Мастер-класс: «Гендерный подход в воспитании нравственных представлений старших дошкольников».
материал (подготовительная группа) на тему
Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских садов, и ученые-психологи, педагогики, нейрофизиологи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_master_klass.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №50 станицы Анастасиевского муниципального образования Славянский район
Мастер-класс: «Гендерный подход в воспитании нравственных представлений старших дошкольников».
Воспитатель 1 категории: Е.П. Марина
2017 г.
Основные задачи нравственного воспитания дошкольников, включают формирование у детей нравственных чувств, положительных навыков и привычек поведения, нравственных представлений и мотивов поведения.
С первых лет жизни формирование нравственных чувств в воспитании ребенка-дошкольника занимает большое место. Общение со взрослыми дает ребенку ощущение привязанности и любви к ним, глядя на них, у ребенка возникает желание поступать в соответствии с их просьбами, совершать поступки, которые доставят удовольствие и приятные минуты взрослым, a также избегать поступков, огорчающих близких людей, вызывающих их недовольство. В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.
Нравственные представления, сформированные еще в дошкольном возрасте, в дальнейшем служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей, а потом и взрослых, к тем или иным поступкам.
Воспитание нравственных чувств, формирование моральных представлений, привычек и мотивов поведения осуществляется в единстве и обеспечивает нравственное воспитание детей дошкольного возраста. В этом контексте на передний план выходит проблема дифференцированного подхода с учетом пола к нравственному воспитанию дошкольников.
В связи с социальными изменениями в современном обществе разрушаются традиционные стереотипы мужского и женского поведения. По этой причине воспитание дошкольников в соответствии с их полом является актуальной задачей педагогической работы. В обществе смешались половые роли мужчин и женщин. Это связано и с физическим проявлением этого смешения.
На фоне происходящих изменений в обществе меняются и дети: девочки с их внутренним состоянием, морально-нравственными позициями зачастую лишены скромности, нежности, терпимости, не умеют мирно сдерживать возникающие конфликтные ситуации и не ищут компромиссов, а мальчики, наоборот, не умеют отстоять свое мнение, точку зрения, защитить более слабого, часто сами слабы физически и эмоционально неустойчивы. Нередки случаи таких примеров, когда у мальчиков отсутствует уважение к девочкам, они не помогают им, не считая это нужным и возможным для себя, a, зачастую и думая, что это проявление слабости, а девочки не спешат помогать мальчикам, где нужна нежность и аккуратность.
Проблема воспитания с учетом гендерных особенностей позволяет по-другому видеть и детей, и сам процесс нравственного воспитания дошкольников. Эту проблему разрабатывают и специалисты-практики детских садов, и ученые-психологи, педагогики, нейрофизиологи.
К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных развивающих программ, которые способствовали бы оптимизации гендерного общения и формированию гендерной идентичности. Определенные элементы с учетом гендерного подхода существуют в современных программах.
Задачи мастер-класса:
•повышение компетентности педагогических работников;
•совершенствование образовательного процесса;
•создание развивающей предметно – пространственной среды.
1.Програмное обеспечение в воспитании нравственных представлений у дошкольников с учётом гендерного подхода.
Для формирования гендерной идентичности в воспитании нравственных представлений у дошкольников разрабатываются различные программы, например, программа В.В. Коломийченко "Социальное развитие детей дошкольного возраста". По мнению практиков, программа способствует формированию представления о мальчиках и девочках, о дружбе между ними, об отдельных феминных и маскулинных качествах, об особенностях поведения и взаимоотношениях людей разного возраста и пола в семье.
В практике детских садов городов России используются различные программы - "Детство", "Азбука общения", "Я - мальчик, я - девочка". Некоторые из них затрагивают разные аспекты социализации дошкольников, раскрывают отдельные стороны нравственного воспитания с учетом гендерных особенностей. Однако данная проблема, которая задает основу взаимоотношений между людьми, дифференцированными по признакам пола, требует дальнейшей конкретизации.
Программа совместной деятельности для детей младшего дошкольного возраста "Я мальчик, я девочка" Тетеновой Валентины Рудольфовны и Баяндиной Елены Васильевны, воспитателей МАДОУ "Детский сад № 6" г. Перми содержит в себе элементы гендерного подхода к воспитанию норма поведения дошкольников: учит детей различать свой пол; называть свои имя, фамилию; развивает мышление (сравнение); воспитывает культуру поведения, доброе отношение друг к другу.
Программа полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста "Мальчики и девочки" Шелухиной Ирины Петровны способствует благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста и формированию начал мужественности и женственности у дошкольников. В задачи программы входит формирование представлений детей о содержании социальных ролей мужчины и женщины; формирование эмоционально-положительного отношения к выполнению будущей социальной роли; формирование адекватной полу модели поведения.
Элементы гендерного подхода в системе нравственного воспитания дошкольников прослеживаются в реализации мероприятий начальной школы-детского сада № 92 "Медвежонок" г. Улан-Удэ Бурятии. Специалистом Утенковой Н.А. разработана тема "Народная сказка в системе воспитания дошкольников" (по материалам И.К. Зиминой). Данная тема закладывает основы нравственности, воспитывает моральные ценности с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям. Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими физическими и моральными качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Для девочек - это красная девица (умница, рукодельница.), а для мальчиков - добрый молодец, богатырь (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка является далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя с идеалом свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Сказка не дает прямых наставлений детям (типа "Слушайся родителей", "Уважай старших", "Не уходи из дома без разрешения"), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Таким образом, существующие программы разработаны на основе современной дошкольной педагогики и в соответствии с федеральными государственными принципами нравственного воспитания дошкольников.
Понятно, что реализация любой программы в отдельно взятом учреждении дошкольного образования не может проходить одинаково. Каждое учреждение составляет свою программу, план, в котором учитываются приоритетные для них направления работы. Часто это может осуществляться за счет объединения каких-то тем, варьирования содержания, формы и методов работы с детьми. Очевидно, что для всех дошкольных учреждений не может быть предложена единая модель планирования педагогической работы.
2. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда
Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная развивающая образовательная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль педагогов в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.
Вместе с тем, в психологических особенностях воспитания укоренен дисбаланс предметной среды в сторону преобладания «девчоночных» материалов и пособий, так как они ближе женщине-воспитателю, к тому же создают ощущение безопасности, в отличие от игрушек, которые предпочли бы мальчики.
Поэтому первоочередной задачей, стоящей перед воспитателями, является создание оптимально насыщенной (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостной, многофункциональной, трансформирующейся среды.
При проведении работы по воспитанию детей с учетом их гендерных особенностей воспитателю необходимо обратить внимание на следующее:
на привлекательность игрового материала и ролевой атрибутики с целью привлечения детей к отражению в игре социально одобряемых образцов женского и мужского поведения;
на достаточность и полноту материала для игр», в процессе которой девочки воспроизводят модель социального поведения женщины-матери;
на наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр – «путешествий», в которых для мальчиков предоставляется возможность проиграть мужскую модель поведения.
В детском саду поэтапно должны создаваться:
мини-среды мужского и женского труда, содержащие оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений (мастерских с наборами простых инструментов, фрагменты кухонного блока и ванной комнаты, столы для разделки продуктов и приготовления пищи, доски для глажения кукольного белья, салфеток и т.п., тазики для стирки кукольного белья, мытья игрушек, шкафы с посудой и др.);
куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами и аксессуарами, способствующими выполнению различных социальных ролей (кукла-мать, кукла-хозяйка, кукла-леди, кукла-мастер и т.д.);
схемы-действия, отражающие культурные эталоны поведения представителей мужского и женского пола; карточки-символы добра, красоты, честности, смелости, силы и т.п., обозначающие социально ценные качества мальчика и девочки; " и т.п.,
уголок красоты, позволяющий ребенку самостоятельно без посторонних глаз навести порядок во внешнем виде;
мини-среда светского этикета ("Театр", "Званый обед", "Концерт", "Незнакомые люди", "Прием гостей" и т.п.), где сосредоточены костюмы, шляпки, "бабочки", галстуки, цветы, книги и др., обеспечивающие возможность ребенку самостоятельно проигрывать разнообразные мужские и женские роли
Образовательная область | Содержание работы |
Физическая культура | 1.Физкультурные занятия с учетом гендерных особенностей 2. Физкультурный досуг «Мальчишки и девчонки, а также их родители» «А ну - ка, девочки!» «Мы парни бравые!» «Выше. Дальше. Быстрее». «Делай как я. Делай лучше меня» |
Социализация | Организация сюжетно – ролевых игр для мальчиков: «Шоферы», «Строители», «Пожарные», «Гараж», «Летчики», «Рыбаки», «Моряки», «Пограничники», «Космонавты», «Нефтяники», «Столяры», «Мастера», «Полиция». Для девочек: «Детский сад», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Театр», «День рождения», «Школа», «Показ мод», «Ателье» Создание макетов для режиссерских игр: для мальчиков: «Улицы города», «Фермерское хозяйство», «Конный двор», «Воинская часть», «Пограничная застава», «Древний мир», «Железная дорога». Для девочек: «Хозяюшка», «Салон красоты», «Сказочное королевство», Домик для «Барби», «Моя квартира», «Мой дом», «Сказочная страна». Дидактические игры «Я расту...», «Назови ласково», «Пустим имя по ветру», «С днем рождения», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Мои хорошие поступки», «Дарю подарки», «Поймай - скажи», «Кто что носит», «Найди правильно», «Моя семья», «Одень мальчика, одень девочку», «Кем быть», «Что общего, чем отличаемся», «Я такой, потому что…» Коммуникативные игры «Я знаю 5...», «Кто чем приметен», «А я такая. А я такой» , «Ласковые слова» |
Труд | Дидактические игры «Мир профессии» , «Кто работает в детском саду», «Кто чем любит заниматься» |
Познание | Этические беседы «С кем ты дружишь» «Дружба мальчиков и девочек» «Наши хорошие поступки» Познавательные занятия «Я и мое имя» «Вот такая я, вот такой я» «Расскажи о себе» «Мои умные помощники» «Кто такой «Я» «Я и другой: мы - разные» «Как я отношусь к другим детям» «Это ты, это я, это все мои друзья». «Мальчики - будущие мужчины» «Девочки - маленькие хозяюшки» «Я думаю, что я могу... Я знаю, что я могу!» «С кем ты дружишь» «Дружба мальчиков и девочек» «Страна игрушек» «Русские богатыри» «Никого роднее мамы в целом мире нет» «Папа для меня пример» «Моя семья» «Традиции моей семьи» «Мужчины и женщины в семье» «Мир профессий»
с тематическими картинками о профессиях взрослых о мужских и женских видах спорта
«Моя мама - самая лучшая» «Мой папа служил в Армии» |
Художественное творчество | Рисование «Моя любимая игрушка» «Мой друг» «Портрет моей мамы, бабушки» «Портрет моего папы, дедушки» «Все работы хороши - выбирай на вкус» Аппликация «Страна игрушек» «Одежда девочек, Одежда мальчиков» «Моя семья» Лепка «Секреты для мальчиков и девочек» Создание альбома и презентации (ИКТ) «Мужской и женский образ в искусстве» «Спортивные чемпионы» Рассматривание картин знаменитых художников образ женщины о русских богатырях Тематические выставки детских рисунков в группах и холле детского сада «Рисуют мальчики, рисуют девочки». Организация НОД с детьми по интересам – работа с деревом – мальчики, кулинария – девочки |
Музыка | Музыкальное развлечение «Из чего же сделаны наши мальчишки? Из чего же сделаны наши девчонки?». Музыкально - театрализованный конкурс «Модницы» «Богатыри» Утренник для мам, бабушек «Все начинается с мам». Утренник для пап, дедушек «Защитники Отечества». Концертные номера танцы в исполнении мальчиков: «Богатыри», «Солдаты», «Мушкетеры», «Моряки» и т.д. танцы в исполнении девочек: «Пошли девицы за водой», «Цыганочка» и т.д. |
Чтение художественной литературы | Чтение рассказов: «Новая кукла» Л. Воронкова «Моя бабушка» С. Капутикян «Мой дедушка» Р. Гамзатов «Мама» Ю. Яковлев «Мама» Н. Найденова «Эту песню мама пела» М. Карим «Мамина работа» С. Баруздин «О мальчиках и девочках» С.Маршак «Вместе тесно, врозь скучно» К,Ушинский «Добрая хозяюшка» В. Осеева «Помощники» Н. Калинина «Бабушка - забота» А. Барто «Кем быть?» В. Маяковский «Грипп», «Прививка» А. Барто «Мойдодыр», «Айболит» К. Чуковский «Сыновья» В. Осеева «А что у вас?» С. Михалков «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршак «Веревочка» А. Барто «Как Маша стала большой! Е. Пермяк «Заплатка» Н. Носов «Брат и младшая сестра» Э. Шим «Не смей» Э. Шим «Большие дела маленького Микиня» Ю. Ванаг «Твой дом» К. Мурзалиев Заучивание стихотворений: «Катя» А. Барто «Бабушкины руки» Л. Квитко «Мама, почему?» Г. Виеру «Мамин день» Г. Виеру «Вот так мама!» Е. Благинина «Если был бы я девчонкой» Э.Успенский «Помощница» А. Барто «Обида» Э. Мошковская Заучивание пословиц, поговорок о дружбе, взаимопомощи |
3.Роль семьи в воспитании нравственных качеств ребёнка с учетом гендерного подхода.
Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример.
Именно в семье дети постигают азбуку нравственности. Родителей нужно постоянно держать в курсе событий, знакомить с работой детского сада на открытых занятиях и мероприятиях, доводить до них информацию в "Уголке для родителей". Привлекать родителей для помощи в организации экскурсий, праздников, проводить дни открытых дверей, рассказывать детям о профессиях родителей, особенно о тех, которой могут обладать и женщины, и мужчины.
Родители должны больше уделять внимания нравственному воспитанию детей, поскольку в повседневной жизни постоянно и неизбежно возникают разнообразные проблемы, связанные с поведением и взаимоотношениями между людьми. Девочки в повседневной жизни срисовывают картинку поведения с мамы, а мальчики - с папы. Поэтому, при распределении обязанностей в семье очень важен пример родителей.
Работа с родителями:
Методы работы | Содержание работы |
Тестирование | |
Организация почтового ящика для родителей | «Ваши вопросы – наши ответы». |
Консультации | «Воспитание и развитие детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей» «Гендерное воспитание дошкольников» «Повышение роли отца (дедушки) в семье» «Повышение роли мамы (бабушки в семье)» «Что читать мальчикам и девочкам среднего дошкольного возраста?» |
Выпуск семейной газеты | «Я как папа» «Я как мама» |
Круглый стол | «Гендерные стереотипы и семья» |
Оформление наглядной информации | «Будущий мужчина», «будущая женщина». «Советы мамам и папам» |
Выставка поделок и рисунков детей совместно с родителями | «Умелые руки не знают скуки» |
Участие родителей в музыкально-спортивных праздниках | «Папа может всё что угодно» «Все начинается с мам». «Защитники Отечества». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников». Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников маст...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников
Организуя работу с детьми с использованием палочек Кюизенера, мы способствуем развитию умений сравнивать, считать, отсчитывать, знакомим с цифрами, закрепляем умение ориентироваться на плоскости, разв...
Мастер класс для педагогов "Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников"
МАСТЕР – КЛАСС «Игра в воспитании нравственных качеств дошкольников» 1 слайд представляю вашему вниманию мастер класс на тему «Игра в воспитании нравственных качеств дошко...
Мастер-класс «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников»
Использование палочек Кюизенера способствуют:Формированию понятия числовой последовательности, состава числа.Подводят к осознанию отношений «больше – меньше», «п...
Мастер-класс: «Палочки Кюизенера как средство развития математических представлений старших дошкольников».
Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению использования цветных палочек Кюизенера как средства развития м...