методическая разработка на тему: "Обучение технике игры в волейбол в старшем дошкольном возрасте."
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)
Подвижные игры и игровые упражнения, используемые на занятиях
в «Школе мяча» и игре в волейбол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
практический материал по работе с мячом | 31.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение технике игры в волейбол в старшем дошкольном возрасте.
Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные игры с мячом и подводящие к ним упражнения.
В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт характера детей: умение преодолевать эгоистические побуждения, выдержка, воля к победе, настойчивость и другие. С точки зрения физического развития, игры с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов кистей рук, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.
Наполняемость наших групп, насыщенность программы, ограниченное время занятий ФК, не позволяет в полной мере обучить детей элементам спортивных игр с мячом в рамках НОД. Поэтому несколько лет назад мы ввели такие занятия, как «Школа мяча».
Цель: Обогащение двигательного опыта детей 6-го года жизни посредством спортивных игр с мячом.
Задачи:
1. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.
2. Формировать умение выполнять упражнения с мячом из программы «Школа мяча».
3. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, разучить индивидуальную тактику; умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.
4. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.
5. Воспитывать умение играть коллективно, понимая суть коллективной игры с мячом, её цель и правила, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.
Занятия в старшей группе по овладению техникой игры с мячом проходят во второй половине дня, 1 раз в неделю, по подгруппам по 10 человек.
В подготовительной группе дети приходят на занятия по волейболу также раз в неделю по подгруппам, только количество детей в подгруппе -12 человек, чтобы можно было создать 2 команды по 6 человек.
Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок.
Подвижные игры и игровые упражнения, используемые на занятиях
в «Школе мяча» и игре в волейбол.
№ п/п | Название игры/ игрового упражнения | Описание |
1. | П/И «Выбивало» | В игре два водящих, они стоят по разным сторонам площадки, остальные игроки в середине. Мяч у одного водящего. По сигналу он целиться в игроков, стоящих в середине и пытается попасть в них мячом. Другой водящий ловит мяч и тоже целится в игроков. Игроки перебегают с одной стороны площадки на другую, уворачиваясь от мяча. |
2 | И.У. «Мяч в обруч» | Дети в парах стоят напротив друг друга на расстоянии 4 метров. У одного в руках обруч, у другого мяч. Обруч стоит на ребре, касаясь пола. Второй игрок бросает мяч в обруч способом от груди, пролезает в него и идёт за мячом. Упражнение повторяется 5 раз для каждого игрока, затем они меняются местами. |
3. | И.У. «Забиваем гвозди» | Отбивать мяч от пола, стоя на месте, правой и левой рукой |
4 | П/И «Передал - садись» | Дети стоят в колонне, педагог с мячом в руках напротив. Он бросает мяч первому игроку, ребёнок передает мяч обратно и приседает. И так все остальные. |
5 | И.У. «Прыг-скок» | Ведение мяча на месте двумя руками |
6 | И.У. «Подбрось - поймай» | Бросать мяч вверх и ловить двумя руками - 10 раз Бросать мяч вверх с хлопком и ловить - 10 раз |
7 | П/И «Мяч водящему» | Игроки стоят по кругу, водящий в середине с мячом в руках. Водящий бросает мяч любому из игроков, тот его ловит и отдаёт обратно водящему. Если игрок не поймал мяч, он выбывает из игры. Игра повторяется определенное количество раз (по заданию педагога). |
8 | И.У. «Не урони» | Дети располагаются в парах на расстоянии 4 метров в разных И.П.: стоя на коленях, сидя по-турецки, стоя. |
9 | П/И «Кого назвали, тот ловит» | Дети стоят по кругу, педагог с мячом в руке. Он называет имя любого из детей и бросает мяч вверх в центр круга. Ребенок, услышавший свое имя, прыгает в круг и ловит мяч. |
10 | И.У. «Кто дальше бросит мяч» | Дети стоят в линейку на одной стороне площадки. У каждого в руках мяч. По сигналу педагога дети бросают мяч на дальность разными способами - двумя руками из-за головы и одной рукой. |
11 | П/И «Пятнашки мячом» | Дети стоят в линейку. У водящего в руках мяч-мякиш. По сигналу педагога дети бегают по залу врассыпную, а водящий пытается мячом в кого-нибудь попасть. Кого запятнали, тот берет мяч, поднимает его вверх и кричит: «Я вода!» |
12 | П/И «Перестрелка» | Игроки стоят по разным сторонам площадки, которая разделена волейбольной сеткой пополам. Количество игроков - любое. У каждого в руках мяч. По сигналу, дети начинают перебрасывать мячи через сетку. Игроки на своей площадке берут любые мячи и бросают их на сторону противника. Игра длиться несколько минут, по усмотрению педагога. По свистку прекращаются все броски через сетку, затем педагог считает количество мячей на каждой площадке. Выигрывает та команда, у которой меньше мячей на поле. |
13 | П/И «Летучий мяч» | Дети стоят в кругу, перебрасывают мяч друг другу через центр. Водящий стоит в центре круга и старается поймать мяч. Если ему это удается, он встает в круг и заменяет игрока, неудачно бросившего мяч. |
14 | И.У. «Попади в колодец» | Дети стоят в колонну друг за другом. Перед ними на расстоянии 4 метров стоит треугольный модуль фирмы «Альма» - «колодец». Дети бросают мяч в «колодец» по очереди любым способом. |
15 | И.У. «Сбей кеглю» | Дети стоят на одной стороне площадке в линейку. У каждого в руках мяч. Напротив каждого на расстоянии 4 метров стоит кегля. По сигналу, дети прицеливаются и бросают мяч в кеглю. Игра повторяется несколько раз. Выиграл тот, у кого больше сбитых кеглей. |
16 | И.У. «Прыг-скок -побежал дружок» | Ведение мяча в движении по прямой (можно наперегонки) |
17 | И.У. «Бросай – не зевай» | Бросок мяча вниз двумя руками ловля его после отскока. |
18 | И.У. «Треугольник» | Прокатывание или передача мяча в тройках. |
Упражнения с малым мячом в подготовительной группе | ||
1. | Мяч подбрасывают вверх и ловят его сначала обеими руками, а потом одной. | |
2 | Мяч побрасывают вверх, приседают. Дотрагиваясь пальцами до носков, поднимают и ловят мяч сначала двумя руками, а затем одной. | |
3 | Поднимая слегка согнутую левую ногу, правой рукой перекидывать мяч снизу через неё и ловить мяч. | |
4 | Мяч перекидывают над головой из правой руки в левую и обратно. | |
5 | Мяч бросить высоко вверх, повернуться на 180 или 360 градусов и поймать двумя руками. Повороты выполняются то вправо, то влево. | |
6 | Мяч бросают вверх, садятся на пол и ловят его, не поднимаясь, затем опять бросают вверх, поднимаются и ловят его. | |
7 | Мяч бросают правой рукой из-за спины и ловят его обеими руками. Усложнение: мяч бросают левой рукой и ловят правой. |
Наличие перспективного плана обеспечивает прохождение и освоение материала в определенной последовательности. Повторение занятий позволяет закрепить освоенные двигательные действия.
Перспективный план секции «Школа мяча» в старшей группе.
Месяц | Задачи занятия | Игровые упражнения, подвижные игры. |
Сентябрь | Определить степень владения мячом каждого воспитанника | «Кто первый» «Прыг-скок» |
Октябрь | Учить ловить мяч двумя руками, не прижимая к груди, делать передачу в парах разными способами; отбивать мяч об пол, развивать ловкость. | «Мяч в обруч», «Забиваем гвозди» «Передай мяч» |
Ноябрь | Учить ловить мяч двумя руками стоя на месте (индивидуально) Учить набивать мяч правой и левой рукой, стоя на месте Учить перебрасывать мяч в парах разными способами. Развивать реакцию, внимание. | И.У. «Подбрось-поймай» И.У. «Прыг-скок» П/И «Передал - садись» |
Декабрь | Учить вести мяч одной рукой в движении; Учить бросать и ловить мяч в парах из разных И.П. (стоя на коленях, сидя по-турецки, стоя) уметь ловить мяч на лету, не прижимая к груди. Развивать реакцию на сигнал | И.У.«Прыг-скок, побежал дружок» И.У. «Не урони» Ходьба по залу с остановкой на сигнал и броском вверх. П/И «Кого назвали – тот ловит |
Январь | Учить вести мяч одной рукой в движении; Закрепить умение метать мяч на дальность; Развивать меткость в движущуюся цель. | И.У. «Прыг-скок - побежал дружок» «Кто дальше бросит мяч» П/И «Пятнашки мячом»» |
Февраль | Развивать умение работать в паре: броски мяча через сетку; Учить бросать мяч о стенку и ловить его; Закрепить умение бросать мяч через сетку | И.У. «Кто дальше бросит мяч» П/И «Перестрелка |
Март | Закрепить умение вести мяч «змейкой» между предметами шагом и бегом; Закрепить умение бросать и ловить мяч в парах и выполнять броски у стены разными способами | И.У. «Прыг-скок - побежал дружок» И.У. «Бросай – не зевай |
Апрель | Закрепить умение бросать мяч в парах с продвижением вперед, способом от груди; Учить бросать мяч так, чтобы стукнувшись об пол, он попал в стенку, отскочил, и поймать его; Развивать глазомер; Закрепить умение бросать мяч через сетку разными способами. | И.У. «Бросай – не зевай» П/И «Перестрелка» П/И «Попади в колодец» |
Май | Учить детей играть в мяч по три человека» Закрепить умение вести мяч по прямой, змейкой, попеременно правой и левой рукой. Развивать глазомер. | И.У. «Треугольник» И.У. «Прыг-скок, побежал дружок» И.У. «Сбей кеглю» П/И «Пятнашки мячом» |
Перспективный план секции волейбола в подготовительной группе
Месяц | Задачи занятия | Игровые упражнения, подвижные игры. |
Сентябрь | Дать первоначальные сведение об игре: что такое – подача, переход, потеря подачи, счет, гол. Познакомить с правилами игры. | П/И «Кого назвали, тот ловит» И.У.«Бросай -не зевай» |
Октябрь | Учить ловить мяч двумя руками, не прижимая к груди, делать передачу в парах разными способами; Познакомить с расстановкой на площадке. | «Мяч в обруч», «Передай мяч» |
Ноябрь | Закреплять умение перебрасывать мяч в парах разными способами через сетку Развивать реакцию, внимание; Закрепить знания о понятиях: подача, переход, пас; Закрепить элементы техники игры. | И.У. «Подбрось-поймай» П/И «Перестрелка» Игра в волейбол до 5 очков |
Декабрь | Усовершенствовать навыки броска и ловли мяча. Закрепить элементы техники игры | И.У. «Не урони» П/И «Кого назвали – тот ловит» Игра в волейбол до 5 очков |
Январь | Закрепить умение метать мяч на дальность; Развивать меткость; Познакомить с тактикой ведения игры; | «Кто дальше бросит мяч» П/И «Пятнашки мячом»» Игра в волейбол до 10 очков |
Февраль | Совершенствовать навык броска и ловли мяча в движении; Развивать быстроту реакции | Упражнения с мячом (см.картотеку) Игра в волейбол до 10 очков |
Март | Совершенствовать навык владения мячом из разных И.П. Закрепить тактику ведения игры | Упражнения с мячом (см.картотеку) Игра в волейбол до 10 очков |
Апрель | Совершенствовать навык владения мячом из разных И.П. Совершенствовать тактику игры | Упражнения с мячом (см.картотеку) Игра в волейбол до 10 очков |
Май | Продолжать формировать умение применять практические навыки и тактику при игре в волейбол в полном объёме. | Упражнения с мячом (см.картотеку) Игра в волейбол до 10 очков |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме Лягушка и экскаватор для детей старшего дошкольного возраста с заиканием
Данная методическая разработка предназначена для учителей - логопедов....
Методическая разработка "Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности"Музыка" для детей старшего дошкольного возраста.
Методическая разработка НОД по музыкальному воспитанию в детском саду...
Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"
Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...
Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»
Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1. Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....
Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»
Актуальность, цель и задачиВ структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. В дошкольном возрасте формируются и развиваются все виды мышления: нагля...
Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет
Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...
Методическая разработка к адаптированной образовательной программе: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»
Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...