Консультация для воспитателей. «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
консультация по физкультуре
Консультация для воспитателей.
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 39.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 «Берёзка» общеразвивающего вида
Консультация для воспитателей.
«Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания»
Подготовила: Савельева Е.В.
г Гусиноозерск
2022год.
Консультация для педагогов:
"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в
процессе физического воспитания"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В. А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) обязывает нас «обеспечить развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических особенностей» (п. 2.1.ФГОС ДО), а так же «стандартным направлением для решения задач является охрана сохранения и укрепления здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия» («Общее положение об образовании» п. 1. 6.)
Развитие эмоциональной устойчивости детей дошкольного возраста обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:
- разработана методика, обогащающая основные формы физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях специально сконструированными и рационально подобранными средствами физической культуры, наполненными психологическим содержанием;
- в процессе физического воспитания обеспечивается индивидуально-дифференцированный подход к детям с различными уровнями проявления эмоциональной устойчивости;
- осуществляется специальная подготовка педагогов к использованию средств физической культуры с целью развития эмоциональной устойчивости дошкольников.
Эмоциональное здоровье дошкольников осуществляется в ряде мероприятий:
- релаксационные, дыхательные, оздоровительные гимнастики (для глаз, плоскостопия, осанки и др.)
- двигательные действия и задания;
- массажные упражнения;
- утренняя гимнастика;
- бодрящая гимнастика после сна;
- подвижные игры;
- развлечения и праздники;
- ОД.
Основной формой организованного обучения физическим упражнениям в дошкольном учреждении является ОД по физической культуре. Мотивы выполнения активных действий детей разнообразны. В основном преобладает мотив эмоциональной привлекательности в сочетании с фольклором.
Эмоциональная привлекательность осуществляется через:
- спортивное оборудование;
- нестандартное оборудование;
- яркость и привлекательность оборудования;
- сюжет мероприятия;
- музыкальное сопровождение;
- хоровое проговаривание текста (стихов, потешек);
- доброжелательность и эмоциональность педагога (голос, поведение).
В работе дошкольного учреждения для развития и сохранения эмоционального здоровья используются различные типы ОД:
1. Двигательно – творческие занятия, основанные на одном из видовустного народного творчества – потешках, загадках, стихах. При проведении физических упражнений используются 10 - 15 потешек или загадок двигательного характера, а так же задействуется сюжет одной или двух сказок, дополняя их потешками и загадками.
2. Сюжетные физкультурные занятия с «вкраплением», «вплетением» элементов фольклора. Эти занятия проводятся в форме «двигательного» рассказа или сказки.
3. Музыкально - ритмические занятия, основанные на русских народных плясках и танцах, играх и хороводах, с использованием русских песен и народных мелодий.
4. Игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр.
5. Познавательные занятия с использованием элементов фольклора.
Включение фольклора как элемента ОД оживляет процесс обучения, делает его доступным детям дошкольного возраста.
В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применяться нетрадиционные средства физического воспитания детей: элементы йоги, занятия на фитболах, ритмическая гимнастика, как одна из эффективных форм обучения ребёнка по умению чувствовать своё тело и управлять своим мышечным тонусом. Занятия ритмической гимнастикой повышают функциональные возможности сердечно-сосудистой, нервной и дыхательной систем, развивают координацию и музыкальность, гибкость и пластику движений.
Цель ритмических занятий: создать положительный психологический настрой, повышать эмоциональный уровень, способствовать развитию мышления, воображения; развить творческие способности ребенка; укрепить здоровье.
Ритмическую гимнастику хорошо использовать как утреннюю зарядку – музыка, ритм очень нравятся детям и дают максимальный заряд бодрости.
Во время ОД по физической культуре у ребенка улучшается настроение, появляется чувство радости, удовольствия.
Движения, даже самые простые, дают пищу детской фантазии, развивают творчество, которое является высшим компонентом в структуре личности, представляет собой одну из наиболее содержательных форм психической активности ребёнка. Двигательное творчество раскрывает ребёнку моторные характеристики собственного тела, формирует быстроту и лёгкость в бесконечном пространстве двигательных образов, учит относиться к движению, как к предмету игрового экспериментирования. Кроме того, в процессе двигательной деятельности формируется самооценка дошкольников: ребёнок оценивает своё «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.
Гимнастика и ОД с использованием фитболов относиться к одному из видов фитнес- гимнастики. В настоящее время мячи различной упругости, размеров, веса используются в спорте, педагогике и медицине.
Мяч имеет определенные свойства, используемые для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость. Мячи могут быть не только разного размера, но и цвета. Ведь известно, что цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека. Теплый цвет (красный, оранжевый) повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы, а значит, повышает эмоциональное состояние детей. Этот цвет обычно выбирают активные дети с холерическими чертами.
Холодный цвет (синий, фиолетовый) успокаивает. Его выбирают дети с флегматичными чертами, спокойные, чуть заторможенные, инертные. Желтый и зеленый цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма. Так, коричневая и черная окраска снарядов создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы, которые окрашены в белый и желтый цвета.
Для детей с ослабленным эмоциональным развитием необходимо проводить упражнения с речевым сопровождением, при проговаривании различных стихотворных текстов. Ритм стихов помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Эмоциональность голосапедагога дают заряд эмоциональности детей.
Но самым главным для сохранения эмоционального здоровья (по моему мнению), это общение с родителями. Организовываем совместные мероприятия для детей и родителей: веселые старты, спортивные развлечения (которые всегда заканчиваются совместным чаепитием).
Спортивные праздники и ОД по физической культуре оказывают сильное влияние на развитие эмоционального интеллекта, так как здесь как нигде в другой деятельности тренируется сила воли, умение мотивировать себя на достижения. Развивается искусство поддержки взаимоотношений со сверстниками, соблюдая правила игр и поддерживать их в трудной ситуации.
А так же развивается способность детей чувствовать свое тело и управлять им, что является базовым фундаментом эмоционального здоровья дошкольников.
Жизнь без эмоций также невозможна, как и без ощущений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитеие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания.
Конспект НОД по физической культуре в средней группе "Путешествие в лес"....
Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе физической деятельности в соответствии с ФГОС ДО.
Выступление на педагогическом совете«Познавательное развитие детей дошкольного возраста в разных видах деятельности в соответствии ФГОС ДО»по теме: Познавательное развитие детей дошко...
Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
УВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯЭМОЦИОНАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВВ РАБОТЕ ИНСТРУКТОРА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ...
Консультация для педагогов "Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания"
В консультации описываются средства и методы эмоционального развития....
План по самообразованию музыкального руководителя «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах»
Актуальность своей работы считаю в том, что занятия в оркестре шумовых и ударных инструментов и развитие музыкально-ритмических способностей способствует общему эмоциональному развитию; умственных спо...
"Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста в процессе игры в оркестре"
В статье раскрыто значение игры на музыкальных инструментах для развития детей дошкольного возраста...
Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания
Дошкольный возраст является значимым этапом становления способностей человека – двигательных, познавательных, творческих. Поскольку связан с созреванием необходимых для их развития органических ...