Движение для ребёнка – это радость, здоровье, развитие, способ его существования. Не случайно в последних нормативных документах Российской Федерации подчёркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждений, необходимость создания условий для увеличения объёма двигательной активности детей.

        Дошкольник чрезвычайно активен. Любые движения дают ему возможность чувствовать себя комфортно. Однако, как показали исследования, у него есть любимые, предпочитаемые движения, и это необходимо учитывать при организации условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.

        С этой цель я разработала карточки «Упражнения в парах». В процессе создания опиралась на разработки М.Д. Михайловой, М.Л. Козырева и Н.И. Коротковой.

        Большую помощь в планировании и проведении такой работы нам оказало анкетирование родителей в начале учебного года 2018. (Тема анкет «Состояние здоровья ваше ребёнка» и «Условия здорового образа жизни в семье»).

        Мы обсуждали с родителями проблемы формирования физической культуры в семье, возможности повышения эффективности этой деятельности, изучали инновационные технологии и их применения для снижения заболеваемости. И пришли к выводу, это благоприятные условия, создания в семье и МБДОУ №36, способствуют укреплению физического здоровья детей.

        Вашему вниманию мы предлагаем карточки «Упражнения в парах», предназначенные для детей 5 – 7 лет, которые могут использоваться в самостоятельной деятельности, на занятиях, «индивидуальных, коллективных формах», а также воспитателям в индивидуальной работе.

        Главная особенность состоит в том что, парные упражнения эффективны по своему воздействию на организм. Новизна в решении двигательных задач различной сложности в этих упражнениях лучше всего тренируют мозг и нервную систему в способности управлять движениями. Упражнения в парах воспитывают чувство товарищества, взаимопомощи.

        Эффективность предлагаемых карточек «Упражнения в парах» подтверждена на практике.  В карточки вошли упражнения:

- упражнения, развивающие и укрепляющие мышцы рук и плечевого пояса;

- упражнения, развивающие мышцы туловища и увеличивающие подвижность позвоночника;

 - упражнения, развивающие мышцы ног.

Хочется особо выделить специфику карточек упражнений в парах, которые заключается в строгом выполнении требований:

 - составлять пары с учётом роста и веса детей;

 - после деления группы по парам следует дать название каждому партнёру (первый – второй, А - В);

 - строго соблюдать дидактический материал, принцип «от простого к сложному»;

- задавать ритм и темп в соответствии с характером упражнений;

 - постепенно следить на нагрузкой, регулируя её количеством повторений.

Карточки «Упражнения в парах» могут стать хорошей основой для коррекционно – развивающей работы с различными категориями детей.

Адресованы инструктором по физической культуре , работающим детьми старшего дошкольного возраста (педагогам, воспитателям), а также любознательным родителям.

Методические рекомендации к карточкам «Упражнений в парах» представлены на заседании педагогического совета №6 тема: «Безопасное лето» от 06.06.2019г.

Карточки  апробированы в работе с детьми старшего дошкольного возраста МДОУ №36.

Оригинальность этих карточек один из приоритетов их оценки.

  1. Ведение

Движение – необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма ребёнка.

В дошкольном возрасте закладываются основы: здоровья долголетия и гармонического физического развития и хотя это развитие является закономерном биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатома – физиологических и психологических особенностей ребёнка.

        Одним из основных средств, укрепляющих организм и способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнения утренней гимнастики.

        Не случайно известные отечественные физиологи Н.М. Щелованов, В.И. Лях отмечали что именно под воздействием движений, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов.

        А специалисты по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ю.Ф. Знановский, Е.Н. Вавилова считали, что первостепенной задачей в этом возрасте нужно уделять внимание на формированию правильной осанки с помощью физических упражнений.

        Доказано что базой развития служит подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоение новых более сложных движений.

        В результате педагогических поисков, в связи с этим мною было принято решение о создании и поэтапной апробации карточек «Упражнений в парах».

        Эти карточки являются  доступным и эффективным средством физической подготовки детей старшего дошкольного возраста, не требующим дорогостоящего оборудования и специальных мест занятий, они легко осваиваются детьми старшего дошкольного возраста, и практически воздействуют на весь организм занимающихся детей дошкольного возраста.

        Эти карточки содержат разнообразные упражнения в парах без предметов, с различными предметами (с гимнастической палкой, набивными мячами разного веса, можно заменить выполнение скакалкой), что позволяет разнообразить упражнения и избирательно воздействовать на конкретную группу мышц, даны примерные дозировки упражнений, указания к их применению.

        В упражнениях можно вносить изменения и уточнения в зависимости от поставленных задач, особенностей контингента занимающихся, материально – технического оснащения тренировочного процесса, профессионально – педагогического опыта педагога.

Разнообразие упражнений, дает возможность обеспечить направленно избирательное воздействие на организм занимающихся и строго дозировать нагрузку, позволяет широко использовать эти упражнения в занятиях с детьми, любого возраста, пола и физической подготовленности.

 

3. Основная часть

Методические рекомендации при работе с детьми старшего дошкольного возраста, размещённые в карточках- «Упражнения в парах».

Карточки представляют собой средство избирательно-целенаправленного развития физических качеств.

Актуальность:

Работая с детьми старших подготовительных к школе групп, выполняя множество общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, столкнулась с тем, что старшие дошкольники не умеют применять творческие двигательные навыки, часто затруднятся в создании комбинаций движении, движения детей очень просты мало выразительны.

Сегодня старшие дошкольники не знают названий упражнений, не могут рассказать о технике их выполнения. Как правильно отметила специалист по физическому воспитанию Н. Полтавцева, это в первую очередь связанно с тем, что обучение двигательным действиям чаще всего происходит на основе показа – упражнения усваиваются механически, без осознания значимости требования к ним, а поэтому даже у старших дошкольников отсутствует стремление к точному соблюдению указаний педагога.        

 Описание:

 «Упражнения в парах» изготовлены в виде распечатанных карточек и сложенных в специальную папку. На каждой карточке есть описание, дозировка и методические указания и рекомендации к выполнению упражнений.

Цель:

Создание условий для повышения двигательной активности старших дошкольников средством упражнений в парах в условиях ДОУ.

Задачи:

Образовательные:

  1. Обогащать двигательный опыт детей за счёт выполнения упражнений  с предметами и без.
  2. Совершенствовать у детей координацию движений и умений ориентироваться в пространстве.

Оздоровительные:

  1. Развивать силовые качества и координацию движения в парах.
  2. Способствовать укреплению мышц спины.

Воспитательные:

  1. Способствовать формированию умения согласовывать свои действия с действиями товарища (партнёра).
  2. Воспитывать навыки сотрудничества и умения взаимодействовать в парах.
  3. Побуждать к проявлению взаимопомощи.
  4. Развивать у детей уверенность в себе при выполнении упражнений.

Многофункциональность:

        Карточки «Упражнения в парах» можно использовать на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, на прогулке.

Условия организации качественной работы с карточками «Упражнения в парах»:

- дети должны чётко соблюдать правильное исходное положение (сидя, скрестно и т.д.);

 - положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно);

 - при наклонах колени не сгибать;

 - во время приседания пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени.

 - во время выполнения упражнений, проводится в хорошем темпе в коллективе сверстников;

 - совершать движения с определённым напряжением;

 -  упражнения должны быть простыми и доступными детям, соответствовать строению и функциям их двигательного аппарата и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии;

 - упражнения должны быть равномерными по видам движения и охватывать разные группы мышц (плечевого пояса, спины, живота и ног);

 - обязательное условие - хвалить ребёнка при правильном выполнении упражнения.

Назначение:

         Данные карточки можно использовать  для обогащения двигательного опыта детей, дифференцированного соизмерения своих действий по силе, амплитуде, времени, согласования их с партнером, для эффективного развитие основных двигательных качеств.  Так как партнер зачастую оказывает дополнительную нагрузку, для решения воспитательных задач: внимательного отношение друг к другу.

Результативность:

Карточки «Упражнения в парах» очень эффективно воздействуют на организм. Они хорошо тренируют мозг и нервную систему в способности управлять движениями. Парные упражнения для рук, плечевого пояса способствуют выпрямлению позвоночника, укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру. Они воспитывают чувство товарищества, взаимопомощи.

 Основные достоинства:

Карточки  «Упражнения в парах» способствуют развитию силы, укрепление суставов и повышению их подвижности.

 В этих упражнениях возможны такие двигательные действия, которые невозможно проделать без помощи или поддержки партнёра, что значительно обогащает двигательные умения детей. Ряд упражнения, где партнёр оказывает помощь или поддержку в выполнении определённых движений, способствуют в формировании умения согласовывать свои действия с действиями товарища (партнёра).

Подходы к построению и содержанию занятий с применением данных карточек «Упражнения в парах» позволяют постоянно поддерживать интерес у детей, индивидуализировать подход к каждому ребёнку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и принцип подбора движений.

Адресовано:

Педагогам, инструкторам по физической культуре работающих с детьми старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.

Формы и методы:

Объяснительно- иллюстративный, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Карточка №1

Упражнения для рук и плечевого пояса

(без предметов)

Цель: развивать подвижность суставов и связок рук и плечевого пояса.

п/п

Исходное положение

Выполнение упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

«Птицы машут крыльями»

Стоя лицом друг другу на расстоянии 0,5 м., ноги на ширине плеч, руки соединены простым хватом

1 – 2 дугами в сторону руки верх, 3 – 4 и.п. дугами в сторону руки вниз

6 -8 раз

Спина прямая, лопатки свели, поднимая руки вверх, посмотреть на руки, руки не сгибать, с места не сходить.

2.

Стоя спиной друг другу, руки соединены простым хватом

То же

6 -8 раз

Не прогибаться в пояснице при поднимании рук вверх, руки не сгибать. Ноги прямые с места не сходить. Спина прямая лопатки свели. Дыхание не задерживаем

3.

Стоя спиной друг другу на расстоянии 0,5 м., руки соединены

То же

6 -8 раз

При поднимании рук вверх подниматься на носки, прогнуться как можно глубже. Руки прямые, ноги тоже.

4.

Стоя лицом друг другу в выподе вперёд правой ногой, руки соединены около груди

1 – согнуть правые руки.

2 – согнуть левые руки.

3 – 4 то же самое

6 -8 раз

Спина прямая, лопатки свели, дыхание не задерживаем. Задняя нога прямая. Упражнения можно выполнять при неподвижном корпусе и с поворотом корпуса, с сопротивлением и без сопротивления партнёра.

5.

Стоя лицом друг другу на расстоянии шага, руки на плечах партнёра.

1 – 3 пружинящих наклона вперёд

4 – и.п.

4 – 6 раз

Ноги не сгибать, руки прямые. Наклон как можно глубже. Спина прямая, лопатки сводим. Голову не опускать взгляд направлен вперёд.

6.

Стоя лицом друг другу, ноги на ширине плеч, руки полусогнуты, не соединены

1 – хлопок

2 – коснуться руками

12 – 16 раз

Постоянно ускоряя темп. С места не сходить, ноги прямые, спина тоже.

7.

Стоя боком друг к другу, ближние руки соединены внизу, дальние вверху

1 -2 выпад в стороны, не разрывая хвата.

3 – 4 – и. п.

6 – 8 раз

Выпад глубже друг от друга, руки не сгибать.

8.

Стоя лицом друг другу на расстоянии шага, руки впереди соединены

1 – один партнёр сгибает руки,

2 – и.п.

3 -4 то же самое, но другой партнёр

6 – 8 раз

Ноги вместе, спина прямая, лопатки свели. Партнёр, выполняющий упражнение не должен сгибать ноги. Дыхание не задерживать, голову не наклонять смотреть на партнёра.

9.

Стоя лицом друг к другу, руки согнуты в локтевом суставе около груди, соединены лицевым хватом

1 -2 выпрямить руки, прогнуться, 3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Руки выпрямлять до конца, ноги не сгибать, при прогибании наклонять голову назад. Ноги прямые, дыхание не задерживать, прогибаться как можно глубже.

10.

Стоя спиной друг к другу на расстоянии 0,5 м., руки соединены

1 -2 – отведение рук назад

3 -4 – и.п.

6 – 8 раз

Вперёд не наклонятся, спина прямая, голову не наклонять взгляд вперёд, ноги вместе. Отводить назад максимально. Дыхание не задерживаем.

Методические рекомендации для педагогов:

Упражнения для туловища – это упражнения для гибкости позвоночника, мышц спины, инструктору необходимо обратить внимание в упражнении на следующие:

- дети должны чётко соблюдать правильное исходное положение (сидя, скрестно и т.д.);

 - положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно);

 - при наклонах колени не сгибать.

Карточка №2

Упражнения для туловища

Цель: развивать гибкость туловища и подвижность позвоночника.

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стоя лицом друг к другу. Ноги на ширине плеч, руки на плечи друг другу.

1 – 3прижинящих наклона в одну сторону,

4 – и.п.,

5 – 8 – то же, в другую сторону.

4 – 6 раз

Спину держат прямо, руки и ноги не сгибать, наклон максимальный, дышим носом, дыхание не задерживаем.

2.

«Маятник»

Стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, руки соединены в замок

1 – наклон в одну сторону,

 2 – и.п.,

3 – наклон в другую сторону,

4 – и.п.

4 – 6 раз

Не наклонятся вперёд, спина прямая, лопатки свести, колени не сгибать.

3.

Сидя спиной друг к другу, ноги скрестно, руки соединены в замок.

1 -  наклон в одну сторону,

2 – и.п.,

3 – наклн в другую сторону.

 4 – и.п.

4 -6 раз

Не наклонятся вперёд, спина прямая, лопатки свести, колени не сгибать.

4.

«Пила дров»

Сидя лицом друг к другу, ноги скрестно, руки впереди соединены лицевым хватом.

Поочерёдное сгибание и разгибание   рук

8 – 12 раз

Упражнения выполняется с поворотом корпуса. Но при этом спина прямая, лопатки сведены. Голову вперёд не наклонять.

5.

Сидя лицом друг к другу, руки соединены.

Поочерёдное перетягивание друг друга

8 – 10 раз

Ноги не сгибать, сильно не потягивать партнёра к себе. Дыхание не задерживать. Спина прямая, лопатки свели, голову не опускать вниз, взгляд направлен вперёд.

6.

Сидя лицом друг к другу, ноги врозь, руки соединены.

1 – первый партнёр –лечь на спину, второй – наклон вперёд,

2 – и.п.

3 - 4 – то же, в другую сторону.

6 – 8 раз

 Колени не сгибать, руки прямые, лопатки свели, голову вперёд не наклонять, взгляд вперёд.

7.

Лёжа на животе лицом друг другу, руки вверху соединены.

  1. Прогнуться, руки вверх – назад, 2 – и.п.

6 – 8 раз

Напрячь ноги, голову не опускать, ноги при прогибании не отрывать от пола, ноги прямые, спина прямая, лопатки свели, глубже прогнуться, дыхание не задерживаем, дышим носом.

 8.

Лёжа на животе лицом друг к другу, руки вверх соединены.

1 – поднять ноги назад,

2 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, больше прогибаться в тазобедренном суставе, голову не опускать, спина прямая, лопатки свели, глубже прогнуться, дыхание не задерживаем, дышим носом.

9.

«Ласточка»

Лёжа на животе лицом друг к другу, руки вверх соединены.

1 – 2 прогнуться, 3 – 4 – и.п.

4 – 5 раз

Выполнять упражнения в медленном темпе.  Максимально отвести руки, ноги вверх – назад, напрячь, ноги прямые в коленях не сгибать, глубже прогнутся.

10.

Лёжа на спине, голова к голове, руки в стороны соединены.

1 – 2 поднять ноги вверх, коснуться ног партнёра.

4 -5 раз

Ноги не сгибать, руки не поднимать, лопатки касаются пола.

11.

Один партнёр лежит на животе, руки за голову. Другой в упоре присев, руки на голеностопных суставах первого.

1 – 2 – первый партнёр – прогнувшись руки в стороны,

3 -4  - и.п.

Тоже самое другой партнёр.

6 – 8 раз

Больше прогибаться, ноги держать вместе. После выполнения упражнения одним партнёром, его выполняет второй. Дыхание не задерживаем.

12.

Сидя спиной друг к другу, руки соединены в замок.

1 -2 – первый партнёр – делает наклон вперёд, второй – прогибаясь ложится на спину первого

3 – 4 – и.п.

Тоже самое второй партнёр.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, носки тянем, стараться грудью коснуться колен, колени не сгибать.

13.

Лёжа на спине, головой друг к другу, ноги вперёд руки в стороны.

1 – 2 – первый партнёр – делает наклон вперёд, второй – прогибаясь ложится на спину первого

3 – 4 – и.п.

4 – 6 раз

Лопатки касаются пола, спина прямая, ноги прямые, колени не сгибаем, отводить ноги в сторону до соприкосновения с полом. Голову не поднимать. Носки оттянуть. Руки прямые.

14.

Лёжа на спине, ногами друг к другу, руки вверх.

 1 – 2 – сесть, руки вперёд, коснуться руками партнёра.

 3 – 4 – и.п.

4 – 6 раз

Ноги не сгибать носки оттянуть.  Спина прямая, дыхание не задерживаем.

15.

Стоя согнувшись, лицом друг к другу, руки на плечи друг друга.

1 – поворот туловища,

2 – и.п.,

3 -4 – то же, в другую сторону.

6 – 8 раз

Глубже прогнуться и наклониться, ноги прямые колени не сгибать, держать их вместе. Поворот выполнять максимально.

Дыхание не задерживаем.

16.

Стоя согнувшись, лицом друг к другу, ноги врозь, руки в стороны соединены.

1 – поворот туловища,

2 – и.п.,

3 – 4 – то же, в другую сторону.

6 – 8 раз

Глубже прогнуться и наклониться, ноги прямые колени не сгибать, держать их вместе. Поворот выполнять максимально.

Дыхание не задерживаем.

17.

Стоя лицом друг к другу, руки вверх соединены.

1 -2 – прогнуться, руки в стороны.

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

При прогибании назад, касаться друг друга грудью, ноги не сгибать.

18.

Стоя на коленях спиной друг к другу, руки вперёд.

1 – поворот туловища, коснуться рук партнёра

2 – и.п.

3 - 4 – то же, в другую сторону.

6 – 8 раз

Поворот до касания рук партнёра, смотреть на руки. Спину держать прямо, назад не отклоняться.

19.

Стоя ноги врозь спиной друг к другу на расстоянии 0,5 м., руки вверх.

1 – наклон вперёд, руками межу ног коснуться рук партнёра.

6 – 8 раз

Не сгибать ноги, наклон выполнять глубже и резче. Дыхание не задерживать.

20.

Стоя на коленях лицом друг к другу, руки согнуты в локтевых суставах и соединены около груди.

1 – 2 – 3-  выпрямить руки, отвести туловище назад

4 – и.п.

6 – 8 раз

Упражнение выполнять в медленном темпе, глубже прогнуться, голову держать прямо, руки могут быть не выпрямлены до конца в зависимости от развития силы мышц бедра, живота и спины, у детей.

Методические рекомендации для педагогов:

Упражнения для ног укрепляют мышцы брюшного пресса. Они развивают мышцы ног и свода стопы.

Воспитателю необходимо учесть, что эти упражнения проходят более полноценно, если у детей прямая спина, во время приседания пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени.

Карточка №3

Упражнения для ног

Цель: развивать гибкость связок при выполнении упражнений.

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стоя лицом друг к другу, руки вперёд, соединены лицевым хватом.

1 – присед с разведением колен

2 – и.п.

1 -2 – поочерёдное приседание

3 -4 – и.п.

6 – 8раз

Приседать на носках с прямой спиной. Колени при приседании разводить в стороны. С места не сходить. Голову держим прямо.

2.

То же.

1 – 2 – поочерёдное приседание

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Приседать на носках с прямой спиной. Колени при приседании разводить в стороны. С места не сходить. Голову держим прямо. Дыхание не задерживаем.

3.

Стоя спиной друг к другу, руки внизу соединены хватом обычным.

1 – 2 – выпад вперёд правой

3 -4 – и.п.

5 – 8 – то же левой.

4 – 5 раз

При выпаде прогнуться как можно больше, лопатки сводим, голову вверх. Выпад глубокий, отставленную ногу не сгибать.

4.

Упор сидя друг к другу, стопы соединены, одна нога полусогнута, другая прямая.

1 - 4 – поочерёдное сгибание и разгибание ног.

8 – 12 раз

Спина прямая, лопатки свести. Голова вперед не наклоняется, руки не сгибать.

5.

Сед согнувшись.

1 – 2 – поочерёдное сгибание ног по кругу.

6 – 8 раз

«Велосипед». Сесть ближе друг к другу. Руки не сгибать.

6.

Стоя в упоре на коленях опираясь предплечьями о пол, руки вперёд соединены.

1 – мах левой ногой,

2 – и.п.,

3 – мах правой ногой,

4 – и.п.

4 – 5 раз

Прогнуться, ногу не сгибать, голову не опускать, носки оттянуть.

7.

Стоя лицом друг к другу, руки на плечах партнёра.

1 – мах правой назад, 2 – и.п.,

3 – мах - то же левой.

6 – 8 раз

Ноги напряжены, носки оттянуты, мах резче. Спина прямая, лопатки соединены. Дыхание не задерживаем.

8.

Сидя спиной друг к другу, руки в замок.

1 – 2 – первый партнёр – сед прогнувшись,

3 – 4 – второй партнёр – сед согнувшись.

6 – 8 раз

Партнёры выполняют поочерёдно сед согнувшись, ноги не сгибать, вперёд не наклонятся, носки оттянуть.

9.

Лицом друг к другу на расстоянии шага, присед на правой, левую в сторону на носок, руки вперёд соединены.

1 – упор присев, руки вниз,

2 – выпрямиться, правая назад на носок, руки вверх – вперёд.

6 -8 раз

Отставленную ногу не сгибать, спину держать прямо, тяжесть тела равномерно переносить с одной ноги на другую.

10.

Стоя лицом друг к другу, руки вперёд соединены.

1 – упор присев, руки вниз, 2 – выпрямиться, правая назад на носок, руки вверх – вперёд.

6 – 8раз

Ноги не сгибать, носок оттягивать, спину держать прямо.

11.

Стоя лицом друг к другу, руки на плечи.

1 – левую ногу влево на носок,

2 – и.п.,

3 – правую ногу на носок,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, оттянуть, спину держать прямо, колени не сгибать. Глову не наклонять.

12.

Стоя спиной друг к другу, сцепление под руки.

1 – 2 – присед,

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Спина к спине, опираться друг на друга, при приседании стараться коснуться пола. Взгляд направлен вперёд. Дыхание не задерживаем.

13.

Стоя лицом друг к другу в выпаде правой, руки вперёд соединены.

1 – 2 – 3 – пружинящих покачивания,

4 – прыжком сменить положение ног.

6 – 8 раз

Отставленную ногу не сгибать. При смене положения ног хват рук не разрывать. Руки прямые, лопатки свели, спина прямая.

14.

Один партнёр – упор сидя сзади, второй – стоя врозь ноги на уровне коленей первого, руки на поясе.

1 – первый партнёр – прыжок, ноги вместе, второй – разводит ноги,

2 – первый – прыжок, ноги врозь, второй сводит ноги.

8 – 10 раз

Темп постепенно убыстрять, ноги не сгибать Прыжки должен выполнять и второй партнёр. Спина прямая. Дыхание не задерживать.

15.

Присед лицом друг к другу, впереди соединены лицевым хватом.

1 – 8 – прыжки в одну сторону,

1 – 8 – ходьба на месте,

1 – 8 – прыжки в другую сторону,

1 – 8 – ходьба на месте.

1 – 3 раза

Прыгать согласованно. Спина прямая, лопатки свели. Смотрим друг на друга. Дышим носом, дыхание н задерживаем.

16.

Стоя в затылок друг другу, руки первого партнёра на плечах второго, у второго – на пояс.

1 – первый прыжок вверх, второй оказывает сопротивления,

2 – и.п.

3 – 5 раз

Темп быстрый, необходимо, чтобы прыжки выполняли оба партнёра.

17.

Стоя в затылок друг другу, руки первого партнёра на плечах второго, у второго – на пояс.

1 – прыжок влево,

2 – прямо,

 3 – прыжок вправо,

4 – прямо,

5 – 8 – ходьба на месте.

3 – 5 раз

Прыгать согласованно, как можно выше. Приземляться на полусогнутые ноги с носка на пятку. Спина прямая.

18.

Стоя лицом друг к другу, руки соединены лицевым хватом.

Прыжки на месте, по кругу

1 – 4 – в одну сторону,

5 – 8 – в другую сторону,

9 – 12 – ходьба на месте.

4 - раза

Прыгать повыше, легко. Дыхание не задерживаем.

19.

Стоя лицом друг к другу, руки в стороны соединены лицевым хватом.

Прыжки приставным шагом

1 – 8 – вправо,

1 – 16 – влево.

2 – 3 раза

Шаги галопа. Прыгать согласованно, как можно выше. Приземляться на полусогнутые ноги с носка на пятку. Спина прямая.

Методические рекомендации для педагогов:

          Инструктору по физическому развитию при подборе комплекса необходимо следить за правильным распределением, постоянным повышением и снижением физической, психической и эмоциональной нагрузки.

Физическая нагрузка увеличивается за счёт сложности упражнений, дозировки их изменением и.п., темпа выполнения, веса физических пособий, амплитуда движения.

Карточка №4

Примерный комплекс парных упражнений без предметов для утренней гимнастики, физкультурных занятий

Цель: повысить эффективность работы дыхательной системы.

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стоя лицом друг к другу на расстоянии 0,5 м., ноги на ширине плеч. Руки соединены простым хватом.

1 – 2 руки вверх, дугами на наружу,

3 – 4 руки вниз, дугами наружу.

6 -  8 раз

«Птицы машут крыльями»: посмотреть вверх на руки, при их поднимании руки не сгибать, спину держать прямо, лопатки сведены. Ноги прямые с места не сходить.

2.

Стоя лицом друг к другу, на ширине плеч, руки на плечи друг другу.

1 – 3 – пружинящих наклона в одну сторону,

4 – и.п.

5 -8 - пружинящих наклона в другую сторону

6 – 8 раз

Спина прямая, лопатки сводим, руки и ноги прямые не сгибать. С места не сходить.

3.

Лёжа на животе лицом друг к другу, руки вверху соединены.

1 – 2 – прогнуться

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

«Ласточка». Выполнять в медленном темпе, дыхание не задерживаем, дышим носом. Руки и ноги максимально отвести вверх – назад напрячь, носки оттянуть.

4.

Стоя лицом друг к другу, руки вперёд соединены лицевым хватом.

1 – присед с разведением коленей,

2 – и.п.

6 – 8 раз

Приседать на носках с прямой спиной. Пятки отрываем от пола. Колени отвести друг от друга. Взгляд направлен вперёд.

5.

Упор сидя сзади, лицом друг к другу, стопы соединены, одна нога согнута, другая прямая.

1 – 2 – поочерёдное сгибание ног, 3 -4 – и.п.

8 - 12 раз

Спина прямая, лопатки свели, руки прямые.

6.

Присед лицом друг к другу, руки соединены вперёд.

1 – 8 – прыжки вправо,

1 – 8 – ходьба на месте,

1 – 8 – то же влево,

1 – 8 – ходьба на месте.

1 – 3 раз

Прыгать согласованно. Прыгать как можно выше, приземляться на полусогнутые ноги, с носка на пятку. Дышим носом.

7.

Стоя лицом друг к другу на расстоянии 0,5 м., ноги на ширине плеч. Руки соединены простым хватом.

1 – 2 руки вверх, дугами на наружу,

3 – 4 руки вниз, дугами наружу.

6 -  8 раз

«Птицы машут крыльями»: посмотреть вверх на руки, при их поднимании руки не сгибать, спину держать прямо, лопатки сведены. Ноги прямые с места не сходить.

Методические рекомендации для педагогов:

        Упражнения в комплексе подбираются с таким расчётом, чтобы нагрузка распределялась на все группы мышц. Завершить комплекс можно подскоками, прыжками, танцевальными шагами (польки, вальса), шагами на месте.

       Общеразвивающие упражнения в парах или упражнения вдвоём можно выполнять с различными предметами (мячами, гимнастическими палками, обручами, скакалками, кеглями и т.д.). Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, а также повышает интерес к гимнастике.

        Парные упражнения способствуют взаимной координации движений рук, ног. Учат детей умению точно выполнять упражнения, согласовывая свои действия с действиями партнёра. Эти упражнения эмоциональные, поэтому дети их выполняют с большим удовольствием, легко, соблюдая все указания инструктора по физической культуре.

Карточка №5

Упражнения в парах с набивными мячами для рук и плечевого пояса

Цель: укрепить мышцы рук и плечевого пояса, сохранить подвижность суставов.

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стоя спиной друг к дугу, мяч внизу.

1 – 2 – руки вверх, передать мяч партнёру,

3 -4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги и руки прямые, при передаче мяча не опираться друг на друга. С места не сходить. Голову назад не запрокидывать назад.

2.

Сидя спиной друг к другу, мяч на бёдрах у одного из партнёров.

1 – руки вперёд,

2 – руки вверх, передать мяч партнёру,

3 – руки вперёд,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Спину держать прямо, лопатки сводим к другу. Ноги вместе, в коленях не сгибать, руки тоже не сгибать в локтевых суставах.

3.

Стоя лицом друг к другу на расстоянии шага. Мяч впереди у одного из партнёров.

1 – мяч за голову,

2 – вперёд передать партнёру,

3 -4 – то же, выполняет второй партнёр.

6 -8 раз

Спину держим прямо. Ноги вместе, с места не сходить. смотреть на партнёра.

4.

Сед лицом друг к другу, ступни соединены.

1 – мяч за голову,

2 – вперёд передать партнёру,

3 -4 – то же, выполняет второй партнёр.

6 -8 раз

Спину держим прямо. Ноги вместе, ступни соединены с партнёром, ноги прямые. Смотреть на партнёра.

5.

Стоя лицом друг к другу, мяч внизу у одного из партнёров.

1 – 2 – мяч вверх, правая назад на носок,

3 – 4 – передать мяч партнёру,

5 – 8 – то же самое с другой ноги.

6 -8 раз

Партнёр без мяча то же выполняет задание, что и партнёр с мячом. Прогибаться в спине.  Ноги не сгибать, носок оттянуть.

6.

Стоя лицом друг к другу на расстоянии шага, мяч внизу у одного из партнёров.

1 – 2 – 3 – обвести мяч вокруг туловища вправо, 4 – передать партнёру.

6 – 8 раз

После выполнения вторым партнёром обводки мяча вправо нужно дать обводку влево. С места не сходить. Спина прямая.

7.

Стоя на коленях спиной друг к другу, мяч сзади.

1 – отвести мяч назад, передать

  1. и.п.

6 -8 раз

Руки не сгибать. При отведении рук назад вперёд не наклоняться.

Карточка №6

Упражнения в парах с набивными мячами для туловища

Цель: укрепить мышечный корсет спины.

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Сидя, ноги врозь, спиной друг к другу, мяч между стопами у одного из партнёров.

1 – наклон вперёд,

2 – руки вверх, передать мяч партнёру,

3 – наклон вперёд, положить мяч,

4 – и.п.

4 – 6 раз

Ноги не сгибать, при наклоне стараться грудью коснуться колен. Голову вниз не наклонять. Стараться мячом коснуться носок ног.

2.

Сидя спиной друг к другу, ноги скрестно, мяч на бёдрах у партнёра.

1 -  поворот туловища, вправо, передать мяч партнёру,

2 – и.п.

3 – 4 – то же. В другую сторону.

6 – 8 раз

Поворот выполнять максимально. Можно увеличить расстояние между партнёрами. Руки не сгибать. Туловище назад не отводить.

3.

Лёжа на спине ногами друг к другу, руки вверх, мяч у одного из партнёров.

1 – 2 сед, мяч вперёд передать,

3 -4 –и.п.

4 – 6 раз

Руки прямые, ноги в коленном суставе не сгибать. Спина прямая, лопатки свели. Стопы касаются друг друга.

4.

Упор лёжа на локтях лицом друг к другу на расстоянии метра, мяч перед грудью у одного из партнёров.

1 – 2 – прогнуться, мяч вверх,

3 – 4 передать мяч партнёру.

4 – 6 раз

Ноги напрячь не сгибать.

5.

Стоя лицом друг к другу, мяч вверху.

  1. 2 – наклон в одну сторону,

3 – 4 – и.п.,

5 – 8 -  то же, в другую сторону.

6 – 8 раз

Ноги и руки не сгибать, наклон выполнять одновременно и глубже. С места не сходить. Дыхание не задерживать, дышим носом.

6.

Стоя спиной друг к другу.

1 – 2 – наклон в одну сторону,

3 – 4 – и.п.,

5 – 8 – то же в другую сторону.

6 – 8 раз

Ноги и руки не сгибать, наклон выполнять одновременно и глубже. С места не сходить. Дыхание не задерживать, дышим носом.

7.

Стоя спиной друг к другу.

1 – 2 – наклон в одну сторону, ногу в сторону на носок,

3 – 4 – и.п.

5 – 8 – то же, в другую сторону.

6 -8 раз

Ноги и руки не сгибать, наклон выполнять одновременно и глубже. Дыхание не задерживать, дышим носом.

8.

Стоя спиной друг к другу, ноги врозь, мяч вверх.

1 – наклон вперёд, передать мяч партнёру между ногами, 2 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, с места не сходить, можно расстояние между партнёрами немного увеличить. Наклоняться как можно глубже. Передавать мяч в руки партнёру.

9.

Стоя спиной друг к другу, на расстоянии полушага, мяч внизу у одного из партнёров.

1 – наклон вперёд, мяч вперёд,

2 – мяч вверх – назад передать партнёру,

3 – наклон вперёд, мяч вперёд,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Руки и ноги не сгибать, передавая мяч, прогнуться глубже, спина прямая, с места не сходить. Передавать мяч строго в руки.

10.

Стоя лицом друг к другу, мяч внизу.

1 – присед, мяч вперёд,

2 – и.п.

6 – 8 раз

Темп постепенно увеличивается, спина прямая, лопатки свели, руки в локтевых суставах не сгибать.

11.

Стоя на одном колене спиной другу к другу, мяч на грудь

1 – наклон назад, мяч в вверх передать партнёру,

 2 – и.п.

6 – 8 раз

Темп постепенно увеличивается, спина прямая, лопатки свели, руки в локтевых суставах не сгибать.

12.

Сед на пятках, спиной друг к другу, мяч внизу у одного из партнёр.

1 – 2 – стойка на коленях с поворотом туловища налево, передать мяч партнёру,

3 – 4 – и.п.,

5 – 8 – то же, в другую сторону.

6 – 8 раз

Спину держать прямо, руки не сгибать.

13.

Лёжа на животе лицом друг к другу, мяч вверх.

1 – 2 – прогнуться,

 3- 4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги в коленях не сгибать, руки в локтях не сгибать, напрячь. Прогнуться как можно максимально, носки оттянуть.

Карточка №7

Упражнения в парах с набивными мячами для ног

Цель: улучшить гибкость коленного сустава.

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стоя спиной друг к другу, мяч вверху у одного из партнёров

1 – мяч вперёд, коснуться поднятого колена,

2 – мяч вверх, передать партнёру,

3 – мяч вперёд, коснуться поднятого колена,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Руки при передачи мяча прямые, колено поднять вверх, носок оттягивать. Спина прямая.

2.

Стоя спиной друг к другу, мяч внизу.

1 – мах правой,

2 – мяч передать под ногой в левую руку,

3 – мяч ввверх, передать партнёру,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Вперёд не наклоняться, ноги не сгибать, носок оттянуть. Руки прямые. Взгляд направлен вперёд.

3.

Сидя, согнуть ноги, лицом друг к другу на расстоянии метра, мяч слева у одного из партнёров.

1 – толчком ног, послать мяч партнёру,

2 – и.п.

10 – 12 раз

Упражнение можно выполнять без подсчёта, как задание. Спину держать ровно. Мяч передавать строго партнёру. Руки от поло не отрывать.

4.

И.п. – тоже, мяч между стопами.

1 – сед согнувшись,

2 – и.п.,

3 – толчком передать мяч партнёру,

4 – и.п.

6 – 8 раз

В седе согнувшись ноги напрячь и не сгибать. Спина прямая. Руки от пола не отрывать. Взгляд направлен вперёд. Мяч зажимать между стопами сильнее.

5.

Сидя спиной друг к другу на расстоянии шага, ноги скрестно, мяч вперёд.

1 – 2 – наклоняясь вперёд, встать с поворотом кругом, мяч вперёд передать партнёру,

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Для более быстрого усвоения упражнения можно научить вставание с поворотом из положения ноги скрестно без мяча, затем опускание в этом же положении.

6.

Сидя лицом друг к другу на расстоянии метра, ноги врозь, мяч вверх.

1 – наклон вперёд,

2 – толчком передать мяч,

3 – 4  - и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, грудью стараться коснуться пола. Мяч передавать строго в руки партнёру. Спину держать ровно, лопатки свести между собой.

7.

Упражнение то же, ноги вместе

1 – наклон вперёд,

2 – толчком передать мяч,

3 – 4  - и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, грудью стараться коснуться пола. Мяч передавать строго в руки партнёру. Спину держать ровно, лопатки свести между собой.

8.

Стоя на коленях лицом друг к другу, мяч впереди.

1 – 2 – сед справа,

3 – 4 – и.п.,

5 – 8 то же, слева.

6 – 8 раз

Это упражнение можно выполнять на 4 счёта. Руки не сгибать. Спину держим ровно, лопатки свести. Дыхание не задерживаем.

Методические рекомендации для педагогов:

         Инструктору следует требовать хорошего качества выполнения упражнений, т.е. чётко занимать исходное положение, точно с нужной амплитудой проделать упражнения, сохраняя заданные позы, выпрямить ноги и руки, спину, оттягивать носки. Совершать движения с определённым напряжением.

Карточка №8

Примерный комплекс парных упражнений с набивными мячами.

Цель: формировать умение владеть мячом.

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стоя спиной друг к другу, мяч внизу.

1 – 2 – руки вверх, передать мяч партнёру,

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги и руки не сгибать, при передаче мяча не опираться друг на друга. Дыхание не задерживать.

2.

Сидя спиной друг к другу, ноги скрестно, мяч на бёдрах у партнёра.

1 – поворот туловища направо, передать мяч партнёру,

2 – и.п.,

3 – 4 – то же, в другую сторону.

6 – 8 раз

Поворот выполнять максимально, больше амплитуда.

3.

Лёжа на спине, ногами друг к другу, руки вверх. Мяч у одного из партнёров.

1 – 2 – сед, мяч вперёд, передать партнёру,

3 – 4 – и.п.

4 – 6 раз

Руки и ноги не сгибать. Спина прямая. Дыхание не задерживать.

4.

Сидя лицом друг к другу на расстоянии метра, ноги врозь, мяч вверху.

  1. - наклон вперёд,
  2. – толчком передать мяч партнёру,

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Руки не сгибать. Колени втянуть. Дыхание не задерживать. Толкать мяч строго в руки партнёру.

5.

Стоя спиной друг к другу, мяч у одного из партнёров.

1 – мяч вперёд, коснуться колена,

2– мяч вверх, передать партнёру,

  1. – мяч вперёд, коснуться поднятого колена,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Поднимая ногу. Оттягивать носок, спину держать прямо.

6.

Стоя лицом друг к другу, мяч вперёд.

Боковой галоп в правую и левую сторону.

6 – 8 раз

Можно давать различные прыжки, подскоки около мяча.

7.

Стоя спиной друг к другу, мяч внизу.

1 – 2 – руки вверх, передать мяч партнёру,

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги и руки не сгибать, при передаче мяча не опираться друг на друга. Дыхание не задерживать.

Методические рекомендации для педагогов:

       При подборе парных упражнений необходимо учесть следующие требования:

 - они должны быть простыми и доступными детям, соответствовать строению и функциям их двигательного аппарата и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии;

 - упражнения должны быть равномерными по видам движения и охватывать разные группы мышц (плечевого пояса, спины, живота и ног).

 Освоение упражнений может быть соединено с предметами (палками, обручами, скакалками, кеглями).

Карточка №9

Парные упражнения с гимнастическими палками для рук плечевого пояса

Цель: Развивать двигательные способности (координацию движения).

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стоя лицом друг к другу палки сбоку внизу, хват за концы.

1 – правую руку вперёд, левую назад,

2 - поменять положение рук.

6 – 8 раз

Спина прямая, с места не сходить. Руки не сгибать. Ноги прямые. Энергично работать руками.

2.

Стоя лицом друг к другу палки сбоку внизу, хват за концы.

1– руки в стороны,

2– руки вверх,

3 – в стороны,

4 – вниз.

6 – 8 раз

Руки не сгибать, спину держать прямо. Дыхание не задерживаем, дышим носом.

3.

Стоя лицом друг к другу палки сбоку внизу, хват за концы.

1 – одну палку к плечам, 2 – другую палку к плечам,

3 – одну палку вверх,

4 – другую палку вверх.

5 – 8 – тоже в обратном порядке.

6 – 8 раз

Строго следить за последовательностью выполнения упражнений. Темп постепенно можно увеличивать.

4.

Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы.

1 – 2 – дугами наружу, палки  вверх,

3 – 4 – дугами наружу палка вниз.

6 – 8 раз

Можно подняться на носки, спину держать прямо, руки не сгибать, голову не опускать.

5.

Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы.

1 – палка к плечам,

2  - палки вверх,

3 – к плечам,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Выполнять быстро и энергично. С места не сходить. Колени не сгибать. Спина прямая, лопатки свести.

6.

Стоя друг к другу лицом, палки сложены вмести горизонтально внизу.

1 – перевернуть палки вертикально,

2 – и.п.

3 – 4 – то же в другую сторону.

6 – 8 раз

Спину держать прямо, руки не сгибать. Дыхание не задерживаем. Дышим носом.

7.

Стоя лицом друг к другу, палки внизу параллельно, хват за свободные концы палки партнёра.

1 – отведение согнутых рук назад одним с помощью движения рук вперёд другим партнёром,

2 -  то же, в другую сторону.

6 – 8 раз

Сильно руки вперёд не отводить. С места не сходить. Спина прямая.

8.

Стоя лицом друг к другу, палки внизу параллельно, хват за свободные концы палки партнёра.

Круговые движения в боковой плоскости со сгибанием и выпрямлением рук на 4 счёта в одну сторону и на 4 в другую.

6 – 8 раз

 «Паровоз». Темп постепенно увеличивать, вращение выполнять энергично.

9.

Стоя лицом друг к другу, палки вверх параллельно, хватом поперёк за свободные концы взаимно.

1 – отведение рук назад рывком одним партнёром,

 2 – то же, другим.

6 – 8 раз

Руки не сгибать, вперёд не наклоняться, отводить максимально руки.

10.

Стоя лицом друг к другу, палки на плечи параллельно, хватом сбоку за свободные концы.

1 -  палки вверх,

 2 – и.п.

6 – 8 раз

Быстро, энергично спину держать прямо. Выполнят согласованно.

Карточка №10

Упражнения с гимнастическими палками для ног.

Цель: ознакомить с упражнениями на отдельные группы мышц.

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Сед лицом друг к друг, взявшись взаимно за концы палок, руки вперёд.

1 -2 – поднять ноги в сед углом, ноги справа,

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Палки держать друг близко друга от друга (почти соединить), носки оттянуть, спину держать прямо, лопатки свести между собой. Колени не сгибать, голову не наклонять.

2.

Стоя спиной друг к другу, палки внизу, сзади продольно хват внизу.

1 – выпад вперёд правой,

2 – и.п.

3 – 4 – то же, левой.

6 – 8 раз

Отставленную ногу не сгибать и поставить на носок, спину держать прямо, слегка прогнуться в спине. Выпад глубже.

3.

Стоя на коленях, лицом друг к другу, палки горизонтально вперёд соединены, хват поперёк.

1 – сед справа,

2 – и.п.,

3 – сед слева,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Дыхание не задерживать. Голову не сгибать.

4.

Стоя лицом друг к другу, палки внизу, хватом взаимно за концы.

1 – 2 – выпад в одну сторону,

3 - 4 – и.п.,

5 – 8 – то же в другую сторону.

6 – 8 раз

Туловище держать прямо, выпад максимально широкий.

5.

Сидя спиной друг к другу, палки к плечам взаимным хватом за концы.

1 -2 – сед углом.

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать носки оттянуть. Спину стараться держать ровно.

6.

Стойка – ноги врозь, лицом друг к другу, палки в сторон, хватом за концы.

1 – максимально правой вперёд,

2 – и.п.

3 – максимально левой вперёд,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, носок оттянут, вперёд не наклоняться. Дышать носом.

7.

Стойка – ноги врозь, лицом друг к другу, палки в стороны, хватом за концы.

1 – руки вверх, правую назад на носок,

2 – и.п.,

3 – 4 – то же левую назад на носок.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, носок оттянут, спину держать прямо.

8.

Стойка – ноги врозь, лицом друг к другу, палки в стороны, хватом за концы.

1 – палки вверх, прыжок ноги вместе,

2 – палки в стороны, прыжок ноги врозь.

10 – 14 раз

Прыгать согласованно, как можно выше, приземляться с носка на пятку.

Карточка №11

Упражнения с гимнастическими палками для туловища.

Цель: совершенствовать и укреплять двигательные умения и навыки.

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стойка - ноги врозь, лицом друг другу, палки внизу хватом взаимно за концы.

1 – наклон вперёд, палки вперёд,

2 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, стараться палками касаться пола. Упражнение можно выполнять соединив ноги вместе.

2.

Стойка - ноги врозь, лицом друг другу, палки внизу хватом взаимно за концы.

1 – наклон вперёд, палки в стороны,

 2 – поворот туловища в одну сторону,

 3 – в другую сторону,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Руки и ноги не сгибать, поворот выполнять максимально, согласованно. Наклоняться как можно глубже.

3.

Стойка на коленях, лицом друг к другу, руки в стороны, хватом взаимно за свободные концы.

1 – 2 – поворот туловища влево, садясь на пятки,

3 – 4 - вправо.

6 – 8 раз

Руки не сгибать, спину держать ровно, садиться на пятки, дыхание не задерживать, дышать через нос.

4.

Стоя лицом друг к другу, палки внизу сложены горизонтально, хват поперёк палки.

1 – 2 – подняться на носки, прогнуться палки вперёд,

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Руки не сгибать, сильнее прогибаться. Выше подняться на носки, с места не сходить.

5.

Сед, ноги врозь, лицом друг к другу, взявшись взаимно за палки.

1 – один партнёр – лёг, другой – наклон раз вперёд,

2 – поменять положение.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать. Стараться грудью коснуться пола. Во время наклона прогибаться в спине как можно глубже. Голову не наклонять. Смотреть вперёд.

6.

Стойка – ноги врозь, лицом друг к другу, палки в стороны хватом взаимно за концы.

1 – наклон туловища в одну сторону,

 2 – и.п.,

3 – 4 – то же в другую сторону.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, наклон выполнять согласованно. С места не сходить. Руки не сгибать. Амплитуда больше при наклоне

7.

Лежа на животе, лицом друг к другу, палки вверху соединены хватом поперёк.

1 – 2 – 3 – прогнуться,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги держать вместе, не сгибать, напрячь, носки оттянуть. Прогнуться как можно больше, лопатки соединить. Смотреть вперёд, голову вниз не наклонять.

8.

Лёжа на спине головой друг к другу, палки вверх – вперёд соединены.

1-Один партнёр касается руками палок,

2-и.п.,

3 – 4 – то же, другой.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, носки оттянуть. Лопатки лежат на полу.

9.

Стоя спиной друг к другу, палки вверх параллельно, хват поперёк за концы.

1 – наклон туловища в одну сторону,

2 – и.п..

3 – 4 – то же в другую сторону.

6 – 8 раз

Вперёд не наклоняться. Ноги и руки не сгибать.

   

Методические рекомендации для педагогов:

       Во время выполнения упражнений необходимо обратить внимание на дыхание детей и приучать их правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращение, содействует увеличению жизненной ёмкости лёгких, укреплению межрёберных мышц и тех мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении.

      Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики или занятия, необходимо соблюдают определённую последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют для ребёнка меньшей затраты усилий – для развития мышц плечевого пояса, рук и спины, а затем - с большей нагрузкой – для укрепления мышц ног и живота (сгибание ног, наклоны и повороты туловища).

        Далее нужно давать упражнения для укрепления мышц туловища и последним – для мышц ног (приседание или прыжки).

Карточка №12

Примерный комплекс упражнений в парах с гимнастическими палками.

Цель: развивать гибкость, координацию и ловкость. 

`№

п/п

Исходное положение

Выполнения упражнения

Дозировка

Организационно методические указания

1.

Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы.

1 – правую руку вперёд, левую назад,

2 – поменять положение рук.

6 – 8 раз

Энергично работать руками. С места не сходить. Дыхание не задерживать.

2.

Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы.

1– руки в стороны,

2– руки вверх,

3– руки в стороны,

4 - вниз

6 – 8 раз

Руки не сгибать, спину держать прямо.

3.

Стойка - ноги врозь, лицом друг к другу, палки внизу хватом взаимно за концы.

1 – наклон вперёд, палки в стороны,

2 – поворот туловища в одну сторону,

3– в другую сторону,

4 – и.п.

6 – 8 раз

Руки и ноги не сгибать, поворот выполнять максимально, согласованно.

4.

Стойка - ноги врозь, лицом друг к другу, палки внизу хватом взаимно за концы.

1 – наклон вперёд, палки вперёд,

2 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, стараться палками касаться пола. Наклон глубже. Взгляд направлен вперёд.

5.

Сидя спиной друг другу, палки к плечам взаимным хватом за концы.

1 – 2 – сед углом,

3 – 4 – и.п.

6 – 8 раз

Ноги не сгибать, носки оттянуть. Спина прямая лопатки свести. Голову вниз не наклонять.

6.

Стойка - ноги врозь, лицом друг к другу, палки в стороны, хватом за концы.

1 – палки вверх, прыжок, ноги вместе,

2 – палки в стороны, прыжок ноги врозь.

10 - 14 раз

Прыгать согласованно.

7.

Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы.

1 – правую руку вперёд, левую назад,

2 – поменять положение рук.

6 – 8 раз

Энергично работать руками. С места не сходить. Дыхание не задерживать.

  1. Предполагаемый результат:

Работа с карточками  позволяет у детей развивать:

- физические качества (выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость);

- оптимизировать благоприятные условия для формировании двигательной активности детей;

           - формирование правильной осанки;

 - гибкость суставов и связок.

 - закреплять ориентировку в пространстве;

- приобретают навыки двигаться в заданном темпе и ритме.

4.Заключение 

В процессе работы по данным карточкам у детей укрепились  мышцы спины и брюшного пресса, создался хороший мышечный корсет, упражнения в парах способствовали развитию такого физического качества как: ловкость, быстрота, гибкость.

Разработанные  мною карточки способствовали развитию:

- двигательного опыта за счёт выполнения упражнений в парах с предметами и без;

- координации движения и умения ориентироваться в пространстве;

- силовых качеств;

- развитию и укреплению мышц спины;

- умению согласовывать свои действия с действиями товарища (партнёра);

-воспитанию у детей навыка сотрудничества и умения взаимодействовать в парах;

- чувство взаимопомощи;

-уверенности в себе при выполнении упражнений.

        Таким образом, применение в работе карточек повысило результативность воспитательно – образовательного процесса, сформировались  ценные ориентации, направленные на сохранение и укрепление собственного здоровья.

  1. Оглавление

  1. Предисловие
  2. Введение
  3. Основная часть
  4. Заключение
  5. Оглавление
  6. Приложение

6.Приложение

Список рекомендуемых источников.

  1. Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждений: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 144с.  - (Дошкольное воспитание и развитие).
  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от3 до 5 лет. – М.; ТЦ Сфера, 2010. – 80с. (Здоровый малыш).
  3. Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 264с.
  4. Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждение, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – Мозаика – Синтез, 2000. – 256с.
  5. Зимонина В.Н., Воспитание ребёнка – дошкольника: развитого, организованно, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Програм. – метод. Пособие для педагогов дошк. образват. учреждений.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.- («РОСИНКА»).
  6. Картушина М. Быть здоровыми хотим. М., 2004.
  7. Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ.М.,2007.
  8. Осокина Т.И. и Тимофеева Е.А., Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. Изд. 2 – е, доп. М., «Просвещение»,1971.
  9. Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. – 176с., ил.
  10. Щибека В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду. Обучение и творчество. М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» ОО «Физическое развитие»

В данном занятии  представлен опыт работы с детьми подготовительной к школе группы. Конспект составлен в  соответствии с «Основной образовательной программой  дошкольного образова...

дидактическая игра "Санкт-Петербург. Найди пару" для детей старшего дошкольного возраста

Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста на закрепление знаний о Петербурге.Предварительная работа: картинки распечатать, вырезать, подписать на обратной стороне (при необходимости) ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...

отчёт по самообразованию Тема: Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе.

отчёт по самообразованию по теме: " Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе"...