Дополнительная образовательная программа секции ГЛАВНЫЙ РЕКОРД - ЭТО ЗДОРОВЬЕ ДОП ПРОГРАММА
план-конспект занятия по физкультуре (старшая группа)
Секционная работа разработана для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 90 «ЦВЕТИК-СЕМИЦВЕТИК»
🖂663305, Красноярский край, г. Норильск, улица Талнахская, д.1-А.
🕿(общий): (3919) 42-98-03, 🕿телефон/факс: (3919) 42-98-02,
E-mail mdou90@norcom.ru
ПРИНЯТА: на заседании педагогического совета протокол № от «____»____________20____г. | УТВЕРЖДЕНА: приказом заведующего МБДОУ «ДС № 90 «Цветик-семицветик» ________________З.Н. Кисаевой № ___от «___»____________20___г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ГЛАВНЫЙ РЕКОРД – ЭТО ЗДОРОВЬЕ»
по легкой атлетике
для детей старшего дошкольного возраста
Разработчик:
Инструктор по физической культуре
С.Г. Вязникова
г.Норильск
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.
- Пояснительная записка
В условиях Крайнего Севера жизненная потребность в движениях вступает в противоречие с возможностью ее проявления. Кратковременность, а часто и полное отсутствие прогулок в морозные, ветреные и дождливые дни, длительное пребывание в закрытых помещениях создают проблему «моторного голода», способствуют наступлению общего утомления, что отрицательно сказывается на физическом развитии ребенка, его двигательных функциях и умственной активности.
Для повышения двигательной активности детей я разработала программу секции «Главный рекорд – это здоровье». Основой данной программы является вид спорта - легкая атлетика. Легкая атлетика – это вид спорта, объединяющий упражнения в беге, в прыжках и в метании. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека. Они развивают быстроту, выносливость, ловкость, силу, красоту движений и улучшают подвижность суставов. Благодаря занятиям легкой атлетикой ребенок учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т.д., необходимых ему в повседневной жизни.
Преимущество легкой атлетики над остальными видами спорта в том, что можно заниматься повсюду и в любое время года. Кроме этого, занятия являются хорошей профилактикой различных заболеваний опорно-двигательной системы (плоскостопие, искривление ног, нарушение осанки, сколиоза), дыхательной и сердечнососудистой системы, благотворно влияют на обменные процессы, повышают защитные силы организма.
Программа является актуальной и востребованной для детей и их родителей, поскольку занятия легкой атлетикой являются общедоступным видом спорта, раскрывающим себя для занимающихся в разнообразие дисциплин, т.е. видов спортивных упражнений: бега, прыжков, метания, и вовлекающего детей в соревновательную деятельность.
Актуальной программа является и для нашего дошкольного учреждения, так как группа воспитанников, посещающая, данную секцию является резервом команды дошкольного учреждения для выступления на соревнованиях городского уровня.
Цель:
- Повышение у детей старшего дошкольного возраста двигательной активности и уровня физической подготовленности с целью сохранения и укрепления здоровья.
- Гармоничное и всестороннее физическое развитие детей старшего дошкольного возраста.
Задачи программы:
- Образовательные:
- Знакомство детей краткой историей развития легкой атлетики;
- Ознакомление детей о влиянии на здоровье двигательной активности, закаливания, режима дня, питания;
- Обучение воспитанников дисциплинам легкой атлетики: ходьба, бег, прыжки, метание;
- Ознакомление простейшими правилами и тактическими действиями в процессе соревнований;
- Привлечение детей, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям по данному виду спорта, в спортивные секции.
- Оздоровительные:
- Формирование правильной осанки, способствование профилактике плоскостопия;
- Укрепление связок нижних и верхних конечностей, мышц туловища;
- Повышение функциональных возможностей организма: органов дыхания, пищеварения, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной системы;
- Воспитательные:
- Развитие и совершенствование двигательных физических качеств и способностей: быстроты, ловкости, быстроты реакции, специальной и общей выносливости, силы, гибкости, точности, меткости;
- Воспитание у детей устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом;
- Повышение и воспитание у воспитанников устойчивой мотивации к занятиям по легкой атлетике;
- Воспитание волевых качеств, смелости, формирование чувства коллективизма и взаимопомощи в коллективе;
- Формирование устойчивой потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и спортом.
Принципы и подходы к формированию программы.
Содержание дополнительной образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии общедидактическими принципами:
- принцип безопасности (создание атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка)
- принцип систематичности (чередование нагрузки и отдыха).
- принцип наглядности (заключается в создании у ребёнка с помощью различных органов чувств, представление о движении).
- принцип доступности (обучение детей с учётом возрастных, половых особенностей и индивидуальных различий, уровня физической подготовленности; постепенность усложнения физических упражнений).
- принцип индивидуализации (учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка с учётом состояния здоровья, развития, нагрузки).
- принцип оздоровительной направленности (укрепление здоровья средствами физического воспитания).
- принцип развивающего обучения (от простого к сложному).
- принцип воспитывающего обучения (в процессе проведения занятий решаются воспитательные задачи, направленные на формирование настойчивости, смелости, выдержки, нравственно – волевых качеств).
- принцип сознательности (понимание ребёнка сути того или иного движения, которое он производит)
- принцип творческой направленности (ребёнок самостоятельно создаёт новые движения, основанные на использовании его двигательного опыта и наличия мотива, побуждающего к творческой деятельности).
Особенности физического воспитания и развития детей 5-6 лет.
На шестом году жизни ребёнок успешно овладевает основными видами движений, которые становятся более осознанными, что позволяет повысить требование к их качеству, больше внимания уделять развитию морально-волевых и физических качеств (быстрота, ловкость, выносливость, выдержка, настойчивость, организованность, дисциплинированность), дружеских взаимоотношений.
В старшем возрасте дети овладевают новыми способами выполнения знакомых им движений, осваивают новые движения ( ходьбу перекатом с пятки на носок, прыжки в длину и высоту с разбега, с приземлением на мягкое препятствием, наперегонки, лазанье по гимнастической стенке с изменением темпа, упражнения с набивными мячами, учатся спортивным играм и спортивным упражнениям.
Особенности физического воспитания и развития детей 6-7 лет.
На седьмом году жизни движения ребёнка становятся более координированными и точными. В коллективной деятельности формируются навыки самореализации, взаимоконтроля, увеличивается проявление волевых усилий при выполнении задания. Ребёнок выполняет их уже целенаправленно, и для него важен результат. У детей формируется потребности заниматься физическими упражнениями, развивается самостоятельность. Возрастные особенности физического развития у детей старшего дошкольного возраста:
- Планируемые результаты:
- Снижение уровня заболеваемости воспитанников, укрепление иммунитета;
- Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно - сосудистой, дыхательной и нервной системы воспитанников;
- Повышение физических качеств: быстрота, ловкость, выносливость, гибкость, координация движений;
- Умение применять полученные знания о физической культуре и спорте в формировании здорового образа жизни и в самостоятельных занятиях;
- Бережное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих.
- Уважительное отношение друг к другу, терпимость и толерантность при совместной игровой деятельности;
- Проявление осознанной готовности отвечать за результаты собственной деятельности в процессе обучения.
Срок реализации программы: 1 год.
Периодичность проведения секции: октябрь – май по 4 занятия в месяц.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
- Содержание программы.
Теоретическая подготовка:
Здоровье и развитие человека. Строение тела человека и его положение в пространстве. Работа органов дыхания и сердечнососудистой системы. Роль слуха и зрения при движениях и передвижениях человека.
Влияние физических упражнений, закаливающих процедур, личной гигиены и режима дня для укрепления здоровья. Физические качества и их связь с физическим развитием. Комплексы упражнений на коррекцию осанки и развитие мышц.
Основные формы движения, напряжение и расслабление мышц при выполнении упражнений. Выполнение основных движений с различной скоростью. Изменение роста, веса и силы мышц.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств и правила их выполнения. Обучение движениям. Эмоции и их регулирование в процессе занятий физическими упражнениями.
Контроль над правильностью выполнения физических упражнений и тестирование физических качеств.
Названия и правила подвижных и спортивных игр, инвентарь, оборудование, организация, правила проведения и безопасность.
Практическая часть:
Теоретические знания:
- Правила поведения и меры безопасности на занятиях легкой атлетикой.
- Простейшие упражнения на освоение техники в легкой атлетике(бег, прыжки, метание) .
- Гигиенические требования, предъявляемые к местам занятий легкой атлетикой.
- Причины травм и их профилактика. Техника безопасности.
- Простейшие правила проведения соревнований по легкой атлетике.
Практические умения:
1.1. Ходьба и бег.
- Закрепление навыка правильной осанки.
- Закрепление навыка правильного положения головы, туловища, постановки стоп и движений ног и рук в медленном беге.
- Ходьба и бег с изменением амплитуды и характера движений в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах.
- Ходьба и бег с различными положениями и движениями рук, туловища и головы.
- Ходьба и бег с изменением темпа, направления движения, быстрым и точным реагированием на сигналы, овладением пространственных и временных ориентиров.
- Ходьба и бег в различных формах коллективного передвижения.
- Ходьба и бег с преодолением различных препятствий.
- Ходьба в чередовании с бегом и регулированием физиологической нагрузки по интенсивности и продолжительности на дистанции, соответствующей возрасту.
- Обучение основам техники легкоатлетических упражнений.
- Специальные беговые легкоатлетические упражнения.
- Обучение технике высокого старта
1.2. Прыжки.
- Пружинные движения ногами, подскоки, подпрыгивания. Спрыгивания и разнообразные прыжки в глубину.
- Разновидности прыжков на одной и двух ногах в сочетании с ходьбой и бегом.
- Перепрыгивания с предмета на предмет через горизонтальные и вертикальные препятствия с места и с разбега.
- Прыжки с поворотом вокруг вертикальной оси, прыжки с движениями рук и ног в полёте, с ловлей и бросанием мячей.
- Прыжки в длину и высоту с разбега, простейшими способами, отталкиваясь правой и левой ногой.
- Упражнения с длинной скакалкой: пробегания через вращающуюся скакалку в разных направлениях, перепрыгивания через скакалку, одиночные и групповые прыжки различными способами.
- Упражнения с короткой скакалкой: разнообразные прыжки на месте и в движении.
1.3. Метание и ловля
- Подбрасывание и перепрыгивание мячей: различного веса и размера, изменяя исходные положения, а также способы бросков и ловли.
- Упражнения в жонглировании мячами.
- Метание мяча с разных дистанций и исходных положений в горизонтальную и вертикальную цели удобной и неудобной рукой.
- Метание малого мяча способом «из-за спины» через плечо с трех шагов разбега; с пяти; с семи.
1.4. Упражнения на развитие физических качеств:
Выносливость:
- Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности от 1мин.
- Чередование ходьбы и бега.
Быстрота:
- Повторное выполнение беговых упражнений с максимальной интенсивностью на дистанции до 10 м.
Скоростно-силовые способности:
- Повторное выполнение «многоскоков» на дистанции 8-10м.
- Повторное выполнение прыжков с преодолением препятствий (15-20 см) на дистанции 8-10 м.
- «челночный бег» (3х10м).
- Формы работы: беседы, занятия, индивидуальная работа, групповая и подгрупповая, игра, работа с родителями.
Методы обучения.
- Словесный:
- объяснения, пояснения, указания;
- подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям и поиск ответов;
- образный сюжетный рассказ, беседа;
- словесная инструкция;
- слушание музыкальных произведений
- Наглядный: наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры); Тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора);
- Практический:
- выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- выполнение упражнений в игровой форме;
- выполнение упражнений в соревновательной форме;
- закрепление практических занятий;
- самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.
- Структура занятий.
Вводная часть направлена на улучшение эмоционального состояния, активацию внимания и подготовку детского организма к физическим нагрузкам основной части.
Основная часть (самая большая по объему и значимости) включает в себя тренировку разных групп мышц, совершенствование всех физиологических функций организма детей и состоит из общеразвивающих упражнений и основных видов движений по теме. Итогом основной части занятия является – тематическая подвижная игра высокой активности.
Заключительная часть выравнивает функциональное состояние организма детей. В ней воспитанники выполняют коррекционные и дыхательные упражнения, направленные на снижение двигательной активности, восстановление дыхания.
Для успешного достижения целей и решения задач программы используются в сочетании все группы методов обучения.
Программа строится на основе календарно-тематического планирования
Учебно-тематический план занятий по легкой атлетике на год
Месяц | Направление работы | Количество часов |
Октябрь | Общая физическая подготовка:
| 4 |
Ноябрь | Специальная физическая подготовка:
| 4 |
Декабрь | Бег.
| 4 |
Январь | Прыжки. 1.Поводящие упражнения к прыжкам. 2.Прыжки в длину, в высоту. | 4 |
Февраль | Метание. 1.Метания мячей разной формы и веса на дальность 2.Метания мячей в цель с разного расстояния. | 4 |
Март | Игры соревновательной направленности | 4 |
Апрель | Соревнования | 4 |
Май | Диагностика (тестирование) | 4 |
Общее количество часов | 32 часа |
Определение результативности реализации программы являются:
- Выступление на спортивных праздниках в детском саду.
- Участие детей в соревнованиях городского уровня.
- Методическое обеспечение и материально-техническое
оснащение программы:
- Методическое обеспечение:
- Подборка информационной и справочной литературы;
- Учебно-тематический план работы;
- Наглядный материал: картинки, подобранные в соответствии с темой занятий, пособие(летние виды спорта).
- Оборудование: мячи разного вида, координационная лестница, ленты, гимнастическая скамейка, бруски, барьеры, гимнастический ролик, палки гимнастические, скакалки, баскетбольное кольцо, мультимедиа.
- Место проведений занятий: спортивный зал, 3 этаж
Кадровое обеспечение: Республиканское государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Чебоксарское училище олимпийского резерва(техникум)» Министерства по физической культуре, спорту, туризму Чувашской Республики, г.Чебоксары 2011г. Квалификация педагог по физической культуре и спорту, специальность – физическая культура, специалист 1 квалификационной категории.
Программа разработана на основе методической литературы:
- А.Д. Викулов, И.М. Бутин – Развитие физических способностей детей, Ярославль «Гринго» 1996г.;
- Е.Н. Вавилова Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость, Москва «Просвещение» 1981г;
- И.И. Вепрева, Г.м. Татарникова Модель физкультурно-оздоровительного образования старших дошкольников, «Учитель» 2016г.
- Е.И. Подольская Формы оздоровления детей 4-7лет, «Учитель» 2008г.
- Т.И. Осокина, Е.А. Тимофеева Физические упражнения для дошкольников, Москва «Просвещение» 1966г;
- Л.Ф. Асачева, О.В. Горбунова Система занятий по профилактике нарушения осанки и плоскостопия, Детство-Пресс 2013г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп» /секция аэробики/
Дополнительная образовательная программа оздоровительной направленности «Калейдоскоп» /секция аэробики/, модифицированная на основе коррекционной программы «Ритмика» (Программы специ...
Дополнительная образовательная программа "Волшебный английский" в рамках комплексной дополнительной образовательной программы "Ступени" - Возраст 5-7 лет
Актуальность программы "Волшебный английский" обусловлена ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт, когда пойдут в школу.Цель прогруммы- обучение дошколь...
Дополнительная образовательная программа спортивной секции «УСПЕВАЙ-КА»
Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания терминологии, которая представляет систему специальных терминов используемых для краткого объя...
Дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности секции (рукопашного боя) «Крепыш»
Введение.Раздел I. Целевой. 1.Пояснительная записка.1.2. Нормативно-правовой аспект.1.3. Цели и задачи.1.4. Принципы и подходы.1.5. Физические особенности детей.2. Ожидаемый результат.3. Способы ...
Дополнительная-образовательная программа по общефизической подготовке и укреплению здоровья "Ступеньки-здоровья".
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главнойцелью которой является разностороннее развитие ребенка. Одна из задач дошкольного образования на современном этапе – создание...
Дополнительная образовательная программа " Здоровым быть здорово"
Дополнитнльная образовательная программв...
Дополнительная образовательная программа секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» по физическому воспитанию детей дошкольного возраста (на основе авторской программы «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возра
Актуальность темы дополнительной образовательной программы секции «Фитнес-клуб «Здоровый росток» обусловлена необходимостью формирования здоровья детей, полноценного развития их орга...