Творческий проект "Сила и грация"
проект по физкультуре (старшая, подготовительная группа)
Данная работа посвящена знакомству с фитнес - тренировкой и ее влиянию на формирование силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста. Для физического развития детей применяются различные формы и методы нетрадиционного направления по физическому воспитанию. Такие как фитнес – тренировка - силовая тренировка (упражнения с предметами) основная составляющая фитнес режима. Физические упражнения сопровождаются отягощением и сопротивлением, применять их можно в вводной и основной части НОД. Все физические качества развиваются специальными физическими упражнениями и ОВД, в соответствии тому или иному виду спорта.Следовательно, организм детей укрепляется и оздоравливается.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sila_i_gratsiya.docx | 297.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальная научно-исследовательская конференция дошкольников
«Я – исследователь»
Сила и грация
Автор проекта:
Лысенко Елизавета Сергеевна,
воспитанница подготовительной группы
МАДОУ «Ягодка».
Руководитель проекта:
Щелканова Жанна Юрьевна
инструктор по физической культуре
МАДОУ «Ягодка»
город Лабытнанги
2022 год
АННОТАЦИЯ
Данная работа посвящена знакомству с фитнес - тренировкой и ее влиянию на формирование силовых качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Положительным фактором этой работы можно считать то, что ребёнок с большим удовольствием познавал фитнес-тренировки, в которых сочетаются разные виды, формы двигательной деятельности и направления фитнеса.
В связи с климатическими условиями НОД в основном проводится в спортивном зале. Физическое воспитание в ДОУ разнообразно. Для физического развития детей применяются различные формы и методы нетрадиционного направления по физическому воспитанию. Такие как фитнес – тренировка - силовая тренировка (упражнения с предметами) основная составляющая фитнес режима. Упражнения с элементами акробатики, спортивной гимнастики также способствуют развитию силы. Для успешного развития детей с повышенной активностью используются динамические и статические упражнения - нетрадиционные элементы с отягощением: эспандеры, резинки, отяжелители для рук и ног. Физические упражнения сопровождаются отягощением и сопротивлением, применять их можно в вводной и основной части НОД. Все физические качества (скорость, сила, координация, гибкость, выносливость, скоростно- силовые качества) развиваются специальными физическими упражнениями и ОВД, в соответствии тому или иному виду спорта.
Специальные физические упражнения:
- бег на месте с натяжением резинки на груди, у шведской стенки;
- прыжки вверх, вперед с утяжелителями на ногах, в соответствии с возрастом вес отяжелителей;
- натяжение эспандеров и резинок, руками и ногами поочередно- упражнение «Лыжник»;
- силовые упражнения в горизонтальном и наклонном положении туловища (отжимания, подтягивания, подъем туловища с положения лежа);
Воздействие на одно из физических качеств оказывает влияние и на остальные. Характер и величина этого влияния зависят от особенностей применяемых нагрузок и уровня физической подготовленности обучаемого. Следует учитывать, что наивысшая степень проявления одного из физических качеств может быть достигнута лишь при определенной степени остальных. Поэтому формируем и развиваем физические качества детей старшего дошкольного возраста средствами фитнеса в необходимом соотношении.
Следовательно, организм детей укрепляется и оздоравливается.
ВВЕДЕНИЕ
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребенка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственной и физической активности. Физическая нагрузка уменьшается и по другим причинам: некоторые родители чрезмерно увлекают своих дочерей и сыновей (занятия по убучающим компьютерным программам, посещение различных кружков) в ущерб их физическому развитию. Именно поэтому возрастает значимость детского сада во всестороннем физическом развитии детей. Добиться высокого качества освоения основных видов движения (ОВД) детьми и большого оздоровительного эффекта на традиционных занятиях весьма затруднительно, поэтому побуждает к поиску новых форм и методов нетрадиционного направления работы по физическому воспитанию в детском саду.
В настоящее время в ДОО используются фитбол гимнастика, стретчинг гимнастика (по программе «Радуга движений»– средний старший дошкольный возраст), фитнесс тренировки (с одаренными детьми - старший дошкольный возраст), для формирования силовых качеств детей-скоростная, силовая, скоростно-силовая выносливость. Однако основную нагрузку в плане физического развития выполняют НОД.
Как сделать НОД развивающей, познавательной, интересной? Существуют различные способы реализации здоровьесбережения.
Распределение детей по степени физической подготовленности в группы с различными уровнями двигательной активности (ДА). Показатели ДА определяются индивидуально-типологическими особенностями ЦНС физическо го развития ребенка, степенью самостоятельности, устойчивостью интересов к определенным играм, педагогическим воздействиям.
Можно выделить группу со средним и высоким уровнем двигательной активности (ДА) и хорошей физической подготовленностью и группу детей с низким уровнем ДА и слабой физической подготовленностью. В каждой используются свой набор игр и упражнений в основных видах движений. Разделение на группы по степени физической подготовленности позволяет чувствовать себя социально комфортно по отношению к другим, а освоение двигательных умений дает возможность самовыражения.
Акцентировать внимания на качестве выполнения физических упражнений и осознание их значимости для здоровья. Такая форма работы направлена на закрепление техники выполнения упражнений, свободное и непринужденное выполнение упражнений. Правильно выполняемые упражнения положительно влияют на работу органов и систем, тренируют организм, приучают к двигательной активности, обеспечивают безопасность при осуществлении двигательных действий.
Оптимизация двигательной деятельности детей как одно из условий, обеспечивающих развитие двигательной сферы. Оптимизация двигательной деятельности может быть достигнута:
- за счет проведения новых здоровьесберегающих технологий по формированию физических качеств;
- рациональное сочетание разных видов занятий и форм двигательной деятельности (различные направления оздоровительных видов гимнастики: ритмическая, дыхательная, силовая, стретчинг – гимнастика, элементы акробатики)
- фитнес – тренировка
Что такое фитнес - тренировка?
Как и любое занятие по физической культуре состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Продолжительность занятия от 20 -35 мин. В зависимости от физической подготовленности детей
Вводная часть направлена на организацию занимающихся, формирование психологического настроя, это достигается с помощью специальных упражнений: различные ходьбы, бега, прыжков.
Основная часть включает силовую тренировку – важную составляющую любого фитнес режима. Она способствует наращиванию мышечной массы, помогает поддерживает нормальную массу тела. Силовая тренировка включает упражнения с предметами (авторские утяжелители, резиной, эспандеры), упражнения с атлетическими мячами, сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимания от пола), качание пресса, подтягивание. Обучение основным видам движения (ОВД).
Элементы акробатики, спортивной гимнастики (упражнения на гимнастической лестнице, подлезание, кувырки с использованием различного оборудования) также способствуют развитию силы. Очень интересная силовая тренировка в виде комплекса прыжков через предметы разными способами.
Подвижные игры – одна из составляющих основной части тренировки. Они подбираются с учетом сложности двигательнох действий и интереса для детей
В заключительной части тренировки – восстановление организма после физических нагрузок, переход к другим видам деятельности (дыхательные упражнения, игрового стретчинг, упражнения на релаксацию.)
Физические качества проявляются через определенные двигательные навыки, а двигательные навыки формируются при наличии определенных физических качеств.
От развития силы зависит в значительной степени развитие физических качеств -быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, скоростно- силовые качества. Физические упражнения, укрепляющие основные мышечные группы и позвоночник, направлены на постепенное развитие силы.
По мере усвоения детьми упражнений на формирования силовых качеств они могут в подвижных и спортивных играх.
Таким образом, решаются проблемы оздоровительной направленности и формирования физических качеств. Осуществляется индивидуально-дифференцированный подход, учитываются психические особенности детей.
Предлагаемые в проекте фитнес-тренировки помогают формировать силовые качества, в определенной степени развивают остальные физические качества, а также обогащают физические навыки детей средствами фитнеса.
Цель моего проекта: сохранение и укрепление здоровья детей нетрадиционными средствами фитнеса.
Объектом моего исследования стали ребята подготовительной группы, участники эксперимента.
Предметом является уровень развития физических качеств.
Гипотеза: если мы будем регулярно заниматься фитнес- тренировками, то наши физические качества улучшатся (повысится уровень физической подготовленности).
Чтобы достичь цели я поставила себе ряд задач:
- познакомиться с фитнес-тренировкой;
- изучить влияние новых (специальных) упражнений на развитие физических качеств детей;
- укрепить здоровье и повысить уровень нашей физической подготовленности;
- привить интерес к фитнес – тренировке.
В работе над проектом были использованы методы и приёмы: наблюдение, беседа, объяснение, словесный, игровой, соревновательный методы, тесты для определения физических качеств (сила, скоростно-силовые, выносливость, быстрота)
По окончании проекта мною были получены следующие результаты:
- узнала о фитнес тренировках;
- познакомилась со снарядами, которые помогут нам стать сильными;
- усвоила, что от развития силы зависит развитие физических качеств – быстрота, прыгучесть, выносливости, ловкости;
- укрепила свои физические качества с помощью новых упражнений и подвижных игр на развитие силы;
Экспериментальным путем доказала, что физические качества можно развивать с помощью специальных физических упражнений и подвижных игр силовой направленности.
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ
Для всех людей во всем мире сегодня является главной задачей сохранение и укрепление здоровья. Как важно сейчас активно заниматься физкультурой и спортом - это залог здоровья.
Все женщины хотят быть стройными и красивыми. Моя мама 3 раза в неделю ходит на фитнес. Она мне показала, какие упражнения там выполняет и, я заметила, что они очень похожи на те, что мы делаем с Жанной Юрьевной в спортивном зале. Жанна Юрьевна - инструктор по физической культуре в нашем детском саду. Все ребята очень любят её занятия, потому что там весело и интересно, а ещё мы знаем, что физкультура помогает быть нам здоровыми и сильными.
Я решила спросить у Жанны Юрьевны, мы занимаемся фитнесом или наши упражнения называются как-то по-другому? Она мне рассказала, что на занятиях использует разные виды тренировок, том числе и фитнес. Мне захотелось узнать какие бывают виды фитнес-тренировок и как они влияют на наш организм.
Я выдвинула гипотезу: если мы будем регулярно заниматься фитнес-тренировками, то мы станем сильнее, быстрее и более ловкими.
Цель моего проекта: изучить влияние фитнес-тренировок на сохранение и укрепление здоровья детей.
Чтобы достичь цели я поставила себе ряд задач:
- познакомиться с видами фитнес-тренировок;
- изучить влияние новых (специальных) упражнений на развитие наших физических качеств;
- укрепить здоровье и повысить уровень нашей физической подготовленности;
- вызвать интерес к фитнес – тренировке у мальчиков и девочек с моей группы.
Вместе с мамой мы читали статьи про фитнес-тренировки, я беседовала с ребятами, наблюдала за ними на занятиях и рассказывала про фитнес, на занятиях у Жанны Юрьевны мы применяли игровой и соревновательный методы и проводили тесты для определения физических качеств (сила, скоростно-силовые, выносливость, быстрота).
Фитнес (соответствие) появился в нашей стране в 90-е года 20 века. Фитнес означает сочетание различных спортивных упражнений, физкультурных занятий и прочих способов улучшения здоровья. Детский фитнес - это детская физкультура, под специально подобранную музыку, которая развивает мышцы и укрепляет организм.
В детском фитнесе есть несколько направлений:
- ритмическая гимнастика. Движения выполняются под музыкальное сопровождение, в такт музыки;
- зверобика. Для детей до 3 лет. Малыши повторяют за педагогом упражнения, которые копируют повадки животных.
- логоритмика. Здесь выполняются упражнения и произносятся звуки, стихотворения небольшого размера. Развивается речь, физическая сила, выносливость и правильное дыхание;
- фитбол-гимнастика. Упражнения выполняют с помощью специального мяча – фитбола. Движения снимают напряжение с позвоночника, тренируют мышцы спины, пресса и таза;
- стэп-аэробика. Упражнения делают под ритмическую музыку для развития и укрепления крупных мышц, они выполняются непрерывно, развивая выносливость и координацию движений.
- игровой стретчинг. Упражнения на растяжку разных мышц, связок, сухожилий. Уменьшается риск травм.
Мы в саду с Жанной Юрьевной занимаемся фитнесс – тренировками в них сочетаются разные виды упражнений и направлений фитнеса. Силовая тренировок-основа фитнес-режима. Она включает упражнения с предметами (гантели, эспандеры, резина, утяжелители), упражнения с атлетическими мячами, на гимнастической лестнице, отжимания от пола, подтягивание - развивают силу (сила- это способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противостоять ему за счет мышечных усилий) . Играем в игры и игровые упражнения на силу: «Перетягивание соперника за одноименные руки», «Стенка на стенку», «Наседка и коршун» (приложение 1)
Интересней и увлекательней было выполнять упражнения с утяжелителями, которые нам сшили в детском саду, мы их сами с ребятами наполняли солью. Я с мамой дома наполняла для рук, а ребята в саду для ног. Они разного цвета и веса. Для рук вес -200 гр., для ног -300 гр. Жанна Юрьевна нам рассказала, что различные цвета по- разному воздействуют на человека. Мы выбрали желтый (для рук) и зеленый цвет (для ног) способствует проявлению выносливости. Теплый цвет (красный и оранжевый) повышает активность, его выбирают активные дети. Холодный цвет (синий и фиолетовый) успокаивает, выбирают спокойные дети. Велика роль цветов в предупреждении травматизма. Так черная и коричневая окраска снарядов (гиря, гантели) создает впечатление, что они тяжелее, чем предметы белого и желтого цвета. Эту систему разработал Фабер Биррен.
Мне стало интересно узнать, насколько наши физические качества улучшатся и повысится уровень физической подготовленности, если мы будем заниматься детским фитнесом. На протяжении трех месяцев (октябрь, ноябрь, декабрь) мы проводили эксперимент. В нем участвовали 4 девочки и 4 мальчика (со средним и высоким уровнем физической подготовленности).
Мы с ребятами на тренировке под контролем Жанны Юрьевны старались выполнять все новые (специальные) упражнения правильно и следить за осанкой (красота в движении – это грация). После выполнения этих упражнений необходимо сделать упражнения в висе и на растяжку, чтобы не было травм:
- прыжки вверх, из глубокого приседа;
- прыжки вперед, на одной ноге с продвижением вперед;
- прыжки через препятствия на одной и двух ногах (мячи, модули);
- метание мешочка одной рукой из-за головы;
- метание мяча в цель (правой, левой рукой, с увеличением веса мяча;)
- бег на месте с натяжением резинки на груди;
- натяжение резины руками, затем ногами упражнение «Лыжник» (приложение 2)
Увидеть насколько мы стали сильнее и выносливее можно из результатов наших тестов:
- Метание набивного мяча
- Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
- Подъем туловища из положения лежа
- Прыжок в длину с места
- Бег 10 м. сходу (приложение 3)
Занимаясь фитнес - тренировками, мы с ребятами не только познали новые и полезные упражнения, но и укрепили здоровье.
Заключение
Здоровье – это большой труд на протяжении всей жизни человека. Стать сильными и сохранить свое здоровье нам могут помочь следующие правила: гимнастика по утрам, обтирание влажным полотенцем, фитнес - тренировки, правильное питание (на завтрак-творог, сыр, яйцо, каша; на обед-суп, салат и мясо); есть в одно и тоже время; гулять на свежем воздухе.
Фитнес- тренировки способствуют развитию силы, от развития силы зависит развитие физических качеств детей: быстроты, ловкости, прыгучести, координации; укреплению их здоровья и улучшению их физического развития; формированию правильной осанки, умению общаться в коллективе.
Благодаря своему проекту я поняла, что занимаясь детским фитнесом, можно улучшить физические качества и повысить уровень физической подготовленности. Ведь это очень увлекательно, интересно и полезно для здоровья. И теперь разноцветные утяжелители будут у всех ребят в нашей группе.
Мы подготовили буклеты, как сшить утяжелители в домашних условиях, которые помогут стать здоровыми и сильными.
Моя гипотеза подтвердилась.
Мы принимаем активное участие в саду в спортивных мероприятиях и праздниках, городских соревнованиях. Хорошая физическая подготовка поможет нам в сдаче тестов Всероссийского физкультурного-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Источник: https://kidteam.ru/detskiy-fitnes-programma-dlya-doshkolnikov.html
- Кучма И.И. Олимпийские игры в детском саду. Волгоград: ИТД «Корифей». - 96 с
- Муравьева В.А., Назарова Н.Н. Воспитание физических качеств детей дошкольного и школьного возраста: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 112 с.
- Овчинникова Т.С, Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников. – С.П.б: Речь; М.: Сфера, 2009. - 176 с.
- Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2009.- 96 с.
- Сулим Е.В. Детский фитнес. Физическое развитие детей 5-7 лет. – М.: Т.Ц. Сфера, 2018. – 160 с.
Приложение 1
Формирование физических качеств дошкольников
Игры и игровые упражнения для развития силы
- Столкнуть партнера с места ударом ладони.
- Перетолкнуть соперника без помощи рук (разрешаются обманные движения)
- Перетянуть соперника через черту движением вперед.
- Удержание соперника в круге 15 -30 сек.
- Перетягивание соперника за одноименные руки (в пределах 1-2 м.)
«Бой на границе» Игроки развиваются на пары. Каждая пара стремится вытолкнуть или вынести любым другим способом соперника за линию круга
«Наседка и цыплята» Игроки от 5-12 человек стоя в колонну друг за другом, удерживая вперед стоящего за пояс, пытаются обманными движениями уйти от коршуна.
«Наседка», основной игрок команды, расставив руки, передвигается, не подпускает коршуна.
Эстафета. Игроки сидят друг напротив друга. У первого игрока мяч. По команде все, поднимают ноги прокатывают его вперед, последний поднимает мяч и бежит на место первого.
Упражнения, развивающие скоростно-силовые способности (прыгучесть)
- Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с максимальным усилием;
- Прыжки на обеих ногах (в приседе) с продвижением вперёд 15 - 20 м;
- Прыжки на обеих ногах через препятствие с последующим быстрым и мощным прыжком в длину с приземлением на гимнастический мат
- Спрыгивание с повышенной опоры 30-50 см с приземлением на слегка согнутые в коленном суставе ноги и быстрым и мощным прыжком в длину с приземлением на гимнастический мат ;
- Прыжок в длину с места через препятствие высотой 50-70 см (натянутая резиновая лента), установленное на расстоянии 1 м от места отталкивания ;
- Прыжки в длину с места через ленту (верёвочку);
- Прыжки в длину с места на дальность (проводятся в виде соревнований между воспитанниками);
- Подвижные игры
Челночный бег
БЫСТРОТА – способность человека выполнять движения в кратчайшее время. Физическое качество «Быстрота» развивается в:
- беге из различных исходных положений
- беге с низкого и высокого старта
- беге «змейкой» и с ускорением
- ходьбе
- прыжках
- подвижных играх
- эстафетах
УПРАЖНЕНИЯ
- Развивающие быстроту двигательной реакции
- Развивающие стартовую скорость
- Развивающие максимальную скорость бега
- Развивающие скоростную выносливость
Развивающие силу мышц ног
Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа
Тестовое испытание предназначено для определения уровня развития силы и силовой выносливости мышц рук.
И. п. — упор лёжа на полу. Кисти рук на ширине плеч, пальцы вперёд, локти разведены не более чем на 45 градусов.
Ноги вместе, стопы упираются в пол без опоры. Плечи, туловище, ноги составляют прямую линию.
Сгибание рук выполняется до лёгкого касания грудью пола, не нарушая прямой линии тела, разгибание - до полного выпрямления рук в локтевых суставах при сохранении той же прямой линии.
Выполнив разгибание рук, необходимо зафиксировать исходное положение
на 0,5 с, затем продолжить выполнение упражнения. Засчитывается количество правильно выполненных сгибаний и разгибаний рук, фиксируемых счётом судьи.
Подтягивание из виса, лѐжа на низкой перекладине
Подтягивание из виса, на высокой перекладине
Смешанное передвижение 1 км (выносливость)
- Бег с равномерной скоростью (в равномерном темпе) 1 км.
На начальном этапе подготовки каждые 100 м дистанции следует пробегать за 30-35 с, затем по мере тренированности - за 22-26 с.
- Повторный бег на отрезках от 200 до 600-800 м с интервалами отдыха, обеспечивающими восстановление организма ребенка от повторения к повторению (длительность интервалов отдыха планируется в зависимости от самочувствия занимающихся). Например: бег 2 раз по 200 м; бег 2 раза по 500 м.
Паузы между пробежками заполняют ходьбой с выполнением дыхательных упражнений.
- Бег с неоднократным изменением скорости на дистанции. Например: бег с равномерной скоростью 1 км с ускорениями по 150 м в середине и конце дистанции.
Количество и продолжительность ускорений на дистанции, места ускорений и скорость на них могут быть определены педагогом или выполняться по самочувствию самих занимающихся.
- Эстафетный бег с этапами 300-500 м. с осторожностью относимся к бегу. Уточнить физические возможности каждого ребенка.
Обращать внимание на чистоту пульса и уметь правильно восстанавливать дыхание при помощи специальных упражнений.
Наклон вперед, из положения, стоя (гибкость)
Поднимание туловища из положения, лежа на спине (сила, силовая выносливость)
Приложение 2
Метание набивного мяча
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Подъем туловища из положения лежа
Прыжок в длину с места
Бег 10 метров сходу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Грация и мужество
Гендерный - полодифференцированный подход в физическом воспитании детей дошкольного возраста."Природа и воспитание должны взаимодействовать в сложном процессе создания половых различий" Д. Пери....
Комплекс "Грация"
Если у вас возникают неприятные ощущения при поворотах головы, боли в шейном отделе позвоночника – этот комплекс для Вас....
Авторская программа по дополнительному образованию кружок «Грация»
«Степ – аэробика в физическом воспитании старших дошкольников»Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной целью которой является всестороннее развитие ребенка. О...
Конспект занятия кружка художественной гимнастики «Грация». Тема: «ВОЛШЕБНЫЕ ЛЕНТОЧКИ».
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение"Детский сад № 1" компенсирующего вида г. Саров, Нижегородской области Конспект занятия кружка художественной гимнасти...
Физкультурное занятие в подготовительной группе с учетом половой дифференциации «Грация и сила»
Физкультурное занятие в подготовительной к школе группе с учетом гендерного воспитания...
Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики
Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...
Программа по обучению детей дошкольного возраста художественной гимнастике "Грация"
Предложенная программа решает обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Программа ориентирована на детей среднего и старшего дошкольного возраста...