методическая разработка на тему: "Обучение технике игры в волейбол в старшем дошкольном возрасте."
методическая разработка по физкультуре (подготовительная группа)

Семенова Е. В.

Подвижные игры и игровые упражнения, используемые на занятиях

в «Школе мяча» и игре в волейбол.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение технике игры в волейбол в старшем дошкольном возрасте.

        Физическое воспитание – одно из необходимых условий правильного развития детей. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные игры с мячом и подводящие к ним упражнения.

        В играх с мячом коллективного характера создаются благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых черт характера детей: умение преодолевать эгоистические побуждения, выдержка, воля к победе, настойчивость и другие.  С точки зрения физического развития, игры с мячом способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. Упражнения с мячом различного объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность суставов кистей рук, усиливают кровообращение. Они укрепляют мышцы, удерживающие позвоночник, и способствуют выработке хорошей осанки.

        Наполняемость наших групп, насыщенность программы, ограниченное время занятий ФК, не позволяет в полной мере обучить детей элементам спортивных игр с мячом в рамках НОД. Поэтому несколько лет назад мы ввели такие занятия, как «Школа мяча».

Цель: Обогащение двигательного опыта детей 6-го года жизни посредством спортивных игр с мячом.

Задачи:

1. Развивать координацию движений, выносливость, быстроту, ловкость, умение ориентироваться на площадке, находить удобное место для ведения игры.

2. Формировать умение выполнять упражнения с мячом из программы «Школа мяча».

3. Формировать простейшие технико-тактические действия с мячом: передача мяча, бросок через сетку, подача мяча, разучить индивидуальную тактику; умение выбирать более целесообразные способы и ситуации действий с мячом.

4. Воспитывать умение подчинять свою деятельность сознательно поставленной цели.

5. Воспитывать умение играть коллективно, понимая суть коллективной игры с мячом, её цель и правила, подчинять собственные желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в сложных ситуациях.

        Занятия  в старшей группе по овладению техникой игры с мячом проходят во второй половине дня, 1 раз в неделю, по подгруппам по 10 человек.

В подготовительной группе дети приходят на занятия по волейболу также раз в неделю по подгруппам, только количество детей в подгруппе -12 человек, чтобы можно было создать 2 команды по 6 человек.

        Схема построения игровых физкультурных занятий традиционна. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. При этом все образовательные задачи решаются путем соответствующего подбора игр и игровых упражнений, рационального распределения и чередования объема физических нагрузок.

Подвижные игры и игровые упражнения, используемые на занятиях

в «Школе мяча» и игре в волейбол.

№ п/п

Название игры/ игрового упражнения

Описание

1.

П/И «Выбивало»

В игре два водящих, они стоят по разным сторонам площадки, остальные игроки в середине. Мяч у одного водящего. По сигналу он целиться в игроков, стоящих в середине и пытается попасть в них мячом. Другой водящий ловит мяч и тоже целится в игроков. Игроки перебегают с одной стороны площадки на другую, уворачиваясь от мяча.

2

И.У.

«Мяч в обруч»

Дети в парах стоят напротив друг друга на расстоянии 4 метров. У одного в руках обруч, у другого мяч. Обруч стоит на ребре, касаясь пола. Второй игрок бросает мяч в обруч способом от груди, пролезает в него и идёт за мячом. Упражнение повторяется 5 раз для каждого игрока, затем они меняются местами.

3.

И.У.

«Забиваем гвозди»

Отбивать мяч от пола, стоя на месте, правой и левой рукой

4

П/И

«Передал - садись»

Дети стоят в колонне, педагог с мячом в руках напротив. Он бросает мяч первому игроку, ребёнок передает мяч обратно и приседает. И так все остальные.

5

И.У. «Прыг-скок»

Ведение мяча на месте двумя руками

6

И.У.

«Подбрось - поймай»

Бросать мяч вверх и ловить двумя руками - 10 раз

Бросать мяч вверх с хлопком и ловить - 10 раз

7

П/И

«Мяч водящему»

Игроки стоят по кругу, водящий в середине с мячом в руках. Водящий бросает мяч любому из игроков, тот его ловит и отдаёт обратно водящему. Если игрок не поймал мяч, он выбывает из игры. Игра повторяется определенное количество раз (по заданию педагога).

8

И.У. «Не урони»

Дети располагаются в парах на расстоянии 4 метров в разных И.П.: стоя на коленях, сидя по-турецки, стоя.

9

П/И «Кого назвали, тот ловит»

Дети стоят по кругу, педагог с мячом в руке. Он называет имя любого из детей и бросает мяч вверх в центр круга. Ребенок, услышавший свое имя, прыгает в круг и ловит мяч.

10

И.У. «Кто дальше бросит мяч»

Дети стоят в линейку на одной стороне площадки. У каждого в руках мяч. По сигналу педагога дети бросают мяч на дальность разными способами - двумя руками из-за головы и одной рукой.

11

П/И «Пятнашки мячом»

Дети стоят в линейку. У водящего в руках мяч-мякиш. По сигналу педагога  дети бегают по залу врассыпную, а водящий пытается мячом  в кого-нибудь попасть. Кого запятнали, тот берет мяч, поднимает его вверх и кричит: «Я вода!»

12

П/И «Перестрелка»

Игроки стоят по разным сторонам площадки, которая разделена волейбольной сеткой пополам.  Количество игроков - любое. У каждого в руках мяч. По сигналу, дети начинают перебрасывать  мячи  через сетку. Игроки на своей площадке берут любые мячи и бросают их на сторону противника. Игра длиться несколько минут, по усмотрению педагога. По свистку прекращаются все броски через сетку, затем педагог считает количество мячей на каждой площадке. Выигрывает та команда, у которой меньше мячей на поле.

13

П/И «Летучий мяч»

Дети стоят в кругу, перебрасывают мяч друг другу через центр. Водящий стоит в центре круга и старается поймать мяч. Если ему это удается, он встает в круг и заменяет игрока, неудачно бросившего мяч.

14

И.У. «Попади в колодец»

Дети стоят в колонну друг за другом. Перед ними на расстоянии 4 метров стоит треугольный модуль фирмы «Альма» - «колодец». Дети бросают  мяч в «колодец» по очереди любым способом.

15

И.У. «Сбей кеглю»

Дети стоят на одной стороне площадке в линейку. У каждого в руках мяч. Напротив каждого на расстоянии  4  метров стоит кегля. По сигналу, дети прицеливаются и бросают мяч в кеглю. Игра повторяется несколько раз. Выиграл тот, у кого больше сбитых кеглей.

16

И.У. «Прыг-скок -побежал дружок»

Ведение мяча в движении по прямой (можно наперегонки)

17

И.У. «Бросай – не зевай»

Бросок мяча вниз двумя руками ловля его после отскока.

18

И.У. «Треугольник»

Прокатывание или передача мяча в тройках.

Упражнения с  малым мячом в подготовительной группе

1.

Мяч подбрасывают вверх и ловят его сначала обеими руками, а потом одной.

2

Мяч побрасывают вверх, приседают. Дотрагиваясь пальцами до носков, поднимают и ловят мяч сначала двумя руками, а затем одной.

3

Поднимая слегка согнутую левую ногу, правой рукой перекидывать мяч снизу через неё и ловить мяч.

4

Мяч перекидывают над головой из правой руки в левую и обратно.

5

Мяч бросить высоко вверх, повернуться на 180 или 360 градусов и поймать двумя руками. Повороты выполняются то вправо,  то влево.

6

Мяч бросают вверх, садятся на пол и ловят его, не поднимаясь, затем опять бросают вверх, поднимаются и ловят его.

7

Мяч бросают правой рукой из-за спины и ловят его обеими руками.

Усложнение: мяч бросают левой рукой и ловят правой.

Наличие перспективного плана обеспечивает прохождение и освоение материала в определенной последовательности. Повторение занятий позволяет закрепить освоенные двигательные действия.

Перспективный план секции  «Школа мяча» в старшей группе.

Месяц

Задачи занятия

Игровые упражнения, подвижные игры.

Сентябрь

Определить степень владения мячом  каждого воспитанника

«Кто первый»

«Прыг-скок»

Октябрь

Учить ловить мяч двумя руками, не прижимая  к груди, делать передачу в парах разными способами; отбивать мяч об пол, развивать ловкость.

«Мяч в обруч», «Забиваем гвозди»

«Передай мяч»

Ноябрь

Учить ловить мяч двумя руками стоя на месте (индивидуально)

Учить набивать мяч правой и левой рукой, стоя на месте

Учить перебрасывать мяч в парах разными способами.

Развивать реакцию,  внимание.

И.У.  «Подбрось-поймай»

И.У. «Прыг-скок»

П/И «Передал - садись»

Декабрь

Учить вести мяч одной рукой в движении;

Учить бросать и ловить мяч в парах из разных И.П. (стоя на коленях, сидя по-турецки, стоя)

уметь ловить мяч на лету, не прижимая к груди.

Развивать реакцию на сигнал

И.У.«Прыг-скок, побежал дружок»

И.У. «Не урони»

Ходьба по залу с остановкой на сигнал и броском вверх.

П/И «Кого назвали – тот ловит

Январь

Учить вести мяч одной рукой в движении;

Закрепить умение метать мяч на дальность;

Развивать меткость в движущуюся цель.

И.У. «Прыг-скок - побежал дружок»

«Кто дальше бросит мяч»

П/И  «Пятнашки мячом»»

Февраль

Развивать умение работать в паре: броски мяча через сетку;

Учить бросать мяч о стенку и ловить его;

Закрепить умение бросать мяч через сетку

И.У. «Кто дальше бросит мяч»

П/И «Перестрелка

Март

 Закрепить умение  вести  мяч «змейкой» между предметами шагом и бегом;

Закрепить умение бросать и ловить мяч в парах и выполнять броски у стены разными способами

И.У. «Прыг-скок - побежал дружок»

И.У. «Бросай – не зевай

Апрель

Закрепить умение бросать мяч  в парах с продвижением вперед, способом от груди;

Учить бросать мяч так, чтобы стукнувшись об пол, он попал в стенку, отскочил, и поймать его;

Развивать  глазомер;

Закрепить умение бросать мяч через сетку разными способами.

И.У. «Бросай – не зевай»

П/И «Перестрелка»

П/И «Попади в колодец»

Май

Учить детей играть в мяч по три человека»

Закрепить умение вести мяч по прямой,  змейкой,  попеременно правой и левой рукой.

Развивать глазомер.

И.У. «Треугольник»

И.У. «Прыг-скок, побежал дружок»

И.У. «Сбей кеглю»

П/И «Пятнашки мячом»

Перспективный план секции  волейбола  в подготовительной группе

Месяц

Задачи занятия

Игровые упражнения, подвижные игры.

Сентябрь

Дать первоначальные сведение об игре: что такое – подача, переход, потеря подачи, счет, гол.

Познакомить с правилами игры.

П/И «Кого назвали, тот ловит»

И.У.«Бросай  -не зевай»

Октябрь

Учить ловить мяч двумя руками, не прижимая  к груди, делать передачу в парах разными способами;

Познакомить с расстановкой  на площадке.

«Мяч в обруч»,

«Передай мяч»

Ноябрь

Закреплять умение перебрасывать мяч в парах разными способами через сетку

Развивать реакцию,  внимание;

Закрепить знания о понятиях: подача, переход, пас;

Закрепить элементы техники игры.

И.У.  «Подбрось-поймай»

П/И «Перестрелка»

Игра в волейбол до 5 очков

Декабрь

Усовершенствовать навыки броска и ловли мяча.

Закрепить элементы техники игры

И.У. «Не урони»

П/И «Кого назвали – тот ловит»

Игра в волейбол до 5 очков

Январь

Закрепить умение метать мяч на дальность;

Развивать меткость;

Познакомить с тактикой ведения игры;

«Кто дальше бросит мяч»

П/И  «Пятнашки мячом»»

Игра в волейбол до 10 очков

Февраль

Совершенствовать навык броска и ловли мяча в движении;

Развивать быстроту реакции

Упражнения с мячом

(см.картотеку)

Игра в волейбол до 10 очков

Март

Совершенствовать навык владения мячом из разных И.П.

Закрепить тактику ведения игры

Упражнения с мячом

(см.картотеку)

Игра в волейбол до 10 очков

Апрель

Совершенствовать навык владения мячом из разных И.П.

Совершенствовать тактику игры

Упражнения с мячом

(см.картотеку)

Игра в волейбол до 10 очков

Май

Продолжать формировать умение применять практические навыки и тактику при игре в волейбол в полном объёме.

Упражнения с мячом

(см.картотеку)

Игра в волейбол до 10 очков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Непосредственно образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста: "Дятел - президент зимующих птиц"

Материал представляет собой конспект занятия по ознакомлению с окружающим. В непосредственно образовательной деятельности закрепляется материал по теме: "Зимующие птицы". Дети учатся решать несложные ...

Методическая разработка психологического занятия с использованием арт-терапии для детей старшего дошкольного возраста «Волшебные окна»

Цель занятия: развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста.Основные задачи:1.      Создание условий, обеспечивающих свободное выражение настроение ребенком;2....

Методическая разработка по теме: "Обучение сюжетно-ролевой игре детей старшего дошкольного возраста с ЗПР»

Актуальность, цель и задачиВ структуре познавательной деятельности человека мышление является одной из важнейших форм познания. В дошкольном возрасте формируются и развиваются все виды мышления: нагля...

Методическая разработка учебного мероприятия по формированию основ экономической культуры детей старшего дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Тема. Семейный бюджет

Актуальность темы занятия «Семейный бюджет» обусловлена тем, что семейный бюджет является важнейшей составляющей жизни семьи. Каждому человеку необходимо знать: Что такое семейный бюджет? ...

Методическая разработка к адаптированной образовательной программе: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через нетрадиционные техники рисования»

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и уд...