Формы организации образовательной деятельности по физическому развитию на основе здоровье сберегающих технологий в условиях ФГОС.
статья по физкультуре
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения и тем более педагога.
В современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям. Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формы организации образовательной деятельности по физическому развитию на основе здоровье сберегающих технологий в условиях ФГОС
Дошкольное детство – это период, когда закладывается фундамент здоровья, физического развития и культуры движений. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого дошкольного учреждения и тем более педагога.
В современных условиях особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям. Полноценное решение задач физического воспитания детей достигается только при комплексном применении всех форм организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Формы организации физического воспитания — это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности детей, основу которого составляет физическая активность. Совокупность этих форм создает определенный двигательный режим, необходимый для полноценного физического развития и оздоровления дошкольников.
Такими организационными формами работы являются:
-учебная работа (разные виды занятий по физической культуре);
-физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (в том числе утренней гимнастики, подвижных игр и физических упражнений на прогулке, физкультминуток, физических упражнений во второй половине дня, закаливающих мероприятий, индивидуальной работы;
- активный отдых (в том числе физкультурного праздника, физкультурного досуга, дня здоровья);
-самостоятельная двигательная деятельность детей;
-занятия в семье.
Все эти формы физического воспитания теснейшим образом взаимосвязаны между собой и направлены на комплексное решение задач физического воспитания и духовного развития личности ребенка-дошкольника. Вместе с тем каждая из них имеет свои особенности, определяющие ее место в режиме дня детского сада.
Примерная схема организации физического воспитания в дошкольной образовательной организации.
Занятие физической культурой — основная форма организованного систематического обучения детей дошкольного возраста физическим упражнениям, которая направлена на формирование культуры движений.
Физкультурные занятия позволяют комплексно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Занятия имеют огромное значение для формирования правильных двигательных умений и навыков; для усвоения общих положений и закономерностей при выполнении физических упражнений; для сознательного усвоения материала и подведения детей к обобщениям, связанным с овладением двигательными действиями и использованием их в повседневной деятельности. Таким образом, занятия физической культурой способствуют воспитанию здоровых, жизнерадостных, хорошо ориентирующихся в окружающих условиях детей, умело использующих свой двигательный опыт для решения разнообразных задач.
Соотношение количества и продолжительности занятий в соответствии с возрастом детей и требованиями СанПиН представлено в таблице.
От трех до четырех лет (младшая группа) | Вся группа | Два раза — в зале + один — на свежем воздухе | 15 мин |
От четырех до пяти лет (средняя группа) | Вся группа | Два раза — в зале + один — на свежем воздухе | 20 мин |
От пяти до шести лет (старшая группа) | Вся группа | Два раза — в зале + один — на свежем воздухе | 25 мин |
От шести до семи лет (подготовительная группа) | Вся группа | Два раза — в зале + один — на свежем воздухе | 30 мин |
(Таблица для презентации)
Перед выполнением сложных движений большой интенсивности организм необходимо предварительно подготовить. В противном случае возможны нарушения в работе всех систем, такие как: разрывы связок, растяжение мышц, перегрузки сердечно-сосудистой и нервной систем. Вместе с тем недостаточная подготовка нервной системы не обеспечит эффективного восприятия и усвоения учебного материала, что скажется на качестве выполняемых движений. Важно построить физкультурное занятие таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи.
Исходя из этого, в структуре физкультурного занятия выделяют три части:
1) вводную;
2) основную;
3) заключительную.
Каждая часть занятия позволяет решить определенные задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.
Так как мы говорим о формах организации образовательной деятельности по физическому развитию на основе здоровьесберегающих технологий хотелось бы выделить то, что мы можем включать в ход занятия.
В водную часть занятия где выполняются различные виды ходьбы и бега можно включать корригирующую гимнастику для коррекции и профилактики нарушения осанки и плоскостопия, укрепление мышечного тонуса, формирования нормального свода стопы.
Корригирующая гимнастика встречается во всех режимных моментах в ДОУ.
Можно включать в комплексы общеразвивающих упражнений пальчиковую гимнастику –ее можно включить . Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.
Дыхательная гимнастика - это упражнения, направленные на профилактику и лечение заболеваний, связанных с органами дыхания. Дыхательные упражнения способствуют насыщению каждой клеточки организма кислородом. Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями. Дыхательная гимнастика может быть включена в ОРУ на каждом занятии, а также добавлена и в другие части занятия, например после активных видов деятельности.
На протяжении занятий дети выполняют большой объем физической работы, требующей усиленного притока кислорода к мышцам и органам. Поэтому для улучшения вентиляции легких на занятиях необходимо вводить дыхательные упражнение, способствующие нормализации дыхания, особенно после бега и прыжков.
Все виды гимнастик можно включать в заключительную часть занятия, заменив малоподвижную игру.
В водной и заключительной части физкультурных занятий вполне уместен игровой самомассаж, а также между выполнением определенных основных движений для снятия напряжения. Самомассаж позволяет усилить эффект занятия положительными эмоциями, вызвать интерес к заботе о личном здоровье, формировать привычку здорового образа жизни.
Важно научить детей выполнять массирующие движения мягко, без усилий, слегка поглаживая, или легко надавливая на части тела.
Можно использовать мягкие мячи с шипами.
Дорожка здоровья – ее можно использовать в заключительной части физкультурного занятия как профилактику плоскостопия. Рекомендуется детям всех возрастных групп. Ходить по ним необходимо босяком или в носочках. Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы.
Релаксация – проводится в конце занятия в зале. В зависимости от состояния детей и целей, определяется интенсивность технологии. Подходит для всех возрастных групп. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное упражнение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием.
При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
Необходимо включать в ход физкультурного занятия «Минутку здоровья», то есть небольшой кратковременный рассказ о здоровье, строении тела человека, о здоровом образе жизни, подготовив наглядный материал.
В дошкольном учреждении ежедневно предусмотрено несколько форм физического воспитания детей, что способствует укреплению здоровья и позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня. Так как в дошкольном учреждении реализуется одна образовательная программа все педагоги должны вместе придерживаться режима дня. Это самое главное. Забота о здоровье детей - это общая задача работников ДОУ. Здоровьесберегающие технологии внедряют воспитатели, инструкторы по ФК, музыкальные руководители, логопеды, психолог, медицинская сестра.
В дошкольном учреждении необходимо создавать все условия для систематического, профилактического влияния на растущий организм ребенка. На протяжении всего дня в группах поддерживать оптимальный двигательный режим:
- утренняя гимнастика,
-прогулка,
-гимнастика после дневного сна
-физкультминутки,
-подвижные игры,
-пальчиковая гимнастика,
-самомассаж,
-игры на свежем воздухе,
-спортивные праздники,
-развлечения.
Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика.
Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки. Чтобы предупредить возникновение плоскостопия, предлагаются упражнения для укрепления свода стопы – поднимание на носки, на пятки.
Музыка, сопровождающая движения, создаёт бодрое настроение, оказывает положительное влияние на нервную систему ребёнка.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10–12 минут на воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий). В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми, дети занимаются в физкультурной форме.
Содержание утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы, разученные предварительно на физкультурном занятии и хорошо знакомые детям.
В перерывах между занятиями, особенно в старших группах детского сада, проводится двигательная разминка. Её цель – предотвратить развитие утомления у детей, снять эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала. Двигательная разминка позволяет активно отдохнуть после умственной нагрузки и вынужденной статической позы, способствует увеличению двигательной активности детей. Игровые упражнения, используемые в разминке, должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию, с небольшим количеством правил, не длительны по времени, доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
С целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне, проводятся физкультминутки.
Физкультминутки повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Физкультминутка может сопровождаться текстом, связанным или не связанным с содержанием занятия.
Одной из форм работы по профилактике и коррекции зрительного аппарата выступает гимнастика для глаз.
Гимнастика для глаз - это один из приемов оздоровления детей, она относится к здоровьесберегающим технологиям, наряду с дыхательной гимнастикой, самомассажем, динамическими паузами.
Если гимнастика для глаз используется педагогом в системе здоровьесбережения ежедневно, то рекомендуется на неделю планировать для разучивания и выполнения 1 комплекс в стихотворной форме, совмещая его 1 или 2 раза с комплексами другого вида.
При планировании рекомендуется учитывать принцип усложнения, отработав вначале простые движения глазами: вправо-влево, вверх-вниз, круговые движения, зажмуривания, моргание, выпячивание глаз, а затем используя их по поду более сложного стихотворного текста в различных сочетаниях. Стихотворный текст также нужно использовать вначале небольшой (до 4 строк), а затем переходить к более сложным и длинным.
Наряду с различными оздоровительными мероприятиями гимнастика после сна. Дети постепенно просыпаются под звуки приятной музыки и, лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия. Упражнения выполняются из разных положений: лёжа на боку, на животе, сидя. После выполнения упражнений дети встают и выполняют в разном темпе несколько движений (ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег).
Подвижные игры, физические упражнения на прогулке. Подвижные игры - сложная двигательная, эмоционально окрашенная деятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитание физических качеств. Подвижные игры подразделяются по содержанию на подвижные игры с правилами и спортивные игры.
Самостоятельная двигательная деятельность. Однако и здесь действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка.
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, в часы игр после дневного сна и во время прогулок (утренней и вечерней). Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие.
Воспитатель должен влиять на выбор детьми соответствующих упражнений и игр, предоставляя в их распоряжение необходимый инвентарь, пособия, поясняя способы движений. Он учит детей играть сообща, побуждает более ловких детей, хорошо владеющих движениями, помогать своим сверстникам.
Особое внимание в режиме дня необходимо уделять проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости. Закаливающие мероприятия, как важная составная часть физической культуры, содействует созданию обязательных условий и привычек здорового образа жизни. Используемая система закаливаний предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья детей.
При работе с детьми обязательно соблюдать основные принципы закаливания:
-осуществление закаливание при условии, что ребёнок здоров;
-недопустимость проведения закаливающих процедур при наличии у ребёнка отрицательных эмоциональных реакций (страха, плача, беспокойства);
-тщательный учёт индивидуальных особенностей ребёнка, его возраста, возможности повышенной чувствительности к закаливающим мероприятиям;
-нтенсивность закаливающих процедур увеличивается постепенно и последовательно, с расширением зон воздействия и увеличением времени проведения закаливания;
-систематичность и постоянство закаливания (а не от случая к случаю).
Закаливание будет эффективным только тогда, когда оно обеспечивается в течении всего времени пребывания ребёнка в детском саду. Поэтому рекомендуется соблюдать:
• Чёткую организацию теплового и воздушного режима помещения
• Рациональную неперегревающую одежду детей
• Соблюдение режима прогулок во все времена года
Таким образом, здоровьесберегающие технологии можно рассматривать как одну из самых перспективных систем 21- го века и как совокупность методов и приемов организации обучения дошкольников, без ущерба для их здоровья.
Только здоровый ребенок с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности. По физической культуре с использованием здоровье сберегающих технологий для детей старшей разновозрастной группы «Дикие животные».
Закрепить знания детей о жизни и повадках диких животных. ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием здоровье сберегающих технологий в старшей группе.
Занятия физической культурой в детском саду носят игровой характер. Мы обучая, развиваем и воспитываем. Задача педагога в процессе выполнения физических упражнений научить детей дошкольног...
Формы организации образовательной деятельности по формированию у дошкольников привычек здорового образа жизни, приобщению детей к ценностям здорового образа жизни в подготовительной к школе группе №9 «Веселые ребята»
Сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития страны.Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То,...
«Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС»
ДОКЛАДк педагогическому советутема: «Организация образовательной деятельностипо речевому развитию детей дошкольного возрастав современных условиях реализации ФГОС»...
Конспект по непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием здоровье сберегающих технологий в младшей группе.
Конспект по непосредственно образовательной деятельности по физической культуре с использованием здоровье сберегающих технологий в младшей группе....
Отчет по теме самообразования «Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ФГОС»
Отчет по теме самообразования«Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья ребенка в условиях ФГОС»...
Педагогический совет «Организация образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в современных условиях реализации ФГОС».
Цель: Обобщение работы ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста....