Координационная лестница как средство развитие физических качеств у детей дошкольного возраста
статья по физкультуре

Координационная лестница как средство развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_myasnyankina.docx344.33 КБ

Предварительный просмотр:

Координационная лестница как средство развитие физических качеств у детей дошкольного возраста

Мяснянкина Наталья Васильевна, инструктор по физической культуре

МБДОУ «Детский сад №9 г. Льгова» Курской области

«Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, 

сделайте его крепким и здоровым:

 пусть он работает, действует, бегает,

 пусть он находится в постоянном движении».

Жан Жак Руссо.

Дошкольный возраст- это важный период формирования прочных основ физического развития, двигательных навыков, создание фундамента для воспитания физических качеств.

Проблемой развития координационных способностей у детей занимались и занимаются многие научные и практические работники, такие как В. И. Лях, Н. Панфилова, Н. А. Берштейн, А. В. Курганский, Л. Д. Назаренко, Е.Н.Вавилова. По данным Е.Н.Вавиловой, для развития физических качеств, следует использовать упражнения в быстром и медленном темпе. Чем выше уровень развития физических качеств, тем выше точность, ритмичность, согласованность движений, тем успешнее двигательная деятельность ребенка.

Одним из средств развития физических качеств детей дошкольного возраста является координационная лестница, конструкция которой состоит из мягких строп и пластиковых перекладин, преимущественно регулируемых, что позволяют создавать ячейки разного размера для выполнения основных упражнений.

Основная цель использования координационной лестницы в образовательном процессе – развитие физических качеств, координационных способностей и ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

Для реализации данной цели были поставлены ряд задач:

  • формировать правильную осанку через укрепление опорно- двигательного аппарата;
  • развивать физические качества: ловкость, быстроту, прыгучесть;
  • упражнять в ходьбе, прыжках и беге в разном темпе, с разной частотой работы ног в ограниченном пространстве;
  • учить совершать движение (ходьба, прыжки, бег) с изменением направления;
  • приобщать детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития.

Среди характерных особенностей координационной лестницы можно выделить такие как:

  • вариативность (возможности разнообразного применения в образовательном процессе);
  • мобильность (компактность и легкость оборудования позволяют применять его в различных условиях ДОО: внешней территории и внутренних помещениях);
  • доступность (используется детьми разной физической подготовленности, разного возраста);
  • безопасность (лестница располагается на ровной поверхности).

В зависимости от возраста детей существуют определенная последовательность в усложнении содержания и навыков, формируемых в процессе двигательной активности воспитанников с использованием координационной лестницы (таблица 1.)

Таблица 1.

Усложнение в формировании навыков с использованием координационной лестницы

Возраст воспитанников

Упражнения

3 - 4 года

Упражнения в ходьбе, ползании, в прыжках на двух ногах, перешагивание

4 - 5 лет

Упражнения в беге, в прыжках на одной ноге, прыжки боком

5 - 6 лет

Упражнения с предметами, с предметами в прыжках. Подлезание. «Классики» 

6 - 7 лет

Упражнения в прыжках с поворотами вправо, влево. Упражнения в соответствии со схемами, с добавлением движений рук.

Ходьба спиной вперед, приставным шагом, бег с прямой наружной ногой, два прыжка вперед один назад.

Координационную лестницу можно использовать в образовательной деятельности для индивидуальных и фронтальных занятий в различных формах работы, осуществляемых в процессе организации детской деятельности, в ходе режимных процессов, самостоятельной деятельности детей (таблица 2).

Таблица 2.

Формы, работы с применением координационной лестницы

Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных процессов

Самостоятельная деятельность детей

Занятия по физической культуре.

Спортивные праздники и развлечения, квесты.

Утренняя гимнастика;

физкультминутки;

подвижные игры.

На прогулке: подвижные игры, «классики», упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метании.

В группе: малоподвижные игры, подлезание, ползание, ходьба, прыжки, «классики».

Использование координационной лестницы позволило разнообразить занятия по физкультуре в зале и на улице (таблица 3).

Таблица 3.

Варианты использования координационной лестницы на занятиях физкультурой

Часть занятия

Варианты использования координационной лестницы

Вводная часть

Ходьба, бег, прыжки

Основная часть

ОРУ, основные виды движений

Заключительная часть

Подвижные игры, малоподвижные игры

Для усложнения заданий используются упражнения с предметами на координационной лестнице (это кубики, островки, гимнастические палки, мешочки с песком, мячи и другие предметы).

При выполнении упражнений целесообразно использовать опорные карты- схемы, которые помогают сначала познакомить дошкольников со схемой выполнения упражнений, а затем отработать данный навык на координационной лестнице (приложение 1).

Подвижные игры на координационной лестнице мощный инструмент для формирования жизненных навыков, средство физического, умственного и творческого совершенствования. В классификации подвижных игр с использованием координационной лестницы следует опираться на развиваемых в них физические качества:

  • Игры с бегом:«Два мороза»,«Мы веселые ребята»,«Перебежки»,«Пустое место», «Встречные перебежки», игра – эстафета «Посадка картошки»,«Огни светофора»,«Найди свой кубик».
  • Игрыспрыжками:«Ктолучшепрыгает»,«Классы»,«Скочкинакочку»,«Ктоскореедофлажка».
  • Игры с ходьбой:«Холодно–горячо», «Автобусы»,«Регулировщик» и др. (приложение 2)

Использование координационной лестницы для работы с детьми дошкольного возраста, позволяет повысить результативность работы по развитию физических качеств, повышает интерес детей к занятиям физической культурой, подвижным и спортивным играм и другим видам детской деятельности.

Приложение 1.

Карты-схемы для самостоятельных заданий с использованием координационной лестницы

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/img_506575.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://image.freepik.com/free-icon/no-translate-detected_318-29130.jpg

Бег

Ходьба приставным шагом

Ходьба

Прыжки

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

Ноги вместе

Правая нога

Левая нога

Высокое поднимание колен

  1. И.п. –стоя лицом к лестнице. Ходьба лицом вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы.

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. Тоже с высоким подниманием колен.

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. И.п. –стоя спиной к лестнице. Ходьба спиной вперед, каждый раз наступая в следующую ячейку лестницы

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба приставными шагами правымбоком,каждыйраз наступаявячейкилестницыправойилевойногой.

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. Тожелевымбоком.

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. И.п. – стоя правым боком к лестнице. Ходьба приставными шагами правымбоком с высоким подниманием колен, каждый раз наступая в ячейки лестницыправойилевойногой.

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. Тожелевымбоком.

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. И.п.–стояправымбокомклестнице.Ходьбаприставнымишагамиправым боком,наступаявячейкилестницычерезодну.

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. Тожелевымбоком.

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. И.п.–стояправымбокомклестнице.Ходьбаперекрестнымишагамиправымбоком,поочереднонаступаявячейкилестницы правойилевойногой

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. Тожелевымбоком.

http://www.clipartbest.com/cliparts/xig/LrR/xigLrRqgT.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. И.п. – стоя лицом к лестнице. Бег лицом вперед, каждый раз наступая в следующуюячейкулестницы

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/img_506575.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. Тожесвысокимподниманиемколен

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/img_506575.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. И.п.–стоялицомклестнице.Беглицомвперед,наступаявячейкилестницычерез одну.

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/img_506575.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

  1. И.п. –стояспинойклестнице.Бегспинойвперед,каждыйразнаступаявследующуюячейкулестницы

http://cdn.onlinewebfonts.com/svg/img_506575.png

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

https://thumbs.dreamstime.com/z/%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%B8-%D1%81%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D1%8B%D0%B5-8202578.jpg

Более подробно  об этих и других схемах, используемых при работе с координационной лестницей вы можете ознакомиться на сайте https://nsportal.ru/node/6091243

Приложение 2.

Сборник подвижных игр с использованием координационной лестницы

Игра «Догнать соперника»

Задача: упражнять в выполнении основных движений на координационной лестнице.

Ход игры. Дети выстраиваются в две колонны перед координационными лестницами. По сигналу воспитателя дети выполняют задания в определенной последовательности: ходьба приставным шагом, учащенная ходьба, ходьба с подскоками и обычная ходьба. В процессе выполнения заданий каждая колонна старается догнать друг друга; та, которой это удается, побеждает.

Игра «Найди свой кубик».

Задача: развитие координации движений, внимания, ориентировки в пространстве.

Ход игры. В каждой из ячеек «Лесенки» стоит ребенок и лежит цветной кубик. По сигналу дети начинают бегать в разных направлениях, не толкаясь. По второму сигналу дети останавливаются и закрывают глаза. В это время воспитатель меняет кубики местами.

По третьему сигналу дети открывают глаза. Каждый должен добежать до ячейки, где лежит его кубик и поднять кубик над головой. Выигрывает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Игра «Повтори за мной»

Задачи: упражнять в выполнении основных движений на координационной лестнице, развивать самостоятельность, активность, творчество в движении.

Ход игры. Первый ребенок показывает движение на «Лесенке», другие дети повторяют. Ведущий выбирает того, кто повторил движение точнее всех. Новый ведущий предлагает следующее движение.

Игра «Вперед спиной»

Задачи: развитие координации движений, умения взаимодействовать в команде.

Ход игры. Из «лесенок» делаются две параллельные «трассы», которые соревнующиеся команды должны преодолеть, двигаясь вперед спиной. Побеждает команда, первая прошедшая «трассу».

Игра «Будь внимательным»

Задачи: закрепление навыка выполнения движений в соответствии с сигналами ведущего, развитие внимания.

Ход игры. Дети запоминают, что и когда надо делать. Идут  по

«лесенке» и внимательно слушают сигналы регулировщика дорожного движения. По сигналу: «Светофор!» - стоим на месте; по сигналу:

«Переход!» - шагаем; по сигналу: «Автомобиль!» - держим в руках руль, меняем вид ходьбы.

Игра «Посадка картошки»

Задачи: развитие координации движений, быстроты.

Ход игры. «Лесенки» - «грядки» расположены на противоположных концах зала. Все играющие делятся на пары и выстраиваются в две шеренги по одному возле своей линии старта, друг против друга. На одной стороне зала в каждую ячейку «грядки» положить по одному мячу. По сигналу первые игроки переносят мячи на другой конец зала и кладут в соответствующую ячейку, мяч берет второй игрок из пары и возвращает мяч на первую «грядку». Побеждает пара, которая первой закончит эстафету.

Игра «Встречные перебежки»

Задачи: развитие координации движений, быстроты.

Ход игры. Две группы детей с равным количеством играющих становятся на противоположных сторонах площадки на «лесенках» в шеренги. У каждой группы детей на руках ленточки своего цвета – синие, жёлтые. По сигналу воспитателя: «Синие!» - дети с синими лентами бегут на противоположную сторону, стоящие напротив протягивают вперёд ладоши и ждут, когда бегущие прикоснуться к ним рукой. После касания бегущий возвращается на свое место и поднимает руку вверх. Побеждает тот, кто вернулся первым.

Подвижные математические дидактические игры с использованием координационной лестницы

Число и числовая прямая.

Игра «Числовой ряд»

Задачи: развивать быстроту реакции, внимание, мышление, умение работать вместе, согласованно; совершенствовать навыки количественного и порядкового счета, перестроения в колонну по одному, в пары, тройки.

Ход игры. Педагог предлагает детям выполнить математическую разминку на «лесенке» и показать, как они знают цифры и умеют считать. У игроков в руках карточки с числами от 1 до 10.

Задания:

Постройтесь по порядку от 1 до 10. Посчитайтесь.

Постройтесь по порядку от 10 до 1. Посчитайтесь.

Постройтесь так, чтобы числа, которые больше 10, находились справа от этого числа, а числа, которые меньше 10 – слева (ребенок с числом 10 выводится в середину).

Постройтесь парами. Найдите свою пару так, чтобы одно число в паре было больше другого на 1.

Педагог называет числа, которые должны остаться, остальные выходят за черту. На сигнал игрок с названным числом ищет партнера (пару) так, чтобы его число было на один больше.

Правила: внимательно слушать задание, выполнять в быстром темпе, стараться не ошибаться, объяснять свой выбор.

Игра «Угадай число»

Задачи: развивать внимание, мышление, быстроту реакции, умения анализировать, сравнивать; совершенствовать навык выполнения бега по заданию, умения сравнивать числа в числовом ряду, находить последующее и предыдущее числа.

Ход игры. Педагог предлагает детям выполнить математическую разминку на «лесенке». Игроки делятся на 2 команды и выбирают карточки с числами от 1 до 10.

Педагог объясняет правила игры: те участники команд, у кого на карточках число, о котором говорится в задании, должны быстро занять одну из ячеек и сказать: «Это я».

Задания:

Угадай число, которое больше 7, но меньше 9.

Угадай число, которое больше 4 на 2 и на 1 меньше 7.

Назови число, предыдущее по отношению к числу 10.

Назови число, следующее за числом 8. И т. д.

Правила: членам команд необходимо проверять правильность ответов, сравнивая числа на карточках выбежавших игроков, делать выводы.

Игра «Живая неделя»

Задачи: закрепить знания о днях недели и частях суток, умения в количественном и порядковом счёте (до 7, знания о том, что в неделе 7 дней, что они следуют по порядку, есть выходные и рабочие дни; формировать понимание текучести времени (части суток сменяют друг друга; одни сутки сменяют другие); развивать память, само- и взаимоконтроль, интерес к играм с математическим содержанием.

Ход игры. Семь детей у «лесенки» построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед в ячейку «лесенки» и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?». Выходит, второй ребенок и говорит:

«Я - вторник. Какой день следующий?» и т.д. Вся группа даетзадание «дням недели», загадывает загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назовите все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например, от вторника до вторника.

Счёт, сравнение по количеству

Игра «У кого соседи»

Задачи: развивать внимание, быстроту реакции, мышления; знание «соседей» числа.

Ход игры. Дети выбирают себе медали – цифры и выстраиваются на

«лесенке» по порядку. Каждый называет своё число. Потом каждый называет своих соседей. Ведущий говорит: «Я загадал того, у кого соседи 3 и 5!» Если игрок догадался, то он говорит: «Я!» и становится новым водящим.

Игра «Математическая разминка»

Задачи: развивать быстроту реакции, мышление; совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта.

Содержание задания:

Постройтесь на «Лесенке» по порядку от 1 до 10. Посчитайтесь.

Постройтесь по порядку от 10 до1. Посчитайтесь.

Постройтесь так, чтобы числа, которые больше 10, находились справа от этого числа, а числа, которые меньше этого числа слева.

Постройтесь парами. Найдите свою пару так, чтобы одно число в паре было больше другого на 1, на 2.

Игра «Убери число»

Задачи: развивать внимание, быстроту реакции, мышления;

совершенствовать навыки счёта, закрепить обратный счёт от 10, последовательность построения числового ряда до 10.

Содержание: дети делятся на 2 группы по 10 человек с карточками от 1 до 10 в руках, выполняя задание на слух:

Я число 3. Убери моих «соседей».

Я число 5. Убери число, которое больше меня на 1 и т.д.

Логика, сравнение, анализ, объединение множеств.

Игра «Заколдованные реки»

Задачи: продолжать знакомить детей с логической операцией классификации; упражнять в разделении множеств на группы по какому- либо заданному признаку; дать представление о пересекающихся множествах; учить самостоятельно находить идеи для создания новых групп предметов, анализировать, сравнивать, обобщать, выделять признаки исвойства в объектах или определять их отсутствие, удерживать в памяти одновременно 2–3 признака, находить предметы, соответствующие этим признакам; развивать внимание, быстроту, мышление, координационные способности, эстетическое восприятие, умение сотрудничать друг с другом.

Содержание: педагог кладет на пол две «лесенки» красного и желтого цвета так, чтобы они пересекались – это «заколдованные реки». Детям предлагается снять обувь и заполнить «реки» по заданию разноцветными шарами, расположенными вне «лесенок». Внутри желтой «лесенки» должны находиться большие шарики, внутри красной – красные.

Шары лежат на площадке в произвольном порядке. Дети прокатывают одной ногой любой шарик к «лесенке», не задевая другие, и закатывают его  в«лесенку».

В процессе выполнения упражнения игроки приходят к выводу о том, где расположить красные большие шарики, объясняют свои решения.

Вопросы:

Какие шарики лежат внутри желтой «лесенки»? (Большие разноцветные.)

Какие шарики лежат внутри красной? (Красные маленькие.)

Какие шарики лежат одновременно внутри красной и желтой «лесенке»? (В пересечении «лесенок» лежат красные большие шарики.) Объясните, почему? (По своим признакам они относятся к двум «лесенкам».)

Правила: обратить внимание детей на быстроту и правильность выполнения задания: двигать выбранный шарик необходимо стопой медленно и осторожно, чтобы не столкнуть другие; закатывать шарики в «лесенки» нужно в соответствии с их признаками.

Полный сборник подвижных игр представлен на сайте https://nsportal.ru/node/6091247


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья " Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста "

     Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой силой. Подвижные игры являются традиционным средством педагогики....

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. на тему:                «Подвижная игра ка...

Индивидуальная программа профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г. С. на тему: «Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста».

Подвижные игры создают атмосферу радости и потому делают наиболее эффективным комплексное решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому выбранную мною тему «Подв...

Отчет по индивидуальной программе профессионального развития инструктора по физической культуре Сафаргалеевой Г.С. с.Кунашак 2018г "Подвижная игра как средство развития физических качеств у детей дошкольного возраста".

Цель самообразования.Повысить эффективность реализации задач по физическому воспитанию дошкольников в условиях внедрения ФГОС на основе использования подвижных  игр...

Мастер-класс для педагогов "Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста"

Использование степ-платформ как эффективного средства развития физических качеств у детей дошкольного возраста в условиях реализации содержания образовательной области "Физическое развитие"...