материалы для повышения работоспособности, восстановления сил.
картотека по физкультуре
Данные материалы из картотек по самомассажу помогут:
Проводить профилактику простудных заболеваний;
Улучшить кровообращение;
Нормализовать работу внутренних органов;
Научить детей расслабляться, освобождаться от стрессов, перенапряжения.
Данная картотека по дыхательной гимнастики позволяет ребёнку развить дыхательную систему, повысить выносливость организма во время занятий по физической активности и улучшает работу мозга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_samomassazha.docx | 20.4 КБ |
kartoteka_dyhatelnoy_gimnastiki.docx | 23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Картотека самомассажа
для старших групп
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
Комарова О.В
Екатеринбург 2022 г.
Карточка №1.Массаж спины.
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!
Дети встают друг за другом «паровозиком» и прихлопывают друг друга по спинкам.
Дома, дома посидите,- Бом! Бом! Бом! Никуда не выходите,- Бом! Бом! Бом!
Постукивают пальчиками.
Почитайте, поиграйте,- Бом! Бом! Бом! А уйду – тогда гуляйте, Бом! Бом! Бом!
Поколачивают кулачками.
Дождик бегает по крыше - Бом! Бом! Бом! По весёлой звонкой крыше – Бом! Бом! Бом!
Поглаживают ладошками.
Карточка №2.Массаж рук.
Домик едет по тропинке- объезжает все тропинки.
Растирающие круговые движения кулачком от кисти к плечу.
То улитка ползёт, домик на себе везёт.
«Пробежаться» пальчиками от кисти к плечу.
Вот подул ветерок, закачался листок.
Поколачивание кулачками.
И опять по травинке
Поглаживание руки ладонью.
Медленно ползёт улитка.
При повторении делается массаж другой руки.
Карточка №3.Массаж головы.
На комод забрался ёжик.
У него невидно ножек.
У него, такого злючки,
Не причёсаны колючки.
Круговой массаж черепа. И.П.- правая ладонь на лбу, левая- на затылке. Затем правая ладонь, поглаживая правый висок, перемещается к затылку, а левая через левый висок уходит ко лбу. Ладони и пальцы надавливают на кожу.
И никак не разберёшь-
Щётка это или ёж?
Средними пальцами массировать круговыми движениями точки у основания черепа на затылке.
Карточка №4.Массаж лица.
Водичка, водичка, умой моё личико,
Потереть ладонями друг о друга.
Чтобы глазки блестели,
Средними пальцами провести, не надавливая о закрытым глазам от внутреннего края века к внешнему.
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Ладонями провести от бровей до подбородка и обратно вверх.
Чтоб кусался зубок.
Помассировать большими пальцами вески.
Карточка №5.Массаж ушей.
Тили- тили, тили- бом!
Загнуть вперёд ушные раковины и отпустить их так, чтобы ощутить хлопок.
Сбил сосну зайчишка лбом.
Оттягивать мочки вниз и в стороны.
Жалко мне зайчишку:
Массаж козелка.
Носит зайка шишку.
Массаж вершины завитка.
Поскорее сбегай в лес,
Растирание ладонями ушей.
Сделай заиньке компресс!
Поглаживание ушей ладошками.
Карточка №6.Самомассаж.
На крылечке ножками потопали,
Ручками по щёчкам похлопали.
Присели, через пальчики в щель посмотрели.
Пальчики в кулак сжимаем,
Воздух набираем.
Ладошки на грудки положили
И давай ладошками по своей грудке стучать.
Стук- стук, стук- стук-
Вот как получается.
Стук- стук, стук-стук-
Грудка наслаждается.
Карточка №7.Массаж глаз.
Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай.
Потереть друг о друга средние пальцы рук, чтобы их разогреть, прикрыть неплотно глаза и проводить пальцами, не надавливая сильно на кожу, от внутреннего края глаза к внешнему.
Если будешь ты обут, волки зайца не найдут.
Совершать круговые движения глазами в одну сторону.
Не найдёт тебя медведь.
Выходи- тебе гореть!
То же в другую сторону.
Карточка №8.Массаж лица.
Где ты дождик побывал? Где ты дождик поливал?
Поглаживание лица от бровей до подбородка.
Побывал в саду, полил ягоду!
Лёгкое поколачивание пальцами лба.
А какую ягоду ты полил саду?
Поколачивание щёчек.
-И клубнику, и малину, и смородину!
Лёгкое похлопывание щёк.
А крыжовник ты полил?
-Не полил, забыл.
Похлопывание шеи.
Ой, вернись назад да полей весь сад!
Поглаживание лица и шеи сверху вниз.
Карточка №9.Массаж стопы.
Баю- баю - баиньки, купим сыну валенки.
Потирание стопы.
Наденем на ноженьки, пустим по дороженьке.
Разминание пальцев стопы.
Будет наш сынок ходить, новы валенки носить.
Поглаживание стопы.
Карточка №10.Массаж стоп.
Ду- ду- ду- от медведя я уйду.
Согнуть пальцы правой руки («грабелька») и энергично провести ею 6 раз по подошве левой ноги от пальцев к пятке.
Да- да- да- не ходи, медведь, сюда.
Сжимать кончик большого пальца.
Ды- ды- ды- на тропинке чьи следы?
Разминать пальцы ног руками.
Оди- оди- оди- мишка в лесу бродит.
Плотно захватить большим и указательным пальцами руки ахиллово сухожилие, 3 раза сдавить и отпустить его.
Ди- ди- ди- ну, мишка, погоди!
Быстро потереть вверх ступни пяткой другой ноги. При повторении поменять ногу.
Карточка №11. Массаж ушей
Ши- ши- ши – что-то шепчут камыши.
Ладонями накрыть уши, пальцами захватить затылок и легко постучать по нему.
Шах- шах- шах- это утка в камышах.
Провести пальцами по краям ушных раковин от верха до мочек.
Шей- шей- шей- выходи из камышей.
Потерев, зажать край ушной раковины между большим и указательным пальцами.
Шах- шах- шах-нет уж утки в камышах.
Потянуть ушные раковины верх, в сторону, вниз.
Ши- ши- ши- что же шепчут камыши.
Погладить уши ладонями.
Карточка №12.Массаж стоп.
Застучали в мастерской молоточки снова, починить мы башмачки каждому готовы.
И.П.- сидя на стуле, одну ногу положить на другую. Выполнять потирание стопы ладонями.
Тук- тук- тук, тук- тук- тук- всюду слышен перестук.
Разминание пальцев стопы
Нам в работе нет тоски: наши молоточки забивают в каблучки тонкие гвоздочки.
Энергично провести всеми пальцами руки по стопе, как бы царапая, в направлении от пальцев к пятке.
Сил, сапожник, не жалей. Доставай колодки, и посадим мы на клей новые подмётки.
Поглаживание стопы.
Карточка №13.Массаж спины.
Дождик бегает по крыше-
Бом! Бом! Бом!
Дети похлопывают друг друга по спине.
По весёлой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
Постукивают пальцами.
Дома, дома посидите,-
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите.
Бом! Бом! Бом!
А уйду- тогда гуляйте.
Бом! Бом! Бом!
Поколачивают кулачками.
Дождик бегает по крыше-
Бом! Бом! Бом!
По весёлой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
Поглаживают.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -
детский сад комбинированного вида № 144
620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40
Картотека дыхательной гимнастики
для младших групп
Подготовил:
Инструктор по физической культуре
Комарова О.В
Екатеринбург 2022 г.
Картотека дыхательной гимнастики
для второй младшей группы
Дыхательная гимнастика «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх (вдох),
Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.
Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.
Дыхательная гимнастика «Дровосек»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.
Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.
Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Дыхательная гимнастика «Листопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
Дыхательная гимнастика «Гуси летят»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».
Дыхательная гимнастика «Пушок»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.
Дыхательная гимнастика «Жук»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».
Дыхательная гимнастика «Петушок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».
Картотека дыхательной гимнастики
для средних групп
Дыхательная гимнастика «Ворона»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
Дыхательная гимнастика «Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.
Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.
Дыхательная гимнастика «Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.
Дыхательная гимнастика «Каша кипит»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Дыхательная гимнастика «Насос»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Дыхательная гимнастика «Регулировщик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.
Дыхательная гимнастика «Ножницы»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Дыхательная гимнастика «Трубач»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.
Дыхательная гимнастика «Поединок»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.
Дыхательная гимнастика «Пружинка»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.
Дыхательная гимнастика «Кто дальше загонит шарик»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Сядьте с малышом за стол, положите перед собой два ватных шарика (разноцветные несложно найти в супермаркетах, а белые сделать самим из ваты). Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь сдуть их со стола.
Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.
Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
Дыхательная гимнастика «Бегемоты»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:
Сели бегемоты, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох),
То животик опускается (выдох).
Дыхательная гимнастика «Курочка»
Цель: развитие плавного, длительного вдоха.
ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.
Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Дыхательная гимнастика «Аист»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.
Дыхательная гимнастика «Волна»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: лежа на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются над головой, касаясь пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни-и-и-з". После освоения ребенком этого упражнения проговаривание отменяется.
Дыхательная гимнастика «Хомячок»
Цель: развитие плавного, длительного выдоха.
Предложите ребенку пройти несколько шагов (до 10-15), надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Дыхательная гимнастика «Лягушонок»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Расположите ноги вместе. Представьте, как лягушонок быстро и резко прыгает, и повторите его прыжки: слегка приседая, вдохнув, прыгните вперед. Приземлившись, "квакните". Повторите три-четыре раза.
Дыхательная гимнастика «Боевой клич индейцев»
Цель: формировать правильное речевое дыхание.
Предложите ребенку имитировать боевой клич индейцев: негромко кричать, быстро прикрывая и открывая рот ладошкой. Это занятный для детей элемент, который легко повторить. Взрослый может «руководить громкостью», показывая попеременно рукой «тише-громче».
Дыхательная гимнастика «Ныряльщики за жемчугом»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Объявляется, что на морском дне лежит красивейшая жемчужина. Достать ее сможет тот, кто умеет задерживать дыхание. Ребенок в положении стоя делает два спокойных вдоха и два спокойных выдоха через нос, а с третьим глубоким вдохом закрывает рот, зажимает пальцами нос и приседает до желания сделать выдох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение уровня учебной мотивации через создание ярких и объемных представлений об изучаемом материале путем активного использования ИКТ в образовательной деятельности.
Мир, в котором мы сегодня живем, становится все более зависимым от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Для миллионов люде...
Игры-разминки для снятия усталости и восстановления работоспособности.
Часто нездоровье ребенка усугубляется усталостью, а усталость вытекает из нездоровья. Все связано. Утомление можно снять при помощи простых упражнений. Их можно назвать «оживлялки» или &la...
Использование гимнастики Брейн-Джим для повышения работоспособности у детей среднего дошкольного возраста.
Чтобы воспитать здорового ребенка, кроме физического и психического здоровья следует развивать и корригировать его работоспособность, т.е. формировать умение действовать целенаправленно, результативно...
Мастер-класс для родителей: Комплекс «Антистресс» для повышения работоспособности и стрессоустойчивости в разных обстоятельствах
Комплекс «Антистресс» Цель занятия:- познакомить родителей с упражнениями комплекса «Антистресс» и научить их самостоятельно использовать для улучш...
«Шахматы, как средство развития логического мышления и повышение интеллектуальной работоспособности»
в данном материале представлена информация о пользе игры в шахматы для развития логического мышления...
Средства восстановления спортивной работоспособности
Многие люди наверняка знаю, что такое хроническая усталость и не раз испытывали на себе симптомы утомления. Частые смены настроения, сонливость, апатия…все это может быть признаками накопившего...
Приказ от 06.09.2024. № 189-ОД. О проведении недели безопасности. В целях повышения безопасности детей, восстановление навыков безопасного движения на дорогах и в транспорте.
1). Приказ от 06.09.2024. № 189-ОД. О проведении недели безопасности. В целях повышения безопасности детей, восстановление навыков безопасного движения на дорогах и в транспорте. А также адекват...