Мастер-класс "Использование гимнастических мячей при нарушении осанки"
методическая разработка по физкультуре
Эффективным средством оздоровительной работы с детьми с неправильной осанкой являются упражнения на гимнастических (надувных) мячах, которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_gimnasticheskih_myachey_pri_narushenii_osanki.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГИМНАСТИЧЕСКИХ МЯЧЕЙ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ»
Как показывает статистика, до 80% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, осанки и мышечного тонуса. Эффективным средством оздоровительной работы с детьми с неправильной осанкой являются упражнения на гимнастических (надувных) мячах, которые позволяют создать оптимальные условия для правильного положения туловища, гармоничной тренировки и укрепления основных групп мышц и вестибулярного аппарата.
Способ применения данной методики
Мяч является и альтернативной мебелью, и тренирующим приспособлением. Однако он ни в коем случае не должен заменять стул. Являясь неустойчивой и пружинящей опорой, мяч эффективен для динамического седа, для упражнений на равновесие и разгрузку.
Перемещая таз вперед и назад, можно изменять форму позвоночника. Например:
• сед на передней части мяча (таз опрокинут, спина круглая);
• сед на середине мяча (таз выпрямлен, поза физиологична). Оптимально, когда углы в тазобедренных и коленных суставах составляют 110 градусов.
Реабилитационно-оздоровительный эффект
Упражнения, выполняемые при уменьшенной площади опоры и разных исходных положений головы, рук, ног, туловища, улучшают координацию движений, закрепляют правильную осанку, восстанавливают нарушенную статику. Дети ощущают положение своего тела в пространстве – у них вырабатывается так называемая схема тела, позволяющая и в дальнейшем принимать заданную позу.
Усложнение упражнений в равновесии достигается за счет последовательного уменьшения площади опоры, а также перемещения центра тяжести (поднимание рук, отведение ноги, повороты и т.д.), при этом, чем чаще меняется исходное положение, тем более дифференцированно работают мышцы и более четкой становится координация движений.
Являясь подвижной опорой, мяч способствует тренировке вестибулярного аппарата, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большие гимнастические мячи позволяют задействовать даже те группы мышц, которые «не работают» при выполнении других видов упражнений.
Таким образом, упражнения на неустойчивой опоре с ограниченной площадью способствуют целенаправленной выработке оптимального двигательного стереотипа, улучшению равновесия и развитию двигательного контроля, а также укреплению и расслаблению различных мышц.
Правила выбора мяча
1. При посадке на мяч угол между голенью и бедром составляет 90 градусов.
2. Средние оптимальные размеры мяча для детей: 4-5 лет – 45 см; 5-6 лет – 50 см; 6-7 лет – 55 см.
Техника безопасности
1. Необходимо предоставить детям возможность познакомиться с мячом, ощутить чувство безопасности на занятиях с ним. Для этого они должны самостоятельно поиграть с мячом (группами по 4-6 человек).
2. Следующий этап – обучение посадке и поддержанию равновесия на мяче. Это следует делать индивидуально с каждым ребенком, для начала со страховкой (сбоку или сзади).
3. Первые занятия не должны длиться более 3-5 минут, что связано с большой нагрузкой на мелкие мышцы спины.
4. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка с мячом одного.
Занятия на гимнастическом мяче развивают координацию и чувство равновесия; ощущение пространства и ощущение себя в пространстве; способность владеть пространством и изменять свое положение в нем. Они способствуют правильному положению позвоночника; правильному выполнению упражнений; благоприятно влияют на осанку; создают динамическую волну вдоль позвоночника.
Данная методика может с успехом использоваться в коррекционно-развивающей работе с детьми 5-7 лет, имеющими отклонения в осанке.
Упражнения при нарушениях осанки
Упражнение 1
И.п. – сидя на мяче, ноги врозь, руки опущены, придерживать мяч ладонями. Легкие покачивания на мяче вверх-вниз, не отрывая ног от пола.
Педагог стоит сзади и страхует. Ребенок садится на мяч, ноги – на всей стопе, выпрямленные руки опущены. Затем кладет ладонь на мяч, пальцы выпрямляет, лопатки развернуты, голова поднята, живот подтянут. Слегка спружинив ногами и оттолкнувшись ягодицам немного подпрыгнуть и вернуться в и.п.
Обычно ребенок сразу улавливает движение и начинает торопиться, может привести к падению с мяча и вызвать чувство страха. Во избежание этого объясните детям, что спешить не нужно.
Это одно из основных упражнений в положении сидя на мяче. Если вы научите ребенка правильно его выполнять, то в дальнейшем обучение пойдет быстро, и дети не будут бояться.
Это упражнение развивает чувство равновесия. Эластичная, динамическая, ритмичная, мягкая нагрузка оказывает благотворное влияние на вестибулярный аппарат и суставы позвоночника. Упражнение укрепляет ягодичные мышцы, бедра, мышцы и связки тазового дна.
Упражнение 2
И.п. – сидя на мяче. Движения тазом вперед-назад, вправо-влево, не подпрыгивая. Руки опустить, слегка придерживать мяч ладонями. Темп медленный.
В начальной стадии обучения движение разделить на составные части: 1 – вперед, 2 – назад, 3 – вправо, 4 – влево.
Это сложное с точки зрения координации движения, поэтому не торопите детей, если у них не все получается сразу. Выполняйте движение медленно, спокойно. Не спешите соединять все четыре движения сразу.
Обратите внимание! Работает только таз, плечи, корпус должны быть подвижны, голова поднята. Пружинить ногами.
Это упражнение способствует правильному формированию поясничного лордоза; укрепляет мышцы живота, поясничного отдела позвоночника, мышцы и связки малого таза; выполняя его, ребенок массирует ягодицы, бедра.
Упражнение 3
И.п. – сидя на мяче, руки к плечам, затем в стороны, слегка подпрыгивая на мяче.
Упражнение выполняется медленно и плавно. Следить за точностью выполнения движений: руки в стороны и, не поворачивая головы, только глазами смотреть на руки.
Упражнение направлено на развитие силы мышц рук и спины, координации, точности движения, а также на укрепление вестибулярного аппарата.
Упражнение 4
И.п. – сидя на мяче, ноги вместе. Поднять правую руку, левую опустить, одновременно выполняя легкие подпрыгивания на мяче.
Ступни вместе, носки слегка развести, руки внизу, придерживать мяч ладонями; слегка подпрыгивая на нем, через стороны поднять правую руку, потянуться вверх, выпрямленную левую опустить; затем опустить правую и поднять левую руку, потянуться.
Следите за тем, чтобы дети выполняли движения ритмично и не торопились. Сделайте акцент на том, чтобы в конце упражнения ребенок потянулся рукой еще немного вверх. Для этого встаньте сзади и заставьте его дотянуться пальчиками до вашей поднятой ладони. Эта работа способствует растяжке мышц спины и позвоночника, развитию координации и вестибулярного аппарата.
Упражнение 5
И.п. – сидя на мяче, руки внизу.
Держать корпус прямо, голову не опускать. Слегка подпрыгивая на мяче, выставить правую ногу на пятку, носок тянуть на себя, вернуть ее в и.п., то же левой ногой. Выполняется упражнение ритмично, не спеша. Следите за тем, чтобы ребенок не сутулился и «не выпячивал» живот. Как выполняется движение? Сначала ногу надо приподнять от пола, разогнуть колено, выпрямив ногу до конца, носок потянуть на себя и опустить пятку на пол. Важно при этом не переваливаться с одной ягодицы на другую, а распределить тяжесть тела на обе ягодицы, корпусом не раскачиваться.
Упражнение вырабатывает координацию, укрепляет ягодицы, промежность, мышцы бедра.
Упражнение 6
И.п. – сидя на мяче, руки за голову. 1 – поднять правую ногу, носок оттянуть; 2 – вернуться в и.п.; 3 – поднять левую ногу, носок оттянуть; 4 – и.п.
Ступни на полу, колени и бедра вместе.
Это сложное упражнение. Дети пытаются его выполнить, но сразу оно у них не получается. Поэтому сначала даем его упрощенный вариант – руки опустить, придерживать ладонями мяч и ногу выпрямить, не поднимая ее от пола и не подпрыгивая на мяче. И только после этого приступаем к выполнению упражнения. Следим, чтобы дети не торопились, не подпрыгивали высоко на мячах, ноги выпрямляли мягко, постепенно стараясь поднять их выше.
Другой вариант – поднимаем ногу, носок – на себя.
Упражнение развивает чувство равновесия, вестибулярный аппарат, способствует растяжению мышц задней поверхности бедра (с оттянутым носком), икроножных мышц (носок на себя).
Все упражнения в положении сидя на мяче развивают чувство правильной осанки, равновесие, улучшают работу вестибулярного аппарата, способствуют укреплению мышц спины, живота, мышц ног, ягодиц.
Упражнение 7
И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой, выпрямленные руки на мяче. Лечь грудью на мяч, руки на пол. Перекат на живот и возврат в и.п. (голову опустить). Перекат выполняется при «скругленной» спине, корпус «как бы обволакивает» мяч. Осторожно разгибая ноги, поставить их возле мяча.
Упражнение 8
И.п. - лечь животом на мяч, ноги и руки на полу. «Переступая» руками, шагаем вперед, перекат корпусом в положение «ноги на мяче».
Это упражнение трудное для выполнения, потому что у детей слабые мышцы живота, дети прогибаются в пояснице и неправильно выполняют упражнение, слишком нагружая поясничный отдел позвоночника. В положении «ноги на мяче» держать их вместе, напрягая ягодицы и бедра, а не расслабляться.
Упражнение укрепляет мышцы спины, брюшного пресса, рук, разгибатели шеи, большие грудные мышцы и четырехглавые мышцы бедер.
Примерный комплекс упражнений на гимнастическом мяче:
1. И.п. – сидя на мяче, ноги вместе, внизу, касаются мяча. 1-4 - четыре легких подскока на мяче; 5 – правую руку вверх; 6 – опустить ее; 7 – левую руку вверх; 8 - опустить ее; 9-16 – повторить.
2. И.п. – сидя на мяче, руки к плечам. 1 – руки в стороны, легкий подскок на мяче; 2 – и.п.; 3-16 – повторить.
3. И.п. – руки вниз, ноги врозь. 1-2 – согнуть правую ногу, левую вытянуть в сторону, правую руку положить на мяч, согнуть в локте, левую – вверх, наклониться корпусом вправо; 3-4 – наклониться корпусом влево; 5-16 – повторить.
4. И.п. – сед на мяче, руки справа поставить на мяч. 1-4 – шагать ногами влево, перекатываться по мячу корпусом, лечь правым боком на мяч, ноги выпрямить; 5-8 – сгибая ноги, перекатываясь по мячу, вернуться в и.п.; 9-16 – повторить.
5. И.п. – сидя на мяче, руки сзади поставить на мяч. 1-4 – четыре шага вперед, перекатываться в положение лежа спине, смотреть на ноги, руками придерживать мяч; 5-8 – четыре шага ногами, перейти в сед на мяч; 9-16 – повторить.
6. И.п. – стоя на коленях, мяч перед собой. 1-4 – отталкиваясь носками, перейти в положение лежа на животе, руки на полу; 5-8 – вернуться в и.п.; 9-16 – повторить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование гимнастических мячей с детьми дошкольного возраста (опыт работы).
Сегодня во многих дошкольных учреждениях появилось современное спортивное оборудование, в том числе большие гимнастические мячи. Мяч привлекает к себе своим размером, цветом, имеет свой запах, а главн...
Использование нетрадиционного физкультурного оборудования для физического развития. «Путешествие в королевство футбольного мяча (профилактика плоскостопия и нарушение осанки)»
Нестандартное оборудование – это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы. Разработанные в нашем детском саду пособия и нестандартное оборудование – несложн...
Опыт работы инструктора по плаванию ГБДОУ №78 Калининского района г.Санкт-Петербурга Смирновой Наталии Вячеславовны на тему: «Профилактика нарушения осанки у детей дошкольного возраста посредством адаптационного гимнастического комплекса В.С. Коваленко пр
Тема рассматривает актуальные проблемы оздоровления детей с использованием нетрадиционных методов физического воспитания (использование адаптационного гимнастического комплекса В.С.Коваленко при обуче...
«Использование гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях профилактики нарушения осанки и свода стопы у детей дошкольного возраста»
Презентация предназначена для воспитателей и инструкторов по физической культуре ДОУ. В ней представлены рекомендации по использованию гимнастических снарядов и физкультурного оборудования в целях про...
Консультация для родителей и воспитателей "Использование гимнастических мячей при нарушении осанки"
Эффективным средством оздоровительной работы с детьми с неправильной осанкой являются упражнения на гимнастических (надувных) мячах, которые позволяют создать оптимальные условия для правильного полож...
Комплекс упражнений на гимнастическом коврике для профилактики нарушений осанки у детей
Особое внимание надо уделять выполнению физических упражнений для коррекции дефектов в осанке. Прежде всего, это относится к выполнению ежедневной утренней гимнастики, включающей 4-5 специальных упраж...
Использование гимнастических мячей при нарушении осанки детей
Упражнения и методика использования гимнастических мячей для профилактики нарушения осанки у детей...