Карта физического развития воспитанника ДОО с ДЦП
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Карта физического развития воспитанника с ДЦП
Ребенок:
Диагноз:
Цель мониторинга — обобщение и анализ информации о состоянии здоровья, общего развития ребёнка, для осуществления оценки, планирования коррекционно — развивающего процесса и прогнозирования конечного результата.
В ходе проведения мониторинга физического развития, было выявлено: недостаточность в развитии двигательных функций верхних и нижних конечностей опорно-двигательного аппарата, низкий уровень развития мелкой моторики, низкий уровень развития общей моторики. Двигательные расстройства характеризуются нарушениями координации, темпа движений, ограничением их объема и силы. Мальчик не может, удерживает самостоятельно равновесие, ползать, бегать. Стоит и передвигаться по поручню, ходит на носочках.
Ребенок проявляет живой интерес к занятиям. Слышит и старается выполнить словесные команды, которые дает инструктор, но в силу тяжести своего заболевания упражнения самостоятельно не выполняет, требуется пассивная разработка инструктора.
Петер Лаутеслагер разработал тест «Основные двигательные навыки» для измерения уровня двигательного развития ребенка с ДЦП.
Основным показателем как мониторинга детей с ДЦП, так и эффективности занятий является сформированный навык у воспитанника. Используемый мониторинг разделен на 7 групп показателей, в зависимости от того, какие мышцы задействованы в формировании и сложности выполнения движения.
Каждый из разделов теста разбит на стадии и уровни развития навыка, то есть в рамках каждого навыка выведена последовательность двигательных изменений, четко отражающая возрастающий уровень постурального контроля.
Каждая группа состоит из двигательных действий, которые показывают сформированность различных навыков. Двигательные действия ранжируются от простого к сложному, и оцениваются в баллах от 0 до 3.
Группы показателей сформированности двигательных навыков:
- показатели наличия тонических рефлексов;
- двигательные навыки нижних конечностей;
- ползание;
- двигательные навыки верхних конечностей;
- положение сидя;
- ходьба;
- передвижение в пространстве.
Группа показателей «Наличие тонических рефлексов» состоит из следующих двигательных действий:
- В положении лежа на спине поднятие и опускание головы, верхние и нижние конечности лежат вдоль туловища прямые – 1 балл.
- В положении лежа на спине ребенок поворачивает голову в сторону, при этом захватывает игрушку, находящуюся сбоку от него, подносит к себе – 2 балла.
- В положении лежа на животе ребенок лежит, разогнув руки и ноги, может манипулировать предметами, находящимися перед ним – 3 балла.
- В положении лежа на спине ребенок активно поворачивает голову в сторону, за этим следует поворот туловища и конечностей (поворот на бок или на живот) - шейная выпрямительная реакция (с 4 мес.) – 3 балла.
Группа показателей «Двигательные навыки нижних конечностей»:
- Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
- В положении лежа на спине поднимает согнутые в коленном суставе ноги вместе, обнимает руками в области коленного сустава – 1 балл.
- В положении лежа на спине поднимает поочередно правую, левую ноги, согнутые в коленном суставе – 1 балл.
- В положении лежа на животе поднимает поочередно ноги, согнутые в коленных суставах – 2 балла.
- В положении лежа на спине поднимает почередно правую, левую прямые ноги – 2 балла.
- В положении сидя на стуле (стопы на полу, ноги согнуты в коленных суставах под углом 90 градусов), перекаты стоп с пятки на носок – 2 балла.
- В положении стоя у опоры перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.
- В положении стоя (без опоры) перекаты стоп с пятки на носок – 3 балла.
Группа показателей «Ползание»:
- Положение лежа на животе с опорой рук на локтевые суставы – 0 баллов.
- Переворот из положения лежа на спине в положение лежа на животе и обратно – 1 балл.
- Сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье) – 1 балл.
- Ползание по гимнастической скамейке с помощью одновременного сгибания/разгибания рук в локтевых суставах – 1 балл.
- Ползание по полу с поочередным сгибанием/разгибанием рук и ног – 2 балла.
- Из положения лежа на животе с опорой прямых рук на кисти, подъем таза вверх и назад и сгибание ног в коленных суставах (угол сгиба коленных суставов 90 градусов) – 2 балла.
- Ходьба на коленях с опорой прямых рук кистями на пол с поочередной сменой рук и ног – 3 балла.
- Махи прямой ногой/рукой из положения стоя на коленях с опорой кистями на пол ("трехопорная" стойка) – 3 балла.
Группа показателей «Двигательные навыки верхними конечностями»:
- Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
- Поднимает, опускает прямые руки – 0 баллов.
- Пальцы рук согнуть в кулак и разогнуть – 1 балл.
- Захватывает предмет (игрушка), удерживает, отпускает – 1 балл.
- Бросает (катает), ловит мяч – 2 балла.
- Соединяет кисти рук, ладони вместе, скрещивая пальцы – 2 балла.
- Захватывает мелкие предметы (монеты, бусины), удерживает их, перемещает, отпускает – 3 балла.
- Соединяет поочередно 2-4 (указательный - мизинец) пальцы каждой руки с 1 (большим) пальцем (упражнение «Колечко») – 3 балла.
Группа показателей «Положение сидя»:
- Самостоятельно упражнения не выполняет. Движения производит с поддержкой взрослого – 0 баллов.
- Положение сидя на полу, ноги согнуты в коленных суставах скрестно перед собой, руки перед собой держатся за устойчивую опору (может быть заменено положением сидя на полу с согнутыми коленями на икроножных мышцах) – 0 баллов.
- Положение сидя на стуле со спинкой и подлокотниками за столом, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 1 балл.
- В положении сидя на стуле со спинкой за столом, производит манипуляции с предметами, расположенными на столе – 2 балла.
- Положение сидя на стуле со спинкой без подлокотников и стола – 2 балла.
- Положение сидя на табурете без спинки, ноги согнуты в коленных суставах (угол сгиба 90 градусов), стопы горизонтально прилегают к полу – 3 балла.
Группа показателей «Ходьба»:
- Стойка в положении стоя на коленях у опоры (руки держат устойчивую опору - лестницу, брусья) – 0 баллов.
- Ходьба на коленях за "устойчивой" опорой (руки держатся за цилиндр, ходунки, стул, тележку и т.д.) – 1 балл.
- Ходьба на коленях за " неустойчивой" опорой (руки держатся за фитбол) – 1 балл.
- Положение стоя на стопах у опоры (руки держатся за устойчивую опору - лестницу, брусья) – 1 балл.
- Ходьба с ходунками, цилиндром, с опорой рук на брусья – 2 балла.
- Ходьба с опорой рук на фитбол, канаты – 2 балла.
- Ходьба за одну руку ("опорная" рука держится за брус) – 2 балла.
- Положение стоя на стопах без опоры – 3 балла.
- Самостоятельная ходьба – 3 балла.
Группа показателей «Передвижение в пространстве»:
- Лазанье по вертикальной гимнастической лестнице – 1 балл.
- Подъем и спуск с платформы (вперед/назад, вправо/влево), высота 15-20 см – 2 балла.
- Ходьба правым/левым боком приставными шагами, руки держатся за брусья – 2 балла.
- Подъем и спуск правым/левым боком по лестнице, держась руками за поручни, 10 ступеней – 2 балла.
- Подъем и спуск по лестнице, держась одной рукой за поручень, 10 ступеней – 3 балла.
- Езда на велосипеде (3-4хколесном) – 3 балла.
- Ходьба на мини-лыжах – 3 балла.
На основе мониторинга составляется карта обследования двигательных навыков ребенка с ДЦП, которая изображена в таблице 1.
Таблица 1. Карта обследования двигательных навыков ребенка (Юра Р.) дошкольного возраста с ДЦП (май 2022)
№ п/п | Наименование группы показателей | 0 баллов | 1 балл | 2 балла | 3 балла | Итог | ||||||||
1 | Наличие тонических рефлексов |
|
|
| ||||||||||
2 | Двигательные навыки нижних конечностей |
|
|
| ||||||||||
3 | Ползание |
|
|
| ||||||||||
4 | Двигательные навыки верхних конечностей |
|
|
| ||||||||||
5 | Положение сидя |
|
|
| ||||||||||
6 | Ходьба |
|
|
| ||||||||||
7 | Передвижение в пространстве |
|
|
| ||||||||||
Итоговая сумма |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Цифры в данной таблице соответствуют порядковому номеру двигательного действия в группах показателей. Приведем пример: ребенок самостоятельно выполняет третье действие из группы «Ползание», а именно: сгибание/разгибание рук в локтевых суставах в положении лежа на животе с продвижением вперед (например, на гимнастической скамье). Действия 4-8 в данной группе не выполняет. Соответственно, количество баллов за эту группу – 1 балл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола медико-педагогического контроля за проведением НОД по физическому развитию воспитанников ДОУ
Бланк протокола поможет старшему воспитателю быстро оформить результаты медико-педагогического контроля за проведением НОД по физическому развитию воспитанников ДОУ...

Карта адаптивного развития воспитанников ДОУ.
Карта составляется на воспитанников, имеющих проблемы в развитии....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию воспитанников подготовительной к школе группы Тема: «Мой веселый звонкий мяч»
Конспект по ФИЗО для воспитанников подготовительной к школе группы...

Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре на тему «Гармоничное физическое развитие воспитанников»
Дошкольное детство является важнейшим этапом в формировании здоровьяребенка и развития физических качеств. Поэтому охрана жизни и укреплениефизического и психического здоровья детей является одной из ...

Карта индивидуального развития воспитанника с затруднениями развития.
Карта индивидуального развития воспитанника с затруднениями развития....

Карта физического развития воспитанника с ДЦП
Индивидуальная карта физического развития воспитанника с ДЦП....