Методические рекомендации к карточкам «Упражнения в парах» для детей старшего дошкольного возраста, способствующие физическому развитию детей.
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Движение для ребёнка – это радость, здоровье, развитие, способ его существования. Не случайно в последних нормативных документах Российской Федерации подчёркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждений, необходимость создания условий для увеличения объёма двигательной активности детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii.docx | 80.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №36 СТАНИЦЫ НОВОПОКРОВСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОПОКРОВСКИЙ РАЙОН
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педагогическим советом Заведующий МБДОУ № 36
Протокол № __ ___________ О.А. Крапивина
от «__» _________ 2019 Приказ № ____ от «__» ___ 2019г.
Методические рекомендации
к карточкам «Упражнения в парах» для детей старшего дошкольного возраста, способствующие физическому развитию детей.
Савченко Ирина Сергеевна
Инструктор по физической культуре
ст. Новопокровская 2020
- Предисловие.
Движение для ребёнка – это радость, здоровье, развитие, способ его существования. Не случайно в последних нормативных документах Российской Федерации подчёркивается приоритетность физического воспитания в дошкольных образовательных учреждений, необходимость создания условий для увеличения объёма двигательной активности детей.
Дошкольник чрезвычайно активен. Любые движения дают ему возможность чувствовать себя комфортно. Однако, как показали исследования, у него есть любимые, предпочитаемые движения, и это необходимо учитывать при организации условий для самостоятельной двигательной деятельности детей.
С этой цель я разработала карточки «Упражнения в парах». В процессе создания опиралась на разработки М.Д. Михайловой, М.Л. Козырева и Н.И. Коротковой.
Большую помощь в планировании и проведении такой работы нам оказало анкетирование родителей в начале учебного года 2018. (Тема анкет «Состояние здоровья ваше ребёнка» и «Условия здорового образа жизни в семье»).
Мы обсуждали с родителями проблемы формирования физической культуры в семье, возможности повышения эффективности этой деятельности, изучали инновационные технологии и их применения для снижения заболеваемости. И пришли к выводу, это благоприятные условия, создания в семье и МБДОУ №36, способствуют укреплению физического здоровья детей.
Вашему вниманию мы предлагаем карточки «Упражнения в парах», предназначенные для детей 5 – 7 лет, которые могут использоваться в самостоятельной деятельности, на занятиях, «индивидуальных, коллективных формах», а также воспитателям в индивидуальной работе.
Главная особенность состоит в том что, парные упражнения эффективны по своему воздействию на организм. Новизна в решении двигательных задач различной сложности в этих упражнениях лучше всего тренируют мозг и нервную систему в способности управлять движениями. Упражнения в парах воспитывают чувство товарищества, взаимопомощи.
Эффективность предлагаемых карточек «Упражнения в парах» подтверждена на практике. В карточки вошли упражнения:
- упражнения, развивающие и укрепляющие мышцы рук и плечевого пояса;
- упражнения, развивающие мышцы туловища и увеличивающие подвижность позвоночника;
- упражнения, развивающие мышцы ног.
Хочется особо выделить специфику карточек упражнений в парах, которые заключается в строгом выполнении требований:
- составлять пары с учётом роста и веса детей;
- после деления группы по парам следует дать название каждому партнёру (первый – второй, А - В);
- строго соблюдать дидактический материал, принцип «от простого к сложному»;
- задавать ритм и темп в соответствии с характером упражнений;
- постепенно следить на нагрузкой, регулируя её количеством повторений.
Карточки «Упражнения в парах» могут стать хорошей основой для коррекционно – развивающей работы с различными категориями детей.
Адресованы инструктором по физической культуре , работающим детьми старшего дошкольного возраста (педагогам, воспитателям), а также любознательным родителям.
Методические рекомендации к карточкам «Упражнений в парах» представлены на заседании педагогического совета №6 тема: «Безопасное лето» от 06.06.2019г.
Карточки апробированы в работе с детьми старшего дошкольного возраста МДОУ №36.
Оригинальность этих карточек один из приоритетов их оценки.
- Ведение
Движение – необходимое условие нормальной жизнедеятельности организма ребёнка.
В дошкольном возрасте закладываются основы: здоровья долголетия и гармонического физического развития и хотя это развитие является закономерном биологическим процессом, однако на него можно воздействовать в нужном направлении, исходя из анатома – физиологических и психологических особенностей ребёнка.
Одним из основных средств, укрепляющих организм и способствующих формированию правильной осанки, являются общеразвивающие упражнения утренней гимнастики.
Не случайно известные отечественные физиологи Н.М. Щелованов, В.И. Лях отмечали что именно под воздействием движений, укрепляется опорно – двигательный аппарат, регулируется деятельность нервной системы и ряда других физиологических процессов.
А специалисты по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ю.Ф. Знановский, Е.Н. Вавилова считали, что первостепенной задачей в этом возрасте нужно уделять внимание на формированию правильной осанки с помощью физических упражнений.
Доказано что базой развития служит подвижность двигательного навыка, автоматизация которого способствует освоение новых более сложных движений.
В результате педагогических поисков, в связи с этим мною было принято решение о создании и поэтапной апробации карточек «Упражнений в парах».
Эти карточки являются доступным и эффективным средством физической подготовки детей старшего дошкольного возраста, не требующим дорогостоящего оборудования и специальных мест занятий, они легко осваиваются детьми старшего дошкольного возраста, и практически воздействуют на весь организм занимающихся детей дошкольного возраста.
Эти карточки содержат разнообразные упражнения в парах без предметов, с различными предметами (с гимнастической палкой, набивными мячами разного веса, можно заменить выполнение скакалкой), что позволяет разнообразить упражнения и избирательно воздействовать на конкретную группу мышц, даны примерные дозировки упражнений, указания к их применению.
В упражнениях можно вносить изменения и уточнения в зависимости от поставленных задач, особенностей контингента занимающихся, материально – технического оснащения тренировочного процесса, профессионально – педагогического опыта педагога.
Разнообразие упражнений, дает возможность обеспечить направленно избирательное воздействие на организм занимающихся и строго дозировать нагрузку, позволяет широко использовать эти упражнения в занятиях с детьми, любого возраста, пола и физической подготовленности.
3. Основная часть
Методические рекомендации при работе с детьми старшего дошкольного возраста, размещённые в карточках- «Упражнения в парах».
Карточки представляют собой средство избирательно-целенаправленного развития физических качеств.
Актуальность:
Работая с детьми старших подготовительных к школе групп, выполняя множество общеразвивающих упражнений для разных групп мышц, столкнулась с тем, что старшие дошкольники не умеют применять творческие двигательные навыки, часто затруднятся в создании комбинаций движении, движения детей очень просты мало выразительны.
Сегодня старшие дошкольники не знают названий упражнений, не могут рассказать о технике их выполнения. Как правильно отметила специалист по физическому воспитанию Н. Полтавцева, это в первую очередь связанно с тем, что обучение двигательным действиям чаще всего происходит на основе показа – упражнения усваиваются механически, без осознания значимости требования к ним, а поэтому даже у старших дошкольников отсутствует стремление к точному соблюдению указаний педагога.
Описание:
«Упражнения в парах» изготовлены в виде распечатанных карточек и сложенных в специальную папку. На каждой карточке есть описание, дозировка и методические указания и рекомендации к выполнению упражнений.
Цель:
Создание условий для повышения двигательной активности старших дошкольников средством упражнений в парах в условиях ДОУ.
Задачи:
Образовательные:
- Обогащать двигательный опыт детей за счёт выполнения упражнений с предметами и без.
- Совершенствовать у детей координацию движений и умений ориентироваться в пространстве.
Оздоровительные:
- Развивать силовые качества и координацию движения в парах.
- Способствовать укреплению мышц спины.
Воспитательные:
- Способствовать формированию умения согласовывать свои действия с действиями товарища (партнёра).
- Воспитывать навыки сотрудничества и умения взаимодействовать в парах.
- Побуждать к проявлению взаимопомощи.
- Развивать у детей уверенность в себе при выполнении упражнений.
Многофункциональность:
Карточки «Упражнения в парах» можно использовать на физкультурных занятиях, во время утренней гимнастики, на прогулке.
Условия организации качественной работы с карточками «Упражнения в парах»:
- дети должны чётко соблюдать правильное исходное положение (сидя, скрестно и т.д.);
- положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно);
- при наклонах колени не сгибать;
- во время приседания пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени.
- во время выполнения упражнений, проводится в хорошем темпе в коллективе сверстников;
- совершать движения с определённым напряжением;
- упражнения должны быть простыми и доступными детям, соответствовать строению и функциям их двигательного аппарата и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии;
- упражнения должны быть равномерными по видам движения и охватывать разные группы мышц (плечевого пояса, спины, живота и ног);
- обязательное условие - хвалить ребёнка при правильном выполнении упражнения.
Назначение:
Данные карточки можно использовать для обогащения двигательного опыта детей, дифференцированного соизмерения своих действий по силе, амплитуде, времени, согласования их с партнером, для эффективного развитие основных двигательных качеств. Так как партнер зачастую оказывает дополнительную нагрузку, для решения воспитательных задач: внимательного отношение друг к другу.
Результативность:
Карточки «Упражнения в парах» очень эффективно воздействуют на организм. Они хорошо тренируют мозг и нервную систему в способности управлять движениями. Парные упражнения для рук, плечевого пояса способствуют выпрямлению позвоночника, укрепляют грудную клетку и всю дыхательную мускулатуру. Они воспитывают чувство товарищества, взаимопомощи.
Основные достоинства:
Карточки «Упражнения в парах» способствуют развитию силы, укрепление суставов и повышению их подвижности.
В этих упражнениях возможны такие двигательные действия, которые невозможно проделать без помощи или поддержки партнёра, что значительно обогащает двигательные умения детей. Ряд упражнения, где партнёр оказывает помощь или поддержку в выполнении определённых движений, способствуют в формировании умения согласовывать свои действия с действиями товарища (партнёра).
Подходы к построению и содержанию занятий с применением данных карточек «Упражнения в парах» позволяют постоянно поддерживать интерес у детей, индивидуализировать подход к каждому ребёнку, разумно распределять нагрузку, учитывая уровень двигательной активности и принцип подбора движений.
Адресовано:
Педагогам, инструкторам по физической культуре работающих с детьми старшего дошкольного возраста 5 – 7 лет.
Формы и методы:
Объяснительно- иллюстративный, индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Карточка №1
Упражнения для рук и плечевого пояса
(без предметов)
Цель: развивать подвижность суставов и связок рук и плечевого пояса.
№ п/п | Исходное положение | Выполнение упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | «Птицы машут крыльями» Стоя лицом друг другу на расстоянии 0,5 м., ноги на ширине плеч, руки соединены простым хватом | 1 – 2 дугами в сторону руки верх, 3 – 4 и.п. дугами в сторону руки вниз | 6 -8 раз | Спина прямая, лопатки свели, поднимая руки вверх, посмотреть на руки, руки не сгибать, с места не сходить. |
2. | Стоя спиной друг другу, руки соединены простым хватом | То же | 6 -8 раз | Не прогибаться в пояснице при поднимании рук вверх, руки не сгибать. Ноги прямые с места не сходить. Спина прямая лопатки свели. Дыхание не задерживаем |
3. | Стоя спиной друг другу на расстоянии 0,5 м., руки соединены | То же | 6 -8 раз | При поднимании рук вверх подниматься на носки, прогнуться как можно глубже. Руки прямые, ноги тоже. |
4. | Стоя лицом друг другу в выподе вперёд правой ногой, руки соединены около груди | 1 – согнуть правые руки. 2 – согнуть левые руки. 3 – 4 то же самое | 6 -8 раз | Спина прямая, лопатки свели, дыхание не задерживаем. Задняя нога прямая. Упражнения можно выполнять при неподвижном корпусе и с поворотом корпуса, с сопротивлением и без сопротивления партнёра. |
5. | Стоя лицом друг другу на расстоянии шага, руки на плечах партнёра. | 1 – 3 пружинящих наклона вперёд 4 – и.п. | 4 – 6 раз | Ноги не сгибать, руки прямые. Наклон как можно глубже. Спина прямая, лопатки сводим. Голову не опускать взгляд направлен вперёд. |
6. | Стоя лицом друг другу, ноги на ширине плеч, руки полусогнуты, не соединены | 1 – хлопок 2 – коснуться руками | 12 – 16 раз | Постоянно ускоряя темп. С места не сходить, ноги прямые, спина тоже. |
7. | Стоя боком друг к другу, ближние руки соединены внизу, дальние вверху | 1 -2 выпад в стороны, не разрывая хвата. 3 – 4 – и. п. | 6 – 8 раз | Выпад глубже друг от друга, руки не сгибать. |
8. | Стоя лицом друг другу на расстоянии шага, руки впереди соединены | 1 – один партнёр сгибает руки, 2 – и.п. 3 -4 то же самое, но другой партнёр | 6 – 8 раз | Ноги вместе, спина прямая, лопатки свели. Партнёр, выполняющий упражнение не должен сгибать ноги. Дыхание не задерживать, голову не наклонять смотреть на партнёра. |
9. | Стоя лицом друг к другу, руки согнуты в локтевом суставе около груди, соединены лицевым хватом | 1 -2 выпрямить руки, прогнуться, 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Руки выпрямлять до конца, ноги не сгибать, при прогибании наклонять голову назад. Ноги прямые, дыхание не задерживать, прогибаться как можно глубже. |
10. | Стоя спиной друг к другу на расстоянии 0,5 м., руки соединены | 1 -2 – отведение рук назад 3 -4 – и.п. | 6 – 8 раз | Вперёд не наклонятся, спина прямая, голову не наклонять взгляд вперёд, ноги вместе. Отводить назад максимально. Дыхание не задерживаем. |
Методические рекомендации для педагогов:
Упражнения для туловища – это упражнения для гибкости позвоночника, мышц спины, инструктору необходимо обратить внимание в упражнении на следующие:
- дети должны чётко соблюдать правильное исходное положение (сидя, скрестно и т.д.);
- положение ног должно быть зафиксировано (неподвижно);
- при наклонах колени не сгибать.
Карточка №2
Упражнения для туловища
Цель: развивать гибкость туловища и подвижность позвоночника.
№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стоя лицом друг к другу. Ноги на ширине плеч, руки на плечи друг другу. | 1 – 3прижинящих наклона в одну сторону, 4 – и.п., 5 – 8 – то же, в другую сторону. | 4 – 6 раз | Спину держат прямо, руки и ноги не сгибать, наклон максимальный, дышим носом, дыхание не задерживаем. |
2. | «Маятник» Стоя спиной друг к другу, ноги на ширине плеч, руки соединены в замок | 1 – наклон в одну сторону, 2 – и.п., 3 – наклон в другую сторону, 4 – и.п. | 4 – 6 раз | Не наклонятся вперёд, спина прямая, лопатки свести, колени не сгибать. |
3. | Сидя спиной друг к другу, ноги скрестно, руки соединены в замок. | 1 - наклон в одну сторону, 2 – и.п., 3 – наклн в другую сторону. 4 – и.п. | 4 -6 раз | Не наклонятся вперёд, спина прямая, лопатки свести, колени не сгибать. |
4. | «Пила дров» Сидя лицом друг к другу, ноги скрестно, руки впереди соединены лицевым хватом. | Поочерёдное сгибание и разгибание рук | 8 – 12 раз | Упражнения выполняется с поворотом корпуса. Но при этом спина прямая, лопатки сведены. Голову вперёд не наклонять. |
5. | Сидя лицом друг к другу, руки соединены. | Поочерёдное перетягивание друг друга | 8 – 10 раз | Ноги не сгибать, сильно не потягивать партнёра к себе. Дыхание не задерживать. Спина прямая, лопатки свели, голову не опускать вниз, взгляд направлен вперёд. |
6. | Сидя лицом друг к другу, ноги врозь, руки соединены. | 1 – первый партнёр –лечь на спину, второй – наклон вперёд, 2 – и.п. 3 - 4 – то же, в другую сторону. | 6 – 8 раз | Колени не сгибать, руки прямые, лопатки свели, голову вперёд не наклонять, взгляд вперёд. |
7. | Лёжа на животе лицом друг другу, руки вверху соединены. |
| 6 – 8 раз | Напрячь ноги, голову не опускать, ноги при прогибании не отрывать от пола, ноги прямые, спина прямая, лопатки свели, глубже прогнуться, дыхание не задерживаем, дышим носом. |
8. | Лёжа на животе лицом друг к другу, руки вверх соединены. | 1 – поднять ноги назад, 2 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, больше прогибаться в тазобедренном суставе, голову не опускать, спина прямая, лопатки свели, глубже прогнуться, дыхание не задерживаем, дышим носом. |
9. | «Ласточка» Лёжа на животе лицом друг к другу, руки вверх соединены. | 1 – 2 прогнуться, 3 – 4 – и.п. | 4 – 5 раз | Выполнять упражнения в медленном темпе. Максимально отвести руки, ноги вверх – назад, напрячь, ноги прямые в коленях не сгибать, глубже прогнутся. |
10. | Лёжа на спине, голова к голове, руки в стороны соединены. | 1 – 2 поднять ноги вверх, коснуться ног партнёра. | 4 -5 раз | Ноги не сгибать, руки не поднимать, лопатки касаются пола. |
11. | Один партнёр лежит на животе, руки за голову. Другой в упоре присев, руки на голеностопных суставах первого. | 1 – 2 – первый партнёр – прогнувшись руки в стороны, 3 -4 - и.п. Тоже самое другой партнёр. | 6 – 8 раз | Больше прогибаться, ноги держать вместе. После выполнения упражнения одним партнёром, его выполняет второй. Дыхание не задерживаем. |
12. | Сидя спиной друг к другу, руки соединены в замок. | 1 -2 – первый партнёр – делает наклон вперёд, второй – прогибаясь ложится на спину первого 3 – 4 – и.п. Тоже самое второй партнёр. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, носки тянем, стараться грудью коснуться колен, колени не сгибать. |
13. | Лёжа на спине, головой друг к другу, ноги вперёд руки в стороны. | 1 – 2 – первый партнёр – делает наклон вперёд, второй – прогибаясь ложится на спину первого 3 – 4 – и.п. | 4 – 6 раз | Лопатки касаются пола, спина прямая, ноги прямые, колени не сгибаем, отводить ноги в сторону до соприкосновения с полом. Голову не поднимать. Носки оттянуть. Руки прямые. |
14. | Лёжа на спине, ногами друг к другу, руки вверх. | 1 – 2 – сесть, руки вперёд, коснуться руками партнёра. 3 – 4 – и.п. | 4 – 6 раз | Ноги не сгибать носки оттянуть. Спина прямая, дыхание не задерживаем. |
15. | Стоя согнувшись, лицом друг к другу, руки на плечи друг друга. | 1 – поворот туловища, 2 – и.п., 3 -4 – то же, в другую сторону. | 6 – 8 раз | Глубже прогнуться и наклониться, ноги прямые колени не сгибать, держать их вместе. Поворот выполнять максимально. Дыхание не задерживаем. |
16. | Стоя согнувшись, лицом друг к другу, ноги врозь, руки в стороны соединены. | 1 – поворот туловища, 2 – и.п., 3 – 4 – то же, в другую сторону. | 6 – 8 раз | Глубже прогнуться и наклониться, ноги прямые колени не сгибать, держать их вместе. Поворот выполнять максимально. Дыхание не задерживаем. |
17. | Стоя лицом друг к другу, руки вверх соединены. | 1 -2 – прогнуться, руки в стороны. 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | При прогибании назад, касаться друг друга грудью, ноги не сгибать. |
18. | Стоя на коленях спиной друг к другу, руки вперёд. | 1 – поворот туловища, коснуться рук партнёра 2 – и.п. 3 - 4 – то же, в другую сторону. | 6 – 8 раз | Поворот до касания рук партнёра, смотреть на руки. Спину держать прямо, назад не отклоняться. |
19. | Стоя ноги врозь спиной друг к другу на расстоянии 0,5 м., руки вверх. | 1 – наклон вперёд, руками межу ног коснуться рук партнёра. | 6 – 8 раз | Не сгибать ноги, наклон выполнять глубже и резче. Дыхание не задерживать. |
20. | Стоя на коленях лицом друг к другу, руки согнуты в локтевых суставах и соединены около груди. | 1 – 2 – 3- выпрямить руки, отвести туловище назад 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Упражнение выполнять в медленном темпе, глубже прогнуться, голову держать прямо, руки могут быть не выпрямлены до конца в зависимости от развития силы мышц бедра, живота и спины, у детей. |
Методические рекомендации для педагогов:
Упражнения для ног укрепляют мышцы брюшного пресса. Они развивают мышцы ног и свода стопы.
Воспитателю необходимо учесть, что эти упражнения проходят более полноценно, если у детей прямая спина, во время приседания пятки отрываются от пола, хорошо сгибаются колени.
Карточка №3
Упражнения для ног
Цель: развивать гибкость связок при выполнении упражнений.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стоя лицом друг к другу, руки вперёд, соединены лицевым хватом. | 1 – присед с разведением колен 2 – и.п. 1 -2 – поочерёдное приседание 3 -4 – и.п. | 6 – 8раз | Приседать на носках с прямой спиной. Колени при приседании разводить в стороны. С места не сходить. Голову держим прямо. |
2. | То же. | 1 – 2 – поочерёдное приседание 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Приседать на носках с прямой спиной. Колени при приседании разводить в стороны. С места не сходить. Голову держим прямо. Дыхание не задерживаем. |
3. | Стоя спиной друг к другу, руки внизу соединены хватом обычным. | 1 – 2 – выпад вперёд правой 3 -4 – и.п. 5 – 8 – то же левой. | 4 – 5 раз | При выпаде прогнуться как можно больше, лопатки сводим, голову вверх. Выпад глубокий, отставленную ногу не сгибать. |
4. | Упор сидя друг к другу, стопы соединены, одна нога полусогнута, другая прямая. | 1 - 4 – поочерёдное сгибание и разгибание ног. | 8 – 12 раз | Спина прямая, лопатки свести. Голова вперед не наклоняется, руки не сгибать. |
5. | Сед согнувшись. | 1 – 2 – поочерёдное сгибание ног по кругу. | 6 – 8 раз | «Велосипед». Сесть ближе друг к другу. Руки не сгибать. |
6. | Стоя в упоре на коленях опираясь предплечьями о пол, руки вперёд соединены. | 1 – мах левой ногой, 2 – и.п., 3 – мах правой ногой, 4 – и.п. | 4 – 5 раз | Прогнуться, ногу не сгибать, голову не опускать, носки оттянуть. |
7. | Стоя лицом друг к другу, руки на плечах партнёра. | 1 – мах правой назад, 2 – и.п., 3 – мах - то же левой. | 6 – 8 раз | Ноги напряжены, носки оттянуты, мах резче. Спина прямая, лопатки соединены. Дыхание не задерживаем. |
8. | Сидя спиной друг к другу, руки в замок. | 1 – 2 – первый партнёр – сед прогнувшись, 3 – 4 – второй партнёр – сед согнувшись. | 6 – 8 раз | Партнёры выполняют поочерёдно сед согнувшись, ноги не сгибать, вперёд не наклонятся, носки оттянуть. |
9. | Лицом друг к другу на расстоянии шага, присед на правой, левую в сторону на носок, руки вперёд соединены. | 1 – упор присев, руки вниз, 2 – выпрямиться, правая назад на носок, руки вверх – вперёд. | 6 -8 раз | Отставленную ногу не сгибать, спину держать прямо, тяжесть тела равномерно переносить с одной ноги на другую. |
10. | Стоя лицом друг к другу, руки вперёд соединены. | 1 – упор присев, руки вниз, 2 – выпрямиться, правая назад на носок, руки вверх – вперёд. | 6 – 8раз | Ноги не сгибать, носок оттягивать, спину держать прямо. |
11. | Стоя лицом друг к другу, руки на плечи. | 1 – левую ногу влево на носок, 2 – и.п., 3 – правую ногу на носок, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, оттянуть, спину держать прямо, колени не сгибать. Глову не наклонять. |
12. | Стоя спиной друг к другу, сцепление под руки. | 1 – 2 – присед, 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Спина к спине, опираться друг на друга, при приседании стараться коснуться пола. Взгляд направлен вперёд. Дыхание не задерживаем. |
13. | Стоя лицом друг к другу в выпаде правой, руки вперёд соединены. | 1 – 2 – 3 – пружинящих покачивания, 4 – прыжком сменить положение ног. | 6 – 8 раз | Отставленную ногу не сгибать. При смене положения ног хват рук не разрывать. Руки прямые, лопатки свели, спина прямая. |
14. | Один партнёр – упор сидя сзади, второй – стоя врозь ноги на уровне коленей первого, руки на поясе. | 1 – первый партнёр – прыжок, ноги вместе, второй – разводит ноги, 2 – первый – прыжок, ноги врозь, второй сводит ноги. | 8 – 10 раз | Темп постепенно убыстрять, ноги не сгибать Прыжки должен выполнять и второй партнёр. Спина прямая. Дыхание не задерживать. |
15. | Присед лицом друг к другу, впереди соединены лицевым хватом. | 1 – 8 – прыжки в одну сторону, 1 – 8 – ходьба на месте, 1 – 8 – прыжки в другую сторону, 1 – 8 – ходьба на месте. | 1 – 3 раза | Прыгать согласованно. Спина прямая, лопатки свели. Смотрим друг на друга. Дышим носом, дыхание н задерживаем. |
16. | Стоя в затылок друг другу, руки первого партнёра на плечах второго, у второго – на пояс. | 1 – первый прыжок вверх, второй оказывает сопротивления, 2 – и.п. | 3 – 5 раз | Темп быстрый, необходимо, чтобы прыжки выполняли оба партнёра. |
17. | Стоя в затылок друг другу, руки первого партнёра на плечах второго, у второго – на пояс. | 1 – прыжок влево, 2 – прямо, 3 – прыжок вправо, 4 – прямо, 5 – 8 – ходьба на месте. | 3 – 5 раз | Прыгать согласованно, как можно выше. Приземляться на полусогнутые ноги с носка на пятку. Спина прямая. |
18. | Стоя лицом друг к другу, руки соединены лицевым хватом. | Прыжки на месте, по кругу 1 – 4 – в одну сторону, 5 – 8 – в другую сторону, 9 – 12 – ходьба на месте. | 4 - раза | Прыгать повыше, легко. Дыхание не задерживаем. |
19. | Стоя лицом друг к другу, руки в стороны соединены лицевым хватом. | Прыжки приставным шагом 1 – 8 – вправо, 1 – 16 – влево. | 2 – 3 раза | Шаги галопа. Прыгать согласованно, как можно выше. Приземляться на полусогнутые ноги с носка на пятку. Спина прямая. |
Методические рекомендации для педагогов:
Инструктору по физическому развитию при подборе комплекса необходимо следить за правильным распределением, постоянным повышением и снижением физической, психической и эмоциональной нагрузки.
Физическая нагрузка увеличивается за счёт сложности упражнений, дозировки их изменением и.п., темпа выполнения, веса физических пособий, амплитуда движения.
Карточка №4
Примерный комплекс парных упражнений без предметов для утренней гимнастики, физкультурных занятий
Цель: повысить эффективность работы дыхательной системы.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стоя лицом друг к другу на расстоянии 0,5 м., ноги на ширине плеч. Руки соединены простым хватом. | 1 – 2 руки вверх, дугами на наружу, 3 – 4 руки вниз, дугами наружу. | 6 - 8 раз | «Птицы машут крыльями»: посмотреть вверх на руки, при их поднимании руки не сгибать, спину держать прямо, лопатки сведены. Ноги прямые с места не сходить. |
2. | Стоя лицом друг к другу, на ширине плеч, руки на плечи друг другу. | 1 – 3 – пружинящих наклона в одну сторону, 4 – и.п. 5 -8 - пружинящих наклона в другую сторону | 6 – 8 раз | Спина прямая, лопатки сводим, руки и ноги прямые не сгибать. С места не сходить. |
3. | Лёжа на животе лицом друг к другу, руки вверху соединены. | 1 – 2 – прогнуться 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | «Ласточка». Выполнять в медленном темпе, дыхание не задерживаем, дышим носом. Руки и ноги максимально отвести вверх – назад напрячь, носки оттянуть. |
4. | Стоя лицом друг к другу, руки вперёд соединены лицевым хватом. | 1 – присед с разведением коленей, 2 – и.п. | 6 – 8 раз | Приседать на носках с прямой спиной. Пятки отрываем от пола. Колени отвести друг от друга. Взгляд направлен вперёд. |
5. | Упор сидя сзади, лицом друг к другу, стопы соединены, одна нога согнута, другая прямая. | 1 – 2 – поочерёдное сгибание ног, 3 -4 – и.п. | 8 - 12 раз | Спина прямая, лопатки свели, руки прямые. |
6. | Присед лицом друг к другу, руки соединены вперёд. | 1 – 8 – прыжки вправо, 1 – 8 – ходьба на месте, 1 – 8 – то же влево, 1 – 8 – ходьба на месте. | 1 – 3 раз | Прыгать согласованно. Прыгать как можно выше, приземляться на полусогнутые ноги, с носка на пятку. Дышим носом. |
7. | Стоя лицом друг к другу на расстоянии 0,5 м., ноги на ширине плеч. Руки соединены простым хватом. | 1 – 2 руки вверх, дугами на наружу, 3 – 4 руки вниз, дугами наружу. | 6 - 8 раз | «Птицы машут крыльями»: посмотреть вверх на руки, при их поднимании руки не сгибать, спину держать прямо, лопатки сведены. Ноги прямые с места не сходить. |
Методические рекомендации для педагогов:
Упражнения в комплексе подбираются с таким расчётом, чтобы нагрузка распределялась на все группы мышц. Завершить комплекс можно подскоками, прыжками, танцевальными шагами (польки, вальса), шагами на месте.
Общеразвивающие упражнения в парах или упражнения вдвоём можно выполнять с различными предметами (мячами, гимнастическими палками, обручами, скакалками, кеглями и т.д.). Это помогает правильно и целенаправленно выполнять движения, а также повышает интерес к гимнастике.
Парные упражнения способствуют взаимной координации движений рук, ног. Учат детей умению точно выполнять упражнения, согласовывая свои действия с действиями партнёра. Эти упражнения эмоциональные, поэтому дети их выполняют с большим удовольствием, легко, соблюдая все указания инструктора по физической культуре.
Карточка №5
Упражнения в парах с набивными мячами для рук и плечевого пояса
Цель: укрепить мышцы рук и плечевого пояса, сохранить подвижность суставов.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стоя спиной друг к дугу, мяч внизу. | 1 – 2 – руки вверх, передать мяч партнёру, 3 -4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги и руки прямые, при передаче мяча не опираться друг на друга. С места не сходить. Голову назад не запрокидывать назад. |
2. | Сидя спиной друг к другу, мяч на бёдрах у одного из партнёров. | 1 – руки вперёд, 2 – руки вверх, передать мяч партнёру, 3 – руки вперёд, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Спину держать прямо, лопатки сводим к другу. Ноги вместе, в коленях не сгибать, руки тоже не сгибать в локтевых суставах. |
3. | Стоя лицом друг к другу на расстоянии шага. Мяч впереди у одного из партнёров. | 1 – мяч за голову, 2 – вперёд передать партнёру, 3 -4 – то же, выполняет второй партнёр. | 6 -8 раз | Спину держим прямо. Ноги вместе, с места не сходить. смотреть на партнёра. |
4. | Сед лицом друг к другу, ступни соединены. | 1 – мяч за голову, 2 – вперёд передать партнёру, 3 -4 – то же, выполняет второй партнёр. | 6 -8 раз | Спину держим прямо. Ноги вместе, ступни соединены с партнёром, ноги прямые. Смотреть на партнёра. |
5. | Стоя лицом друг к другу, мяч внизу у одного из партнёров. | 1 – 2 – мяч вверх, правая назад на носок, 3 – 4 – передать мяч партнёру, 5 – 8 – то же самое с другой ноги. | 6 -8 раз | Партнёр без мяча то же выполняет задание, что и партнёр с мячом. Прогибаться в спине. Ноги не сгибать, носок оттянуть. |
6. | Стоя лицом друг к другу на расстоянии шага, мяч внизу у одного из партнёров. | 1 – 2 – 3 – обвести мяч вокруг туловища вправо, 4 – передать партнёру. | 6 – 8 раз | После выполнения вторым партнёром обводки мяча вправо нужно дать обводку влево. С места не сходить. Спина прямая. |
7. | Стоя на коленях спиной друг к другу, мяч сзади. | 1 – отвести мяч назад, передать
| 6 -8 раз | Руки не сгибать. При отведении рук назад вперёд не наклоняться. |
Карточка №6
Упражнения в парах с набивными мячами для туловища
Цель: укрепить мышечный корсет спины.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Сидя, ноги врозь, спиной друг к другу, мяч между стопами у одного из партнёров. | 1 – наклон вперёд, 2 – руки вверх, передать мяч партнёру, 3 – наклон вперёд, положить мяч, 4 – и.п. | 4 – 6 раз | Ноги не сгибать, при наклоне стараться грудью коснуться колен. Голову вниз не наклонять. Стараться мячом коснуться носок ног. |
2. | Сидя спиной друг к другу, ноги скрестно, мяч на бёдрах у партнёра. | 1 - поворот туловища, вправо, передать мяч партнёру, 2 – и.п. 3 – 4 – то же. В другую сторону. | 6 – 8 раз | Поворот выполнять максимально. Можно увеличить расстояние между партнёрами. Руки не сгибать. Туловище назад не отводить. |
3. | Лёжа на спине ногами друг к другу, руки вверх, мяч у одного из партнёров. | 1 – 2 сед, мяч вперёд передать, 3 -4 –и.п. | 4 – 6 раз | Руки прямые, ноги в коленном суставе не сгибать. Спина прямая, лопатки свели. Стопы касаются друг друга. |
4. | Упор лёжа на локтях лицом друг к другу на расстоянии метра, мяч перед грудью у одного из партнёров. | 1 – 2 – прогнуться, мяч вверх, 3 – 4 передать мяч партнёру. | 4 – 6 раз | Ноги напрячь не сгибать. |
5. | Стоя лицом друг к другу, мяч вверху. |
3 – 4 – и.п., 5 – 8 - то же, в другую сторону. | 6 – 8 раз | Ноги и руки не сгибать, наклон выполнять одновременно и глубже. С места не сходить. Дыхание не задерживать, дышим носом. |
6. | Стоя спиной друг к другу. | 1 – 2 – наклон в одну сторону, 3 – 4 – и.п., 5 – 8 – то же в другую сторону. | 6 – 8 раз | Ноги и руки не сгибать, наклон выполнять одновременно и глубже. С места не сходить. Дыхание не задерживать, дышим носом. |
7. | Стоя спиной друг к другу. | 1 – 2 – наклон в одну сторону, ногу в сторону на носок, 3 – 4 – и.п. 5 – 8 – то же, в другую сторону. | 6 -8 раз | Ноги и руки не сгибать, наклон выполнять одновременно и глубже. Дыхание не задерживать, дышим носом. |
8. | Стоя спиной друг к другу, ноги врозь, мяч вверх. | 1 – наклон вперёд, передать мяч партнёру между ногами, 2 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, с места не сходить, можно расстояние между партнёрами немного увеличить. Наклоняться как можно глубже. Передавать мяч в руки партнёру. |
9. | Стоя спиной друг к другу, на расстоянии полушага, мяч внизу у одного из партнёров. | 1 – наклон вперёд, мяч вперёд, 2 – мяч вверх – назад передать партнёру, 3 – наклон вперёд, мяч вперёд, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Руки и ноги не сгибать, передавая мяч, прогнуться глубже, спина прямая, с места не сходить. Передавать мяч строго в руки. |
10. | Стоя лицом друг к другу, мяч внизу. | 1 – присед, мяч вперёд, 2 – и.п. | 6 – 8 раз | Темп постепенно увеличивается, спина прямая, лопатки свели, руки в локтевых суставах не сгибать. |
11. | Стоя на одном колене спиной другу к другу, мяч на грудь | 1 – наклон назад, мяч в вверх передать партнёру, 2 – и.п. | 6 – 8 раз | Темп постепенно увеличивается, спина прямая, лопатки свели, руки в локтевых суставах не сгибать. |
12. | Сед на пятках, спиной друг к другу, мяч внизу у одного из партнёр. | 1 – 2 – стойка на коленях с поворотом туловища налево, передать мяч партнёру, 3 – 4 – и.п., 5 – 8 – то же, в другую сторону. | 6 – 8 раз | Спину держать прямо, руки не сгибать. |
13. | Лёжа на животе лицом друг к другу, мяч вверх. | 1 – 2 – прогнуться, 3- 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги в коленях не сгибать, руки в локтях не сгибать, напрячь. Прогнуться как можно максимально, носки оттянуть. |
Карточка №7
Упражнения в парах с набивными мячами для ног
Цель: улучшить гибкость коленного сустава.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стоя спиной друг к другу, мяч вверху у одного из партнёров | 1 – мяч вперёд, коснуться поднятого колена, 2 – мяч вверх, передать партнёру, 3 – мяч вперёд, коснуться поднятого колена, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Руки при передачи мяча прямые, колено поднять вверх, носок оттягивать. Спина прямая. |
2. | Стоя спиной друг к другу, мяч внизу. | 1 – мах правой, 2 – мяч передать под ногой в левую руку, 3 – мяч ввверх, передать партнёру, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Вперёд не наклоняться, ноги не сгибать, носок оттянуть. Руки прямые. Взгляд направлен вперёд. |
3. | Сидя, согнуть ноги, лицом друг к другу на расстоянии метра, мяч слева у одного из партнёров. | 1 – толчком ног, послать мяч партнёру, 2 – и.п. | 10 – 12 раз | Упражнение можно выполнять без подсчёта, как задание. Спину держать ровно. Мяч передавать строго партнёру. Руки от поло не отрывать. |
4. | И.п. – тоже, мяч между стопами. | 1 – сед согнувшись, 2 – и.п., 3 – толчком передать мяч партнёру, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | В седе согнувшись ноги напрячь и не сгибать. Спина прямая. Руки от пола не отрывать. Взгляд направлен вперёд. Мяч зажимать между стопами сильнее. |
5. | Сидя спиной друг к другу на расстоянии шага, ноги скрестно, мяч вперёд. | 1 – 2 – наклоняясь вперёд, встать с поворотом кругом, мяч вперёд передать партнёру, 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Для более быстрого усвоения упражнения можно научить вставание с поворотом из положения ноги скрестно без мяча, затем опускание в этом же положении. |
6. | Сидя лицом друг к другу на расстоянии метра, ноги врозь, мяч вверх. | 1 – наклон вперёд, 2 – толчком передать мяч, 3 – 4 - и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, грудью стараться коснуться пола. Мяч передавать строго в руки партнёру. Спину держать ровно, лопатки свести между собой. |
7. | Упражнение то же, ноги вместе | 1 – наклон вперёд, 2 – толчком передать мяч, 3 – 4 - и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, грудью стараться коснуться пола. Мяч передавать строго в руки партнёру. Спину держать ровно, лопатки свести между собой. |
8. | Стоя на коленях лицом друг к другу, мяч впереди. | 1 – 2 – сед справа, 3 – 4 – и.п., 5 – 8 то же, слева. | 6 – 8 раз | Это упражнение можно выполнять на 4 счёта. Руки не сгибать. Спину держим ровно, лопатки свести. Дыхание не задерживаем. |
Методические рекомендации для педагогов:
Инструктору следует требовать хорошего качества выполнения упражнений, т.е. чётко занимать исходное положение, точно с нужной амплитудой проделать упражнения, сохраняя заданные позы, выпрямить ноги и руки, спину, оттягивать носки. Совершать движения с определённым напряжением.
Карточка №8
Примерный комплекс парных упражнений с набивными мячами.
Цель: формировать умение владеть мячом.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стоя спиной друг к другу, мяч внизу. | 1 – 2 – руки вверх, передать мяч партнёру, 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги и руки не сгибать, при передаче мяча не опираться друг на друга. Дыхание не задерживать. |
2. | Сидя спиной друг к другу, ноги скрестно, мяч на бёдрах у партнёра. | 1 – поворот туловища направо, передать мяч партнёру, 2 – и.п., 3 – 4 – то же, в другую сторону. | 6 – 8 раз | Поворот выполнять максимально, больше амплитуда. |
3. | Лёжа на спине, ногами друг к другу, руки вверх. Мяч у одного из партнёров. | 1 – 2 – сед, мяч вперёд, передать партнёру, 3 – 4 – и.п. | 4 – 6 раз | Руки и ноги не сгибать. Спина прямая. Дыхание не задерживать. |
4. | Сидя лицом друг к другу на расстоянии метра, ноги врозь, мяч вверху. |
3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Руки не сгибать. Колени втянуть. Дыхание не задерживать. Толкать мяч строго в руки партнёру. |
5. | Стоя спиной друг к другу, мяч у одного из партнёров. | 1 – мяч вперёд, коснуться колена, 2– мяч вверх, передать партнёру,
4 – и.п. | 6 – 8 раз | Поднимая ногу. Оттягивать носок, спину держать прямо. |
6. | Стоя лицом друг к другу, мяч вперёд. | Боковой галоп в правую и левую сторону. | 6 – 8 раз | Можно давать различные прыжки, подскоки около мяча. |
7. | Стоя спиной друг к другу, мяч внизу. | 1 – 2 – руки вверх, передать мяч партнёру, 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги и руки не сгибать, при передаче мяча не опираться друг на друга. Дыхание не задерживать. |
Методические рекомендации для педагогов:
При подборе парных упражнений необходимо учесть следующие требования:
- они должны быть простыми и доступными детям, соответствовать строению и функциям их двигательного аппарата и не вызывать большой затраты нервной и мышечной энергии;
- упражнения должны быть равномерными по видам движения и охватывать разные группы мышц (плечевого пояса, спины, живота и ног).
Освоение упражнений может быть соединено с предметами (палками, обручами, скакалками, кеглями).
Карточка №9
Парные упражнения с гимнастическими палками для рук плечевого пояса
Цель: Развивать двигательные способности (координацию движения).
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стоя лицом друг к другу палки сбоку внизу, хват за концы. | 1 – правую руку вперёд, левую назад, 2 - поменять положение рук. | 6 – 8 раз | Спина прямая, с места не сходить. Руки не сгибать. Ноги прямые. Энергично работать руками. |
2. | Стоя лицом друг к другу палки сбоку внизу, хват за концы. | 1– руки в стороны, 2– руки вверх, 3 – в стороны, 4 – вниз. | 6 – 8 раз | Руки не сгибать, спину держать прямо. Дыхание не задерживаем, дышим носом. |
3. | Стоя лицом друг к другу палки сбоку внизу, хват за концы. | 1 – одну палку к плечам, 2 – другую палку к плечам, 3 – одну палку вверх, 4 – другую палку вверх. 5 – 8 – тоже в обратном порядке. | 6 – 8 раз | Строго следить за последовательностью выполнения упражнений. Темп постепенно можно увеличивать. |
4. | Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы. | 1 – 2 – дугами наружу, палки вверх, 3 – 4 – дугами наружу палка вниз. | 6 – 8 раз | Можно подняться на носки, спину держать прямо, руки не сгибать, голову не опускать. |
5. | Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы. | 1 – палка к плечам, 2 - палки вверх, 3 – к плечам, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Выполнять быстро и энергично. С места не сходить. Колени не сгибать. Спина прямая, лопатки свести. |
6. | Стоя друг к другу лицом, палки сложены вмести горизонтально внизу. | 1 – перевернуть палки вертикально, 2 – и.п. 3 – 4 – то же в другую сторону. | 6 – 8 раз | Спину держать прямо, руки не сгибать. Дыхание не задерживаем. Дышим носом. |
7. | Стоя лицом друг к другу, палки внизу параллельно, хват за свободные концы палки партнёра. | 1 – отведение согнутых рук назад одним с помощью движения рук вперёд другим партнёром, 2 - то же, в другую сторону. | 6 – 8 раз | Сильно руки вперёд не отводить. С места не сходить. Спина прямая. |
8. | Стоя лицом друг к другу, палки внизу параллельно, хват за свободные концы палки партнёра. | Круговые движения в боковой плоскости со сгибанием и выпрямлением рук на 4 счёта в одну сторону и на 4 в другую. | 6 – 8 раз | «Паровоз». Темп постепенно увеличивать, вращение выполнять энергично. |
9. | Стоя лицом друг к другу, палки вверх параллельно, хватом поперёк за свободные концы взаимно. | 1 – отведение рук назад рывком одним партнёром, 2 – то же, другим. | 6 – 8 раз | Руки не сгибать, вперёд не наклоняться, отводить максимально руки. |
10. | Стоя лицом друг к другу, палки на плечи параллельно, хватом сбоку за свободные концы. | 1 - палки вверх, 2 – и.п. | 6 – 8 раз | Быстро, энергично спину держать прямо. Выполнят согласованно. |
Карточка №10
Упражнения с гимнастическими палками для ног.
Цель: ознакомить с упражнениями на отдельные группы мышц.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Сед лицом друг к друг, взявшись взаимно за концы палок, руки вперёд. | 1 -2 – поднять ноги в сед углом, ноги справа, 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Палки держать друг близко друга от друга (почти соединить), носки оттянуть, спину держать прямо, лопатки свести между собой. Колени не сгибать, голову не наклонять. |
2. | Стоя спиной друг к другу, палки внизу, сзади продольно хват внизу. | 1 – выпад вперёд правой, 2 – и.п. 3 – 4 – то же, левой. | 6 – 8 раз | Отставленную ногу не сгибать и поставить на носок, спину держать прямо, слегка прогнуться в спине. Выпад глубже. |
3. | Стоя на коленях, лицом друг к другу, палки горизонтально вперёд соединены, хват поперёк. | 1 – сед справа, 2 – и.п., 3 – сед слева, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Дыхание не задерживать. Голову не сгибать. |
4. | Стоя лицом друг к другу, палки внизу, хватом взаимно за концы. | 1 – 2 – выпад в одну сторону, 3 - 4 – и.п., 5 – 8 – то же в другую сторону. | 6 – 8 раз | Туловище держать прямо, выпад максимально широкий. |
5. | Сидя спиной друг к другу, палки к плечам взаимным хватом за концы. | 1 -2 – сед углом. 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать носки оттянуть. Спину стараться держать ровно. |
6. | Стойка – ноги врозь, лицом друг к другу, палки в сторон, хватом за концы. | 1 – максимально правой вперёд, 2 – и.п. 3 – максимально левой вперёд, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, носок оттянут, вперёд не наклоняться. Дышать носом. |
7. | Стойка – ноги врозь, лицом друг к другу, палки в стороны, хватом за концы. | 1 – руки вверх, правую назад на носок, 2 – и.п., 3 – 4 – то же левую назад на носок. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, носок оттянут, спину держать прямо. |
8. | Стойка – ноги врозь, лицом друг к другу, палки в стороны, хватом за концы. | 1 – палки вверх, прыжок ноги вместе, 2 – палки в стороны, прыжок ноги врозь. | 10 – 14 раз | Прыгать согласованно, как можно выше, приземляться с носка на пятку. |
Карточка №11
Упражнения с гимнастическими палками для туловища.
Цель: совершенствовать и укреплять двигательные умения и навыки.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стойка - ноги врозь, лицом друг другу, палки внизу хватом взаимно за концы. | 1 – наклон вперёд, палки вперёд, 2 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, стараться палками касаться пола. Упражнение можно выполнять соединив ноги вместе. |
2. | Стойка - ноги врозь, лицом друг другу, палки внизу хватом взаимно за концы. | 1 – наклон вперёд, палки в стороны, 2 – поворот туловища в одну сторону, 3 – в другую сторону, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Руки и ноги не сгибать, поворот выполнять максимально, согласованно. Наклоняться как можно глубже. |
3. | Стойка на коленях, лицом друг к другу, руки в стороны, хватом взаимно за свободные концы. | 1 – 2 – поворот туловища влево, садясь на пятки, 3 – 4 - вправо. | 6 – 8 раз | Руки не сгибать, спину держать ровно, садиться на пятки, дыхание не задерживать, дышать через нос. |
4. | Стоя лицом друг к другу, палки внизу сложены горизонтально, хват поперёк палки. | 1 – 2 – подняться на носки, прогнуться палки вперёд, 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Руки не сгибать, сильнее прогибаться. Выше подняться на носки, с места не сходить. |
5. | Сед, ноги врозь, лицом друг к другу, взявшись взаимно за палки. | 1 – один партнёр – лёг, другой – наклон раз вперёд, 2 – поменять положение. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать. Стараться грудью коснуться пола. Во время наклона прогибаться в спине как можно глубже. Голову не наклонять. Смотреть вперёд. |
6. | Стойка – ноги врозь, лицом друг к другу, палки в стороны хватом взаимно за концы. | 1 – наклон туловища в одну сторону, 2 – и.п., 3 – 4 – то же в другую сторону. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, наклон выполнять согласованно. С места не сходить. Руки не сгибать. Амплитуда больше при наклоне |
7. | Лежа на животе, лицом друг к другу, палки вверху соединены хватом поперёк. | 1 – 2 – 3 – прогнуться, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги держать вместе, не сгибать, напрячь, носки оттянуть. Прогнуться как можно больше, лопатки соединить. Смотреть вперёд, голову вниз не наклонять. |
8. | Лёжа на спине головой друг к другу, палки вверх – вперёд соединены. | 1-Один партнёр касается руками палок, 2-и.п., 3 – 4 – то же, другой. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, носки оттянуть. Лопатки лежат на полу. |
9. | Стоя спиной друг к другу, палки вверх параллельно, хват поперёк за концы. | 1 – наклон туловища в одну сторону, 2 – и.п.. 3 – 4 – то же в другую сторону. | 6 – 8 раз | Вперёд не наклоняться. Ноги и руки не сгибать. |
Методические рекомендации для педагогов:
Во время выполнения упражнений необходимо обратить внимание на дыхание детей и приучать их правильно дышать. Глубокое дыхание регулирует процессы кровообращение, содействует увеличению жизненной ёмкости лёгких, укреплению межрёберных мышц и тех мышечных групп, которые удерживают позвоночник в вертикальном положении.
Подбирая упражнения для комплексов утренней гимнастики или занятия, необходимо соблюдают определённую последовательность: вначале выполняют упражнения, которые требуют для ребёнка меньшей затраты усилий – для развития мышц плечевого пояса, рук и спины, а затем - с большей нагрузкой – для укрепления мышц ног и живота (сгибание ног, наклоны и повороты туловища).
Далее нужно давать упражнения для укрепления мышц туловища и последним – для мышц ног (приседание или прыжки).
Карточка №12
Примерный комплекс упражнений в парах с гимнастическими палками.
Цель: развивать гибкость, координацию и ловкость.
`№ п/п | Исходное положение | Выполнения упражнения | Дозировка | Организационно методические указания |
1. | Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы. | 1 – правую руку вперёд, левую назад, 2 – поменять положение рук. | 6 – 8 раз | Энергично работать руками. С места не сходить. Дыхание не задерживать. |
2. | Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы. | 1– руки в стороны, 2– руки вверх, 3– руки в стороны, 4 - вниз | 6 – 8 раз | Руки не сгибать, спину держать прямо. |
3. | Стойка - ноги врозь, лицом друг к другу, палки внизу хватом взаимно за концы. | 1 – наклон вперёд, палки в стороны, 2 – поворот туловища в одну сторону, 3– в другую сторону, 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Руки и ноги не сгибать, поворот выполнять максимально, согласованно. |
4. | Стойка - ноги врозь, лицом друг к другу, палки внизу хватом взаимно за концы. | 1 – наклон вперёд, палки вперёд, 2 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, стараться палками касаться пола. Наклон глубже. Взгляд направлен вперёд. |
5. | Сидя спиной друг другу, палки к плечам взаимным хватом за концы. | 1 – 2 – сед углом, 3 – 4 – и.п. | 6 – 8 раз | Ноги не сгибать, носки оттянуть. Спина прямая лопатки свести. Голову вниз не наклонять. |
6. | Стойка - ноги врозь, лицом друг к другу, палки в стороны, хватом за концы. | 1 – палки вверх, прыжок, ноги вместе, 2 – палки в стороны, прыжок ноги врозь. | 10 - 14 раз | Прыгать согласованно. |
7. | Стоя лицом друг к другу, палки сбоку внизу, хват за концы. | 1 – правую руку вперёд, левую назад, 2 – поменять положение рук. | 6 – 8 раз | Энергично работать руками. С места не сходить. Дыхание не задерживать. |
- Предполагаемый результат:
Работа с карточками позволяет у детей развивать:
- физические качества (выносливость, быстроту, силу, гибкость, ловкость);
- оптимизировать благоприятные условия для формировании двигательной активности детей;
- формирование правильной осанки;
- гибкость суставов и связок.
- закреплять ориентировку в пространстве;
- приобретают навыки двигаться в заданном темпе и ритме.
4.Заключение
В процессе работы по данным карточкам у детей укрепились мышцы спины и брюшного пресса, создался хороший мышечный корсет, упражнения в парах способствовали развитию такого физического качества как: ловкость, быстрота, гибкость.
Разработанные мною карточки способствовали развитию:
- двигательного опыта за счёт выполнения упражнений в парах с предметами и без;
- координации движения и умения ориентироваться в пространстве;
- силовых качеств;
- развитию и укреплению мышц спины;
- умению согласовывать свои действия с действиями товарища (партнёра);
-воспитанию у детей навыка сотрудничества и умения взаимодействовать в парах;
- чувство взаимопомощи;
-уверенности в себе при выполнении упражнений.
Таким образом, применение в работе карточек повысило результативность воспитательно – образовательного процесса, сформировались ценные ориентации, направленные на сохранение и укрепление собственного здоровья.
- Оглавление
- Предисловие
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Оглавление
- Приложение
6.Приложение
Список рекомендуемых источников.
- Аверина И.Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждений: Практическое пособие. – М.: Айрис – пресс, 2005. – 144с. - (Дошкольное воспитание и развитие).
- Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. Игры, которые лечат. Для детей от3 до 5 лет. – М.; ТЦ Сфера, 2010. – 80с. (Здоровый малыш).
- Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. Старший возраст: Пособие для педагогов дошк. Учреждений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 264с.
- Двигательная активность ребёнка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждение, преподавателей и студентов педвузов и колледжей. – Мозаика – Синтез, 2000. – 256с.
- Зимонина В.Н., Воспитание ребёнка – дошкольника: развитого, организованно, самостоятельного, инициативного, не болеющего, коммуникативного, аккуратного. Расту здоровым: Програм. – метод. Пособие для педагогов дошк. образват. учреждений.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 304с.- («РОСИНКА»).
- Картушина М. Быть здоровыми хотим. М., 2004.
- Маханёва М.Д. Индивидуальный подход к ребёнку в ДОУ.М.,2007.
- Осокина Т.И. и Тимофеева Е.А., Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников. Изд. 2 – е, доп. М., «Просвещение»,1971.
- Харченко Т.Е. Организация двигательной деятельности детей в детском саду. – СПб.; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2010. – 176с., ил.
- Щибека В.Н. Занятия по физической культуре в детском саду. Обучение и творчество. М., 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непрерывная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы «Развитие координационных способностей детей старшего дошкольного возраста» ОО «Физическое развитие»
В данном занятии представлен опыт работы с детьми подготовительной к школе группы. Конспект составлен в соответствии с «Основной образовательной программой дошкольного образова...
дидактическая игра "Санкт-Петербург. Найди пару" для детей старшего дошкольного возраста
Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста на закрепление знаний о Петербурге.Предварительная работа: картинки распечатать, вырезать, подписать на обратной стороне (при необходимости) ...
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"
Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....
РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ОВЛАДЕНИЮ РОДНЫМ ЯЗЫКОМ.
В статье представлены рекомендации для педагогов ....
Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"
Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...
"Формирование навыков самоконтроля и саморегуляции у детей старшего дошкольного возраста посредством физических упражнений и подвижных игр"
Рекомендации специалистам...
отчёт по самообразованию Тема: Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе.
отчёт по самообразованию по теме: " Развитие личностных качеств у детей старшего дошкольного возраста, способствующих адаптации к обучению в школе"...