Проект "Азбука безопасности"
проект по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МУ «Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 109 «Петушок» г. Улан-Удэ комбинированного вида___
670042 г. Улан-Удэ, проспект Строителей, 16а т/факс 46-98-90; 46-97-65.
эл.адрес dcad109petuchok@mail.ru
Познавательно-творческий проект
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Авторы проекта:
Инструктор по фической культуре Кычакова О.Г.
Старший воспитатель Халяева Е.Н.
Улан-Удэ
2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Паспорт проект ………………………………………..…………………………………… 3
- Проблема проекта ...…………………………………..…………………………………… 3
- Актуальность, новизна, практическая значимость проекта .......…..………….……….. 4
- Принципы проектам……………………………………………………………….…………5
5. Цель. Задачи ……….……………………………………………………………….…………5
6. Предполагаемый результат ……….………………………………………………………...5
7. Этапы реализации проекта ……….………………………………………………………….6
8. Итоги проекта ……….……………………………...…………………………………………16
9. Дальнейшее развитие проекта……….……………………………...………………….……16
10. Информационные источники ...………………...…………………………………………16
Проект
«Азбука безопасности»
«… Неторные пути опасностей, надежд себе всегда без колебаний выбираем. И дети тоже чувствуют, что нет гарантий от опасностей и бед и даже смерти преждевременной явленье,
но лишь тогда они проявят опасенье, коль будут знать, чего бояться им.
Домокаш Варга.
Паспорт проекта
Описание организации: данный проект реализуется на базе МАДОУ д/с №113 «Капитошка»,
г. Улан-Удэ.
Полное название проекта: «Азбука безопасности».
Авторы проекта: старший воспитатель Халяева Е.Н., инструктор по физической культуре Кычакова О.Г.
Вид проекта: долгосрочный.
Продолжительность проекта: 2020-2021г.
Тип проекта: познавательно – ориентированный.
Участники проекта: педагоги, воспитатели, воспитанники и их родители ДОУ.
Возраст детей: дети старшего дошкольного возраста.
Проблема:
Практически каждый человек хоть раз в жизни оказывается в экстремальной ситуации, которая требует максимального напряжения воли и сил, умения быстро оценить происшедшее и выбрать наиболее эффективный способ защиты или спасения.
Наиболее незащищённая и уязвимая часть населения – дети. Познавая окружающий мир, дошкольники часто сталкиваются с опасностью и нередко становятся жертвами своего незнания, беспечности или легкомыслия. У них нет опыта, способствующего пониманию риска, не сформированы навыки безопасного общения с предметами, отсутствует защитная психологическая реакция на угрозу, свойственная взрослым. Большинство дошкольников не знают о том, что надо делать в той или иной экстремальной ситуации. Чрезвычайной для ребёнка может быть любое событие, выходящее за рамки его привычного быта.
Родители, как правило, уделяют мало внимания обучению детей правилам безопасности. Часто они ограничиваются банальными запретами, что вызывает у ребёнка только любопытство, интерес. Не имея практических навыков поведения в ЧС, дошкольники не знают, как необходимо действовать.
Чтобы избежать трагедий с малолетними детьми, необходимы соответствующие воспитание и обучение их, постоянный контроль за ними. Сложившаяся обстановка требует начинать обучение основам безопасности уже в дошкольных учреждениях.
Актуальность проекта:
Общеизвестно, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойствово всем мире. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей. Пока ребенок маленький, рядом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и педагоги: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Но скоро, очень скоро наступит момент, когда ребенка надо отпускать от себя. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами взрослыми - родителями, педагогами. Именно вследствие этого возникла необходимость обучения детей основам безопасности жизнедеятельности, то есть подготовить их к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Поэтому об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», понятно, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой.
Дошкольный возраст — это уникальный период в жизни человека, характеризуется как нарастанием двигательной активности, увеличением физических возможностей ребенка, так и доверчивостью, внушаемостью, открытостью в общении и которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, что приводит к возникновению травматических ситуаций.
В старшем дошкольном возрасте значительно возрастает производительность познавательных процессов (памяти, внимания), складываются основные умственные умения и операции (сравнения, анализ, обобщение, классификация и др.). Игровые действия становятся более сложными, ребенок поддерживает свою сюжетную линию. Старшие дошкольники осваивают сложные взаимодействия людей, отражающие характерно-значимые жизненные ситуации. Им интересно абсолютно все: хочется попробовать, потрогать, почувствовать, увидеть, услышать - идет процесс познания ценностей и смыслов жизни. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Главная цель взрослых - педагогов и родителей, в этот период состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях, планомерно накапливать опыт безопасного поведения.
Итак, безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Дети - наше будущее, и забота об их здоровье, должна исходить от всех без исключения взрослых и только объединив усилия родителей, педагогов можно уберечь детей от трагедий.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора темы проекта «Азбука безопасности».
Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Закон Российской Федерации «Об образовании».
3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в применении новых педагогических условий по формированию основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста, которые не использовались ранее в практике ДОУ. Это использование: современных технологий эффективной социализации ребёнка в ДОУ «Клубный час», «Ситуация месяца», «Социальная акция»; мультимедийных средств обучения: тематические занятия по физической культуре, интерактивные развивающие игры, интерактивные прогулки-экскурсии по основам безопасности жизнедеятельности.
Практическая значимость проекта
Данный опыт работы может быть интересен воспитателям и методистам ДОУ независимо от реализуемой образовательной программы и типа дошкольного учреждения. Предназначен для использования в полном объеме или фрагментарно в любом дошкольном образовательном учреждении. Практическая значимость данного исследования состоит в том, что определенно содержание работы и подобран методический материал по основам безопасности жизнедеятельности с применением мультимедийных средств обучения. Это позволяет осуществлять процесс воспитания целенаправленно. Дети получили и закрепили на практике правила безопасного поведения в окружающем мире.
Принципы реализации проекта:
- Доступность:
- учет возрастных особенностей детей
- адаптированность материала
- Систематичность и последовательность:
- постепенная подача материала от простого к сложному
- частое повторение усвоенных знаний, правил и норм
- Наглядность и занимательность:
- предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза
- Динамичность:
- интеграция проекта в разные виды деятельности
- Дифференциация:
- создание благоприятной среды для усвоения, предложенного к изучению материала каждым ребенком
Цель проекта:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста культуры безопасного поведения, осознанного отношения к соблюдению правил обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы и быта.
Задачи проекта:
- Способствовать общему развитию детей на основе формирования элементарных основ безопасности жизнедеятельности.
- Формировать представления о причинах и следствиях неосторожного обращения с огнем, опасными предметами.
- Расширять детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице.
- Разъяснить правила общения с животными.
- Учить детей правильно вести себя в сложных и опасных ситуациях, связанных вступлением в контакты с чужими людьми.
- Обогатить представление детей о здоровом образе жизни.
- Воспитывать у детей культуру безопасного поведения, уважительное, бережное отношение к людям, к окружающему миру
Данные задачи реализуются во всех видах детской деятельности: игровой, познавательной, исследовательской, творческой, формируют в ребенке осознанное отношение к соблюдению правил безопасного поведения в современных условиях (улицы, транспорта, природы, быта) и воспитывают социальные нормы поведения.
Предполагаемый результат.
Для воспитателей и педагогов:
- Создание и подбор необходимых методов и приемов работы по основам безопасности жизнедеятельности.
- Составление перспективного плана работы с детьми для работников ДОУ, через организацию НОД и совместную деятельность в интеграционном процессе образовательных областей.
- Создание картотек разработанных занятий, интерактивных игр, экскурсий.
- Повышение профессионального мастерства.
- Вовлечение родителей в решение важной проблемы: воспитание у детей культуру безопасного поведения.
Для детей:
- Формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
- Формирование безопасного поведения, способности предвидеть опасные ситуации, по возможности избегать их, по необходимости действовать.
- Ознакомление с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту.
- Формирование грамотного поведения участника дорожного движения.
- Формирование привычки управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
- Развитие чувства взаимопомощи и товарищества.
Для родителей:
- Оценка деятельности ДОУ, воспитателей и педагогов.
- Привлечение родителей к использованию положительных форм семейного воспитания по основам безопасности жизнедеятельности детей.
Предполагаемый результат направлен на реализацию целевых ориентиров: старший дошкольник способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный.
Цель: определить основные направления работы.
Задачи: разработать концептуальные подходы к вопросам, которые формируют навыки обеспечения жизнедеятельности ребенка в детском саду.
Второй этап: Организационный.
Цель: составить перспективный план реализации проекта.
Задачи: подготовить материально-техническую базу. Обогатить предметно-пространственную развивающую среду в группах по данной теме.
Третий этап. Основной.
Цель: провести мероприятия проекта по профилактике основ безопасности, используя современные технологии эффективной социализации ребёнка в ДОУ «Клубный час», «Ситуация месяца», «Социальная акция»; тематические занятия по физической культуре, интерактивные развивающие игры, интерактивные прогулки-экскурсии по основам безопасности жизнедеятельности на .
Четвертый этап. Аналитический.
Цель: систематизировать методический материал проекта.
Задачи: сравнить результаты деятельности с задачами проекта.
Пятый этап. Заключительный.
Цель: обобщение полученного опыта по основам безопасности и жизнедеятельности человека с участниками проекта.
Проект «Азбука безопасности» по основам безопасности жизнедеятельности старших дошкольников включает в себя следующие направления:
1. Береги своё здоровье.
- Ценности здорового образа жизни
- Навыки личной гигиены
- О роли лекарств и витаминов
- Изучаем свой организм и др.
2. Безопасный отдых на природе
- Ядовитые растения и грибы
- Правила поведения на природе
- Контакты с животными и насекомыми
- Первая помощь
3. Безопасность на дорогах города
- Устройство проезжей части
- «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей
- О работе ДПС (дорожно-патрульная служба)
- Правила поведения в транспорте
4. Один дома
- Осторожно - чужой!
- Если ты потерялся
- Осторожно – электроприборы!
- Огонь – друг, огонь – враг!
Реализация каждого направления проходит в три этапа:
I. Начальный этап включает: Подбор и изучение литературы, определение задач в работе с детьми, подбор диагностического материала, мониторинг, организация развивающей среды и подбор дидактического материала, составление перспективного плана с учетом всех образовательных областей, подбор методов и приемов по реализации содержания.
II. Основной этап включает: тематические занятия, тематические дни, клубные часы, ситуации месяца, социальные акции, интерактивные развивающие игры, интерактивные прогулки-экскурсии, встречи-беседы, досугов, развлечений, игры по основам безопасности жизнедеятельности.
III. Итоговый этап включает: анализ реализации проекта «Азбука безопасности», систематизировать данные мониторинга, полученный опыт, программно-методические материалы и разработки, созданные в результате реализации проекта. Предоставить опыт работы на уровне ДОУ; на городском методическом объединении.
I. этап работы:
Месяц | Мероприятия |
Ноябрь | 1. Подбор методической литературы, пособий, методов и приемов по данной теме. 2. Составление перспективных планов. 3. Проведение мониторинга детьми по основам безопасности жизнедеятельности. 4. Анкетирование родителей: «Я и мой ребенок на улицах города», «Откуда ждать опасность». 5. Информирование родителей о работе ДОУ по проекту «Азбука безопасности» по формированию навыков безопасного поведения; Консультации: «Чему учить и как учить»; «Безопасность в вашем доме»; Изготовление лепбуков на тему: «Азбука для родителей», «Безопасные каникулы». 6. Информирование воспитателей и педагогов ДОУ на педагогическом совета о предстоящей работе по проекту «Азбука безопасности»: Консультация для воспитателей «Дидактические и интерактивные игры, как средство ознакомления детей с правилами безопасности». 7. Проведение смотра уголков по ОБЖ в группах ДОУ. |
II. Основной этап работы
Работа с детьми:
Месяц | Тема | Мероприятия |
Октябрь 2020 г. | Безопасность на природе | НОД «Путешествие на природу» Цель: Учить детей ответственному и бережливому отношению к природе. Документальный фильмы из серии «Экология». Цель: Закрепить знания детей о съедобных и несъедобных грибах и ягодах, ядовитых растениях. Мультим. презентация «Экология: правила поведения на природе» Цель: Активизировать познавательную активность детей. Просмотр учебных мультфильмов: «Безопасность – это важно» из серии «Дикие животные», «Стасик и его друзья» из серии «Поведение на природе». Цель: В занимательной форме закрепить с детьми правила безопасного поведения на природе. Изготовление гербария. Цель: Закрепить и расширить знания детей о природе как неиссякаемом источнике духовного обогащения людей. Пробуждать у детей живой интерес и любознательность к окружающему миру. Развивать положительные чувства ребенка к природе. Чтение художественной литературы книг о природе родного края. Цель: Знакомство с флорой и фауной родного края. Мультим. презентация «Ядовитые растения». Цель: Познакомить с ядовитыми растениями, их особенности, где растут, чем опасны для человека. Дидактические игры «Найди растения луга, леса и ядовитые растения», «Собери части растения», «Где и как поможет?». Цель: Знакомство с миром растений, где растут, чем полезны или вредны. Беседы «Как избежать неприятностей на воде и на природе», «Как вести себя в холод»,«Правила поведения человека в лесу», «Почему нельзя трогать птичьи гнёзда», «Почему нельзя разводить костёр в лесу?». Цель: Развивать мышление, речь детей. Воспитывать познавательный интерес к природе родного края. Учить соблюдать правильную модель поведения на природе. Дидактические игры «Что полезно, а что нет?», «Наши помощники растения». «Съедобный грибок положи в кузовок». Цель: Закрепить у детей представления о том, как помочь себе и другим оставаться всегда здоровым. Тематический клубный час «Уроки здоровья» Цель: Формировать умение решать проблемные вопросы, связанные с безопасным поведением. Учить детей ориентироваться в пространстве. Воспитывать самостоятельность и ответственность. |
Ноябрь 2020 г. | Безопасность на природе | Беседа «Кошки и собаки – наши друзья». Цель: Учить детей понимать состояние и поведение животных, знать, что каждое животное обладает своим характером. Формировать представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Воспитывать добрые чувства по отношению к домашним животным. Беседы «Правила поведения при общении с животными». Цель: Научить правилам безопасного обращения с животными как своими, так и чужими; «Почему кошки кусаются». Цель: Развивать речь, мышление детей. Учить предвидеть опасные моменты в поведении животных. Мультим. презентация «Правила безопасного поведения при встрече с домашними животными». Цель: Объяснить детям, что домашние животные не причиняют намеренно вред, нападают только от испуга. Чтение художественной литературы - рассказы о животных В. Бианки, Л. Толстой. Цель: Прививать любовь к животным. Учиться понимать их повадки. Дидактические игры «Найди добрую и злую собаку (кошку)», «Придумай имя для игрушечной собачки, кошки, хомячка…». Цель: Развивать мышление, речь детей. Совершенствовать умение находить, определять по мимике, жестам злую собаку (кошку). Тематическая неделя Здоровья Цель: Создание условия для формирования у детей потребности к ЗОЖ. |
Декабрь 2020 г. | Береги своё здоровье | НОД «Берги свое здоровье», «Как мы устроены», «Здоровье – главная ценность», «Витамины и лекарства». Цель: Формирование практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Раскрыть детям биологический смысл основных гигиенических процедур. Подвести к пониманию значения бережного отношения к внутренним органам и правильному уходу за ними (правильное дыхание, питание, необходимость ухода за зубами и так далее). Экспериментально – исследовательская деятельность «Что я вижу в микроскоп». Цель: Развитие у детей старшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. С. Машкова. Цель: Учить детей соблюдать правила личной гигиены. Сюжетно–ролевые игры «Больница», «Аптека», «Скорая помощь». Цель: Учить культурному общению детей в кабинете врача. Закреплять умение оказывать первую помощь. Беседы: «Опасные невидимки – микробы», «Осторожно - грипп», «Витамины наши друзья», «Для чего нужна зарядка», «Мой любимый фрукт, овощ». Цель: Развивать речь, мышление детей. Учить делится своими мыслями, делать умозаключения. Дидактические игры: «Найди предметы необходимые врачу», «Правила первой помощи». Цель: Познакомить детей с элементами первой помощи. Интерактивная игра «Четвёртый лишний» . Цель: Внести элементы занимательности, оживить познавательный процесс. Наблюдение за работой медсестры, экскурсия в медицинский кабинет. Цель: Знакомство с профессией врача, медицинской сестры. НОД «Запомните, детки, таблетки – не конфетки». Цель: Учить соблюдать меры предосторожности при использовании лекарственных средств, соблюдая которые ребёнок не причинит себе вреда. Чтение научной литературы: детские энциклопедии журналы, познавательные книги. Цель: Приобщить детей к рассматриванию, чтению детских научных изданий. |
Январь 2020 г. | Береги своё здоровье | Игры – эксперименты «Как работает моё сердце - слушаем пульс», «Что умеет чувствовать моя кожа», «Чуткий нос», «Зоркие глазки». Цель: Дать детям элементарные представления о работе органов человека и понимание того, как сберечь здоровье. Дидактические игры: «Аскорбинка и её друзья», «Составляем меню на выходной день», «Витаминная семья», «Подбери одежду по сезону», «Овощи и фрукты, разложи по корзинкам», «Угадай на вкус». Цель: Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни посредством правильного, здорового питания. Формировать умение отбирать полезные продукты, готовые блюда и напитки и составлять из них меню на завтрак, обед, ужин. Закрепить умение обосновывать свой выбор. Интерактивная игра тренажёр «Решите кроссворд», «Что положим в салат». Цель: Расширить представление детей о полезных продуктах питания. Продолжить развития знаний о пользе овощей и фруктов для здоровья. Формировать познавательный интерес к окружающему миру природы. НОД «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» , «Человек и его здоровье». Цель: Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни. Учить заботиться о своем здоровье. Познакомить с методами профилактики простудных заболеваний. Учить детей не бояться врача, самому уметь оказывать помощь. НОД «Чудо витамины». Цель: Знакомить детей с принципами правильного питания, пользе витаминов находящихся в овощах и фруктах. Мультфильмы: «Уроки тетушки Совы. Уроки осторожности» (серии 5, 6, 7); «Аркадий паровозов спешит на помощь» (серии 12, 14, 19); «Безопасность – это важно» (серия «Осторожно: грипп»). Цель: В наглядной и доступной форме открыть перед детьми новые области знаний. Способствовать развитию наглядно-образного и ассоциативного мышления. Развивать умение активно участвовать в обсуждение увиденного, ставить проблемные задачи и находить решения. |
Февраль 2021 г. | Безопасность на дорогах города | Беседа по картине «Улица города». Цель: Пополнить представление детей новыми сведениями об родной улице. Закрепить знание о том, что на улице есть тротуары, по которым ходят люди, и дороги, по которым движется транспорт. Интерактивная прогулка «Улицы города Улан-Удэ». Цель: Расширять представления детей об истории улиц родного города. Расширить кругозор детей на основе материала, доступного их пониманию. Воспитывать у детей любовь к родному городу. Подвижные игры: «Бегущий светофор», «Красный, желтый, зелёный». Цель: Закрепить знания о сигнальных огнях светофора. Целевая прогулка «Наблюдаем за работой светофора» Цель: Познакомить с профессией – Шофер. Расширение словарного запаса детей. Воспитывать интерес и уважение к профессии шофера. Мультфильмы: «Уроки тетушки Совы», «Азбука безопасности («Смешарики»)», «Безопасность – это важно», «Робокар Поли. ПДД», «Пешеходный переход», «Озорная семейка» (Правила движения). Цель: Помочь детям запомнить нормы и правила поведения в различных ситуациях на проезжей части дороги, способы и правила выхода из них. Моделирование ситуации «Безопасное поведение на улице и в транспорте». Цель: Выяснить готовность ребенка к правильным действиям в сложившейся ситуации на дороге, в транспорте. Интерактивная игра тренажер «Найди нарушителей». Театрализованная деятельность по теме «Опасные ситуации дома». Цель: Приобщать детей через театрализованную деятельность к соблюдению правил безопасного поведения в быту. Способствовать их эмоциональному раскрепощению и общекультурному развитию. Дидактические развивающие игры «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку». Цель: Развития познавательной активности детей. Викторина «Почемучки». Дидактические игры «Подбери нужный знак», «Правильно ли поставили знак». Цель: Учить сравнивать дорожные знаки по значению. Развивать наблюдательность; Развлечение «Угадай – ка». Цель: Продолжать учить детей отгадывать загадки в стихотворной форме, подбирать рифму к словам. Подвижная игра «Умелый пешеход». |
Март 2021 г. | Безопасность на дорогах города | НОД «Путешествие в страну дорожных знаков», «Машины на нашей улице», «Улицы города Улан-Удэ», «Безопасность на дороге и в транспорте». Цель: Формировать знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Расширять знания о правилах поведения в общественном транспорте, представления детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Интерактивные игры тренажеры «Волшебные знаки», «Знай и соблюдай ПДД», «Правила дорожного движения». Цель: Закреплять представление детей о том, как правильно переходить дорогу, знаком «пешеходный переход» и «зеброй», с основными дорожными знаками, работой светофора; правила поведения в общественном транспорте. Чтение художественной литературы: С. Михалков «Если свет зажегся красный», «Дядя Стёпа – милиционер»; «Машины на нашей улице» А. Ильина; «Осторожным надо быть» Т. Косова; Н.Мигунова «Учимся переходить дорогу»; стихи, загадки о правилах дорожного движения. Цель: Создавать условия для сознательного изучения детьми Правил дорожного движения. Воспитывать в детях грамотных пешеходов. Беседа «Поведение в транспорте». Цель: Воспитывать у детей культуру поведения в транспорте. Совершенствовать умение подчиняться правилам безопасного поведения. Интерактивная игра тренажёр «Найди 10 отличий». Беседы «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Улица полна неожиданностей». Моделирование ситуации «Незнайка и Знайка едут в автобусе, возле них освободилось место. Кто должен сесть?». Цель: Закрепление навыков культурного поведения. Творческое рассказывание «Моя дорога домой и в детский сад». Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу на автобусе» (использовать видео. фильм). Цель: Продолжать формировать у детей умение творчески развивать сюжет и изменять игровую роль в ходе развёртывания сюжета. Расширять представление о труде водителя автобуса, туроператора, экскурсовода и о работе туристического агентства. Вызвать у дошкольников интерес к познаниям по достопримечательностям города Улан-Удэ. Развлечение «Азбука безопасности». Цель: Систематизировать знания детей о различных видах транспорта, о правилах поведения на улице, дороге, транспорте. Встреча с участковым уполномоченным полиции. Цель: В игровой форме выяснить знания детей о дорожных знаках и сигналах светофора. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний ПДД в повседневной жизни. Клубный час «Азбука Безопасности». Цель: Ввести детей в ситуацию тематического «Клубный час». Помогать детям приобретать жизненный опыт и переживания по теме дня, необходимые в жизни. Флешмоб «Красный, желтый, зеленый». Цель: Приучать детей к движениям в интересной танцевальной форме. Привлечь внимание детей к соблюдению правил дорожного движения. |
Апрель 2021г. | Один дома | Заучивание стихотворения «Не открывай чужим людям» Г. Шалаева. Цель: Систематизировать знания детей по тем «один дома». Достигать хорошего запоминания стихотворения, используя различные приемы. Развивать память, поэтический слух детей. Моделирование ситуации: «Что будет, если не выключить кран с водой». Цель: Развивать мышление, речь детей, проговорить разные ситуации, умение показать свои действия. Фестиваль «Театральный калейдоскоп». Цель: В доступной и интересной форме рассмотреть опасные ситуации, которые могут возникнуть, если дети остались лома одни. НОД «Встреча с незнакомцем». Цель: Учить детей распознавать опасность, исходящую от незнакомых людей. Формировать навыки быть осторожным в общении с незнакомыми людьми, умение избегать опасных ситуаций. НОД «Сказка про Колобка». Цель: Закрепить у детей понятия, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Научить разбираться в ситуации, которая несёт в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях: обратить внимание на прохожих и взрослых на себя, уметь звать на помощь, уметь сказать «нет» на предложения незнакомого взрослого. Моделирование ситуаций, связанных с опасными действиями незнакомца, например, «Незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями» и др. Цель: Проговаривать и обыгрывать возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях. Интерактивная игра тренажёр «Определи настроение человека». Цель: Учить детей по мимике лица определять настроение человека. Чтение сказки «Лиса в заячьей шкуре» Т.А. Шорыгина. Цель: Воспитывать осторожность при общении с незнакомцами. Дидактические развивающие игры: «Злой-добрый, грустный - весёлый», лото «Основы безопасности в доме», «Как избежать неприятностей», «Чрезвычайные ситуации в доме». Цель: Формировать у детей навыки поведения в ситуации «Один дома». Закреплять знания о предметах, которые могут быть источником опасности (электроприборы, газовая плита, инструменты и бытовые предметы). Воспитывать умение обращаться за помощью к взрослым. |
Май 2021г. | Один дома | НОД «Если ты потерялся». Цель: Обучать детей правилам поведения в ситуации, когда ребенок потерялся в торговом центре или других местах. Показать детям способы находить выход из создавшейся ситуации: знать свой адрес наизусть, учить описывать своих близких. Моделирование ситуации «Что делать, если ты потерялся?». Цель: Дети должны усвоить, что если они потерялись на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу. Дидактическая игра «Назови людей в форме: военный, милиционер, охранник, продавец». Цель: Научиться детей, определять к какой профессии относится человек в форме и как они смогут помочь, если ты потерялся. Дидактическая игра «Угадай по голосу». Цель: Способствовать развитию мыслительных процессов, восприятию звуков и умению воспроизводить их с помощью звукопроизношения. Сюжетно – ролевая игра «Спасатели». Цель: Расширять и закреплять умения и знания детей о работе службы спасения в игре. Чтение сказки «Наводнение в кукольном домике» Т.А. Шорыгина. Цель: Учить детей соблюдать правила пользования водопроводным краном. Беседа «Я знаю, как набрать номер маминого (папиного) телефона». Цель: Создать ситуацию, позволяющую выучить номер телефона мамы, папы. Сюжетно – ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома»). Цель: Обогащать игровой опыт детей. Расширять сюжет игры, подводить детей к созданию собственных игровых замыслов по заданной теме игры. Игры – эксперименты с водой «Мыльные пузыри», «Тонет, не тонет» и др. Цель: Показать свойства воды. НОД «Опасные ситуации дома». Цель: Уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами. Помочь запомнить правила обращения с опасными предметами и способами их хранения. Беседы на тему «Опасные предметы»: «Источники опасности», «Что мы знаем о вещах», «Ток бежит по проводам». Цель: Формировать представлений детей об опасных для жизни предметах, встречающихся в быту, почему приборы работающие от тока опасны. Знакомство с электроприборами и правилами безопасностями, при обращении с ними. Чтение сказки «Проводок» Т. А. Шорыгина. Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании электричества. Дидактическая игра «Узнай и назови». Цель: Находить и называть приборы, работающие от тока. Моделирование ситуации «Что случится, если забудешь выключить дома утюг». Цель: Дать детям возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление ими самостоятельности, инициативности, творчества. Акция «Сохрани самое дорогое» - плакаты по теме «Ребенок один дома». Цель: Учить детей ответственно относиться к сохранению своей жизни и здоровья. Закреплять представления об опасных для жизни и здоровья предметах в быту. |
Июнь | «Ребёнок и природа» | 1. «Школа лидерства» (взаимопосещение детей). 2.Родительские меры безопасности «Мозговой штурм». 3. Инструктаж для педагогов. «Умей оказать первую медицинскую помощь. 4. Спортивный праздник «Папа, мама, я – безопасная семья». |
Июль | «Солнце, воздух и вода – безопасные друзья» | 1. Музыкально-спортивный праздник непослушания. 2. Семинар – практикум «Игрушки физическая и психологическая безопасность детей» |
Работа с родителями:
В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером и эталоном для своего ребенка. В семье и детском саду должен соблюдаться принцип единства требований. Поэтому воспитателям, педагогам важно помнить, прежде чем начинать работу с детьми по обучению их безопасному поведению, необходимо определить готовность к сотрудничеству с детским садом, а также уровень осведомленности родителей в этом вопросе. Для этого необходимо провести анкетирование и на основании полученных результатов строить работу с родителями.
Направление | Цели | Форма взаимодействия |
Информационно-аналитическое | Выявить знания потребности, запросы родителей. | Анкетирование «Я и мой ребенок на улицах города», «Откуда ждать опасность». |
Познавательное | Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения. | Общее родительское собрание «Дорожная азбука» (с приглашением представителя ГИБДД и просмотром видеофильма). Тренинг «Поведение детей в ситуации общения с незнакомыми людьми». Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий по теме: «Азбука безопасность» в ДОУ |
Наглядно-информационное |
Повышать уровень знаний у родителей по вопросам безопасности. | Консультации, информация в газету «Островок детства», папки передвижки, буклеты, тематические выставки и др.; |
Досуговое | Закрепить и обобщить полученные навыки безопасного поведения.
| Музыкально-спортивное развлечение «Прогулка в лес». Проведение субботников на участке детского сада «Прогулка в радость». Участие в городском конкурсе детских рисунков и плакатов «всей планете – безопасные дороги детям». Участие в творческом конкурсе ДОУ - Лепбук по теме «Безопасность» Городские спортивные соревнования «Мама, папа, я – безопасная семья». Совместный отдых на природе «Отдыхаем вместе!». |
Итоги проекта:
Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения на улицах города, в транспорте, в природе и быту, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасностей.
Реализация проекта «Азбука безопасности» позволила донести старшего дошкольника необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.
Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.
Педагоги, воспитатели, реализуя проект «Азбука безопасности» повысили педагогическую компетентность по данной теме, укрепили связи с родителями, сформировали у детей интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.
Данный проект позволил взрослым – родителям и воспитателям сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.
Дальнейшее развитие проекта:
Планируем дальнейшую работу по формированию культуры безопасного поведения у дошкольников на улицах города, в транспорте, в природе и быту. Перспектива - разработка проектов, мероприятий по теме пожарной безопасности.
Информационные источники:
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. - М., 1994.
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. - М., 2002.
3. Белая К. Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие. - М., 2004.
4. Занятия по правилам дорожного движения/ Сост. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
5. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
6. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
7. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб, 2012. – 128 с.
8.Деркунская В. А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
9. Добрякова В. А., Борисова Н. В., Панина Т. А., Уклонская С. А. Три сигнала светофора. Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. Книга для воспитателеля детского сада. – М.: Просвещение, 1989.
10. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
11. Киселёва Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М.: АРКТИ, 2006.
12. КоломеецН.В.Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры. - Волгоград, 2014. – 168 с.
13. Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
14. Степененкова Э. Я., Филенко М. Ф. Дошкольникам о правилах дорожного движения. Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1979.
15. ШалаеваГ. П., ИвановаН. В. Самые новые правила поведения для воспитанных детей. - М, 2009. – 240 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-ПРОЕКТ "АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ"
ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ЗНАТЬ НУЖНО ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ!!!...
Проект "Азбука Безопасности"
Одной из интересных форм работы в детском саду является работа с использованием метода проектной деятельности, проект «Азбука безопасности» - социальный проект. Социальный проект – это дея...
Проект: «Азбука безопасности» Подготовительная группа «Непоседы»
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения, умение применять знания, умения, навыки в различных жизненных ситуациях, приобщение к здоров...
Проект "Азбука безопасности"
Проект по пожарной безопасности для детей средней группы...
Педагогический проект "Азбука безопасности"
Целью проекта является совершенствование у детей навыков по обеспечению собственной безопасности в случаях возникновения экстренной ситуации....
Проект «Азбука безопасности» (опасные предметы)
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего о...
Детско-родительский проект "Азбука безопасности юного пешехода"
Долгосрочный проект работы с детьми и родителями по формированию у детей безопасного поведения на дорогах.Работа выстроена через семейный клуб "Светофорик"...