Оглавление№ п/п | Содержание | Стр. |
I | Целевой раздел | 3 |
1 | Пояснительная записка | 3-4 |
2 | Цель, задачи программы | 5 |
3 | Основные принципы реализации программы | 6 |
4 | Планируемые результаты освоения программы | 7 |
II | Содержательный раздел | 8-10 |
1 | Модель организации совместной деятельности педагога с детьми ДОУ | 11 |
2 | Тематическое планирование | 12-14 |
3 | Перспективное планирование для детей 4-7 лет | 15-41 |
III | Организационный раздел | 42 |
1 | Взаимодействие с семьей | 42 |
2 | Расписание организационной образовательной деятельности | 42 |
3 | Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов | 42-43 |
4 | Методическое обеспечение | 44-45 |
5 | Приложения | 46 |
I.Целевой раздел.
1.Пояснительная записка.
«Здоровье – бесценный дар,
потеряв его в молодости,
не найдешь до самой старости»
(Народная мудрость)
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. «С ним ничего не страшно, никакие испытания. Его потерять – значит потерять все, без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом
окружающих людей и обстановки; оно – высшее и необходимое благо,
а между тем удержать его так трудно»,- писал В. Вересаев.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области. В личностно-ориентированном образовании заложена определенная идеология: приобретение ребенком личного опыта – наиболее ценного для его развития. Ребенок развивается в процессе самостоятельного взаимодействия с окружающим миром.
Одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста, ведущим фактором благоприятного развития является забота о здоровье, создании комфортных условий жизни, соответствующих гигиеническим и медико-педагогическим рекомендациям, в том числе и формированию основ культуры здоровья.
Так как именно в дошкольный период жизни закладываются фундамент здоровья ребенка, поэтому необходимо уже в этот возрастной период формировать у детей потребность в здоровом образе жизни.
В Уставе Всемирной организации здравоохранения: здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Большинство педагогов придерживаются определения здоровья, часто имея в виду его физическую составляющую, забывая о социально-психологической и духовно-нравственной. Важно переломить эту тенденцию и руководствоваться определением здоровья как многогранного понятия, включающего физический, социально-психологический и духовно-нравственный аспект.
Концепция модернизации российского образования предусматривает создание условий для повышения качества общего образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Согласно современным представлениям целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Выбор здоровье сберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения, профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей. Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка - дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ – в широком смысле слова – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.
В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.
Не случайно в Приказе Министерства образования науки России «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17.10.2013 N 1155 – одной из пяти образовательных областей является образовательная область «Здоровье», содержание которой направлено на достижение целей здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
- воспитание культурно-гигиенических навыков;
- формирование представлений о здоровом образе жизни.
Применение в работе дополнительной общеразвивающей программы « Здоровым быть здорово" (Далее Программа) повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, обеспечит индивидуальный подход к каждому ребенку; сформирует положительные мотивации у педагогов и родителей детей.
2.Цель и задачи программы.
Цель программы: Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Всестороннее развитие личности ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при сохранении и укреплении здоровья.
Задачи программы:
- Формировать представление детей об основных принципах здорового питания, полезных продуктах. Формировать представление детей о правилах столового этикета.
- Формировать навыки разумного поведения, умения адекватно вести себя в разных ситуациях.
- Формировать потребность в укреплении и сохранении физического и психического здоровья, в ведении здорового образа жизни и умении заботиться о своем здоровье.
- Использовать проектно-исследовательскую деятельность с детьми для более углубленного раскрытия отдельных тем.
- Воспитывать гуманную, социально активную личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно к ним относиться.
3.Основные принципы реализации Программы
- Принцип системности – занятия проводят в течение целого года при гибком распределении содержания в течение дня.
- Принцип деятельности – включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую и другие виды деятельности с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип последовательности – любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное детьми ранее.
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип наглядности – связан с особенностями мышления дошкольников (до 5 лет – наглядно-действенное, после 5 лет – наглядно-образное).
- Принцип интеграции – интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
- Принцип возрастной адресованности – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Природосообразности – определение содержания, формы, средства и стиля взаимодействия с каждым ребенком на основе личностного знания о нем.
.
4.Планируемые результаты освоения Программы
Результатом освоения программы становится ребенок, не только овладевший основными культурно-гигиеническими навыками, самостоятельно выполняющий доступные возрасту гигиенические процедуры, но и соблюдающий элементарные правила здорового образа жизни.
Это ребенок, который:
- имеет устойчиво сформированные ценности здоровья, здоровья окружающих его людей и общества в целом.
- знает свои возможности и верит в собственные силы, имеет представление о себе, своей самоценности, ощущает себя субъектом здоровой жизни;
- бережно, уважительно и заботливо относится к близким людям, своим родственникам, сверстникам, взрослым и предметному миру;
- осознает и разделяет нравственные эталоны жизнедеятельности, такие как гуманность, доброту, заботу, понимание, уважение, честность, справедливость, трудолюбие и т.д.
- имеет представление о том, что такое здоровье и знает, как поддержать, укрепить и сохранить его.
II.Содержательный раздел.
1.Организация совместной деятельности педагога с детьми.
Программа состоит из двух блоков: блок «Здоровье» и блок «Безопасность», и рассчитана для работы с детьми
4-7 лет. В группе в течение месяца проводится воспитательно-образовательная работа по определенной теме. Содержание соответствует возрастным особенностям детей.
Материал данной программы реализуется во время организованной образовательной деятельности, и во время образовательной деятельности, организованной в режимных моментах – в утренние и вечерние часы и на прогулке. Предлагается разнообразная форма организации детей.
Организованная образовательная деятельность:
Объяснения, беседа, рассказ, рассматривание иллюстраций, рассказы из жизни, чтение литературных произведений, дидактические и развивающие игры, моделирование ситуаций, использование современных образовательных технологий, просмотр специальных фильмов и мультфильмов.
Средства реализации Программы:
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.);
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями);
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
- оздоровительный бег;
- динамические паузы;
-зрительная гимнастика (включающая зрительные ориентиры, зрительные треножоры)
- бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой самомассаж);
- гимнастика пробуждения;
- закаливающие мероприятия (облегченная одежда, хождение по массажным коврикам «Дорожка здоровья», обширное умывание, полоскание полости рта водой, утренний прием на улице, солнечные ванны);
- кислородный коктейль;
- чесночно-луковая ингаляция;
- самомассаж;
- рациональное питание;
- психологическая поддержка;
- проектная деятельность;
- прием детей на улице в любое время года;
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличие спортзала, спортплощадки, спортивного уголка в группе
Совместная деятельность детей и педагога:
наблюдения на прогулке, ситуации, беседы, чтение художественной литературы, дидактические и подвижные игры, продуктивная деятельность, игры-драматизации, игры-моделирования, тематические досуги, развлечения, индивидуальная работа по здоровьесбережению, закаливание, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, релаксация, музыкальные паузы, дни здоровья.
Интеграция с другими образовательными областями:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- развитие зрительного восприятия;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Самостоятельная деятельность детей:
- Дидактические игры,
- рассматривание иллюстраций,
- сюжетные игры.
Формы и режим занятий
Обучение осуществляется во всех видах деятельности детей до20-25 минут.
Учебный процесс по программе организован в форме занятия по обучению, закреплению и проверке изученного:
- викторины,
- конкурсы,
- выставки,
- развлечения,
- уроки экспериментирования.
Формы организации учебного процесса:
-коллективный,
-индивидуальный,
-подгрупповой.
Методы и формы обучения
Программой предусматривается использование традиционных и инновационных форм и методов учебно-воспитательной деятельности.
Из традиционных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса используются:
- Словесный (рассказ, беседа, диалог)
- Метод наблюдения (зарисовка, рисунки)
- Графический (составление схем)
- Практические задания (упражнения на логику)
- Наглядный (таблицы, иллюстрации, мультимедийные презентации)
Используются элементы различных инновационных технологий:
1.Метод игры. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности дошкольника, является главной сферой общения детей.
2. Проблемно-поисковое обучение (постановка проблемы или создание проблемной ситуации, дискуссия, перевод игровой деятельности на творческий уровень, лабораторные и практические работы)
3. Метод программированного обучения (линейное программирование: выбор между правильным и неправильным; разветвленное программирование: выбор одного ответа из нескольких, алгоритм – система)
4. Метод эмоционального стимулирования (создание ситуации успеха в обучении, поощрение)
5. Элементы здоровьесберегающих технологий.
Модель организации совместной деятельности педагога с детьми ДОУ.
2.Тематическое планирование
Блок «Здоровье»
Месяц | Тема | Кол-во занятий | Длительность (час) | Задачи |
Октябрь | О правильном питании |
10 |
3часа 25 мин | - Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола. |
Ноябрь | Что такое здоровье? |
8 |
2часа 45 мин | - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. - Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития |
Декабрь | Чтобы нам не болеть |
8 |
2 часа 45 мин | - Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни. |
Январь | Тело человека и личная гигиена |
6 |
2часа | - Познакомить детей со строением тела человека, - Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, - Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой. - Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек. |
Май | Спорт для здоровья |
8 |
2 часа 45 мин |
- Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. - Познакомить с некоторыми видами спорта. |
Блок « Безопасность» |
|
Месяц | Тема | Кол-во занятий | Длительность (час) | Задачи |
Сентябрь |
Ребенок на улицах города | 8 | 2 часа 45 мин | - Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, - Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения, - Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте
|
Февраль |
Безопасное поведение в быту | 8 | 2 часа 45 мин | .- Формировать представление детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. - Закрепить правила безопасного поведения в быту.- Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, - Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
|
Март |
Ребенок и другие люди | 9 | 3часа 10 мин | - Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо
|
Апрель |
Пожарная безопасность | 9 |
3часа 10 мин |
- Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, - Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара. |
|
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
Тема: «Ребенок на улицах города» Задачи. Формировать представление об улице, ее основных частях, познакомить со светофором, учить различать виды наземного транспорта.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Безопасность на дорогах» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007, с.480 54 Ф.С. Майорова Изучаем дорожную азбуку, М., 2006, с.5 Т.А. Шорыгина Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М., 2003,с.29,42, Н.А. Извекова и др. Занятия по правилам дорожного движения, М., 2008, с. 8,15 |
Ситуации:
| Как надо ходить по улице. Где мы гуляем? Где едут машины? Сигналы светофора. Сигналы для слепых и слабовидящих людей. Как я ехал на автобусе. Если ты потерялся на улице |
Общение:
| На какие части делится улица? Как называют людей, идущих по улице? Всем ребятам надо знать, как по улицам шагать. |
Художественная литература | Г.Георгиев «Светофор», А.Северный «Светофор», О. Тарутин «Переход» С.Михалков «Дядя Степа – милиционер» |
Дидактические и развивающие игры | «Найди и назови», «Что говорит светофор?» « Звуки города» |
Творческие игры | С\р «Мы – водители», «Автобус», «Транспорт», «Больница», «Скорая помощь» |
Экскурсия | «Незнайка на улицах города» (кукольный спектакль) |
Развлечения | «Светофор» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи: Формировать у детей представление о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные знания о сервировке стола, о столовом этикете.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Что я ем» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007, с.32,33,34 В.Н.Волчкова, Н.В.Степанова. Развитие детей младшего дошкольного возраста. Воронеж, 2001,с.72, 77, 81,85 Г. Зайцев Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.23 Л.М.Щипицына и др. Азбука общения. СПб . 1998,с.162,175 Журнал Ребенок в детском саду, 2007, №1,с.47. |
Ситуации | О вкусной и здоровой пищи Полезное – неполезное Какие овощи растут в земле, а какие на поверхности земли? |
Общение | Что нужно делать перед едой? Что едим сначала, что потом? Как есть правильно |
Художественная литература | К.Чуковский «Федорино горе», С.Михалков «Про девочку, которая плохо ела», С.Капутикян «Час обеда подошел» Загадки об овощах и фруктах Г.Зайцев «Приятного аппетита» |
Дидактические и развивающие игры | «Полезное - вредное» «Съедобное – несъедобное» Узнай и назови» «Разложи на тарелках полезные продукты» «Чудесный мешочек» « Контуры и силуэты» |
Творческие игры | С\р игра «Магазин продуктов» С\р игра «Ждем гостей» |
Опытно-исследовательская деятельность | Посадка лука |
Развлечения | Праздник «Золотая осень» |
Ноябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Цель: Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья.
Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, зрительного режима, правильного
питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Помоги Незнайке сберечь здоровье» | М.Р.Максиняева и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76 Н.С.Голицына, И.М. Шумова Воспитание здорового образа жизни у малышей. М., 2007 |
Ситуации | Можно и нельзя Режим дня Как вы сами можете помочь себе быть здоровым? Кто в детском саду заботится о вашем здоровье? |
Общение | Что нужно делать, чтобы не болеть? Я думаю, что здоровье это…. А ты как думаешь? Быть здоровым хорошо или плохо? |
Художественная литература | А.Барто «Девочка чумазая» М. Ильинская « Детям про глазки» В.Квитко «Час обеда подошел» Е.Шкловский «Осторожно – лекарство» Пословицы. К.Кузнецов «Замарашка» Л.Зильберг «Полезные продукты» |
Дидактические и развивающие игры | «Вкусно – невкусно» «Вредно – полезно» «Кому что нужно» |
Творческие игры | «Семья», «Больница» |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровыми, продолжать закреплять знания детей о витаминах, о профессиях врача и фармацевта, способствовать формированию основ здорового образа жизни
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Береги здоровье» | Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх М.1992г. План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство». СПб. 2006
|
Ситуации | Мы у врача. Я прививки не боюсь. Кому нужны эти предметы? Почему нельзя есть грязными руками?
|
Общение | Нас лечит врач и медсестра. Что чувствует твой друг. От чего можно заболеть? Зачем люди носят очки? Как нам помогают прививки? |
Художественная литература | К. Чуковский «Айболит», Михалков «На прививку» «Про бегемота, который не делал прививку» Е. Шкловский «Как лечили мишку» |
Дидактические и развивающие игры | «Если кто-то заболел», «Кому нужны эти инструменты» «Полезное – неполезное» |
Творческие игры | С\р игры «У врача офтальмолога», «Поликлиника», «Аптека», «Семья» «Больница» |
Развлечение | «Советы доктора Айболита» |
Январь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Продолжать знакомить детей со строение тела человека, познакомить с функционированием отдельных органов, учить заботиться о своем здоровье, знать правила личной гигиены.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Надо, надо умываться» | Н.С. Голицына, И.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей,с.36,39,40 С.В.Петерина Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста, с.33 Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников, с. 15 К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, с. 6 Дружинина Л.И. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2006.
Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005,с.7,8 Н.С. Голицына Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении (вторая младшая группа). М.,2007, с.4-6 |
Ситуации | Угадай кто это (девочка или мальчик)? Кому что нужно. Что можно делать ногами? Что делают руками? |
Общение | Ты – человек Для чего нужны глаза? От чего нужно беречь глаза? Почему мы едим? Почему болят зубы? Для чего нужны уши?
|
Художественная литература | К.Чуковский «Мойдодыр» А. Барто «Девочка чумазая» С. Прокофьев «Румяные щечки» Н.Саксонская «Где мой пальчик?!» Е.Пермяк « «Про нос и язык» Г. Зайцев «Уроки Мойдодыра» С.Маршак «Почему у человека две руки и один язык» |
Дидактические и развивающие игры | «Когда нужны эти предметы?» (мыло, мочалка, расческа и т.д.) «Правила гигиены»« Гигиена зрения» «Вымоем куклу»«Запомни движение» |
Творческие игры | «Семья», «Больница», |
Развлечение | Мастер класс « В гостях у тетушки Совы (Зрительные ориентиры)» |
|
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Дать детям представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, учить осторожно обращаться с ними, оберегать свое лицо, глаза и тело, бережно относиться к другим детям.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Опасные предметы» - уточнить представления детей об источниках опасности дома, их назначении, о правилах пользования. | М.Р. Максиняева и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности, М.,1999, с.8,40,43 Н.С. Голицына , Н.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007,с. 71 Н.С. Голицына Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении. Средняя группа. М., 2007, с.12-18 |
Ситуации | Что может быть если… - играешь с ножом;
- играешь с палками;
- прыгаешь в ванной;
- играешь со спичками
|
Общение | Не подходи к включенной плите. Не играй с водопроводным краном. Не высовывайся из окна. Не подноси к глазам острые предметы Не играй со спичками Не бери лекарства |
Художественная литература | Пословицы, поговорки и загадки об источниках опасности и мерах предосторожности. Е. Казаков « Чик-чик ножницами» Г.К. Зайцев «Уроки Айболита» Сборник стихов «Не мешайте мне трудиться» С. Маршак «Пожар» |
Дидактические и развивающие игры | «Раз, два, три, что может быть опасно – найди» «Так и не так» |
Творческие игры | С\р «Семья», «Больница», |
Развлечения | «Симка спешит на помощь» |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Если чужой приходит в дом» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83, 88 Н.С. Голицына, И.М.Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007 Т.А. Шорыгина Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003, с.36 |
Ситуации | Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. |
Общение | Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». |
Дидактические и развивающие игры | «Чрезвычайные ситуации на прогулке» |
Творческие игры | «Семья», «Автобус», «Детский сад» |
Развлечения | «Самый большой друг» |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Продолжать формирование у детей элементарных знаний об опасности шалостей с огнем (электроприборы, спички, зажигалки и т.д.), об опасных последствиях пожаров в доме.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Хрюша попал в беду» | К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001, с.13-19 Методическое пособие по обучение детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности для воспитателей детских дошкольных учреждений. Видное, 1998 |
Ситуации | О пожарной безопасности От чего происходят пожары? Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками? |
Общение | Какие беды приносят пожары? Почему детям не разрешается включать газовую плиту? Можно ли оставлять включенным утюг? Спички не тронь – в спичках огонь. |
Художественная литература | С.Маршак «Кошкин дом», Г.Цыферов «Жил был на свете слоненок»; Л.Толстой «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница» С.Михалков «Дядя Степа» |
Дидактические и развивающие игры | «Если возник пожар» |
Творческие игры | «Семья», «Пожарники» |
Развлечения | Инсценировка произведения С.Маршака «Кошкин дом» |
Май
Тема: «Будем спортом заниматься»
Задачи. Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит» | Т.А Шорыгина «Беседы о здоровье», с.7 «Беседы о здоровье», с.4, 20 |
Ситуации | «Кто спортом занимается» «Наши верные друзья» «Зачем соблюдать режим» «Есть ли у вас велосипед? Умеете ли вы кататься на велосипеде?» Есть ли у ролики? Умеете ли вы кататься на роликах? |
Общение | Хочу быть здоровым Где ты делаешь зарядку? Любишь ли ты играть в футбол? В какие подвижные игры ты любишь играть? Каким видом спорта ты занимаешься? |
Художественная литература | Загадки Стихи о видах спорта. |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта», «Назови спорт по показу» «На чем катаются деть?» (по загадкам) |
Творческие игры | С\р игра «Детский сад» (проведение физкультурного занятия ) |
Экскурсия | На стадион |
Развлечения | Открытый урок по фитнесу. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Безопасность на дорогах» | Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М.,2007 Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку, Извекова Н.А. и др. Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008 Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,с.13 Журнал. Ребенок в детском саду. 2007, №1, с.33 |
Ситуации | Всем ребятам надо знать, как по улице шагать. Если ты на улице потерялся Для чего нужны правила дорожного движения? Опасности зимней дороги. |
Общение | Где нужно переходить улицу? Для чего нужен светофор? Зачем нужны дорожные знаки? Зачем нужны звуковые сигналы? Как вести себя в транспорте? |
Художественная литература | Раскин А. «Как папа бросил мяч под автомобиль»; Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»; Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с игрушками»; Г.Георгиев «Что я вижу в городе?»; Загадки. |
Дидактические и развивающие игры | «Дорожные знаки», «Улица», «Поставь знак», «Правила движения», «О чем говорит светофор?», «Красный и зеленый», «Пройдись, не ошибись». |
Творческие игры | С\р «Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно». |
Экскурсия | По улице города |
Развлечения | Кукольный спектакль «Незнайка на улице города» Досуг «В стране дорожного движения» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи. Закреплять знания детей о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, продолжать формировать представления о столовом этикете.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Поговорим о еде» | Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников (с.78) План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство» СПб, 2006, с.97 Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 2006г., с. 46,47,49 Журнал. Ребенок в детском саду. 2006, №6, 2007, 1, с.45 |
Ситуации | Помоги Федоре Что было бы, если пропали бы все столовые приборы и посуда Что я ем на завтрак, обед, полдник и ужин дома и в детском саду. Что полезно, а что нет? |
Общение | Откуда хлеб на столе Хлеб всему голова Культура поведения за столом Как мы делали салат. Что мы любим кушать. Мои любимые овощи (фрукты). |
Художественная литература | Н.Егоров «Огородный светофор» Ю.Тувим «Овощи» |
Дидактические и развивающие игры | «Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продукты питания) «Накрой куклам стол» «Вырастим яблоки» (14, 83) «Что делают из муки» |
Творческие игры | С\р «Магазин» (кондитерский, хлебный, «Овощи – фрукты, «Осенняя ярмарка» «Дары природы» |
Экскурсия | В магазин |
Развлечения | «Осень в гости к нам пришла» «Драматизация «Осенние сестрички» | «Дошкольное воспитание» 1991, № 8, с 109;1998, №10, с.127 |
Ноябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Цель: Продолжать формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Помоги Незнайке сберечь здоровье» Беседа «Как сохранить здоровье», «Береги свои глаза» | Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М., 2005, с.8 Г.К. Зайцев Уроки Айболита СПб, ,1995 В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями С.Е. Шукшина Я и мое тело(с. 32,33) Г.К. Зайцев Уроки Мойдодыра. СПб, 1998,1999 Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье. (методическое пособие) М.,2005 |
Ситуации | Что я знаю о своем здоровье Как правильно есть. Самые полезные продукты. Пора ужинать. |
Общение | Зачем нужно питаться, дышать, двигаться, трудиться? Что нужно человеку для жизни? Как сделать свой сон полезным Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной. |
Художественная литература | К. Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы. |
Дидактические и развивающие игры | «Съедобное-несъедобное» «Полезная и вредная еда» «Подбери пару» |
Творческие игры | С\р игры «Семья», «Больница с разными отделениями» |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Айболит в гостях у детей» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.60 План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство», с.184 |
Ситуации | Угадай настроение (по модели) В нашем доме больной. Первая помощь при укусе и царапине. Определи и назови выражение глаз. |
Общение | Как сделать самомассаж. Как улучшить свое настроение. Чтобы не болели уши и горло. Правила поведения в случае заболевания. Как уберечься от порезов и ушибов. |
Художественная литература | Шкловский Е. «Как лечили мишку», «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни» |
Дидактические и развивающие игры | «Если кто-то заболел», «Кому что нужно?» |
Творческие игры | С\р «Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника» « Кабинет офтальмолога» |
Развлечения | «День здоровья» |
|
Январь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Продолжать закреплять знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Чтобы быть здоровым» «Как устроено наше тело» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007,с.36 Шукшина С.Е. Я и мое тело, М.,2004,с. 26 Голицына Н.С. Твои возможности, человек, с. 8 Н.Н. Авдеева и др. Безопасность СПб,2002, с.84 – 95 |
Ситуации | Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя; Какую роль играет сердце в организме? На что похожа его работа? Какое наше тело: хрупкое или прочное? |
Общение | Для чего человеку необходимо сердце? Что ты знаешь о строении своего тела? Что будет, если долго смотреть телевизор? Чистота и здоровье. Моя кожа. Зачем мы дышим? |
Художественная литература | К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту», З.Александрова «Купание», В.Катаев «Цветик – семицветик», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Загадки, потешки. |
Дидактические и развивающие игры | «Опасно-неопасно» «Правила гигиены» «Таня простудилась» «Моя внешность» |
Творческие игры | С\р «Поликлиника» |
Экскурсия | В прачечную |
Развлечения |
|
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «В мире опасных предметов» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.8, 13-15 Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002, с. 54-60 |
Ситуации | Что будет, если встанешь на подоконник. Почему нельзя брать нож? Какие электроприборы вы знаете? Для чего они нужны и чем они опасны? Ножницы, катушки – это не игрушки. Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях? |
Общение | Я знаю, что можно, что нельзя. Безопасность в нашей группе. В мире опасных предметов Таблетки – не конфетки. Почему нельзя играть на кухне? |
Художественная литература | Маршак С.Я. «Пожар», Загадки. Пословицы и поговорки. |
Дидактические и развивающие игры | «Источники опасности», «Игра дело серьезное» «Нарисуй отгадку», «Если возник пожар» |
Творческие игры | С\р «Семья», «Детский сад», «Больница» |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Если чужой приходит в дом» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83, 88 Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет |
Ситуации | Ты потерялся. Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? |
Общение | Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. Как позвонить в милицию? |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». |
Дидактические и развивающие игры | «Похитители и находчивые ребята». «Куда убежать, если за тобой гонятся» |
Творческие игры | «Семья», «Транспорт», «Магазин» |
Развлечения | «Самый большой друг» |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Продолжать формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Если в доме случится пожар», «Знай и соблюдай» | Н.А. Арамина Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М,2007,с.20 Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998 Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольника М.2001, с.14, О.А.Скоролупова Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, c. 18 |
Ситуации | Как позвонить в пожарную часть? Как быть, если начался пожар? Спички не тронь – в спичках огонь. Почему в лесу нельзя жечь костры Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара? |
Общение | Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»? Как поступить, если дым попадет в квартиру с лестничной клетки? Почему дети не должны играть на кухне? |
Художественная литература | С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»; Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница»; С.Михалков «Дядя Степа»; Е.Хоринская «Спичка-невеличка», Б.Житков «Дым» |
Дидактические и развивающие игры | «Четвертый лишний»; «Если возник пожар», «Опасные соседи», «Кому, что нужно для работы», «Горит, не горит» |
Творческие игры | С\р «Пожарная машина», «Больница» |
Развлечения | Игра-драматизация «Кошкин дом» |
Май
Тема: «Спорт для здоровья»
Задачи. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007,с.55 |
Ситуации | Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой. Какие виды спорта вам нравятся? Каким видом спорта хотели бы заниматься? Чем полезен тот или иной вид спорта? |
Общение | Кто спортом занимается. Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде. Мой любимый вид спорта. Почему? Каким видом спорта можно заниматься летом, зимой? |
Художественная литература | Загадки. З. Петрова Стихи. |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта». «Назови спорт по показу» |
Творческие игры | Физкультурные занятия в детском саду. |
Экскурсия | На стадион. |
Развлечения | День спорта, открытый урок по фитнесу. |
3.ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В ГРУППЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6 – 7 лет.
Сентябрь
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Формирование свободного ориентирования в пределах близлежащего микрорайона к детскому саду. Закрепить знания о дорожных знаках, правилах дорожного движения
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Знакомство с дорожными знаками», «Безопасность в городе» | Алешина Н.В. Ознакомление дош-кольников с окружа-ющим и социальной действительностью, с. 95 Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошколь-ного возраста по теме «Правила и безо-пасность дорожного движения» Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку, Извекова Н.А. и др. «Занятия по правилам дорожного движения», М.,2008 Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир», с.171. Конспект. |
Ситуации | Если ты потерялся на улице. Знаешь ли ты правила дорожного движения? Ты вышел из автобуса, тебе нужно перейти улицу… Как помочь слепому человеку перейти улицу? Расскажи о сигналах светофора. |
Общение | В каком месте нужно переходить улицу? Какой переход называют самым безопасным? Почему? Можно ли детям играть на проезжей части? Какие знаки и сигналы для слабовидящих людей? |
Художественная литература | Носов Н. «Автомобиль», Дорохов А. «Зеленый…Желтый…Красный!», Иванов А. «Как неразлучные друзья дороги переходили», Дугилов А. «Моя улица», Георгиев Г. «Светофор», Тарутин О «Для чего нам светофор», Кривич М. «Школа пешехода» |
Дидактические и развивающие игры | «О чем говорит светофор», «Найди нужный дорожный знак», |
Творческие игры | С\р «Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно». |
Экскурсия | По улице города. |
Развлечения | «Правила движения всем без исключения» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи. Закрепить знания детей о пользе и вреде продуктов питания, о культуре питания, о столовом этикете
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Что я ем?» «Кто готовит нам еду?» | О.Ф. Горбатенко Комплексные занятия по разделу «Социальный мир». План-программа образовательно-воспитательной работы по программе «Детство» О.А.Скоролупова Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, c. 18 |
Ситуации | Витамины и полезные продукты. Как правильно сервировать стол. Собери урожай |
Общение | Откуда хлеб на столе. Как мы делали салат. Что ты любишь кушать. Мои любимые овощи, фрукты. |
Художественная литература | В.Даль «Война грибов с ягодами» Загадки об овощах, фруктах, продуктах питания. Г. Зайцев «Приятного аппетита» М. Безруких «Разговор о правильном питании». |
Дидактические и развивающие игры | «Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продуктов питания). «Накроем куклам стол» «Вырастим яблоки». «Что делают из муки?» |
Творческие игры | С-р «Магазин» (кондитерский, хлебный, овощи – фрукты) Осенняя ярмарка «Дары природы» |
Экскурсия | В магазин |
Развлечение Мастер-класс |
«Винегрет» |
Ноябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Цель: Закрепить у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятие Викторина | «Мы такие разные и такие похожие» «Как сохранить свое здоровье» | Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, с.8 Г.К. Зайцев Уроки Айболита Г.К. Зайцев Уроки Мойдодыра В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями С.Е. Шукшина «Я и мое тело» (с. 32,33) |
Ситуации | Что я знаю о своем здоровье. Самые полезные продукты. Режим питания. Что надо есть, если хочешь быть сильным. Если хочешь пить. Ведь ты – человек, ты и сильный и смелый. |
Общение | Почему мне нельзя … (есть апельсин, читать книгу с близкого расстояния … и т.д.). Зачем нужны физкульт. Минутки? Зачем нужна зрительная гимнастика? Хочу быть здоровым. Как избавиться от вредных привычек. Как укрепить свои кости и мышцы Зачем и как нужно закаляться? |
Художественная литература | К. Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы. |
Дидактические и развивающие игры | «Съедобное-несъедобное» «Полезная и вредная еда» «Подбери пару» |
Творческие игры | С\р игры «Семья», «Больница с разными отделениями» |
Развлечения | «Доктор Айболит» |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Закрепить у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | В гостях у доктора Айболита» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей , М.,2007 План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство» С-П, 2006 Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002,с. 97 – 108
|
Ситуации | Что я знаю о своем здоровье (что мне можно есть, а что нельзя). Кто нас лечит? Узнай возраст людей по картинке. Если заболел друг ( мама, бабушка, воспитатель). От чего можно заболеть? Для чего нужны витамины и какие витамины вы знаете? |
Общение | Как я должен себя беречь? Что может случиться, если ты промочишь ноги на улице? Мой возраст. Мое настроение, настроение людей. Как поднять настроение детей и взрослых. Как помогают нам прививки |
Художественная литература | Шкловский Е. «Как лечили мишку», «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни» |
Дидактические и развивающие игры | «Если кто-то заболел», «Кому что нужно?» |
Творческие игры | Театрализованная игра «Отгадай, что я ем?» (сладкая конфета, кислый лимон, черный перец). С\р «Поликлиника», «Аптека», «Больница» (с разными отделениями) |
Икт Развлечения |
День здоровья «В гости к Айболиту» |
Конспект
|
Январь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Закрепить знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов, о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Вот я какой» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова «Воспитание основ здорового образа жизни у малышей», М.,2007. Шукшина С.Е. «Я и мое тело», 2004 Голицына Н.С. «Твои возможности, человек», с. 8 |
Беседы | «Твои возможности, человек» «Как сохранить здоровье» «Чтобы лучше видеть, чтобы лучше слышать…» |
Ситуации | Что вы знаете о мозге? Что было бы, если бы твой скелет убежал от тебя; Зачем человеку нос? Как сохранить хорошее зрение? |
Общение | Что может случиться, если ты не будешь чистить зубы? Уход за ушами. Забота о глазах. Как я дышу. Как работает мое сердце? Уход за руками и ногами. |
Просмотр познавательных теле-передач Художественная литература | М/ф «Детям о глазах»( Строение глаза и охрана зрения); М/ф « Это мое тело» (анатомия для детей) Р. Сев «Я сам» И. Семенова «Как стать Неболейкой», «Я – человек, ты – человек»;С. Маршак «Робин-Бобин»,«О мальчиках и девочках»;С. Михалков «Прививка», «Не спать», «Тридцать шесть и пять»;Б. Заходер «Ма-Тари-Кари»,В.Катаев «Цветик – семицветик» |
Дидактические и развивающие игры | «Моя внешность», «Умею – не умею»,«Правила гигиены», «Определи по звуку»,«Что такое хорошо, что такое плохо» |
Творческие игры | С\р «Поликлиника» |
Развлечения | «Девочка чумазая» |
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Закрепить представление детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в дома.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «В мире опасных предметов» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.8, 13-15 Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002 |
Ситуации | Можно ли самим открывать окна, балкон, выглядывать из них? Что может быть, если ты встанешь на подоконник? Почему нельзя брать нож? Ножницы, катушки – это не игрушки. Можно ли толкать другого, если он режет, шьет? Что может при этом случиться? |
Общение | Я знаю, что можно, что нельзя. Безопасность в нашей группе. В мире опасных предметов Таблетки – не конфетки. Почему нельзя играть на кухне? |
Художественная литература | Маршак С.Я. «Пожар», Загадки. Пословицы и поговорки. |
Дидактические и развивающие игры | «Источники опасности», «Игра дело серьезное» «Нарисуй отгадку», «Если возник пожар» |
Творческие игры | С\р «Семья», «Детский сад», «Больница» |
Развлечения | «Незнайка и опасные предметы» |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Продолжать предостерегать детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83 Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб 2002, с. 40 - 53 |
Ситуации | Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? Может ли красивый человек быть злым? |
Общение | Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. Кого можно считать «своим», а кого - «чужим»? |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». |
Дидактические и развивающие игры | «Похитители и находчивые ребята». «Куда убежать, если за тобой гонятся» |
Творческие игры | «Семья», «Транспорт», «Магазин». |
Развлечения | «Кот, петух и лиса» кукольный театр |
|
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Закрепить у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Знай и соблюдай» «Чтобы не было беды» | Н.А. Аралина Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007, с.6 Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности М.,2008 О.А.Скоролупова Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, М.,2006,c. 18 К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольников. М, 2001,с. 13 |
Ситуации | Огонь наш друг или враг? Почему возникают лесные пожары? Осторожно – электроприборы. Кухня – не место для игры. Пожар в квартире. Что надо делать? |
Общение | Чем опасен дым? Где нежно хранить спички, зажигалки, горючие жидкости? Как звонить при пожаре? Почему во время пожара нужно передвигаться нагнувшись? |
Художественная литература | С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»; Е.Новочихин «Спички»; Б.Житков «Пожар», «Дым»; О.Полякова «Я пожарный»; П.Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»; И.Холин «Как непослушная хрюшка едва не сгорела» |
Дидактические и развивающие игры | «Опасные соседи», «Кому что нужно для работы»; «Найди отличия», |
Творческие игры | С\р «Пожарные», «Больница» Игровой тренинг «Телефон службы спасения 01» |
Развлечения | Игра-драматизация «Кошкин дом» |
|
Май
Тема: «Спорт для здоровья»
Задачи. Закрепить у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007,с.55 Н.Н. Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002, с. 109 |
Ситуации | Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой. |
Общение | Кто спортом занимается. Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде. Мой любимый вид спорта. |
Художественная литература | Загадки. З. Петрова Стихи. |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта». «Назови спорт по показу» |
Творческие игры | Физкультурные занятия в детском саду. |
Экскурсия | На стадион «Заречье» |
Развлечения | День спорта Открытое занятие по фитнесу |
|
III.Организационный раздел.
1.Взаимодействие с семьей:
- совместная физкультурно-досуговая деятельность,
- наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки),
- организация совместного активного отдыха (семейные игры)
- оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, соблюдения зрительного режима дома, посещение родителями режимных моментов,
- обогащение литературы по здоровому образу жизни,
- анкетирование,
- вовлечение родителей в образовательный процесс.
2.Расписание организованной образовательной деятельности.
Программа предназначена для детей 4-7 лет и рассчитана на 3 года обучения.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут.
ДЕНЬ НЕДЕЛИ | ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ | ПЕДАГОГИ |
Вторник Среда | 15.30 – 15.55 15.30 – 16.55 | Лебедева О.В., Васенина С.А., Корсакова Е.А. |
3.Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов
Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов осуществляется по разработанным картам, даёт возможность отследить усвоение программного материала каждым ребёнком и реализацию задач каждого блока программы, что позволяет более полно анализировать и прогнозировать воспитательно-образовательную деятельность.
Мониторинг проводится 2 раза в год — стартовый и итоговый, путём бесед, анализа продуктов детской деятельности, наблюдений за дошкольниками.
Система мониторинга позволяет оперативно выделять детей с проблемами в развитии, планировать индивидуальную работу.
Механизм оценки получаемых результатов
Критерии и показатели оценки эффективности образовательной программы
№ | Критерии | Показатели |
1
| Запоминание и воспроизведение учебного материала
| -Знание строения организма -Значение органов -Знание и выполнение системы закаливания и первичной профилактики заболеваний -Умение взаимодействовать с окружающей средой и правильно вести себя в экстремальных ситуациях |
2
| Способность понимать значение изученного материала | -Использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях -Предполагать результат здорового образа жизни |
3
| Синтез знаний, умений в процессе поисково-опытнической работе | -Умение ставить проблемную задачу и путем опытнических упражнений разрешить ситуацию, делая вывод |
4 | Оценка результатов работы | -Умение критично оценивать результаты своего труда и товарищей |
5 | Творческая активность | -Проявление интереса, любознательности, инициативности. |
4.Методическое обеспечение.
- Авдеева Н.Н. и др. Безопасность СПб, 2002
- Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью
- Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания. Н.Новгород, 1999.
- Алямовская В.Г. Психолого-педагогический мониторинг как метод управления процессом оптимизации оздоровительной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях // Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации. М., 2001.
- Алямовская В.Т. Организация питания в детском саду. М., 1995.
- Арамина Н.А. Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М, 2007
- Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников М, 1992
- Баль Л.В., В.В. Ветрова Букварь здоровья. Учебное пособие для школьного возраста М.: ЭКСМО, 1995
- Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников, М., 2001
- Белая К.Ю. и др. Ребенок за столом - методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. М.: ТЦ Сфера, 2007
- Волчкова В.Н., Н.В.Степанова. Развитие детей старшего дошкольного возраста. Воронеж,2001
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: методическое пособие. -М. ТЦ Сфера, 2007
- Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М.,2005
- Голицына Н.С. Перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении подготовительная к школе группа. М., 2007
- Голицына Н.С. Твои возможности, человек
- Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007
- Горбатенко О.Ф. Комплексные занятия по разделу «Социальный мир».
- Григорьева Г.В. Особенности формирования и развития средств общения у дошкольников с нарушением зрения // Дефектология. 1996, №4. С.84-89.
- Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов. М., 1996.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Дружинина Л.И. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: Учебное пособие. - М.: Экзамен, 2006.
- Дурейко Л.И. Природа и здоровье. Учебно-методическое пособие для учителей, подготовительный класс, Минск «Тесей» 1999
- Зайцев Г.К. Уроки Айболита СПб, ,1995
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб.,1997, с.
- Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология 21 века -М. АРКТИ,2000
- Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы, пути оптимизации. Материалы Всероссийского совещания.-М.: ГНОМ, 2001.
- Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. М.: Медицина, 1989
- Извекова Н.А. и др. Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008
- Козлова С.А., О.А.Князева, С.Е.Шукшина Программа «Я – человек», 1999
- Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку,
- Макиняева М.Р. и др. Методические рекомендации по организации работы с детьми дошкольного возраста по безопасности жизнедеятельности. М.,1999,с.12,76
- Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998
- Насонкина С.А. Уроки этикета – СПб.: Изд-во Акцидент, 1995
- Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста,
- План-программа образовательно-воспитательной работы по программе «Детство»
- Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения»
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч. II, c. 18
- Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,
- Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста М.,2005
- Шелегин Н.Н. Книга про то, как уберечь себя и других от разных неприятностей и быть всегда здоровым и сильным. Учебное пособие для учащихся начальной школы. Новосибирск, Изд-во Новосиб. Ун-та, 1997г
- Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. М., 2005
- Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. Безопасность для малышей. М.,2003
- Щипицына Л.М. и др. Азбука общения. СПб . 1998
5.ПРИЛОЖЕНИЕ
Диагностика сформированности основ здорового образа жизни у детей.
Критериями сформированных представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни и валеологической культуре являются:
- наличие знаний о влиянии гигиены на здоровье человека, которые соответствуют истинным медицинским знаниям;
- отношение к своему здоровью, выражающееся в желании вести здоровый образ жизни, заниматься физкультурой, спортом; помогать товарищам, близким и другим людям в виде выражения внимания, сочувствия, нравственного поступка;
- применение полученных знаний о здоровье, культуре спорта, нравственных поступках в жизни.
- соблюдение правил поведения, способствующих сохранению и укреплению здоровья.
С учетом этого сформированность валеологической культуры старших дошкольников может характеризоваться следующими уровнями и их показателями:
Высокий - ребенок быстро, четко, по существу отвечает на заданные вопросы, называет важные процедуры, мероприятия, способствующие здоровью человека;
Средний - ответ не полон, имеется ограниченность представлений о необходимости гигиены в жизни каждого человека, о нравственных поступках;
Низкий - ребенок практически не понимает для чего необходимо вести здоровый образ жизни, фантазирует, придумывает;
Нулевой, отсутствие представлений - молчание, обусловленное незнанием.