Русские народные игры в воспитании детей старшего дошкольного возраста
консультация по физкультуре (старшая группа)
«Народные подвижные игры
способствуют не только эффективному физическому развитию
и воспитанию дошкольников,
но выступают как средство духовного развития личности» К.Д.Ушинский
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребѐнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: скоморохи, гусляры, петушиные бои, кукольные Петрушки, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы.
Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаѐтся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Весѐлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменные прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в эти игры.
В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.
Играйте с детьми как можно чаще!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_russkaya_podvizhnaya_igra.docx | 48.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Русские народные игры в воспитании детей дошкольного возраста»
«Народные подвижные игры способствуют не только эффективному физическому развитию и воспитанию дошкольников, но выступают как средство духовного развития личности»
К.Д.Ушинский
Игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры. Ребѐнок получает через игру разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников.
Русская народная культура чрезвычайно богата играми: скоморохи, гусляры, петушиные бои, кукольные Петрушки, медвежья травля, лошадиные бега, хороводы, кулачные бои, состязания на кнутах, подвижные забавы.
Поэтому народные игры в детском саду являются неотъемлемой частью поликультурного, физического, эстетического воспитания детей. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаѐтся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки за околицей, водили хороводы, пели песни, играли в горелки, салочки, состязались в ловкости. Зимой развлечения носили другой характер: устраивались катания с гор, игры в снежки, на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.
Весѐлые подвижные народные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменные прятки, салочки, ловишки! Когда они возникли? Кто придумал эти игры? На этот вопрос только один ответ: они созданы народом также, как сказки и песни. И мы, и наши дети любят играть в эти игры.
В русских народных играх отражается любовь народа к веселью, движениям, удальству. Есть игры – забавы с придумыванием нелепиц, со смешными движениями, жестами, «выкупом фантов» Шутки и юмор характерны для этих игр.
В чѐм же преимущество использования русских народных подвижных игр?
Русские народные игры ценны для детей в педагогическом отношении: они оказывают большое внимание на воспитание ума, характера, воли, укрепляют ребѐнка, помогают усваивать знания, полученные на занятиях: например, закрепить представление о цветах, оттенках.
В народных играх много юмора, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными моментами, любимыми детьми считалками и зазывалками. Считалок и зазывалок дети знают множество. И, заучивая их наизусть, мы не только прививаем любовь к русскому творчеству, но и развиваем детскую память. Внимание – необходимое условие любой деятельности: учебной, игровой и познавательной. Между тем, внимание у дошкольников, как правило, развито слабо. И справиться с этой проблемой помогают народные игры, так как в играх присутствует стихотворный текст, который направляет внимание детей, напоминает правила.
Важным является то, что в подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.
Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности.
Играем в семье.
Народная игра - естественный спутник жизни ребѐнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Постепенно исчезают такие народные игры, как «Салки», «Лапта», «Казаки - разбойники», «Золотые ворота». Все они вместе со считалками, песенками, закличками и есть величайшее богатство нашей культуры, потому, что в них заложена народная мудрость.
Вспомните, пожалуйста, в какие народные подвижные игры Вы любили играть в детстве? В какие народные игры любят играть ваши дети? А в какие народные игры Вы любите играть вместе со своим ребѐнком?
Одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослым и детьми являются народные игры.
В народной подвижной игре развивается сила вашего ребѐнка, твѐрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развивается сообразительность, находчивость, инициатива. Одни игры развивают у детей ловкость, выносливость, меткость, координацию, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, честности и порядочности, любви и долгу.
Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей. Приучают детей быть честными и правдивыми.
Народные игры для дошкольников – способ познания окружающего. В них много юмора, шуток, соревновательного задора.
Такие игры доставляют ребѐнку много положительных эмоций, особенно дети любят, когда с ними играют родители. Не лишайте его такой радости, помните, что вы и сами были детьми.
Родители первые участники игр своих детей. И чем активнее ваше общение с ребѐнком, тем быстрее он развивается. Дети очень подвижны, неутомимы в своѐм желании бегать, прыгать, скакать, устраивать себе препятствия, и они получают от всего этого мышечное удовольствие. Взрослые не всегда понимают детей, часто не позволяют шалить и резвиться, закладывая установку на малоподвижный образ жизни.
В чѐм преимущество использования народных игр в практике семейного воспитания?
Преимущество в том, что игры просты и доступны в организации. Они не требуют специального оборудования, специального отведѐнного для этого времени. С ребѐнком вы можете играть по дороге в детский сад, во время прогулки, во время путешествия в поезде, на даче, в походах.
Предлагаю вашему вниманию несколько русских народных игр, которые могут быть с успехом использованы в семье.
«Узнай, кто»
Описание игры. Один из играющих подкрадывается к водящему (выбирается с помощью считалки) и закрывает ему глаза. Водящий должен по одежде (на ощупь) узнать, кто это и назвать по имени.
«Молчаливое собрание»
Описание игры. Играющие рассаживаются рядом и поочередно шепчут на ухо соседу какое – либо слово. Затем каждый встает и изображает мимикой и действиями сказанное ему слово остальные должны угадать. Игра проходит очень весело, но по правилам смеяться нельзя – за это платят фант.
Указания к проведению. Каждый играющий до тех пор изображает сказанное слово, пока все не догадаются.
«Король в плену»
Описание игры. Двое играющих поочередно кладут друг другу руку на руку, считая до девяти. Наиболее быстрая рука схватывает медлительную, говоря: "Король в плену".
Указания к проведению. Необходимо соблюдать следующие правила: нельзя задерживать руку партнера; одному игроку нельзя класть две руки подряд.
Советы родителям по организации
народных игр в семье.
•И для ребѐнка и для родителей так важно играть вместе! Так дорого ощущение любви и то особенное понимание ребѐнка, которое можно обрести в игре с ним.
•Народная игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей.
•Ваше участие в детской игре – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должны быть естественным и желанным.
•Не ждите от ребѐнка быстрых и замечательных результатов, проявляйте своѐ терпение.
•Поддерживайте активный, творческий подход ребѐнка, поощряйте индивидуальное самовыражение ребѐнка в игре.
•Если ребѐнок умеет играть, если его радует собственная ловкость и вдохновляет победа над трудностями, ему никогда не будет скучно.
•Заканчивайте игру ярко, эмоционально, результативно: победа, поражение, ничья.
•Используйте народные игры при организации семейных праздников, дней рождений ребѐнка.
Ребѐнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игровой деятельности. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает минут в обществе близких, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.
Играйте с детьми как можно чаще!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка русской народной куклы «Василинка» для детей старшего дошкольного возраста
Данная программа не является компонентом базовой программы ДОУ, а является вариативным звеном учебного плана, обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников. Конспекты занятий сод...
Конспект ННОД по сюжету русской народной сказки ""Колобок для детей старшего дошкольного возраста
Данный материал могут использовать воспитатели в работе с детьми старшего дошкольного возраста....
Сценарий праздника встречи весны по русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителей
Сценарий праздника встречи весныпо русским народным традициям «Жаворонушки» для детей старшего дошкольного возраста с участием родителейЦель: продолжать знакомить детей с традициями и обычаями р...
Знакомство детей дошкольного возраста с русскими народными традициями. Развлечение для детей старшего дошкольного возраста «Прощай, масленица!»
«Свой обычай в чужой дом не вноси» «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе» Проблема приобщения детей дошкольного возраста к русской народной культуре, народным традициям неоднократно рассматривалась у...
Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста
Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Колобок» для детей старшего дошкольного возраста.Провела: Репнова Александра Алексеевна воспитатель МАДОУ МО г. Красно...
Программа мини-музея русской народной куклы «Алёнушка» для детей старшего дошкольного возраста
Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых....
Игра – драматизация по русской народной сказке «Теремок». Для детей старшего дошкольного возраста
Расширять знания детей о театральном искусстве, добиваться выразительности в изображении сказочных персонажей, развивать творческие способности...