Карта физического развития воспитанника с ДЦП
план-конспект занятия по физкультуре (подготовительная группа)

Дразкова Елена Викторовна

Индивидуальная карта физического развития воспитанника  с ДЦП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл marshrut_dtsp.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Карта физического развития воспитанника

на 2021 - 22 учебный год

Ребенок:

Диагноз: ДЦП  …………

Цель мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии здоровья, общего развития ребёнка, для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.

В ходе проведения мониторинга физического развития, было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций верхних и нижних конечностей опорно-двигательного аппарата, средний уровень развития мелкой моторики, средний уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы. Мальчик не может, удерживает самостоятельно длительное время равновесие, бегать, ползать не долго – быстро устает, ходит на носочках.

 Ребенок проявляет живой интерес к занятиям. Слышит и старается выполнить словесные команды,которые дает инструктор, но в силу тяжести своего заболевания некоторые упражнения самостоятельно не выполняет, требуется пассивная разработка инструктора.

Петер Лаутеслагер разработал тест «Основные двигательные навыки» для измерения уровня двигательного развития ребенка с ДЦП.

Основным показателем как мониторинга детей с ДЦП, так и эффективности занятий является сформированный навык у воспитанника. Используемый мониторинг разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения.

Каждый из разделов теста разбит на стадии и уровни развития навыка, то есть в рамках каждого навыка выведена последовательность двигательных изменений, четко отражающая возрастающий уровень постурального контроля.

Каждая группа состоит из двигательных действий, которые показывают сформированность различных навыков. Двигательные действия ранжируются от простого к сложному, и оцениваются в баллах от 0 до 3.

Группы показателей сформированности двигательных навыков:

  1. показатели наличия тонических рефлексов;
  2. двигательные навыки нижних конечностей;
  3. ползание;
  4. двигательные навыки верхних конечностей;
  5. положение сидя;
  6. ходьба;
  7. передвижение в пространстве.

Группа показателей «Наличие тонических рефлексов» состоит из следующих двигательных действий:

  1. В положении лежа на спине поднятие и опускание головы, верхние и нижние конечности лежат вдоль туловища прямые – 1 балл.
  2. В положении лежа на спине ребенок поворачивает голову в сторону, при этом захватывает игрушку, находящуюся сбоку от него, подносит к себе – 2 балла.
  3. В положении лежа на животе ребенок лежит, разогнув руки и ноги, может манипулировать предметами, находящимися перед ним – 3 балла.
  4. В положении лежа на спине ребенок активно поворачивает голову в сторону, за этим следует поворот туловища и конечностей (поворот на бок или на живот) - шейная выпрямительная реакция (с 4 мес.) – 3 балла.

Группа показателей «Двигательные навыки нижних конечностей»:

  1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
  2. В положении лежа на спине поднимает согнутые в коленном суставе ноги вместе, обнимает руками в области коленного сустава – 1 балл.
  3. В положении лежа на спине поднимает поочередно правую, левую ноги, согнутые в коленном суставе – 1 балл.
  4. В положении лежа на животе поднимает поочередно ноги, согнутые в коленных суставах – 2 балла.
  5. В положении лежа на спине поднимает почередно правую, левую прямые ноги – 2 балла.
  6. В положении сидя на стуле (стопы на полу, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов), перекаты стоп с пятки на носок – 2 балла.
  7. В положении стоя у опоры перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.
  8. В положении стоя (без опоры) перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.

Группа показателей «Ползание»:

  1. Положение лежа на животе с опорой рук на локтевые суставы – 0 баллов.
  2. Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно – 1 балл.
  3. Сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье) – 1 балл.
  4. Ползание по гимнастической скамейке с помощью одновременного сгибания/разгибания рук в локтевых суставах – 1 балл.
  5. Ползание по полу с поочередным сгибанием/разгибанием рук и ног – 2 балла.
  6. Из положения лежа на животе с опорой прямых рук на кисти, подъем таза вверх и назад и сгибание ног в коленных суставах (угол сгиба коленных суставов 90 градусов) – 2 балла.
  7. Ходьба на коленях с опорой прямых рук кистями на пол с поочередной сменой рук и ног – 3 балла.
  8. Махи прямой ногой/рукой из положения стоя на коленях с опорой кистями на пол ("трехопорная" стойка) – 3 балла.

Группа показателей «Двигательные навыки верхними конечностями»:

  1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
  2. Поднимает, опускает прямые руки – 0 баллов.
  3. Пальцы рук согнуть в кулак и разогнуть – 1 балл.
  4. Захватывает предмет (игрушка), удерживает, отпускает – 1 балл.
  5. Бросает (катает), ловит мяч – 2 балла.
  6. Соединяет кисти рук, ладони вместе, скрещивая пальцы – 2 балла.
  7. Захватывает мелкие предметы (монеты, бусины), удерживает их, перемещает, отпускает – 3 балла.
  8. Соединяет поочередно 2-4 (указательный - мизинец) пальцы каждой руки с 1 (большим) пальцем (упражнение «Колечко») – 3 балла.

Группа показателей «Положение сидя»:

  1. Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
  2. Положение сидя на полу, ноги согнуты в коленных суставах скрестно перед собой, руки перед собой держатся за устойчивую опору (может быть заменено положением сидя на полу с согнутыми коленями на икроножных мышцах) – 0 баллов.
  3. Положение сидя на стуле со спинкой и подлокотниками за столом, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 1 балл.
  4. В положении сидя на стуле со спинкой за столом, производит манипуляции с предметами, расположенными на столе – 2 балла.
  5. Положение сидя на стуле со спинкой без подлокотников и стола – 2 балла.
  6. Положение сидя на табурете без спинки, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 3 балла.

Группа показателей «Ходьба»:

  1. Стойка в положении стоя на коленях у опоры (руки держат устойчивую опору - лестницу, брусья) – 0 баллов.
  2. Ходьба на коленях за "устойчивой" опорой (руки держатся за цилиндр, ходунки, стул, тележку и т.д.) – 1 балл.
  3. Ходьба на коленях за " неустойчивой" опорой (руки держатся за фитбол) – 1 балл.
  4. Положение стоя на стопах у опоры (руки держатся за устойчивую опору - лестницу, брусья) – 1 балл.
  5. Ходьба с ходунками, цилиндром, с опорой рук на брусья – 2 балла.
  6. Ходьба с опорой рук на фитбол, канаты – 2 балла.
  7. Ходьба за одну руку ("опорная" рука держится за брус) – 2 балла.
  8. Положение стоя на стопах без опоры – 3 балла.
  9. Самостоятельная ходьба – 3 балла.

Группа показателей «Передвижение в пространстве»:

  1. Лазанье по вертикальной гимнастической лестнице – 1 балл.
  2. Подъем и спуск с платформы (вперед/назад, вправо/влево), высота 15-20 см – 2 балла.
  3. Ходьба правым/левым боком приставными шагами, руки держатся за брусья – 2 балла.
  4. Подъем и спуск правым/левым боком по лестнице, держась руками за поручни, 10 ступеней – 2 балла.
  5. Подъем и спуск по лестнице, держась одной рукой за поручень, 10 ступеней – 3 балла.
  6. Езда на велосипеде (3-4хколесном) – 3 балла.
  7. Ходьба на мини-лыжах – 3 балла.

На основе мониторинга составляется карта обследования двигательных навыков ребенка с ДЦП, которая изображена в таблице 1.

Таблица 1. Карта обследования двигательных навыков ребенка дошкольного возраста с ДЦП. (сентябрь 2021 года)

№ п/п

Наименование группы показателей

0 баллов

1 балл

2 балла

3 балла

Итог

1

Наличие тонических рефлексов

 

 

2

Двигательные навыки нижних конечностей

3

Ползание

4

Двигательные навыки верхних конечностей

 

 

5

Положение сидя

 

 

6

Ходьба

 

 

7

Передвижение в пространстве

 

 

Итоговая сумма

 

 

 

Цифры в данной таблице соответствуют порядковому номеру двигательного действия в группах показателей. Приведем пример: ребенок самостоятельно выполняет третье действие из группы «Ползание», а именно: сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье). Действия 4-8 в данной группе не выполняет. Соответственно, количество баллов за эту группу – 1 балл.

Двигательные действия, которые ребенок выполняет, выделяются в карте. Это обусловлено тем, что в конце в конце учебного года необходимо оценить динамику формирования двигательных навыков.

После полного обследования ребенка данные суммируются. Итоговая сумма показывает динамику формирования двигательных навыков с помощью математических показателей.

Мониторинг проводился три раза в год (сентябрь, январь, май), чтобы отследить наиболее выраженную динамику формирования двигательных навыков.

Мониторинг построен таким образом, что способствует увеличению уровня самостоятельности детей, что, несомненно, является одной из главных задач процесса реабилитации в целом.

Целью данного мониторинга является не только показать действительный уровень сформированности навыка, а определить ближайшую зону развития. Это удалось добиться с помощью последовательной структуры двигательных действий в группах показателей. Таким образом, использование мониторинга формирования двигательных навыков позволяет инструктору и  родителям самостоятельно оценивать двигательное развитие детей с ДЦП.

Вывод:  на основании проведенного мониторинга физического развития была разработана индивидуальная программа поадаптивному физическому развитию ребёнка, где учитывались особенности клинической формы ДЦП данного воспитанника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта адаптивного развития воспитанников ДОУ.

Карта составляется на воспитанников, имеющих проблемы в развитии....

Карты индивидуального развития воспитанников по результатам наблюдений

Педагогическая диагностика (мониторинг) в дошкольном учреждении   2 младшая группа . Программа "От рождения до школы" + Индивидуальный образовательный маршрут....

Карта индивидуального развития воспитанника

Карта индивидуального развития воспитанника ведется со дня поступления ребенка в ДОО и до выпуска....

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему «Гармоничное физическое развитие воспитанников»

Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровьяребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укреплениефизического и психического здоровья детей является одной из ...

Карта индивидуального развития воспитанника с затруднениями развития.

Карта индивидуального развития воспитанника с затруднениями развития....

Карта физического развития воспитанника ДОО с ДЦП

Карта физического развития воспитанника ДОО с ДЦП...